Аннотация: Израиль изнутри. Записки нового репатрианта.
Посвящается
Курту Воннегуту, Дине Рубиной
и моему деду Михаилу Вилькобрисскому
Эта книга - об евреях и об израильтянах. Какая разница? - скажете Вы, - ведь в Израиле живут евреи? Это не совсем так. В Израиле живут израильтяне, а евреи живут по всему миру. Евреи - это наследники 2 000-летней истории еврейского народа. Евреи - это европейская цивилизация, это - идиш, местечки, гетто, это Жирона и Барселона, это Толедо и Венеция. Это Эйнштейн, Цвейг и Спиноза. Израильтяне - это местные тупые восточные перцы, ненавидящие арабов, но, по сути, ничем от них не отличающиеся. Израильтяне - это продукт пропагандыБен-Гуриона и его последователей - отказа от всего 'галутного', отказа от своего языка-идиша, отказа от великой культуры еврейского народа. Это все - на уровне ощущений. Если Вы раньше не были в Израиле, Вы эту разницу между евреями и израильтянами ощутить не сможете. Для этого надо познакомиться с Израилем и израильтянами поближе. Кстати, сами себя коренные израильтяне называют 'сабрами'. 'Сабра' на иврите - это вид местного кактуса, острого и колючего.
Что такое эта книга? Это - путевые заметки человека, случайно оказавшегося в Израиле. Не более того.
Что такое Израиль? Если Вы не были в Израиле, некоторые вещи Вам будет трудно понять. Некоторые - сможете.
Например, погода.
В Тель-Авиве все время жарко и влажно. Влажно - потому что рядом море. Воздух какой-то липкий. Зимы нет. Есть чуть-чуть нашей осени которая сразу в лето. В 2010 году зимой дождь, настоящий дождь был только один раз. Один. Один день за весь год с января по октябрь. Правда, вылилось сразу за несколько месяцев. Футбольному клубу "Маккаби" из Тель-Авива сильно не повезло - в этот день он играл на стадионе в Рамат Гане отборочную игру на выход в круговой турнир Лиги Чемпионов с нашим "Рубином" из Казани. Сказать, что это был дождь - ничего не сказать. Это была стена воды. Стена. Это лилось весь вечер и всю ночь. Зима в 2009 году наступила в декабре. До этого тут днем было все время плюс тридцать градусов тепла. Зима в Тель-Авиве - это 15 - 20 градусов тепла и 10 градусов тепла ночью. Иногда тут еще зимой идут дожди.
Кстати, "Маккаби" с "Рубином" дважды не повезло - за неделю или за две до этого (это был январь или февраль, не помню) он играл в Казани при температуре ниже минус двадцать градусов. Ну, для наших, российских, широт это дело обычное, но для израильтян, которые приехали из температуры плюс двадцать (в Тель-Авиве, как назло, тогда было жарко - хамсин, что ли) это было как-то чересчур холодно. В общем, дальше в Лиге Чемпионов УЕФА играл "Рубин" - это тогда он выиграл у "Барселоны" на их поле. Израильтяне потом еще долго жаловались на погоду.
Месяц элул - самый жаркий месяц в Израиле. Вообще жара в Стране предков ощущается по-разному. На побережье - в Тель-Авиве, жара - другая. Воздух, воздух - мокрый и липкий. Бельё все тоже мокрое и липкое. Правда, на солнце бельё сохнет быстро. Но вывешивать белье на солнце здесь надо наизнанку - иначе оно вылиняет за один день.
Что такое другие города Израиля? Жарко всюду. Ходишь по любому городу только по тенистым местам. Если есть участок дороги, где тени нет - начинает сильно болеть голова. Ищешь тень. В одном и том же месте с утра тень в одном месте, после обеда - в другом. Или на другой стороне улицы. Переходя дорогу, ждешь у светофора и прячешься за него от солнца. Надо смотреть, куда падает тень от светофора. В автобусе выбираешь сторону, которая в тени. Без кепки по улице лучше не ходить.
Иерусалим ближе к б-гу. Ночи там холоднее. Днем немного суше. Тем, кто там живет, обычно Иерусалим нравится. Моря там нет.
Кирьят - Гат ... Небольшой городок на юге Израиля. Столица полупроводниковой империи "Интел". Такое ощущение, что ты в середине гигантской сковородки. Пустой. Людей нет. Тени нет. Никого нет. Поджаривают только тебя. Город пустой. Завод "Интела" и рядом еще одно большое здание - соседняя фирма - и все. Дышать нечем. Во рту - стеклянная вата.
