Повесть для детей 9-12 лет. Жанр - фэнтези, приключения.
Синопсис.
В главных ролях:
Грелкины-
Захар - 11 лет, ненавидит учиться, недолюбливает свою младшую сестру, боится высоты и вообще не очень смел.
Анфиса - 5 лет, тянется к знаниям и к своему брату Захару.
Леонардо - 13 лет, живет в Италии, в 15 веке, обожает рисовать, смел и справедлив.
Брат и сестра Грелкины живут в современной России. Живут не дружно, потому что Захар считает Анфису назойливой, а Анфиса хочет больше времени проводить с братом. Однажды в цирке Анфиса находит предмет с экранчиком и показывает его брату. Вскоре Грелкины видят на экранчике шифр, и, разгадав его, переносятся в средневековую Италию, в городок Винчи. Там они спасают из плена злого графа девушку, от которой зависит судьба картины Джоконда. А еще Грелкины успеют найти клад, подружиться с Леонардо и... друг с другом. Захар станет смелее и ответственнее, а у Анфисы проснётся тяга к рисованию.
В результате хорошо выполненного задания брат и сестра станут членами организации по борьбе с культурными преступлениями.
В продолжении Грелкины отправятся на помощь к Марку Твену, но не смогут его найти. А потом посетят Гоголя. А потом еще кого-нибудь. Грелкины, они шустрые.
Кол-во знаков - 248 830. 6 авторских листов.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ГРЕЛКИНЫ СОБСТВЕННОЙ
ПЕРСОНОЙ
Дорогая мама Грелкина!
Последний раз мы виделись с Вами на родительском собрании в первой четверти. Признаюсь, мне казалось, что всё хорошо. Захар - стабильный троечник и лодырь. Точнее, я думала, что он лодырь до сегодняшнего дня. И вдруг вскрываются поразительные подробности.
Оказывается, пятилетняя Анфиса, этот прелестный голубоглазый ангел, которого Вы иногда приводите с собой в школу - настоящий семейный тиран.
Оказывается, это Анфиса рвёт и портит тетрадки Захара, рисует в его учебниках, а когда он учит уроки, специально делает звук телевизора громче.
Оказывается, это Анфиса ломает будильник, чтобы Захар проспал и опоздал в школу.
И оказывается, Анфиса отбирает у старшего брата завтраки, из-за чего он вынужден есть покупные коржики на уроках.
Дорогая мама Грелкина! Я понимаю, что младший ребёнок в семье, тем более девочка, находится на особом положении. Но права Захара ущемляются настолько явно, что я не могу не прореагировать.
Если Вы не примите меры, я буду вынуждена обратиться в вышестоящие органы.
С уважением, классный руководитель 5 "В" Озерова
Елена Дмитриевна.
Сначала мама Грелкина заволновалась - неужели никто не знает, как её зовут? Почему её называют только "мама Грелкина"?
Потом мама Грелкина задумалась - "вышестоящие органы" - это какие? Директор школы? Министр образования?
А потом мама Грелкина испугалась. На следующий год Анфиса в школу пойдёт, а Захар придумал ей репутацию заклятой хулиганки и вредины.
Она налила себе горячего чаю и выскользнула из кухни.
В гостиной сам с собой тихонько разговаривал телевизор. На диване, накрыв лицо газетой, дремал папа Грелкин. Иногда папа отвечал телевизору. Он говорил:
- Эй, кот, не бойся, я не причиню тебе зла. Я всего лишь звериный супер-герой.
Или:
- Люди, держите щенка! Ему нужно перебинтовать лапу. Я спасу его жизнь
Или вообще:
- Не благодарите, не стоит. Я всего лишь делаю свою работу. Так уж случилось, что моя профессия - самая важная в мире!
