Вентлянд Валентин Адамович : другие произведения.

Оставьте мне мои старые сапоги

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В поезде во время продолжительной поездки в отдельном купе создаются условия достаточной интимности и анонимности, что способствует откровенности и открытости попутчиков. Под мерный перестук колёс я рассказываю попутчикам дорожную историю. О свободе выбора.


   Оставьте мне мои старые сапоги. Дорожные истории.
   Наше время, нынешний век - век больших скоростей. И жизнь продолжает стремительно ускоряться. Лет 100-200 назад люди двигались, перемещались гораздо медленнее. Но и сейчас переезд из пункта А в пункт Б может занимать от нескольких часов до нескольких суток. Например, поезд Москва - Владивосток едет почти 7 суток, преодолевая более 9 тысяч км (почти четверть экватора). (Львов - Мариуполь почти 29 часов в пути.) Если поездка занимает порядка 6-20 часов и больше, то пассажиры могут знакомиться друг с другом, делиться своими воспоминаниями, своими историями. А может и в самой дороге приключиться забавная история. В самолёте и в автобусе обстановка менее располагает к длительным беседам - недостаток времени (путешествия) и пространства (элементарная теснота). В поезде в отдельном купе создаются условия достаточной интимности и анонимности, что произвольно способствует откровенности и открытости соседей по поездке.
   Я представляю, как сижу в купе и под мерный перестук колёс рассказываю попутчикам дорожную историю. Возможно, она с кучей мелких подробностей (так и хочется искусственно замедлить стремительный бег времени), слегка (или не слегка) затянута, но впереди ("вагон" времени) длинная дорога - раньше времени поезд не приедет. А у попутчиков есть возможность выйти из купе, если не захочет слушать.
   История первая. Оставьте мне мои старые сапоги.
   Сцена 1. Вас Валентином зовут?
   Возможно, у жены было предчувствие чего-то нехорошего в 2020 году, и она срочно засобиралась воспользоваться безвизом для украинцев (открылся с июня 2017 года). Оформив новые загранпаспорта себе и сыну (у меня был загранпаспорт, срок действия которого ещё не истёк), мы втроём с младшим сыном (старшего сына оставили присматривать и кормить кота - не брать же его, кота, за границу, ещё он, сын, а не кот, отказался оформлять паспорт) отправились в тур "галопом по Европам". Сейчас и у нас в стране есть разделение труда: одна фирма ищет жаждущих путешественников, вторая организовывает саму поездку, экскурсионное сопровождение, питание, ночлег, если предусмотрен. Выбрали маршрут на три европейских дня Львов - Краков - Прага - Вена - Будапешт - Львов. По дню в каждом городе, с ночлегом в Вене. Будапешт можно считать условно, потому что он по дороге домой, хотя и с ночной (или вечерней) экскурсией и ужином (с шампанским в неограниченном количестве - ну да его много не выпьешь, если ещё учесть двух абсолютных трезвенников в нашей троице). Первая фирма собирает копии паспортов, проверяет, нет ли запрета на въезд в какую-либо страну, медицинские страховки, собирает оплату. Привлёк внимание один пункт в их рекламе: "Помогаем с оформлением виз". А как же безвиз? Ну, может, пункт остался со старых времён. Выбирали дату отъезда, чтобы можно было спокойно купить билеты на поезд. Отправление из терминала Львова в 7:00, приезжать за день и коротать ночь во Львове не хотелось. Был поезд с прибытием в 2 часа ночи. Узнали, что вторая фирма предоставляет автобус с бесплатным проездом (уже включен) вокзал - терминал. Покупаем билеты на поезд, с прибытием после 5 утра, полтора часа должно хватить, чтобы доехать, тем более спецрейсом. В Днепре мы бы свободно доехали. Сели. Первым делом звоним будущему нашему сопровождающему, сообщаем, что завтра приезжаем. И первый сюрприз: после пяти часов автобуса для нас уже не будет. Согласовываем, что приедем на такси. Следующий звонок - заказываем такси к вагону. К нам в купе села бабушка, существенно старше меня (мой возраст, если и не дедушки, то уже пенсионный). Знакомимся. И первая дорожная история от бабушки.
   Вначале 90-ых дети разъехались, муж умер, а она попала в больницу, серьёзная операция, и медицина на словах бесплатная, но за операцию пришлось потратить все её сбережения. Прошло нескольких дней после операции, и её выписали. В областном центре из знакомых совсем никого, и денег на проезд домой тоже не было. Она пришла на автовокзал, стояла на остановке, не знала, что делать. Мир не без добрых людей, подошёл мужчина, расспросил, отвёз на машине до самого села (по пути ехал).
   У нас две нижних полки, но мы предлагаем бабушке лечь внизу. Она отказалась, ей ночью выходить. Когда она выходила (то ли в Фастове, то ли в Белой Церкви), я проспал. Проснулся ночью, вставать ещё рано. При слабом освещении вижу: на соседней полке кто-то спит - ночью сел. Через какое-то время дверь купе открывается, входит женщина. Не проводник. Может, купе ошиблась? Она оглядывает нижние полки, потом легонько трогает меня. Поднял голову. Она: "Вас Валентином зовут?" Если предположить, что вор, откуда она знает, как меня зовут. Если не вор - тот же вопрос.
