Вилькоцкий В. Б. : другие произведения.

Боевой дух солдат

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Боевой дух солдат

  
   Появление нового оружия неизбежно ведёт к изменению в тактике. Ещё в недалёком прошлом исход сражения решался в рукопашной схватке. Человек сходился с человеком, нанося и отражая удары. В действие вступали могучие психические силы. Меньше, чем в метре от своего противника вражеский солдат с шипением произносил проклятья на непонятном языке. Он выглядел чужим и страшным, глаза его выражали ужас и злобу, а весь его вид свидетельствовал о бессмысленной жажде убийства. В таких условиях единственный выход - собрать всю энергию и мужество и сбить противника с ног.
   Автоматическая винтовка, пулемёт, взрывчатые вещества расширили возможности уничтожения, и армии вынуждены были окапываться для защиты от новых средств истребления. В результате психические силы, которые прежде играли столь видную роль, начали утрачивать своё значение по мере увеличения разрушительной силы оружия. Теперь оказалось сложнее поддерживать ненависть к противнику, ибо он стал почти невидим. Скорее оружие сейчас противостоит оружию, чем человек человеку. И солдаты почти перестали испытывать к противнику чувство личной вражды.
   В рождество 1914 года в ничейной зоне были случаи настоящего братания между английскими и немецкими войсками. Происходил обмен чаем и табаком, сопровождаемый криками "ура!" на английском и немецком языках. Командующий английскими войсками генерал сэр Джон Френч немедленно принял меры, чтобы предотвратить в будущем подобные явления, и провёл длительную кампанию бесполезной критики.
   Показательно, не известно ни одного случая братания между французскими и немецкими войсками. Сама мысль об этом в период 1914-1918 годов показалась бы французам чудовищной. Настроения двух союзных армий оставались резко противоположными с первого до последнего дня войны. Для француза война была личным, а не посторонним делом. Он сражался на своей земле; его жена и дети были вынуждены покинуть свой очаг или находились рядом с полем боя; его города, деревни, церкви превращались в руины. Если английские солдаты почти дружески называли своего немецкого противника "Джерри", то для француза он был ненавистным "бошем".
   В самом деле, англосакс обычно психологически не подготовлен к войне по той простой причине, что он не способен к кому бы то ни было питать длительную и глубокую ненависть. Кельты же и романские народы личную ненависть передают своему потомству. Англосаксу чувство ненависти непонятно и ставит его в тупик. Пусть его дом уничтожен при бомбардировке, его жена и дети убиты, всё самое дорогое для него уничтожено, но его ближайший сосед будет требовать гуманного обращения с врагом. Будучи сам жертвой, он неспособен пылать жаждой мести. Эта поразительная особенность часто приводила критиков к выводу, что англичанин не обладает боевым духом в общепринятом значении этого термина: он упрям и бесстрашен, но уступает в огне и натиске.
   Но тогда встает вопрос: что же такое боевой дух? Ибо если англичанин не обладает им, то как удается ему поддерживать высокую репутацию отличного солдата? Народ, лишенный боевого духа, не может выигрывать войны в течение столетий.
   Боевой дух - это реакция человека на страх. Перед лицом неизбежной беды один бежит прочь, другой сопротивляется с яростью дикого зверя, третий противопоставляет ей хладнокровную осмотрительность.
   Кто осмелится утверждать, что боевой дух третьего ниже, чем второго? Боевой дух находит своё выражение в различных формах, зависящих от национального склада, обстоятельств и т. д. У кельтов он обычно выражается в злости, у англосаксов - в упрямстве. Англосакс неспособен долго ненавидеть, но когда им овладевает непреклонная решимость, перед ним не может устоять ни один противник. В опасной обстановке он способен проявить неистовую ярость, которую нельзя преодолеть.