Тель-Авив - одно из немногих мест в Израиле, где можно жить. Тель-Авив, Рамат-Ган, Гиватаим, Бней-Брак, Хулон, Бат-Ям - это фактически один город, одна городская агломерация. Есть тенистые улицы, всё это в получасе езды от моря. Правда, влажно.
Люди тоже на солнце высыхают быстро. Если заснуть на солнце, можно и не проснуться. И никто к тебе не подойдет. Можешь подыхать - это твоё личное дело. Бывают тут отзывчивые люди, но это почти всегда - либо религиозные ашкеназы из Бней-Брака, либо олимы (эмигранты). Отзывчивых сабров (уроженцев Израиля) я тут почти не встречал.
Разговоры об отзывчивых израильтянах - вранье. Человек может лежать на улице в луже крови - к нему никто не подойдет. Арабы избили и ограбили мужика на пляже - он умирал полдня. Все проходили мимо, никто не помог. Мужик умер. В Америке, в общем-то, то же самое. Женщина с ребенком ехала в больницу, торопилась. Ребенок задыхался. Её остановил полицейский - за какое-то нарушение. Женщина просила, умоляла ее отпустить. Полицейский был непреклонен. Женщина просила его сделать искусственное дыхание, полицейский отказал (хотя он должен уметь делать искусственное дыхание). Женщина доехала до больницы, но ребенок умер. Полицейскому не сделали ничего - дали три года условно. Иногда думаешь, что шариат, в котором "око за око" (потерпевший может потребовать нанесение обидчику такого же ущерба) гораздо справедливее.
"Перед песахом мне подбросили чужие документы (украли кощелек и выбросили все, что не деньги) - всякие русские, в частности (права, свидетельство о рождении) и выписки из Капллана Я пошла искать, хозяина Оказалось некий человек 57 лет. алкоголик, добряк Очень больной Одинокий Снимает 10 лет - не поверите машину разбитую в гараже за 600 ш и так живет Очень больной Его отвозили в Каплан, потом Каплан его выставил несколько раз - естественно Я позвоила в 106 перед праздником песах. К нему отправили дежурную соц работницу и та отправила его в Каплан снова и я думала дольше она его определит , не знаю как заведение, хосписити или как-то так оно называется. Перед Шавуотом - я там проехжаю , давно уверенная, что все в порядке(насколько это вообще впорядке) и выясняется, что он в той же машине. Потерял 30 кг и весит уже 30 похож на птичку, не имеет уже никакой массы тела. Сознание неясное, естественно Стонет и кашляет. Все.Раньще он, вероятно не был смертельно больным, но за эти 60 дней видимо им окончательно стал."
Такие дела.
Была тут недавно встреча в общественной организации "Арвут" - "Взаимопомощь". Разговаривали разные люди о доброте, отзывчивости и толерантности. Несколько цитат. Юлия Штрайм, вице-мэр Хайфы. "У нас есть русскоязычные люди, приехали с последней алиёй, работают в банке, и приходят пожилые русскоязычные люди к ним, они говорят, что они не говорят по-русски". Анна Данилова, редактор новостей портала "Zman.com"
"Была авария в Иерусалиме, мы знаем - вблизи Иерусалима разбился автобус с палестинскими школьниками,погибли маленькие дети..казалось бы-трагическое ДТП,каких немало происходит в Израиле,на сей раз с значительными человеческими жертвами. и уже за минут - два комментария - первый - "Мазаль тов!", второй - "Велик г-дь Израиля!".
Такие дела.
Так вот об израильтянах. Есть в Стране Предков отзывчивые люди, но это - евреи. Не местные, не израильтяне. Евреи. Иммигранты. Олимы и олимки (от слова "алия" - восхождение, подъем). Приезд в Израиль тут называется "алия". Типа ты приезжаешь в Израиль и совершаешь восхождение к небу. Однокоренное слово на иврите - "маалит" - лифт, подъемник. Это такой штамп израильской сионистской пропаганды. Обычная эмиграция из своей страны в Израиль тут называется "репатриация". Типа ты не эмигрировал из своей страны, где жил раньше, а вернулся на родину - репатриировался. Так вот те, кто не родились в Израиле, кто сюда приехал - это люди отзывчивые. А вот местные - шиш. Ты можешь подыхать - у них конец работы и вообще обед и он устал.
Местные ради незнакомого человека в лепешку разбиваться не будут. Они вообще ничего делать не будут.
