Аннотация: Наш ГГ опять востребован: идет сам не знает куда спасать сам не знает кого. Вот только вместо благодарности дырка от бублика. Давайте побродим вместе с нашим несчастным ГГ по кромке мироздания с его квантовыми механиками, относительностями и темными энергиями, и посмотрим, что из этого получится. (обновление 06.2012) <скачать старый текст (doc fb2 rtf) в интернете>
Густой молочный туман завис в кронах зеленых исполинов, нехотя пропуская сквозь себя лучи утреннего солнца. Еще не наступила душная полуденная жара, и множество пернатых прелестниц неутомимо перепархивало то тут, то там с этажа на этаж многоярусного зеленого моря растений, по пути нарушая тишину леса мелодичными и не очень певучими звуками. Но Косте не было дела до всего этого райского окружения. Он медленно приходил в себя, и то, что он видел перед собой, совсем не вдохновляло. Его напарник, весь перемазанный грязью, неподвижно лежал напротив. Особенно не внушала оптимизма неестественно вывернутая рука приятеля.
Вокруг на десятки километров тянулись дождевые леса Мезоамерики. Именно ее, а не Мексики или Гватемалы, так как, по крайней мере, в радиусе ста километров ничего цивилизованного, кроме редких поселений лакандонес - наследников майя, не было. Костя медленно стал вспоминать, как он здесь оказался...
***
...Константин Алексеевич Ручейников был еще довольно молодым и, как положено, подающим надежды научным сотрудником Историко-Археологического института. Но ни звание, ни специальность не могли объяснить, как простой советский человек оказался посреди диких джунглей чуть ли не в самом логове империализма.
В молодости, наивно полагая, что он будет раскапывать древнегреческие руины на Черноморском побережье или распотрошит парочку самых-самых таинственных скифских курганов, Константин только к тридцати годам полностью осознал, что от него в основном требовалось. Советский историк должен чуть ли не посекундно протоколировать и восстанавливать похождения великих революционеров и их доблестных продолжателей, причем, не снимая розовых очков восхищения и подобострастия. Но все-таки, кроме этой, обязательной программы, оставалось немного и для души.
Все бы и продолжалось в том же ключе, если бы за окном не наступила "оттепель", провозглашенная невысоким лысым человеком, любящим потрясать кулаками и кричать что-то с трибун, что, впрочем, не являлось оригинальным с исторической точки зрения. Но вот один неожиданный политический выверт этой самой оттепели застал "молодого и подающего", но уже вполне "созревшего и осознавшего" Костю врасплох прямо посреди его институтской комнаты. И застал он его в виде Толяна, лежащего сейчас перед ним в весьма непрезентабельной позе и перемазанного в еще более непрезентабельной грязи, после абсолютно непрезентабельного полета сквозь какую-то дыру в древней индейской развалине. Но тогда, до первых соупотреблений алкоголя, это был еще не Толян, а Анатолий Иванович Хрустов - инженер их института. Хотя, казалось бы, какие могут быть инженеры-историки? Ан нет, у них в институте были, и не так уж мало. К тому же, по слухам, Анатолий Иванович по-совместительству являлся сотрудником одного неприметного, но обязательного и всегда бдящего отдела.
Вошедший к нему в институтскую комнату, невзрачный на вид и почти без отличительных примет инженер-сотрудник в первую очередь убедился, что никто не помешает беседе. Затем, заглянув Косте глубоко в глаза особым, доверительно-честным взором, начал излагать самую свежую политическую ситуацию:
- Константин Алексеевич, мне поручено "сверху" ознакомить вас с очень интересным и ответственным проектом...
"Да уж!.." - Костя чувствовал, что чем дальше слушал объяснение диспозиции, тем больше удивлялся. Спохватившись где-то посередине рассказа, он с шумом захлопнул открытый рот и судорожно сглотнул, поскольку нужно было срочно приобретать сосредоточенный и в меру заинтересованный вид, чтобы не выказать излишней ретивости.
Оказалось, что в процессе политического перетягивания каната, верхи иногда бросались проявлениями "доброй воли" и тому подобной ерундой. Вот и сейчас, видимо, в ходе очередного дележа интересов или территорий, вожди с барского плеча подкинули идею о культурном обмене. Но в этот раз артистами не ограничились и захотели чего-нибудь этакого. И этим "этаким" оказался обмен двумя археологическо-этнографическими экспедициями. Правда, в самое сердце США и европейскую часть России пускать вражеских исследователей не решились. Что, впрочем, пришлось очень кстати самим исследователям, так как их интересы обычно не совпадают с интересами политиков и военных, а лежат себе, схоронившись где-нибудь в лесах или пустынях.
Разнарядка оказалась весьма жесткой. Политические жесты оставались жестами, а действительность - действительностью. Хотя Косте жаловаться не приходилось. Предложенный маршрут и цель экспедиции оказались просто сногсшибательными: через мексиканскую провинцию Чиапас выйти в район двух древних городов майя, Бонампак и Яшчилан, расположенных у самой границы с Гватемалой, а там искать, что попадется. С "той стороны" в экспедиции примут участие три человека.
Совершенно ясно, что основной состав укомплектуют шпионами, но для сохранения пристойности с обеих сторон нужно включить хотя бы по одному настоящему спецу. Вот где Косте страшно повезло. Все его странности с любовью к майя, ацтекам и инкам, а так же хороший испанский и сносное владение английским в одно мгновение превратились из сомнительных интересов в очень полезные качества.
Немалую роль сыграло и родство - прослыть папенькиным сыночком было несколько унизительно, но весьма полезно для карьеры. Карьера пока Костю сильно не интересовала, но в данном случае чистое прошлое оказалось просто необходимо. Он реально сознавал, что является самой осведомленной по этому вопросу кандидатурой, которая могла не только передвигаться на своих двоих по институтским коридорам, но еще и карабкаться по горам или ковыряться в раскопках. К тому же для участия в экспедиции у него была запасена еще одна козырная карта. Он имел за плечами, хоть и неоконченное, но почти полное медицинское образование, так что на роль экспедиционного медика вполне годился.
Вот так они и оказались теперь уже не с Анатолием Ивановичем, а просто с Толяном в этой лакандонской сельве. Третьим "руссо туристо" в экспедиции был Игорь - незнакомый ранее Косте рубаха-парень, который своей "рубашистостью" и слабыми познаниями в археологии явно наводил на мысль о "безопасной" подкладке. Надо отдать должное, ребята неплохо говорили на английском и испанском. Правда, с местными это мало помогало, поскольку с испанским у аборигенов тоже было не очень гладко. В остальном мужиками они оказались неплохими - даром, что из службы.
Им повезло с американцами, особенно с Себастьяном, археологом из Калифорнии, до мозга костей влюбленным в Мезоамерику и имеющего огромный опыт путешествий по этим местам. Черный, кудрявый, всегда улыбающийся американец, смешанных индейско-испанских и еще каких-то кровей, явно был не из "этих". Костя сразу почувствовал в нем такого же, чокнутого на истории парня, каким являлся и он сам. Себастьян позаботился об обмундировании для всей команды, и у них не возникло с этим проблем в течение всего похода. Экипировка оказалась очень важна, так как путешествие проходило чуть ли не по всем наивозможных климатическим условиям, за исключением только что пустынь. Добравшись воздухом до Тукслы, столицы штата Чиапас, они на армейском джипе покатили через Сан Кристобаль все дальше от шумной цивилизации.
Несмотря на обычные дорожные трудности, вся поездка запомнилась каким-то чудесным откровением. Шумные и жаркие мексиканские города и поселки сменялись зеленым океаном джунглей или столь же зелеными бесконечными лугами. При подъемах машина иногда вползала в молоко облаков, окутывающее склоны гор. Скрытые в туманах перевалы заставляли надевать археологов теплые куртки и носки. Пологие скаты гор разрезались ручьями и реками. Красивейшие каньоны, горные озера, каскады и водопады рек волшебной чередой следовали друг за другом. Несмотря на зимний "сухой" сезон, в воздухе стояла влага, постоянно собираясь в плотные образования и грозя пролиться дождем.
Себастьян, хорошо зная местность, старался показать все встречающиеся по дороге достопримечательности, а их было немало. Кроме горных и водных красот сельва просто кишела разнообразной живностью, и им пришлось долго и внимательно выслушивать инструкции по технике безопасности от опытного археолога. Реальную угрозу представляли не столько редкие ягуары и не только кайманы, обитающие в реках и озерах, но и, например, обычные лесные свиньи, которые в силу своего вздорного темперамента могли наброситься на предполагаемого врага и одолеть его не силой, а числом. Ну и конечно, змеи, москиты, ядовитые растения и прочие маленькие "прелести" джунглей...
