Вербовая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Часть пятая. Последнее письмо к Тане

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор рассказов: "Последнее", "Уроки покаяния", "Грант", "Магазин ощущений", "Урок палеонтологии", "Солнце заката" и "Чем пахнут деньги".

  Привет, Таня. Спасибо за рассказы. Мы вчера с Наташей их прочитали. Действительно достойные произведения. Особенно ей понравился "George M. Avery". Кстати, мы с ней почитали-таки "Из сказки". Наташа очень хвалила как сам сюжет, так и идею.
  Сама я прочитала ещё несколько рассказов. В основном почему-то попались на философскую тему: про жизнь, про смерть, про загробный мир и тому подобное. Особенно зацепили "Последнее" и "Уроки покаяния". С них, пожалуй, и начну.
  
  Стас Нестерюк "Последнее"
  Начинается с того, что умирает один человек. Хотя он сам ещё не понимает, что умер, считает, что заснул. И тут же увидел двоих: седого старика в белом и черноволосого молодца. От потрясения главный герой и не додумался, что это никто иные, как Бог и дьявол. Что они делают? Как нетрудно догадаться, судят умершего. Бог играет роль прокурора, а дьявол - адвоката. Притом сам подсудимый сразу проникся доверием к последнему...
  Тут у меня сразу возник вопрос: кто главный герой? Вернее, кем он был при жизни? Картинки из прошлого проносятся мимо него на огромной скорости, но о чём они, автор пока не раскрывает тайну. Лишь когда герой увидел себя "благочестиво стоящим в церкви и отвешивающим земные поклоны отцу нашему небесному", я подумала: должно быть, был примерным христианином.
  "Но что-то пошло не так. Старик сурово качает головой". Ну, ладно, как справедливо заметил дьявол-адвокат, "разве ж виноват человек в том, что родился сыном человеческим, а не божьим? Слабости и страсти правят душами тварей земных".
  Но читаю следующие строки: "Сегодня крал, а завтра клеймил вора; сегодня изменял, а завтра презирал измену; сегодня клялся, а завтра отрекался". Думаю: а не с ханжа ли это? И точно! Стадное чувство было второй натурой главного героя, общественное мнение - главным нравственном ориентиром, а сам он - никем. Даже не "человеком без поступков", как пишет Салтыков-Щедрин, а просто никем. Потому что все они были продиктованы изменчивой модой. И уж конечно, главный герой не задумывался, нравственно ли он поступает по отношению к другим. "Сколько их - тех, кому было больно из-за меня! Надо же! А я и не знал".
  Но адвокат так лихо закручивает дело, что обвинения отлетают, как горох от стенки. И ведь интересно, чем кроет! Не украдёшь сам - украдёт кто-то другой. Не обманешь женщину - сама обманет. А клятвы и отречения - всё слова, а значит, по определению ложь. Да и вообще жизнь такая, не он это всё придумал.
  И вот начинается самое интересное: Бог признаёт правоту адвоката -подсудимый оправдан и свободен. И, естественно, бесконечно счастлив.
  Однако обрадовался он рано. Освободившись от Бога, он поступил в распоряжение дьявола, который всё это время доказывал, что главного героя "нет и никогда не было". И с чистой совестью (если такое уместно в отношении дьявола) тот оправил его в небытиё.
  Но не столько сюжетом привлёк меня этот рассказ, сколько умными мыслями. Если ты живёшь как все - Пустота тебе имя. А пустота, естественно, ни за что отвечать не может. Она абсолютно свободна от внутреннего содержания, потому что в пустоте ничего содержаться не может. И, конечно же, никоим образом не причастна к своей судьбе (а есть ли у неё вообще судьба?).
  А эта пустота... Притом, заметь, автор намеренно избегает негативной характеристики ("не черная, как ее изображают, а просто пустая"). Эта пустота, скорей всего, отражение реального мира, состоящего исключительно из "таких как все". И ни ярких личностей, ни "лучиков света в тёмном царстве" - никакого тебе меньшинства. А если бы появился хоть один "не такой", он бы заполнил эту пустоту, осветил бы бесконечную темень. Но если каждый думает: "Чего я буду выделяться - один всё равно ничего не сделаю", то мир, естественно, не изменится. Как сказала одна из наших "Униженных", "Света не может быть мало". Поэтому тем, кто стремится быть как все и учит детей тому же, есть повод задуматься: куда мы катимся?
  Кстати, только что рассказала сюжет маме, она говорит, что поставила бы рассказу все 6 баллов. Потому что в нём действительно есть смысл. Следующий рассказ она тоже хвалила.
  
