Вербовая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Любимые сюжеты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор некоторых рассказов конкурса Укол ужаса-3.

  Любимые сюжеты
  
  Думала я сперва на каждый рассказ обзор написать - и "подсудную" мне группу рассмотреть, и свою вниманием не обидеть. Но рассматривая, поняла, что ко многим рассказам, участвующим в конкурсе, у меня схожие претензии.
  То, чего я больше всего боялась, сбылось. А боялась я, что после рекомендации, каким должен быть рассказ победителя, где в качестве эталона приводился рассказ И. Истратовой "Слабый грунт", занявший первое место на конкурсе "Укол ужаса-2", посыплются однотипные сюжеты, построенные по принципу - запугать и замучить несчастную жертву. Так оно, увы, и случилось. Является ли это намеренным подражанием или случайным совпадением? Впрочем, выяснять не буду - пусть это останется на совести авторов. Кто-то ведь искренне считает, что лучшая страшилка получается тогда, когда рассказ пишется с точки зрения жертвы, которая больше всего и боится. А то, что конец плохой, так это, по мнению таких авторов, ничуть не портит рассказа. Главное - чтоб люди боялись.
  Поэтому не буду я ругать тех, кто придерживается такого мнения, и тех, кто пишет такие рассказы, а просто (и надеюсь, понятно) объясню, какие ужастики я надеялась здесь увидеть.
  
  Первая группа сюжетов - это истории со счастливым концом. Условно её можно назвать "Через тернии к звёздам" и так же условно разделить на три подгруппы:
  1) "Ох, свалилось на мою голову!" - самое, по-моему, подходящее название. В основе таких сюжетов лежит обыденная жизнь обычного (или не совсем обычного) человека, которого неожиданные обстоятельства (или "добрые люди") вынуждают столкнуться со злом лицом к лицу. Притом, в роли зла может быть и вурдалак, жаждущий крови, и родовое проклятие, и череда кошмаров во сне и наяву. Естественно, главный герой (в одиночку или с чьей-либо помощью) предпринимает некие действия, чтобы вурдалак не отведал его кровушки или чтобы кошмары прекратились. И в конце концов, добивается своего, впоследствии либо приобретая что-то для себя (не обязательно материальное - может быть, любовь или какой-то ценный опыт), либо просто радуясь, что остался цел.
  2) "Я всё исправлю!" Если в прошлом пункте появление зла не зависит от самого человека, то здесь он прямо или косвенно, а виноват. Задел ли он случайно могилу вурдалака, нахамил ли ведьме в автобусе или поднял порченую вещь, а в итоге те же проблемы с вурдалаками, проклятиями и кошмарами. Тогда главный герой начинает бороться по мере своих возможностей и, победив зло, твёрдо решает, что впредь не будет хамить старушкам и подбирать на улице всякую дрянь, а также будет аккуратнее, находясь на кладбище.
  3) "Мы победим!" Здесь главного героя изначально никто не преследует: ни вурдалка, ни проклятия, ни другие кошмары. Всё это либо происходит с кем-то другим, либо касается главного героя лишь косвенно (например, если это зло угрожает всему человечеству). Но пройти мимо ему не позволяет либо любовь и ещё какие-то добрые чувства к жертве, либо какие-то внутренние убеждения (совесть, кодекс чести, понятия о порядочности и справедливости). Как бы то ни было, он отважно (или всё же несколько пугаясь в душе) вступает в схватку со злом. И побеждает, возможно даже, ценой собственной жизни. В данном случае счастливый конец будет преимущественно в том, чтобы не дать злым силам погубить того (или тех) ради которого (которых) герой вмешался.
  В качестве примеров с конкурса могу привести такие рассказы как "Я тебя пожалею...", "Пустышка", "Клара", "Как я провела лето или экскурсия на тот свет", "Дети городов", "Эмоциональный ряд" и "Милая Мила". Наиболее известные из этой серии - "Дракула" Брэма Стокера и "Сияние" Стивена Кинга.
  