Последние километры к руинам пришлось преодолевать по воде. До Яшчилана они спустились по реке на двух "резинках" в сопровождении пары местных проводников. Первая же встреча с останками древнего города, неиспорченного туристами и цивилизацией, произвела на Костю сильнейшее впечатление. Понимая нетерпение коллег, Себастьян попросил проводников начать разбивку лагеря, а сам повел любопытных к дворцам и пирамидам, благо идти было не более двухсот метров.
Развернувшаяся перед взором картина полностью соответствовала юношеским мечтам Кости: зеленые гиганты джунглей не могли поглотить всех монументальных каменных построек. На берегах реки сохранились основания самого длинного подвесного моста античного мира. А берег, видимо, когда-то весь выложили огромными плитами и лестницами каменных переходов и галерей, поднимавшихся между площадями и террасами к пирамидам, которые венчали монументальное сооружение. И это был всего лишь небольшой город по меркам индейских цивилизаций!
Можно только догадываться о великолепии построек в их первоначальном виде. И было просто ужасно осознавать, сколько прекрасных творений древней и чуждой цивилизации здесь создано и навсегда утеряно. Костю совсем выбило из колеи осознание этой огромной культурной утраты. Он растерянно блуждал в городе до позднего вечера, начисто позабыв о лагерных делах, и был признателен, встретив понимание со стороны американских коллег. Впрочем, для них, особенно для Себастьяна, это неравнодушие к индейской истории наверно и являлось лучшей благодарностью за возню с тремя, свалившимися на их головы русскими.
Разбив основной лагерь неподалеку от Яшчилана, три археолога и один проводник отправились пешком к другому городу майя, Бонампаку. Себастьян часто сокрушался о нехватке ресурсов для последовательного исследования. Археологические экспедиции все еще больше напоминали налеты пиратов: побыстрее облазать, откопать и увезти все, что можно. Вот и в этот раз они попытаются разведать окрестности двух старинных городов - ведь, по сути, даже в самих городах еще далеко не всюду удалось проникнуть.
Напрямую до следующего города оказалось всего пара десятков километров, но между ними лежало небольшое взгорье, и путь по звериным тропам не представлялся легким. Однако, выйдя рано утром, археологи сумели пройти маршрут за день и достигли новых руин уже чуть ли не в сумерках. Когда утром они исследовали акрополь, настенные росписи главного храма поразили их своим размахом и качеством - ведь им насчитывалось более тысячи лет, и разрушили город задолго до прихода испанцев. Основные контуры двухъярусного акрополя с несколькими дворцами и площадью хорошо угадывались среди буйства растений.
***
...Они уже неделю исследовали руины. В это утро Костя с Толей отправились в самостоятельный рейд. Себастьян остался в лагере систематизировать находки и решил дать новичкам волю в джунглях. Но какой же русский человек будет сидеть на месте, почувствовав, что за ним больше нет присмотра? Два рьяных исследователя рванули в лес так, что только пятки засверкали. Естественно, что центральные здания их не интересовали.
- Толь, понимаешь, нам нужно самим найти что-нибудь этакое. Иначе я буду всю жизнь жалеть об упущенной возможности, - запыхавшись, Костя делился надеждами с напарником.
- Да что я, не понимаю? И престиж страны поддержали бы! - в тон ему подпевал Толян. - Но раз ты в этих майя дока, тебе и карты в руки. Куда скажешь, туда и полезем.
- Хорошо! Давай, покумекаем. В первую очередь обшарены все главные здания. А по логике не все сокровища прячут в центральных дворцах. У нас есть маленький шанс найти сакральное место немного в стороне. Я предлагаю полазать вокруг и, если что странное завидим, то там и покопаемся.
Они пошли по широкому кругу вокруг разрушенного городища. Всюду, среди огромных стволов, лиан и папоротников попадались поваленные стелы, каменные блоки, лестницы и площадки. Наконец Костя поднялся по полуразрушенным ступенькам на ровное плато, которое с трудом просматривалось под зарослями кустарников и лиан. Заподозрив, что здесь может оказаться что-нибудь неординарное, он стал внимательно оглядываться. Сзади подошел Толик и, отдуваясь, произнес:
- Ну и духота! А еще говорят: сухой сезон. Что же здесь тогда в дождливый творится?
- В сезон дождей здесь всюду вода. Тем-то и ценны те росписи в главном дворце, что они в таком климате сохранились. А вот текстов в городе очень мало, как впрочем, и везде у индейцев. Поэтому и трудно разобрать, кто тут жил и что делал.
- А что это за место? - начал озираться приятель, но был остановлен Костиным возгласом:
- Замри!
Толян затих и вопросительно уставился на коллегу. Тот подхватил валяющуюся длинную ветку и, медленно подойдя, осторожно протянул ее к левой ноге Толика. Затем резким движением подцепил что-то и выбросил это подальше вместе с веткой.
- Уф-ф! Зараза! Все никак не привыкну к ним, - признался он все еще неподвижно стоящему напарнику.
- Что, опять змея? Ядовитая? - дрогнувшим голосом спросил археолог-безопасник.
- Откуда я знаю, их тут сотни видов! На всякий случай откинул, куда подальше - благо небольшая. Она башку начала поднимать, а твоя нога в полуметре оказалась. Еще бы прыгнула или плюнула.
- Ладно, пойдем отсюда...
- Э-э, нетушки! - протянул Костя. - Нутром чую - правильное место. Смотри: вот здесь вполне могла располагаться площадка для ритуальной игры в мяч. Ты знаешь, что это значит?
- Ну, это что-то вроде этой... как ее? Ну, в деревне... а, вспомнил - улама! Когда десяток мужиков ловко перекидывали мяч бедрами друг другу.
- Да, сейчас ее так называют. Эту игру индейцы специально для нас демонстрировали. А ты знаешь, что улама самая древняя игра в мяч на Земле? Ей больше трех с половиной тысяч лет.
- Да ну!
- Вот те и ну! Но объяснение ей простое: ведь эти леса - родина каучукового дерева. Так что сварить кусок резины не представляло огромного труда. Правда, до этого еще нужно было додуматься.
- А что тут додумываться-то?
- А не скажи! Представь себе все величие индейских цивилизаций и теперь подумай: ведь ни один не додумался изобрести колесо. А ведь, казалось бы, что может быть проще? Вернее, они про колесо вроде как и знали, но не сообразили использовать ни в телеге, ни в гончарном круге. Хотя для телег еще и лошади нужны, а их-то как раз и не было.
- Ну дела! Век бы не подумал, - воскликнул Толян, не строя из себя умника.
- Так вот. Об игре улама. Ты знаешь, почему я заинтересовался этим местом? - довольно мурлыкал Костик, найдя свободные уши для лекции.
- Да ладно, говори сразу! Откуда мне знать? - обиделся инженер безопасности.
- Как правило, в отличие от современной уламы, в этой игре проигравших убивали. И не просто так, а приносили в жертву. Причем, самым ценным в этом жертвоприношении было пролить побольше крови, в дар богам, конечно, ну и вырезать из "подношения" еще живое сердце. Так что можешь сам домысливать, какова это была игра...
- Тут Гитлеру с его Освенцимами далеко! - хрипловато произнес Толик, видимо в красках представив событие, когда-то разворачивавшееся здесь.
- И вот к чему я клоню. Эта углубленная продолговатая площадка для игры в мяч обычно размещалась рядом с пирамидой или возвышением, где происходило жертвоприношение. Жертв обычно сбрасывали, а кровь сжигали, так как она была самым важным подношением для их, охочих до зверств и весьма многочисленных божеств. Вообще-то у меня не укладывается в голове, как майя могли развить столь высокую религию, искусства, можно сказать, философию и космогонию, и тут же проливать человеческую кровь чуть ли не цистернами.
- Воистину, жуткая и одновременно прекрасная цивилизация!
- И, к сожалению, почти непонятная нам. Ведь испанские монахи, первый раз увидев столицу ацтеков Теночтитлан, приняли ее за рай на земле. Настолько город, построенный на воде, оказался красив.
- Да, а потом построили на его месте этот огромный, грязный и шумный Мехико, - добавил недовольно Толян. Костя не возражал...
- Но хватит о великом. Сейчас, сдается мне, мы стоим прямо на площадке для этих жертвоприношений. А вот то каменное возвышение наверно и являлось главным местом действия, - знаток майя указывал на заросли кустов, сквозь которые проглядывала какая-то каменная глыба или постройка. - Надо там пошукать. Как думаешь?
- Раз говоришь надо, значит пошукаем! - нарочито бодро, чтобы скрыть сомнения, ответил Толя.
- Понимаешь, там может оказаться полость и подземный ход с какими-нибудь ценностями, или колодец, куда скидывали жертвы, или обрыв для тех же целей. Так что, давай, сначала обойдем осторожно площадку, а потом исследуем, не найдется ли в той развалине чего-нибудь интересного...