Вообще папа Грелкин лечил животных. Сейчас ему как раз снился очередной сон из ветеринарной практики. Вроде того, где он, переодевшись в костюм с длинным экстравагантным плащом, вызволяет несчастных животных из лап жестоких злодеев. Или переселяет зверят из питомников на волшебную планету. А в остальном папа ведет себя вполне заурядно - с утра ходит на работу, иногда приносит домой требующих особого внимания котят, щенков. А однажды даже попугая принес на неделю. Через три дня эта огромная разноцветная птица, молчавшая всю свою жизнь, научилась говорить "Захар - двоечник" и "Анфиса - ябеда". Еще папа может сводить своих детей в кафе или в цирк, поиграть с ними в компьютерные игры и дать ценные сведения о жизни. А большего от него и не требуется.
Решив не тревожить папу, мама Грелкина тихонько подошла к детской.
Анфиса, светловолосая девочка с носом - пуговкой и веснушками, рассыпанными по пухлым щекам, не плевалась, не кусалась и не отбирала у брата учебники. Высунув язычок, она старательно выводила на бумаге палочки, крючочки и кривоватые буквы. Девочка пыхтела, сопела, но не сдавалась.
Захар занимался привычным делом - рубился в компьютерные стрелялки.
- Захар! Пора делать уроки, - неуверенно пробормотала Анфиса.
Мама Грелкина вернулась на кухню и взяла листок бумаги.
Дорогая Елена Дмитриевна Озерова!
Немного подумав, смяла, и взяла новый лист.
Дорогая учительница Захара!
Я люблю своих детей одинаково сильно. Оба они не ангелы. Анфиса, которую мы прозвали Дрёмкой, может уснуть где угодно и когда угодно. А еще она любит ябедничать. Захара не заставишь сесть за уроки. Он целыми днями играет в компьютерные игры или гуляет со своим другом Кузей.
На этих словах мама Грелкина задумалась. Кажется, Кузя - это всего лишь прозвище, и мальчика зовут по-другому. Мама достала школьную фотографию 5 В. Озерова Елена Дмитриевна смотрела строго и проницательно.
- Вот этот лопоухий мальчишка - Сашка Табаков, - зашептала мама Грелкина. - Этот, который Захару рожки ставит - Ринат Гилязетдинов по кличке Гильза. А вот Кузя...
А как по-настоящему зовут Кузю, она не вспомнила. Звонить Кузиной маме с вопросами, как она на самом деле назвала своего сына, неудобно. Спрашивать у Захара тем более. Еще развопится, что невнимательно относится к его друзьям и не помнит о них такие важные подробности как имя, рост и вес.
Сегодня, после получения зарплаты, настроение у мамы Грелкиной было тихое и мечтательное. Не хотелось портить вечер разборками и проверкой уроков. Вот завтра, а может через неделю, она обязательно отчитает Захара за плохое поведение.
Дорогая учительница Захара!
Я, мама Грелкина, одинаково сильно люблю своих детей. И кое-кто, например Захар, этим пользуется. Пока Анфиса читает, пишет и рисует, Захар...
"Вешает Вам лапшу на уши", - хотела дописать мама Грелкина, но передумала. Порвала очередной листок и решила всё же зайти в школу для серьёзного разговора.
ГЛАВА ВТОРАЯ
ОХОТНИКИ НА ПТИЦ, или
КАК СПАСТИСЬ ОТ ЗМЕИ
Леонардо и Франческо, два закадычных друга, возвращались домой. С ног до головы они были обвешаны клетками с разными птицами. Однажды, случайно забредя на заросшую тропу, Леонардо нашел замечательную полянку, где без особых усилий удалось поймать несколько птичек. С тех пор Франческо часто расставлял там силки и возвращался домой с неплохим уловом. Птицы являлись страстью Франческо, мальчик долгое время внимательно изучал птиц, наблюдал за ним, мог часами прятаться в кустах, поджидая момента, когда неосторожная птичка попадется в ловушку.
Оставив друга на полянке, Леонардо отправлялся дальше - по узкой, едва различимой тропинке вверх, в гору; затем, цепляясь за камни, Леонардо забирался по отвесной скале и оказывался на своей любимой площадке, возвышающейся над домами, полями и лесами. Здесь Леонардо любил рисовать - деревья, парящих в вышине орлов, петляющих между камнями ящерок. Все, на чем останавливался глаз. Ведь все творения природы так чудесны! Леонардо засиживался за рисованием и забывал про время. Тогда из-за кустов вываливался пухлый Франческо с клетками наперевес, в которых на разные голоса щебетали птицы, и напоминал, что нужно возвращаться домой.
