Верещагин Олег Николаевич : другие произведения.

Всадник, скачущий впереди

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.42*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Гайдар шагает впереди! С благодарностью - великому бойцу и писателю.

 []

ВСАДНИК, СКАЧУЩИЙ ВПЕРЕДИ

  
   Снились люди, убитые мной в детстве...

А.П.Гайдар. Дневник.

  

Кто такой Гайдар?

(опрос проведён мной в апреле-начале мая 2010 года в шести населённых пунктах Тамбовщины)

  
   Возраст -
   примерно
   12-16 лет
   Возраст -
   примерно
   от 16 до 30 лет
   Возраст -
   старше 30 лет
   Общее кол-во опрошенных

50

50

50

   Не знаю

12

0

0

   Егор Гайдар (варианты:
   политик такой,
   экономист, сволочь,
   умер такой недавно и т.д.)

28

28

19

   Слышал что-то, не помню

5

1

0

   Писатель

5

21

31

Читали ли вы его книги?

   Да

4

14

24

   Нет

1

7

7

Навскидку - какие помните?

(первая из названных и первая по количеству упоминаний)

  

"Тимур и его

команда" - 3

"Тимур и его

команда" - 9

"Тимур и его

команда" - 16

Понравилась ли вам его книги?

   Да

3

11

23

   Нет
   1 (с оговоркой - "просто понимаете, непонятно")
   3 (один ответ -
   "он фашистов воспитывал")
   1
   (коротко - "бред")
  

* * *

   ГАЙДАР.
   Ещё каких-то двадцать лет назад, когда Гайдара знали ВСЕ - ВСЕ, без исключений! - мало кто задумывался над тем, что это - псевдоним. Всем известная фамилия писателя казалась неотделимой от его книг и их героев. Вслушайтесь сами. Г-А-Й-Д-А-Р. ГАЙ - густой лес на некоторых русских диалектах. Короткое ДА. ДАР - подарок, нет - более величественное, чем подарок - Дар. ГАЙДА - боевой клич казаков, и АЙДА - боевой клич нескольких поколений пацанов.
   Разве это могло быть не фамилией? Я удивился и даже немного обиделся, когда узнал, что "Гайдар - не Гайдар".
   Голиков АркадиЙ Д'АРзамас.
   Такова одна из многих версий происхождения этого псевдонима. Есть и другие. Романтичный "Хайдар" - Всадник, Скачущий Впереди по-хакасски (на самом деле, это звучит инчае...). Или просто "хайда?" - "куда?" на том же хакасском, мол, куда едет молодой командир в неизменной чёрной кубанке? Есть и ещё версии...
   Но мне кажется правильной именно эта - первая. Почему - я объясню ниже. А пока...

* * *

   ...Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия -- Голиков, и грабитель-Егорушка, обокравший и народ в целом и своего деда персонально, не имеет никакого права на этот псевдоним!!!) родился(22) января 1904 в городе Льгов, ныне Курской области, в семье учителя Петра Исидоровича Голикова. Его родители участвовали в революционных выступлениях 1905 года и, опасаясь ареста, уехали в провинциальный Арзамас. Там он и провёл детство. Обычное детство провинциального полусельского мальчишки из семьи среднего достатка.
   В Первую мировую войну отца забрали на фронт. Аркадий, тогда ещё мальчишка (и большой патриот России, надо сказать!), тоже пытался добраться на войну. Попытка не удалась, его задержали и вернули домой. Тогда подобное поведение мальчишек было, кстати, достаточно распространённым. Мне так и не удалось понять, почему и каким образом Аркадий встал на позиции большевизма, столь несходные в ту пору с патриотизмом. Видимо, это было связано с влиянием родителей (отца арестовывали за революционную пропаганду уже во время войны) и школьного учителя, выведенного в полуавтобиографической повести "Школа" как Галка. Едва ли в то время 12-14-летний мальчишка на самом деле был таким уж "идейным" большевиком. Конечно, Голиков был парнишкой неординарным - начитанным, романтичным, упорным (достаточно вспомнить, как он изучал по самоучителю английский бокс, как на спор наизусть выучил здоровенный прозаический текст из Гоголя!) Но тут скорее всего играла роль в основном его личная преданность людям, которые были ему симпатичны и близки. А окончательно и сознательно он "определился с политической платформой" уже в дни революции.
   Тогда его - четырнадцатилетнего большевистского связного - ранили ножом. Знакомая картина...

