В продолжение темы моего недавнего текста (29.4.2024) "Куда делась "религиозная составляющая"?"
Повторю свою максиму:
"Жизнь - едина, разумна, священна и волшебна".
Соответственно, так и надо к ней относиться, всегда и во всём.
Единство Жизни - совершенно. Разумность Жизни - абсолютна. Но чего чрезвычайно, катастрофически не хватает современному человеку - это чувства священного и волшебного, хотя все четыре указанных чувства одинаково важны и совершенно неотделимы друг от друга, и они должны воспитываться в детях с самого рождения.
С одной стороны, чувства священного и волшебного - самые первобытные; но с другой стороны - никакой самый современный, самый интеллектуальный гуманизм без них невозможен.
Поскольку мы не знаем - кто мы, и не знаем - что такое человек вообще, и что нас ждёт, постольку и представления о гуманизме - у нас самые ограниченные, поверхностные и примитивные.
Условным началом европейского гуманизма Нового времени можно считать вопрос Петрарки (1304-1374):
"Для чего мы рождены, откуда и куда мы идём?"
Но повторяет этот вопрос и Паскаль (1623-1662):
"Что же он [человек] такое, откуда пришёл, куда идёт?"
Повторяет его и Наполеон, на острове Святой Елены (1816):
"Откуда я? Кто я? Куда я иду? Вот таинственные вопросы, на которые мы ищем ответа в религии".
Также - это название картины Поля Гогена (1897):
"Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?"
Но ещё мудрецы-риши, авторы Упанишад, комментариев к Ведам, творцы философии веданты, в древней Индии, учили, что надо постоянно задавать себе этот вопрос:
"Кто я?"
Потому что это - путь к мудрости.
Кто я - и в чём смысл моего существования?
Без постоянного задавания себе этого вопроса - нет и не может быть гуманизма!
Как же отвечали на него великие гуманисты?
Альберт Швейцер ответил на него так:
"Я - жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые тоже хотят жить".
И на примере Альберта Швейцера - безусловно великого гуманиста - я хотел бы остановиться особо...
...
Альберт Швейцер (1875-1965) - немецко-французский философ культуры, лютеранский теолог, викарий лютеранской церкви, проповедник, миссионер, писатель, музыковед, специалист по органостроению и реставрации органов, органист-исполнитель, врач. Доктор философии, лиценциат теологии, доктор медицины, лауреат Нобелевской премии мира (1952). Двоюродный дядя Жан-Поля Сартра (сына его двоюродной сестры).
Он был вполне преуспевающий автор широко признанных философских, богословских и музыковедческих трудов, он концертировал как органист по всей Европе, на его исполнении Баха проливали слёзы Ромен Роллан и Стефан Цвейг; но уже в 21 год он сказал себе, что до 30-и лет он будет набираться различных знаний и упражняться в искусствах, а затем - он всю последующую жизнь будет непосредственно служить человечеству.
И в 1905-ом году, в 30 лет, будучи доктором философии, он стал рядовым студентом медицинского факультета Страсбургского университета. В 1913-ом году он получил степень доктора медицины - и отправился вместе с женой, Еленой Бреслау, дочерью известного немецкого историка, которая выучилась на медсестру - во Французскую экваториальную Африку, в Габон, в местечко Ламбарене, среди тропических болот, в заброшенную миссию, и стал с нуля строить там больницу для представителей местных племён, которые ещё недавно, по слухам, были людоедами.
Оперировать поначалу пришлось в курятнике. Местные жители от голода ели глину и страдали, ко всему прочему, заворотом кишок. Местность кишела змеями, москитами, мухами це-це и массами другой ядовитой и вредоносной живности...
Во время 1-ой Мировой войны они с женой, как германские подданные, были арестованы и интернированы во Францию, побывали в нескольких лагерях, переболели там разными болезнями...
После окончания войны вернуться в Ламбарене довелось не слишком скоро, и больницу пришлось восстанавливать почти заново. В дальнейшем Швейцер организовал там же и лепрозорий для прокажённых...