   Ситуация разрешилась просто: муж с женой, среднего возраста, киевляне, уже не раз ездили в Европу (безвиз как никак и доходы позволяют), решили ещё раз мотнуться за границу. Купили тур, садились в Белой Церкви, в разные купе, муж спал на соседней полке. Ночью, после посадки, она позвонила нашему гиду сообщить, что они сели, приедут. Гид сообщила, что в поезде есть ещё туристы группы, и выслала ей на телефон мою фотографию из паспорта. Везёт же некоторым: им даже не пришлось нас искать. Встаём, собираемся, говорим, что мы заказали такси.
   - Так мы с вами, - они себе даже не думали заказывать такси.
   - Если поместимся. Ведь нас трое, а с вами пятеро.
   Наверное, Вы уже догадались. Везучим везёт. Такси приехало то, что надо: купе, 6 мест. Таксист ждал на перроне, хорошо, что поезд ехал дальше, не все пассажиры выходили. И повёл он нас прямо по путям, через рельсы, да, он прав, по переходам было бы дольше. Такси стояло сбоку возле здания вокзала, где и стоянки как таковой не было, но машины были (по интернету мы с женой пробовали определить место, где автобус фирмы должен подбирать туристов). Выезжали мимо стройки - ремонт дороги. Созваниваемся с гидом, она сообщает, что ехать до терминала не надо, автобус уже выезжает, нас подберут на остановке после выезда из города. Таксист это место хорошо знал, по дороге ещё повеселил нас рассказами о Садовом, мэре Львова. Мы приехали раньше и ещё ждали на остановке автобус с группой. В конце августа утренняя свежесть бодрила и прогоняла остатки сна. Только по сравнению с Днепром было даже малость прохладно.
  
   Сцена 2. Граница. "Pan ma drugi paszport?"
   Приехал автобус, жена садится с сыном, я - через проход рядом, у меня сосед молодой парень. Гид даёт свой номер телефона. У нас мало вещей, что хорошо. Но, оказывается, из-за отсутствия опыта путешествий мы не взяли необходимые для такой поездки вещи: две ночи нам придётся спать в автобусе, ночи уже холодные, нужны одеяло или плед и дорожная подушка в виде "воротника на шею". Гид рассказывает, куда это можно положить, и что вещи можно оставлять в автобусе. Жена даже подумала, что плед и подушку можно взять у водителей. Идёт спрашивать у гида, увы, такой сервис не предусмотрен. Более предусмотрительные соседи взяли это с собой из дома. Гид говорит, что нельзя провозить через границу, кроме опасных грузов это скоропортящиеся продукты, в том числе молочные, пирожные и т.д. Если будет досмотр, придётся выкинуть. Мой сосед, сам из Киева, уже в терминале решил в буфете купить еды в дорогу, у него несколько сырков типа плавленого: "И что теперь с ними делать?" - спрашивает. В ответ сдвигаю плечами. Он принимается их есть, съел два, остальные не осилил.
   Подъезжаем к границе. Чем раньше выехать, тем быстрее можно пройти все эти процедуры. Главные люди на границе - это наши водители, их двое. У них больше других, включая гида, опыта. Они сносно знают языки, в нашем случае это: польский, чешский, немецкий. Венгерский - очень сложный. Конечно, выручит знание английского, но если на границе просто поприветствовать человека на его языке - сами понимаете. Водители знают нюансы, и именно они подсказывали в непростых случаях. Украинскую таможню, границу прошли быстро. Просили держаться кучно, не расходиться. В самом начале девушка попросилась у гида в туалет, быстро вернулась и не задержала всю группу. Но под самый конец процедур мой сосед по автобусу спросил у меня, что он хочет в туалет. (Возможно, сырки запросились наружу.) "Скажи гиду, и, я думаю, что она не будет возражать, сходишь". Наверное, он не услышал начало фразы, но услышал её конец. Каждый слышит то, что он хочет услышать. Он не пошёл к гиду, он сразу пошёл в туалет. И малость застрял. В будущем он ещё не раз будет опаздывать после экскурсий, заставляя нервничать гида, водителей и всю группу.
   И вот мы переехали границу - Польша. Проехали небольшое расстояние - пограничный контроль. Женщина-пограничник собрала паспорта (в развёрнутом виде) и унесла их для сверки, нет ли лиц, которым закрыт въезд в ЕС. Через какое-то время она вернулась, подошла ко мне:
   - Pan ma drugi paszport?
   - Нi. В мене не має другого паспорта, - я отвечал на украинском.
   - Mo?e рan zapomnia?e? paszportu w domu?
   - Нi. В мене не має другого паспорта, - я не совсем понял вопрос (zapomnia?e??), потому повторил ответ.
   Подошёл водитель, женщина-пограничник объяснила ему проблему, она просто хорошо выполняла свою работу. Я думаю, что читатели уже сами прекрасно догадались, что произошло: у меня был старый паспорт, без чипа. Автоматы на границе мой паспорт не пропустили.
