Вильмс Дмитрий Викторович : другие произведения.

Продолжение11

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Вовка всё читает Бердяйкина, на обложке его портрет: "А он на Ленина похож, растительность только подработать и - всё. Их много было, Лениных. Ленин-1 выслал 2-го: "свободен, второй нам не нужен".
  …Всегда было ощущение, что горячий чай – и вообще, вся горячая пища – старит так же, как распаривание снаружи в парной молодит. Не говорю уж о вреде для зубов.
  …Пушкин был не господином всех этих злых заветов /37-ое письмо/, а лишь слугою. С неподвижным, застывшим, шуток не понимающим миром не справиться одним пижонством, каким-нибудь лихим выходом без шапки на мороз.
  Защита злом от зла, чтобы сохранить своё добро /добрый хозяин укрыт в доме, а во дворе рычит злая собака и висит табличка на калитке /хозяин-то добр и не хочет никого лишнего кусать//...
   Базаровщина бравирования "скудостью своих средств", а если шире: своим цинизмом. Цинизм во все времена в моде…
  Он сам, вполне понимая своего брата как человека недалекого, этой своей исповедью и нарушил то, что в ней проповедовал. Душно стало от собственных чувств и готов был исповедоваться любому.
  У него три сорта писем: "дружеские" /пустые/, фривольные и одна исповедь… Чем дальше от сути, тем легче людям бороться с Христом. Это становится "не про нас". Проблема только в том, что пустота быстро надоедает, поэтому ее приходится часто обновлять, менять антураж.
  …Люди избегают "философии" так же, как они избегают всматривания в собственное сознание.
  …"Друг" слезу над гробом уронит – последнее действие в этой бесконечной пьесе…
  
   __
  
  Вновь мучительно и сладко хочется думать о том, чтоб поплыла – медленно, таинственно и закономерно меняясь – картина положения вещей: чему-то в моей жизни следует умалиться, чему-то возрасти, а чему-то и вовсе исчезнуть, чтобы могло родиться что-то новое.
  Вознамерился полетать в облаках, а вместо этого почему-то /может, потому, что не взлетел /а ведь был уверен: мол, уж так это легко, так легко, щас увидите// тоска пришибла. Такая, что всё валится, поесть себе разогреть неохота, и голос тихий-тихий.
  Не видя горизонта, к которому можно шагать, маршировать, лететь, я тут же испаряюсь, разлагаюсь и умираю в удушье.
  И Пушкин всего лишь обычный человек. Талант для них, обычных лишь отдушина, выход в необычность. /Уже не верят в необыкновенных людей, еще верят вот в такие окна./
  Он действительно уповал на семейную жизнь – поэтому и было таким ударом "легкомыслие" жены. Друзья, вольнодумство отошли, а на смену: семья и "общество" - всё, как полагается.
  
   __
  
  "Вовка, ты – человек, родившийся на то, чтобы прочитать всю свою жизнь. И вот тебе орут: "Вовка! Давай, делай что-нибудь!" – т.е. хотят урвать хоть что-то от твоей жизни, всё равно пропадающей. А всё остальное, чем ты пробовал заниматься /чем тебя уговорили заниматься/ - это сплошные анекдоты о похождениях Иванушки-дурачка. Если даже просто в магазин пойдешь, то обязательно влипнешь в историю. …А я как честолюбивый крестьянин, которому в наследство досталась худая лошадь. Ох, и измаялся же он! То ли лошадь пашет, то ли он – впереди лошади пот льет, ей показывает, жестикулируя: вот, мол, как надо".
  По ТВ молодая поросль политиков-карьеристов и журналистов растекается слюной из иностранных терминов по древу. Когда об очевидном ни гу-гу, что нужно думать?!
  Мода – это сбивание в стаю на короткую компанию. Потом разбегаются в кусты - и "герои" первые жаждут своего забвения…
  …То, что Горби ничего не смыслит в экономике, в философии экономики – это непростительно. В жизни надо знать всё, знающий только одну сторону уже не вправе рассчитывать на самостоятельность /или же у него ничего не получится/. …Его безупречная политика повисла в воздухе… Ситуация с прессой и "гласностью" – это вовсе не удача: бордель покинул попечитель и тогда к рукам его прибрали другие. Проститутки не могут жить без сутенера.
  В домашних делах настраиваю себя на бодрость, на "высокую посадку" /которой научился у Г.Х./ - чтобы ничто в доме не отчуждалось – ни лестница в кладовке, ни веранда, т.е. даже те места, где холод, темнота и бурелом. Чтоб всё сохранялось теплым, родным и подвластным.
  В который уже раз Вовка доводит меня до бешенства весьма странным приемом: начинает упорно, невероятно упорно утверждать какую-нибудь ахинею. Нет, даже так: сохраняется только это упорство, а ахинея постоянно меняется – всё время в споре возникает что-то новое.
  …Представляю себе ужас убийцы, когда он убил из такого вот "праведного" гнева, а уже через несколько минут понял, что всё это не стоило и выеденного яйца: "Ну вставай же!" Вот и верь, вот и подчиняйся чувству.
  …Раз человек способен – по силе гнева – на убийство, то он должен быть способен – по силе любви и на воскресение…
  …Всё-таки только камикадзе жизнь не обманывает. Мы редко бываем во Христе, больше до Христа – с подвизающимся Иоанном или после Христа – с подвизающимся Петром или Павлом /а ещё больше вовсе далеко от Христа/. А только во Христе – медовый месяц…
  
