Постмодернист : другие произведения.

Самоанализ религиозного постмодерниста-61

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   __
  
  Я очень несовершенен, но надо учитывать то, что мне отмерен очень большой размер совершенства. Т.е. хотя в абсолютном - внеличностном - измерении - которое меня совершенно не касается - я выше их, но в действительности, как человек - всё еще много ниже.
  
   __
  
  Выходишь из темноты "затвора", чтобы глотнуть воздуха, чтобы что-нибудь посмотреть, послушать, сказать, чтобы подвигаться и погреться.
  Мир пустеет для меня, обнажает свою пустоту там, где раньше всё было наполнено. Иногда даже странно, что родные не чужие. Кто они такие, рассуждающие о мировой политике, о своих хлопотах и без конца уходящие?! Так ли уж многое связывает нас..." /"И на лицах их изобразилась подслеповатая глупость"./
  
   __
  
  Перечитывал совсем ещё недавнее, то, что писал последней зимой и испытывал всё то же ужасно странное ощущение: "это же детские горки вперемежку с несуразицей и невразумительностью!" И стыдно читать частенько вставляемые намеки на трудность высокого бремени! И что за темы - иногда возникало ощущение, что это не я писал: совсем не помню, чтобы меня такое волновало! А с одним фрагментом получилось так, что я вспомнил, когда и как писал его - и, ей Богу, чувство было сильней, чем написано! Было ощущение мудрой усталости /может действительно, только усталость к мудрости близка/. Ещё вспомнил, что когда я ранее той зимы перечитывал ещё более ранние тексты, то думал то же самое, что сейчас думаю о зимнем периоде, но я сейчас перечитывал и самое раннее и по уровню не нашел там разницы с зимним! Скорее, наоборот.... Нужно больше холодного недоверия к пьянке чувств и упоению думаньем и писаньем. Это не призыв, это уже есть в моем пристальном взгляде.
  Был и есть: в пути человек слепой и неказистый в местах слепых и неказистых.
  Ведь только сейчас встал вопрос о преодолении первичных "жанров" - "планов", "теории", того, как надо и как не надо.... Нужен не переход к вымыслу и фантазии, а развитие самой мысли - требующей всё большего "обеспечения" и сопровождения - и это жизнь; да, это путь к жизни в её образном, прозаическом, символическом и экстазном вариантах. Плюс чисто вторичная работа над словом - очень, кстати, способная продвинуть и саму мысль.
  Только сейчас приходит трезвость. Всегда - ещё совсем недавно, чуть ли не вчера /а это, конечно, ставит под сомнение очередной рапорт об очередной победе!/ - упивался своими чувствами: любуешься осенним днем и: "хорош"; что-то думаешь и чувствуешь и: "небывало хорош".
  То единица была; сейчас, может, двойка, а тому счету, возможно, и конца нет. Это не оценки, а сравнение - мне не до оценок.
  Больше отбрасываю, а не отброшенное цепче, жестче и критичнее "довожу".
  
   __
  
  Человек, от вида, слов, поступков и даже одежды которого веет чужим и непроницаемым... - это "запах" силы и крепости; только слабость у людей общая, только в слабости они единятся...
  Такое же бывает: очень холодно, а человек плохо одет и ему некуда уйти... - ему ничего не остается, как уйти через окно пятого этажа. Тебе бы тоже было холодно, но ты одет лучше. Тебе даже стало теплее, чем раньше. "Почти совсем тепло"...
  Почти мгновенное рождение и недолгое, на ходу формирование и "развитие" моих "мыслей"... - в них именно мгновения истинности, а так они перекручены, забиты хламом и мной отчетливо и верно не осознаны.
  И с этой точки зрения сейчас чуть лучше стало: дольше и объектней.
  Как может понять, как надо жить правильно и здорово человек неправильный и нездоровый?
  Незнание лучшего, как незнание будущего.
  
   __
  
  С мамой расспорились по поводу Послания к Филиппийцам 3.5 - 3.14.
  Мне кажется, что для того, чтобы хорошо, без перетолковывания, убавления и прибавления понять духовное слово, надо, помимо наличия непредубежденной доброй воли /что уже большая редкость: таковы, в идеале, только дети. У нас, взрослых перед чтением уже есть убеждение/, еще и стараться понять настроение человека писавшего. Сильное слово как раз тем и отличается, что его всегда пишет человек настроенный, нашедший и потому очень легко ошибиться, не представляя данное слово живым. В сильном слове души и жизни больше и, не поняв жизни и логику души автора, не поймешь силу слова.... Очень трудно, но возможно проследить движение чувства, то, как оно движется от фразы к фразе - настрой же, если текст зараз пишется, обычно везде одинаков.
  
   __
  
  Они - вещи, дома, деревья и звери - упали - и ты упал в их компанию. Они понятно за что упали - мертвые, но ты?...
  
   __
  
  ...Не улыбнется, не пошутит, не поспорит - только смотрит непонятно чем занятыми открытыми глазами.... Сосредоточен, как камень, не поедет за грибами на природу и всем от него неприятно. Уходит посреди мероприятия, едва лишь потеряет к нему интерес. Не грустит и не веселится. И частенько пребывает за запертой дверью. Там тихо, но с веранды видно, что сидит и пишет, лежит и думает - или спит - сосредоточенный до неподвижности камня.
  
   __
  
  ...Впрочем, часто просто нечего записывать. Вот можно, например, ощутить как истину то, что у меня впереди много времени и т.п., но зачем это записывать...
  