А за что во все века мальчишек -

Топорами? Пулями? Напалмом?

   "Пролитая кровь закрепляет верность идее надёжней печатей." Конечно, Аркадий не знал этих слов. Но в 14 лет он, подтверждая их - ещё не сказанные! - сбежал из дому с парой сухарей в одном кармане и "маузером" в другом - и вступил в ряды Красной Армии. (Сколько раз я в детстве мучился вопросом, разглядывая фотографии пистолета "маузер": как эту огромную штуку Аркадий прятал в кубанку, о чём неоднократно пишет? Я тогда ещё не знал, что отец передал ему с фронта в подарок не здоровенный десятизарядный "маузер", а карманный пистолет той же фирмы - калибра 6,35, который и правда можно было спрятать в головной убор...) Стал помощником командира отряда красных партизан. В этом отряде, больше похожем на банду, самодур-командир едва не расстрелял мальчишку - лихому "краскому" понравился лёгкий и удобный японский карабин Аркадия, и партизанский батька хотел оружие "прихватизировать", когда же мальчишка отказался отдавать - начал грозить наганом. Карабин Аркадий так и не отдал, а командира вскоре сняли за дурость, выдающуюся даже для красных командиров того времени.
   Июнь 1921 года -- командующий операцией в Тамбовской губернии М. Н. Тухачевский подписал приказ о назначении Аркадия Голикова командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом. Шестнадцатилетний командир полка! И немаленького по тем временам - 58-й полк насчитывал около 300 бойцов. Сперва они встретили своего командира удивлённо и насмешливо. Но это удивление пошло на убыль, когда новичок лично инспектировал холерный барак, к которому прежний командир и подходить боялся...
   Когда полк расформировали, Аркадий Голиков был назначен командиром батальона, потом -- сводного отряда, действовавшего против двух повстанческих "армий" Антонова в Тамбовской губернии.
   На моей Тамбовщине писатель получил тяжёлое ранение-контузию, предопределившую во многом трагичность его будущего пути - и в то же время странным образом давшую Родине великого писателя. На всю жизнь Гайдар запомнил спокойно-деловитые глаза тамбовского мужика, мечущего под ноги - из своего сада - лошади юного командира самодельную бомбу из чугунка... С невольным ужасом вспоминал потом писатель операцию по извлечению осколков (кстати, её проводил хирург Бадмаев - брат, но не единомышленник "знаменитого" Бадмаева, приятеля Распутина). Девушки-медсёстры - и он, голышом на операционном столе... Из гордости Аркадий отказался пить спирт как обезболивающее и вынес операцию без наркоза... Потом едва не умер от гангрены в госпитале, и спасла его только вторичная операция - тут ему уже дали эфирный наркоз. Парень выкарабкался. Тогда он ещё не знал, какие последствия будет иметь то ранение...
   С февраля по сен-тябрь 1922 года Аркадий находился в Енисейской губернии, возглавляя отряд ЧОНа, подавляющий антисоветское повстанческое движение в Хакасии (в Ачинско-Минусинском районе Енисейской губернии), лидером которого был казак И. Н. Соловьев.
   19 марта комбат Голиков получил назначение на должность начальника Второго боевого участка Ачинско-Минусинского боевого района. А уже 26 марта он выехал из Ужура в село Божье Озеро, где с 29 марта принял командование участком . В его распоряжении находились 102 красноармейца 2-й роты 6-го сводного от-ряда с четырьмя пулемётами и 26 кавалеристов, позднее численность бойцов увеличилась до 165 человек. Выделив сорок красноармейцев для охраны курорта "Озеро Шира" и десять - в качестве гарнизона села Солёноозёрное, Голиков основные силы держал при себе.
   Представитель военной власти не сумел наладить отношений с местными Советами и с уполномоченными губотдела ГПУ, которые, по его мнению, больше следили за поведением чоновских командиров и не занимались своими прямыми обязанностями - созданием агентур-ной сети. Голикову пришлось лично вербовать себе лазутчиков. А это было противно его натуре и самому его возрасту - бескомпромиссный, романтичный, смелый и решительный парень питал инстинктивное отвращение к любому "шпионству"...