Осмотр показал, что в противоположную сторону от центра города площадка резко обрывалась вниз на метров десять-пятнадцать. Точно сказать было невозможно - мешали густые заросли внизу. Костя остановился, примериваясь к центральной постройке:
- Ну что, приступим?
- А что, смотреть на нее, что ли? - ответил помощник, и они смело приблизились к каменному сооружению. Его первоначальную форму и предназначение было сложно угадать, настолько сильным разрушениям подверглась кладка.
- Такое плачевное состояние тоже может говорить в пользу значимости объекта, - пробормотал Костя, внимательно разглядывая каменные глыбы. - Захватчикам часто хотелось уничтожить именно самые важные здания.
Тщательный осмотр показал, что с одной стороны располагался предполагаемый вход, но заваленный обрушившимся сводом. Поскольку плита раскололась на несколько небольших фрагментов, у искателей приключений появился шанс разобрать завал своими силами. По обоюдному согласию русские охотники за сокровищами приступили пыльной работе, и спустя час стояли перед довольно приличной дырой, манящей своей таинственной чернотой.
- Ну что, фонарики в руки и идем? - спросил Толик.
- Надо было каски с лампочками захватить, - раздосадовано воскликнул Костя.
- Так, кто ж знал-то? Не переться же теперь битый час по жаре в лагерь и обратно?
- Ладно, надо хотя бы посмотреть, что там, - согласился Костя, подожившись на русский авось. - Тогда полезли?
- А змей там нет? - вдруг вспомнил недавний казус напарник.
- Не думаю. Во-первых, уж больно глубоко, а во-вторых, мы тут такого тарараму наделали, что если и были, то давно разбежались, - успокоив себя таким незамысловатым рассуждением, отважные кладоискатели полезли в проем.
Внутри стояла кромешная тьма и пыль, взлетающая от малейшего движения воздуха. Фонарики выхватывали только небольшие освещенные круги на серых стенах, но, перед продвигающимся на четвереньках Костей, заманчиво маячил черный проем низкого наклонного коридора. Они проползли где-то с десяток метров и уперлись в завал камней, за которым все же проглядывал дальнейший ход.
- Мне кажется, мы можем разобрать эти камни, - прикинул на глазок Костя.
- Давай, закрепим фонарики в расщелинах кладки, и в четыре руки растащим камни вдоль стен.
Они дружно принялись за дело. Работа спорилась, и вскоре исмследователи уже проделали сносный лаз.
- Давай, еще пару больших камней выдернем из кучи. Тогда почти как по улице пойдем! - воодушевленно предложил Костя и ухватился за внушительный камень посреди завала.
Не надо было этого делать. Ох, не надо! Расшатав камень, Косте удалось его выдернуть из завала. Дальше он не успел ничего сообразить. Вся груда стала с грохотом уходить куда-то вниз. Камни, видимо, затыкавшие какой-то колодец или шахту, посыпались, когда один из них сдвинули с места. Костя при этом оказался на самом верху ссыпающейся массы. Он, правда, успел метнуться в сторону Толика, и его не погребло сразу. Но и выбраться не сумел. Единственное, что успел - ухватился руками за еще держащиеся камни. Чисто рефлекторно крикнул:
- Толь! Помогай! - а сам завис на краю обвала, болтая ногами в пропасти.
Напарник отважно бросился на выручку, схватив приятеля за руки и совершив последнюю ошибку в череде злоключений. Камни второй волной стали обваливаться и они уже вдвоем заскользили в пустоту. Дальше Костя помнил только собственный крик, падение, толчок о наклонную стену, удар головой...
***
...пок... пак... пок...пак... - легкий хлопающий звук размеренно повторялся то слева, то справа. Костя приходил в себя - по крайней мере, об этом говорили звуки. Кроме хлопков, был слышен шорох, словно кто-то бегал или прыгал в мягкой обуви. Вот справа донесся легкий женский или девичий смех и опять... пок... пак...
Наконец Костя открыл глаза и тут же закрыл - прямо в зрачки ударил яркий солнечный свет. Наученный первым опытом, он снова осторожно приоткрыл веки и стал наблюдать. Слева направо солнце пересекала быстрая тень. Вот она промелькнула налево... пок... затем направо... пак... опять налево... пок... и так далее. Наконец силы настолько вернулись к нему, что Костя смог повернуть голову вправо - туда, откуда до этого слышался смех.
Сразу стало легче смотреть. Тень, перемещающаяся по небу, оказалась мячом. А от того, что советский археолог увидел справа, у него захватило дух. И не от идеальной, словно с иголочки, новой, каменной площадки для игры в мяч улама, и даже не от давящей своей монументальностью, противоположной стороны поля, состоящей из ступеней, поднимающихся на площадь для жертвоприношений.
Дыхание перехватило от вила стройной высокой индейской красавицы, которая с необычайной грацией и легкостью отбивала мяч бедрами с надетыми на них защитными накладками из толстой, раскрашенной на индейский манер кожи. Кроме этих спортивных атрибутов и мягких замшевых тапочек на девушке почти ничего не было. Вернее, ее тело облегала туника из столь тончайшей белой ткани, что Косте не составляло труда рассмотреть прекрасное тело, двигающееся в невероятных па. Точеное, с чуть монголоидными чертами лицо девушки было ослепительно красиво. А черные, прямые волосы оказались перетянуты тонким красным шнурком со лба на затылок.
"Интересно, я что, умер?", - подумалось ему, глядя на эту невероятную для земных условий игру.
- Еще не совсем! - опять достиг слуха девичий смех. - И спасибо за комплимент, а то толтеки, когда видят меня такой, кривятся и говорят: "Что за тощая и длинная уродина?"
"Она что, слышит меня?" - запаниковав, подумал Костя.
- Не пугайся - конечно, слышу! Можно же богам хоть какое-то преимущество иметь, - снова засмеялась девушка, не преставая ловко отбивать мяч к сопернику, которого Костя пока не видел. Он помнил эту игру в деревне лакандонес - там мяч больше катался по полу, чем летал. А тут тяжелый литой каучуковый снаряд с уверенным постоянством описывал дугу над Костиной головой, даже не думая приземляться на землю. Девушка опять прочитала мысль гостя и снова хихикнула. - Ты не удивляйся, чужеземец. Мы тут играем на то, чтобы узнать: остаться тебе у нас или все же вернуться на Землю.
Костя вдруг с ужасом увидел, что над ним летал не мяч, а его собственная, отрубленная голова - прямо, как у жертвы индейских жрецов. Он зажмурил от страха глаза. До его слуха опять донесся мелодичный смех:
- Какой ты забавный - сам себя пугаешь! Это же мяч! Зачем ты его в свою голову превратил?
- Я ничего не... - до Кости медленно доходило, что он все-таки говорит. И не только говорит, но и придумывает себе видения.
- Ну что ты все смешишь? - ответила на незаданный вопрос девушка. - Нас ты не выдумал. Слабо еще богов выдумывать. - И продолжила отвечать на немые вопросы. - Знакомься: я - Чиракан. Можешь меня звать и Иксмукан и еще парой десятков имен, это дела не меняет. Я у майя и ацтеков что-то вроде богини любви и плодородия, той же Афродиты или Венеры. А играю я твоей судьбой с хорошо известным тебе пернатым. Догадался?
- Неужели Кецалькоатль? - до Кости наконец дошло повернуться, и он заворожено уставился на среднего ростом, довольно крепкого сложения юношу, одетого в классический индейский наряд. Тот приветливо махнул рукой и ловко отбил подлетевший мяч.
Что-то произошло. Мяч больше не взлетел со стороны Чиракан. Костя резко повернулся и увидел, что богиня держит его в руках.
- Что-то не так? - настороженно спросил археолог, припоминая, что боги играли его судьбой.
- Нет, все так. Мне просто надоело, и я сдалась, - объяснила Чиракан.
- И что?..
- Он выиграл!.. - девушка, насладившись напряженным ожиданием гостя, все-таки сжалилась и объяснила. - Пернатый змей считает, что твоя задача на Земле еще не выполнена, а вот мне ты очень понравился. Ты такой необычный, беленький! - затем наигранно грустно, совсем по девичьи, вздохнула и призналась. - Придется тебе возвращаться.
- Но ты не расстраивайся, - донесся голос подходящего к нему молодого человека. - Когда-нибудь, через много долгих лет, ты сможешь гостить в нашей пирамиде столько, сколько тебе вздумается.
- Подождите, я хотел еще так много у вас расспросить! - до Кости дошло, что сейчас его выпроводят обратно на Землю, и он так ничего и не узнает о древнейшей культуре и их богах.
- Не волнуйся ты так, бедненький! Мы совсем не такие жестокие, как нас представляют историки. Спрашивай, есть еще чуть-чуть времени, пока ты не перешел критической черты.
