Вильмс : другие произведения.

Книга1 Самоанализ религиозного постмодерниста-10

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   __
  
  Все, что было, было реальным и настоящим только мгновения, а затем без конца царствует воспоминанье. А воспоминанье - это как сон. Вся наша прошедшая жизнь похожа на сон. Плюс вообще вычеркнутое время.
  
   __
  
  Сделанное благообразие - подделка, чувствуется.
  А я косноязычен. Объяснение: ухожу от трафаретов в трудноуловимое. Так нахлебаешься воды, что в лес слов войти не можешь!
  
   __
  
  Нельзя долго смотреть в глаза. Это как смотренье на солнце и, возможно, сводит с ума.
  
   __
  
  Провидеть собственное будущее... интересно. Ох, ах, да...
  
   __
  
  То, что во мне - из книг; с этими институтами больше бы ниоткуда не узнал, наверное; по крайней мере, было бы уже поздно. Книжное, но не головное же. Это теперь моя сущность, то, без чего я уже не мыслю жизни. Пусть даже окажется, что там, где книга, там и монастырь.
  
   __
  
  Они не скрываются и потому естественны, а я скрываюсь и подыгрываю и потому неестественен.
  Со случайным человеком, если почувствовал, что он чужой, лучше молчать, но с такими, как А-й, лучше не зажиматься - иначе слишком мучительно.
  Вообще, дела тут обстоят слишком плохо, чтобы можно было надеяться их полностью исправить.
  ...Пошлость еще не ушла, но ей уже затыкают рот.
   "Ну, ты даешь! - я же не уйду никогда!"
  Ладно, но не может человек жить без надежды, я не могу. Интересно разгадывать, какая у кого надежда.
  Похоже, там нечего разгадывать, но ты сохраняй, сохраняй надежду на жизнь интересную!
  ...Многое из колебаний может пригодиться. Потом разберемся, а пока надо записывать впрок!
  
   __
  
  Опять ловлю себя на унылом сетовании: мол, практический результат равняется нулю, полеживаешь и все твои чувства сами по себе никому не нужны. Когда не глуп, тяжело быть только альтруистом. Но я определенно чувствую отвращение к любой практической деятельности - сразу усыхаю, старею, мертвею и становлюсь сам себе неприятен. Да и литература - это жажда "наполеонства", а я, в сущности, не верю в реальную силу книг.
  И чувства мои стары.
  Я чувствую все то же.
  И мысли мои стары...
  Я хотел бы заново родиться.
  Состарился, еще только рассуждая о чувствах и переживая за мысли.
  Нельзя самому поднять себя. Нельзя оттолкнуться в безвоздушном пространстве. Нельзя, оттолкнувшись в реальном пространстве, улететь вперед дальше, чем на один только шаг.
  Может, так же нельзя изменить свой внутренний облик, как нельзя изменить внешний - вот эту физиономию с угрями. Словами я только расцарапываю свое внутреннее лицо...
  
   __
  
  Есть свет, есть и тени. Причем при восходе солнца есть огромная тень.
  Все не так плохо и, может, пока мечтал, я не заметил, как пошел и иду? Да, наверное, иду...
  
   __
  
  ...Кто-то хочет узнать, что имеется в твоем бурдюке без крышки и ты, уступив из тщеславия, протыкаешь бурдюк - после чего он, возможно, тобой восхищается, но бурдюк-то испорчен, то, что было в нем - вытекло... Может, я просто я не знал, что у бурдюка есть крышка? Она же обязательно должна быть.
  
   __
  
  Нет ничего тоскливее раннего утра, когда тьма ушла, но все так призрачно...
  Я не могу вставать в пустоту - это просто ошибка.
  Но и переспать плохо.
  Парадокс, но если работать ночью, в тишине, то обязательно получится, потому что чувствуешь умиротворение.
  И возможна тихая музыка.
  