   __
  
  Нельзя добиться больших успехов, действуя только в одной сфере – ведь все сферы связаны. Нельзя добиться успеха, например, в живописи, не постигнув всей мировой истории. Нельзя заниматься политикой, не занимаясь и философией, и экономикой. Надо заниматься всем, обладая всеми качествами и окружив себя на всё способной "командой". Только так можно не застрять в густой грязи и в густом тумане /это я о живописи/.
  …У самого должна быть не только вдумчивость, но и решительность, но и дерзость, попирающая условности. …Революция с человеческим лицом, одной рукой подписываешь жестокие приказы, другой гладишь деток по головке?
  
   __
  
  …Древний мир тоже, наверное, развивался две тысячи лет, прежде чем выявились в нем греки и римляне - язычники и евреи – богоносцы.
  У язычников всё держится на женщинах и делах /дело – бог и женщина – богиня/.
  Открытость в практике позволяет быть непроницаемым в личном. Но душа бессмертна и она им дана – так что она есть у них, но, будучи без работы, всё более деградирует.
  Нет, как и у меня, у них постоянный самоконтроль… А покой нужен, потому что трудно убить страх, который есть подозрение, что мир всё же больше и непредсказуемее, чем ты думаешь.
  Европейцы наворочали массу ложного, а русские ничего не наворочали /разве что к бешенству привыкли/.
  
   __
  
  
  Чем больше мыслей у человека, тем труднее у него задача: тем большее "общество" ему надо привести к общему знаменателю. Особенно трудно начинать: трудно пробиться мысли истинной в целом обществе мыслей ложных. Но с другой стороны такой человек устойчив, менее чувствителен: защитников больше. В общем, и измениться, и погибнуть мало шансов… /Потерял что-то и стал в отчаянии толкаться в толпе своих же сторонников: "Да разойдитесь же вы, не могу я пожертвовать этим даже ради всех вас"/
  …На примере Стендаля /"я - драматург"/: сначала только голословно и наивно говоришь что ты что-то, а потом действительно всё почти так и оказывается.
  Стендаль про любовь с Мелани: "первые минуты почему-то всегда холодны"…
  …Адекватно относиться к себе – это не значит прозаически нацелить себя на станке души вырабатывать что-нибудь малое – нет, это чудо-станок, он способен абсолютно на всё.
  Каковы люди, такова и земля: одна и та же земля способна сохнуть и способна полниться молоком и медом – в зависимости от адекватности отношения к себе.
  У обычного, т.е. с самомнением, человека в глаза бросается форма: поза, гонор и т.д., а у склонного к отчаянию - его оголившиеся, обострившиеся достоинства: ум и нежность, деликатность и восторженность. К первым нет у меня чувств, одно равнодушие, брезгливость, иногда желание выпороть. /Всегда жил среди обычных людей – так же, как среди газет и не тех книг…/
  