  Вторая группа - это уже более мрачные истории с трагическим концом. Ей я условно дала название "Думай головой или она тебе больше не понадобится" и тоже разделила на подгруппы:
  1) "Птичку жалко". Главного героя действительно жалко, потому что жил себе человек, никого не трогал, никому зла не хотел, но жестоко поплатился за свою глупую доверчивость. Это может быть мальчик, который, несмотря на мамины предупреждения, пошёл куда-то с незнакомым дядечкой; юная девушка, легкомысленно целующаяся с первым встречным; и даже взрослый человек, напившийся в сомнительной компании. Но если в сюжетах категории "Я всё исправлю!" героям даётся шанс выбраться, будь то благодаря находчивости, посторонней помощи или обыкновенному чуду, то здесь такого шанса не представляется - дядечка зарубает мальчика топором и съедает; молодой человек, с которым девушка целуется, оказывается вампиром и выпивает её кровь; а собутыльники взрослого человека - никто иные как черти, которым он по пьяни продаёт свою душу. Но здесь, чтобы не получилось того, что в простонародье называется "чернухой" и "безнадёгой" крайне важны две вещи: во-первых, люди, которым человек доверился, должны быть либо незнакомыми, либо малознакомыми, а либо заведомо сомнительными личностями (любимый муж, с которым двадцать лет прожили душа в душу, никак не годится), а во-вторых, человек должен именно довериться им, пойти с ними добровольно.
  2) "Не рой другому яму". Если в первом случае герой не замышляет ничего плохого, то здесь в его планы изначально входят не совсем честные поступки: смошенничать, обокрасть, подставить. Но объект, с виду кажущийся невинным и беззащитным, тоже оказывается не тем, за кого себя выдаёт, и герой таким образом попадает в ловушку, но понимает это слишком поздно. Например, когда невинная девушка, которую он подпоил и уложил в койку, кусает его клыками в шею. Или когда оживший мертвец приходит за проклятой вещью и душит его вместо тех, у кого он эту вещь украл.
  Наглядные примеры таких сюжетов - "Алина", "Дядя Петя", "Последний танец", "Затмение разума", "Уу-3: Варвара-Света-Константин", "Мыши" и "Палящий оскал ужаса", а также "Франкенштейн" Мэри Шелли и "Кэрри" Стивена Кинга.
  
  И, наконец, третья группа - я бы назвала её "Око за око, зуб за зуб" - имеет всего один типаж сюжетов и тоже с трагическим концом. В этом случае ужас, обрушившийся на главного героя, неизменно связан с совершённым им злодейством и является возмездием (подчас очень жестоким). Притом это возмездие может наступить как через сутки, так и через десять лет. От сюжетов категории "Не рой другому яму" эти отличаются тем, что в человеке, которому главный герой сделал зло, изначально не таилось никакой скрытой сущности. Если девушке-вампиру всё равно, кусать ли потенциального насильника или наивного юношу, решившегося на поцелуй с её согласия, а покойник так же легко задушил бы честного человека, которому проклятую вещь подарили, то здесь целью кошмара является конкретный обидчик. Притом, месть может осуществляться как непосредственно обиженным, так и просто желающим восстановить справедливость. Главное, чтобы герой к тому времени не успел чистосердечно покаяться и встать на путь исправления.
  На конкурсе под эту категорию попадают рассказы "У-у-3: Рефлекс", "Стечение", "Хозяин ямы" и "Анастасия". Известных, к сожалению, не помню.
  
  Как видно из примеров, выбор невелик, особенно если учесть, что некоторые рассказы ("Милая Мила") были сняты с конкурса, а некоторые попали в мою же группу. Осталось выбирать из десяти следующих: "Я тебя пожалею", "Пустышка", "Клара", "Эмоциональный ряд", "Как я провела лето или экскурсия на тот свет", "Алина", "Дядя Петя", "Последний танец", "У-у-3: Рефлекс" и "Анастасия". Это ровно половина из тех, что вообще имеются в группе. Эти-то я и буду рассматривать по отдельности.
  
  Я ТЕБЯ ПОЖАЛЕЮ
  Довольно любопытная история. Я думала, что Юру будут пугать, мучить, и никак не ожидала, что его постараются до смерти зажалеть. Мысль о том, что слишком жалея и опекая своего ребёнка, есть риск чересчур его изнежить, вырастить маменького сыночка, неспособного самостоятельно принимать решения и постоять за себя в случае чего, я нахожу вполне здравой, как и ту, что вырваться из-под опеки тех, кто тебя любит, очень сложно - надо постоянно идти вперёд. Только вот страшно почти не было. По-моему, это скорее не ужастик, а психологический триллер.
  
