Аннотация: Это интервью опубликовали в "Правде" Љ13(26) в ноябре 2010.
ИНТЕРВЬЮ с Семёном Сытником
2 ноября 2010 г. в БДТ имени Г.А. Товстоногова состоялась церемония вручения высшей театральной премии Санкт-Петербурга "Золотой софит", которой с 1995 года удостаиваются дельцы театрального поприща, - режиссеры, актёры, сценографы города на Неве, - обратившие на себя внимание в прошедшем сезоне яркими премьерными постановками, ролями, другими творческими достижениями в различных жанрах театрального искусства - драматическом, кукольном, музыкальным. В соответствии с категориями, вниманию зрителейбыли представлены19номинаций, среди которых: "Лучшая женская роль", "Лучшая роль второго плана", "Лучшая мужская роль", "Лучшая работа художника", "Лучшая работа режиссёра", "Лучший спектакль малой формы", "Лучший балетный спектакль" "Лучший спектакль на большой сцене", "Лучший спектакль в оперном театре", "Лучший актерский дуэт" и "Лучшая музыка к спектаклю театра кукол", "Лучший дебют" и т.д.
Большинство наград досталось номинантам Александринского театра: "лучшим сценографом" стал Александр Шишкин ("Изотов"); Андрей Могучий получил премию за лучшую режиссуру спектакля "Изотов"; художник Александр Шишкин, работавший над сценографией и костюмами для спектакля, награждён в номинации "Лучшая работа художника"; за "Лучшую роль второго плана" премии был удостоен народный артист России Сергей Паршин ("Изотов"); а Семен Сытник - за лучшую мужскую роль ("Дядя Ваня"). Многим зрителям, наблюдавшим торжественную церемонию, запомнился уважительно-искренний монолог народного артиста России Семёна Сытника после почётного награждения. Он произнёс примерно следующее: "Я прекрасно понимаю свой актерский уровень, хотя много играю в Александринке. Я получаю свои роли только потому, что нет Ю. В. Толубеева, который сыграл бы Сорина, В. В. Меркурьева, который сыграл бы... Б. А. Фрейндлиха, который сыграл бы Серебрякова, за роль которого я сейчас получаю премию". Мы решили лично побеседовать с Семёном Семёновичем и узнать подробнее о впечатлениях, оставшихся после торжественного события, а также поинтересоваться незаурядными моментами творческой деятельности в целом.
--
Итоги премии "Золотой софит" 2010 оказались непредсказуемыми не только для критиков и любителей театра, но даже для самих актёров.Стало ли для Вас присуждение награды неожиданностью? Ваши первые эмоции?
- Наряду со мной номинированы на получение высшей театральной премии были ещё 4 актёра: Геннадий Алимпиев из "Приюта комедианта" (за роль Сганареля в спектакле "Смешные поневоле"), Валерий Дьяченко из ТЮЗа им. Брянцева (Беликов в "Человеке в футляре"), Вячеслав Захаров из Театра им. Ленсовета (Прибытков в "Последней жертве"), Александр Кудренко из "Балтийского дома" (Каин в одноименном спектакле). Я бы слукавил, если бы сказал, что не хотел получить награду. Эта награда - признание заслуг нашим театральным сообществом. Она очень значима, так как я никогда подобной награды удостоен не был. Честно признаюсь, не ожидал. Нервничал до самого последнего момента. Нервничал даже тогда, когда выходил на сцену получать эту награду.
--
Расскажите, пожалуйста, как вы работали над ролью профессора Серебрякова Александра Владимировича в спектакле "Дядя Ваня"?
- Режиссёр Андрей Шерман из США предложил для этой роли очень интересное и современное решение - лично для меня неожиданное, но абсолютно чеховское и современное. Человек, которого изображает профессор Серебряков, живет параллельной жизнью, в сравнении с тем, как живут остальные люди, - как рельсы железной дороги, которые идут параллельно и никогда не сходятся, а если сходятся, то это катастрофа. Чтобы увидеть таких людей, не надо далеко ходить, надо включить телевизор и посмотреть, как гуляют, веселятся, поздравляют друг друга, говоря сегодняшним языком, тусуются многие состоятельные люди, состоятельные певцы, которым нет никакого дела, что большинство граждан страны живёт за чертой бедности. Они все, образно говоря, в белых плащах, белых смокингах, и белых шляпах. Недаром и мой персонаж одет именно так, хотя вокруг грязь, пьянство, бездорожье и много-много горя. Его это совсем не интересует. Его интересует только он сам. Как это современно!!!