   __
  
  Теперь "Эликсиры сатаны" Гофмана: что-то мне попадаются ужасно современные книги /или просто стал лучше видеть связь времен?/. Оказывается, романтизм бывает отнюдь не только розового цвета. /Как раз по ТВ показывали Гринуэя и Джармэна. /Вовка: "Европа – тупик, но бесконечный тупик" - "Это не революционное, а эволюционное достижение как ада, так и рая!"//
  …Не ожидал от Гофмана такой силы – я его раньше даже не мог читать. Весь сон с меня слетел и я сижу как всадник: напряженный, как струна, смотрю зорко, выставив копье чутко и крепко. /Хорошо браться за очень трудную работу, дающую тебе такие большие силы и так занимающую, что всё прочее в это время делаешь легко и бессознательно./
  …Этот роман является прототипом булгаковского: Мерард - Воланд. Причем, у Булгакова остался лишь "обыгрыш реалий" в дешевом "юмористическом" духе. И все эти Джармены – только массовая копия таких оригиналов. Так и должно быть: что было в душах пастырей не могло в конце пути не оказаться в душах народа. Они только фото с реальности. Они плоды с тех зерен. Гофман – лаборант по выращиванию зерен.
  …Похоже, здесь показан весь путь европейского человечества: в младенчестве привиделся Христос /причем, именно младенец – это не случайно, что у них популярно Рождество, а не Пасха. "Радость какая – родился Спаситель" – ликуют, как будто им пирожное принесли. Оравшие "осанна царю!", они-то и распяли Его на следующий день. "Кто царь, что пирожное – то Христос, а кто бродяга, что труд, что страдание - то разбойник" - вот их логика. "Осанна пирожному!". …Затем провал в памяти на 1000 лет, затем религиозное средневековье, затем разрыв с ним; в Средневековье хлебнули эликсира и т.д.
  А каковы "парикмахер" и "портной"! И какой силы философия формы - даже лечат, манипулируя одной только формой, относясь к форме как к божеству.
  …Линия фронта проходит в самых неожиданных местах: ты считаешь, что нашел укромное место, где не ступала мысль человека, а потом впопыхах заваливается целая ватага и говорит: "а-а, значит это ты на этом посту воюешь, молодец, держись браток". Начинаешь разубеждать их, но они убежденно махают руками: "да что ты, это же наша территория – а вон твой враг, с которым ты состязаешься – неужели не заметил, ну ты даешь!"
  Лесничий – тип человека, убежденного в том, что можно выпороть или застрелить/!/ зло /это вообще весьма современный тип: "благочестивый" мясник, "благочестивый" баскетболист…/.
  …Мечта – это и есть надежда…
  Сходство с Достоевским поразительное: Медард – Раскольников, следователи… - даже стиль и ухватки схожи. …Но у Гофмана жизнь служила красоте, искусству и делу, а у Достоевского наоборот. И Достоевский сознательно отталкивался от Гофмана. Можно даже сказать, что по своему переписывал его романы.
  …Чем меньше спасительная страсть к самоотречению /не к самоумалению!/, тем большее место будет занимать губительная страсть к самоудовлетворению и обладанию. Это две наступающие, как вода заполняющие всякий свободный объем силы – поэтому между ними не может быть никакой ничейной зоны. А т.к. мы – ничто, то отречься легко, а удовлетвориться так же трудно, как что-то умножить на ноль. Т.е. человеку всё равно нести крест, но какой: ведущий в жизнь и неожиданно легкий или ведущий к смерти и тяжелый, похожий на казнь помещением на помойку, с которой невозможно уйти.
  …Все биографии и монографии по различным аспектам, которые я читал раньше /а сначала было школьное воспитание/ - всё это только тщательно заглаживаемая тайна. Причем советская казенность делала упор на приличиях /например, никогда в школе не скажут, что Достоевский был игрок и у него были романы с женщинами и т.п./, а западная казенность наоборот, брала во внимание только пикантную эксцентрику.
  Также Брох вспоминается. Выходит, это немецкий жанр? Жанр гордыни и арийства…
  
   __
  
  "Говорить таким тоном" – говорить тоном, значит воспринимать мир сквозь тонированные очки…
  Мои записи – это и роман о моей жизни. Так что старайся жить интересно – иначе роман выйдет скучным!
  Вовке придется много переписывать – я: "Да, зря я раньше не думал о краткости". Но вообще-то, это сама жизнь настолько медленна и растянута.
  