  Ольга Астапенко "Уроки покаяния"
  Главный герой - старик, пришедший в церковь каяться в грехах. К этому покаянию он тщательно готовился, но что-то мне подсказало, что с самого начала видно, что для него это всего лишь ритуал. "Я сказал всё, что считал нужным... Какие более грехи могут быть у человека, большую часть жизни отдавшего воспитанию детей?". Тут-то и бросается в глаза один из величайших грехов - гордыня. Святым себя возомнил, значит! Прямо как мой бывший учитель. Каждый урок публично унижал парней: не только словами, но даже пинками и подзатыльниками, и при этом говорил, что ради нас, учеников, пожертвовал своей личной жизнью. Но отец Геннадий отчего-то не верит в безгрешность прихожанина. Должно быть, знаком с ним лично, раз назвал его по имени и отчеству.
  И точно его святость внушает сомнение. Ладно там, сгоряча выругался на пьяного попутчика - с кем не бывает. Но, просматривая его биографию, нашла несколько подозрительных моментов: "Дед он необщительный, знакомых в городке мало, а друзей и подавно". И это тоже было бы ничего - в конце концов, не обязан же он быть общительным. Бывает ведь и такое: человек не злой, а люди за что-то не любят. За ум, например. Я бы так и подумала, если бы не "тщательное приготовление" к смерти. Видала бы ты, как он себя любит! Всё для ритуала приготовил самое дорогое. И даже венки заказал, якобы от скорбящих учеников. Вот здесь сразу стало понятно, что вряд ли ученики будут шибко горевать о нём. Наверное, ничего доброго им не сделал. Неудивительно, кстати, ведь он и животных не любит. "Осталось навестить старого приятеля, скорее не приятеля, а так, в детстве вместе кошек гоняли". Конечно, всё это давно в прошлом, но для старика, по-видимому, издевательства над кошками - светлое воспоминание. Стало быть, к детям он относился не лучше.
  И вот он случайно попадает в "прошлое", то есть, в ту школу, где преподавал лет сорок назад. Переступает порог, потому что слышит жалобное мяуканье и думает, что котёнок застрял или упал в яму. Нет, не из благородства души он так поступает - потому что если пройдёт мимо, "это посчитается грехом на небесном суде, а повторно исповедоваться нет времени". Вот уж истинная вера! А то, что он потом грубо швырнул этого котёнка - ничего, Бог простит.
  Но вдруг наступает гроза, и появляются души его учеников. Самых нелюбимый последний выпуск. Сами ученики живы, но их души, лишённые счастливого детства, остались в школе и жаждут расправы. Честно признаюсь, мне не было жалко этого учителя. Не уважают тех, кто обижает и без того обделённых. Задушат его, разорвут - туда и дорога. Чтоб другим таким учителям было неповадно. А учитель-то бедный всерьёз испугался. Раньше, голубчик, надо было думать, когда издевался над учениками!
  Но вдруг выясняется, что ученики не жаждали крови. Всего, чего они добивались - это раскаяние. Притом не такое, которое было в церкви, а чистосердечного. А этот спектакль - не более чем жестокий урок. "Ведь самый лучший урок это тот, что преподносят тебе твои ученики", - сказал отец Геннадий. Он же Генка толстый, у которого "голова деревянная". Теперь понятно, откуда он знает его имя-отчество, и о каких грехах хотел услышать.
  И кончается рассказ очень даже хорошо - учитель раскаивается, просит прощения, и дети его прощают. Тут же меняется и состояние учителя - "В тот момент он больше не чувствовал тяжести в спине, ему даже показалось, что горба больше нет. Он исчез, и более не будет прижимать старика к земле". То есть, не будут больше грехи давить на него. И страх, который преследовал его постоянно, пропал. А всё потому, что совесть очистилась. И друг наконец-то появился...
  По-моему, умнейший рассказ! И мысли умнейшие. Правильно отец Геннадий говорит: "Вера, это не та, что исходит из уст, но из сердца". Иначе говоря: в душе должен быть Бог. Что толку, если ты каждое воскресенье ходишь в церковь, как на работу, соблюдаешь все посты, молишься перед сном, а в мирской жизни лжёшь, завидуешь, ненавидишь всех и вся? Тогда уж лучше и в церковь не ходи - лицемером хоть не будешь.
  