Так было и сегодня - Леонардо полностью увлекся изображением на бумаге старого дерева. Но ничего не выходило - дерево выглядело не живым, каким-то искусственным. Сюда нужно добавить больше тени, а вот сюда, на листочки, наложить светло-зеленой краски. Как было бы хорошо познакомиться с человеком, который по-настоящему умеет рисовать. Скольким замечательным вещам может научиться Леонардо у него! Отец Леонардо - успешный нотариус и довольно прохладно относится к увлечениям сына. Но для самого Леонардо рисование не являлось обычным увлечением, это дело, которому хочется посвятить жизнь. Изучить волшебную игру света и тени, наполнить душой каждый листик дерева, показать совершенную красоту каждого, даже самого необычного человеческого лица! Ах, как хочется владеть всем этим в совершенстве!
В мечтах, казалось, пролетело не более получаса, но на горизонте уже появилась вихрастая голова Франческо.
- Леонардо! Пойдем домой, уже вечереет.
Леонардо и не заметил, как палящее летнее солнце сменилось легкой прохладой. Тени на деревья падали совсем по-другому, иначе, чем жарким днем, и тут же захотелось отобразить на бумаге изменения.
- Леонардо, пойдем! Мне от мамы влетит, - настойчиво продолжал друг.
Леонардо нехотя поднялся. Дорога домой казалась более утомительной, Франческо обвешался клетками и взвалил половину на товарища.
Действительно, прямо на середину тропинки, по которой следовал путь ребят, выползала змея.
- А-а-а-а! Она на меня кинется!!
И Франческо недолго думая, нырнул в кусты. Леонардо же резко шагнул вперед, посох послушно ожил в его крепкой руке, и змея отлетела далеко в траву.
- Франческо! - позвал спрятавшегося друга Леонардо. - Ну что ты испугался? Это всего лишь обыкновенный ужик!
Макушка Франческо показались между ветками в двух метрах от дорожки
- Да я не испугался..., - забормотал приятель. - Мне показалось, что я оставил там клетку.
Потом помолчал и добавил:
Правда, простой ужик? Ты такой смелый, Леонардо.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
КАК УГОДИТЬ МАМЕ ГРЕЛКИНОЙ, или
ЧЕМУ УЧИТ ЖИЗНЬ
- Географию отменили! - Гильза влетел в класс со счастливой улыбкой.
- Домой! - завопил пятый "В" и, наскоро похватав пеналы, линейки и атласы, вылетел из стен родной школы.
- Ура! - вопил что есть мочи Захар, толкая друга Кузю в самый большой сугроб. - Я игру наконец-то до конца пройду! Мамы дома еще не будет!
Белый и красноносый, как настоящий снеговик, Кузя выкарабкался из сугроба и прыгнул на Захара.
Они барахтались в снегу, пока из школы не вышла рассерженная литераторша Елена Дмитриевна Озерова.
- Грелкин, Кузярин! Что вы устроили перед окнами директора? Нет урока - тихонько собирайтесь и идите домой!
- Бе-бе-бе, - тихо передразнил учительницу Кузя, выкидывая снег из карманов и отряхивая шапку. - Вот ведь злючка, а? Захар, она с моей сестрой в одном институте учились. Подружки. К нам приходит, из Иркиной комнаты "хи-хи-хи, ха-ха-ха". А меня увидит: "Кузярин, уроки сделал? Стих выучил?" А Ирка поддакивает: "Учите его, Елена Дмитриевна! Сделайте из обезьяны человека!"
Несколько минут друзья шли молча, потом Кузя спросил:
- Захар, а тебе что на Новый год подарят?
- Не знаю пока. Еще долго до праздника.
- А ты не искал? Моя мама то в шкаф подарки прячет, то вообще в стиральную машинку. А сейчас не могу найти. Наверное, на работе оставила. Или подарок малюсенький...