Сидит такой пакид (чиновник) на тепленьком месте - и нифига для тебя делать не будет. Пришел я как-то в лишкат аводу академай (государственное бюро по трудоустройству для инженеров). Я туда приехал после работы. После тяжелой работы с утра. Точнее с ночи. Время - полдвенадцатого. Официальное закрытие - полпервого. Подошел к ресепшн, охранник (не секретарь, охранник) меня направил в окно 23. Сидит в этом окне здоровый мужик, ему бы кирпичи на стройке таскать, или бревна, и читает газету. Я - к нему - работаете? Он говорит - все, сагур (закрыто, то есть). Я - обратно к охраннику - мол, тот не работает. Охранник удивился и сказал - подойдите, он должен работать. Подошел опять. Тот сидит, читает газету. Я сижу на стуле в общем зале, жду. Потом к нему подошел какой-то молодой парень, то ли его знакомый, то ли предыдущий клиент, сел перед ним и начал с ним о чем-то говорить. Тот оторвался, что-то ему рассказал. Когда молодой парень отошел, тут я снова подошел. Спросил - как тут помогают. Система оказалась следующей. Если ты не работаешь - встаешь тут на учет. Я так и не понял, через них, или нет получают тут пособия по безработице. Если работаешь не по специальности - тут тебе делать нечего. Если есть у них вакансии для тебя - смотри на их сайте - тогда они будут тобой заниматься. В начале разговора он мне сообщил, что он очень устал. Устал, с-ка. Полдня посидел под кондиционером - устал. Утомился. Ты, б-ть, пойди поработай на жаре целый день - тогда устанешь.
Такие дела.
Так вот об израильтянах. Они - добрые люди. Соседка сверху пила кофе на балконе и пролила это кофе на белье соседки снизу. Соседка снизу поднялась наверх и убила соседку сверху ножом. Убитая была беременна, и врачи боролись за здоровье ребенка. Он тоже погиб, в конце концов.
Новости за один день -
Насильник издевался над женщиной, копируя пытки из "Заводного апельсина"
Пьяная жительница Эйлата расстреляла мужа на глазах у детей
Отец умер в автобусе - сын набросился с ножом на полицейских
Это один день из жизни израильтян. 7 сентября 2010 года. Страна маленькая, народу мало, а событий - много.
Судьи окружного суда Иерусалима признали медбрата больницы "Шаарей-Цедек" виновным в изнасилованиях пациенток и совершении развратных действий в их отношении. Согласно представленному сегодня вердикту, Моше Йешуа - сотрудник хирургического отделения - совершил преступления сексуального характера в отношении двух пациенток, когда те, перенеся операцию, находились под воздействием общего наркоза.
Такие дела
У израильтян есть одно уникальное свойство, которого нет ни у каких других людей в мире. Как бы это сказать помягче, это - уникальный эгоизм. Если израильтянин идет по улице, по тротуару, то он ухитряется идти так, что занимает всю ширину тротуара. Всю. Даже если тротуар широкий. Израильтянина трудно обогнать, с ним трудно разминуться, если он, ОН! ИДЕТ! ПО ТРОТУАРУ! У нас в Питере зимой часто много снега, улицы убирают плохо. Вьётся по тротуару узенькая тропинка, чтобы разойтись со встречным прохожим нужно вступить в мокрый и холодный снег по колено. Но люди расходятся, расступаются, уступают друг другу дорогу. Израильтянин идёт навстречу вам до последнего и никогда не уступит дорогу. Если вам уступили дорогу в Израиле, значит тот, кто вам её уступил - это недавний эмигрант.
Если израильтянин паркует свою машину на пустой автостоянке, то он её обязательно поставит в центре и поперёк так, что она будет мешать всем остальным. И плевать. что её могут поцарапать.
Такие дела.
Средний израильтянин, родившийся здесь, не приехавший из другой страны эмигрант-репатриант, - так вот, средний израильтянин слегка туповат. Израильтяне всегда предпочитают простые решения - так проще жить. Станки, автомобили не надо чинить, когда что-то работает плохо - надо дождаться того, когда это что-то совсем сломается. И тогда выкидывать и менять на новое. Чинить что-то заранее израильтяне не любят. Чинить - это советская, российская привычка. Очень много "русских израильтян" занимаются ремонтом всего - машин, электроники, компьютеров.
Такие дела.
Израильтяне не могут делать два дела одновременно. Хотите его чем-то отвлечь - попросите кого-нибудь позвонить ему по телефону. Он вместо дела будет всецело занят разговором. Один мой знакомый был вызван в полицию на допрос. Его бывшая жена написала про него, что он агент КГБ. Сидит там в полиции молодой простоватый марокканец (в израильской полиции огромное количество именно сефардов - тут они делают карьеру в израильском обществе. Поэтому средний полицейский еще тупее среднего израильтянина). Когда моему знакомому стало понятно, в чем его обвиняют, он сказал полицейскому - пиши! Только внимательно и медленно! Полицейский начал старательно записывать, не вникая в содержание текста. 'Если я скажу, что я не агент КГБ, вы мне не поверите', - медленно произнес мой знакомый. Полицейский добросовестно записывал за ним. 'А если я скажу, что да, то вы все равно не сможете это проверить' - закончил диктовать мой знакомый. Полицейский начал вникать в смысл. Дочитав до конца, он понял, что над ним будет смеяться весь отдел, покраснел, изменился в лице, убрал заявление и сквозь зубы бросил: 'Можешь идти'.
