Виат : другие произведения.

Не учите жить, лучше помогите материально

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ходжа Насреддин и племянник

  Не учите жить, лучше помогите материально
  Притча
  (Евг.Солнечному, обратившему внимание, т.е. осветившему)
  
  Ходжа Насреддин. Он в постоянном постижении, неустанном познании. Его дух не знает покоя, не подвластен инертности. Он всегда в движении, никогда не сидит на месте, он ходит. Он - Ходжа.
  Ходжа Насреддин. Ему доступно воспарение к высочайшим вершинам и величайшим мудростям. Но он на земле, здесь, среди нас. Он привносит высшую мудрость в обыденные дела, он идет срединным путем, он - на средине. Он - Насреддин.
  - - -
  Однажды к Ходже Насреддину пришел его племянник, малый неглупый, пробивной, но мот, транжира, гуляка, игрок и бездельник, и стал просить денег.
  Ходжа принялся укорять его в жизни бесцельной и неправедной и попытался, пользуясь случаем, хоть как-то наставить уму-разуму для жизни благопристойной и полезной.
  - О Ходжа, не учите меня жить, я и сам кого хочешь могу научить, лучше помогите материально. И это все, о чем я Вас прошу.
  Но какой смысл помогать материально человеку, который не научился жить и не может разумно распоряжаться имеющимися богатствами? Какой смысл лить в бездонную бочку? Ходжа призадумался, затем обратился к племяннику с вопросом:
  - Вот скажи, о племянник, как бы ты поступил, будучи виночерпием, если бы увидел, что к тебе пришел слуга с дырявым кувшином и просит вина?
  Племянник, как уже указывалось, был парень неглупый, особенно там, где можно было что-то умыкнуть, обратить к собственной выгоде, подстроить какую-либо каверзу, обстряпать сомнительное дельце. Он быстро просчитал, что если даст подразумеваемый единственно разумный ответ, Ходжа воспользуется этим для нравоучения и скажет, что человеку, не умеющему жить, бесполезно давать деньги, как бесполезно наливать вино в дырявый сосуд. Кувшин надо сначала заделать, а человека сначала надо научить жить и тратить деньги с пользой. Поэтому племянник ответил по-другому:
  - О Ходжа, конечно же виночерпий должен удовлетворить просьбу слуги и налить ему вино. Ибо сказано: "Просите и дано вам будет". Тем более, что виночерпий отвечает лишь за разлив вина и если оно будет разлито по дороге, это будет не его вина.
  - О мудрейший из мудрейших, - обратился Ходжа к племяннику, и тот от таких слов приосанился и самодовольно улыбнулся. - Именно так, как ты советовал, и поступил виночерпий. Но посмотрим, что произошло дальше и проверим, насколько велика твоя мудрость.
  Слуга ушел, обильно разливая вино по дороге, и не успел виночерпий вытереть пролитую жидкость, как вернулся обратно.
  - Налей еще, - поспешно сказал он.
  Но послушай, это же бессмысленно, - робко возразил виночерпий. - Давай сначала заделаем дырку или найдем другой кувшин.
  - Некогда, там ждут немедленно, наливай в этот кувшин, а я пойду быстрее.
  Через некоторое время в хранилище пришел разгневанный хозяин и велел наказать виночерпия плетьми.
  - Но за что, хозяин, - вскричал бедный виночерпий, - я лишь выполнил просьбу слуги, а остальное не входит в мои обязанности.
  - В твои обязанности входит хранить вверенное тебе имущество, разумно им распоряжаться и так распределять, чтобы оно в сохранности и с пользой для дела доходило до места назначения. В частности, наливать вино только в такие сосуды, в которых оно может быть доставлено к месту употребления без ущерба.
  - Так что, дорогой племянник, - заключил Ходжа, - мудрость твоя проявилась у тебя как близорукая догма, ибо не зрел ты в корень, а лукавил. Ты подобрал драгоценный камушек, но применил его ненадлежащим образом. Поэтому пойди-ка, поучись хотя бы использовать попадающиеся и имеющиеся у тебя камешки как материал для строительства, а не как безделушки и затычки, а потом и приходи.
  - И вот еще что, - Ходжа на секунду замолк, чтобы подчеркнуть значимость своих дальнейших слов. - Те великие мудрости, одну из которых ты всуе упомянул, даны нам для нашего духовного роста, относятся более к нашей духовной жизни, которая является смыслом нашего на земле существования. И если ты наполняешь этим смыслом свое бытие, можешь смело применять эту мудрость и будет она тебе помощью и поддержкой в затруднительные моменты твоего восхождения. В частности, попросишь искренне научить тебя жить истинно и дано тебе будет по просьбе твоей. Ибо ориентиры, подобные упомянутому тобою, преподаны для людей, обративших свой взор к духовному и на этом пути нуждающимся в опоре для прояснения и укрепления. А не для легкомысленных или ложно понимающих цель жизни, ищущих средства для продолжения своего духовного прозябания, да еще и с комфортом, для проедения и пропитения (не путай с пропитанием).
  Насреддин задумчиво поглядел на племянника и заключил слегка усталым голосом:
  - Найди укромное место, сядь, сосредоточься, постигни очередной из уроков, которые ежедневно преподает жизнь, и помни: небеса всегда готовы способствовать нам в приобретении богатств, в том числе, земных. И, конечно, мы должны делиться ими с нуждающимися, а если мы не будем делать этого, то сами окажемся среди нуждающихся. Но помни также, что если мы будем неразумно распоряжаться своими богатствами, то в нужде и несчастьях продолжится наш дальнейший земной и неземной путь, пока не придет к нам постижение и разумение. Так иди же постигай и разумей. Иди, и не дыши на меня своим луком*.
  - Вот чет, вот нечет! О полнота жизни! Полный зеро..., - пробормотал в досаде племянник и отправился восвояси.
  
  * Тут Ходжа, видимо, намекал на проявленное племянником при ответе лукавство. Ведь догматик искренне верит в правильность своей догмы из-за отсутствия у него всеобъемлющего мышления и из-за своей инертности духа. Племянник же умышленно применил правильное по сути (но в соответствующем месте в соответствующих обстоятельствах) положение исключительно для собственной выгоды, прекрасно понимая неприменимость его в данной ситуации.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"