- Может, флэшка, - предположил Захар.
- Флэшка, конечно, вещь хорошая. Но без нового компьютера не очень нужная! А его я пока не нащупал.
- Я подарки не ищу. Анфиска сразу маме нажалуется. Она же постоянно дома, достала уже. А в школу пойдет, тоже все время будет глаза мозолить. Прилипала.
- Так она ест сколько! Без остановок. Ее надо из Дрёмки в Обжорку переименовывать. Даже ночью булочку под подушку прячет. Мама потом спрашивает: "Анфиса, что это за пятна на твоей кровати?" А эта проныра хитрая отвечает: "Мне сон страшный снился, я плакала!" Прикинь?! А то, что эти пятна повидлом пахнут, этого никто не замечает. Ничего, главное - информацию иметь, потом найду, куда ее использовать, - уверенно произнес Захар, засовывая красные руки в карманы.
Ребята уже довольно далеко отошли от школы и теперь прогуливались мимо красочных, наряженных к Новому году витрин.
- Если б ты, Кузя, с ней хоть денек пожил, сразу перестал бы считать Анфиску прикольной. На прошлый Новый год мне телефон подарили. Я не успел его толком посмотреть, а эта схватила его и в компот уронила! Я ее чуть не убил.
- Я коплю на телефон. Но сам понимаешь...
Карманных денег в большом количестве Кузя не видел с тех пор, как взял подаренную на позапрошлый день рождения тысячу, купил девяносторублевых солдатиков, а сдачу забрать забыл. Как вели себя родители, когда поняли, что сын оплошал, Кузя не рассказывал.
- Захар, Захар! Видишь, девчонка идет, в фиолетовой куртке?! Она после Нового года в наш класс перейдет.
- Да? Откуда знаешь?
Тоненькая девчонка в смешной лохматой шапке стояла у светофора, ожидая появления зеленого человечка. Две тугие толстые косички торчали в разные стороны, а широко распахнутые голубые глаза с любопытством разглядывали двух собак, сидящих на тротуаре. И вообще, лицо у девчонки было хорошенькое и доброе.
- Она с родителями недавно в наш дом переехала. Ее Алевтиной зовут, - оповестил всезнающий Кузярин.
- Ого! - рассмеялся Захар.
- Ты еще не знаешь, как ее отца зовут! Филарет! Она Алевтина Филаретовна!
- Ха-ха-ха! - Захар схватился за живот. - Они из Древней Руси приехали?
- Нет, из Красноярска. Или Краснодара... А может, Екатеринбурга...
- Ну, ты молодец! Все города в кучу свалил!
- Хватит ржать, Грелкин! У меня по географии тройка. Она, кстати, нормальная девчонка. У нас балконы соседние.
- А как ты ее зовешь? - поинтересовался Захар.
- Аля. Да что ты смеешься постоянно?! - разозлился Кузька. - Головой ударился? Вот перейдет Алька в наш класс, будет хоть одна нормальная девчонка.
- Влюбился? А, Кузя, влюбился?!
- Дурак! - и смущенный Кузярин треснул друга портфелем по голове.
Наконец друзья подошли к извечному месту встреч и расставаний - фонарю возле дома Грелкиных.
- Вон, смотри, - указал Захар на свои окна на третьем этаже, - уже сидит. Она, наверное, приклеилась к этому подоконнику.
- Пока! - похлопал Кузя по плечу Захара и свернул направо.
- Пока-пока! Иди к своей Алевтине Феофановне или Филаретовне Древнерусской! - крикнул Грелкин и поспешил скрыться в подъезде, дабы избежать мести разгневанного друга.
Анфиса уже прыгала перед дверью, встречая брата.
- Привет, Захар! Как в школе? Как оценки? Как Кузя поживает? А мы поиграем?
- Замолкни. Где папа?
- Он на диване спит.
- Вот и хорошо, - обрадовался старший брат, предвкушая приятный вечер.
Он быстренько снял ботинки, на бегу скинул мокрую куртку и, потирая руки, двинулся к любимому компьютеру.