   (Ещё до предоставления Украине безвиза я летел домой из Германии через Швейцарию, так удобнее было. В аэропорту Цюриха я зарегистрировался на рейс с помощью автомата: ввёл номер рейса, билета, приложил страницу паспорта, которая была считана. На экране автомата-терминала высветились мои ФИО, реквизиты паспорта, реквизиты билета. Мне оставалось указать наличие багажа и получить ленточки-маркеры для поклажи. Автомат распечатал посадочный талон, с указанием реквизитов билета и номера терминала для посадки, во второй строке шли реквизиты рейса Вена-Днепр, включая номер терминала посадки в Вене. Автомат-терминал в Цюрихе умел считывать информацию в старом паспорте. Справка: терминал - здание аэровокзала, в котором осуществляется посадка-высадка пассажиров. Также терминал - автомат для самостоятельной регистрации пассажиров, а также другие автоматы, например, для проведения платежей.)
   Польская сторона объяснила, что мне необходимо лично пройти на пункт проверки. Я понял, что в Польшу меня не пропускают. Наша гид Алина озабочено смотрела на меня - реакции можно было ожидать любой, возмущения, разъярённого гнева, панической растерянности. "Хорошо, что пассажир трезвый", - возможно, у неё это был первый такой случай с паспортом. А ещё её волновал вопрос, вся ли семья откажется от поездки.
   - Продолжите путешествие без меня, - это я спокойно сказал семье, конечно, мои огорчились. - В Праге обязательно попробуйте трдельников. И за меня тоже.
   Пенять на кого-либо не имело смысла. Если чего-то сильно хочешь, то всё получается и всё сбывается. Главное, тогда человек сам всё делает правильно. Пожалуй, у меня не было Большого желания поехать заграницу, отсюда не по возрасту наивное мнение, что достаточно старого загранпаспорта. И явная ошибка менеджера фирмы, которая пропустила мой паспорт - копии паспортов мы ей высылали. И вместо пункта "помогаем оформить визы" следовало бы добавить "туристическая поездка по паспортам нового образца". Как мне потом показали, на основной странице есть значок, по которому сразу видно, что паспорт с чипом. Нет значка - нет чипа.
   - Niech pan zabierze swoje rzeczy, - обратилась женщина-пограничник к нашему водителю. Я и сам понял, но он перевёл для меня, - Вещи свои заберите.
   - Так я взял, - показывая на сумку (как для ноутбуков, только немного шире). Они втроём, полька, водитель и гид с удивлением смотрели на мою небольшую сумку.
   Вообще-то, чем заботиться о моих "рэчах" (rzeczy - вещи), лучше бы она объяснила, что обратно в автобус меня уже не пустят. Потому что сам я об этом не догадался, понял, когда уже были у окошка. Я попросил гида Алину передать жене конверт (я показал содержимое: небольшая сумма в мелких купюрах евро и металлическая мелочь на карманные расходы), а у жены взять билет на обратный проезд Львов-Днепр и вынести его мне. Деньги Алина передала, а билет вынести не успела - автобус уезжал, но она его сфотографировала и переслала мне на телефон. А я остался на границе. (О деньгах. Дома евро распределили на каждого, чтобы в случае какого-либо ЧП суммы хватило на дорогу домой в Украину. Но мелких купюр было немного, и на карманные расходы деньги были у меня.)
   Меня перевели в другое здание, где я попал в очередь нарушителей правил пересечения границы. Их было немного, три человека, но разбирались с ними долго: "заробитчане" с большими баулами - ведь они ехали на несколько месяцев, а то и лет. Претензий ко мне больших не было: заполнил бланк с объяснением ситуации. Поляк разговаривал со мной на русском языке - это меня немного удивило, на границе с Украиной ожидал украинского языка. Также на русском (и польском) языках были плакаты о правилах пересечения границы. Но спасибо этому служащему, потому что, если бы он разговаривал на польском, мне было бы совсем плохо (без водителя). В итоге мне выдали экземпляр принятого решения (расписался я в двух экземплярах), на которое я мог ссылаться при возможных каких-то разбирательств. Главное: граница в страны ЕС для меня оставалась открытой, я могу посещать страны в будущем (с оформлением виз). Долгий переход между решётчатыми заборами из тонкой проволоки, небольшая очередь, предъявляю паспорт и я на родине. С этой стороны границы очередь была намного длиннее. Проехаться галопом по Европе у меня не получилось. Вернувшись домой, я обратился в фирму (первую), чтобы мне вернули деньги за тур, за билеты (вот где пригодился документ, выданный на польской границе). Возражений не было, деньги вернула из своего кармана молодая менеджер, которая "пропустила" старый паспорт. (В деньгах я всё-таки немного потерял на компенсации дорожных затрат - не могу быть настойчивым, а моральный ущерб я оценил в ноль.)
  
   Сцена 3. Неизвестный Львов.
   Когда едешь на автобусе, то расстояние, кажется, на много меньше, чем когда проходишь его пешком. Не маленький переход до пункта пропуска оказался несравнимым с длиной после: длинная очередь людей, а также машин и автобусов, визуально увеличивали расстояние. Заборы кончились. Отыскал автобусную станцию. Было помещение касс, но не было кассиров. Я не нашёл какого-либо информационного табло. На этот случай у нас в стране есть подсказка: "Язык до Киева доведёт". Следуя ей, нашёл площадку для посадки. Приехал автобус. Спросил у водителя:
   - До Львова доїду?