   __
  
  Постижение объективного и сотворение возможны лишь для человека, поднявшегося над своей человеческой природой.... Такой человек всё время выносит себя на рассмотрение некоего беспристрастного судьи, который никогда не бывает удовлетворен, но в силу своей надчеловеческой сути не способен по человечески объяснить в чем же дело и как надо - хотя отклик его вполне индивидуален и разборчив и строго соответствует сути представленного на рассмотрение. Человек должен быть холоден ко всему тому, чем прельщаются люди /начиная от чтения газет и разговоров/ и он не должен раздваиваться и выключать душу, когда ему приходится делать житейское /потому что его дело - жизнь/.... И вот естественный вопрос, на который не могу дать утвердительный ответ: разве я способен на это? Разве можно уйти из сиюминутного в вечное - рассматривать сиюминутное, как мгновение вечного...
  Это путь к беспрерывности работы, когда уже нет разделения на тебя и твоё дело - как сейчас я ломаю голову: "ну, что же мне делать и как быть в том-то и том-то?" - а есть только ты в деле. Нужен переход не из статической пустоты к локальному заполнению локальным движением, а постоянное и повсеместное движение.
  ...Нет, он ни в чем не холоден, просто для него в мире нет места... - быть может, в действительности он наоборот так горяч, что всё доводит до обострения.
  Только познавший объективность своей жизни - и мира, насколько его касается твоя жизнь - может быть полностью покоен, потому что покой дается по мере познания.... И совсем без такого познания человек жить не может - это как опора и привязь; бессмысленно никто жить не будет, это верх противоестественности. Поэтому у него обязательно есть то, что называют "догматами" - и конечно, он делается полутрупом на привязи их...
  Истинное /показывающее объективность/ объяснение и понимание открыто, т.е. оно не замкнуто в некое монолитное целое, к которому уже не прибавить и от которого уже не убавить, а, напротив, в объеме лавины рождает и открывает всё новые вопросы, аспекты, связи и сложности - и потому производит впечатление недостаточности, но лучше это, чем обман людей мнимым совершенством. В открытости спасение от ложной субъективности...
  Истинно то родившееся, что само рождает.
  /Раньше россыпью записывал мелочи, а теперь фрагменты стали крупнее и каждый - это целый вопрос./
  Это же просто: высказыванию естественно быть утвердительным, но вес и уровень этой утвердительности будет тем больше, чем большее сомнение преодолено, чем большей требовательности оно удовлетворяет. Борьба их, всё возрастающая в усилиях и находящая всё более универсальные доводы, есть источник развития.
  Но мучит меня то, что в долговременном плане лучше всего бывает, когда и в тексте показывается не только победа - утверждение - и даже не только победы и поражения, но и сомнения...
  
   __
  
  "И т.п." - это прицеплен не вместившийся мир; дорога всегда ведет к бесконечному числу...
  Крупинка здесь и мир, во многом неясный, там.
  
   __
  
  Как дороги и милы человеку его человеческие слабости и как неприятен и сух бичующий их - пусть и по духовным соображениям - аскетизм...
  Это неверно: бичевать, укорять и звать к отказам. Не в этом дело, ни от чего не надо отказываться волевым решением. Да это и объективно невозможно для не подошедшего и не достигшего. Надо только личным примером показывать другое начало, его милость и возвышенную силу. Показать - это уже призвать. И духовному вовсе не надо отказываться от душевного и человеческого, именно душевное является всём наполнением и содержанием нашей жизни, а духовное - это только учитель и руководитель; это цель и дело, это Бог - и всё это нужно, потому что душевное слабо само по себе. Отказ от человеческого приводит к абсурду - в конечном итоге, это отказ от жизни.
  Кстати, у нас глаза горизонтальные, а духовные глаза - вертикальные! Это я по ощущению в глазах своих подумал! Такое же ощущение, как от органных звуков Баха. Это страсть / "страсть" - "рост"/...
  
   __
  
  Темень приятная, успокаивающая чистотой - большей, чем у слезы - просто мутная жидкость - и даже чем у самой синевы. Бах. Лежу, а Вова сидит боком в кресле. Загорается и гаснет светлячок фонарика - это пишутся мои "зарубки". У нас с Бахом гармония, это об этом, о темноте, фонарике и обо мне - имеющем историю, но увиденном со стороны, как будто я просто равен темноте, фонарику и музыке. Когда музыка кончилась, я встал и прошёлся, но лишь один раз, потому как уже собран и нужна только пауза, отделяющая одно действие от другого - предчувствовал, что десятка коротеньких вспышек хватит на много часов и чувствовал в себе тяжесть локомотива - едва выносимую, хотя он и железный...
  Вот что для Вовы высшая пропаганда - выше написанного.
  
   __
  
  Нескромное сравнение - думая о том, как я смешно - хорошо ещё, что смешно - срываюсь на: "дурак, ничего ты не понимаешь!!!" и т.д., чуть только они затрагивают то, в чем ничего не смыслят, причем тогда, когда я "разгорелся": ведь и Христос так вопиял, был нетерпелив и несдержан, когда элементарного не понимали! /"Вопиющее непонимание"./
  
   __
  
  Жизни в записях будет столько, сколько ее есть действительно.... Всё соответствует: мизер здесь - мизеру там, какая-то прибавка там - какой-то прибавке здесь...
  
   __
  
  ...Это путь к фразе, которая есть не просто сплетение слов, а сплетение слов-полюсов. Через это понятно как происходит развитие и усложнение понимания: допустим, первоначально в мысли было взаимодействие одной пары полюсов, но для выражения ее ты привлекаешь по одному из полюсов от многих других пар - которые - конечно, в данном аспекте - всегда показывают и открывают жизнь в направлении своего второго полюса...
  
   __
  
  Слушая музыку:
  "Наверное, пойди я по музыкальному пути, смог бы точно так же генерировать и музыкальные идеи - находя мелодии, многоголосую жизнь, полную чувств и отношений..."
  
