Аннотация: Моя статья о бетонных горках-слонах. Публикация: http://www.kupsilla.ru/article59.htm
РОДИНА СЛОНОВ?
Ещё совсем недавно они повсюду мозолили глаза: серые, разной степени сохранности, со следами облупившейся краски или, что гораздо реже, окрашенные по весне в яркие цвета. Бетонные горки-слоны казались незыблемым элементом ландшафта, а, поскольку не использовались по назначению, являлись именно дикой частью пейзажа. Коренными, в отличии от "понаехавших" в новые квартиры нас, обитателями каменных джунглей. Минималистичные, на грани архетипичных, формы: скат горки - хобот, массивные опоры, приподнимающие зверя над землёй, прямым углом очерченные уши и вечно печальные круглые глаза. Лаконичный и запоминающийся силуэт - закономерный результат поиска новых образов в условиях "борьбы с излишествами". Из той же эпохи 50-60-х - сама многочисленность слонов: вплоть до середины 2000-х они встречались повсеместно - органически существуя в районах новостроек как плоть от плоти "хрущёвок" и "брежневок", а в центре - добавляя мрачного очарования дворам-колодцам. В городских парках и лесопарках слоны, неожиданно открываясь взору на полянах и обочинах прогулочных тропинок, были словно вестниками цивилизации, напоминающими о близости города в зелёных его оазисах. В менее ухоженных садах и скверах бетонные слоны и вовсе напоминали степные изваяния, каменных баб, существующих на данном месте с начала времён.
Легко представить ряды и колонны бетонных слонов в моменты их рождения - на какой-нибудь площадке для готовой продукции домостроительного комбината или завода ЖБИ они, должно быть, производили монументальное и несколько жутковатое впечатление.
Конструктивно слоны представляют собой железобетонный монолит. У автора нет оснований полагать, что внутри они были пустыми, как некоторые армоцементные парковые скульптуры. Такая конструкция с учётом предполагаемой интенсивной эксплуатации вполне оправдана. С тыльной стороны горки вмонтированы металлические скобы, играющие роль лестницы. С детства помню, что карабкаться, цепляясь за них, не слишком удобно. Больший комфорт при подъёме, конечно, предоставляют перила, но в наличии они далеко не всегда. Долгое время автор полагал, что скат горки-слона предназначен для заливки водой в холодное время года, однако в этом случае остаётся непонятным назначение поперечных желобков. Ситуацию прояснил пользователь живого журнала koloma9 объяснив, что в пазы вставлялись бруски, к которым крепился металлический лист. Горка, таким образом, предполагалась круглогодичной. За всю свою жизнь автор так и не видел ни одной горки-слона с металлическим листом. Появившись в 70-е (по данным пользователя humus - 1968), вдохновлённые лаконизмом 50-60-х, горки-слоны уже к середине 80-х превратились из утилитарных объектов в скульптуры для созерцания.
Совершенно естественно, что данное небольшое исследование не было бы полным без оригинальных чертежей горок-слонов, без приведения ссылок на альбомы типовых проектов, или подобные материалы. К сожалению, пока поиск в Сети на эту тему результатов почти не дал. Чертежи и схемы найдены не были, но на сайте snip1.ru была обнаружена статья "Детские игровые площадки". Очевидно, что данный текст либо скомпилирован из разных источников, либо взят из книги советского времени. Иллюстрации также подобраны почти случайным образом. Тот, кто опубликовал статью, скорей всего думал больше об "уникальности контента", а не о реальных запросах пользователей. Среди картинок автор заметил и горку-слона знакомых очертаний. В описании к фото было сказано, что горка сделана из древесины, хотя вполне ясно, что перед нами фотография одного из прототипов знакомого всем бетонного изделия. Модель на фото имеет более скруглённые формы и в целом более изысканные очертания, в то время как реальные горки более лаконичны. В процессе творческого поиска произошло, вероятно, некоторое движение от модерна к модернизму.