Костя почувствовал, как от восторга разъезжаются мысли - столько всего и сразу хотелось спросить.
- Тогда... почему ты здесь, Кецалькоатль? Ведь ты жил у Ацтеков?
- Действительно, бедненький! Какая же у вас, историков каша в голове должна быть. Я - Пернатый змей. Просто наиболее известен под именем Кецалькоатль. Меня можно встретить и под другими именами, например, Кукумак или Кукулькан. Что это меняет? - потом юноша вздохнул. - Ты прав: я воплощался у толтеков, но мне не удалось... - было видно, что ему трудно об этом говорить.
- Давай, я лучше об этом по порядку расскажу, - вмешалась девушка, подойдя и положив расстроенному юноше руку на плечо. - Тоже мне, несчастный наш Змеик! Ладно, слушай, Костя, нашу грустную историю. Понимаешь, майя, ацтеки, мицтеки и другие индейцы - дети одной цивилизации, которую мы выращивали несколько тысяч лет. Племена и народы сменяли друг друга, от века к веку и от места к месту, и всюду мы пытались им помочь.
- Но зачем столько крови? - не удержался от возгласа Костя и тут же подавился своим нахальством. Настолько сильно резанули обидные слова по безмятежному взгляду богини. Ее лицо сразу как-то осунулось и погрустнело. Так что гость тут же попытался исправить ситуацию.- Простите, я не хотел вас огорчать.
- Нет, ты прав, это море пролитой крови и есть наше проклятие, лежащее на всей цивилизации. Индейцы - они же несчастные дети, которые смотрели на жестокость природы и уверовали, что и им нужно поступать так же бесчеловечно, чтобы выпросить у нее милостей. Не тебе объяснять, что все юные цивилизации болели этой детской, ничем неоправданной беспощадностью. Другим народам Земли удалось ее преодолеть, но в мире майя, а затем и ацтеков кровавые жертвоприношения кормили и плодили инфернальных чудовищ, которые, в свою очередь, требовали все больше жертв и жестокости. Однако развитие человека и общества не может быть основано на страданиях и насилии. Мы в течение столетий пытались привить в наших несчастных детях тягу к прекрасному, и толтеки, в конце концов, сумели развить высокую науку, религию и искусства.
- Подожди, а кто такие, эти таинственные толтеки?
- Толтеки таинственны для вас из-за того, что их пытаются отождествить с отдельным народом. Но это не народ, а качественное отличие людей, живших в городах и занимающихся наукой, философией и искусствами. Таинственности им придают их высокие достижения в постижении космогонии и создания своей, отличной от других цивилизаций, философии и мистики. Они жили не только на севере, но и здесь в Яшчилане, Теночтитлане и других городах.
- Но почему так опечалился Кецалькоатль? - спросил Костя у девушки, видя, что юноша совсем погрустнел.
- Когда толтеки достигли вершины своего развития, воздвигнув земной рай, основанный на море крови своих жертвоприношений, этот диссонанс между зверскими культами и развитием культуры достиг предела, и тогда, бедный Змеик... - девушка нежно погладила по голове не сопротивляющегося ласкам юношу. - ...решил принести себя в жертву и воплотился в одного мальчика. Он много перенес и долго вспоминал, взрослея, что и как ему нужно сделать... Он и сейчас остался в памяти народа, как лучший правитель: более пятидесяти лет он вел народ к высочайшим достижениям души и разума, настраивая их мысли на напрасности ритуальных жертв. В конце концов, он прямо призвал их отказаться от убийства людей в храмах. Но толтеки не захотели отречься от своих кровавых ритуалов, и тогда он сам отрекся от них, вернувшись сюда. Это событие и стало началом заката индейской цивилизации.
- Мне не удалось то, что сумел ваш Иисус, - с горечью признал вечно юный бог.
- Но ничего, не все пропало даром! - воскликнула Чиракан. - Ты даже не представляешь, как космогония и мистика толтеков инспирируют миллионы людей на дальнейшее духовное развитие, и в будущем наших последователей будет только больше. Ты еще увидишь!
- Тебе надо уже уходить, - напомнил Пернатый змей, показав Косте ветку с красными ягодами и характерными зубчатыми листьями. - Смотри внимательно. Если не хочешь в ближайшие дни очутиться у нас навсегда, ешь эти ягоды и дай их твоему другу. Иначе в этих джунглях вам даже антибиотики не помогут. Прощай!
- Подожди! А самое главное забыл? - воскликнула богиня.
- Да, запомни хорошенько! - Кецалькоатль заглянул глубоко в глаза Кости, и тот каким-то образом понял, что говорит с настоящим богом. - Когда-нибудь, на закате твоей жизни к тебе придет человек за помощью. Скажи ему: "Не надо бояться орла".
- Какого орла?
- Гуитцилопочтли - на самом деле, не важно, как его зовут. Главное, запомни и скажи. Я сам не знаю, зачем, но это очень важно.
- И еще одно, на обратной дороге остановись перед перевалом в городе на ночь. Не езжай в горы, - задала еще одну загадку девушка. Не успел Костя, как следует ей удивиться, как она еще больше его ошеломила. Видимо, чем-то он все-таки понравился богине, так как она сняла с шеи и протянула ему кулон с нефритовой женской фигуркой. - Я вижу, ты хороший мальчик: понимаешь наших несчастных детей и любишь их культуру. Возьми на память - так наши дети изображают меня. Пусть это будет твоим талисманом.
Костик только успел удивиться, откуда индейский бог знает про антибиотики, и что это за странная фигурка из камня. Он еще раскрыл рот, чтобы спросить:
- Как же я эту фигурку отсюда... - и провалился в темноту беспамятства.
***
...сейчас Костя пытался сообразить, был ли это сон, навеянный мыслями об индейцах, или события происходили на самом деле? Если это правда, то плакал весь его материализм-реализм. Во всяком случае, распространяться о подобных снах кому-либо не стоило - подальше от психушки, так сказать. Костя лежал и приходил в себя, уставившись взглядом в небо, которое пряталось где-то в вышине за зеленой листвой и застрявшими в ветвях белыми клоками тумана. Его голова расположилась как раз в высоких ребристых корнях лесного гиганта Сейбы, этого "axis mundi" мировой оси индейской мистики, связывающей все тринадцать небес и девять подземных миров с Землей и человеком на ней.
"Символично", - подумал незадачливый археолог и решил осторожно проверить целостность своего организма. Ушибы, конечно, болели, кожа разодрана в нескольких местах, но кажется, ни одного перелома. Только голова - шевелить ею строго воспрещалось. Она сразу отдавалась колокольным звоном боли. "Сотрясение мозга, и весьма приличное", - констатировал Константин и осторожно повернулся на бок. Дальше его ждало маленькое потрясение: он изумленно уставился на куст с красными ягодами, и наверно, с минуту разглядывал растение, медленно приходя в себя.
"Все-таки придется пересматривать свое мировоззрение... - не мог Костя Ручейников знать об этих ягодах. Может и видел в лесу, но не помнил: А ведь придется есть. Нельзя бога ослушаться. Да и жить хочется. Что он там сказал? Даже антибиотики не помогут. Во, загнул! Хотя, наверное, прав, На такие раны с сотрясением, да еще лихорадку прихватить... За несколько дней на тот свет сыграешь и до цивилизации не успеешь добраться".
Его оторопелые размышления прервал стон Толяна. Кажется, тот тоже стал приходить в себя.
- Как ты там? - тихо спросил Костя, стараясь не нарушить плещущиеся в голове мозги.
- Рука! - прохрипел приятель.
Костя сразу вспомнил о неестественно вывернутой конечности своего напарника по несчастью и самоотверженно подполз к нему.
- Ложись на здоровый бок и терпи. У тебя выпала рука из плечевого сустава. Я тебе кость вправлять буду. Ничего другое не болит?
- Не так сильно - сквозь зубы простонал Толя, поворачиваясь на бок.
- Ну, держись, - сказал походный костоправ и резким движением вправил руку на место. Заорали-зарычали оба. Толян - от боли в руке, Костик - от набата в голове.
- Кажется, на месте, - отдышавшись, сказал пациент и, вспомнив крик Кости, спросил. - Что с тобой? У тебя такие мешки под глазами выросли. Да ты ж еле ползаешь!
- Все как и положено после сотрясения мозга. Два дня придется отлеживаться, да и потом еще с неделю голова мучить будет. А сейчас надо перевязки сделать. Хорошо, что я с собой всегда бинты ношу. Как ты, на ногах стоять можешь?
Толик осторожно поднялся и довольно заключил:
- Кажется, все цело.
- Тогда, видишь вот тот куст с красными ягодами? - Костя осторожно указал рукой за спину.
- Вижу.
- Нарви ягод, съешь сам и принеси мне. Они должны помочь.
