Аннотация: Предисловие М. Юдалевича к сборнику рассказов Виктора Сидорова "Озеро, которого не было" (1972).
НЕМНОГО ОБ АВТОРЕ
"Просим передать наше горячее спасибо писателю В.С. Сидорову за его интересные и правдивые книги.
Я пищу это письмо от имени своих учеников, которые очень любят "Повесть о красном орленке" и другие произведения этого одаренного писателя.
Ребята ценят их за правдивость, яркость, занимательность, хорошее знание жизни".
Такое письмо прислала в Алтайскую писательскую организацию учительница Евгения Семеновна Попова из Барабинска.
Десятки подобных писем от учителей, библиотекарей, юных читателей получает Алтайское книжное издательство и сам автор.
Далеко не каждый писатель имеет определенный устоявшийся круг читателей. В этом смысле литературная судьба Виктора Сидорова сложилась счастливо. Правда, свою тему Виктор Степанович нашел не сразу. Писать он начал очень рано и, как это нередко бывает с будущими прозаиками, начал с произведений поэтических.
Стихи получались, в основном, подражательные, с чужого голоса. Однако иногда прорывалось что-то свое: о трудном детстве военной поры, об отце -- рабочем-железнодорожнике, о своем городе Барнауле.
Со стихами соседствовали очерки, фельетоны, статьи. Более десяти лет отдал В. Сидоров газетной работе.
И вот первое крупное произведение -- повесть "Тайна белого камня". Напряженный острый сюжет -- таинственные находки, овеянные романтикой приключений мальчишек, хорошо, со знанием дела написанные картины алтайской природы.
Книга не прошла незамеченной. Ее сразу же полюбили маленькие читатели.
Двенадцать лет, отделяющих писателя от этой повести, были заполнены упорной работой. Одна за другой появились его новые произведения "Федька Сыч теряет кличку", "Повесть о красном орленке", "Я хочу жить". Каждая из них -- новый поиск, новая ступень для автора.
Самая яркая из этих книг "Повесть о красном орленке". Приключения ее главного героя Артемки Карева не раз заставляли замирать сердца маленьких книголюбов.
Есть в Барнауле, неподалеку от театра юного зрителя, памятник партизанскому герою Кире Баеву, выполненный известным алтайским скульптором Петром Мироновым. Какой мальчишка, проходя мимо этого скульптурного портрета, не остановился здесь хотя бы на минуту, не захотел побольше узнать о славном партизанском разведчике! И вот в его нетерпеливые руки попадает эта объемистая повесть. Правда, Артем Карев -- не Кира Баев. Это -- собирательный образ, но он вобрал в себя черты Киры и подобных ему ребят.
И как чудесно проникать вместе с ним в логово врага, добывать необходимые партизанам сведения, заслужить похвалу таких людей, как бесстрашные партизанские командиры Колядо и Неборак!
Недаром за этой книгой записывали и очередь в библиотеках, ее страницы зачитывали до дыр.
Но успех повести объясняется, конечно, не только тем, что она воскрешает одну из ярких страниц истории края -- партизанскую войну с колчаковцами.
В "Повести о красном орленке" Виктор Сидоров показал себя способным художником. Мастерски построенная фабула сочетается с выразительной портретной живописью, обилием точных деталей, хорошим знанием детской психологии.
Повесть познавательна. Читатель многое узнает из нее о жизни и быте деревни далеких лет гражданской войны, о партизанских отрядах, их вооружении, тактике, связи с населением.
Но исторические сведения, бытовые подробности никогда не служат для автора самоцелью, не мешают развитию действия.
"Повесть о красном орленке" выдержала несколько изданий. Одно из них в Москве в издательстве "Детская литература". За эту книгу Виктор Сидоров был удостоен звания лауреата Алтайского комсомола.
В основе недавно появившейся на книжных полках повести "Я хочу жить" -- испытанное самим автором.
Однажды в безмятежно синем крымском небе появились бомбардировщики, раздался оглушительный грохот снарядов. Ребята, из которых большинство были прикованы к постели, подумали сначала, что это тактические учения наших войск, но это было началом войны.
В повести показана жизнь санатория в это суровое время, самые различные детские характеры, подвиг мальчика, заслонившего товарища от фашистской пули своим телом.
В этом произведении автор еще более углубленно исследует детские характеры. Жизнь маленьких героев повести внешне очень однообразна. Они прикованы к постели. Даже однодневное путешествие на катере для них волнующее событие.
Но за этой внешне однообразной жизнью автор сумел разглядеть другую -- глубинную, бурную и кипучую. Сумел показать столкновение характеров, подчас очень острые и накаленные. И в этом проявилась художническая тонкость и проницательность.
В периодических изданиях Виктор Сидоров не раз выступал как рассказчик. В этой книге рассказы писателя собраны под одной крышей. В них автор остается верен своей теме. Книга населена главным образом детьми, подростками. Виктор Сидоров рассказывает об их первых серьезных столкновениях с жизнью, всегда сложной, часто противоречивой.
Автор правдиво показывает, как духовное здоровье маленького героя, как самый воздух советской жизни помогают выдержать подчас нелегкую проверку.
Мастерство рассказчика -- одно из самых трудных. Но В. Сидоров умеет на нескольких страничках рассказа воссоздать целый кусок жизни. Воссоздать так ярко, что успеваешь не только узнать, но и надолго полюбить его героев.
Я пишу обо всем этом, но все время не оставляет ощущение, что не сказано самое главное.
А главное для детского писателя -- это любовь к детям. Именно эта щедрая любовь и позволяет Виктору Сидорову проникать во внутренний мир своих героев, разгадывать их маленькие тайны и секреты. Именно она -- самое надежное художественное оружие автора.