Аннотация: Для родителей и старших братьев и сестёр.
Первый источник информации, которую получает человек в первые годы жизни - это сказки. Ещё не научившись читать и писать, мы слышим их от наших бабушек и родителей.
Конечно, сказки - это не тот мир, в котором мы живём, реальный мир более суров и, что греха таить, зачастую бывает несправедлив. Возникает вопрос, зачем тогда нужны сказки: ведь ребёнку предстоит жить не в сказочном мире среди фей, эльфов, колдунов и прекрасных рыцарей, а в реальном, среди реальных людей. Поэтому, казалось бы, нужно не забивать ему голову народными выдумками, а знакомить с миром действительным.
Но всё же было бы неправильно лишить ребёнка сказок. Несмотря на то, что сказки отличаются от реальности, они имеют также много общего с ней. Взаимоотношения сказочных героев вполне соответствуют реальным общественным отношениям: они любят, ненавидят, завидуют, прощают, дружат, помогают друг другу. Да и сами герои тоже мало чем отличаются от людей: разве нельзя сравнить всегда готовую помочь альтруистку со сказочной феей или злого угрюмого человека - со злобным гоблином? Таким образом, сказки отнюдь не уводят ребёнка от изучения окружающего мира, а лишь предоставляют информацию о нём более деликатным способом. Ведь крайне неразумно было бы кормить новорождённого ребёнка не молоком матери, а чем-то другим, так как его организм ещё неспособен переработать грубую пищу. Так же дело обстоит и с его психикой - ребёнок дошкольного возраста ещё не может безболезненно для себя воспринимать необработанную информацию. Ведь он ещё мало знает окружающий мир и пока ещё боится и удивляется ему. Если же начать вместо сказок рассказывать ему реальные истории, эта боязнь может не только не пройти, но и превратиться в страх перед реальностью, а впоследствии, может появиться стремление убежать от неё с помощью алкоголя, наркотиков, сект и другой гадости. Некоторые родители даже избегают говорить при ребёнке такие слова как "мир жесток", "жизнь такая", "трудно жить в наше время" и тому подобные, справедливо полагая, что это может привести к разочарованию ребёнка в жизни. Таким образом, сказки способствуют безболезненной адаптации маленького человека к миру.
Ещё одна функция сказок - поучительная. Ребёнок-дошкольник, ещё не зная, как ему следует вести себя, смотрит на то, как ведут себя другие, чаще всего собственные родители. Он стремится быть похожим на людей, которые рядом с ним. Сказочные герои также служат ему примером для подражания, неким образцом поведения. Именно из сказок, где чётко разграничено доброе и злое, ребёнок узнаёт, какое поведение является правильным, а какого следует избегать. К примеру, девочка, представляя себя в роли сказочной принцессы, вежливо разговаривает с людьми, не сорит на улице и не забывает говорить "спасибо" и "пожалуйста", так как принцесса должна быть воспитанной.
Также ребёнок, читая сказки, развивает своё воображение, учится абстрактному мышлению, что в реальности немаловажно.
Кроме того, народные сказки позволяют ребёнку узнать и понять, как жили люди в древние времена.
Но последнее действует только в том случае, если сказка народная, а не сочинённая современным автором о современной жизни. Помню, мы с мамой и с бабушкой ехали в электричке на дачу. По дороге я рассказывала сказку собственного сочинения, которая называлась "Заколдованная принцесса и тёмные личности". Рядом с нами сидела женщина с маленькой дочкой. Когда бабушка рассказывала, как принц, ища невесту, доехал до замка с кодовым замком, молодая мать недовольно скривилась, но когда дошла до того места, где в аду этот самый принц встретил организатора финансовой пирамиды и расчётливую карьеристку, женщина возмутилась: "Послушайте, что вы рассказываете, это, извините, общественное место! Да ещё и при детях!". На вопрос, что она находит неприличного в данной сказке, молодая мать безапелляционно заявила, что сказка с элементами современности - это не сказка, а чёрт-те-что и ребёнок, слушая её, станет некультурным. Что же получается: кодовый замок - это нечто бескультурное, а злой колдун и баба Яга куда лучше жулика и карьеристки? Так что, на мой взгляд, беспокойство матери по поводу духовного развития ребёнка напрасно.