   Именно в схватке с Соловьёвым Гайдар потерпел серьёзное поражение. Опытный, умный и храбрый "полевой командир", ветеран нескольких войн, пользовавшийся поддержкой значительной части русского и почти всего хакасского населения, начштаба у которого был полковник царской армии, оказался не по зубам восемнадцатилетнему красному командиру. Правда, позже сам Соловьёв признавался, что "Аркаша меня за малым не прижал." И действительно, в устроенной Гайдаром ловушке Соловьёв потерял две трети своего отряда, а сам спасся лишь потому, что вовремя - и совершенно беспринципно - подставил вместо себя "двойника", которого Гайдар убил из того самого подаренного в детстве "маузера" в почти дуэльном поединке. Удалось Гайдару "отстреляться" и от ночного покушения на него лично - а Соловьёву оно обошлось в двух его лучших "киллеров".
   Но "по очкам" схватку выигрывал явно Соловьёв. В поединке с опытным и умелым врагом Аркадий надорвал нервы. Он почти не спал, стал болезненно-подозрительным, совершал нелогичные поступки (например, подписывал своей кровью выданные крестьянам документы, чем приводил их в настоящий ужас!), расстрелял заложников мае 1922 года по приказу и с участием Гайдара чоновцы расстреляли и убили при попытке к бегству пятерых человек), а кончил тем, что во главе своего отряда захватил склад с военным имуществом и раздал его бойцам. Правда перед этим он месяц бомбардировал начальство просьбами обеспечить его людей хотя бы самым необходимым...
   3 июня 1922 года особым отделом губернского отдела ГПУ было начато дело N 274 по обвинению Голикова в злоупотреблении служебным положением. На место выезжала специальная комиссия во главе с комбатом Я. А. Виттенбергом, которая, собрав жалобы населения, заключила свой отчет требова-нием расстрела бывшего начальника боеучастка. 7 июня из штаба губернского ЧОНа в особый отдел была передана резолюция командующего В. Н. Какоулина: "Арестовать ни в коем случае, заменить и отоз-вать".
   14 и 18 июня Голиков был допрошен в ГПУ. Пока-зав, что все расстрелянные являлись "бандитами" или их пособниками, он признал себя виновным лишь в несоблюдении при осуществлении дан-ных акций "законных формальностей". Согласно его объяснению, оформлять протоколы допросов и расстрельные приговоры было некому. Началь-ник особого отдела Коновалов нашёл Голикова виновным в самочинных расстрелах и подлежа-щим заключению под стражу. 30 июня дело Голикова губотделом ГПУ по указанию президиума Енисейского губкома РКП(б) было передано в контрольную комиссию при губкоме для рассмотрения его по партийной линии. 18 августа партийный орган решил об-судить его на совместном заседании президиу-ма губкома и КК РКП(б). 1 сентября 1922 года оно постановило перевести Голикова на два года в разряд испытуемых, с лишением возможности занимать ответственные посты
   Но именно мелкий казалось бы фокус со складом поставил точку в его карьере командира гражданской войны. Медицинская комиссия - а её созвали именно после выяснения этого вопроса - выявила у восемнадцатилетнего Аркадия Петровича Гайдара тяжкие нарушения деятельности нервной системы и чудовищное нервное истощение. Выявила именно в тот момент, когда он "отбился" от остальных обвинений, да и вроде бы уже поступил на курсы красных командиров - и впереди была профессиональная военная служба, мечта детства.
   Вместо краскома юноша стал безработным. Понять то, что с ним произошло, может только человек, лишившийся надежд на исполнение мечты всей жизни.
   Надо помнить и то, какое это было время. Красные разбили белых - но проигрывали новую схватку: схватку с мещанством. Как писал Маяковский:

...и вылезло из-за спины СССР

мурло

мещанина...