   __
  
  Японцы опираются на Азию точно так же, как Америка на Европу.
  …Раз крупные блоки, то и крупные жертвы возможны.
  "Не смотри ни на кого, а смотри на себя и развивай себя – тогда и другие будут смотреть на тебя".
  …Современная история – это наглядное пособие по изучению истории Римской империи…
  
   __
  
  Пишите летописи, снимайте фото - каждый должен знать, что он не будет забыт своими потомками и земляками и будет оценен ими, будет рассматриваться с точки зрения примера для подражания или порицания… И это вместо романов. Даже безыскусная подлинность всегда сильнее выдумки.
  И у каждого должна быть в доме своя библиотека из летописей – своё дерево!
   …Пока растут деревья, духовность и бумага не прекратятся!
  
   __
  
  …"Боишься? Тогда трудись, раб!"
  …Я смотрю на мир – природу во дворике – до тех пор, пока не начинаю видеть его волшебным, райским и тогда, благодарный, говорю: "вот, наконец-то я вернул себе реальность и значит, можно делать дела – они будут удачны и даже волшебны".
  Если же рая всё нет, то значит, состояние твоё совсем плохое и ничего хорошего ты не сделаешь.
  …Нахватаешься впечатлений и вроде бы имеешь хорошее настроение – а на самом деле только разбросан. Эти впечатления и разбросали твоё хилое строение. А потом "впечатления" растаяли как розовый дым, а ты на бобах и, кряхтя, по бревнышку начинаешь восстанавливать свою прежнюю хибару. "Служите Господу без развлечения" - Сизифу потому приходиться заново катить свой камень, что любит парень развлечься!
  
   __
  
  "Весь день прописать" для меня теперь означает весь день проболтать на заданные темы. Никаких открытий.
  Вот так и проболтал все годы. Был наивен, не понимал обманчивость слов. Слово без дела – мираж. Делайте по поводу мыслей и мыслите по поводу своих дел – вот тогда только не будет места иллюзиям…
  Пишу очень быстро и небрежно, словно в сотый раз прописываю всё тот же, уже очень знакомый рецепт.
  Шел снег и мгновения неслись, как снежинки; потом снег пошел медленнее - медленнее потекло и время. Затем время снова остановилось.
  
   __
  
  Отвечал то ли тихо, то ли глухо - то ли робко, то ли отчужденно…
  Высокое состояние – это музыка, на которую, если хватит сил подхватить, ты можешь спеть песню и тем продлить его. А так оно затухнет быстро. Но и если подхватишь – затухнет: ведь всё равно ты отстаешь от него, а значит, глушишь потихоньку. Где-то при этом подъеме мы пугаемся и спотыкаемся как Петр тогда, когда он стал тонуть, а то, как Енох, так и взошли бы живыми на небо.
  Насмотревшись на мрак своих прошлых записей: "Да, я не гений - обычный". Но не расстроился /разве что: "на что тогда жить, где деньги взять?"/: видимо, действительно уже считаю, что важно не это, а то, как спасти себя обычного. Вот главная необычность. Спасшихся, наверное, не больше, чем знаменитостей.
  
   __
  
  Благословенны места, способные родить редкие и ценные материалы. И благословенны торговцы, которые чтут это /торговцы же должны чтить и художников-мастеров/ - у них тоже творческая работа…
  
   __
  
  Идеал в политике: чтобы была только малая власть и большой контроль.
  ЮАР и Австралия – это чистые Америки.
  Китайская литература: такое ощущение, что у них, что 10. Что 20 век – всё одинаково. Неизменны, как природа.
  
   __
  
  Я всё время пишу об одном и том же и единственная защита от повторов – то, что к каждому следующему разу я успеваю вырасти ещё немного и это меняет подход. В наблюдении этих изменений весь сюжет моих писаний…
  На то, чтобы в разговоре высказать что-то яркое, образное или эксцентричное меня теперь всегда хватает. Это плоды явно "приятные на вкус". Косноязычная Золушка расцвела в прекрасную принцессу.
  
   __
  
  Горячность нужна вначале, для зарождения, но ей всегда присущи два недостатка: наивность и хаотичность. Поэтому в конце, чтобы созревший плод упал с ветки, обязательно нужно дополнение в виде холода.
  Выйти навстречу встречать… Ведь бесполезное дело, всё равно ничего не сможешь изменить, если что-то случилось с ушедшем, но беспокойство так обостряет чувства к нему, что готов и на бесполезное - всё равно ни о чем другом думать не можешь.
  