Такие дела.
Так вот, об израильтянах.
Приметы среднего израильтянина - коротко стриженный атлетически сложенный парень, глаза вытаращены, рот полуоткрыт. Он как будто всегда чем-то удивлен, удивлен чем-то, что он не знает и не понимает, а не знает и не понимает он много. "Русские израильтяне" выглядят всегда по-другому - глаза иногда немного прищурены, взгляд всегда сосредоточен, губы плотно поджаты.
Такие дела.
Еще немного на ту же тему:
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/89781.html
"Чтоб два раза не вставать.
Тут меня спрашивают, что я называю фашизмом.
Вспомнила, что какое-то время назад по инициативе моего друга из Киева Фреда было у него в журнале обсуждение, как это дело определить. Там я и свое понимание пыталась сформулировать. Вот нашла, привожу с некоторыми сокращениями и добавлениями:
"Это система убеждений, в которой некие свойства людей (раса, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, состояние физического и психического здоровья, образ жизни и др.) становятся основанием для:
-- мысленного объединения всех людей, обладающих этим признаком, в "группу" лишь на основании этого признака
-- приписывание этой "группе" неких свойств (обычно негативных) или некоего ожидаемого поведения (обычно плохого) на основании того самого признака (все евреи-- жулики, все чеченцы -- звери, все инвалиды -- паразиты, все геи -- совратители малолетних, все наркоманы -- преступники и т. д.)
-- приписывание себе и другим людям, не принадлежащим к "группе" права принимать решения по поводу жизни, места жительства, образа жизни, прав и обязанностей и т. д. людей из "группы" и претворять эти решения в жизнь как законными, так и незаконными методами
-- обоснование, оправдание и даже возведение в ранг "должного" по отношению к людям, принадлежащим к "группе", насилия и неуважения во всех формах, вплоть до стремления к их тотальному уничтожению.
Говоря иначе, это система убеждений, выдвигающая этику, альтернативную этике Канта, этику, в которой человек не является субъектом, он познаваем, предсказуем, и на основании каких-то его признаков можно судить о его вероятных моральных выборах, а один человек (или государство, партия, группа людей) может выносить вердикт о большей или меньшей ценности другого.
Именно поэтому фашизм есть один из примеров абсолютного зла -- зла, которое не просто нарушает заповеди, но и заменяет заповеди другими, говорит: "Презирай, отнимай, убивай, и ты будешь прав, потому что "они" -- не люди."
При этом можно не убивать, и быть фашистом. Можно не иметь политической власти и быть фашистом. Можно не быть (по закону) преступником и быть фашистом. Можно говорить, что "геноцид, это конечно, недопустимо, но больно уж они противные" и быть фашистом. Можно быть белым, пушистым, культурным, и мухи не обидеть (как-то не довелось) -- и быть фашистом. Если ты готов признать правоту этой перевернутой этики"
Не уверена, что все учла и сформулировала достаточно корректно и точно, но примерно вот так."
Это во многом относится к израильскому менталитету.
Израильтяне ведь - люди Торы. А в Торе всюду проводится мысль о превосходстве еврейского народа над другими народами, и о возможности и желательности убивать представителей других народов. А ведь миллионы и верующих иудеев, и христиан считают эту книгу святой.
На сайте Зман.ком выложено интервью с Нетаньяху.
http://www.zman.com/video/2011/03/13/28251.html
Самое интересное - в конце.
Нетаньяху искренне считает Западный Берег реки Иордан частью Израиля.
Он прямо не говорит, но он говорит о своих намерениях.
И еще он считает себя президентом не только Израиля, но и всего еврейского народа - и американских евреев, и российских.
Очень тяжелый клинический случай.
И ведь это - не паренек с улицы, а премьер-министр Государства Израиль.
Такие дела.
Водители израильских автобусов - тоже добрые и отзывчивые люди. К вопросу об отзывчивости израильтян. Он может видеть, как ты бежишь по жаре за его автобусом, у него пустой автобус с кондиционером - он захлопнет дверь у тебя перед носом и быстро уедет. Он работает для себя, а не для пассажиров. Когда мне нужно было выйти там, где нет остановки, дверь мне открывали только водители - русские и негры. Местные - нет.
Такие дела.