Безопасник без разговоров послушался, и они наелись кислых, с горчинкой ягод. Спустя несколько минут Костя начал ощущать действие индейского лечения. Саднящие боли в ранах стали утихать, голова чудесным образом прояснилась, и настроение стало немного лучше.
- Наверно наркотик, обезболивающее и антибиотик в одном флаконе, - глубокомысленно пробормотал походный врач и отдал приказ их маленькому отряду инвалидов. - Собираем ягоды, сколько сможем, и топаем в лагерь. Все остальное потом.
Несмотря на улучшившееся самочувствие, до лагеря они добирались битых два часа. Причем Толик оправился от вывиха лучше, чем Костя от сотрясения. Себастьян разохался при виде хромающих русских, и носился с ними весь вечер, как курица с цыплятами. На ягоды он пожал плечами, пробормотав, что, кажется, индейцы используют их в своей медицине.
Косте и в самом деле пришлось отлежаться пару дней, но потом здоровье заметно улучшилось, как подозревал Костя, во многом за счет ягод. Так что дальше археологические разработки пошли своим чередом. Русским ученым пришлось попереживать, когда они пытались снова найти тот лаз, в который недавно проникли. Вроде все было на месте, но вот никакого прохода в руинах больше не просматривалось. Не было и выхода из туннеля, из которого они должны были вывалиться внизу. Хотя, логически, при засыпанном ходе, они не могли оказаться снаружи, да еще живыми. Волей-неволей пришлось сделать вывод, что камни обвалили всю кладку и теперь лезть в проход - дело бесполезное. Себастьян объяснил, что, скорее всего, они угодили в наклонную шахту, куда сбрасывали трупы жертв. О своем трансцендентном опыте Константин, естественно, предпочитал помалкивать.
Спустя неделю они все еще ковырялись в округе Яшчилана. Как-то Костя осторожно разбирал заваленную камнями и заросшую растениями стелу, на которой вполне могли сохраниться тексты, которых так не хватало исследователям. Когда он уже дошел до уровня каменной площадки, на которой стелла, по-видимому, когда-то стояла, под грудой каменной крошки блеснуло что-то зеленое. Костя почувствовал, как у него замерло сердце, и затряслись руки. Археолог воровато оглянулся и осторожно стал разгребать мусор. Да, он не ошибся и теперь знал, как богиня смогла передать свой подарок. Это было невероятно, но факт: он держал в руках точную копию амулета, надетого ему юной индейской красавицей из сна. Не хватало только тонкой сухожильной веревочки. Вся непоколебимая реальность мира разом рассыпалась, как песочный замок, обрушившись на несчастную советскую голову невероятным подтверждением общения с духовными покровителями этой древней земли.
А спустя месяц после начала экспедиции их срочно отозвали по рации. В политических кругах разбушевался очередной шторм в виде Берлинского кризиса, и пребывание русских в стане врага предстало совсем в ином свете. Вот и получилось так, что ничего особенного для науки Косте свершить не пришлось. Но он совсем об этом не жалел - ведь ему удалось узнать гораздо больше, чем можно было надеяться. Костя восстанавливал в памяти, слово за словом, весь "потусторонний" разговор, благо, это было не трудно - память на редкость четко зафиксировала все детали.
Оставалось еще одно, последнее божественное предупреждение. Они тряслись в джипе военного образца уже не одну сотню километров, и пересекли небольшое высокогорье, но Костя чувствовал, что ему говорили не об этих горах. И вот, когда исследовательская группа въезжала после обеда в Сан Кристобаль, он, глядя на поднимающиеся за долиной, окутанные тучами горы, понял: вот тот перевал, на который нельзя сегодня ехать, а вместо этого необходимо остановиться на ночь здесь. Город располагался на плоскогорье, возвышающемся около двух километров над уровнем моря, и дальше дорога в сторону Тукслы поднималась еще выше.
Костя не стал отмахиваться от снов и предчувствий, и железным тоном заявил сидящему за рулем Себастьяну:
- Остановимся на ночь здесь! Прекрасный городок - будет хоть что вспомнить кроме сельвы и гор.
- Но мы бы еще успели на ту сторону перемахнуть до темноты, - попытался возразить их заботливый американский коллега.
- Все равно, до Тукслы не доберемся, а здесь славно отдохнем, - ответил Костя и добавил убийственный довод. - Пойми, мне же может уже никогда сюда не выбраться будет!
- Ясно, - кивнул тот и повернул машину в центр городка, выискивая, где бы остановиться.
Они только успели устроиться в небольшом и относительно приличном двухэтажном отельчике с настоящим мексиканским рестораном внизу, как все небо заволокли тучи, и на улице стало стремительно холодать. Спустя пару часов, на город обрушился сильнейший ливень, перемежающийся мокрым снегом. Вся компания собралась внизу и, заказав согревающие напитки, удивленно выглядывала в окна ресторана.
- Откуда ты знал? - шутливо спросил у Костика Толян. Он был свидетелем того, как приятель требовал остановиться в городе. - Ведь в горах, наверно, снег валит.
Костя не стал врать и ответил как можно ближе к истине:
- У меня сон плохой был. Какое-то беспокойство.
- Вот уж точно, "сон в руку". Ладно, крепче сядем на пятые точки и будем проматывать командировочные, - приняв решение, Толян принялся изучать меню, пытаясь разобраться в знакомых и незнакомых названиях блюд местной кухни.
В ресторанчике царил неповторимый деревенский уют, народ, как из местных, так и из пришлых, потихонечку прибывал. Глядя, насколько мокрые и продрогшие люди заходят с улицы, у археологической компании пропала всякая охота выходить в темнеющую промозглость. В углу принялись возиться три местных парня в шикарных сомбреро. Вскоре оказалось, что это оркестр, состоящий из пары гитаристов и одного индейского флейтиста. Дальше вечер проходил под сменяющиеся латиноамериканские напевы, которые музыканты от всей своей широкой музыкальной души громко горланили, разгуливая между столиков.
Где-то уже совсем поздно ночью по ресторану прошел слух, что на перевале что-то произошло. Себастьян проявил интерес и, походив между местных, вернулся с мрачными новостями. В горах прошел сильнейший снегопад, много машин оказалось в кюветах и даже не обошлось без человеческих жертв.
- Если бы не твой "каприз", - удивленно констатировал Себастьян. - Сидели бы мы сейчас где-нибудь в сугробе и то, в лучшем случае, а то и в пропасть сверзиться недолго.
Хотя погода и наладилась к утру, выехать они смогли только через день. Костя всю дорогу размышлял: "Все три предупреждения сбылись, и сомневаться в реальности сновидения не приходится. Тогда нужно хорошенько запомнить божественную просьбу. Вот только исполнения ее, видимо, придется ждать всю жизнь". Он временами незаметно прикладывал руку к груди, как бы убеждаясь, что там по-прежнему на веревочке висит найденный им или, вернее, подаренный индейской богиней, кулон с ее изображением. Правда, девушка из его видения была в тысячу раз красивее, чем этот зеленый майянский "идеал красоты".
Таким образом, несмотря на скудность официального отчета, он вынес из поездки целый кладезь знаний и впечатлений. Жаль, что поделиться самыми сокровенными "впечатлениями" он ни с кем не мог даже по пьяной лавочке. Единственной отдушиной стала Надя, жена - человек, который ему верил без длинных обоснований и доказательств, просто потому, что знала - такими вещами он с ней шутить не будет. С другой стороны, ведь даже проболтайся она кому-нибудь об этой истории - все бы сошло за несуразную шутку.
Константин Алексеевич тихонько помешивал чай в стакане. Еще одно утро еще одного длинного дня. Нет, он не жаловался на судьбу. И до сих пор ему не было скучно. Несмотря на свои восемьдесят четыре, он пытался не отстать от чуть ли не галопом убегающего прогресса, и по-прежнему интересовался жизнью. Вернее, последние годы заставлял себя интересоваться. Через силу. И дело не в старости. Одно предательство судьбы, которого он не мог простить, произошло три года назад. Событие, после которого он, действительно, долго не мог заставить себя найти причины жить дальше.
Из его жизни ушла та, с которой он прожил невероятное количество лет, и, казалось бы, к которой мог привыкнуть, как к мебели в квартире. Но вышло так, что она стала его вторым я - зеркалом, в котором он находил отражение своих переживаний, мыслей, поступков. Он надеялся... нет, он знал, что сам служил ей таким же отражением, в котором всегда сверяешь свои дела, в котором находишь ответ всем своим вопросам, с которым можешь всегда поделиться соображениями или поспорить, не оглядываясь на условности и приличия. Но сколько он ни заклинал судьбу не позволять жене уйти, или хотя бы забрать и его с собой, рок оказался неумолим.