   __
  
  Освещенная солнцем рыжеватая стена сарая в нашем дворике почему-то всегда мне напоминала о сосновом лесе. Авангардный макет.
  
   __
  
  Дилемма карьеры в том, что нужно быть не только услужливым и "дипломатичным", но обладать и хозяйской хваткой и "принципами".
  
   __
  
  …Удивлен тем, что так долго русские терпели эту пустоту.
  Споры с мамой: отвечаю, а она, не моргнув, всё также продолжает тростить про своё, как будто я ничего не говорил. И всё громко и очень длинно, с примерами.
  Мережко в "Кинопанораме" – он из того типа людей, с которыми я бы, уверен, мог иметь дело. /"Всё же нравятся тебе либералы"/
  Как легко овладевает мной дух разрушения и опустошения – по сути, это смерть за мной приходит, как накопятся мелкие грехи.
  
   __
  
  Теперь читаю арабскую "Книгу песен". Ощущение, что читаешь Библию! Те же коллизии, тот же подход ко всему, тот же слог, тот же пафос, те же ценности.
  Да ведь евреи – это и есть арабы. Все их перебранки – это перебранки родственников, один из которых возгордился, а другие не желают с этим смириться.
  И какой контраст с мирными, сладкоречивыми китайцами – тут скудость и высокий дух. Тут всё высокого накала, всё замешано на главном, на мысли о жизни и смерти… Потом это пропало, потому что разделились на богатых и нищих.
  Европейцы покусились на многое и, соответственно, крупно не справились, мусульмане покусились на малое и, соответственно, мало не справились.
  Павел и не помышлял о "христианизации Европы". Он призывал пойти вслед Христу лично, а не народами /за человеком не ходят народами/… Европейцы вообще звери /не случайно у них на полном серьезе разрабатывалась теория о родстве с обезьяной – может, они действительно её родня, случайно такие теории не возникают /обезьяна попала на Север и, чтобы выжить, взялась за ум! Т.е. на юге даже люди распускаются до обезьяньего уровня, а на севере даже обезьяны берутся за ум!/.
  …Горцы – это самые умные язычники, а кочевники – самые чистые и свободные от мещанства. Поэтому когда кочевники попадают в горы /как случилось с евреями/, то эффект от соединения достоинств бывает очень велик.
  Теперь я знаком чуть ли не со всеми мировыми цивилизациями и мироощущениями… Россия – это китайско-византийско-европейское образование…
  …Вот мы с Вовкой убирали снег и имеем две версии того, как это происходило: "Вовка ничего не делал" /моя/, "Вовка много делал" /его/.
  У них стихом считается всякое слово, которое произносится повышенным, "поэтическим" тоном - которому придается повышенный, поэтический смысл.
  …Китай и Россия – это травоядные слоны /во всяком случае Китай таков – так что смешно, когда начинают пугать китайцами/. Не они опасны, а напротив, обычно вокруг них водятся хищники. Германия всегда зарилась на Россию, а Япония на Китай.
  …Нет ничего бездарнее русской казенщины, нет ничего убийственнее – умирает всё, чего она не коснется.
  
   __
  
  Слава Богу, пославшему родителям отдельную квартиру. И я хочу жить при дневном свете, а не при искусственном или в сумраке. К искусственному свету, как я заметил, тянется идеалистическое состояние, а к сумраку - кризисное.
  Как-то на днях не выспался и снова ощутил то же, что ощущал целыми годами тогда, когда "сторожил": я – безнадежный второй сорт.
  …Даже щиплет, словно разъедает эта непонятная, невидимая "грязь"…
  Нельзя жить в отчужденных жилищах и носить отчужденную одежду...
  Теория сна: должно быть приятно и уютно. И тогда чувствуешь себя выспавшимся, если даже спал мало, а под утро уже была только полудрема.
  
   __
  
  Почитал Лимонова. Ну и мрак. О Боге, о смысле, просто о человеческом даже не упоминается – они забыли об этом, как выглядит уже не помнят. Каменный век городов.
  И какие жалкие художественные и умственные данные. Сил хватает не на чувство или ум, а только на пародию на них. Вместо чувств агрессия, вместо ума теории.
  Чувствовал себя так, будто нахлебался спермы /написал и опять затошнило/…
  Хотя в нем есть какая-то честность. И его пафос против "буржуев" мне близок. Эта дикость есть реакция на не менее дикий конформизм.
   Похоже на анархизм.
  