   Большой недостаток англосакса состоит в том, что он не умеет абстрагироваться. Ему свойственно чувство юмора, но не остроумия. Он не может по-настоящему оценить философию, поскольку она имеет дело с неосязаемыми категориями, которые ему непонятны. Он понимает только то, что видит и ощущает. Ребёнок, сбитый автобусом в его деревне, значит для него гораздо больше, чем смерть полумиллиона женщин в Центральном Китае. Но это отнюдь не признак его бессердечности. Когда нищета приходит в его дом, он ощущает её столь же остро, как и всякий другой человек, и, чтобы избавиться от неё, он готов принести себя в жертву. Однако ему недостаёт воображения. Такова специфическая черта, переданная ему по наследству. Характерная особенность англичанина состоит в том, что единственная форма борьбы, которую он понимает, заключается в испытании силы и выносливости в открытом бою. Он не пригоден для такого вида боевых действий, когда требуется зарыться в землю и вести огонь по невидимому далёкому противнику. Он предпочитает встречаться с противником в рукопашной схватке, когда бой для него становится личным делом. Англосакс - уверенный в себе солдат с высокой личной инициативой.
   Немец, напротив, с давних пор главную ставку делает на огонь, и только на огонь. К штыку он относится как к оружию обороны, а не наступления. Штык, направленный на немца, повергает его в ужас и деморализует.
   Рост могущества Германии в ХIХ столетии был достигнут гораздо больше, чем это может показаться, благодаря преимущественному развитию огнестрельного оружия. Это полностью соответствовало психологии армии, которая никогда не проявляла энтузиазма в наступлении, если боевой порядок не был линейным. Немцы исключали индивидуальный бой в форме рукопашной схватки, ибо в этом бою их превосходили очень многие.
   По иронии судьбы оружие, находящееся сейчас на вооружении немецкой армии, требует тактических приёмов, которые не соответствуют психологии немцев. Движение маятника изменилось в сторону приёмов ведения боя, сходным со старым рукопашным боем. Небольшие группы солдат в бронированных машинах, называемых танками, штурмуют поле боя, чтобы войти в непосредственное соприкосновение с противником. С точки зрения немцев, этот метод хорош только в том случае, если созидается ощутимое материальное превосходство. Но если наступает равенство сил, то непривычный для немцев метод ведения боя, вызывает у них страх. Немцы никогда не славились своими моральными качествами.
   В Норвегии, Франции на Крите английский солдат дал новое доказательство тому, что в ближнем бою он значительно превосходит немецкого солдата. Более того, он обескуражил своих критиков, сражаясь с такой яростью, которая в прошлом овладевала им очень редко. Появление новых методов ведения войны вызвало изменение тактики и вновь отдало врага во власть английского солдата.
   Такова обстановка, которой наилучшим образом соответствует психология английского солдата. Опаснейшая ошибка заключалась в том, что этому моральному превосходству придавали ничтожное значение, считая, что английский солдат способен противостоять своему противнику только при равных материальных условиях. Во Франции под массированными бомбовыми ударами пикирующих бомбардировщиков английский солдат часто шёл на танки с винтовкой и штыком, и только пулемётный огонь прижимал его к земле. Никто, кому известны его выдающиеся боевые достоинства, не может сомневаться в конесном итоге войны. Если английский солдат соответствующим образом вооружён и имеет опытное руководство, он ведёт бой с исключительной энергией и решительностью.
   Англичанин очень скромен в оценке своих боевых качеств. Это превосходно проиллюстрировал Андре Моруа, который приводит свой разговор с одним из офицеров наших военно-воздушных сил.
   "Трудно ли уничтожить немецкий бомбардировщик? - спросил я как-то парня лет девятнадцати, который уже имел на своём счету несколько сбитых немецких самолётов.
   - Трудно? - переспросил он. - Нет, не трудно. Нужно только точно выполнять инструкции, полученные в лётной школе, а это значит - лететь за самолётом противника, не обращая внимания на его огонь, а когда до него останется метров триста, поймать его в маленький красный кружок, который видишь на переднем стекле фонаря. В этот момент, как учили меня в школе, необходимо нажать на гашетку. Тогда придут в действие все восемь пулемётов, и немец будет сбит. Я всегда следовал инструкции. На расстоянии трёхсот метров я брал противника на прицел, нажимал на гашетку и сбивал самолёт. Вы видите это совсем нетрудно".
   Этого молодого офицера обучали инструкторы, знающие своё дело. Всё искусство ведения воздушного боя было сведено к простейшей формуле: "Сблизиться с противником, тщательно прицелиться и задать ему трёпку". Хорошее моральное состояние было результатом тщательного обучения. Летчик был совершенно уверен, что дело будет обстоять именно так, как говорили инструкторы.
   Трудно? Нет, это совсем не трудно.