  ПУСТЫШКА
  Здесь тоже присутствует вполне разумная мысль: о телесной красоте, но весьма убогом внутреннем мире, который весь сводится к тому, чтобы загрести к себе как можно больше всего материального, не отдавая при этом абсолютно ничего. Манекенша Марго является типичным образом стервозной дамы, стремящейся брать от жизни всё, притом, любой ценой и в твёрдой валюте. И, по примеру таких женщин, она также не может насытиться и довольствоваться тем, что у неё (а точнее, в ней) уже есть. Единственное, что меня смущает - это крайне некрасивый и непорядочный поступок главного героя. Как можно четырнадцатилетнему мальчику давать пиво и сигареты? Пусть даже он сам их потребовал в обмен на вставную челюсть, но Дима как взрослый человек, всё-таки должен соображать больше. Хотя, с другой стороны, счастья эта челюсть Диме не принесла.
  
  КЛАРА
  Типичный рассказ категории "Я всё исправлю!" Главной героине действительно удаётся исправиться и осознать, что приворот, который она хотела сделать на бросившего её парня - это ничем не лучше превращения живого человека в куклу, который ей пришлось испытать на себе. Недаром мысли Клары о том, чтобы приворожить Антона ("Ведь я так люблю его, он будет со мной счастлив. Его никто не будет любить, так, как я") тесно перекликаются с репликой чёрного мага ("Тебе бы было хорошо со мной. Никто бы не любил тебя так, как я!"). Осознав свои ошибки, она всё-таки превращает своего мучителя в куклу, но отнюдь не с целью отыграться, а лишь для того, чтобы помешать ему творить свои злодеяния в будущем. Сумел автор и напугать читателя мелкими с виду деталями, такими как раскалённая батарея и "огромный" с точки зрения куклы паук.
  
  ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЯД
  Тоже неплохой рассказ. Все, кто близок соседу главной героини (бывшая жена, любимый пёс) по нелепой случайности либо теряют один глаз, либо имеют с ним большим проблемы (с ним, в смысле, с глазом). Самой же Светлане удаётся избежать подобной участи благодаря алычи, растущей под окном, которую она считает своим деревом-талисманом. Также меня обрадовал счастливый конец, где два одиноких сердца стали друг другу ближе. Но всё-таки есть вещь, которая меня смутила. Слишком, на мой взгляд, натуралистическое описание рвотного рефлексы, вызванного у Светланы развороченным черепом соседа, в подробностях вплоть до "бу-а".
  
  КАК Я ПРОВЕЛА ЛЕТО ИЛИ ЭКСКУРСИЯ НА ТОТ СВЕТ
  А лето главная героиня проводила бурно: с выпивкой, с парнями. Правда, те её чести не тронули, а сразу взялись за дело - изгнание демонов. Главным демоном оказалось её чувство вины перед бывшим парнем и бывшим мужем. И от этого гнетущего чувства она избавляется с помощью кирпича, которым символически "убивает" и Кирилла, и покойного мужа-бандита. Только непонятно, зачем надо было так смаковать слишком откровенные подробности оргии?
  
  АЛИНА
  Жуткая история про то, как легкомыслие в покупке квартиры приводит к трагическим последствиям. В самом начале я как читатель заподозрила неладное. Во-первых, с чего бы это хозяину продавать квартиру с шикарной антикварной мебелью по цене деревенской халупы? Разве что сам бы рад поскорее продать да убежать куда-нибудь подальше. А если хочет убежать, то, может быть, квартира не так уж хороша - привидения мучают, спать на дают. Во-вторых, почему-то он отказался придти и показать квартиру потенциальному покупателю. Это ещё более странно. Может, он в розыске? Тогда, конечно, есть причина для такой торопливости. Потом начинаются условия более чем странные: задержишься в квартире на часок - считай, купила. Но больше всего мне понравилась реплика ребёнка: увидим ли мы тётю? И ответ соседки: не знаю. А ведь "тётя" эта собирается жить с ними по соседству. Это окончательно убедило меня в том, что хозяин квартиры - тёмная личность, возможно, маньяк какой-нибудь или вурдалак, который пьёт кровь потенциальных покупателей. А с такими лучше дела не иметь.
  Несмотря на трагический финал, рассказ мне понравился. Алину, конечно, жалко, но надо же думать головой.
  