   __
  
  Теперь взял индийскую книгу – "Сомадева". Главное ощущение несколько неожиданно: чокнутости и абсурда /"подвиг" стояния на одной ноге и т.п./, но и очень свойского обращения с богами и чудесами /в том числе, и с техническими чудесами/. У них населено абсолютно всё – от подземелий до всех уровней небес. И люди находятся в этом кругообороте. Напоминает древних греков, только это круче. /Греция – это маленькая Индия. Они и формой похожи. И тоже между морем и горами. Только у индусов и море больше, и горы выше, и климат горячее./
  …Всё это напоминает китч /сказка – это китч!/. Лезут куда не надо, лезут совершенно безосновательно, ничего не имея за душой. Именно этому и служат наглядным пособием.
  Соединить бы китайский здравый смысл с индийским воспарением и с арабской горячностью. Т.е. соединить бы китайскую землю с индусским небом и арабским стремлением с земли на небо и с неба на землю /ведь у них и земля, и небо – пустыня/.
  "Священная корова" – ведь действительно: она поит всю жизнь чудесным молоком, а её потом ещё и убивают. Ведь потому и не едят человечину, что это "мясо" воспроизводит иные ценности. Так и овцы могли бы откупиться шерстью, куры яйцами и т.д. /Свинья бы не откупилась, но Бог вообще запретил их…/
  /Читать одну книгу целиком - на что уходит, например, неделя – это всё равно, что целую неделю есть только одно кушанье. Например, борща кастрюлю /или даже ведро/./
  
   __
  
  По ТВ: К. Можейка. Предполагаю, втайне слегка отпускает ремень для страстишек /предположительно, девочки и жратва/.
  Мечтают быть цивилизованными пьяницами вместе с Елкиным…
  …Душевность по ощущению – это одурманенность впечатлениями, входящими в тебя и /или/ чувством, действом, исходящим из тебя.
  Приснилось, что живу в Германии очень спокойно, уютно и уединенно. Правда, не очень поверил - куда денешься от безумной страны и безумного Женьки.
  Стремлюсь в деревню и в Германию. Есть два выхода, соединяющих эти стремления: ехать в немецкую деревню или же ехать в русскую деревню /пригород/, но жить по-немецки.
  Тут не хватает комфорта, а там подлинной дикости. Комфорт можно ввезти, а дикость нигде не возьмешь.
  Кстати, "собственный дом" – это отнюдь не мой идеал: одиноко, куркульно и даже боязно. Единомышленники вполне могут жить общиной, коммуной - в тех же отдельных квартирах общего дома. /Дом-церковь!/
  /Обживать современную громаду не труднее, чем обживать, например, какую-либо каменистую или гористую местность. И как при освоении дикого Запада, первыми в таких местах селятся дикие, некультурные, отчаянные, со слоновьей кожей люди./
  
   __
  
  Как зима – вотчина духовного, так и лето – вотчина физического…
  Нельзя прийти ко Христу, не пройдя стадию Иеговы, Бога Отца /а придя ко Христу, нельзя тут же не прийти и к Духу – к силе дел в христианском духе/. Поэтому европейцы на самом деле проходят именно эту первую ступень, произвольно назвав Иегову Христом.
  Библию и Евангелию теперь тоже достаточно читать и комментировать только раз в год – потому что за это время ты успеваешь обновиться и обрести способность узреть нечто новое.
  
   __
  
  У папы совсем плохое здоровье и совсем расшатаны нервы – наверное, мысли о смерти – а я всё как-то легкомысленно с ним, без нужды спорю всерьез. Его ведь уже не переделаешь, закоснел и вся надежда /и он сам по-моему это понимает/, что и в этих рамках можно что-то улучшить. И ему действительно нужны положительные эмоции. Мучений, раздумываний, пусть и заведомо несостоятельных, у него и самого с избытком. Поэтому и заговорил он вдруг о благодати; и ещё о том, что старым трудно быть хорошими. /И ещё ляпнул – в ответ на моё "Бог в душе": "а если нет Его в душе?"/
  
   __
  
  Петр, как и Ленин жестокостью /"силой"/ пытался насаждать хорошее – тот же "революционный" соблазн. И оба насадили лишь одну жестокость – бюрократию, способную только хватать и не пущать.
  Смотрю ТВ: сначала "Совершенно секретно" /Боровик/: верхи, полные коварства /не без конъюнктурного рыцаря–борца в лице тов. Елкина/, следом В. Молчанов: верхи, полные блеска и неизъяснимого благородства.
  