   __
  
  Проникновение в суть какого-то вопроса - это проникновение в собственную суть. То же самое и при чтении: у написанного всегда будет поверхность и глубина...
  Если глубина читающего меньше глубины текста, то он никогда в него не проникнет - как не проникают в Библию и в сущность самой жизни, наконец? Да, но, казалось бы, дорога, пройденная наполовину, должна позвать его пройти ее до конца, он должен видеть, что то, что он нашел, ещё не конец. Но почему так не происходит с Библией и с жизнью?
  ...Тут дело, кажется вот в чем: Евангелие и жизнь - это сложная простота, т.е. нечто, воспринимаемое как простое, тогда как сложность остается за кадром...; и это Богочеловек, т. е. духовное, приобретшее душевность /внешняя простота и геометричность - это свойство духовности/. Это не высоты земли и не от земли вознесшееся, а с неба спущенное - низы неба. Т.е. не пройдена грань - и нельзя её перейти и направиться вверх.... Пойти же можно, если имеешь дело с простой сложностью - и именно с этого и началось все то, что я сейчас пишу; моё - это именно простая сложность, душевность приобретшая духовность - т.е. человеко-бог; а душевность - это жизнь и показ жизни, потому что человеку нельзя понять и выразить духовное иначе, чем через свою душевную жизнь. Но это путь не на небеса, а к человеко-богу...
  
   __
  
  "Может быть" - это не только сомнение, но и намек на многозначительность - правда, удручающий своим однообразием.
  
   __
  
  Читал послание одного верующего, "обличающего" всех. Человек он, видимо, очень тяжелый, нехороший и истеричный - даже близок к умопомешательству - но его жалко: не видит себя.... Этакий жалкий боевой конь, у которого всего и осталось, что эта его сумасшедшая и несокрушимая боевитость. А те, которых он обвиняет, видимо, в основном, правы в своем неприятии его, поучениях и т.д., но хороших чувств тоже не вызывают: видны их теплые, застывающие как студень, малоподвижные и казенные души, не способные помочь. И вот всё думал о том, почему человек себя не видит. Это и о своем: когда уходишь в дело, то не видишь уже, что делаешь. ...Когда читал его, некий взглядик на своё мелькнул - мол, ахинея; с первого взгляда видно... - что, кстати, понятно: с первого взгляда всё сложное и далекое неизбежно будет таковым казаться - но все-таки страшно...
  Даже своё тело человек видит частично и искаженно...
  
   __
  
  Стоят прекрасные, золотые дни, а я всё время дома и даже при ночном свете. Осень - мимо. Ничего, у меня ещё будут осени - и ради того, чтобы они были прекрасными, я должен трудиться в эту. Да и надышусь я скоро свежего воздуха вдосталь.... Но и в эти дни еще будет, наверное, какой-нибудь выход, прекрасный редкостью своей, как редкий плод и камень, если уж не человек...
  Листья под конец жизни удостоились стать подобиями спелых плодов - что изменило смысл их смерти-падения...
  Я мысленно - наяву не осмелился бы, если бы даже это и было возможно - дружескую руку протягиваю и самую светлую улыбку посылаю вам, всем светлым и находящимся в этих светлых далях; будьте счастливы, счастливые!..
  А несчастным - печаль дождливой осени, сумрак вечеров и темень ночи. Полон сочувствия к ним, но не говорю им о том, боясь обидеть и быть непонятым - быть недостаточно хорошим для того, чтобы сочувствие моё было хорошим.... Вообще, я полон желания помочь, но ничего не делаю - потому что знаю, как это трудно и как недостаточны тут голые добрые намерения...
  Улыбка не скрасит дождливый мир. Несчастный в буре или в темноте ее и вовсе не заметит.
  Но есть затаенно несчастные - они всё замечают и всё оценивают...
  
   __
  
  Вспомнил какое-то из недавно мельком прочитанных рассуждений одного писателя и с мягкой иронией подумал:
  "Это же естественно, что их высказываниям и им самим непременно нужны солидность и авторитет - иначе будет видно, что они просто жалкое ничто из обычной эклектичной кучи".
  
   __
  
  Вспомнил, как носился с парадоксальностью... - сейчас подобные шаги - а это шаг - воспринимаются как частицы, влившиеся в целое - и только - зря при своем возникновении они претендовали на самостоятельность и большое значение.
  И всё же, неужели неизбежна мучительность движения, мучительность поиска и самостоятельных усилий - так легко представить обратное!
  Пишу и пишу - так новую сигарету прикуривают от докуренной. ...Ещё похоже на шахматы: в уме у меня только общий замысел, а на расчет конкретных ходов почти не способен - от силы один-два в голове...
  А ведь знаешь, что сейчас, когда ты перешел ещё одну ступень, ты стал поездом, который уже нельзя остановить без риска потерпеть крушение; и крушение устроить нетрудно... - как я буду в армии, когда даже простое лишение возможности думать и писать для меня может быть крушением; а это только так и может быть, сейчас стога сена не караулят, наверное. Поезд идет и должен идти, остановка - смерть...
  
   __
  
  Я "брожу" по организму-механизму мира, описывая то, что оказывается перед глазами.... В процессе кружения возвращаюсь на старые места и, видя их по другому, и описываю по другому, находя новые подробности и связи с другими местами.... Это организм, в котором все члены связаны со всеми, так что, описывая какое-то место, рядом я вижу места, в которых уже приходилось бывать, но я вижу их с другой стороны...
  Судя по мучительности поиска, разрыву между пониманием и жизнью и степени отвлеченности мыслей, я ещё достаточно далек от достижений и итогов...
  
   __
  
  Добавление к "чужим" людям /где-то ранее/: похоже, Бог ими меньше занимается?! Как если бы они не были вселенной...
  
   __
  
  Путь к большей духовности - это путь и к большей властности.
   Так, наверное, можно многие качества рассматривать...
  
   __
  
  Типично то состояние, при котором один полюс преобладает, а второго - самый минимум, но он все же есть. Это как растение и зерно - второй полюс присутствует в размерах зерна, так что его можно и не заметить...
  
   __
  
  Заметил, что достаточно немножко изменить известное высказывание и оно будет говорить уже о другом и неожиданным образом освещать другие вопросы...
  
   __
  
  Я люблю Баха, потому что ни в ком другом нет столько истинной радости. Это мои - но мной еще не достигнутые - нежность, детскость и восторженность. Т.е. это мой путь.
  