Так вот, об израильских автобусах. В них нет ни одного удобного сиденья, чтобы сидеть. Ни одного. Ни слева, ни справа. Места нет. Ни для ног, ни для рук. Тесно. Наверное, чтобы народ не расслаблялся. Есть два пространства сзади - по четыре кресла справа и слева - там две пары сидений развернуты назад.
Израильские дети и подростки там сидят, развалившись за сиденье и положив грязные ноги на сиденье перед собой. Другой израильтянин проходит по автобусу и спокойно садится на такое сиденье, на котором за секунду до этого лежали грязные ботинки или сандалии. Как-то вечером ехал из ульпана - так там сидел взрослый интеллигентный дядька, похожий на Билла Гейтса и читал книжку (что для израильтянина - редкость). Они мало читают в автобусах. Так вот, сидел такой великовозрастный вьюнош лет за сорок интеллигентного вида, в шортах и сандалиях, читал книгу, положив ноги на сиденье перед собой. Я в разговоре с попутчиком мотнул головой в сторону этого вьюноши - типа "тарбут исраэли" (израильская культура). Вьюнош не отреагировал. Он не понял, что тут плохого - сидеть и читать книгу, положив ноги на то мест о, где могут сесть люди. Он думал, что я это сказал про то, как красиво он читает книгу.
В автобусах израильтяне ведут себя по-свински. Если они садятся на двойные сиденья, то всегда на то, которое находится внутри автобуса. И едет такой перец и занимает два сиденья. Ведь для того, чтобы сесть к окну, надо такого перца попросить об этом. А это психологически не каждый может. И едут русские олимы стоя, а израильтяне сидят развалившись на двух сиденьях. Уступить место пожилому человеку в автобусе? Не всегда. А вот ноги поставить на сиденье напротив, или вещи свои в середине салона кинуть на пол, чтобы никто не мог пройти - это запросто.
Такие дела.
В общем-то, трудно найти место, где израильтяне не ведут себя по-свински. Просто в автобусах концентрация свинства наблюдается чаще. Еще я часто вижу, как какой-нибудь толстый мудак выходит в переднюю дверь, преграждая путь все, кто хочет войти в автобус, в то время как вторая дверь (посередине автобуса) открыта, и выйти из нее - это сделать два шага. Нет этот толстый полусонный мудак будет выходить через переднюю дверь, мешая всем войти в автобус и задерживая его движение минут на пять, пока он вылезет.
Такие дела.
Если Вы зайдете случайно в какой-нибудь большой продуктовый магазин в Бней-Браке, то Вы получите массу впечатлений. Мамаши с колясками и с выводками детей пробираются по залу, мешая всем и друг другу. Детей здесь дома не оставляют - не с кем. Оплачивать няню денег жалко. И таскается мама со всеми детьми повсюду. Дети абсолютно невоспитанные, они не понимают, что красивые вещи в магазинах - это чужие вещи, и брать их нельзя. А хочется. Берет дитя с полки яркий йогурт, роняет его на пол, коляска эту упаковку давит. Мамаша с дитятками едет дальше. Даже не пошевелится, чтобы убрать. Ребенок хочет выпить шоколадный напиток - берет его с полки, отгрызает зубами угол полиэтиленового пакета и тут же, в магазине, выпивает. Хорошо, если донесет пустой пакетик до кассы - типа, я его выпил в магазине. После конца рабочего дня в любом магазине полно надкусанных, недоеденных и доеденных товаров. Полно распотрошенных упаковок - код стоит на упаковке, а если ее открыть внутри магазина и достать оттуда жратву, то можно съесть это бесплатно. Взрослые в магазинах ... это песня. Идет такой будущий раввин по магазину, задевает полку с товарами. С полки что-то падает. Он не поднимет, не поставит на место, а гордо пойдет дальше. Товар останется валяться на полу. Если его сразу не поднимет продавец, то следующий будущий раввин отшвырнет этот товар ногой подальше - эта коробка мешает ему, ЕМУ!!! пройти. Как израильтяне покупают свежие товары в магазинах? Например, скоропортящиеся молочные товары? Как торгуют в России? У каждого магазина есть подсобные помещения, холодильники (это - закон, иначе продуктовый магазин в России не открыть). Лежит на полке партия товара. Пока полка почти не опустеет, новый товар не выкладывается. Да и новый товар на пустую полку выкладывать проще - есть