--
Бытует мнение, чтонынекинематограф потворствует потере театром своей значимости? Каково Ваше суждение?
- Ни современный кинематограф, ни современный театр не знает нашей жизни, поэтому в подавляющем большинстве герои театра, герои кино - это не люди труда, создающие материальные блага - врачи, учителя, труженики сельского хозяйства, рабочие - а, в подавляющем большинстве, работники загадочных офисов, неизвестно чем занимающиеся, кроме любовных интриг; а также воры; убийцы; киллеры; различного рода "бригады", и, пытающиеся поймать их, "глухари" и "менты", совсем не похожие ни на работников сыска, ни на милиционеров. Драматургия современных пьес и сценарная основа фильмов, мне кажется, придумывается в тиши квартир, в суете городов, но совсем не черпается из реальной жизни, поэтому у подавляющего числа зрителей эти герои вызывают удивление и недоумение. Кто они? Откуда? С какой планеты?
--
Что Вы думаете о современной массовой культуре? Полагаете ли Вы, что подлинное искусство прошлого века в наше время пришло в упадок?
- В песнях, которые поются, нет трёх главных составляющих: Первое. В них нет мелодии - "души музыки", как говорил Михаил Иванович Глинка. Поэтому они не запоминаются, а длинной чередой проходят мимо тебя. Второе: в этих песнях нет текста, нет стихов. А те слова, которые поются, не несут в себе той мысли, которая сообразовывается с жизнью простого человека. Их можно петь, а можно не петь. Третье: люди их поющие, по большей части, безголосы. А пение предполагает наличие голоса, тембра, дыхания, нюансов и т.д. Поэтому слушать такую музыку - значит зря терять время. Это всё навязывается с потрясающим упорством. Мой совет - просто выключить приёмник, вынуть из ушей наушники, и начать общаться с природой и с книгой.
--
Какова Ваша оценка сегодняшнего состояния питерской и всей отечественной сцены в сравнении? Как Вы относитесь к такой модной тенденции, как излишнее "осовременивание" режиссёрами классики в своих постановках?
- "Осовременивание" пьес имеет место, потому что не создаётся пьес современного репертуара, касающихся нашей жизни сегодня, такой сложной и драматичной, которая рождает сюжеты сама по себе, посложнее и потрагичней сюжетов Шекспира, Островского, Достоевского и т.д. Вот и обращаются режиссёры к классике, всячески искажая, купируя, "осовремениявания" её - вплоть до переписки текста автора. Хорошо, когда у классического автора есть наследники, имеющие авторские права. Иногда бывает так, что сравнивая спектакль с оригиналом, они могут - а такие редкие случаи бывают -не позволить коверкать или искажать замысел драматурга или писателя. А если таких наследников нет - то, как говорится, "давай, гуляй малина" и делай всё, что хочешь, прикрываясь странной, непонятной формулировкой "по мотивам". Г.А. Товстоногов ставил своих знаменитых "Мещан", не перекраивая текст, и не одевая героев в современные одежды. Но сколько живых откликов, ассоциаций вызывал этот спектакль у современников (точно так, как его "Идиот" или "Три сестры"). В городе существовал авторитетный художественный совет из выдающихся деятелей культуры, которые просматривая спектакль, могли высказывать свои предложения, замечания, а иногда и не допустить этот спектакль к показу на сцене - и не по цензурным, а по художественным соображениям. Скольких спектаклей лишилась бы, к счастью, наша сцена, если бы городе существовал и сегодня авторитетный художественный совет. А так диву даешься: и мат, и похабщина, и огромное количество обнажённых тел, и вопиющий непрофессионализм.
--
Какие из популярных современных актеров театра и кино Вам симпатичны, а какие - нет, и почему?