   В дополнение к таким материальным условиям, как выучка, вооружение и снаряжение, играющим большую роль в создании превосходящего боевого духа армии, существуют определённые психологические факторы, которые имеют большое значение.
   К ним можно отнести следующее:
      -- индивидуум должен верить в себя;
      -- амия должна верить в свои силы;
      -- армия должна верить в своего командира;
      -- армия должна верить в свою страну;
      -- армия должна верить в дело своей страны.
   Во всех случаях, как это нетрудно заметить, необходимы вера, доверие, убеждённость. Проанализируем перечисленные нами пункты.
      -- Индивидуум должен верить в себя.
   Солдат должен быть не только обучении вооружён не хуже своего противника - он должен испытывать моральное превосходство над ним. Он должен испытывать моральное превосходство над ним. Он должен в большей степени обладать уверенностью в своих силах, чувством собственного достоинства, самоконтролем и личной дисциплиной. Необходимость этих качеств признана уставами, эти качества он усваивает в результате умелой пропаганды высоких нравственных идеалов.
   В этом заключается метод старого мудрого солдата лорда Бадена-Пауэлла. Он чудесно преобразил души миллионов парней. Но чтобы этот метод дал хорошие результаты, необходимо вдохновенное руководство. Каждый солдат должен проникнуться твёрдой верой в то, что его личный вклад чрезвычайно важен для успеха общего дела.
      -- Армия должна верить в свои силы.
   Ещё недостаточно понятно влияние пацифистской пропаганды, которая в течении двадцати лет непрерывно внушала англичанину, что солдат немногим лучше наёмного убийцы и что война в любой форме - чудовищное зло для англичанина.
   Это учение чрезвычайно ценно для врагов Англии, и они не замедлили воспользоваться им. Призыв, повторяющийся во всех уголках страны, может вызвать массовый интерес к пацифистским книгам, которые ещё можно найти в наших публичных библиотеках. Хотя под напором самой истории пацифизм был решительно отвергнут, ранее нанесённый им вред ещё не изжит.
   Долг всех, кто отвечает за моральное состояние солдата, - знакомить его с историей замечательного боевого коллектива, к которому он принадлежит: с наиболее выдающимися актами самопожертвования, с безупречной преданностью стране и империи, с подвигами, заслужившими бессмертную славу. Эти примеры привлекают внимание людей несравненно больше, чем вся глупая и пустая болтовня о том, каким прекрасным был бы мир, если бы англичанин позволил всем остальным бить себя.
   3. Армия должна верить в своего командира.
   Генднрсон придерживается того мнения, что "исход сражения решается в сердцах людей, и главным образом в сердце своего командира".
   Нет конца жертвам, которые приносят войска, если ими командует человек, которому они верят и которого уважают. Когда лорд Робертс прибыл в Южную Африку, чтобы принять командование войсками, потерпевшими ряд неудач от находчивого и решительного противника, солдаты радостно приветствовали его возгласами: "Бобз и удача неразлучны!"
   Вскоре изменилась и обстановка. Армия, проигрывающая сражение за сражением, стала одерживать одну победу за другой. Под влиянием волшебного руководства Робертса моральное состояние английских войск настолько окрепло, что они преодолели трудности, которые при других условиях оказались бы непреодолимыми. Глубокая привязанность Робертса к своим солдатам вызвала ответную привязанность солдат. Всё, что он требовал, выполнялось войсками беспрекословно.
   4. Армия должна верить в свою страну.
   Когда солдат переносит множество лишений и за несколько шилинговв день подвергает опасности свою жизнь, но имеет право ждать, чтобы и все другие вносили свой вклад в общее дело. Его дело в такой же степени является делом остальных граждан. Однако солдату приходится читать и слышать о праздности, роскоши, беспутном образе жизни. Это вредно отражается на его моральном состоянии. Когда ему приходится сталкиваться с такими фактами, он невольно задаёт себе вопрос: "Стоит ли воевать за таких людей?" - и отвечает: "Нет".
   5. Армия должна верить в дело своей страны.
   Моральное состояние солдата будет поддерживаться на высоком уровне лишь в том случае, если он ясно понимает, что воюет за дело всей страны и в случае поражения пострадает вместе с ней.
   Современная война - это конфликт между добром и злом, и английский солдат должен считать себя инструментом божьей справедливости. С врагом он может разговаривать только так, как на рассвете говорит палач с осужденным на казнь преступником.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"