   - Так.
   - А до залiзничного вокзалу?
   - Так.
   - Квиток у Вас можна купити?
   - Так.
   Непродолжительная стоянка и мы поехали Шегини - Львов. Водитель, скажем так, был не совсем точен в своих ответах - автобус довёз на окраину города. Или, возможно, это рейс такой был, но посмотреть есть ли другие рейсы в Шегини было негде. Это уже принятая практика привозить к окраине города - дальше пересаживайтесь на городской транспорт. Вопрос: какой? Отыскал остановку. Толкового табло (с номерами маршрутов, с расписанием) не было, рядом был громадный щит со схемой города, наверное, ещё с советских времён - разобрать на ней что-либо было сложно. Уточняю у людей, в какую сторону ехать, какими автобусами. Но большинство людей на этой остановке не львовяне, приезжие. Пытаюсь у останавливающихся автобусов прочитать их маршрут. Спрашивал у людей "центральний вокзал", "залiзничний", а мне чаще всего отвечали "примiський вокзал". Что-то я перестал их понимать, перевожу для самого себя "примiський вокзал" на русский - это "пригородный". То есть вокзал электричек местного назначения, пригородное сообщение. Но мне нужен центральный вокзал. Я пропустил много автобусов. У водителя очередного автобуса спрашиваю, и он мне отвечает: "Так, автобус їде до примiського вокзалу". Чёрт с ним, может этот "примiський" будет рядом с центральным. Доехал. Остановка "примiський вокзал". Вышел, самого вокзала вообще не видно. Иду по ходу движения автобуса. Вот и вокзал показался, к нему подковообразный проезд-проход, довольно далеко. У нас в Днепре тоже примерно так, но у нас ширина подковообразного проезда на две машины, не считая трамвайного полотна, трамваи, троллейбусы, автобусы подъезжают прямо к вокзалу. А здесь ширина на одну машину, приехал автобус из пригорода, доехал до вокзала и стоит, пока все пассажиры выйдут. А за ним вся очередь автобусов, машин, такси стоит и терпеливо ждёт. Вот почему утром таксист где-то сбоку остановился. Как раз шёл ремонт дороги (август 2019), можно было бы увеличить ширину проезжего полотна. Но нет, ширина оставалась прежней - на одну машину. Но мне пешком ждать никого не надо, расстояние не маленькое, но прошёл быстро. Вот и вокзал. Тот, что надо: центральный железнодорожный, он же "примiський".
   У нас в Днепре есть мост, который все называют "Новым". Но новым он был в 1966 году. После этого в городе появились ещё два (точнее, три - один дублирует Амурский железнодорожный, мост-близнец), никак не старее Нового. Аналогично в Париже есть Новый мост, которому лет 400 (или 600). Наверное, также и с львовским "примiським".
   Я во Львове возле вокзала. Альтернатива: остаться во Львове на три дня, подождать жену с сыном из Европы и вместе ехать домой. Тогда надо устраиваться в гостиницу. Или купить билет на поезд на сегодня, сдать старый билет и уехать домой. Вопрос: есть ли билеты на сегодня? Пошёл в здание вокзала выяснять. Проблема не только Львова, а, пожалуй, для всей постсоветской Украины в целом: нет нормальных информационных табло. Таких, какие были в советское время (правда, в Днепре есть, и в Киеве тоже). Интернет? Интернет сразу предлагает купить, а расписание - начните процедуру покупки. Три раза обошёл вокзал, правда, только первый этаж. Нормальное табло прибывающих и отъезжающих поездов. А отдельного табло расписания нет. Нашёл зал ожидания, рядом с ним пара семей расположилась прямо на полу. Хотел зайти - ход платный, недорого (кажется, одна гривна, уже забыл). "А по квитку можна зайти? - Нi". У нас в Днепре по билету пускают бесплатно, без билета не пускают (я невольно буду сравнивать с родным городом). Вспомнил, на входе в тамбуре сбоку над дверью была надпись "Начальник вокзалу", и пошёл к нему.
   - Вибачте, зараз, можливо, обiдня перерва. Я можу пiзнiше зайти, - было больше 12.
   Но женщина оторвалась от еды, подошла к столу с компьютером. Я изложил свои вопросы: есть ли билеты на Днепр на сегодня, где посмотреть расписание, в какую кассу можно сдать билет. Летом добавили дополнительные рейсы, например, Львов-Мариуполь. По компьютеру она посмотрела наличие билетов, вот как раз на дополнительные поезда были билеты. Я посмотрел у неё на мониторе расписание, выбрал два подходящих рейса (на случай если на один билеты закончатся). Ещё женщина назвала номер кассы, в которой можно сдать билет: "Там же й купите новий квиток".
   - Дуже Вам вдячний.
   Я обратился в указанную кассу купить новый билет и сдать старый. Но кассир сказала:
   - Я тiльки приймаю квитки. Продавати не можу. Звернiться в каси, - и она перечислила кассы.