   __
  
  Люди без конца, как без конца дни, деревья и трава...
  Зачем же я, кто же каждый, если - без конца? Любая величина в сравнении с бесконечностью - ноль и стремится только к нулю.
  Есть вечное: труд, развлечение, время, земля, растительность... - только оно и имеет имя - и есть адепты вечного - например, развлекаясь, ты становишься адептом развлечения, а думая - адептом мысли - которые безымянны.... Ведь что такое "Дима Вильмс" - это же ничего не говорящее слово, по сути, словесный шифр...
  
   __
  
  Итак, сейчас у меня есть только скелет. Безостановочно черчу и конструирую - причем уже и такое, к чему не добавить и от чего не убавить. Но у меня же есть и душевное начало и я чувствую, что только при реализации его, будет радость и ощущение полноты. Да, прорыв к душевности - это тот самый прорыв к "земле" и жизни. Прорыв к влаге душевности приводит к возрастанию в духовности...
  
   __
  
  Играет легкий джаз. Впуская его, сажусь на легкие волны - и отправляюсь в свои прекрасные страны...
  
   __
  
  Может быть, когда-нибудь эта проблема "утра-вечера" будет представляться нелепой. Вот сегодня, например, спал с возбужденными сновидениями и утром вскочил часа на два раньше обычного и всё пишу и пишу и состояние вчерашнее вечернее. Ощущение, что всё бодрствую и бодрствую, как будто не спал и не было ни расслаблений, ни отвлечений. А ведь часто бывает обратное ощущение - что всё сон и сон - хотя бы и спал не дольше обычного и что-то делал, думал и говорил.... Жизнь от бодрствования до бодрствования - сон где-то там, незаметный - и жизнь от сна до сна /вот снова лежу в темноте, засыпая - одурелый и вялый/. Быть может, надо оставлять на утро "завтрак" в помощь - пяток "зарубок" - сегодня на них раскрутился.
  Впрочем, если смоет ночь всякое горение, то тут уж ничего не поделаешь - лежу, проснувшись, и вроде бы незачем вставать, только вот времени уже много...
  
   __
  
  Мысли по дороге...
  В одном месте услышал звуки пилы, но никого не было видно и почему-то непроизвольно показалось, что звуки идут из под земли /пильщик оказался чуть дальше, за стеной деревьев, и он был безлик, одетый во что-то темное, как земля...
  Проходя маленький приятный скверик, усыпанной желтой ломкой листвой, вспомнил, что когда-то на этом месте один сморчок совершенно беспричинно зарезал двух прохожих дюжих молодцев. Как не вяжется... - но это было, было. Каждая пядь земли удобрена плотью умерших и полита кровью убитых.
  Была также старая мысль - но с гораздо большей отчетливостью в аргументации: чем больше человек, тем более он растворен в среде, в которой находится; он как бы спит и ощущает себя преходящей точкой, потому что все эти среды почти вечны, огромны... - не только природа огромна, но, например, и пространство трамвая. Это наполнение себя средой до того, что уже почти не ощущаешь себя...
  
   __
  
  ...Некто узнал что-то такое, поразившее его, что взглянул на всех с презрением - а был застенчив - или с гневом - а был безобиден - или с горечью - а был сентиментален.... Но толпа и окутанная дымкой презрения снует и смотрит легионами лиц совершенно как прежде, как бы скрывая нечто большее узнанного... - поэтому этот туман вскоре рассеялся...
  
   __
  
  Событие, ставшее солнцем всей недели; и событие ставшее мраком всей недели; и события, ставшие деревами этой недели; и события - если их можно назвать событиями - ставшие травой этой недели...
  И солнце этой недели, ставшее звездочкой этого месяца или года; и солнце этой недели, ставшее деревом этого месяца; и дерево этой недели, ставшее травою этого года...
  
   __
  
  Из разговора. Вова: "Тот-то сказал, что женщины в поэзии не способны создать ничего великого".
  - "Ну, поэзия сама-то не великое дело. Да и немало очень известных имен среди женщин; поэтичность, чувствительность, тонкость и восторженность - это всё же женские черты. Да и все эти Пушкины и Лермонтовы, уверен, были очень женственны..."
  
   __
  
  Была случайная минутная встреча со своим бывшим однокурсником. Сейчас подумал о таких, как он...
  Итак, у них слишком много жизни и слишком мало анализа, а у меня всё наоборот.
  Всматриваясь даже в такую вот простенькую встречу, можно увидеть целый мир смыслов, нюансов, вопросов и догадок...
  
   __
  
  Человек, одетый в темное...
  Это символ того, что в человеке освещены лишь небольшие участки большого тела.
  
   __
  
  Переход от прежнего ритма и тонуса к теперешней жизни - которая длится еще всего с месяц - это переход от безалаберной необязательности, вялости и несобранности к ежедневному выполнению ответственных заданий. Конечно, тяжко. Если бы я сейчас вдруг стал работать на производстве, причем в качестве какого-нибудь главного конструктора, то было бы то же самое.
  
   __
  
  Разговор о "перестройке".
  "Дети" вынесли оценку "отцам", отмежевываются от них, клейменых, не останавливаясь даже перед насмешкой и руганью. Т.е. не то, чтобы явились некие правдолюбцы - "правда" - анахронизм для них - но они более "демократичны" - если б знать, что означает это слово! - и без "комплексов". Простор деятелям всех мастей. ...Впрочем, как не отмежевывайся от папашиного, а оно будет - в форточку проникнет. /Дипломатический зал и бал - и открытые, но никем не замечаемые форточки вечерне черных окон - душно.../
  
   __
  
  ...Импульс к познанию и жизни - и вера в божественное, с которым сверяется и познание и жизнь.
  Я этого ничего не "решал", просто так "выходит"...
  
