Аннотация: Воспоминания о прошлом, история одной песни
"Мистер Трололо".
Воспоминания о прошлом, история одной песни.
{Автор не претендует на роль какого-либо эксперта, музыкального критика - у меня для этого нет ни слуха ("медведь на ухо наступил"), ни голоса. Просто мнение рядового любителя-слушателя.}
60 лет назад с начала 60-ых и до их конца на советской эстраде соперничали два певца (певиц оставим за рамками сего повествования): Муслим Магомаев и Эдуард Хиль. Муслим из музыкальной семьи, получил классическое музыкальное образование, стажировался в Италии, пел в миланском театре "Ла Скала". Он мог ограничиться только оперой, но покорил и эстраду. "Предложение перейти в труппу Большого театра не принял, не желая ограничивать себя рамками оперных спектаклей" (Википедия). Эдуард начинал учиться в вечерней музыкальной школе, после консерватории тоже пел в опере, успешно, лучшие сольные партии. И тоже отдал предпочтение эстраде. До 60-ых годов у слушателей более весомыми считались оперные певцы, их больше передавали по радио, больше выпускали пластинок. В 60-ые на первое место выходит эстрада, слушателей становится больше. Выбор Магомаева и Хиля в пользу эстрады был обусловлен вкусами аудитории. Молодёжь отдала предпочтение эстраде. А вместе с ней радио, ставшее доступным ТВ и массовый выпуск грампластинок. Конечно, соперничество этими двумя певцами в 60-ые не ограничилось. Уже стареющий (автор не ошибся, не нестареющий) Марк Бернес. Удивительный певец: без голоса и без слуха (это не моя оценка). Его песню "Тёмная ночь" я полюбил ещё несмышленым пацаном до начала 60-ых, она остаётся любимой и сейчас при моей седой бороде. Начинающий петь будущий всемогущий Иосиф Кобзон. Любимец женской аудитории Юрий Гуляев. На этом ограничусь. Они уступали первым двум.
В этом соперничестве пальму первенства отдам Муслиму Магомаеву: мощный красивый голос, яркие песни, выступления за рубежом, казалось, он может всё. Собирал стадионы слушателей, в те годы выступать на стадионе ещё не вошло в моду (возможно, это было единственное выступление на стадионе в Ростове - хотел помочь казачьему хору). Ему предъявили типичное обвинение советских времён "получение нетрудовых доходов". На какое-то время его "задвинули". И только после звонка председателя КГБ СССР Юрия Андропова министру культуры Екатерине Фурцевой с требованием обеспечить его выступление на концерте по случаю юбилея КГБ доверие к артисту восстановилось.
Хиль. Певец, создающий настроение. Очаровательная улыбка, глаза с искорками. Он был простым, искренним, своим парнем. Мне он нравился больше Магомаева.
Назову по три самые известные песни в их исполнении. Магомаев: "Свадьба", "Королева красоты", "Мелодия". Хиль: "У леса на опушке", "Как хорошо быть генералом", "Моряк сошел на берег". Впрочем, мне из его песен понравилась совсем другая песня, но назвать её известной не могу, так как сам её впервые услышал, когда Хиль практически сошёл с экранов, "Лунный камень" ("Подари мне лунный камень").
Назову ещё одно течение в вокальном жанре 60-ых: бардовская песня. У истоков авторской музыки были сценарист, драматург, уроженец Екатеринослава (моего родного Днепропетровска-Днепра) Александр Галич, писатель, поэт Михаил Анчаров, "универсал" (учитель) Булат Окуджава. Бардовская песня в 60-ые была известна в основном в столицах и у костров. Но уже спел свои первые песни Владимир Высоцкий, известным широкому кругу был Булат. Галича я впервые услышал только в 80-ых, в Москве. Анчарова-певца узнал намного позже прочитанных его книг (один из моих самых любимых писателей). Большая слава авторской песне придёт немного позже, в 70-80-ые.
В конце 60-ых в СССР уже было несколько (или много) вокально-инструментальных ансамблей, ВИА. Именно они в 70-ые выйдут со своими песнями на первые места, несколько оттеснив сольных исполнителей в тень (чего не скажешь о Пугачёвой). Как-то незаметно ушёл Магомаев. Что значит ушёл? Магомаев: "Эстрада - искусство молодых. Я пел достаточно долго, пора уступить место". Перестал ездить с концертами, сам стал писать музыку, в том числе песни. Иногда выступал на юбилейных концертах. Запомнился концерт, на котором Муслим спел "Тёмную ночь" и "Шаланды". ("Авторский вечер Никиты Богословского" состоялся в 1973 г, но мне запомнилось выступление конца 80-ых, Магомаев был значительно старше.)
Эдуард Хиль ездил по стране, выступал с концертами практически до самого распада Союза. А потом надо было как-то зарабатывать деньги. И он уехал во Францию, пел в ресторанах (ресторане?). Через три года виза кончилась, и он вернулся на родину. Сын Дмитрий и внук Эдуард начали проект с песнями отца-деда, и эти песни вновь стали востребованными.