   __
  
  Разговор со знакомыми: всегда одни пошлые фразы. Норовим проехаться друг по другу.
  Редкость разговор с незнакомым с неожиданным внутренним смыслом.
  Ну, и мечта для комплекта: разговор с настоящим другом, который понимает тебя.
  Я сам - незнакомое лицо!
  
   __
  
  Тонкость: чуть светлей становится чувство, как сразу появляется жажда движения, но чуть двинешься, как уже всё желание прошло. Порываюсь, но лишь дрожу пока, раз все перспективы как собачий хвост.
  
   __
  
  Я разный, если не прячусь. Только на людях я всегда прячусь. Ничего, потерпят - это лучше, чем роли, которыми я порываюсь их развлекать.
  
   __
  
  Ищут истину отвлеченно, не учитывая особенностей человеческого мышления...
  
   __
  
  Выть готов одну и ту же песню: "почему, почему ничего не выходит". Кругом мрак и по-прежнему нет маяка, одни словесные формулы.
  Рутина, от которой не в силах оторваться, глупый смех Я-хина - и вот я сам уже точно на его уровне. Как мы с ним сошлись? Иначе было бы полное уединение.
  Да, я тоже кривлю рот в ухмылке, говорю пошлые и грубые слова - все время чувствуя, как же я плох. Хочу навсегда сказать всем "пока", держусь надеждой - и неужели не выйдет солнце?
  Все приелось /не то слово/ и стало нереальным. А мои воспоминания - это тени теней, все та же пустота.
  
   __
  
  Мои чувства неизмеримо сильнее моих слов....
   Я убежден, что я не рыба, и я, что бы ни говорил в тяжелую минуту, убежден и в том, что после ночи наступает день, что ищущий обязательно находит, а страждущий утоляет жажду.
  А слова имеют неисчерпаемые возможности.
  Просто не все сразу. Пока хорошо хотя бы то, что две вещи знаю точно: искусство и то, к чему надо стремиться с людьми: не болтать /упаси Бог от пошлостей/, быть внимательным и готовым помочь, но с твердостью и без навязчивости.
  Прилагательных, эпитетов много можно придумать, но, главное, я знаю, когда я хорош, когда плох.
  И - тоже главное - чем ниже себя поставишь, тем и легче, тем меньше препятствий к Делу; выражаясь современным языком: поменьше амбиций.
  
   __
  
  Такие внутренние монологи можно перелить только в стихи!? У меня все время слишком болит голова для стихов...
  Кажется, эти пустые дни будут идти бесконечно.
  Я на дне; невероятная толща навалилась на меня, и пока что не всплыть. Конец связи...
  Все чувства окованы тоской; чему отдать душу, чтоб жить? Среди жизни и всякой растительности железо оков моих превратится в дерево.
  
   __
  
  Голая мысль ценна лишь для тебя, маньяка и говорить ее голой кому ни придется - кощунство. Мысли нужна огранка и воплощение, потому как дух не может существовать на земле без одежды и тела. Проповедь - уже воплощение. Книга, произведение искусства - то же.
  ...Это о другом: искусство перестает что-либо значить, если в нем не воплощена идея.
  А это о третьем: вижу, как на другом краю духовного пространства сужденье губит впечатленье.
  
   __
  
  Стихи - истина как точность отраженья.
  
   __
  
  Во мне нет благообразия, я болтун и просто ничтожен. Это отвращает от меня сердца людей и мешает им понять меня. Слишком много наносного и лишнего. Знаю, но избавиться не могу. Пока мусором живу. Бабочкой, что пользуется хорошею погодой.
  
   __
  
  Я одинок, вокруг, по сторонам у меня нет внешней жизни, поэтому расту вверх.
  Или: вокруг полно всего, но я хочу себя увидеть...
  
   __
  
  ...Но, раз он пытается писать стихи, т.е. привнести красивость в факт, значит, он еще не до конца потрясен тем, до чего же этот факт непостижим. Пытаются использовать то, что на самом деле наш господин.
  