На свою Нобелевскую премию он построил рядом с Ламбарене деревушку для поражённых проказой...
...
Даже при тяжелейшей ежедневной медицинской практике - Швейцер непрерывно искал выход из духовного и нравственного кризиса, в котором оказалась современная ему Европа, между двух мировых войн. Он много читал и писал. Чтобы не заснуть от усталости во время письма - он ставил ноги в таз с холодной водой...
Он думал: что должно быть в основе этики и культуры в современном мире? Как переформулировать для современного человека-скептика то самое главное и основополагающее, что было ранее в христианстве и во всей предыдущей и последующей культуре человечества?..
И в один прекрасный день он пережил некое мистическое озарение или "эвристическое открытие"... Была лодка, река, заходящее Солнце, игра лучей света в тропической листве и отражение этой игры в воде...
И эта картина - была так прекрасна! И она была настолько преисполнена неким Абсолютным Смыслом!..
И он вдруг нашёл искомую этическую формулу, ясно в нём прозвучавшую:
"Благоговение перед Жизнью!"
И он стал немедленно развивать эту мысль...
Этика - это благоговение перед Жизнью! И это основа не только этики - но всей культуры, всего подлинного гуманизма как целостного и универсального мировоззрения!..
Мы, люди - братья и сёстры друг для друга, но равно - и для всех живых существ, и мы не можем жить без них, так же, как и они не могут жить без нас, ибо Жизнь - едина!..
Здесь очень важна, в этом его физическом и метафизическом опыте, одна деталь: откровение - в отражении...
От резонанса - к консонансу...
Эту физику и метафизику нашего мира понимали ещё первобытные шаманы...
И подобных случаев известно очень много... Можно вспомнить опыт молодого Достоевского, когда его должны были казнить вместе с другими петрашевцами, и он увидел отражение солнечных лучей в золотом куполе Исаакиевского собора; и ему вдруг открылось, что человеческая природа - сродни природе этих солнечных лучей, и что сейчас он должен будет перейти в эту световую форму своего существования и слиться с этой чистейшей световой стихией...
Мы живём в мире резонансов и отражений. И любое отражение - это отражение Бесконечного в конечном, и это отражение - всего во всём.
Жизнь бесконечно сложна и разнообразна - и, в то же время, она совершенно едина. И в этом её единстве - разрешаются и снимаются все её внутренние противоречия. И это - чудо, вызывающее чувство благоговения!
Благоговению перед Жизнью - перед всё побеждающим Единством Жизни - учил не только Швейцер, этому учили, по существу, все гуманисты. И без этого чувства благоговения - нет гуманизма!
Гуманизм тождествен космизму, и базовое переживание того и другого - это именно благоговение перед Единством Жизни, перед бесконечностью и безграничностью Мегавселенной...
Чувство священного и волшебного - это то же самое благоговение перед Жизнью.
...
Альберт Швейцер считал себя "универсальным человеком", как и очень многие гуманисты. С этим связан и их космополитизм, их "всемирность", непризнание ими всех искусственных границ, разделяющих людей и народы, и это при, порой, самых острых патриотических чувствах.
Истинный гений - принадлежит всему человечеству - и он объединяет своими познаниями, и своим творчеством, всё человечество.
"Интеллектуальный мистицизм" - это тоже характерная черта многих гуманистов, вытекающая из их духовного опыта...
Можно вспомнить таких "универсальных людей", как Леонардо да Винчи, или как наш Михаил Ломоносов, многогранность талантов, интересов и творческих занятий которых не перестают поражать воображение...
"Универсальный человек" - это мечта всех гуманистов. И эта универсальность неотделима от пансофии - от универсального знания, включающего в себя весь интеллектуальный, культурный, идейный и духовный опыт всех народов Земли, всего человечества за всю его Мировую Историю, за сотни тысяч лет, начиная с каменного века, от неандертальцев и ещё ранее...
