Вербовая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Семнадцатый конкурс "человек в истории. Россия - Хх век"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мои воспоминания о посещении церемонии награждения победителей конкурса

  На семнадцатую церемонию награждения участников конкурса "Человек в истории. Россия - ХХ век" я не спешила. Сама церемония начиналась в двенадцать. В одиннадцать - презентация работ школьников. Всё как всегда. Времени было предостаточно, чтобы выпить эспрессо с лавандой и глазированным сырком. В этот раз, я прекрасно понимала, пообедаю поздно. Обычно я после церемонии бежала скорее на работу, чтобы успеть поесть, прежде чем дети придут за подарками. Но сегодня я решила остаться и на фуршет - отпраздновать победу вместе со школьниками. Тем более, я на этом празднике не простая гостья - я та, которая каждый год собирает у участников конкурса паспорта и готовит на них кучу бумаг, с виду бессмысленных, но таких важных для грантодателей и разного рода проверяющих. Накануне, конечно, пришлось потрудиться, как Золушка, чтобы попасть на бал - туда, где маленькие принцы и принцессы расскажут о своих работах. Там можно будет сказать им тёплые слова, не боясь, что разговорами помешаем работать моим коллегам из бухгалтерии. Тёплые слова... Школьникам... Ещё каких-то лет десять назад я и представить себе не могла, что мне вообще захочется с ними разговаривать. Увы, о том, насколько мерзкими созданиями бывают "цветы жизни", я узнала отнюдь не из фильма "Чучело". Но не мстить же теперь всем подряд! К тому же, у моих бывших одноклассников были совершенно другие интересы. Дети, интересующиеся жизнью наших бабушек, скорее, напротив, подверглись бы издевательствам с их стороны. А мстить возможным товарищам по несчастью - тем более нелогично.
  Когда-то я читала их работы. Сейчас же на всё это времени не находится. А ведь какая хорошая альтернатива глянцевым журнальчикам!
  В этот раз я снова пришла пораньше. Успела накраситься - и вот уже школьники стали заполнять фойе и лестницу Дома Кино. Одни - знакомые лица, уже побеждавшие в прошлых конкурсах, иные приехали в Москву как призёры в первый раз.
  На лестничной площадке второго этажа разместились необычные поделки: цветы из цветной бумаги, корзина с яблоками, растущее из коробки дерево из проволоки и газет, картонное дерево с фотографиями на двух "ножках", бумажные огурцы...
  - Расскажете о своей работе? - попросила я одну девочку, Марию Я.
  Сидя на корточках перед корзиной с яблоками, Мария говорила, а я слушала историю её семьи. Об этом, собственно, и была её работа. Яблоки - это её родственники: подле корзины - те, что ныне живы, в корзине - уже умершие. И соединяющая их верёвка из обмотанной зелёными нитками проволоки говорит о том, что они всё равно единое целое.
  Другая девочка, Алина Л., оказалась автором инсталляции с деревом на "ножках". Она рассказала мне о двух своих прадедах. Один был красным, другой - белым. Разделила их Гражданская война по разные стороны баррикад!
  Екатерина Р. тоже написала работу о своей семье, оформив её соединёнными проволокой бумажными цветами. Родственники по бабушкиной и по дедушкиной линии в какой-то момент объединились - и дальше уже идут в одну линию.
  Автор бумажных огурцов, Алина Х., описала деревню Огурцы и свою раскулаченную семью. Слева огурцы были пышными, с жёлтыми цветками, но по мере продвижения вправо становились всё более чахлыми. Цветы опадали, деревня постепенно умирала.
  Спустившись на ярус ниже, я поймала двух Екатерин - обе на К., и у обеих одна работа на двоих - о местном ПТУ, выпускниками которого оказались весьма достойные люди. Эх, зря, видимо, люди так высокомерно относятся к слову ПТУ!
  Разговаривая с Екатеринами, я стояла спиной к большому экрану, на котором школьники вывешивали какие-то таблички. Оказалось, это немой фильм, который Екатерины снимали - про разные стороны человеческой души. Признаться, его идея так и осталась для меня непонятной. Может, плохо смотрела?
  Следующая школьница, которую я попросила рассказать о своей работе, была мне знакома и прежде. Оксана Е. - сестра Алёны Е., неоднократно побеждавшей в школьном конкурсе. Сама Оксана, впрочем, тоже побеждала не впервые. При таких обстоятельствах, как нетрудно догадаться, разговор зашёл не только о работе, но и об Алёне, которая, к сожалению, не смогла приехать на церемонию, о моей собственной работе (правда, не исследовательской, а творческой), о философских вопросах, поднятых в обеих. О чём же была работа Оксаны? Об отношении к умалишённым в отдельно взятой деревне. Одного такого жители по ночам караулили, чтоб чего с собой не сотворил. Правда, он всё равно перехитрил - повесился днём в сарае.
  У самого входа в Белый Зал тоже шла охота на юных историков. Елена К. рассказала мне про дневник неизвестного мальчика, который он вёл в военное и послевоенное время. Однажды к её герою постучался немецкий военнопленный: голодный, замёрзший. Мальчик над ним сжалился - накормил. В конце концов, не виноват солдатик, что фюрер его на войну послал!