В 2013 году издание Esquire опубликовало интервью с автором известного всем типового бетонного забора "Алмазная грань" (официально "плита ограды ПО-2") Борисом Лахманом. Такой выразительный образ, как бетонная горка-слон также не может оставаться "без подписи".
Как уже было сказано, горка-слон в соответствии с логикой своего возникновения - продукт массовый. Однако, несмотря на то, что слоны постоянно попадались автору на глаза, назвать их поголовье чересчур многочисленным всё же трудно. В Купчине и других районах массовой застройки они до середины нулевых встречались в основном между пятиэтажек, на территориях детских садов. В Невском и Московском районах слоны в основном располагались во дворах, в последние годы они часто служили ограничителями парковок. В Центральном районе слонов можно было встретить в скверах, а также во дворах-колодцах. Как большая забытая игрушка выглядел одинокий зверь на фоне жёлтых стен, низких окон, в окружении луж и прошлогодних листьев под лоскутком далёкого неба. В садах и парках слоны тоже обитали (например, на Крестовском острове или в Южно-Приморском парке), здесь их чаще всего красили в зелёный цвет.
Примерно с середины 2000-х слоны и другие бетонные звери покидают дворы и детские площадки. Сейчас, в десятые годы, их почти не осталось в жилых районах. Вероятно, слонов ещё можно встретить лишь на каких-нибудь закрытых территориях вроде предприятий или пансионатов. Вполне возможно также что где-нибудь в области они остались на своих прежних местах.
Нельзя не упомянуть, что помимо слона существовала ещё одна модификация горки, так называемая "улитка". За скатом горки располагалось большое круглое отверстие. Такие горки были, несомненно, не только более привлекательны для детей (можно пролезать насквозь!), но и экономически более выгодными - при производстве требовалось меньше бетона. Стоит вспомнить и других каменных зверушек: более реалистически трактованных слона, крокодила (с гребнем в виде лестницы на спине) и черепаху - их, по всей видимости, и теперь можно встретить в зелёных зонах Юго-Запада и Петроградского района. Армоцементная силуэтная скульптура верблюда тоже не заслуживает забвения: такой верблюд пасся на территории детского сада в Купчине (ул. Турку, 28, к. 4), замечен был и в других районах. Краткое перечисление основных бетонных жителей естественно было бы неполным без известного Змея Горыныча на Васильевском острове.
Классические горки-слоны уходят в небытие, однако сама идея отождествления именно слона с детским аттракционом оказалась весьма живучей. Благородный образ воплощается сегодня в других конструктивных схемах: к примеру, это может быть металлический каркас в сочетании с фанерными элементами. Не означает ли этот пример, что устойчивая связь катальной горы и экзотического, диковинного для России животного, прописалась уже в какой-то ячейке в нашей культурной матрицы?
Традиция ваяния бетонных скульптур также живёт и здравствует. В одном из купчинских дворов выстроены, к примеру, гигантские шахматы, в другом прохожего встречают сказочные персонажи, во дворе дома 57 по Софийской улице - каменные пчела и крокодил. Автор уверен, что примеров множество и в других районах. К сожалению, на большинство современных скульптур не взглянешь без слёз (а огромные шахматы которыми нельзя играть - это просто нонсенс), нет в них того очарования минимализма и индустриальной красоты, что были в бетонных слонах.
И всё же дворовая скульптура нужна. Помимо дизайнерских, функциональных элементов (горки, качели, скамейки, беседки) каждому скверу или двору необходим какой-то изобразительный акцент, это может быть как скульптура, так и мозаика или живопись. Особенно такие акценты необходимы в районах панельных домов. Никто уже не сможет подсчитать, сколько талантов было с детства загублено этой унылой антиэстетичной средой. Только внедрение искусства способно хоть в какой-то мере компенсировать её пагубное влияние. И кто знает, может в людях, наконец, что-то проснётся.