- Мама сказала, чтобы ты сначала уроки сделал, - расстроено произнесла сестренка. - И поел.
- Не хочу. Анфис, ну что ты как бабка старая - нудишь и нудишь. Нам не задали ничего.
- А биологию? Ты же говорил про биологию. Прочитай сначала, а потом играй.
- Анфис, ты такая умная - сиди и читай. Вслух, если хочешь мне помочь, - раздраженно произнес Захар, запуская любимую игру.
- Я плохо читаю, - испугалась сестра.
- Нормально! Я в твои годы и того не умел! - успокоил брат. - Там как раз про животных. Ты же любишь про животных. Учебник вот, на столе.
Анфиса послушно взяла книгу, разрисованную ручкой, и открыла на заданной странице.
- Тут про змей, Захар. И про ящериц. Я их боюсь.
- Анфиса! Они не выскочат на тебя. Ты же хочешь, чтобы я хорошо учился? Ох, меня из-за тебя опять убили. Читай, только тихо.
Читала Анфиса медленно, по слогам, путая окончания, зато старательно и вдумчиво.
- - Прыт-кая яще-ри-ца живет в среднем... в средней полосе нашего, то есть нашей страны, на опушке леса, в ов-ра-гах или... и садах. Днем на ос-ве-щен-ных солн-цем местах она охотит-ся за различ... разными насекомыми, короче. На зараз... зараш... зар... Фу-у-у, - Анфиса вытерла трудовой пот со лба и, пропустив неподдающееся предложение, продолжала. - Во влажных лесах оби-тает безногая ящерица ве-ре-теница. Она актив-на в ночное время, питается дожде-выми чер... червяками, слизнями, личинками насе-комых.
За этим занятием их застала мама Грелкина.
- О-о, - испуганно пробормотал Захар, пытаясь как можно скорее выйти из игры.
- Мама! - радостно воскликнула Анфиска. - А мы тут уроки делаем!
Мама молча прошла вперед, опустилась в кресло, подождала, пока Захар выключит компьютер и начала грамотное нападение:
- Захар, как твои дела в школе?
- Хорошо. Сегодня вот географию отменили, и я сразу домой. Теперь с Анфисой биологию учим.
- И что уже выучили? - спросила мама, беря в руки учебник.
- Тогда будем учить, - с энтузиазмом согласилась мама и, закрыв глаза, продекламировала с выражением:
Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
- Мама, мам, - остановил Захар поток замудренных слов. - О чем это? Ничего не понятно. Может, другое выучу?
- Давай, давай! Сколько я еще буду выслушивать жалобы? У каждого учителя есть какое-нибудь замечание ученику Грелкину. Это выучим и точка! Завтра выйдешь к доске и расскажешь лучше всех, выразительно. Повторяй.
- Э-э-эх-х-х... Чему бы жизнь нас не учила...
- Вот именно, ничему тебя жизнь не учит. Выгонят из школы, пойдешь улицы подметать. Дальше давай.
- Но сердце верит в чудеса...
- Не в чудеса надо верить, а уроки учить старательнее! Все на чудо уповаете! - заведенную маму Грелкину было не остановить.
- Мам!
- Что мам?! Дальше давай.
- Есть... какая-то сила и краса...
- Дальше слушай! - вздохнула мама.
- Как? Это еще не все? - ужаснулся сын.
- Еще три четверостишия, - успокоила мама. - Весь вечер будешь учить! Если понадобится - и ночью.
И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не все, что здесь цвело, увянет,
Не все, что было здесь, пройдет!
- Ох, за что же мне такое наказание? - запричитала мама. - Когда же ты за голову возьмешься?
Но этой веры для немногих
Лишь тех доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать,
- Вот видишь, Захар, пострадаешь немного в школе, а потом проще будет. Но тебя ведь не заставишь заниматься...
Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца все претерпел.
- Мам, ну какие други? Друзья! Этот Чютчев какой-то не умный.
- Это ты не слишком умом блещешь! Учи давай! Через час проверю.