Самое время рассказать об одной песне. В 60-ые Хиль плодотворно сотрудничал с композитором Аркадием Островским (автор песни "Пусть всегда будет солнце"). Вот и очередную новую песню автор пригласил исполнить Эдуарда. В ней пелось об американском ковбое, который в конце трудового дня верхом возвращается домой к своей девушке, он радуется предстоящей встречи с любимой: " Я очень рад, ведь я возвращаюсь домой". Как-то на репетицию зашёл некто приближённый к властным структурам. Услышав песню, он обратился к авторам: "Вы что, товарищи, офонарели? Какой американский ковбой? Американские трудящиеся в поте и крови борются за свои права, а гады-империалисты эксплуатируют их. Какая радость, какое веселье? Или вы хотите, чтобы вас всех закрыли?" Сказал и ушёл с чувством выполненного долга. Композитор Аркадий Ильич:
- А ведь он прав, нас всех закроют. Нельзя такое исполнять.
Певец:
- А я спою.
- Ты что, враг самому себе?
- Нет. Я спою без слов.
И спел. Так появился "Вокализ".
(Некоторые нюансы, версии смотрите ниже.)
Я слышал и видел песню не раз. Большого впечатления на нашу публику песня не произвела. (Лично мне больше нравится "Лунный камень".) Возможно, исполнение песни без слов интересно исполнителям. После Хиля её пели певцы Валерий Ободзинский, Муслим Магомаев и венгр Янош Коош (исполнитель песни "Чёрный поезд" - из которой наши авторы с согласия венгерских авторов создали песню "Люди встречаются, люди влюбляются"). В 1976 был записан телеконцерт "Песни Аркадия Островского. Поёт Эдуард Хиль". В 2008 году на ретро-канале "Время" показали фрагмент этого концерта "Вокализ". Американский юноша Рэй Уильям Джонсон, не нарушив авторских прав, сделал его всеобщим достоянием. Вот его слова: "Я ничего не знаю про это видео, это какой-то русский певец из 70-х, но я точно знаю, что это вполне может быть самым невероятным выступлением во всем интернете! Он же не только талантливо поет, но еще и выглядит офигенно! Я думаю, пение этого парня могло бы в одиночку завершить холодную войну!" Рэй Уильям Джонсон - видеоблогер, в своём шоу "Equals three" ("=3") показал фрагмент с "Вокализом", После него фрагменты использовали и другие программы-шоу. За один месяц 5 миллионов просмотров и 75 тысяч комментариев. А Эдуард Хиль получил прозвище "Мистер Трололо", "Trololo Song". Источник: spleten.net/mogila-eduarda-hilya-kak-on-zhil-i-uhodil/?fbclid=IwAR2zCOUTuAcwjHhN3PxXLUft54cw__D29O2py-wQUk0zyHJzGHJGU-5zy-o
Нюансы. Аркадий Островский и Лев Ошанин написали вместе много песен. Но в процессе работы нередко спорили. В очередной раз поссорились, и Аркадий заявил, я вообще могу без тебя обойтись. И они заключили пари (со слов сына Михаила Островского). Композитор написал, начали проигрывать с оркестром. Но дирижер Юрий Силантьев возмутился: "Как это без слов??!!". Посоветовал поэта Вадима Семернина, мелодия уже была написана, а тема "американский ковбой возвращается домой". Однажды в интервью Хиль привёл строчки поэта: "Я скачу по прерии на своём жеребце, мустанге таком-то, а моя любимая Мэри за тысячу миль отсюда вяжет для меня чулок". То ли стихи получились слишком слабые, то ли самоцензура сработала, то ли в советское время никто не осмелился рассказать о цензуре сверху, но в итоге от стихов осталась только строчка-название: "Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой". Михаил: "отец представлял себе как песню лихого американского ковбоя". Песня осталась без слов, "Я возвращаюсь домой" или просто "Вокализ". Это было совместное решение композитора и певца.
Как рассказывал Хиль, в поездках за рубежом он обращался к слушателям в Германии: "Я спою вам песню на немецком языке", в Швеции - "на шведском языке".
Телеконцерт "Песни Аркадия Островского. Поёт Эдуард Хиль" вышел по первой программе Центрального телевидения 13 февраля 1976 года. Запись в цвете.
После показа фрагмента с "Вокализом" в шоу Рэя Уильяма Джонсона, появились многочисленные пародии на песню. Эдуард Хиль рассказывал, что о своей неожиданной славе за границей узнал случайно - от собственного внука. Он отмечал, что был ошарашен этой новостью, но отреагировал на неё положительно: "Всё это очень хорошо. Я теперь хочу выступать не под именем Эдуарда Хиля, а под псевдонимом Трололомэн".