- Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать, - таковы известные и несколько неожиданные строки Александра Сергеевича Пушкина. Казалось бы, более ожидаемо от него услышать нечто вроде:
Я жить хочу, чтоб мыслить и любить,
Я жить хочу, чтоб мысля, развиваться,
Я жить хочу, чтоб мысля, созидать,
Я жить хочу, чтоб мыслить и творить.
Но такие строки были бы слишком очевидны, поэтический гений стремится проникнуть вглубь, уйти от банальностей, предоставить парадокс, который заставит напрячь воображение и мышление, инициировать процесс познания, задаться вопросом, в чем суть жизни, почему есть страдание, можно ли его избежать.
Страдание можно определить как достижение границ допустимого с отражением этого в сознании. Пожалуй, можно отличать страдание от боли как процесс субъективного восприятия, отношения к боли. Т.е. боль - процесс объективный, вызванный физической травмой или душевным разладом. Может случиться из-за того, что человек достиг границ допустимого диапазона, люфта в процессе своего развития, когда он отклонился от магистрального пути, потеряв ориентир, либо в результате внешних помех и обстоятельств (испытаний), либо в сознательном стремлении остановиться и насладиться как можно большим диапазоном открывшихся в достигнутой точке пути возможностей. Если человек не осознает причину боли и не выбирается на свой магистральный путь развития, он начинает испытывать страдания, т.е. консервирует боль.
Что же это за границы диапазона, люфт? Человек не может быть безгранично свободен, он ограничен своей задачей, целью жизни. В рамках, в русле этой задачи он может достигнуть максимальной свободы, максимальной скорости. При отклонении от курса его скорость падает, вплоть до того, что человек 'ударяется о борт', испытывает боль. И это называется жизнь. Так как мало кому удается ясно и четко представлять свой курс, его корректирует жизнь. 'Ну а жизни текучая вязь - это наша обратная связь'.
Кто-то в своей жизни стремится осознать существенное, истинное и сосредоточиться на существенном, руководствоваться истинным. Ну а кто-то стремится познать жизнь во всей ее полноте, достигая и исследуя границы диапазона. Взять, к примеру, реку. Если русло узкое, скорость течения увеличивается, она быстро проносится мимо, как правило, мрачных скудных берегов, влекомая ведомой ей целью быстрее достичь пункта своего назначения. Подобно тому, как человек ограничивает себя во всем, концентрируясь на том, что он считает наиболее важным, чтобы быстрее достичь результата в этом для него важном. Когда же берега расширяются, река разливается, скорость течения уменьшается, кое-где вода даже неподвижна. Река осваивает 'жизненное пространство', взаимодействует с окружающей средой, оказывая на нее уже большее, чем ранее, влияние. Так же как и человек, достигший определенного потенциала, может перестать расти, вкладывая свою энергию в обустройство жизни, в помощь ближним.
Александр Сергеевич Пушкин, можно сказать, сочетал и то, и другое. Поэтому его слова 'я жить хочу, чтоб мыслить и страдать' можно понимать как манифест стремления к полноте жизни, до самых границ диапазона, достижение которых свидетельствуется страданием, осмысление этого страдания, корректировка курса и дальнейшее исследование, погружение в жизнь, развитие.
Я жить хочу полной жизнью, познавая все доступные человеку чувству чувства и эмоции, исследуя их, осмысляя и отражая в своем творчестве.
Можно устремляться к высям небесным на крыльях любви. Можно, преодолевая страдания, строить фундамент духовной силы. Но, подобно тому, как катамаран прочнее, чем две отдельные лодки, полнотой жизни достигается возможность возведения такой конструкции, которая будет способна воспринять, озариться вечным сиянием чистого божественного разума. И тогда наступит новая жизнь.