После этого жизни образовалась зияющая пустота, которая, он знал, уже никогда не зарастет и не заполнится каким-нибудь другим смыслом. Каждый день он с грустью вспоминал: вот сейчас мы с Наденькой вдвоем пили бы чай ... а какие ватрушки она пекла... как они гуляли по парку... как растили, а потом встречали в гости детей, внуков и даже правнуков... Не помогла ему индейская богиня, сколько он ее ни просил... Кулон он все же не выбросил, хотя подумывал. Все-таки, видимо, произошло то, что было предписано судьбой, и даже боги, похоже, не всегда всесильны.
Во всем остальном ему грех жаловаться на жизнь. Он, конечно, не был уверен, но постоянно ощущал какую-то защиту талисмана, привезенного из Мексики. Еще когда вернулся из экспедиции, можно было бы попасть под раздачу, в зависимости от политической конъюнктуры. Их выдернули раньше срока и сногсшибательных результатов они начальству не представили. К тому же произошло резкое осложнение обстановки - пару лет мир балансировал на грани ядерного коллапса, а на Костю смотрели, чуть ли ни как на завербованного агента. Но все завершилось с окончанием Карибского кризиса. Началась "разрядка" и перед ним раскрылись ошеломляющие перспективы: его практический опыт в индейских культурах сделал из него незаменимого специалиста. Благодаря "чистому прошлому" перед ним открылись двери во все страны соцлагеря и недоразвитых, но развивающихся в нужном направлении друзей, типа Индии. В общем, как сам любил выражаться, он умудрился всю жизнь удовлетворять любопытство за счет государства - чего еще можно пожелать настоящему советскому человеку?
В результате он объехал чуть не полмира (по крайней мере, ту часть, куда его пускали). Поучаствовал во множестве конференций и на многих вместе с Надей. Когда они были вдвоем, он нагло прогуливал сессии, семинары и рабочие группы, бродя с ней по незнакомым городам. Что может сравниться с привлекательностью познания мира вместе с любимым человеком? Во всяком случае, не занудные доклады, которые он сам был мастер сочинять. Ему бы и давали за это нагоняи, но у начальства самого было рыльце в пушку на счет конференций, так что все относились к прогулам с пониманием.
Несколько раз Надя принимала участие и в археологических экспедициях. Особенно примечательной оказалась поездка в Индию. С профессиональной точки зрения, почти каждая археологическая партия была интересна, но в тот раз они ехали с Надей в страну, в основе которой лежала своя собственная древняя цивилизация. Он постоянно ловил себя на том, что его интересуют не столько древние раскопки, сколько живая культура, философия и мистика этой чудесной, хотя и грязноватой страны. Он все время сравнивал индуизм с миром майя и космогонией толтеков. Эти две системы мировосприятия чудным образом противоречили и совпадали друг с другом. Они вдвоем с Надей чуть не все вечера проводили, играя на сопоставлении мирозданий, традиций, пантеонов богов, мистических практик... И все-таки, больше ему в жизни не пришлось пережить такого мистического опыта, как в мексиканской сельве.
Да, он мог сказать себе, что жизнь удалась. У него имелось профессорское звание и кафедра, были прекрасные дети (сын и дочь уже пенсионного возраста), взрослые внуки и почти взрослые правнуки. У него было уважение не одного поколения студентов. Его не мучили серьезно болезни. Но сейчас он остался один. И одиночество оказалось самым страшным врагом. Хорошо, что он знал, как с ним бороться, да и внуки с правнуками не оставляли. А дед, в свою очередь, знал, как их заманивать в гости.
Попив чаю, он еще посидел, глядя в окно на осенний унылый пейзаж. С третьего этажа просматривалась часть небольшого сквера с серыми деревьями, на которых еще висели остатки пожухлой листвы, и выглядывал кусочек улицы с довольно оживленным движением. Он знал до малейших деталей этот тусклый натюрморт. Сколько он так, задумчиво глядел на него, особенно первые месяцы, когда Нади не стало. Вот и сейчас он с каким-то автоматизмом отметил про себя, что жизнь течет своим чередом. Те же люди в то же время изо дня в день совершали заученные передвижения по видимому из окна пространству.
"Но надо зачем-то жить дальше. Зачем? - Может, за тем, чтобы передать слова Пернатого змея какому-то гостю, который должен пожаловать? - Константин Алексеевич усмехнулся: И все-таки, наверно, обманули его индейские боги. Хотя он еще не умер, и гость еще может и прийти". Старый профессор не спеша встал, тяжело опираясь на край стола, и стал прибирать со стола немного непослушными, подрагивающими руками. Эта неловкость в теле досадовала, но он всегда себя подбадривал мыслью, что могло быть и хуже. Ведь в его возрасте самому управляться по дому - не шутка.
Он благополучно перенес посуду в раковину и убрал булку, масло и сахарницу по своим местам, но вот с ножом вышла незадача. Он попытался ухватить все вилки-ложки сразу и, конечно же, уронил на пол нож. Он смотрел на него и понимал, что наклониться не сможет, присесть тоже. Вернее сможет, но вот потом принять вертикальное положение будет весьма непросто.
"О господи! Склероз! - сын же презентовал этакую клюшку - не клюшку, что-то вроде палки-хваталки, которая хватала с полу все, когда на ручке нажимался крючок: Где же она была?"
Вскоре он справился с проблемой, и нож с помощью чудо инструмента был водружен в раковину. Вообще, главное, что ему было нужно - это не спешить. А так, не суетясь, он даже еще выходил на улицу и покупал в ближайшем магазинчике продукты, не говоря о всех остальных домашних делах. И времени на тоску много не оставалось.
Он привык всю жизнь находиться на острие науки и технологий. Вот и сейчас, по мере сил старался не отставать от компьютеризации и мог блуждать в Интернете не хуже малолетних правнуков. Но, в отличие от малолеток, он хорошо знал о современных врагах человека, которые стремятся захватить разум и оболванить, превратив его в приставку к телевизору или компьютеру. После того, как он заметил, что не может оторваться от Тетриса, Арканойда и Принца Персии, дал себе зарок не играть в игры, и теперь с удовлетворением посматривал на других, гробящих свою жизнь на виртуальные эрзацы действительности. После "Изаур" с "Санта Барбарами" поклялся не смотреть фильмы, в которых больше пяти серий. После особо долгих посиделок в чате он снес "Аську" и стал пользоваться только электронной почтой или телефоном. А после перестроечно-демократических дебатов и, тем более, после "профессионально подготовленных" выборов, завел привычку не уделять политике более десяти минут в день.
Зато он знал, что может всегда и о чем угодно спросить дядюшку "Гугла" или сестрицу "Википедию" и даже сам кое-что туда писал. А еще он с помощью внуков оцифровал себе все свои старые фотографии и даже видеоматериалы и теперь компьютер послушно выбрасывал ему на "обои" картинки из жизни. А недавно прочитал статью, что по каким-то там статистическим исследованиям, увлечение компьютерными технологиями и вообще постоянная работа головой продлевают жизнь и не дают мозгам тупеть вплоть до самой глубокой старости. Зачем ему продлевать жизнь без Нади он не знал, но вот тупеть точно не собирался. Хотя...
"Да, о чем же это он думал? Вот незадача... - склероз и рассеянность все-таки помаленьку доставали: А! Вот о чем!" Только с помощью компьютера он в полной мере осознал, что имела в виду Чиракан - прекрасная богиня, когда говорила, что мистика толтеков еще пригодится и будет инспирировать миллионы людей. Действительно, не только Карлос Кастанеда, но и многие другие обратились к философии и космогонии древних индейцев и пытаются ее развивать в рамках современного майянизма. Сам он не очень верил в 2012 год и конец света - слишком много он знал подобных несбывшихся предсказаний, да и критическое сознание не давало верить ни во что, разве только в богиню из собственного сна. Тут ему просто некуда было деться - слишком много неопровержимых доказательств оказалось представлено. Так он и жил, зная о религиях мира, как никто другой, но не способный поверить ни одному богу, даже индейским - уж больно сильно отличались те двое, из сна, от изображений индейских идолов.
Да, индейские идолы... Что-то странное происходило в последнее время. И не столько с ним, сколько с его снами. Ему уже с месяц, как снились жутковатые сцены жертвоприношений на пирамидах Теночтитлана. Причем, иногда он находился в группе жрецов, иногда жертв, но еще никогда его не освежевали на большой разделочной доске для заклания. Так что совсем кошмарными, сновидения назвать было нельзя. Но вот последние дни темы снов явно сменились - он уже не участвовал в жертвоприношениях, а общался с какими-то существами, вроде индейских богов. Они оказались странные - не похожи на тех персонажей, которые были известны по древней мифологии. Однако боги у майя и ацтеков исчислялись если не тысячами, то сотнями и наверняка сказать, кого он встретил во сне, не представлялось возможным.
