Аннотация: Эта книга о человеке и времени, о силе и совести, о вечном противостоянии идеалов и реальности.
Владимир Великий
О жизни между строк
Владимир Великий
О жизни между строк
(размышления о судьбе цивилизации)
Штутгарт / 2025 / Авторское издание
Научно-популярное издание
Печатается в авторской редакции
Великий Владимир
О жизни между строк (размышления о судьбе цивилизации). Штутгарт: Авторское издание. 2025. 195 с.
ISBN 978-3-00-084965-7
Сквозь призму истории, политики, культуры и философии книга отвечает на главный вопрос: может ли человечество обрести моральное равновесие в мире власти и неравенства?
Владимир Великий
Авторское издание
Штутгарт - 2025
(C) Владимир Великий, 2025
Все права принадлежат автору. Без письменного разрешения автора воспроизведение книги или ее частей в любой форме запрещено.
ISBN 978-3-00-084965-7
СОДЕРЖАНИЕ
Вместо предисловия .............................................................................
От автора ................................................................................................
Раздел I. ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ВЕКОВ
1. Homo sapiens: насколько разумен человек?................................
2. Главные человеческие пороки........................................
3. Двуличие человека: природа и проявления........................
Раздел II. ВЛАСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ: СОЮЗ ИЛИ ПРОТИВОСТОЯНИЕ?
1. Истоки власти: от вождя племени до бюрократии................
2. Власть и общество в исторической ретроспективе...............
3. Элита и каста: как рождается социальная иерархия..............
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу, исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
Статья 19.
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Всеобщая декларация прав человека (официальный текст).
Утверждена и провозглашена 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций. - М.: "Права человека", 1996. - с. 10.
75-летию автора посвящается...
Я все равно приду в ум человеческий.
Приду очень поздно. Приду навсегда.
Владимир Великий
От автора
Новая книга Владимира Великого "О жизни между строк: размышления о судьбе цивилизации" - это не учебник и не хроника, а приглашение к размышлению. Автор стремится рассмотреть судьбу общества через призму моральных и интеллектуальных категорий, соединяя личный опыт наблюдения с анализом исторических закономерностей.
Представленные размышления не претендуют на абсолютную истину.
Скорее, они призваны побудить читателя к диалогу - внутреннему и общественному, к поиску смыслов, которые формируют не только прошлое, но и будущее человечества.
Особенность книги заключается в её необычной форме. Автор излагает материал в виде развернутых тезисов: каждая мысль может существовать отдельно, но вместе они складываются в многомерную картину истории и общества.
Ещё одна важная черта книги - её "безымянность". Создатель научно-популярного труда сознательно отказывается от идеи героизации конкретных исторических фигур. По его мнению, человечество до сих пор не выдвинуло истинных лидеров, которые соответствовали бы высоким нравственным критериям и могли бы воплотить в себе идеал человеческих ценностей. Попытки создания такого образа предпринимались многократно, но чаще всего они оборачивались разочарованием. Вожди и правители нередко скатывались в мир вседозволенности и примитивных инстинктов или превращались в безжалостных "палачей истории".
Таким образом, книга не только задаёт острые вопросы, но и подталкивает к поиску ответов: может ли общество когда-либо породить лидера, личностей, способных выйти за пределы эгоизма и власти, и есть ли у человечества шанс преодолеть собственные заблуждения?
Автор смотрит на историю без партийных линз и классовых клише. Его позиция - общечеловеческая: ни идеологии, ни вождям он не служил. Он прошёл через разные эпохи - партийную диктатуру, время тотального дефицита и связей, период вседозволенности и бандитизма, затем - эру массовой апатии и интеллектуального упадка. И во все эти времена он оставался верен своим принципам: не подстраиваться под моду времени и не подыгрывать правящей верхушке.
За это "неподчинение" ему приходилось расплачиваться. Молодого офицера поместили в "психбольницу" за высказанное мнение о коррупции в армии и о бессмысленности ввода войск в Афганистан. Позже партийный комитет института исключил его из партии за "непонимание перестройки" и "неправильные отношения с коллегами", независимость в научной среде.
Прожитые годы лишь усилили уверенность в собственных взглядах: инакомыслие - не преступление, а форма поиска и сопротивления системе, которая редко служит интересам простых людей. Инакомыслие - прародитель настоящего народовластия; это спор, порыв к новому, который не позволяет человеку стать послушной марионеткой.
При этом я никогда не считал себя жертвой. Я лишь старался жить так, чтобы не совершать ошибок, быть честным перед собой и перед людьми. Моё отличие от многих современников - в стремлении использовать свой разум и опираться на нравственные правила, усвоенные в детстве.