   Именно мещанство оказалось стократ более страшным врагом Советской Власти, чем романтичные поручики Голицыны и корнеты Оболенские, с которыми сражался Гайдар-Голиков. Да и какая это была "Советская Власть"? Еврейский ленинский "тырцынал", уверенно вёдший "совдепию" к неизбежному превращению в благополучную буржуазную республику! Это было время нэпачьей мразоты, бешеных денег, пошлого хихиканья и оплёвывания всего, что было дорого Гайдару. Время, очень похожее на наши сегодняшние дни. Время, в котором он был никому не нужен - и никому не нужны были те идеалы, которые он считал святыми, за которые когда-то он - четырнадцатилетний - пошёл на нож...
   Как тяжело было ему слышать в одном из издательств, куда он принёс свою первую рукопись, что "это сейчас никому не нужно, сейчас хорошо идёт юмор "под Аверченку""! Тяжело, стыдно, позорно... Конское гыгыканье "под аверченку" - как результат ранений, боёв, смертей, тифа, надломленной психики, головных болей, от которых темнеет в глазах, онемелой ломоты в спине... Торжество жрущего скотства...

Сон, записанный А. П. Гайдаром:

   "После многих лет войны я, красный командир, возвращаюсь в свой город. Мои товарищи по школе все еще сидят на школьных скамьях, хотя уже и в старших классах. Вместе с ними на свое старое место сажусь и я. И с тревогой замечаю, что я-то ничего не знаю из того, чему они научились без меня, а кроме того, за годы войны я позабыл абсолютно все, чему прежде учился.
   И вот я чувствую себя одиноким, окруженным вежливой враждебностью и холодком.
   Особенно запоминается черная доска. Я стою в военной форме 1923 года (остальные одеты просто). Преподаватель спрашивает со скрытой иронией:
   "Вы что же? Или совсем не знаете, или позабыли?"
   "И позабыл, и не знаю!" -- злобно кричу я и, звякая тяже-лыми шпорами, под ехидные смешки выбегаю за дверь. За дверью пусто"...
   Но рукопись - это позже. А ведь мало кто знает о том, как Гайдар работал на Дальнем Востоке! Корреспондент газеты, он попал на лечение в профилакторий для алкашей. Как над этим издевались позже "раскопавшие факт" дерьмократишки! Но они забыли упомянуть, что не ПОПАЛ, а - УПРЯТАЛИ. После разгромных статей о "рыбной мафии", после журналистских расследований о том, как местные власти "сдавали в аренду" - в рабство - на рыбкомбинаты частникам пацанов-беспризорников. Не тогда ли и появилась у Гайдара щемящая любовь к пацанам - и горячая ненависть к тем, кто мучает и терзает слабых, не давая им вырасти сильными?
   Я не знаю, как он вырвался из "заведения". Но, очевидно, понял, что ничего в одиночку не сделает - и стал пробираться в Москву.
   Гайдар нищенствовал. Он продал всё, что было, в холода ходил в парусиновых туфлях... Не продавал он только свой маленький "маузер", хотя за пистолет давали неплохие деньги. Может быть, потому что любил своё оружие, как любят его мальчишки? Или потому, что оно оставалось последней ниточкой, связывающей его с мечтой об армии? Или потому, что понимал: в случае чего можно будет уйти достойно именно ТАК? И почти чудом оказалась его встреча с издателем Ильёй Рубановским. Они встретились в тот момент, когда Гайдар, унося из издательства отвергнутую рукопись, думал только об одном: жить или уже не надо?..