  Александр Ф. поведал о протоирее, который писал письма патриарху Алексию, и о том, как в Советском Союзе сотрудники КГБ следили за верующими.
  Ещё мне очень хотелось увидеть Дарью Г. и Софью К. Обе девочки побеждали в конкурсе не впервые. С Софьей, помнится, на прошлой церемонии я долго говорила о всяком разном, стоя в очереди в гардероб. Их учитель, Николай Александрович, взялся помочь мне в их поиске. Вышли на площадку, однако девочек так и не нашли. Зато в самом углу я увидела другую Софью - Д. Она очень сожалела, что не привезли её поделку - картонный домик, одна половинка которого целая, другая - в руинах. Грустная история Дворца Культуры, который постепенно разваливался в 90-е. Форма медсестры, что висела на стене, по словам Софьи, означала, что во время войны в этом здании был военный госпиталь. Среди медсестёр были и совсем ещё девочки, помогавшие матерям.
  Так само собой получилось, что от обсуждения работ мы с Софьей плавно перешли к вопросам духовным (интересы современных школьников) и житейских (как лучше носить редкие волосы: длинными или короткими?).
  С Юлией М. мы обсуждали тяжёлые условия жизни спецпереселенцев, картонный домик которых был обставлен совершенно убого, а также духовную силу современных молодых людей, которые, проживая в гораздо более комфортных условиях, считают, будто имеют достаточно оснований озлобиться на весь свет. А ведь среди тех переселенцев были такие, которые, несмотря ни на что, сумели остаться людьми.
  Потом я поднялась наверх, чтобы послушать про работу Данила С., а заодно и расспросить, что в его родном городе стоит посмотреть: сам город или лотосовые поля? Его вердикт был категоричным: лотосовые поля - обязательно! Кстати, инсталляция с растущим из коробки деревом оказалась его. Ведь его работа основана на старой коробке с семейными фотографиями, которая и побудила его поведать миру историю семьи.
  В двенадцать началась сама церемония. Я, как обычно, заняла кресло в зале и стала наблюдать. На экране появились брызги, сложившиеся в изображение нашей большой страны. Играла музыка. Ведущие - молодой человек и девушка в красном платье - приглашали на сцену детей, которым вручали какие-то пакеты, и зачитывали цитаты из их работ. Первыми счастливчиками были получившие третьи места авторы работ о войне: о солдатах, о живших в оккупации мирных людях, о попавших в плен и угнанных в Германию. Словом, о трудностях и страданиях простых людей, которые принесла эта война. Другие работы были о репрессиях, о краеведении, о семейных историях. Были также номинации: "История повседневности" и "Человек и армия". Конечно, запомнить все названия работ, а тем более повторить в точности цитаты я не смогла. Для этого нужно иметь либо феноменальную память, либо отклонения в психике. А так как первого у меня нет, к сожалению, а второго - к счастью, то запомнила я не так много. Например, цитату о чувствах солдата, взятого немцами в плен; про ленинградскую блокадницу, быстренько похватавшую из дома всё ценное, когда объявили эвакуацию; о письмах, которые писали спецпереселенцы из Макарихи товарищу Сталину: за какие грехи нам такая беда? За то, что честно трудились на благо Родине? Ещё помню цитату из работы про сироту, которая вечно попадала в неприятности. Но особенно запомнилась работа Светланы З. - про её отца-милиционера, которого чуть не отправили в командировку в Чечню. Помешала мать, напомнившая, что он кормилец пятерых детей. Отец сначала обижался: мол, опозорила, теперь всё выглядит так, будто я распашонками прикрылся. Но после того, как их сосед вернулся из горячей точки искалеченным психически, озлобленным на весь свет и стал пить, отец перестал обижаться. Почему она мне так запомнилась? Даже не знаю. Возможно, оттого, что так хорошо помню слёзы и переживания своей матери, когда её двоюродного брата (моего дядю) отправляли в Чечню, и её радость, когда он вернулся живым и невредимым.
  На сцене я, наконец, увидела Софью К. и Дарью Г. Барышни благодарили своего учителя и сожалели, что участвуют в конкурсе в последний раз - ведь теперь они учатся на первом курсе института.
  Конечно, я не запомнила, что говорили учителя, которых показывали на экране в перерывах между награждениями групп участников. Но общий смысл сводился к тому, что если ученик интересуется историей - надо это поощрять.