   __
  
  Тиски ломают тело - я проснулся, я почувствовал, что живой, вместе с болью и любовь хлынула волной. "Поднялся ветер и залетала по волнам моя улыбка".
  
   __
  
  Если есть идея, то она как лампа все освещает, превращая в одухотворенный образ. Сидишь на кровати по-прежнему, но уже много чего наблюдаешь!
  Масса - холмы, а мыслители - горы. Холмы широки, но низки, горы высоки, но узки. По крайней мере, я, как мыслитель, пока достиг высоты только в каком-то одном направлении. Оно занимает мой ум, а остальные вопросы остаются за кадром, поэтому картина неизбежно кажется странной.
  Вообще, мир наших ощущений и представлений настолько ограничен и беден по сравнению со всей возможной и в каких-то местах существующей жизнью, что можно сказать, что вся наша жизнь лишь сон и мираж, с которыми мы напрасно не желаем расстаться.
  Почему-то люди всю жизнь смотрят на вещи одинаково - почему? Я хочу смотреть со всех сторон и даже изнутри и даже вместо них, как будто я не я - и это будет и истиной, и настоящим искусством.
  Слишком много сознания - это когда сознаешь само сознание: "сторож мыслям" - опасная болезнь. И за тобой, эгоист-философ замечаю ее.
  
   __
  
  Спящего не прими за мертвеца, а мертвеца не прими за живого...
  Слабея, ложимся и лицо смотрит вверх. Не символ ли, что в слабости...
  
   __
  
  Все, о чем слово есть - есть.
  Есть слово "стул" - и есть стул; есть слово "душа" - и есть душа, есть слово "Бог" - и есть Бог. Да, это ясно.
  
   __
  
  Может, главное - в способности жертвовать ради главного. Буду кончать институт - и потянется папина дорожка. Я уж не говорю о телевизионных удовольствиях. Это же жизнь для тела - а душа жива - у телевизора - но прозябает.
  Впрочем, я и сейчас уже обломок, выброшенный из струи жизни. Надо смотреть в лицо правде своих ощущений.
  
   __
  
  Часто просто чувствуешь тяжесть - и всё так смутно, что не находишь никакого для нее выражения.
  Не вижу слов, только строчки.
  Жить, не тыкаясь в строчки, до слов их пронзая. Сначала не поверил, что уже проснулся и теперь это возможно, а, может, и побоялся.
  Слова живы - все живо; поэтому надо разгадать их великое молчание и их великую неподвижность.
  Вздохи - о чем?
  Тайна всегда в сокровеннейшем, у живого - в личном, у неживого - в общем.
  Сокровеннейшее - мое; нет у него назначенных часов - лови и днем и ночью.
  Ночью чувство в чистоте - ты беззащитен.
  Неподдельная тоска по той - толчком проснулся и хлынули чувства, запели; лирика - мечты о нежности заветнейшие, которые разрушит день.
  Тоска - святое чувство. Мы отмахиваемся от нее, досадуем названием своим, а то сигнал трубы небесной дошел до нас.
  
   __
  
  Первая заповедь - чистота.
  Кстати, каждое слово - идея, своя идея. Я понял идею слова "чистота"... - или я зациклился на ней?!
  Жизнь - чистилище, смысл ее в очищении; смысл же очищения - в возможности прозрения Бога. Так понимаю это я.
  
   __
  
  Пустота, но я в настроении и потому продолжаю ждать и смотреть, не говорю: "нет - и не надо, потом".
  
   __
  
  Как попристальней посмотришь - всё одна гадость, ничтожество никчемное - и чего тут записывать. Поганое настроение, поганые направления мысли - а чтобы записать захотелось хотя бы один островок должен быть не поганый.
  
   __
  
  Жизнь для меня что-то невозможно глубинное. Как-то вдруг все связывается, обретает и смысл, и краски. Но это редкость, обычно ни с чем всплываю в небытие и пустоту.
  