  Владимир Владмели "Грант"
  Помнишь дядю Петю, который, как только речь заходила о церкви, о грехах и покаянии, с иронией говорил: "Чего думать о покаянии, пока молод? Можно всю жизнь грешить, а как состаришься и помирать будешь - покаяться во всех грехах, и в рай попадёшь"? Так же, наверное, думал и профессор, у которого, кстати, и имени-то нет. Его так и называют Учитель. Но в отличие от предыдущего учителя, он так и не успел покаяться. Бывает и так - жизнь обрывается внезапно, когда этого совсем не ждёшь. Так не лучше ли смолоду заботиться о чистой совести? Да и неискренним получается такое "покаяние" - не потому человек кается, что неправым себя считает, а для того, чтобы в рай попасть.
  Однако профессор здесь не главный герой. Главный - его ученик Крэг. Талантливый, но неуживчивый ворчун. И при всём при этом он честный и неподкупный, осмеливается доказывать свою правоту научному руководителю. Кроме того, он не способен на подлости за деньги, даже когда последние очень нужны.
  Сначала всё складывается благополучно для Крэга: он любит Хельгу, дочь Учителя. Любовь взаимная. У профессора он любимый ученик. Мечта Крэга - сделать аурометр - прибор для чтения мыслей и получить за него деньги на дальнейшие исследования. Хоть он и обещает Хельге переселиться с ней на Гавайи, а исследования переложить на толковых сотрудников, я ему, честно говоря, не верю. Такие, как Крэг, не могут жить без науки, для них ничегонеделание смерти подобно. Хельга ему, кстати, тоже не верит, отвечая: "Свежо предание".
  Совершенно неожиданно Крэг становится телепатом. Учитель для экспериментов посылает к нему домой шаровую молнию. Крэг выталкивает её шваброй и, притронувшись к руке своей невесты, понимает, что может читать чужие мысли.
  Тотчас же для него открывается истинная сущность профессора, которым он до этого восхищался. Оказалось, что все его слова "о величии Науки, долге перед Человечеством и мелочности людских страстей" - только слова. На деле он сам одержим страстями, главные из которых - деньги и власть. И долг перед человечеством для него пустой звук, потому что он даже не выполнил долга перед своим благодетелем - Великим Шаманом. Об образовании его сыновей-близнецов профессор-то позаботился. Но его сына-уродца, которого Шаман просил воспитать и выделил для этого "много кусков жёлтого металла", профессор сдал в приют. Боялся он, видите ли! Кроме того, он искусный интриган. Он с гордостью думает, что в политической борьбе "съел не только собаку, но и всех своих конкурентов".
  Ради престижной премии Учитель предаёт собственную дочь. Потому что "не хотел ссориться с детьми Великого Шамана, пока они были ему нужны для опытов".
  Дети Великого Шамана вполне стоят приёмного папочки, так как разделяют его ценности. И ради денег также не остановятся ни перед чем. Загипнотизировать Хельгу, чтобы жениться на ней и породниться с профессором для Жака пара пустяков. Даже когда он понимает, что ему ничего не светит, продолжает мучить девушку. Чисто из вредности.
  Но не забыл автор и уродца, которого Учитель отдал в приют. И вот он появляется под видом чудака-спонсора. Всегда в шляпе, в очках, в перчатках. Обладает необычными способностями, тяготеет к науке. В бизнесе процветает и прибыль решает потратить на поддержку науки. Для Крэга появляется шанс получить грант.
  Но первое место занимает... вероломный профессор. Сразу видно, что занял он его несправедливо. Ведь у Крэга был действующий макет, а профессор только красиво говорил. То же делали и сыновья Шамана. И самый достойный оказался на последнем месте (почти как в нашем конкурсе).
  Тут я и думаю: ну, действительно, дьявол он, а не спонсор. Специально решил хорошего человека унизить. Для того, наверное, чтобы довести до отчаяния и толкнуть на путь греховный. Но когда я прочитала про его причуду, поняла, что будет что-нибудь такое, из-за чего один Крэг и явится. Тем более, спонсор, наверное, знал, что этот профессор сдал его в приют. А раз так, то, скорее всего, отомстит.
  И точно! Как же я могла забыть, что профессор и сыновья Шамана не только за грант - за копейку горло перегрызут. Такая участь и постигла профессора.
  Вот водитель всё явнее намекает, что именно Крэг получит грант. И здесь же сбивает братьев, несущих мешок с телом Учителя.
  Только на церемонии вручения гранта Крэг понимает, что гибель соперников ему не приснилась. И честный человек, не предпринявший ни малейшей попытки их убрать, получает всё.
  Вот тебе и мораль - к деньгам не рвись, за власть не грызись. А то как бы самого не загрызли. Зато терпение и труд, как гласит пословица, всё перетрут.
  