   __
  
  Вспомнил, как начиналось - всего-то года два назад, осенью года, весной которого я прочел "Карамазовых": сижу на лекции в самом конце аудитории, но лекцию не пишу - не интересны, не значительны и не важны они мне уже стали - и как-то беспокойно вглядываюсь, пытаясь что-то сказать себе о том, что вижу - о рядах и о лекторе - отдаленном больше естественного, потому что я от него так сильно отвлекся. Впрочем, вспомнил, что тогда я колебался между словом и фотографией - причем в доводах, помню, постыдно фигурировало: "со словом спокойней и легче работать - подумывай себе; правда, фотоаппаратура уже есть и куча фотобумаги - жалко, если всё пропадет" - и поэтому тогда не только слово искал, но и "интересный" кадр - выгибался и наклонялся в проход!
  Вроде бы очевидное детство и нелепость, но в основе - желание увидеть...
  
   __
  
  Вот присел - есть что писать - но могу и не писать, а поболтать. Могу своё возбуждение не на высокое и серьезное направить, а на никчемное и пошлое...
  Блестят глаза или горят?...
  
   __
  
  Вот по коридору идет деловой, ответственный и немолодой "товарищ" и он тоже, пока не дойдет и не скроется за дверью, с интересом и не спеша смотрит по сторонам, ловя впечатления, всё замечая и всем интересуясь, насколько это возможно на неспешном, но без остановок ходу...
  Это повадка очень загруженного, а потому и не имеющего специальных развлечений человека. Он очень уверен в себе, в своем знании дела - которое он делает уже много лет - и потому ему нисколько не вредят такие отвлечения...
  
   __
  
  Видел два сна...
  1. Тихую улицу вроде нашей - с трамвайной линией посередине - решили расширить, мол, она не удовлетворяет современным требованиям - недальновидны были ее проектировавшие - и мы возьмем один тротуар - с той стороны прохожие могут ходить садиком - и переставим трамвайные линии. И вот уже рабочие и работницы с замызганными лицами и одеждами, надрываясь, ломами выкорчевывают паребрик около трамвайных путей. Я думаю с ужасом: "зачем всё это - тут же нет машин? Что даст тротуар - всего-то два метра? Всё переставлять - особенно трамвайные пути - это же кошмарно трудное дело. Легче пустить трактор, всё содрать им и всё построить заново - неужели так хозяйственней?..."
  2. Рисовал картину, которую я считал картиной Ван Гога, хотя у него такой нет, да и не было никакого копирования и подражания. На первом плане ничего нет - вроде бы какое-то узкое, полукругом, поле - а дальше, за изгородью - кажущейся совсем маленькой, потому что расположена уже далеко - в наличии два дерева и подсолнухи - которые каким-то букетом растут и чуть ли не больше деревьев, причем один даже надломлен. Всё очень детально. Еще есть рядик очень маленьких деревьев - тоже написанных очень живописно - а с краю некое образование в фантастическом духе, очень индивидуальное и сложное, впрочем, напоминающее сплюснутый круг...
  Сначала не получалось у меня ее закончить, но еще раз попробовав, вдруг сделал - и так, что сам поразился...
  
   __
  
  ...Слышал и знал, но это было как музыка за стеной - какой-то невыразительный, смешной писк и бульканье - а вот как вошел, так поразила и захватила сила великая. Так со всем. Мама и папа предпочитают слушать истину за стеной - так они её сильней, и гораздо...
  Уши, прочищаемые звуком, глаза, прочищаемые видом, душа, прочищаемая книгой.... Или прочищаемые или забиваемые.
  
   __
  
  Золотистый - цвет радости и счастья; желтый - цвет детскости; розовый - мечты и сентиментальности; голубой - легкой нежности и надежды; белый - чистоты и холодности; черный - страха, отчаяния и горя; серый - тоски и уныния, красный - красоты, гнева и горячности...
  
   __
  
  С усмешкой: у меня в голове, наверное, больше и круче извилины становятся! Именно в меру извилистости этой осваиваю сложность и гибкость.
  
   __
  
  Над столом у меня теперь висит репродукция, изображающая молоденького красавца конца 18в., некоего "Артура Этерли в костюме выпускника Итонского колледжа", как гласит название. Он смотрит на меня и взгляд его дерзок, испытующ и горяч...
  А я как вол и отработанный лимон отвалюсь назад на спинку венского стула, мной реставрированного, будучи в тельняшке не первой свежести, и то ли с неприязнью, то ли с сочувствием подумаю:
  "Хорош... - но что ты сделал? Ты только некто... - а быть может, обещал.... Слишком блестящая жизнь, слишком много женщин, слишком победоносно.... Чего ты так смотришь, будто это я некто и ничто, ничего не делающее - ты бросаешь вызов...; хотя всего лишь красуешься - я приблизился к тому мигу, когда ты так стоял, подперев рукою бок, приходя в студию художника и был заинтригован новизной этого занятия - позированием, позой.... Я чувствую запах твоего камзола - тебе он по вкусу, но для меня это картон какой-то...; работающие не бросают вызовов... Ты каждый день неизменен, но и я. Ты ждешь падения?..."
  
   __
  
  Явный "рационализм" того, что пишу - это сон, цвет, голос и чувства жизни, перелитые в конструкцию - и это переливание убивает этот сок и этот цвет - и требуется постоянно их восполнять... - правда, в принципе, это не такая уж проблема, раз всё полно этим и не надо было только нарушать баланс...
  И радость и боль - как и другие чувства - словно дети неразумные и капризные.
  Волевым хотением заиметь чувства так же невозможно, как и убить их, когда они уже есть.
  
   __
  
  А как утешительно было бы знать, что у тебя будет свободный вечер каждый день и выходной раз или два в неделю, и отпуск...
  Но ведь у тебя есть отдых - сон и радость.
  
   __
  
  Год, который через год стал днем; день, который через год стал минутой...
  
   __
  
  Засыпающий: "может, музыку включить". Подчеркнуто то, что было выговорено явственно. Ответа не было, напарник был уже тих и мирен.
  
   __
  
  Опять сон:
  Будто ко мне относятся с презрением, не замечают, а я в это время готовился и вот - поступил в институт. Узнали про это и стали относиться лучше, а я в это время стал и учиться на отлично. Узнали про это и стали относиться еще лучше - а я уже брал академический отпуск. Узнали про это и, когда пришел, стали относиться хуже, но я уже дополнительно работал по ночам. Узнали, стали относиться лучше, а я уже подавал заявление на отчисление. Узнали..., а как стали относиться, мне уже нет никакого дела, пошли они к черту!
  