   __
  
  Писать надо без соединительных переходов - только вспышки. Во всяком случае, не должно быть воды объяснений и оправданий, которая тушит, на дно тянет вспышки.
  Порок стремления украсить истину. Порок или наивное незнание...
  
   __
  
  Чего боишься, то при дверях, т. е. актуально. Например, раз боишься, что обесцвечиваешь чувство, значит, уже близок цвет и видим идеальный образ; уже есть понятие и надо только помнить, что путь-то в гору.
  И по пути не верить в узость, однозвучность; просто я опять плох, раз снова ничего не вижу; я обязан увидеть и увижу. Я должен внять любому.
  
   __
  
  Суть литературы в осознании идеального, идейного начала жизни; идея же отрицает случайность.
  Бесконечно многообразие идей - их хватает для того, чтобы исключить любую глупую случайность.
  
   __
  
  Ключевые слова для меня: чистота, внимательность, малодушие, правильность, беспрерывность, избранность, смирение немощного, вечное возрождение - как "феникс из пепла".... Видите, затесались только немощь и малодушие!
  Плевать на характеристики и самих людей, мне необходимо знать только их ключевые слова-струны!
  
   __
  
  Новой ступени в искусстве достиг пока лишь Дост., а остальные из лучших пока лишь чувствуют идею.
  Кажется, и он не совсем попал в точку. Но это новый принцип. Этот нечистый звук есть не суть, а направление поиска...
  Речь идет о произрастании семени и воплощении в деле. Тут помнить надо, что сам я лишь сосуд и мне надо быть лишь хорошим сосудом, чистым и кривого, дырявого ничего не выдумывать.
  Признак настоящей идеи - животворящее возбуждение, которое она вызывает.
  
   __
  
  Приходят яркие, но нестойкие мысли - еще только начинаю обдумывать их, как все уже разлагается и остывает в минуту. Похож на неуклюжего великана, который давит бабочек, пытаясь взять их в руки.
   Пока мои слова мертвы. Какая-то архаичность - по наивности непонятно от кого унаследованная.
  Неправильно записываю и не могу потому выразить мимолетные чувства, а в них, думаю, весь аромат. Если пытаюсь словам округлость придать, то почему-то они непослушны, не идут сами собой, все чужие подвертываются. Все потому, что суть уже упущена, многолико исказилась плотью. Кажется, надо сначала первое слово найти, корень всего - и искать его надо в самую минуту чувства...
  
   __
  
  Но надо писать, писать и писать. Перенимать достигнутое до меня и пробовать, пробовать, пробовать - и почитать не за труд, а за наслажденье это препятствий топтанье, строганье, ибо я тогда лишь чувствую, что живу, когда без помех бьет родник чувств и мыслей и это уж не химера.
  
   __
  
  Замечать за собой, когда смотришь на всё этаким бивнем невосприимчиво-снисходительным.
  
   __
  
  Работать над фразой. Конкретность слов никак не меньше материи ощутима для меня.
  
   __
  
  Бог не действует идеально, если хотите, сказочно, все преломляется плотью - этим данным устройством - и жизнью и всякая воля Бога осуществляется лишь посредством их, лишь переплавляясь. Не только болезни, ураганы - все так.
  Также и идея не действенна сама по себе, она - над, т.е. ее не может передать познавший идею - сия способность от Бога, и, думаю, это высшая награда достойным. Лишь воплощение идеи получает действенную силу по отношению к обычным людям.
  /Суть верна, но тон учительный и сухость - ужасны.
  Критикует идеал.
  Внимать, внимать ему, угождать.
  Пусть больно, но ты слушай его навытяжку, пусть трудно, но ты бегом, что он велит, делай./
  
   __
  
  Как иногда значительно человеческое лицо, в нем чудится что-то важное и духовное. Впрочем, из многих прет лишь пустота ночных горшков.
  ...Незнакомцы значительны, а знакомцы - фикция, знак, причем знак непонятный и плоский. Лишь при совсем близком знакомстве вновь примечаешь объемность.
  