Первый раз он увидел их, восседавшими на пирамидах в месте, похожем на столицу ацтеков. Причем, масштаб этих существ оказался такой огромный, что они пользовались пирамидами, как табуретками. Собственного размера Константин Алексеевич как-то не воспринимал, но все-таки чувствовал, что был хоть и маленьким, но все-таки сопоставимым с созданиями его больного воображения.
Да, сейчас, сидя у стола, он вспоминал сны и не мог назвать этих монстров иначе, как выдумкой больного воображения. Они, скорее, походили на египетских божеств, так как, имея тела людей, носили головы ястреба, ягуара и змея. Насколько он знал индейские пантеоны (а он их знал хорошо) их боги имели человеческий облик, но часто были дуальны и могли принимать животный вид. Однако в животном воплощении они менялись полностью, а не так: тело от человека, а голова от верблюда - ерунда какая-то. Тем более он пришел в тупик от вида типа с головой змея или ящера. Ведь, когда-то полвека назад Костя беседовал с великим Кетцалькоатлем, Пернатым змеем, и знал, как он выглядит.
Боги-демоны не просто восседали, а водили какие-то беседы. Смысл бесед почему-то было трудно уловить. Все время казалось, что они скажут что-то очень важное. Он вслушивался, но улавливал только обрывки фраз, типа: "...тропы отныне ведут к нам...", или "...как мотыльки, души слетаются к нашему Гуитцилопочтли...", а то еще такое - "...они запоминают наши образы и идут на них в свой последний час...". Было и еще много другого, но профессор мог воспроизвести в памяти только эту малость.
Он сидел и размышлял: "Был ли это настоящий Кецалькоатль? Почему же он тогда выглядел так странно? И если это не просто сон, то почему Пернатый змей не узнал своего старого знакомого? Хотя боги как будто вовсе и не видели гостя. Но что за тропы и почему те должны вести к богам? Если подразумевалось, что тропы толтеков, то почему тогда "отныне"? Что, толтеки раньше к ним не ходили? Ладно, Гуитцилопочтли - это невыговариваемое воплощение главного бога в теле орла Константин Алексеевич слышал еще от Пернатого змея, но являлся ли тот демон с ястребиной головой, орлом? И кто должен запомнить образы богов, чтобы пойти на них?" - все так запуталось, что можно сойти с ума. Поэтому профессор решил не рисковать своей старой головой и просто выкинул из нее всю эту псевдо религиозную муру.
Сегодня он ждал к себе в гости правнуков: двух мальчиков одиннадцати и шестнадцати лет Ивана и Игната - внуков старшего сына Николая и сыновей внучки Даши. Он их заманивал к себе возможностью оторваться на его двух компьютерах: поиграть и поболтаться по сети. А взамен заставлял ребят послушать немного сказок про тайны индуизма, древнего Египта или еще что-нибудь из своей долгой жизни. Старик соблюдал осторожность - знал, что легко мог стать для ребят старым болтливым чучелом, поэтому никогда не рассказывал им истории дольше пары десятков минут кряду. А еще водил с ними "серьезные" беседы о новинках компьютерного рынка. Именно со старшим правнуком они оцифровывали и редактировали старые домашние видео. Деда Костя не жалел пенсии на электронику, а Игнат не давал ему тратиться на продукцию для лохов и чайников. Так вот и образовался у них тандем через три поколения. Оказалось, что не всегда стар да млад наивны и глупы.
Он еще из окна увидел двух, деловито спешащих к его подъезду подростков, и сам поспешил к двери. Как раз, пока те добегут до подъезда и поднимутся наверх, он успеет дошаркать до двери.
- Привет, деда! - серьезно сказал Игнат, старательно храня свое молодое достоинство.
Дед только понимающе улыбался - когда-то, много десятков лет назад и он боялся уронить это несуществующее и так мешающее жить наигранное отчуждение. Но нельзя ни смеяться, ни советовать - каждый эту мудрость постигает и переживает сам, и счастлив тот, у кого от рождения не так много этого павлиньего чувства и достаточно ума и сил преодолеть его с возрастом. Но пока одно неверное слово может оттолкнуть молодежь от старика и превратить деда из "своего парня" в "брюзжащего зануду". Слава богу, он еще мог замечать эти нюансы - ведь чем старее он становился, тем больше его сознание пыталось уйти внутрь себя, до бесконечности перемалывая события длинной жизни. Так, например, Константин Алексеевич понимал, что уже никогда не сможет улавливать разницу между модным и не модным. Слишком уж много раз мода - эта ветреная вертихвостка, совершала циклы, возвращаясь к старым покроям и формам. Так же, как не сможет с удовольствием слушать их рэпа. Но ведь этого и не требовалось - у него было, что предложить ребятам взамен.
- Привет, мои юные компьютерные специалисты!
- Деда, ты опять? - наигранно покровительственным тоном произнес Игнат. - Мы же договорились!
Деда действительно запамятовал, о чем это они договорились, но выкрутился из положения с былым профессорским изяществом:
- Ну, если ты обижаешься на юных, то для меня все, кто моложе шестидесяти, юные, а то, что вы для меня компьютерные маги и профи, просто не вызывает сомнения - где же я еще себе таких спецов найду?
- Ладно, - смилостивился Игнат, на ходу раздеваясь, - пойдем посмотрим, что там еще можно с тем видео сделать. А ты Ванька пока в чат войди, прямо там и поспрашиваем, если что глючить начнет.
- Нетушки, разбежались! - возразил дед. - Вы ведь прямо со школы. А мне не светит от вашей матушки нагоняи выслушивать. Идем, хоть чайку попьем.
- Дед, а ты расскажешь про то, как Пернатый Змей столицу Ацтеков строил? - вдруг вспомнил младший правнук обещанную байку.
- Конечно, Ванюша. Только не строил, но то, что он был самый великий правитель, это точно.
- Заметано, - согласился Игнат. Его слово в этой компании являлось решающим. - Пьем чай, потом я ковыряюсь с видео, а вы сказки рассказывайте.
Деду Косте нравилось играть в подчиненного - уж слишком многое в жизни приходилось брать на себя, и теперь было забавно наблюдать, как взрослеют и набираются опыта ребята. Но сейчас он чуток обиделся:
- И все-таки Игнат, хоть это и интересно, но мои рассказы не сказки, а предположительная историческая правда.
- Ага! Только у этой истории столько толкований, что понять, где там сказка, а где быль...
- Ты не по годам трезво рассуждаешь, и ты прав - вероятность, что это правда, довольно невелика. Но, к сожалению, это все, что есть у историков, а без нас и того бы не было. И все равно, то, что мы знаем, подчас удивительнее любых сказок.
- Да ладно, деда, я же так просто ляпнул. Сам с удовольствием послушаю.
...Они уже пару часов занимались всякими интересными делами. Игнат, видимо наученный матерью, самоотверженно помог накрыть на стол и даже помыл посуду. Дед пребывал в тихом восхищении - сам ведь в молодые годы, может, и не догадался бы старикам помогать. А потом, как и договаривались, все занялись делами. Слаженный ритм их увлечений нарушил звонок сына, Николая:
- Привет пап, как поживаешь?
- Вот, с правнуками техникой занимаемся. Да и что мне сделается? Я уже давно перевыполнил все обязательства по долгожительству и теперь бонусы использую. Так что, если и помру, сильно по мне не печальтесь.
- Пап, ну что ты опять заладил? Если скучно или тяжело, давай к нам переезжай жить. Места хватит.
- Нет, что ты, какой пессимизм! Ты ведь знаешь, я этим никогда не страдал. А здоровье у меня нормальное. Как говорят, если в моем возрасте проснулся и ничего не болит, значит уже помер.
- Шутки у тебя пап, какие-то индейские - хорошо, что еще не кровавые...
- Ну, это уж как получается. Но ты же знаешь, я тут как будто все еще с мамой живу. А уеду - тогда моя жизнь окончательно и разрушится. Ты уж прости, но пока есть силы, я здесь буду сидеть.
- Давай тогда, хотя бы наймем служанку, чтобы она для тебя по магазинам ходила, да прибирала.
- Это успеется. Понимаешь, пока есть необходимые дела, я шевелюсь, пусть и через силу. А как только за меня все станут делать, я сразу превращусь в деградирующую и вечно стонущую развалину.
- Хорошо, мы уже, наверно раз сто говорили на эту тему. Слушай, у меня тут просьба к тебе. Ты же у нас незаменимый знаток по индейцам.
- Да какой там знаток... Стараюсь вот, хотя бы от жизни не отставать, - немного пококетничал старый профессор.
- Ладно-ладно, не прибедняйся! Тут на меня вышли с просьбой из одного института.
- Из Москвы? - удивился Константин Алексеевич тому, что его не спросили прямо с прежнего места работы или университета.
- Нет пап, это ребята из провинции, - догадался о причине удивления сын. - Они вышли на меня, не зная, как тебя потревожить.