Повторяющийся сон, записанный А. П. Гай-даром:

   "Я приезжаю в отпуск. Встречают со сдержанным удивле-нием. В это время развёртываются какие-то события. Чаще всего назревает антисоветское восстание (еще не восстание, но вот-вот оно вспыхнет). Масса движения. Масса народу. Всевоз-можные группировки и комбинации, но я никак не могу найти своего места.
   Я теряю всякую ориентировку. И наконец в момент восста-ния остаюсь -- в самой гуще -- одиноким и изолированным.
   Я вынимаю маузер и стреляю. Оказывается, что я стреляю по твоим. Тогда -- в дикой злобе на самого себя -- я стреляю себе в голову.
   Огромный бледно-жёлтый огонь. Сильный удар. Острая мгновенная мысль: "Все кончено"...
   Нет.
   Всё только начиналось.  []
   ...Первое произведение Гайдара было опубликовано в 1925 году. Невероятно стремительно писатель стал классиком детской литературы, прославившись произведениями об искренней дружбе и боевом товариществе. Книги были настолько мощными и необычными, что я не побоюсь сказать - ранее аналогов чего-то подобного в мировой литературе не было.
   В середине 1920-х годов Аркадий женился на 17-летней комсомолке из Перми Лие Лазаревне Соломянской В 1926 году в Архангельске у них родился сын Тимур. Но через пять лет жена ушла к другому. Обычная история таких людей с такой биографией. Не всякая женщина выдержит ночные крики мужа и его вид - когда он, тяжело дыша, садится в постели и пытается понять, где он и что с ним? "Некому обо мне позаботиться, а сам я не умею", -- писал Гайдар в своем дневнике в 1931 году. В 1934 году А. П. Гайдар приезжает к сыну в село Ивня Белгородской области. Здесь он работал над известными повестями "Синие звезды" и "Военная тайна", а также писал фельетоны, придумывал подписи к карикатурам в многотиражной газете политотдела Ивнянской МТС "За урожай".
   С 1938 по 1941 год А. П. Гайдар жил в подмосковном Клину на улице Большевистской (ныне ул. Гайдара). Здесь он написал произведения "Тимур и его команда", "Дым в лесу", "Комендант снежной крепости". В Клину открыт мемориальный Дом-музей писателя, а Центральная детская библиотека носит его имя.
   Кстати, сам автор однозначно и чётко о происхождении псевдонима "Гайдар" не писал. А вот Григорий Итпеков в газете "Ленин чолы" за 12 февраля 1991 года писал: "В это время в деревню чоновцы пришли. А их начальника к нам Агафон привел, чтобы жил у нас. Он сильно молодой был. Имя Аркадий. Но почему-то его все в деревне Архашкой звали. Так мама познакомилась с Голиковым. Они оказались ровесниками. Мама, Татьяна Федоровна (по-хакасски Тарус) гостю-начальнику чистила одежду и мыла грязные сапоги, а когда не было в доме бабушки, еще и очень хорошо кормила его. Тарус в то время не знала еще по-русски хорошо. Поэтому общение было в основном с помощью жестикуляции рук. Иногда, когда забудет фамилию и несколько слов по-русски, смеялась и говорила: "Архашка, хайдар?" А он в ответ откликался как на фамилию, даже нравилось ему больше, просил его называть так."
   Расцвет творчества Аркадия Петровича связан со временами Сталина. Стальной Император Всея Руси прижал, передавил и уничтожил гнусную гадину "большевизма", породившую НЭП и мещанство. И молодой писатель вдруг ощутил, что он - нужен. Это было, наверное, непередаваемое ощущение счастья... Теперь можно было писать - и знать, что никакие петрося... то есть, "аверченки" не перебегут дорогу, метя вонючим хвостом смеху...чков! Писать - и знать, что твои слова - не вода в песок, не "глас вопиющего в пустыне", а гранитные блоки в фундамент здания Великой Страны Советов!
   Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: "P.B.C." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж", "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940), "Чук и Гек" (1939), "Судьба барабанщика" (1938), рассказы "Горячий камень", "Голубая чашка" (1936)... Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, были переведены на многие языки мира. Произведение "Тимур и его команда" фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров...