Опыт убеждает меня: настоящий историк и писатель не должны служить власти, какой бы она ни была. Их задача - анализировать, осмысливать и говорить правду. Разум и идеалы личности вечны, и никакая власть не способна уничтожить их. Настоящая ценность человека измеряется не богатством, а духовными и интеллектуальными достижениями. В конечном счете полезность ума, как и ценность того или иного произведения, определяет народ, потомки, но ни в коем случае правящие режимы или кучка нуворишей.
Сочетание и переплетение литературного труда, а также изучения прошлого человеческого общества - есть синтез жизненного пути автора. Это единое целое, притом неразрывное и неподкупное. Он никогда не вел двойную игру, не был бизнесменом ни от истории, ни от литературы. За доллар свое прошлое, как и прошлое дедов, не продавал. Он всегда был выше презренного мира, в котором правят деньги.
История - это не только хроника вождей и партий. Это, прежде всего, жизнь наших предков - родителей, дедов, земляков. Осуждать их, принижать их опыт - значит лишать себя корней. Каждая эпоха уникальна и по-своему велика.
Прошлое нельзя победить или отменить. Оно живет в духовном наследии ныне живущих, в Малой родине - месте, где начинается история каждого человека. Забвение прошлого ведет к утрате будущего.
К сожалению, история часто становится заложницей политических манипуляций. Прошлое искажалось, подвергалось клевете, целые поколения объявлялись "ошибкой". Такая избирательная память разрушает связь между родителями и детьми, рождает недоверие и ненависть. История пишется не только чернилами, но и человеческой кровью.
Поэтому главный принцип моего творчества - писать только правду. Не искажать историю ради выгоды или идеологии. Оставаться честным перед совестью и временем. Ведь суд истории и суд совести никто и никогда не отменит.
Раздел I. Человек в зеркале веков
1. Homo sapiens: насколько разумен человек?
Вступление
Мы привыкли гордо называть себя "Человек разумный". Но всё чаще возникает вопрос: а насколько этот титул заслужен? Мы строим города и запускаем ракеты, но продолжаем воевать, уничтожать природу и разрушать самих себя. Может быть, мы лишь на пути к человеку в подлинном смысле этого слова?
Вечный поиск человека
С древнейших времён мыслители спорят о сущности человека. Истина до сих пор не найдена. Человечество колеблется между восхищением собой и глубоким разочарованием.
Истина, похоже, где-то посередине. Человек способен на великое, но в то же время нередко проявляет худшие стороны своей природы.
Природа и человек: кто совершеннее?
На протяжении тысячелетий человечество достигло колоссального технического прогресса. Но духовное развитие явно отстаёт. Войны, разрушение природы, бездумное потребление ресурсов - всё это говорит о том, что Homo sapiens не слишком далеко ушёл от каменного века. Вожделение, жажда власти и алчность по-прежнему движут большинством, все еще управляют миром. Следствие - деградация человечества.
В то время как человек претендует на звание "венца природы", сама природа демонстрирует куда более гармоничное устройство. Минеральное, растительное и животное царства существуют миллионы лет без вмешательства человека, следуя законам, которые мы только начинаем постигать.
Животные во многом показывают пример. Они живут в согласии с миром, быстрее чувствуют опасность, умеют сотрудничать и действуют рационально. Их "цивилизация" гораздо чище: нет войн, тунеядцев и разрушителей.
Иногда именно животные становятся примером подлинной цивилизованности.
Интеллект: не только человеческая привилегия
Ученые давно выяснили: мышление и эмоции есть не только у людей.
Слоны, дельфины, шимпанзе, вороны и даже свиньи демонстрируют поразительные способности к обучению, коммуникации и решению задач. Иногда они превосходят человека в отдельных видах деятельности.
Природа знает примеры удивительного сотрудничества: вороны и волки делят добычу, помогая друг другу выжить. Собаки преданы своему хозяину без условий, чего часто не встретишь у людей. Современные исследования все чаще стирают грань между человеком и животными. В Новой Зеландии даже официально признали животных разумными существами с чувствами.
Мозг человека, как и мозг животного, имеют определенные пределы. Выход за эти границы чрезвычайно опасен. Человек понимает своего собрата в своей сфере общения и деятельности, животное в своей. Победителей или побежденных здесь нет. Каждый велик и могуч по-своему, а вместе они едины. Они часть природы.
Удивляют и растения. Эксперименты показывают, что они могут "чувствовать", реагировать на любовь или агрессию, "запоминать" и даже "общаться".
Вполне возможно, что человек вовсе не венец природы, а лишь одна из ее многочисленных форм.
2. Главные человеческие пороки
Введение
Человек принципиально отличается от животных: он способен подавлять инстинкты, анализировать и осмысливать свои действия. Однако человеческие пороки - зависть, жадность, глупость - остаются основными источниками конфликтов, войн и социального неравенства.