   __
  
  Утром мельком: "вот уверен, но это же агрессивная уверенность"...
  Говорят, откажитесь, например, от той же агрессивности, но это же одна сила, проявляющаяся по-разному: где-то как агрессивность, а где-то как уверенность... - а еще где-то как отчуждение или как способность сделать - у человека есть только один строй его силы.
  
   __
  
  Образ настолько является образом, насколько есть слово о нем, а слово, настолько является словом, насколько есть образ о нем. Воссоединение в творении - это же порождение человеческой души...
  
   __
  
  Сон, будто я лежу на спине, как и на самом деле, тихо, спокойно и сумрачно лежу - руки на груди сложены, а вытянутые ноги в лодыжках скрещены - причем и комната тоже, как на самом деле.... Вдруг вбегают и хватают - и вот ты уже в чьих-то руках и тебя передают из рук в руки на каком-то рождественском с елкой веселом балу в большой комнате, полной людей и огней. И ты в руках их как сусальная елочная игрушка, только что довольно большая и, главное, живая; правда, неподвижен, как кукла, только глазами смотришь и немного поводишь, находясь всё в той же позе и одном и том же настроении; правда, и не "думаешь", раз тебе прервали, а ты и никогда не мог думать в таких "средах", поэтому двигаться вроде бы незачем, знай лежи себе и входи в роль всеми любимой куклы... - но вдруг опять лежу, как на самом деле и "думаю"...
  
   __
  
  Иногда "сбиваешься", "заговариваешься" и начинает выходить что-то схоластическое или манерное, что отбрасываешь, пугаясь этих гримас. Хотя это вещь нормальная и в меру твоего несовершенства она, наверное, в каждом твоем фрагменте присутствует, но обычно трудно уловить ее определенно...
  
   __
  
  Души миролюбивы, а духи воинственны; святость - это тоже воинственность.
  "Я - Бог ревнитель"...
  Поэтому надо правильно оценивать все эти призывы к миролюбию.
  Но, конечно, добрые духи иначе воюют - добром и милосердием.
  
   __
  
  Послание к родителям:
  "Без меня, пожалуйста, Женю в больницу не отправляйте, да и таблетками пользуйтесь лишь в безвыходных случаях. Ещё и ещё раз повторяю, что нужны дисциплина и внимательность - так ему будет лучше, уверен. А если ему, то и вам, не правда ли? - хотя это и труднее, чем позвонить по телефону.
  Жаль, что нельзя вам объяснить принцип воссоединения.... Дисциплина без внимательности может озлобить или запугать, а внимательность без дисциплины может оказаться бессильной. Если же нет ни того, ни другого - как сейчас - то это хуже всего.
  Пишу, но не могу представить, что вы мне не возражаете. Не будьте неразумны и спесивы, умоляю! Погибнете и вы и Женя..."
  
   __
  
  Прочитавший как я себя хвалю и ругаю, конечно, подумает, что преувеличены и похвалы и самобичевание, но это потому, что сам он меньше - все же по себе судят. Хотя мои похвалы и ругань действительно неправедны в меру моей неправедности...
  
   __
  
  Слова будут элементами роста, просто рост столь же незаметен, как и движение времени, если нет секундной стрелки. Причем как у времени будет и неуклонность, постоянство роста...
  
   __
  
  Свет бел, как праведность и чистота, и холод, но он имеет золотистый оттенок - как детство.
  В белом воссоединение всех семи цветов...
  
   __
  
  Если Бог допустит, я напишу общее познание и свое применение его; я же индивидуальность, находящаяся в определенных условиях и т.д. Т.е. общие принципы универсальны и каждый может их усвоить, а вот применение их у каждого своё - и в этом смысл и справедливость. Своя жизнь - и своё познание. Моя специфика в том, что у меня жизнь - в достижении общего познания, а им общее дастся даром.
  Также мне кажется, что мне не уготована жизнь общественных размеров; по крайней мере, мои ощущения от неё всегда будут личными, потому что когда душа вырастает, то большое ей становится впору - и ощущения оказываются теми же, что и у маленькой души в ее маленькой жизни. Кстати, именно такое моё личное познание наиболее ценно для воображаемых "последователей" - обычных маленьких людей, живущих частной, а не общественной жизнью.
   По сути, в идеале разделения познания на общее и частное быть не должно - будет только две стороны, что неразрывны и переливаются друг в друга.
  
   __
  
  Разница между несомненным знанием и эклектизмом, который безраздельно господствует в действительной жизни - и еще в большой мере присутствует в записях моих - так очевидна, что теперь я уже не могу со спокойной совестью пользоваться старым - хотя бы и в самых больших малодушии или гневе /"гнев не творит правды"/. ...Да, бывает, что не знаю данный "вопрос" или не могу удержаться, но после нет ощущения своей правоты и потому я не могу не искать своего нового и несомненного знания.
  Ведь в этом и только в этом естество и правильность: надо делать только то, что знаешь. Моё познание зовет меня к делу - зовет всё рассматривать в качестве дела и действия - а моё действие понуждает стремиться к еще большему познанию. Пока и самые малые действия мои не осмыслены и делаются "как обычно" и инстинктивно /в этом инстинкте, правда, уже заложено моё познание/.
  Кстати, должен реализоваться принцип "дерева" - в него потом все эти отрывки сольются. Общее познание - это ствол, а частное - ветви и поэтому у каждого будет свое "дерево"...
  