место, все видно, удобно. Это - в России. Как это в Израиле? Продавцы и производители товаров играют с израильтянами в игру - кто кого обманет. Полки магазинов забиты всегда. Привозят с утра в магазин новые молочные товары. Что делать? Склада (махсана по-израильски) в магазине нет. Правильно - весь товар должен быть на полках. Если просто поставить новый товар на свободное место, то он будет снаружи, а старые товары, с истекающими сроками годности - внутри. Покупатели купят новые товары, а старые нужно будет выкидывать. Что делают израильские продавцы? Каждый день из-за этой жадности хозяев (хозяин магазина поскупился купить сразу помещения для склада и холодильника) они делают громадный объем по сути лишней работы - после получения нового товара старые товар выкладывается наружу, на пол, на соседнюю полку. Новый товар весь загоняется внутрь полки. И снаружи он закладывается старым товаром. И так каждый день перелопачиваются полки со скоропортящимися товарами. В результате на каждой полке товары с разными датами годности - более свежие - внутри, менее свежие - снаружи. Хорошо, скажете вы. Правильно, скажете вы - так и надо, а что еще бедному хозяину магазина делать? Но ведь покупатели в магазинах - такие же израильтяне. Они каждый товар пощупают и покрутят в руках. И, если у них есть время, они полезут внутри полки, вытащат все, что мешает (а мешают им старые товары снаружи), разворошат всю полку, которую с таким трудом выкладывали продавцы, и достанут изнутри свой несчастный свежий йогурт, который ничем не отличается от йогурта, который стоял в первом ряду. Ничем. И еще они сделают маленькую подлость продавцам - например, есть много йогуртов, которые продаются упаковками по 4 штуки. Стоит такая упаковка 6 - 7 шекелей. Купи ее сразу, и держи в холодильнике! И ешь эти несчастные четыре йогурта четыре дня. Нет, настоящий израильтянин так не поступит. Он переворошит всю полку с йогуртами, вытащит самую свежую упаковку изнутри, торжественно отломит от четырех йогуртов один, и бросит остальные три на полку. И завтра придет он в магазин. И если он увидит упаковку со свежими йогуртами из трех или двух йогуртов (кто-то до него уже отломил), то он не будет отламывать от нее (как же, ею уже кто-то пользовался до МЕНЯ!!!), а опять полезет внутрь полки, все переворошит, достанет изнутри упаковку из четырех йогуртов, отломит себе один и бросит на полку оставшиеся три. Это делают все израильтяне. Недавние олимы так не поступают - они не такие наглые. И еще уважают чужой труд. А израильтяне чужой труд не уважают.
Такие дела.
Так вот, об израильских автобусах. Если Вы меня спросите, кто ездит лучше - израильские водители грузовиков, или водители израильских автобусов, я Вам отвечу - грузовиков. Они же груз везут. Груз может разбиться. А люди - нет. Водители израильских автобусов не людей везут. Они едут по маршруту. Они везут не людей - дрова. Они резко стартуют и резко тормозят. Я часто видел, как люди падают в автобусах после того, как автобус резко дергается, отъезжая от остановки. Они резко стартуют с места, так что ты стукаешься о все железо, которое есть в автобусе. Они резко тормозят перед светофором так, что ты тоже стукаешься о все железо или падаешь на пол или на другого пассажира. Они могут проехать одним колесом или одним боком по тротуару (это на автобусе-то!). Они захлопывают двери у тебя под носом. Они могут не открыть тебе дверь, и ты выйдешь только на следующей остановке. Если у тебя нет денег, они могут тебя высадить на дороге, где нет остановки, где нет тени, где нет людей, на шоссе посередине между городами. Они устраивают гонки на дорогах. Если израильский автобус подъезжает к остановке, на которой стоит другой автобус, который отъезжает, то израильский водитель не будет ждать, нет! Он подъедет спереди, перекроет уже стоящему на остановке автобусу выезд и только после этого, со второго ряда, откроет двери и будет впускать и выпускать людей. Сзади буду гудеть машины, которым перекрыли два ряда, но водителя израильского автобуса это не волнует - он делает свое дело и пошли вы все в задницу.
Такие дела.