  ДЯДЯ ПЕТЯ
  Страшный и хороший рассказ, где сущности главных героев раскрываются постепенно, что, однако же, делает рассказ ещё интереснее. Дядя Петя, который сначала кажется добрым дядечкой, любящим деток, оказывается людоедом. А невинная с виду девушка, которую он страстно желал съесть с клюквой - жутким паразитом, откладывающим яйца в телах живых людей. Вот уж точно получается, что рыбак рыбака... Хотя автор ещё поступил гуманно с главным героем, позволив ему умереть без долгих мучений.
  
  ПОСЛЕДНИЙ ТАНЕЦ
  И снова встреча с прошлым. С прошлой любовью, с которой главный герой по глупости и трусости расстался, и у которой, как он узнал потом, появился ребёнок. Его ребёнок. За приворот, который сделала несчастная брошенная женщина, обоим пришлось жестоко расплатиться. Читателю определённо есть о чём задуматься. Но вот страшно почему-то не было.
  
  У-У-3: РЕФЛЕКС
  Вот уж напугал так напугал! Неудивительно, что главного героя хватил удар. Хотя я, по правде говоря, думала, что его задушат. Но так, мне кажется, ещё страшнее, когда мертвец встаёт и будничным голосом говорит: кушать подано. Но кроме ужаса я нашла в рассказе мысль, за которую можно зацепиться, и эта мысль о различиях между настоящей Любовью, которую Толстой называл "божественной", и слепой страстью, которая легко переходит от безумной любви к такой же безумной ненависти. А то, что это не Любовь с большой буквы, автор доказывает на каждом шагу. Финальным аккордом становятся размышления мужа, только что убившего жену. По сути, он думает не о ней, а о том, как он сам теперь жить будет, и из этого становится ясно, кто в действительности его настоящая любовь. Но несмотря на жуткий финал, рассказ понравился.
  
  АНАСТАСИЯ
  Рассказ, на мой взгляд, вполне справедливый. Деньги, власть и связи, который человек имеет, способны затмить глаза служителям правосудия и таким образом спасти своего владельца от ответственности перед законом, но они бессильны, когда в дело вмешиваются высшие силы. Тогда, кем бы ты ни был, а придётся понести заслуженное наказание. Притом, не сомневайтесь, эти высшие силы к каждому найдут индивидуальный подход, специально подберут то, что будет страшно именно для тебя. Сначала я, честно говоря, боялась, что человек в чёрном решит, дабы ударить этих бандитов побольнее, сделать что-нибудь с их детьми. Но я рада, что моя версия оказалась ошибочной.
  
  А теперь, рассмотрев все десять вариантов, впору вспомнить, что всё-таки это конкурс ужастиков, а значит, рассказ должен быть не только стоящим, но и пугающим. Однако меня по-настоящему напугали только "Пустышка", "Клара", "Алина", "Дядя Петя", "У-у-3: Рефлекс" и "Анастасия". Осталось теперь из шести вариантов выбрать три самых лучших. Лучшие - это те, где и мысль умная, и идея наблюдается, и страшное, и чтоб теме соответствовало. Иначе говоря, надо, чтобы был отчётливый ментальный след картинки. Чтобы либо кто-то плавился, либо кого-то куда-то затягивало, либо, наоборот, чтобы откуда-то вылезал, появлялся по частям.
  Всё это отчётливо наблюдается в рассказе "Клара", которому я с чистой совестью могу поставить шестёрку. Наблюдается вышеперечисленное и в "Алине", где из зеркала вылезают призраки, дабы затащить главную героиню в мир иной.
  "Дядя Петя" и "У-у-3: Рефлекс", несмотря на то, что страшные, на мой взгляд, несколько не соответствуют теме. Остаются "Пустышка" и "Анастасия". Но из них двоих "Пустышка", на мой взгляд, имеет более отчётливый ментальный след картинки.
  
  Таким образом, мои оценки следующие:
  "Клара" - 6 баллов
  "Алина" - 3 балла
  "Пустышка" - 1 балл.
   Напоследок остаётся порадоваться, что необходимая для оценки тройка лучших всё-таки нашлась, и пожалеть о том, что выбор оказался не столь долгим и мучительным. Здесь я всё-таки предпочла бы помучиться.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"