   __
  
  9 окт. 87. Весь вечер и всю ночь крутился на постели и перекручивались тело и ноги, трусы и яйца, тельняшка и волосы, подушка и простыня... - и в голове и груди тоже всё было перекручено. Лишь темнота не крутилась. Быть может, сначала всё было лишь немного перекручено и я хотел окончательно поправить положение, переменив "калачик" на лежание "плашмя", но в итоге лишь закручивал и закручивал себя. И воздуха не было - был воздух расселин, образованных подушками, которые были так узки, что стены их постоянно прижимались к самой щеке и носу.
  Так что можно представить, какой я сегодня разбитый и злой. И уж не знаю, как будет писаться. А ещё часов в 12, вывинтив пробки и слушая шаги неугомонного брата - и как потом скрипнул диван - я думал: "Пока твое сознание полностью активно, ночь ему не препятствует, но едва оно замедлит ход, как ночь неслышно, как вода, делает шажок, заполняя и заливая все места, откуда ты ушёл; гасит, глушит и чернит - на то она, ночь и предназначена. И с этим невозможно бороться: сначала, когда тебя еще немного залило, можно и не заметить опасности, а заметишь - так она тебе безобидной покажется, а если и не покажется, так не знаешь же, с чем и как бороться... - а потом, когда "черной воды" уже много, становится поздно: она сильнее и это значит, что твоей воли уже нет: воля значима только там, где есть более слабая среда..."
  
   __
  
  Итак, в меру несовершенства человека боль ведет к Богу, а радость в ад, а в меру совершенства - наоборот...
  
   __
  
  Что-то тут есть, в этих проступивших под напором стремленья словах. Они медленно кружатся, вспыхивают и гаснут связи их друг с другом и ты терпеливо и совершенно на ощупь ищешь - и это для тебя знакомая работа - так что часто слова складываются в старые - и полузабытые - узоры-решения - и ты, их терпеливо раздвигая в стороны, ищешь новое - раз чувствуешь, что что-то есть - чутье тебя никогда не обманывало и ты ему веришь...
  
   __
  
  Чтобы расти вверх, мне по-прежнему нужно стремиться и в глубину, потому что рост зависит от того, насколько обновится существующее - которое более глубоко, чем высоко.... Впрочем, вероятно, естество заключается в том, что это стремление постепенно затухает - а иначе "дерево" росло бы до бесконечности - т.е. дерево будет настолько большим, насколько велик сам человек, ресурс его силы и стремления.
  
   __
  
  От простого целого к сложным частям.... Целое просто, как просты прямая линия или круг, оно не имеет всё усложняющих изъянов - которые и создают индивидуальность - иначе бы мы не начинали с него, хотя того и требует здравый смысл. Вообще бы не могли ничего начать, если бы не было этой парадоксальной гармонии...
  
   __
  
  Итак, будет написана история сотворения "дерева познания" и - как венец этой истории - который можно рассматривать и отдельно - само это "дерево", что-то вроде формулы жизни...
  
   __
  
  Итак, воссоединение - это не "золотая середина", а равновесие маятникового типа /причем, чем сильнее качания, тем лучше/. О "золотой середине" говорят те, у кого маятник почти не качается - хотя это тоже воссоединение...
  
   __
  
  Если истина есть воссоединение всех пар полюсов, то должно быть безбрачие: ведь брак - это внешнее воссоединение, совершаемое потому, что мужчине, например, не хватает женского полюса - и оно будет ненужным, если ты в себе самом достигнешь воссоединения мужского и женского начал. Христос не был женат. /Не будет и "хотеться"?!/
  Впрочем, не так: "внешнее-внутреннее" - это тоже пара, поэтому истина невозможна без внешних воссоединений. Несмотря на "рост", у меня ничуть не ослабела тяга к женщине. Христос просто не был человеком. Кстати, вероятно есть целый ряд "внешних" воссоединений и их осуществление идет параллельно внутренним.
  Это всё я наспех, плохо соображая, пишу - потому что конца нет, а еще не спал почти - ясно только, что всё должно дополнять друг друга и образовывать целое. Т.е., например, отдельный человек-мужчина должен быть и мужчиной, и индивидуальностью...
  
   __
  
  А чего мне так злобиться на пресловутую "перестройку"? Да, для овец будет хуже, но это же естество своё берет - убирается камуфляж и прикрытие. Вырастут волки, но вырастет и человек, раз не останется надежд на иллюзии...
  
   __
  
  Естественно то, что возрастание в любви к одному приводит к возрастанию в ненависти к обратному. Гнев Бога равен его милости, хотя и может показаться, что люди недостойны ни рая, ни ада. Таким и Христос был. Только тут дело в том, что это любовь должна ненавидеть, а не ненависть любить - поэтому в основном говорят о любви...
  Жаль, что повод к этим мыслям был не так хорош: всё вроде спокоен, но чуть что и - до бешенства дохожу, до пены у рта; совершенная нетерпимость, не останавливающаяся перед оскорблениями и унижениями. И вот пытаюсь себя оправдать. Были ещё такие соображения: "Петр всего месяца за два до своего "достижения" ударил мечом незнакомого человека, а Христос, хотя и говорил о второй щеке, на практике эту идею несколько уточнил: когда его ударил раб, то ответил ему гневно, показав его холуйство; также и Павел жаловался на свою нетерпимость..." И ещё: если твоё добро будет от слабости, а не от силы, то не будет в нем истинности.
  
   __
  
  Да, я мог бы читать с тем, чтобы находить вторые смыслы.... Стоит показать людям, что это такое на примере конкретной книги... - и это было бы показом моего отношения к жизни вообще.
  Ближайшее окружение есть у смыслов, у слов, у человека, у всего. Чтобы показать мысли человека, надо показать его самого и его окружение - а чтобы показать смысл окружения, надо показать окружение окружения?!...
  
   __
  
  10 окт. Вчера опять был очень тяжелый вечер.... Я преувеличивал то, что знаю. Лежал и чувствовал себя нищим и голодным - а как хорошо было бы расти в жизни со вкусом и делать.... Что я знаю? Пасьянсы с полюсами? Ответы, которые говорят: "ответь ещё на 100 вопросов и тогда мы будем ответом"? Есть несколько непреложных вещей - воссоединение, естество и т.п. - но в сколь же малой степени я их освоил. Кругом словесное марево, не выходящее в жизнь и не познающее её - потому и не выходящее, потому и не познающее.... Весь в осаде из вопросов, причем часто обезоруживающе простых: "так, что же это такое - "познание"? Что же всё-таки будет познано - не будет вопросов?! Не смеши..."
  