   ...А ведь даже своего Тимура он хотел сперва - неисправимый романтик! - назвать Дунканом! Но потом, как видно, понял, что это уж слишком... И вот именно поэтому я думаю, что версия с "Голиков АркадиЙ Д'Арзамас" - как ни крути, а самая верная.
   Александр Мартынов сказал о Гайдаре: "Что интересно - ближе всех к пониманию природы язычества стоят современные (ну, или относительно современные) писатели, умеющие хорошо писать о детях и понимающие детей, так как дети - стихийные язычники. Первым стал ныне многократно обруганный Аркадий Гайдар, своими книгами давший нескольким поколениям настоящий воинский кодекс, современный русский "Drergeskapur", который оказался сильнее воинского кодекса столь же языческого Третьего Рейха.
   "Гордый. Хочет плакать, а молчит," - в совершенно языческом уважительном ключе говорит в "Тимуре и его команде" главный "плохиш" Квакин о своём смертельном враге. И обрушивается на своего адъютанта Фигуру, предлагающего избить беспомощного противника, со словами: "Он гордый... а ты - сволочь!" А до этого - помните - говорит Тимуру, пленившему весь отряд Квакина: "Выпусти ребят. Или посади меня вместе с ними..." Это и есть поведение языческого вождя. Да и сам Тимур совершенно таков..."
   Мартынов прав. Именно к этому и стремился - и именно этого почти добился! - Аркадий Гайдар: сплотить новое поколение под знамёнами Верности, Чести, Отваги и Родины. Он наделил свои книги и своих героев магическим зарядом такой силы, что его мальчишки продолжали излучать эту силу, трансформируя реальность, даже когда ушёл их создатель и когда "взрослая идея" начала давать чудовищные сбои...
   ...Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Написал военные очерки "У переправы", "Мост", "У переднего края", "Ракеты и гранаты". После окружения в сентябре 1941 частей Юго-Западного фронта в районе Умань--Киев Аркадий Петрович попал в партизанский отряд. В отряде был пулемётчиком, а позже - комиссаром при новом командире. (Старого - бездарного, трусоватого и горластого - при активном участии и с подачи Гайдара бойцы то ли шлёпнули, то ли просто сместили.) 26 октября 1941 года Аркадий Гайдар погиб недалеко от села Леплява Каневского района Черкасской области (Украина). Согласно распространённой версии событий, 26 октября 1941 года группа партизан отряда, в котором он был военным корреспондентом, столкнулась с немецким отрядом. Гайдар вскочил во весь рост и крикнул своим товарищам: "Вперёд! За мной!" По рассказам очевидцев, представленных в фильме Сергея Медведева "Гибель Гайдара. Легенда о красном всаднике", А.Гайдар был застрелен местным полицаем. Другие источники описывают смерть писателя иначе. Так, в книге Б. Камова "Партизанской тропой Гайдара" его смерть описывается следующим образом: пять партизан во главе с Гайдаром двигались по направлению к новой базе партизанского отряда (несли продукты для бойцов); утром 26 октября 1941 года они остановились на привал рядом с железнодорожной насыпью в районе села Леплява у железной дороги Канев-Золотоноша. Гайдар взял ведро чтобы набрать картошки в доме путевого обходчика. На самом гребне насыпи заметил притаившихся в засаде немцев. Успел крикнуть: "Ребята, немцы!", после чего был убит пулеметной очередью. Это спасло остальных - они успели уйти от засады. Был вариант, в котором Гайдар погиб из-за отказа снять форму Красной Армии - его застрелили при выходе партизан из окружения, целясь именно по форме. Теперь уже ничего не скажешь точно - кроме того, что 26 октября 1941 великий писатель и хороший человек, патриот и солдат, Аркадий Петрович Гайдар погиб, как и жил - в рост и без страха.
   В 1947 году останки Гайдара были перезахоронены в городе Каневе.
   В Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в воспитании подрастающих поколений. Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сёл СССР. Памятник герою повести Гайдара Мальчишу-Кибальчишу -- первый в Москве памятник литературному персонажу (скульптор В.К. Фролов, архитектор В.С. Кубасов) -- установлен в 1972 году у Городского дворца творчества детей и юношества на Воробьёвых горах (в Советском Союзе -- Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах).