   Маленькая неточность от начальника вокзала, скорее всего, это были его помощники (их было две). Я решил вначале купить билет на сегодня, и потом уже сдать старый. В кассы продажи очереди были больше. Отстоял очередь (относительно недолго), купил. Вернулся в предыдущую кассу, пришлось немного подождать.
   - У мене немає самого квитка, є його фото.
   - Нiчого. На бiлетi є електронний номер, - она подсказала, где он размещен. Я продиктовал. Покупали мы билеты через интернет, оплачивали банковской картой. Деньги возвратят на карту, мне она выдала квитанцию (в виде билета).
   - Як я можу Вам подякувати?
   Девушка указала номер телефона на окошке кассы (телефон горячей линии УЖД, звонки бесплатные, но сама процедура длительная, может, больше рассчитанная на жалобы). После звонка я пошёл поблагодарить женщин в кабинете с вывеской "Начальник вокзалу". Тоже предложат звонить? Нет, у них была книга жалоб, куда можно было написать благодарность. Им пришлось её искать, а когда нашли, оказалось, что он закончилась. Наверное, новую не заводили за ненадобностью. Но благодарность я всё же написал на внутренней стороне обложки. На прощанье спросил, как проехать в исторический центр города, время до отправления было, и я хотел хоть немного посмотреть Львов. Женщины назвали маршруты автобуса, трамвая, как пройти к остановкам и предупредили: "Тiльки це далеченько буде".
   Иду по "подкове" к транспортной артерии, дальше влево или вправо? Не буду испытывать судьбу, подхожу к молодой паре, спрашиваю:
   - Щоб проїхати до центру, в який бiк йти, лiворуч, праворуч?
   Мне объясняют, я "Дякую", отхожу от них и слышу, как они перешли на русский язык. Но мне отвечали на чистом украинском языке. Шёл очень долго. Прохожу мимо стоянки автобусов, может, с пригородов приезжают, от проезжей части автобусы отделены широкой зелёной полосой. На траве расположилась группа молодых людей: многие сбросили обувь, кто-то лежит, кто-то сидит, ноги грязные, вид помятый - туристы, надо полагать. Для них бы сейчас под душ или в речку. Иду дальше, вспомнилось: "А солнце жарит, чтоб оно пропало..." Это Визбора, у него много туристических песен, но это из военной песни. А солнце жарит немилосердно - полуденный зной. Иду долго, но ничего похожего на остановку так и не увидел, трамвайных путей тоже. Понимаю, что мне обратно идти столько же, неизвестно, сколько ехать к центру, времени погулять, посмотреть город, исторический центр совсем нет. Почему нет автобусных экскурсий от вокзала? Разворачиваюсь, теперь по дороге ищу продуктовые магазины - неплохо бы перекусить. Что-то и магазинов не видно, возле вокзала, в "подкове" есть киоски, торгующие едой, кофе, но я не люблю привокзальную торговлю, не доверяю. В дорогу на случай длительных экскурсий взяли с собой плитки шоколада, при распределении багажа шоколад положили в мою сумку (как самому большому шоколадоежке), в Европе он бы не помешал, но он остался у меня. Шоколадом обедать - голодным не будешь, но сытым тоже. В продуктовом купил воды, булку, йогурт да львовское мороженное ("1965"), которое мы часто покупаем в Днепре, интересно было сравнить. Хотелось ещё попробовать львовский кофе (уж слишком много о нём говорят), но в жару лучше вода да мороженное. Вот с мороженным иду опять вдоль подковы. (Когда жена с сыном возвращались из Европы из Венгрии, ночью шёл дождь, автобус ехал медленно, на вокзал их должны были привезти часа за 3-4 до отправления поезда, но они опаздывали. Подъехали к этой злополучной подкове, и они попросились выйти из автобуса, благо вещи были с собой в салоне. Пешком успели к самому отъезду, автобус ещё долго стоял в очереди.)
   Остаток времени провёл прямо на перроне, на скамейке в тени, пообедал йогуртом, дочитал последние страницы газет (в дорогу взял 3 толстые газеты по 32 стр., но прочитал их все за первые сутки). Идти искать кофе, видел вывеску "Найсмачнiша кава", не хотелось, хоть дело шло уже к вечеру, но жара была ещё изнуряющей. Объявили посадку - прямо с первого пути.
   Двоякое впечатление от Львова: отзывчивые добрые люди и нерешённость проблем в городе (спасибо чиновникам?). Нет, в других городах (и в Днепре и в Киева) тоже хватает проблем, но такого положения, как во Львове... Нет слов. Прощай, неизвестный Львов.
   (PS. Жена так сильно была огорчена тем, что меня завернули на границе, решила всё же меня свозить в Европу. Второй паспорт нового образца мне оформили довольно быстро - ажиотаж с безвизом давно пропал. Теперь на границе на вопрос я могу ответить: "Tak, pan ma drugi paszport". Моя вторая половина готова была сразу поехать ещё в один тур - выбирала какой. Опять ночные переезды, питание без всякого режима, да и нагрузка на семейный бюджет чрезмерная. Я убедил её поменять 3 дня по Европе на 5 дней по Украине. Поменяв младшего сына, у него начались занятия, на старшего, мы выбрали Трускавец-365: проживание в отеле с завтраком, ужином, выезды на экскурсии, которые выбирали сами. Знакомились с природой, историей, культурой края, с людьми, посетили Трускавец, Моршин, Скели Довбуша, Львов, Мукачево, Береговое, замки Сент-Миклош, Паланок, Олеский, Подгорецкий, Золочевский, (виртуальную) крепость Тустань. Так что во Львове побывали, пешком по нему побродили. Мало, конечно.)