   __
  
  Да, человека могут и самые близкие люди не слышать и даже не слушать, но ему может и весь мир внимать - в ушах каждого его голос, где бы он ни был. Такие люди были и есть, причем с теперешней связью это во всех отношениях возможно. Диапазон во всем - во весь мир...
  Ещё из "упадочного": "в Евангелии же нигде не говорится о каком-то познании к концу времен. И вообще, ты еще только отходишь от ТВ и детства, а человечество не далее, как несколько веков назад тысячами жгло ведьм, да и теперь не обнаруживает особого ума. Потом, из вечности теперешняя гонка за машинами и прочим барахлом будет казаться не менее недостойной и нелепой, чем сжиганье ведьм. Нет, только уже существующее вечно..."
  
   __
  
  Круг - это же модель прямой и обратной связи двух полюсов.
  Одно слово ещё ни о чем не говорит, но два слова-полюса говорят уже обо всем, между ними уже вся жизнь помещается. Теперь берем третье слово... - например, берем пару "любовь-ненависть", а третьим словом - "творчество" - и получаем, например, такое рассуждение: "любовь - созидательное творчество, а ненависть - разрушительное творчество"...
  
   __
  
  Понимание во фразах, а жизнь-то без фраз совершается...
  Следовательно, чтобы познавать, надо познать фразу как форму и метод. Ясно, что в каждом простом предложении должна выражаться одна мысль и что в нем всегда должно быть главное слово и слуги...
  
   __
  
  Перерастание в науку - которому нет конца?!
  
   __
  
  ...Познание целого из всех слов, а затем познание конкретных частей целого, состоящих из части слов...
  Быть может, имело бы смысл составить указатель по словам - сначала хотя бы по главным для тебя - так, как это делается в конце некоторых книг - ведь дело идет к тому, что само отдельное слово становится самостоятельной темой, индивидуальным ракурсом, особым взглядом на мир. Очень может быть, что когда-нибудь ты просто будешь комбинировать одно слово со всеми другими по очереди, чтобы смотреть, что выходит - т.е. будешь всматриваться в первичные элементы...
  Но тогда целая тетрадь потребуется. И, конечно, эти карандашные листочки не полистаешь, не помусолишь. Правда, нет нужды отмечать каждое употребление слова - достаточно тех, где его употребление играет существенную роль в рассуждении...
  
   __
  
  Не могу смотреть на стены - голая, лишенная жизни поверхность, невыносимое убожество идеи покраски... - ей бы лежать плашмя и стонать, а она стоит - с плоским телом, безголовая, безглазая и безрукая...
  
   __
  
  Существует 7 состояний: человек с Духом в состоянии зарождения; человек с Духом растущий, человек с духом достигший; человек душевный чистый; человек душевный нечистый; человек с плохим духом в состоянии зарождения и человек с плохим духом в состоянии роста - магическое число семь...
  
   __
  
  За последнюю неделю о презрении и недоверии к себе не вспомнил ни разу - очень уж был "плодотворен" - ну, а сегодня по одному случаю - с Женей, конечно - он нам всем мера - вновь преисполнен этим: сколько злости, глупости, самомнения и пустоты! Кстати, на основании всех этих записей никак нельзя получить верное представление обо мне - писаный красавец, да и только - правда, на свой лад, потому что самобичевание, например, тоже входит в эту красоту. Я не могу не учить, не давать советы и не иронизировать в добром "здравии" и не ругаться, язвить, противоречить, унижать и злиться - в дурном. Я не могу не полюбопытствовать, о чем сообщает статья в старой газетенке, валяющейся рядом со мной, причем вверх ногами. Не могу не любоваться собой и тем, что делаю и не считать значительными свои "достижения" и не могу не ругать самого себя при малейших "неудачах"...
  ...Естество - это то, что тихо и незаметно действует во всем в каждую секунду. Иного естества - или иной неестественности - среди людей нет /может, есть за стенами?! Нет, и за стены люди уходят в связке с кем-то и на привязи у кого-то/.... Идешь в поздних сумерках, наблюдая людские тени и фары машин и думаешь: ведь никому до тебя дела нет, иди, куда хочешь - почему бы, казалось, и не жить, как хочешь? Почему утром, например, раздирает рот зевота и ты сидишь тупой и тоскливый, будучи весь перекорежен и неустроен - это же признаки человека, потерявшего всякую правильность? И эти сумерки - их миллиарды было и будет и все они готовы кануть как сон - это жизнь не с полным сознанием и не с полной волей, а что-то летаргическое, похожее на вечное забытье и вечное исчезновение...
  Никакое отдельно взятое чувство не даст объективной картины - так отдельно взятый цвет не даст белый свет - это всегда некое фантастическое, эмоционально окрашенное, возбужденное и одноцветное полотно - но всё же все вместе они дают её...
  Семь цветов - семь чувств? семь дней Бога, как последовательный ввод одного из семи чувств?!
  
   __
  
  Не случайно в раю были и древо познания, и древо жизни. Быть может, древо познания было строго иерархическим...
  Для душевного элемент познания смертелен, а для духовного он необходим. Просто плоды надо есть, а из древесины надо строить - смертельно кушать древесину...
  Да, жизнь - это другое; она - фактор, дополняющий познание. Показать жизнь - значит, показать неуловимость, неопределенность, сложность, динамичность, тонкость, непознаваемость/!/ и сиюминутность.
  Познание - это скелет - ствол и ветви - дерева, а жизнь - это почки и листья, цветки и плоды, которые произрастают на нем.
   __
  
  Не знаю, было ли раньше у кого-нибудь ощущение незнания такой силы - чуть начну думать, как заливает море "безответности" и загадочности. Правда, успокаивает то, что именно так и должно быть при зарождении духовного роста.
  Что же? буду думать и буду писать всё, как есть, не претендуя на то, чего сейчас невозможно добиться...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"