   Из "сумки Гайдара", если пользоваться словами певца Андрея Земскова, вышли почти все советские (и некоторые стоящие зарубежные!) писатели, которые рассказывали о детях. Пример? Крапивин. Владислав Петрович, который не открещивается от этого - и - надо отдать ему должное! - не открещивался в самые тяжёлые годы обхаркивания прошлого. Да что там... Гайдаровская тема скользит то тут то там даже в произведения современных писателей. У того же Эдуарда Веркина. Многие его герои мне кажутся мальчишками Гайдара - запутавшимися во временах, может - рождёнными не в то время - и мучительно старающимися вернуть его - или вернуться в него самим. Искажённые, испачканные, искривлённые - но всё же Тимуры, Альки, Борьки, Мальчиши. Коменданты сданных взрослыми крепостей, обитатели тайных штабов, где оборваны провода для связи...
   Острее всех - ещё в 70-х годах ХХ века - учуял запах тления всё тот же Владислав Петрович Крапивин, прямо и резко написавший о засилии в тимуровском движении "классных дам", "толстоногих пионервожатых". Это казалось не только тимуровцев - это касалось всего наследия Гайдара. "Власть стариков" усиленно старалась превратить его в памятник. Неживой, величественный и спокойный.
   А ведь это было оружие. Всё ещё мощное даже в 80-х... Его сложили к ногам врага. И, не разгибая спины, раболепно смотрели снизу вверх: чего ещё прикажете?..
   ...Всё будет. И злой публичный высер одного из детских писателей о Гайдаре: "Пламенный вешатель времён революции." И издевательство над его героями - так издеваются только над живыми, так ненавидят только сильных, храбрых и добрых - трусы и подонки, и эта ненависть, эти издевательства - лучшее признание мощи писателя. И хохмочки, ржание и плевки со сцен, страниц и экранов. И апогей мерзости и страха - испуганное признание Успенского, что он больше всего боится, как бы не нашёлся "кто-нибудь, кто нарядит Кибальчиша в скафандр и запустит в космос - это будет страшно, этого нельзя допустить!" Сколько в этих словах ужаса перед миром, в котором сам Успенский с его "развлекаловкой", в последние годы - уже откровенно бездарной и просто конъюнктурной - не нужен, невозможен и бессилен...
   ...Не знаю, что - дальше? Что современным властям гайдаровское наследие не нужно и опасно - это понятно даже ежу. Они многое украли у Советской Власти - как правило, то, что касается укрепления этой самой власти. Насильно согнанные шествия, помпезные глупые речи, массовый одобрям, Наша Великая Победа... Но Гайдар-то сюда не подходит. Им нельзя пользоваться. В него надо верить. Но если ты веришь в него - то?..
   То что тогда?..
   ...А самое страшное для них знаете что? То, что гайдаровские архетипы живы. Странное дело, они пережили и своего создателя, и его страну, и его героев, и его идеи... Неясным и волшебным образом они стали такой же частью повседневности, как восход солнца, лето, зима, весна и осень. Их просто нельзя отменить.
   Можно не знать, кто такой Гайдар. Но что такое ТИМУР - волшебным образом знают все. Как и то, что - плохо быть ПЛОХИШОМ.
   Это всё, господа буржуины. Вы проиграли. Понимаете?
   Проиграли.
   Пыльная герань на подоконнике.
   Ночь бредет пешком по лебеде.
   Запахи лекарств в постылой комнате,
   Как напоминанье о беде.
   Человек лежит.
   Не спит, а мучится:
   Сон не сон, а так, унылый бред.
   Жухлая луна -- беды попутчица --
   Тихо кружит тени во дворе.
   Эй, друзья... Ну что ж вы не приходите?
   Ваших голосов не уловить.
   - Мальчик, ты не спишь?
   Хромают ходики.
   Лучше их совсем остановить.
   Слушай... Вдруг мне не дождаться дня?
   Слушай, мальчик, позови коня.
   За окном,
   За серым подоконником
   Побежит тропа в ночную тьму.
   Там, за горизонтом, бродят конники.
   Позови...
   Скажи, я поднимусь.
   Ты не думай, я же не в бреду.
   Ты им расскажи -
   Они придут...
   ...Сброшена герань в окно разбитое.
   Пусто в доме: тени да клопы.
   В переулки, песнями забытые,
   Разлетелся перестук копыт.