Так вот, об израильских автобусах и автомобилях. Точнее, о дорожном движении. Оно, конечно, лучше организовано, чем в СССР. Всюду дороги, разметка, светофоры. Но есть особенности. Так, например, в России для поворота налево редко делают поворот со стрелкой и так же редко - две полосы. В России водители спокойно пропускают встречное движение и едут налево. Иногда еще специально встречный светофор включают красным, но те, кто едет прямо, об этом могут не знать. В Израиле поворот налево - почти всегда по стрелке с одной или с двух полос. Израильтяне не любят ждать на дороге. Я однажды наблюдал страшную для Израиля картину. Широкая дорога в четыре полосы в обе стороны, посередине - разделительный газон. И не работает светофор. А большинству нужно налево - в крупный каньон из центра. А налево - никак. Четыре, четыре встречных полосы. И без светофора - постоянный поток машин. Как они все гудели! Гудели те, кому нужно налево и кто не понимал, почему не едем. Гудели те, кому нужно налево и кто не мог повернуть из-за четырех встречных полос. Гудели те, кому нужно прямо, и кому стоящие налево перекрыли все четыре полосы ведь если две левых полосы стоят, а мне нужно налево, думает израильтянин, то я поеду налево и с правой полосы. Те, кому нужно было налево, высовывали бамперы и кабины своих машин на одну - полторы полосы и сужали встречное движение. И встречное движение шло сплошным потоком. Как они там не поубивали друг друга - непонятно. Терпение, терпение. Савланут, савланут. "Савланут" - это по-израильски "терпение". Это слово часто употребляют местные - по отношению к олимам. Мол, куда ты лезешь, грязный эмигрант из России, чего ты пытаешься выбиться в люди? Имей терпение и еще поработай на нас - дворником, уборщиком мусора. Имей, понимаешь, савланут, сиди в своем г...не и не чирикай. Савланут.
Такие дела.
Пешеходам в Израиле тоже непросто.
Когда идешь по тротуару, стараешься идти по теневой стороне. Солнце, жарко. А что делать, когда переходишь дорогу? Надо ждать сигнала рамзора - светофора. И прятаться за светофор от солнца. На перекрестке, переходя дорогу, я всегда смотрю, откуда светит солнце и где есть тень. Куда она падает. Я ищу угол тени. Чтобы спрятать голову от солнца в тени от светофора, столба или дорожного знака.
Такие дела.
Так вот, об израильтянах в шортах. Взрослые солидные дядьки одевают шорты. Очень похожи они на великовозрастных детей. В нормальных штанах тут ходят такие категории людей - начальники, охранники, полицейские, солдаты и солдатки, религиозные и эмигранты. Остальные местные кактусы ходят в шортах. Этакий пенсионер с кривыми ногами, интеллигент, здоровый молодой парень с волосатыми ногами - все они в шортах. И выглядят очень смешно и несерьезно.
В общем-то во многом израильтяне ведут себя как взрослые дети. В быту, в обществе, в политике. Толпа галдящих людей в аэропорту - это израильские туристы. Люди, которые не понимают, что оккупация - это плохо, и что арабам на оккупированных территориях живётся плохо - это тоже израильтяне.
Такие дела.
Так вот, о солдатах и солдатках. Их в Израиле много. Еще кажется, что их очень много потому, что они все время куда-то едут. На общественном транспорте. В автобусах и поездах. С оружием и без. В одиночку и группами. Сидит такой перец с автоматом в автобусе там, где две пары сидений друг напротив друга, смотрит в окно, а автомат его направлен в твои яйца. Очень неприятное ощущение. Думаешь - хорошо, что он взял с собой не гранатомет или танк. Чего они таскают с собой автоматы? Глупость очередная. Типа если война (с кем?), то боец должен ехать с оружием на место сбора. Страна маленькая. Сколько ехать до части, если оставить оружие там? А что делать танкистам и летчикам? Ехать домой в увольнительную на танке или лететь на самолете? И что, нет частей постоянной готовности? Чтобы отразить первый удар неизвестного, но страшного врага? Глупость это всё. Обычная израильская глупость. Никто сейчас на Израиль не нападет. Израиль сам сдохнет. ("Если у евреев будет свое государство, они его продадут" - Вольтер). И вот таскаются по стране здоровенные солдаты и дохлые солдатики с автоматами и громадными рюкзаками. Это они из части домой едут и обратно. Солдаты и солдатки. Тонкие изящные девушки и толстые откормленные бабищи. Одна такая баба по имени Эден Абарджиль опубликовала в фейсбуке снимок, где она типа доминирует - улыбается на фоне связанных палестинцев, у которых завязаны глаза. Типа снимков американских бабищ из иракской тюрьмы Абу-Грейб. Был большой скандал. У этой бабы явно комплекс - то ли ни кто ее не хочет, то ли еще что. И таких толстых дур и дурищ в израильской армии много - служат ведь все. И тонкие, и толстые. Полно, кстати, русских - не еврейских русских, а русских.
Армия в Израиле - школа жизни. Избалованные израильские детки, которые в школах издеваются над учителями, попадают в армию. И идут служить, иногда прямо на "территории" - "штахим" - так в Израиле называют оккупированные территории. Попадают на КПП - махсомы. Учатся издеваться над палестинцами и евреями-поселенцами. Армия в Израиле - не просто армия. Армия в Израиле - одновременно и внутренняя армия. То есть она выполняет полицейские функции. Когда Шарону, который сейчас превратился в дерево, пять лет назад нужно было выкинуть евреев-поселенцев из Гуш-Катифа - анклава, он должен был использовать армию - внутренних войск в Израиле нет. Полтора года военные психологи секретно тренировали один полк, чтобы солдаты-евреи не испытывали угрызений совести, вытаскивая евреев за руки и за ноги из их домов. Евреям-поселенцам из Гуш-Катифа (это было такое еврейское поселение на арбской земле - в секторе Газа) обещали компенсации. Так вот, тот полк теперь (спустя пять лет) расформирован, а поселенцы никакой компенсации за свои дома, уничтоженные армией и палестинцами, не получили.