Гуманизм, равно и космизм - мировоззрение пансофическое. И к обретению Софии, Премудрости Божьей, призывает не только Библия, но и священные писания всех религий; также и мудрецы древней Индии, которых очень ценил Швейцер, особенно буддистов и джайнов за их принципиальную позицию неприятия никакого насилия над всеми живыми существами...
Здесь по достоинству будет помянут и Махатма Ганди (1869-1948), застреленный фанатиком именно за свой принципиальный призыв к ненасилию и к братскому и свободному единению индусов, мусульман, христиан и представителей всех смертельно враждующих религиозных и политический групп...
Кстати, на мировоззрение Ганди огромное воздействие оказал Лев Толстой, с которым он был в переписке...
И это всё - к вопросу о гуманизме и его сущности...
Мир во всём мире - мечта и стремление всех гуманистов...
...
Альберт Швейцер много работ посвятил исторической личности Иисуса Христа и проповеди апостола Павла ("Мистика апостола Павла", 1930). Учёную степень доктора медицины он получил за диссертацию "Психиатрическая оценка личности Иисуса", где он защищает точку зрения психического здоровья основателя христианства, о котором не перестают идти споры...
Здесь стоит вспомнить и споры о природе "шаманской болезни", которую большинство специалистов сейчас не считают патологическим явлением и предметом из области психиатрии (в частности, формой шизофрении), а относят к обширной сфере "изменённых состояний сознания", с которыми тесно связаны и "эвристические озарения", и различные другие феномены из психологии творчества, особенно когда это касается биографии и творчества гениев и особо одарённых людей...
Непосредственное чувство квантово-волновой природы реальности, и чуткая способность откликаться на все её колебания, это всё - то же самое чувство священного и волшебного...
Каждый удар в шаманский бубен - это удар в твоё сердце - и это удар в Сердце Мира, Сердце Иисуса - которое не может не откликнуться...
...
1-е мая - древний кельтский (особенно ирландский) праздник Бельтайн ("Сияющий Огонь"), который благодаря движению "Нью-эйдж" уже стал интернациональным. С этим праздником тесно связана и Вальпургиева ночь, которую всё больше любят праздновать наши феминистки...
Святая Вальпурга, или Вальбурга (710-779), монахиня-бенедиктинка, племянница святого Бонифация, была смелой миссионеркой, проповедницей среди германцев-язычников. Считается покровительницей моряков, путешествующих, рожениц и всех злостраждущих, заступницей в бедах и скорой помощницей в болезнях...
Стоит добавить, что хотя все ведьмы - феминистки, но не все феминистки - ведьмы (разве что, в мечтах).
В русской православной традиции 1-е мая - это день Еремея Запрягальника, он же, по сути, ветхозаветный пророк Иеремия. Этот день неразрывно связан с посевной и с будущим урожаем...
И вплоть до 20-го века крестьянами поминался и почитался Ярило, бог Солнца восточных славян, в длинной белой мантии, с венком из красных маков на голове и с пучков яровых злаков в руке, благословляющий всякий добрый посев (в том числе, и в плане улучшения демографии)...
Водили хороводы вокруг "майского дерева"... Разжигали большие костры, прыгали через них, чтобы сжечь "дурную карму"... "Дурную карму" сжигали также и в виде соломенного чучела...
А ещё, пекли из теста (даже из ржаного, и с отрубями) "жаворонков", и - подбрасывали их в небо - как можно выше - чтобы сошла благодать Божия на пробудившуюся землю и на всех обитающих на ней...
И, конечно, этот древний языческий солнечный и огненный праздник потом очень тесно связался с Пасхой - с празднованием Воскресения Христова...
София - она же и Анастасия, сила победы над невежеством, рознью, болезнью, старостью и смертью, сила всех познавательных и творческих порывов, всех восстаний человеческого духа и всех прогрессивных эволюций и революций в Природе и в Истории, сила всякого святого волшебства, которой наполнено всё...
Где рознь - там и болезнь.
А София-Анастасия - это мудрое устремление к Свободе, Любви и Счастью... В масштабах - всего Мира!..