   __
  
  И намека нет на дар слова, что делать? Что уж будет, раз другого пути нет и иначе мне человеком не стать - я же не могу в глубине себя не уважать.
  ...Может, и не к книгам ведет меня.
  ...Сколько людей не осуществилось на свете, они кругом, как поломанные игрушки или серьезные вещи с серьезным изъяном; почти все и не осуществились, брюзжат, мучаются; сначала таращатся, не видя смысла высшего и единящего, а потом опускаются в прах, гонимый ветром; на дне их опора, там успокаиваются и преисполняются извращенной гордостью. "Пересобачиваются" - если короче и проще, по Чехову.
  Вовсе не злорадствую - чтобы над этим злорадствовать, дьяволом нужно быть, мне ужасно грустно от такой ситуации, но, чтобы выжить, ее надо понять. Понявший презреет тщету и амбиции собственного "я", по другому поводу начнет беспокоиться.
  
   __
  
  Дело не в точности, а в силе. Это закон органики. Жизнь не экономит, а от избытка побеждает - и антижизнь лишь иногда в угол ее загоняет, когда действительно за счет точных ходов она вылезает...
  В каком направлении ни кинь, вроде бы вижу, куда надо расти, что надо и что не надо. Ориентируюсь на незнакомом вокзале...
  Но в мысли нет пока полифонии, как у Дост., отрывочность. Зато нет и традиционализма. Во мне 20-ый век и мое уродство есть уродство младенца иль птенца.
  Теперь надо добавить не типичную сегодня спешку и ухватистость бодрячка, а вдумчивость смиренного.
  ...В голову приходит много мыслей, но таких ярких и сочных, что я сомневаюсь в их значимости. Вообще, что такое яркость и сочность мысли? Что это за сон? И в каких отношениях он с истинной болью и подлинностью?
  
   __
  
  У каждого свое лицо - такими задумал нас Бог, и стремление к обезличиванию, прикрываемое заботами о благе некоего абстрактного общества - от дьявола. Нет смысла плодить двойников. Ничего нет в мире абсолютно одинакового, а, значит, и правда у каждого в чем-то своя - и пусть каждый делает ее ярче и ярче, устремляясь к объединяющему нас солнечному свету.
  
   __
  
  "Литературные" идеи плодятся у меня необыкновенно легко /я не говорю, что легко их воплощение/. Собственно, когда ты включаешь электрическую лампочку, ты уже создаешь иной мир. Слова нетрудно превратить в подручный материал. Да, авангардистом быть интересно и легко.
  Но и в описательстве какая бывает сила и свежесть!
  
   __
  
  Идти, значит, жить с ощущением начала и вечного приступа - не планомерное перемещение в воздушном, а на самом деле безвоздушном пространстве...
  
   __
  
  Идея - дрожжи, ну, а уж дар слова - пока для меня загадочный дар; в чем суть хорошей фразы? - мука. Идеи пока так теребят меня, что сами не понимают, что желают видеть слова.
  
   __
  
  Не узнают себя.... Сознают, что писатель старается им понравиться, раз живописует мелким бесом. И нет диалога. О чем тут, в самом деле, говорить? А очень, очень важно, чтоб был.
  
   __
  
  Жизнь от тепла, а тепло от огня; только не жги, а давай больше тепла и света.
  
   __
  
  Ступени познания: к примеру, я ни разу не видел огурца и вот, когда увидел, познал сначала цвет и форму, потом понюхал, потом попробовал его... Наверное, жизнь я еще нюхаю.
  
   __
  
  Какая сила - музыка! Уже не мыслю себя без нее, но пока совсем мало понимаю.
  
   __
  
  Когда идем куда-нибудь, какие при сборах происходят волненья и хлопоты - вот так бы и в творчестве!
  
   __
  
  Душа выходит и кукла начинает спотыкаться. Тогда, чтобы смеяться, надо только посмотреть на себя со стороны...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"