В.П.Крапивин. Гайдар.

Эй, вставайте - кто ещё остался?! []

Награды Гайдара

  -- Орден Отечественной войны I степени (посмертно)
  -- Орден "Знак Почёта"

Библиография

  -- 1926 -- "РВС"
  -- 1930 -- "Школа"
  -- 1932 -- "Дальние страны"
  -- 1935 -- "Военная тайна"
  -- 1936 -- "Голубая чашка"
  -- 1939 -- "Судьба барабанщика"
  -- 1940 -- "Тимур и его команда"
  -- "Чук и Гек"
  -- "Жизнь ни во что (Лбовщина)" (повесть)
  -- "Лесные братья (Давыдовщина)"
  -- "Всадники неприступных гор"
  -- "Пусть светит" (рассказ)
  -- "Четвертый блиндаж" (рассказ)
  -- "Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове"
  -- "Комендант снежной крепости" (я восхищённо ужаснулся, когда прочёл эту повесть - вот откуда пришли "сорок островов" Лукьяненко, а не из Крапивина!)
  -- "В дни поражений и побед", (1925?)
  -- "Дым в лесу"
  -- "На графских развалинах"
  -- "Обыкновенная биография"
  -- "Бумбараш"
   Помимо этого, писатель является автором более ста рассказов и фельетонов.

Экранизации произведений

  -- 1937 -- Дума про казака Голоту
  -- 1940 -- Тимур и его команда, режиссёр Разумный, Александр Ефимович
  -- 1942 -- Клятва Тимура (в сценарии Гайдар предупредил об опасности, подстерегающей тимуровское движение - посмотрите фильм!)
  -- 1953 -- Чук и Гек
  -- 1955 -- Судьба барабанщика
  -- 1955 -- Дым в лесу
  -- 1957 -- На графских развалинах
  -- 1959 -- Военная тайна
  -- 1960 -- Пусть светит
  -- 1964 -- Голубая чашка
  -- 1964 -- Сказка о Мальчише-Кибальчише
  -- 1964 -- Дальние страны
  -- 1965 -- Горячий камень
  -- 1971 -- Бумбараш
  -- 1976 -- Тимур и его команда
  -- 1976 -- Судьба барабанщика
  -- 1977 -- Р. В. С.
  -- 1981 -- Школа

Кино о Гайдаре

  -- "Серебряные трубы" (1970). Фильм о жизни Гайдара после Гражданской войны. В главной роли Андрей Мягков.
  -- "Конец императора тайги" (1978). Приключенческий фильм об одном из эпизодов Гражданской войны, когда Гайдар боролся в Хакасии с атаманом Соловьёвым. В главной роли Андрей Ростоцкий.
  -- "Остаюсь с вами" (1981). Фильм о последних годах жизни писателя. В главной роли Анатолий Грачёв, во флешбэках роль молодого Гайдара исполняет Андрей Ростоцкий.
   Аркадий Гайдар выведен под именем Арсений Гай в повести Л. Кассиля "Дорогие мои мальчишки". И появляется в моей повести (да простят читатели, что я пихаю себя рядом с Кассилем) "Про тех, кто в пути", когда главному герою становится СОВСЕМ плохо.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Эссе написано на основе материала

   http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B9_%D0%93%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B0%D1%80
   но не в согласии с ним!
  
  
  
  
  
Оценка: 5.42*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"