  Марианна Цветкова "Магазин ощущений"
  Ура! Наконец-то нашла эту миниатюру! И она как раз о том, что всё покупается: и счастье, и любовь, и успех. Те, кто не имеет денег, воруют у других. "Люди, в большинстве своем, именно этим и занимаются", - говорит продавец о воровстве. Но главный герой не ворует, а "горбатится полжизни", чтобы купить успех. Однако его хватает на год - не больше.
  В этот раз Максим покупает счастье. И всё для того, чтобы быть счастливым со своей девушкой. А девушка, надо сказать, совсем не в его вкусе. Ладно, Господь обидел её внешностью, ничего, что она болтлива. Но вскоре Максим понимает, что ум и скромность также не являются её добродетелями. Поэтому когда он пьёт купленное счастье, мир не становится "ни капелькой лучше". Само счастье на вкус как селёдка с земляникой. И Максим, решив, то ему "подсунули тухлое счастье", идёт в магазин разбираться.
  Но счастьице-то оказывается свежим. Дело всё в том, что оно продажное. А продажные чувства не могут быть приятными на вкус. Они либо будут горьким, либо до тошноты сладкими. А что вы хотели: продажное счастье фальшиво - из одних ароматизаторов.
  Поругавшись с продавцом, Максим наконец-то принимает соломоново решение: не заходить более в магазин. "Я буду жить, просто жить-поживать. Твой товар мне больше не нужен". А "тухлое" счастье оставляет другому, обретя при этом свободу.
  "На месте цены он обнаружил прочерк, а в углу пакета стоял штамп: не для продажи...Черным по белому было написано: срок хранения не ограничен". Именно так выглядит настоящая свобода. И в первую очередь это свобода от всего фальшивого, что можно купить за деньги. Недаром один мудрый человек говорил: грош цена тому чувству, у которого есть цена. Хочешь счастье "из натуральных продуктов" - ищи бесценное, непродажное и вечное.
  