   __
  
  Моему голосу нужна микрофонная /усилительная/ поддержка – как моему кулаку нужны перчатки.
  
   __
  
  
  В жизни, как в шахматах: первые ходы вроде бы самые необязательные и безответственные, вроде бы ещё туман, в котором можно делать, что в голову взбредет, вроде бы ещё можешь не спеша готовиться - зевая и потягиваясь – а на самом деле это фундамент и каждая неточность как неизлечимая болезнь, как уродство, остающееся чуть ли не навсегда и обрекающее тебя вести игру только на выживание, делать только латающие, вынужденные ходы.
  И в жизни, и в шахматах нужно жить предельно плотно и по всему горизонту, набору коллизий и обстоятельств. Либо жизнь - тебя, либо ты - жизнь. Это как гребля против течения. Поэтому надо не просто побеждать, но побеждать как можно быстрее – ведь никто не знает, насколько хватит сил и насколько длинна дистанция, которую надо пройти.
  
   __
  
  Иоанн, Павел, Иаков, Петр /да и Сам Христос/ - у всех свой подход, свой ключ к истине. "Узкий путь" – это путь для одного. Узкий путь и полная ширь, в которой соединяются все, всё во всех, имеющее отношение к этой небесно-земной шири – но не "широкий путь".
  Бог не дает человеку больше одного ключа так же, как Он не дает ему больше одной головы или двух ног.
  Подвизание – вот участь всякого взрослого.
  
   __
  
  Туша коровья на мясокомбинате: небрежно её разделали – туш-то тыща, рубишь с остервенением как в какой-нибудь знаменитой битве, а всё их не убывает – и она – голова – осталась жива, горло у нее не было перерезано /а уж и кожа содрана, и задняя половина отрублена/…
  
   __
  
  Готов терпеть Женьку до смерти, но не до говна /не подтирается/.
  /Готов не обращать на него внимания, пока самого не коснулось?!/
  
   __
  
  Вяло "разбирался" с Толкиеном и К. Льюисом. Пустота полнейшая. Вообще, странная, абсурдная коллизия: профессора, зовущие во тьму. И эта вечная английская мания, шизофрения: в каждом романе они путешествуют. У американцев этой мании нет, но они неутомимо застраивают и "обмозговывают" то духовное /и физическое/ пространство, которое у них есть. Англичане: от интенсивности точки к экстенсивности пространства, а американцы: от экстенсивности пространства к интенсивности его. Нет ничего сильнее, чем интенсивное пространство. …И вечно "хэппи-энд".
  У американцев "крестоносный" подход: поход против зла и разгром его, но потом тьма меняет обличье и опять разрастается.
  …Умный кисель – у меня тоже есть такой соблазн.
  … "Хоббит" – от "хобби"?
   Люди с умственным хоботом – эдаким наростом, похожим на тот член, что между ног, только не для физической, а умственной похоти.
  Распад на изначальные составные – философию и ремесло.
  Средневековье – это химеричная духовность. Средневековье – это "священные" империи, образуемые в результате идеологической борьбы. А Возрождение и Просвещение – это "светские" империи, где главным движителем являются экономические и меркантильные интересы. Причем, переходы от Средневековья к Возрождению и обратно совершается через крайнюю раздробленность /всё разломано, растолчено, чтобы быть материалом, способным образовать новую крупную форму/.
  Художества никакого – с Гофманом, например, не сравнить. Мультфильм с ненавистным вульгарным жаргоном.
  Теперь Льюис, от которого баптистским духом несет за версту – полный бред, получающий распространение сугубо потому, что за таковыми Организация.
  "Сухая" логика – это не "экстракт разума", а именно сухое, т.е. мертвое. Труп как инструмент! Труп как модель истины… Абсурд: чувства умерли и высохшим разумом доказывают /самим себе/, что чувства есть, и что они даже очень, очень важны. Чем материалистичней становится их жизнь, тем идеалистичней и умозрительней их сознание… Старички впадают в детство.
  Опять А и В /пропуск в дурдом, если по настоящему/… "Мария родила Христа, потому что Господь заменил сперматозоид в яйцеклетке"! /на свой заменил?!/
  Верят, что Бог есть – верят, что Америка есть или верят, что летающие тарелки есть: из всех этих бесчисленных разновидностей вер ничего не вытекает. Это праздные и служебно-прикладные эти веры.
  Льюис проговорился: Евангелие, а тем более Ветхий Завет, для него скучнее мифов!
  