  
   Сцена 4. Домой.
   Объявили посадку. Подхожу к вагону: две проводницы, рядом с ними женщина, выглядит молодо, о чём-то оживлённо беседуют. На пассажирку не похожа, уж очень весело разговаривает. Провожает? Или просто подруга? Пока смотрели билеты, подошёл начальник поезда и тоже включился в разговор. Может, она их коллега?
   Прохожу в купе. Кладу сумку на свою полку, выхожу в коридор. Молодая пара из соседнего купе тоже вышли, гадают сканворды в купленной брошюре газетного формата. "Помочь?" - предлагаю, парень читает вопросы, и мы втроём отгадываем, получается быстро. При этом, я даю время ребятам, чтобы они сами нашли ответ, и, если они не находят, даю свои варианты. В моё купе пришёл пожилой пассажир, спрашивает:
   - Вы из этого купе?
   - Да.
   - Вас можно попросить поменяться местами с супругой. У неё ноги больные, ей сложно забраться наверх.
   - Так у меня самого верхняя полка.
   - Ну, хотя бы будем в одном купе.
   Соглашаюсь, беру сумку, пакет с половиной булки. Девушка:
   - Вы уходите?
   - Перехожу.
   Парень достаёт небольшой ножичек, аккуратно отрезает два листика с кроссвордами:
   - Это Вам.
   - Спасибо. Очень кстати, - наверное, на моём лице улыбка на 32, около того.
   Так я оказался в первом купе. Супруги собрались и ушли, а в купе осталась молодая женщина, которую приметил на входе:
   - Здравствуйте. Я думал, что Вы сотрудница ЖД?
   - Так и есть. Я 20 лет работаю на Железной дороге.
   - 20 лет? По Вам не скажешь.
   - Спасибо. Когда училась, начинала работать в бригаде проводников. Несколько лет все каникулы в поездах.
   Она достаёт термос, ставит на столик.
   - Это кофе. В поездах только растворимый. А я предпочитаю натуральный, вот домашний. Вас угостить?
   - Спасибо, не надо. Я не такой гурман. Сейчас от ЖД немного навязчивый сервис: в стоимость билета входит два стакана, чай или кофе - проводницы принесут.
   Надо признать, что качество услуг от ЖД стало лучше. Сужу по комплекту постельного белья: чистое и сухое (!), такое впечатление, что первый раз в эксплуатации. В советские времена и после бельё на ощупь было как будто влажным, или с запахом сырости. Два поезда за сутки, может, повезло, но оба новые, чистые, без сквозняков и с кондиционированием.
   Достаю из сумки зубную щётку, пасту, уже прочитанные газеты, и кладу сумку в отделение под нижней полкой. Два пассажира сели перед самым отправлением поезда: отец с дочерью, отцу 40+, выбрит, простая не модная стрижка, девочке лет 9-10 - любопытные глазки. Гостили во Львове, едут домой в Запорожье. Заходит проводница, собирает билеты. Говорю ей, что поменялись местами с пассажиром, что мне завтра нужен будет билет, мой билет, и что у меня в стоимости билета проплачено два стакана кофе.
   - Кофе у Вас будет?
   - Да.
   - Принесёте позже, пожалуйста.
   Обычно проводники перед выходом пассажиров сами предлагают билеты, кому надо. Возможно, ей не понравился такой дотошный пассажир, как я (но мне действительно нужен был билет для подтверждения своих расходов), пример, когда люди одни и те же слова трактуют по разному: позже она мне принесла сразу два стакана кофе. Зачем мне сразу два, второй я собирался выпить утром.
   Девочка расположилась на месте под моей полкой, сажусь рядом с ней. Она достаёт небольшую брошюру с задачами судоку, не телефон - уже удивительно в наше время. Решает.
   - Получается?
   - Не всегда, - показывает.
   Я сам относительно недавно увлёкся этими головоломками: 9 горизонталей, 9 вертикалей и 9 квадратов по 9 клеток. В каждой линии и в каждом квадрате должны присутствовать все цифры от 1 до 9, из этого следует, что в каждом из объектов (линия, квадрат) каждая цифра может присутствовать только один раз. Понимая это надо находить положения в соседних линиях, квадратах, из которых в отдельных клетках может находиться только конкретная цифра. Показываю на примере, как это определить. Девочка на ходу схватывает, и решение задач идёт быстрее. Сами головоломки могут быть и простыми, и очень сложными.
   Отец тем временем рассказывает о старшем сыне, что он самостоятельно освоил программирование.
   - Так он у Вас ещё в школе учится, или уже поступал в ВУЗ?
   - В выпускном классе. Вот не знаю, где ему можно расширить знания.