- Так дай им мои контактные данные, и поговорим. Какие проблемы?
- Сам знаешь, в нынешние времена старым людям, да еще в центре Москвы, есть чего опасаться. Ты бы и на улицу по возможности один не ходил.
На самом деле сын знал, о чем говорил - уж больно много было темных случаев с одинокими стариками и черными риэлтерами и другими прохиндеями. Да и на улице отец оставался слишком легкой добычей.
- Но Коля, ты и сам уже фрукт не первой свежести и должен понимать: кто же из молодых вынесет мой черепаший темп передвижений? Ну, может, разок пройдется кто-нибудь для очистки совести. И потом, я же не изверг, чтобы детвору мучить, - он весело подмигнул Ванюшке, отвлекшемуся от монитора и с любопытством подслушивавшего, о чем прадед с дедом могут болтать.
- Ладно, но на улицу только в полдень!
- Хорошо, слушаюсь и повинуюсь!
- Ты у меня прям старик Хоттабыч. Короче, тебе позвонит человек по имени Евгений Григорьевич Котов...
- Погоди, ручку возьму, запишу. Сам знаешь, на голову надежды никакой, - Константин Алексеевич по-стариковски суетливо разыскал карандаш и записную книжку-календарь, куда по прежней привычке записывал все, что нужно было сделать. - Какое у нас сегодня число? Ага, запишу на завтра. Когда он позвонит-то? Ну и хорошо. А что старому человеку не вспомнить былое?..
На этом они и закончили разговор. Деда Костя посмотрел на своих молодых приятелей и усмехнулся:
- Ну что, тряхнем стариной? В ваши игры мне, конечно, не угнаться, но вот насчет рассказать - это не заржавеет!
- Давай деда, ты же обещал! - сразу отпрыгнул от компьютера Ваня и, устроившись удобнее на диване, похлопал по нему рядом, указывая прадеду, куда тому нужно приземлиться для рассказа.
- Дед Кость, а кто звонил-то? - оторвался от компьютера Игнат. - Дедушка Коля что ли?
- Да, он просил принять какого-то сотрудника с другого города. Нужна консультация по индейцам. Вообще-то странно, будто и без меня нет специалистов в этой области.
- Нет, ты у нас лучший спец - это всем известно! Погоди только чуть-чуть, не начинай. Я поставлю "Пинакла" файл выводить, и полчаса комп все равно ничего делать толком не сможет, - спустя пару минут, в течение которых дед с младшим братом послушно ждали компьютерного специалиста, Игнат щелкнул последний раз мышью по пусковой иконке и сказал. - Слушай дед, а расскажи лучше про ту, самую первую экспедицию в Чиапас. Ведь ты все время избегаешь о ней говорить, но ведь уже не те времена, чтобы чего-то бояться.
- Нет, деда про Пернатого змея обещал рассказать! - начал отстаивать свои интересы Ванюша и дело грозило закончиться потасовкой. Предвидя такое развитие ситуации, прадед решил вмешаться:
- Ну хватит! Давайте так: я расскажу вам про ту экспедицию и как сам повстречал Пернатого змея и еще одну прекрасную индейскую богиню. Но, чур, никому ни слова! Ты прав, Игнат, я никому не рассказывал об этой экспедиции, но не потому, что боялся властей. Просто с этой поездкой связана одна тайна, которую я поведал только вашей прабабушке Наде, да еще, гораздо позже, рассказал детям - вашему дедушке и тете Лизе. Вот смотрите, - и дед, неуклюже расстегнув ворот рубахи, извлек на свет кулон, сделанный из зеленого камня.
- Ух ты! А кто это такой?
- Страшный немного...
- Да, эта страшненькая фигурка изображает одну из наиболее прекрасных индейских богинь, Чиракан, которая собственноручно подарила мне этот амулет, и он хранил меня и нашу семью всю мою жизнь.
- А что, он и нас хранит? - заворожено глядя на странную фигурку, спросил Ванюшка.
- Надеюсь, что да, - ответил тихо и торжественно старик.
- Ну ты загнул, дед! - воскликнул старший и поэтому более практичный правнук. - Как же богиня тебе могла его вручить? Она что, сама к тебе с небес сошла для этого?
Дед только усмехнулся:
- А вот об этом-то и будет долгий рассказ. Садитесь поудобнее и слушайте, - выдержав мхатовскую паузу, дед начал повествование. - Волею судеб и больших политиков ваш покорный слуга полвека назад оказался в составе совместной американо-советской экспедиции к руинам древних городов империи майя...
Еще вечером того же дня Константина Алексеевича побеспокоил звонок. Вообще-то звонили ему много. Хотя ровесники и старшие, в основном уже отошли в мир иной, многочисленная поросль Ручейниковых не забывала своего патриарха и регулярно его теребила, обмениваясь последними сплетнями и справляясь о здоровье. Но это был тот звонок, о котором говорил сын Коля.
- Здравствуйте, вас беспокоит Евгений Котов, - раздался из телефона ровный и уверенный голос еще молодого мужчины.
- Здравствуйте.
- Я имею честь разговаривать с Константином Алексеевичем? - несколько высокопарно, но уважительно спросил человек.
- Да, имеете честь, - не удержался от шутки старик.
- Простите за напыщенность, но не знал, как к вам лучше обратиться, - сразу перешел на нормальный язык Евгений.
- Да так и обращайтесь... Вы вот лучше скажите, какими судьбами будете?
- Как бы это объяснить, - после некоторой паузы задумчиво произнес собеседник. - Нам очень нужна ваша помощь, можно сказать, жизненно необходима, но по телефону...
- Хм, кому это "вам" нужна помощь выживающего из ума старика? - Константина Алексеевича явно смущал такой оборот дела.
- Я, наверно, не совсем правильно излагаю, но помощь нужна очень многим, в том числе и вам самому, - явно замешкался собеседник.
- Какими-то тайнами вы говорите, - уже заинтригованно произнес старший Ручейников. - Ладно, чего уж там. Приезжайте и расскажете все. Вы в Москве?
- Нет, но к утру могу быть. Это не составит труда.
- Тогда запишите адрес... - Константин Алексеевич продиктовал, куда ехать, и они договорились на одиннадцать утра, пока правнуки еще пребывали в школе.
Назавтра, ровно в назначенное время, раздался звонок домофона и спустя минуту гость предстал перед хозяином. Среднего роста, возраста и внешности мужчина выглядел бы не особо примечательно, если бы не его глаза. Константин Алексеевич немало пожил на свете и привык доверять первому впечатлению. Так вот, эти глаза не давали покоя из-за какого-то противоречия. Несмотря на улыбку, они смотрели грустно и понимающе, как глаза старца. Он не знал, может и у него самого такое выражение лица, но это другое дело - ему по возрасту положено. Но взгляд незнакомца располагал и гипнотизировал. Так и хотелось ему рассказать о всех своих бедах, хотя их и не было много, вернее, одна, да и та давнишняя...
Гость поставил портфель в сторону, поздоровался, еще раз представившись, и несколько смущенно протянул старику картонную коробку:
- Это вам. Домашние ватрушки. Мама одного моего друга, физика, испекла. Она очень хорошо их делает, но, конечно, с вашей супругой не сравнится...
- Откуда Вы?.. Прошу, не надо о ней... - сердце старика сжалось от приступа растревоженной тоски, и в углу глаза невольно появилась слеза. Он отвернулся, чтобы скрыть неловкость, но гость заметил:
- Простите, не хотел. Поверьте, это от всего сердца. В самом деле, у вас великолепная супруга, - и с хитринкой в голосе спросил. - Как вам удалось такую красавицу заинтересовать?
- Вы говорите о ней, как о живой... А впрочем... - пожилого человека вдруг захлестнула волна приятных воспоминаний, - Вы правы, ох и много ухажеров у нее было! Так что, не столько я ее, сколько она меня выбирала. Считайте, что в лотерею выиграл. Но что же мы в коридоре? Проходите в комнату. Может чайку, раз вы с угощением?
- Давайте. Не откажусь - прямо с дороги к вам. Только одно условие: вы сядете и будете говорить, что делать, а я все приготовлю.
- Ну куда ж мне деться, действуйте! - согласился хозяин и провел гостя прямо на кухню.
Спустя десяток минут они уже вкушали дымящийся свежезаваренный чай с прекрасными ватрушками.
- И правда, кажется, словно Наденькой приготовлено, - признался Константин Алексеевич, откровенно наслаждаясь любимой выпечкой. - Честно сказать, я уже почти забыл их вкус. Вспоминаю только, что были очень вкусные, с хрустящей корочкой... Эх, знаете вы, Евгений Григорьевич, чем старика порадовать!
- А можно меня на "ты" и Женей называть? - как-то по- детски откровенно спросил странный гость. - Так привычнее и правильнее. Я ведь вам наверно во внуки гожусь.