  Запомнить тех, кто поднимались на сцену, чтобы поздравить победителей, оказалось проще. Немецкий посол в числе прочего сказал, что тяжело говорить о тех страданиях, которые его страна причинила стольким людям, но говорить об этом надо. Ксения Ларина, радиоведущая, извинялась как москвичка за тот "тёплый приём", что оказали участникам молодчики с зелёнкой, объясняла, что это есть не лицо Москвы, а кривая рожа - прыщ. Сергей Пархоменко выражал надежду, что многие из участников конкурса свяжут свою будущую профессию с историей. А двое историков из Вольного общества поздравляли краеведов уже от своего лица. Слово "вольный", по их заявлению, имеет двоякое значение: "свобода" и "сила воли". Ведь для того, чтобы описывать историю без прикрас, нужно быть не только свободным от всякого рода пропаганды и идеологии, но и обладать большим терпением. Ведь исторические исследования - труд нелёгкий. Да и подчас неблагодарный (это уже мои собственные мысли). Ведь словосочетания "простой человек" и "обычная семья" звучат не так громко и внушительно, как "сильная держава", не сопровождаются фанфарами, не ласкают слух обывателя и не вызывают эйфорического восторга народных масс. Но может ли быть воистину великой страна, где к человеку относятся как к таракану - раздавил и не заметил? И можно ли говорить о величии нации, которая состоит из Иванов, родства не помнящих? (Надеюсь, мой приятель Иван Непомнящих не сочтёт это за оскорбление в свой адрес?)
  Поэтому неудивительно, что почти каждый благодарил победителей конкурса за смелость. Пархоменко говорил, что смелые правдолюбы одиноки. Но руководитель конкурса утешила - сказала: пока мы вместе, об одиночестве говорить не приходится.
  Находясь внутри здания, я не слышала, что происходит снаружи. По рассказам своих коллег, слышала, что какие-то товарищи, не совсем трезвые, нацепили георгиевские ленточки и устроили что-то вроде митинга. Уже позже я узнала, что они не только выкрикивали оскорбления, но и напали на известную писательницу Людмилу Улицкую - облили зелёнкой. Такая же участь, слышала, постигла и иностранного посла, и парочку детей. Сама-то я пришла ещё когда было тихо, так что моё серое пальто не успело покрыться эффектными зелёными крапинками. Порой боязнь опоздать может сослужить хорошую службу!
  Только однажды я почуяла присутствие "отважных борцов с женщинами и детьми" - когда, выйдя из зала в коридор, где уже были накрыты столики с фруктовыми соками и сладостями, услышала: "Приятного аппетита, немецкие подстилки!". Кто-то ответил: "Спасибо! И вам того же!".
  Конечно, я не упустила случая поговорить с Софьей К. и Дарьей Г., поздравить их с победой, расспросить об учёбе, и понадеяться, что в следующем году увижу их в качестве вожатых.
  Потом я бегала от столика к столику, поздравляя детей и учителей, которых также награждали как лучших. В этот раз я, наконец, попробовала торт. В принципе, никто мне не запрещал и в прошлые разы его пробовать. Более того, думаю, организаторы бы не поскупились на кусочек для своей коллеги. Но я как-то стеснялась: вроде бы для детей пекли. А тут подошла, вижу: девушка отрезает куски торта, кладёт на тарелки, а по площади блюда лежат "некрасивые куски". В принципе, я могла бы ответить: да, когда мне предложили отрезать кусочек. Но я предпочла набрать в тарелку уже отрезанных - "некрасивых". Должен же и их кто-то есть! Торт ведь тот же самый. Положила и подошла к одному из столиков у самого входа, у которого стояли сёстры Анна и Мария Н. и их учительница. Поздравила, спросила: не против, если разделю с вами радость победы? Победительницы охотно согласились.
  Тогда-то я услышала от учительницы, чем закончился тот милый диалог с озабоченным посетителем. Когда она спросила этого молодчика: "Чего к детям пристаёшь? Педофил, что ли?" - тот, ни слова не говоря, потрусил вниз по лестнице.
  После торта я провожала Светлану З. и её учительницу и мать - Светлану Владимировну - туда, где они должны были получить положенные им призы. Но заговорившись о достопримечательностях их малой родины и древней борьбе наших городов за Великое княжение Владимирское, мы не сразу заметили, как частично реализовали на практике сценарий "Ивана Сусанина". Заблудились, одним словом. Самым досадным было то, что обе Светланы спешили на электричку. Хорошо, среди случайных прохожих нашлись добрые люди, готовые подсказать дорогу трём блуждающим дамам.
  Потом была суета с получением подарков школьниками. Я со своей стороны следила, чтобы все договора дарения, подпись в ведомости на получение подарков и отчёты добровольцев были подписаны.
  Когда на следующий день я услышала по RenTV репортаж, из которого узнала, что, оказывается, у нас конкурс по альтернативной истории, в моей голове возник серьёзный вопрос: они хоть одну из школьных работ видели? И если да, то трезвыми ли были на тот момент? Конечно, может, сотрудники канала искренне считают, что если бы Германия выиграла Вторую мировую, то мы жили бы как у Христа за пазухой. Только непонятно, зачем приписывать школьникам свои собственные фантазии? И кого они рассчитывают обмануть? Меня, которая с 2009 года не пропускала ни одной церемонии награждения? Тех, кто читают сборники школьных работ на бумаге или на сайте "Уроки истории"? Или тех, кто кроме телевизора ничего не видят и не слышат? Судя по наглости в перевирании фактов, вывод напрашивается сам собой.
  
  P.S. Фамилии участников конкурса не указываю полностью по соображениям конфиденциальности, поскольку работаю с их персональными данными. Сборники школьных работ прошлых лет можно посмотреть вот здесь: http://urokiistorii.ru/raboty
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"