   - У нас в Днепре есть Академия "Шаг", в ней начинают заниматься с детьми младших классов и до старших. Изучают компьютеризацию, языки программирования, дизайн с помощью компьютеров, вплоть до робототехники. У них есть филиалы в городах. Возможно, у них есть заочное обучение. Кстати, в академии можно и профессиональное образование получить.
   - Мне не нравится "Шаг".
   На нет и суда нет. Ну да, я знаком с академией в Днепре, возможно филиал в Запорожье не так хорош. Всё зависит от преподавателей и конкретных клиентов.
   Тем временем наш попутчик рассказывает историю своего брата. Подобные истории я уже слышал, читал, даже видел в кино. (Но вот историю реального человека, пускай родственника соседа по купе, слышу впервые.) В молодости совершил он проступок. Был осуждён. Отбыл срок, вернулся. Но наша исправительная система не столько исправляет, а скорее калечит. Недолго он был на воле, опять оступился, получил новый срок. И так несколько раз. Сколько мама слёз пролила, ничего не помогало. И вот в очередной раз вернулся он из заточения другим. На зоне церковь была, священник хороший в той церкви был, помог брату найти дорогу к богу, к вере. Брат просил прощения у матери, стал в церковь ходить, замаливал грехи свои. Можно только порадоваться за человека, что смог уйти с кривой дороги. Их у матери 4 сына. А наш попутчик, как я понял, в церковной общине был не простым прихожанином, но расспрашивать об этом я не стал.
   Самое время было детям спать. Отец уложил дочку, а вместе с ней и всё наше купе улеглось по своим полкам.
   Среди ночи проснулся. Я сплю мало, больше не усну, забрал газеты, вышел в коридор. Кроссворды разгаданы, буду искать в прочитанных газетах что-нибудь ещё почитать. Примерно через час, или больше, выходит попутчица:
   - Я в это время на работу встаю.
   Живёт в Ужгороде. У них свой дом, небольшой участок. Я что-то рассказал за дачу, далеко ездить, в эту жару всё выгорает. Она рассказывает за севооборот, собрали урожай, например, с грядки редиски, сразу можно посадить петрушку. И так до поздней осени: ни один клочок земли у неё не пустует, всё зеленеет, всё радует глаз. На работе прошла путь от проводницы до диспетчера (это очень ответственная работа). Училась во Львове и в Днепропетровске. Львов - город её юности. Специально взяла билет с пересадкой (есть прямой поезд из Ужгорода), чтобы побродить по знакомым улочкам, посетить любимые места. А Днепр ей не понравился. (У меня противоположное мнение, но спорить смысла нет, каждый кулик - это я о себе - имеет право на своё болото.) Она рассказывает о дочерях. Старшая несколько лет назад, как от рук отбилась. Связалась с плохой компанией, меня совсем не слушала, всё наоборот делала. Обожглась (попутчица не стала вдаваться в подробности). Сейчас уже поостыла. Да прошлого не изменишь.
   Она помолчала немного. Продолжила о младшей дочери. Заболела девочка. Врачи диагноз не могли поставить - от чего лечить? А она на грани между жизнью и смертью была, постепенно угасала. В монастыре священник один есть. К нему обратились. Он травами, отварами лечил. Всё маленькое тело руками разминал. Молитвы читал. Долго лечил.
   - Вы, возможно, не поверите. Ей легче стало, пошла на поправку. Сейчас совсем здорова.
   - Ну, почему не поверю. Есть люди с даром, - подбираю слово, - божьим, с энергетикой в руках. На этом основаны некоторые китайские методики. У нас на даче парень есть, его зовут прищепы делать, у него они всегда приживаются. Он может больную ветку руками подержать, и она выздоравливает. Да у меня самого энергетика в руках есть, только я не умею пользоваться. Охотно верю.
   - Мы дочь в школу монастырскую отдали, ­- слово "монастырскую" застряло у меня в голове. - Священник, который лечил, стал духовным наставником дочери.
   Соседка продолжает рассказ, а я думаю о монастырской школе. В известном фильме Анжелику отдают на воспитание в монастырь. В "Гардемаринах" женский монастырь. Я не перебиваю, жду паузы:
   - Вы отдали дочь в монастырскую школу, а светское образование она получит? Аттестат?
   Вообще-то, это очередной пример, как люди под одними и теми же словами понимают совершенно разные вещи.
   - Монастырская школа - это школа на каникулах, да ещё по воскресениям, когда каникулы закончатся. В обычную школу она, конечно, будет ходить.
   Она ещё рассказывает о младшей. Мягкая, послушная, добрая. Недавно попросила своего наставника помолиться за старшую сестру.
   - А что ты для неё хочешь?
   - Я хочу, чтобы она смогла родить ребёнка.
   Народ уже поднимался, в коридоре началось движение. А наши соседи, отец с дочерью, преспокойно продолжали спать. Ладно, если бы они лежали на верхних полках, мы бы могли сидеть на полках. Садиться рядом со спящими было неудобно. И мы вдвоём, как стойкие оловянные солдатики, оставались в коридоре вагона. Заказали проводницам кофе, свой домашний соседка уже выпила, а кофе утром - это как заряд бодрости на весь день. Так в коридоре стоя и выпили. "Нет, это не кофе", - вынесла свой вердикт напитку попутчица. А я подумал, что иногда хорошо быть не столь требовательным к еде, к кофе, я получил заряд бодрости, пускай даже это и неполноценный кофе, но и не цикорий.