- Мне симпатичны те люди, которых воспитал О.П. Табаков: Владимир Машков, Сергей Безруков, Евгений Миронов, и .д. Каждый из его учеников - яркая индивидуальность. Это люди, имеющие киношную славу, но безраздельно преданные театру, - в чём великая заслуга их учителя! Откровенно отрицательных эмоций ни к одному актёру я не испытываю.
--
Вы недавно стали руководителем Школы русской драмы. Вашими предшественниками были великий Игорь Горбачев и замечательная актриса и педагог Татьяна Кулиш. Как Вы видите развитие ШРД? Что сохранится и что будет по-новому?
- Я не буду заниматься развитием Школы русской драмы, а намерен сохранить те традиции русского психологического театра, которому учили великие мастера Школы русской драмы (В.Н. Давыдов, Ю.М. Юрьев, Л.С. Вивьен, мой учитель В.В. Меркурьев и возродивший школу в наше время И.О. Горбачёв). Хочу продолжить эти традиции и постараюсь учить моих учеников так, как учили они.
--
Сегодняшние студенты сильно отличаются от ваших однокурсников?
- Наши ученики только начинают свой путь в Школе русской драмы и, мне кажется, что Андрей Кузнецов ("Молодёжный театре на Фонтанке"), Андрей Шимко и Владимир Колганов ("Александринский театр") и другие сохранят верность, тем заветам, которым их учили в Школе,- хотя это не очень просто. Поэтому среди преподавателей ШРД, которые будут учить ребят актёрскому мастерству, я вижу, прежде всего, учеников этой школы и близких нам по духу преподавателей.
--
Ваши коллеги в театре - наряду с мэтрами - многочисленные молодые артисты (представители разных театральных школ). Легко с ними находите общий язык?
- Мне легко работать с актёрами любой школы. Во-первых, потому что я нахожусь в почтенном возрасте, и меня трудно переделать. Да и предъявлять ко мне претензии со стороны молодых партнёров было бы как-то... неловко. Я встречаюсь с учениками разных школ и среди них есть очень талантливые, одарённые люди.
--
Не так давно, мы имели удовольствие видеть и слушать вас на поэтических чтениях в музее-салоне им. Карла Буллы на Невском проспекте. Каково Ваше общее впечатление?
- Попал туда совершенно случайно. Отработав в театре 42 года, я и не предполагал, что в Петербурге проходят такие замечательные поэтические встречи. Я был очарован атмосферой самого салона и теми чудесными видами, которые открываются из окон на Невский проспект и Садовую улицу. А ещё больше - импровизированными концертами, которые происходили. Звучали романсы на стихи А.С. Пушкина, Г.Гейне. Читались прекрасные стихи. Мне показалось, что я нахожусь в каком-то другом времени - времени очень богатом литературой, музыкой, настоящим общением. Создалось впечатление, что это круг людей, которые нашли где-то далеко-далеко в тайге уединённое место, выстроили хорошие крепостные стены, чтобы не было слышно ругани, грохота, бессмыслицы, пошлости и доставляли друг другу удовольствие за этими стенами, общаясь и размышляя о чём-то прекрасном, настоящем, добром и красивом.
--
Как вы относитесь к модной ныне направленности - соединению актёрской профессии с режиссерским ремеслом ,и наоборот?
- Категорически против совмещения этих двух профессий. Либо то, либо другое. Актёру, допустим, полезно заниматься педагогикой. Это не обязательно делать в театральном институте, а можно заниматься в школе, имеет смысл создавать детские театральные студии. Полезно заниматься спортом. Например, теннисом (если есть деньги). Заявляю однозначно: либо быть актёром, либо быть режиссёром.
--
Как Вы думаете, когда хороший актер становится лучшим?
- Старики в своё время говорили, что сложившийся актёр может быть только в гробу. Когда руки сложит... (улыбается). Лучший - тот актёр, который каждый раз мучим сомнениями, как сыграть следующую роль; каждый раз ищет способ и средства, чтобы исполнить эту роль в согласии со своим видением. И так до конца и жизни, и творчества. И он всегда будет современным, и он всегда будет нужным, и он всегда будет востребованным.