Такие дела.
Есть правда, честные евреи, которые отказываются служить израильтянам и израильской армии.
http://left-liberal-il.livejournal.com/1259255.html
Игорь Бакал (Израиль), известный многим активистам социального движения, как Егор Веселый, в израильское среде как Игаль Левин.
Анархист-коммунист по убеждениям, следуя голосу Совести и своим взглядам, решил отказаться от службы в армии Израиля и последующей отправки в район сектора Газа...
Сам т. Игорь морально готов пережить репрессии, которые применит к нему его государство.
Но... отслужив ранее 4 года, в качестве офицера Израильской армии, он участвовал во второй Ливанской войны и операции Литой свинец - имеет наградную колонку .
Именно эти факты из его биографии парадоксальным образом вызывают особую ярость у государственных чиновников, и действия Игоря могут быть оценены не как отказ от прохождения воинской службы (что повлечет за собой наказание тюрьмой от 3 месяцев, до 3-х лет), а как предательство, что потянет за собой гораздо более крупный срок.
Срочно нужен адвокат, средств на которого нет ни у Игоря, ни у его семьи, ни его товарищей.
В израильской армии интересные законы. Недавно был один случай с солдаткой-русим (из России), которая сильно повредила себе в армии ногу. В армии её не вылечили, комисовали. Молодая девушка стала инвалидом. А израильская государственная страховая компания "Битуах Леуми" отказывается ей оплачивать лечение - типа это должно быть за счет армии. А она уже не в армии. И денег ей никто не выплачивает - ни израильская армия, ни израильская служба "Битуах Леуми".
Такие дела. Это капитализм в еврейском государстве. Которое было создано, якобы, для евреев.
Сын Нетаньяху (Бениамин Нетяньяху - это нынешний премьер-министр Израиля) служит в самых боевых частях - в пресс-служба армии. Воюет с журналистами. Очень тяжелая солдатская доля.
Такие дела.
После армии уставшие молодые кактусы едут отдыхать и путешествовать по свету. В других странах молодые люди, и так потерявшие в армии год-два для своего образования, сразу же бегут учиться в университеты - чтобы не забыть то, чему учились в школе. Израильтяне же уезжают покататься по миру. Пол-года - год, после чего школу забывают окончательно.
Такие дела.
Кстати, о школьном образовании. Когда в Израиль приезжало много талантливых детей (сами знаете, откуда), сборные по математике брали высокие места на математических олимпиадах. Это такой "гамбургский счет" - чьи дети умнее. Входили в десятку. Кстати, сборная России стабильно выигрывала такие соревнования по программированию и по математике среди школьников т студентов. В последние годы, когда алия прекратилась, и на олимпиады от Израиля поехали не выпускники российских школ, а израильских, сборные Израиля - страны, которая гордится своим хай-теком, так вот, сборные Израиля начали занимать места порядка пятидесятого. Это при том, что сборная Ирана - страны, где по западному мнению царит мрак и диктатура, так вот, сборная Ирана заняла пятое место. К вопросу о том, где больше свободы и где выше качество образования.
Такие дела.
Так вот, о детях. Из СССР многие уезжали, как они говорили, "ради детей". И что? Дети не говорят с родителями по-русски. Дети говорят с родителями на языке, который родители с трудом понимают. Как им общаться с детьми, "ради которых" они уехали в Израиль? В некоторых семьях дети учат родителей ивриту. К вопросу об авторитете родителей в семье. Получается ведь, не ради детей уехали. Хорошо ведь жили в СССР, правда? Правда, что лучше было быть кандидатом наук в Москве, чем мести улицы в вонючей Хадере или в южном Тель-Авиве? Или подыхать от голода, живя на нищенскую пенсию в Беэр-Шеве? Правда. Скажите себе, козлы, что это - правда.
Иногда еще добавляют - "чтобы дети получили хорошее образование". Это в СССР было плохое образование? Не рассказывайте сказки. Уж всяко лучше израильского.
Такие дела.
"Детские садики в Израиле - интересные. С раздельным обучение религиозных детей и светских детей. Детская площадка разделена решеткой. Не слышали?"
(Из чужого ЖЖ http://quentinus.livejournal.com/437234.html)