   Попутчица заговорила о церкви. Греко-католической. Понятно, что она прихожанка этой церкви. Рассказывает, что у них службы, обряды такие же, как у православных, ничем не отличаются. (Эти строки пишу 24.12.2020 - рождество греко-католики отмечают вместе с католиками.) Я всех этих нюансов не знал, слушаю внимательно, задаю вопросы.
   - А чем кресты отличаются?
   - На куполах церквей, на кладбищах у православных крест с нижней косой перекладиной, у греко-католического креста этой перекладины нет.
   Моя спутница - глубоко верующий человек. Как правило, такие люди выглядят очень скромно, и в одежде и в самом облике, они простые, чёрно-белые, только глаза могут сиять. А попутчица выглядит иначе, косметики я не вижу, если и есть, то совсем незаметная. Но в ушах золотые серёжки и одежда у неё достаточно яркая, не сверхмодная, не кричащая, но ей идёт. И в шортах - так в дороге удобнее. Судя по её рассказам, человек она бойкий, за своих близких постоять может.
   Время приближается к 11, мы уже на подъезде к Днепру, а наши запорожцы продолжают дрыхнуть (эмоции меня переполняют, вот и слово такое подвернулось). Под полкой, на которой спит девочка, лежит моя сумка. Чтобы её достать, надо будить ребёнка. И я уже в который раз сам себе говорю "Жду минуту и буду будить". Наконец-то папа соизволил проснуться, и девочка сразу поднялась. Собираю постель, отношу проводникам, свой билет забрал. Прошу девочку пересесть, достаю сумку - всё, я готов выходить. Когда дочка пересела к папе, она наклонилась к его уху и что-то прошептала. На мне шорты, может, немного коротковаты для моего возраста, рубашка-шведка, от жары пуговицы на рубашке расстёгнуты, может быть, учитывая присутствие девочки, слишком много пуговиц расстегнул. Вчера девочка судоку решала, не обратила внимания, а сегодня, наверное, заметила отсутствие крестика. Папа посмотрел на дочь, потом на меня, и спросил:
   - Простите, а Вы верующий?
   - Нет, - и, сметая все сомнения, добавил, - я атеист.
   Чувства удивления с признаком оторопи появились у него в глазах, на его лице. Скорее всего, он думал, как такой добрый хороший человек, а он не сомневался в этом, может быть неверующим. Попутчица из Ужгорода тоже с удивлением смотрела на меня, она тоже не сомневалась, что я верующий. Человеку нужна вера, как можно без бога? Он принялся мне что-то доказывать, что-то объяснять. А я про себя думал, встал бы раньше часа на три, да тогда бы пытался что-то доказать. Сейчас за 10 оставшихся минут, что ты можешь сказать мне нового. Девочка внимательно смотрела то на папу, то на меня. Я понимал, что могу каким-нибудь возражением, каким-нибудь словом принизить авторитет отца в глазах дочери. А мне этого не хотелось (не ради отца, ради девочки).
   - Я стараюсь жить по заповедям, - пытаюсь хоть немного успокоить своего оппонента.
   Почему многие считают свой образ жизни правильным, чуть ли не идеальным? Почему считают, что все остальные должны быть такими же, как они? Почему многие готовы переломить человека через колено, лишь бы заставить его быть себе подобным? Интересно, если бы я сказал, что верю в аллаха, или я иудей, кришнаит, он точно так же стремился поставить меня на "путь истинный", или принял бы мою веру, мой выбор? Он говорил что-то о священниках, и я позволил себе высказать своё мнение:
   - Человеку для общения с богом не нужен посредник.
   - Нет, Вы не правы. Только в лоне церкви...
   И он принялся с пылом доказывать ошибочность моей позиции, цитировал библию, ссылался на богословов. Странная аргументация, если я не верю в бога, неужели слова какого-то богослова могут на меня повлиять?
   Как много крови было пролито за века, за тысячелетия на религиозной почве в войнах христиан с мусульманами, в гражданских войнах католиков с протестантами, в погромах евреев, других меньшинств - всего не перечислишь. Как долго человечество шло к веротерпимости, к признанию свободы вероисповедания. (Пришло ли?) Я никому не навязываю свой воли. Я признаю право любого человека на свой выбор. Моя личная свобода заканчивается там, где начинается ущемление свободы другого. Каждый человек волен верить в своего Бога. Или в его отсутствие.
   Незадолго до поездки мне попалась заметка о Джордже Карлине, собственно его 35 советов (цитат). Мне понравилось. Запомнилась последняя 35-ая цитата, наверное, моё настроение было созвучно его словам: "Религия похожа на обувь... Найдите ту, которая подходит вам. Но не заставляйте меня носить вашу".
   Поезд прибыл на перрон родного Днепра. Я встал, накинул ремень сумки на плечо и сказал:
   - Оставьте мне мои старые сапоги.
   Впрочем, я не совсем уверен, что я это произнёс вслух.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"