  Влад Туман "Урок палеонтологии"
  Да, мы с Марианной только что говорили, что ощущения нельзя купить. Но можно купить духовную пищу. Да, да, Таня, речь пойдёт о книгах.
  Главный герой - островитянин. Живёт он на "окраине мира", занимается рыбалкой. Сразу на язык просится слово "дикарь". Действительно, цивилизация здесь и близко не стояла. Даже центральная площадь представляет собой "неровный кусок утоптанной желтой земли, окруженный со всех сторон деревянными домиками самых зажиточных островитян". Менее зажиточные, такие как главный герой, и вовсе живут рядом с лесом. Естественно, ни телевизора, ни холодильника в домах нет и в помине.
  Зато с экологией всё просто замечательно. У дома Фэти - "большой старый лес из огромных деревьев, где даже лианы были толщиной в человеческое тело, а среди корней деревьев по утрам вился влажный туман и росли громадные люминесцирующие грибы". Вряд ли в Москве можно увидеть что-то подобное.
  И, что лучше всего, почти нет криминала. Лодки, оставленные на пляжи, не угоняют. "Порой молодой рыбак думал, что здесь можно положить на белый песок пляжа даже золото и это сокровище будет лежать, сверкать, лишь немного заметаемое ветром сотни лет, пока не придет волна способная смыть тяжелый металл". Интересно, сколько бы пролежал кошелёк с зарплатой, если его оставить на берегу подмосковного водохранилища?
  Нормальная торговля заменяется бартером. "А деньги это разве ничего? Или деньги на этом острове уже в счет не идут?" - спрашивал малайский торговец.
  Информацию о том, что творится в мире, островитяне получают от приезжих купцов - газет тоже нет. Даже книг на их родном языке не издаётся.
  Однако главного героя никак не назовёшь бездуховным дикарём. Он хорошо знает французский и любит читать книги. Особенно его привлекают научно-популярные, позволяющие познать мир. Одну из таких ему и "впихивает" хитрый малайский торговец. Решив завладеть эпитоуниумом, он подсовывает "дурачку" "Популярную палеонтологию", которая "завалялась в тайниках". Однако для Фэти эта книга оказывается настоящей ценностью. Чтобы почитать её, он даже о голоде забывает.
  Прочитав книгу, он с удивлением узнаёт, что рыба миро-миро, пойманная сегодня утром, оказывается, вымерший сотни миллионов лет назад динихтис.
  И тут рыбаку приходит в голову сплавать на Дальние кораллы за тем же динихтисом. Не для охоты, а просто посмотреть. Даже книгу с собой взял, чтобы удобнее был сравнивать. О том, что это чудище при встрече может "удостоить его звания главного блюда", Фэти отчего-то не подумал. "Не боялся он и акул, эти твари редко заплывали сюда. Может быть, они страшились тех же самых динихтисов". Ай да Фэти! Акулы боятся, а он поплыл любоваться.
  Когда динихтис, наконец, встретился с рыбаком лицом к лицу, я уж подумала: ну всё, конец исследователю. Тем более, "тот спокойно бы разместился у него в пасти". А динихтис, кстати, уже присматривается к Фэти. Притом с неподдельным интересом.
  Ура! Его не съели! То ли чудище оказалось сытым, то ли решило, что он сумасшедший, можно отравиться, то ли оно его интерес тоже был чисто исследовательским.
  Счастливый, Фэти вернулся домой с мыслью ещё кого-нибудь исследовать. Может, следующим объектом будет Бесклювая. Прочитает, что это вымерший динозавр и тоже решит полюбоваться ею вблизи. С него станется! И снова, наверное, повезёт. Недаром его имя означает звёздную удачу.
  Вот тебе и дикарь! Знаешь, а ты правильно делаешь, что не веришь, когда говорят: в центре люди культурнее, а на периферии - дикари. Я имела шанс убедиться в этом, когда мы снимали квартиру в Москве. Кому-кому, а соседям точно не мешало бы поучиться у "дикаря" Фэти! Так что нечего культуру с географией смешивать! Культурным можно быть везде - было бы желание. Так же, как впрочем, и некультурным.
  
  Дмитрий Плюс "Солнце заката"
  Вот, пожалуй, отражение нашего мира. Не стоит пытаться подогнать его под одну мерку, дать ему какое-то однозначное определение, потому что мы живём в разных мирах. Да, да, в разных.
  Но сначала попытаюсь вместе с автором истолковать его в общих чертах. Похожий на конус. Когда ты молод, окружающее кажется тебе бесконечным. А к старости ты уже приобретаешь жизненный опыт и для тебя "нет ничего нового под солнцем".
  Сравнение с дверями. Да это точь-в-точь наш мир. Притом, как верно подметил автор, не только родители направляют детей на путь истинный (или на ложный, смотря какие родители), но и дети их чему-то учат.
  Пожалуй, бесконечные двери здесь играют главную роль. Потому как ведут каждая в свой мир, в каждом из которых - конус. Причём, в некоторых конус перевёрнутый. Попадёшь туда и покатишься по наклонной.
  Теперь о разных мирах. Самый лучший, на мой взгляд, Вирс. "Здесь простой кубик имеет три сотни граней, а радуга сверкает тысячью цветов". Живут здесь творческие люди. Они сказочно богаты (духовно, конечно), осваивают свои измерения и не особо стремятся к эспансии. Если ты достиг блестящих результатов в музыки, нет ничего плохого в том, что не разбираешься в живописи. Ибо нельзя добиться успеха абсолютно во всём. А уж охватить все грани творчества - непосильная задача.
  Ля-Корр, блещущий полимасштабностью - настоящая свистопляска цветов и трансформаций. Кто в этом мире живёт, я, кстати, не совсем поняла. Либо сумасшедшие. Либо неусидчивые экстремалы. Либо непостоянные люди, у которых "семь пятниц на неделе". А может, и все сразу. Понимаю героя, который быстро покинул этот мир, потому что с такими действительно тяжело.
  Мооол - это, наверное, мир тех, кому дома постоянно не сидится. Недаром автор пишет, что обитатели - большие любители путешествий. Впрочем, не обязательно путешественники. Это могут быть фантазёры и мечтатели. Словом, все те, кто ищет интересное на стороне (нет, нет, к неверным супругам это не относится). Про таких говорят: "живут не в реально мире".
  Зато кто живёт на Урсте, я сразу догадалась. Серые люди с развитым стадным чувством. Это сильно тормозит развитие общества. А чтобы продвинуться вперёд "по карьерной лестнице", обитатели едят друг друга. То же самое делают и для решения "геометрических проблем", таких как получить квартиру.
  И, наконец, что такое наш мир? Это двери, конусы и совокупность вирсов, ля-корров, мооолов и урстов. Ай да автор! Ай да философ!
  