Зато что является подлинной причиной беспокойства, так это так называемые "сказки с искажённым представлением о хорошем и плохом". Нет, я ни в коем случае не хочу сказать, что все сказки, где встречаются отрицательные герои - плохие. Есть замечательные сказки про Кощея Бессмертного и бабу Ягу. Это сказки, в которых невозможно определить хороший ли главный герой или плохой. Когда я училась в пятом классе, я, читая сборник русских народных сказок, наткнулась на сказку "Иван-царевич и купеческая дочь". Когда я прочитала её, у меня просто волосы стали дыбом. Суть в том, что Иван-царевич познакомился с купцом и приходил по ночам к его дочерям. Старшие ему отдались, а вот младшая хитростью заставила его выйти, заперла дверь и не пускала его к себе, поэтому с ней он ничего сделать не мог. Потом он женился на младшей, и в первую брачную ночь сказал, ты, мол, вот так со мной обошлась, теперь я хочу рубить тебе голову. Она же снова провела его, подложив вместо себя куклу... Будучи маленькой, я тогда ещё не совсем понимала, так как не знала, что такое секс и изнасилование. Я не понимала, что купеческая дочь сделала такого, что Иван-царевич покушался на её жизнь. Не оказала гостеприимства? Но дело здесь даже не в том, что секс - это не для детей: если бы эту же героиню пытался изнасиловать Кощей Бессмертный, а Иван-царевич её спас, я бы и слова не сказала. Но то, что сам Иван-царевич, который считается хорошим человеком, совершает такие поступки, крайне настораживает.
Не менее опасны сказки, пропагандирующие злые поступки. Такой пример я прочитала уже в четырнадцать лет. Там один человек встретил девушку, полюбил её и хотел жениться на ней. Она сказала, что её отец богач, и предупредила, что он отбивает у неё женихов, придумывая про неё несуществующие недостатки. Он всё же пошёл к её отцу говорить о сватовстве и не обращал внимания, когда тот говорил, что она косая, хромая и глухая. Когда настал день свадьбы и ему вручили невесту, оказалось, что это не та девушка, а совсем другая: косая, хромая и глухая, а та, на которой он собирался жениться - не дочь тому богачу, а соседка. После свадьбы он встретил ту самую соседку, и она подсказала ему, как избавиться от жены, и он, следуя её совету, вывел свою жену на люди и стал просить подать милостыню на содержание "его калеки". А отцу жены сказал, если, мол, не хочешь, чтобы я позорил тебя и твою дочь, расторгни наш брак, верни мне деньги, затраченные на свадьбу, да ещё и заплати за "моральный ущерб". Пришлось богачу сделать это, а наш герой женился на той, на которой хотел, и жили они долго и счастливо. И где, интересно, подтверждение тому, что зло наказуемо? И даже ни намёка на раскаяние главного героя я, как ни старалась найти, не нашла. Страшно думать, какой пример могут подать детям подобные герои.
Как бороться с такими сказками? Неужели запрещать их цензурой? Однако запретный плод всегда сладок, поэтому в этом случае такие сказки станут для детей ещё более интересными, и спрос на них резко возрастёт. А уж если есть спрос, предложение всегда найдётся, пусть даже выходящее за рамки закона. Поэтому если мы хотим действительно помешать таким сказкам портить наших детей, а не устроить показательные гонения, мы должны воздерживаться от чтения им таких сказок, или, если ребёнок уже читает сам, то прежде чем давать ему книгу сказок, просматривать её самому. Также не нужно запрещать ему читать некоторые сказки - запрет ни к чему хорошему не приведёт. Достаточно просто объяснить ребёнку, что эту сказку написала злая колдунья, чтобы опорочить главного героя, или сплетник, который от безделья решил потрепаться. Если и прочтёт для интереса, не поверит.