Аннотация: На сайте ask.fm (http://ask.fm/nelind83) опубликована сокращённая версия. Здесь помещаю полную.
Я хочу написать книгу / снять фильм / создать произведение актуального искусства, сделать нечто такое, что всех поразит и прославит меня. Что для этого нужно?
Очевидный ответ на данный вопрос лежит на поверхности. Для того, чтобы что-то сделать, нужно это делать. Делать каждый день. В конце концов результат неизбежно понравится тебе, а значит, существует ненулевая вероятность что он понравится и другим. Вполне вероятно также, что с течением времени ты приобретёшь определённый вес в профессиональном сообществе, собственных зрителей, клиентуру, возможно доход, ну или хотя бы некоторое моральное удовлетворение сделанной работой, что уже немало. Загвоздка в том, что ты мечтаешь не об этом. Ты мечтаешь прославиться, стать великим, может быть даже единственным в своём роде. Тут начинаются основные проблемы.
В мире существует такое разнообразие видов деятельности, которое сложно вообразить. И в большинстве областей достигнуты такие высоты, которые не только невозможно превзойти, но и осмыслить нелегко. В романе С. А. Носова "Грачи улетели" есть фраза: "Он никуда не торопился, потому что всюду опоздал..." Именно опоздание на тот или иной творческий пир является основной причиной неудач. Для того, чтобы создать поразительную книгу ты опоздал лет на пятьсот-шестьсот, а может и тысячу, ведь основной интерес к литературе возник именно в позднем Средневековье и раннем Возрождении, а до этого культура чтения процветала в Античности. С живописью ты тоже промахнулся на добрые полтысячи (то же Возрождение), ну в лучшем случае на сто пятьдесят лет - тогда в цене были кубисты и прочие авангардисты. Все основные открытия в кино и фотографии были сделаны лет пятьдесят назад, великие мастера творили именно тогда. Лет тридцать-сорок назад окончательно сформировались все основные жанры контемпорари-арт: перформансы, хепенинги, концепции и инсталляции родом именно оттуда. В музыке самые передовые на сегодня стили стали известны к началу девяностых, то есть около двадцати лет назад - это и всевозможная электроника и всё что пожелаешь. Персональные компьютеры стали по-настоящему персональными в восьмидесятых. Эра Интернета стартовала в 1990, а уже к середине девяностых там и яблоку негде было упасть, особенно на Западе, но и в России к началу "эры миллениума" все роли были распределены. Очень многие популярные интернет-деятели начинали именно тогда, если не раньше. Тем, кто стал покорять Всемирную Паутину потом, значительно трудней завоевать сколь-нибудь обширную аудиторию. Последний "интернет-поезд", в который можно было запрыгнуть, отошёл от перрона примерно в 2005 году - тогда появился сайт YouTube, что в совокупности с дешёвым и быстрым соединением привело к созданию нового рынка - видеоблоггинга. Стоит ли говорить, что даже в самых удалённых городах и весях России к 2012 году практически все ниши в этом сегменте оказались заняты. Если ты, читая эти строки, обратил полный надежды взор на рынок мобильных устройств, то спешу тебя уверить, что к 2013 году смартфон не только не был предметом роскоши, но во многом сам его образ заменил собой вид традиционной кнопочной трубки. Соответственно все программы, мульки и фишки для гаджетов также были уже готовы.
Не исключаю, что я в своей краткой заметке упустил какие-то важные аспекты или даты, но и без них общая картина ясна. Мы всюду опоздали.
Значит ли это что не осталось новых возможностей? Совсем наоборот. Именно сегодня нам как никогда доступны все возможности как традиционных так и современных технологий. Новое создать можно и нужно, просто если ставить своей целью всех поразить и вырваться к облакам одним мощным усилием то со 100% вероятностью окажешься отнюдь не в небесах. Что? Внутренний голос протестующее заявляет, что ты - именно тот кто найдёт что-то совершенно уникальное, что-то типа Интернета или хотя бы гугла в нём? Как говорится, вероятность этого крайне мала. И потом, что значит "абсолютно уникальное"? Даже до гугла существовали уже поисковые машины, "Альтависта", к примеру, была очень популярна, и где она теперь? Задача не в том, чтобы найти какой-то заветный клад, вроде горшочка с золотом под радугой, а заставить свою идею, вещь, свой продукт, своё произведение работать именно так, как ты задумывал, именно в то время, когда это необходимо и конкретно в тот момент, когда это нужно максимальному числу людей. Просчитать такое заранее практически нереально, тем более в современном сложнейшем мире. Если кто-нибудь тебе заявит что-то вроде "я смогу предсказать реакцию целевой аудитории" и т. п. - не верь. В лучшем случае это гадание на кофейной гуще, а в худшем - мошенничество. Всё великое было создано не с помощью неизвестно откуда взявшейся прорывной идеи, а в определённом насыщенном бульоне из идей. Ещё есть расхожее выражение - "идеи витали в воздухе". Но на самом деле идеи в воздухе витать не могут. Они могут находится только в головах людей - изобретателей, художников, поэтов. То, что то или иное открытие или оригинальный творческий приём в художественном произведении ассоциируется с одним человеком - это просто случайность. Конечно, сила личности велика, порой кому-то удавалось найти последнее, ключевое звено цепи, но мера известности, славы народной, количества ссылок, наград, кубков, венков, объёма статьи в википедии, далеко не всегда прямо пропорциональна вложенным усилиям и таланту.
Единственное, что нужно делать - это пытаться. Делать что должно и будь что будет - этот принцип работал и тысячу, и пятьсот, и пять лет, и пять минут назад. И всё ещё работает.