  Вот, пожалуй, и все униженные, которых я нашла. Хотела записать "Ледоколы" Валентина Вознесенского. Вообще страшилка классная, но слишком уж много инженерных терминов. А вообще, рассказ поучительный - нечего садиться за руль автомобиля, когда глаза слипаются, а голова не соображает. Хорошо ещё, герой жив остался. Надеюсь, в следующий раз будет умнее. "Синдром одноклеточности" Марии Пригожиной тоже поучительный, но если бы научных терминов было поменьше... Героиня стремится к вечной молодости, жертвуя при этом возможностью иметь детей. А потом понимает, что живёт не для чего - просто существует.
  
  Да, кстати, нашёлся ещё один униженный. Это Ольга Вербовая со своим рассказом "Чем пахнут деньги". Говорю без ложной скромности. Однако хвалить себя не буду - оставлю это читателям. Скажу лишь, что судьи перевернули всё с ног на голову. Во-первых, посчитали несправедливым, что карающие силы "почему-то выбрали самого беззащитного - пенсионерку. Видимо, побоялись с бизнесменами и милиционерами связываться". Вот ты сразу поняла, что бизнесмен и милиционер - просто безликие встречные. Как, собственно, и продавщица, и соседка Ира. С ними-то высшие силы тоже ничего не сделали. Я и приплела-то их специально для того, чтобы Галина поняла, отчего так воняет. Кроме того, я уже писала, что не за кражу я её наказываю, а за жестокость. Неизвестно, поднялась бы у мента рука вымогать взятку, если у человека едва хватает на еду. Да и продавщица, видишь, не обсчитала пенсионерку, значит, крупица совести ещё осталась.
  "Высшие силы наказали ее, но не в назидание, покарали за грех целого города, но не позволили искупить грех всех через жертву одного, не изменили, не дали понимания". Другой пишет: "Она не виновата, за что ей это? Она не изменилась, она не изменит гниющий мир, и потому ломается сама". А вот этого я вообще не понимаю. Проще просто свалить всю вину на "плохую жизнь". Ещё проще прикрываться тем, что "все такие". Редко кому хочется отвечать за свои поступки. Однако отвечать придётся, ничего не поделаешь. И нечего на зеркало пенять, коли рожа крива!
  А то, что высшие силы её не изменили... Как они могли изменить её, если она сама не хотела меняться. Даже почуяв носом ворованные деньги Галина не раскаялась, не задумалась о том, что надо бы вернуть украденное. Да ещё и обвинила пострадавшую. Бессердечная дамочка!
  Кстати, один из судей прямо спросил: "Мы можем что-нибудь сделать, чтобы воняло чуть поменьше?" Кто же, если не мы? Само собой вонять не перестанет. Да и на то, что прилетят инопланетяне и что-то сделают, надежды мало. Так что делать что-то не только можно, даже нужно. И в первую очередь самим не вонять. Ты согласна?
  
  Ты уже приготовила маме подарок на восьмое марта? Я уже связала подарки и маме, и бабушке. В среду у бабушки день рождения, боюсь, не успею закончить вышивку. Да ещё ж надо найти рамку, постирать, затолкать под стекло. Придётся, наверное, подарить попозже.
  Ладно, иду доделывать.
  Пока. Оля.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"