   __
  
  …Тело останется, но роль его изменится, мы будем жить с опорой не на тело /и не на землю/, а на дух /и на небо/. Т.е. тело будет таким же, каков сейчас дух. И такое тело может есть /"печеная рыба"/, но так же, как наш дух питается пищей духовной, например, читает книгу – т.е. для него эта пища вовсе не обязательна. /А тогда обязательным станет духовное питание – так же, как и духовная работа. Т.е. тело станет плодом, итогом, а не фундаментом.
  Воскресение будет всегда, как всегда есть смерть, но какова смерть, таково и воскресение…
  …Какова цивилизация, таковы и изобретения: китайцы изобрели бумагу, порох, шелк и т.п., а европейцы – технические устройства, подобия душевности…
  
   __
  
  Вовка: "Дим, знаешь кого ещё раздраконь – Макса Вебера!" Зачем совать нос в пустыню – ещё превратишься в бедуина… Надо Маркса не с Энгельсом и Лениным рисовать, а Маркса с Вебером... И у каждого Маркса-Вебера наверняка был свой Энгельс – соратник, помощник, почитатель – и свой Ленин – ретивый исполнитель, которому без дела теория скучна, а с делом в самый раз - даже зеленеет.
  
   __
  
  Поэты – буревестники нового; когда расцветает поэзия всегда на пороге новые времена. А после идет проза. Они соблазняют образом: "это может быть так". Поэты – это авангард формы, а философия – авангард сути.
  
   __
  
  "Дух – душа – материя": арабы – Индия – Китай. Но и: Америка - Европа - Россия /Америка вовсе не материалистична: бетон, пластмасса и стекло – это псевдоматерия, умозрительная выдумка/. /Не случайно Индия считается родиной европейских языков./
  
   __
  
  "Мы совсем даже противоположны, как же можно говорить об общности" – "Вы противоположны как правый и левый сапог".
  
   __
  
  Теперь Шестов /напрасно, конечно, я это всё делаю – только скучное повторение пройденного. Да и просто: весна на дворе. Дотягиваю до дня своего рождения – опять "летний" и "зимний" сезоны в плане/: "Апофеоз беспочвенности" /Беспочвенный апофеоз!/
  Адогматизм так же соотносится с догматизмом, как атеизм с теизмом. Пытается подавить догмы своей супердогмой.
  Цитата из Платона: "все настоящие философы ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти". Выходит, Платону тоже не чужд был стоицизм.
  "Беспочвенность" – это и по названию самому болото. И его – полосу субъективизма – не миновать, но ведь надо быстрее его проскакивать, не она цель. Субъективизм, если он не признает себя нищим, склонен к гордыне и сумасшествию.
  "Свобода есть познанная необходимость" – что за чушь: познание необходимости означает познание своего рабства, а не свободы.
  И все они, кроме Ленина и его шантрапы, заботились о благопристойности, а так как срам был у всех велик, то и прикрыть его можно было только Богом… Белоручки, а не белогвардейцы!
  …Рисовал полет, а на практике обыкновенный пофигизм.
  …Неотвечание Христа Пилату – это неотвечание всему языческому античному миру. Так они и не узнали, что такое истина. Потому что истина-то всегда конкретна, не умозрительна, она всегда рядом: не предавай невинного на смерть ни под каким предлогом.
  У евреев в крови вождизм идеологический – а с вождей всегда первый спрос… Вырождение вождизма – это стремление обделывать свои личные делишки чужими руками. Вообще, с евреями во все времена много возились, они всегда были на особом положении, периодам гонений предшествовали периоды особых привилегий.
  …Как Христос еврей, так и сатана еврей /Мигранян, Радзиховский, Мережковский – черные, зловещие лица/.
  Теоретически весь этот "экзистенционализм" очевидно несостоятелен, но он состоятелен в жизни /несостоятельной/ - и они на неё опираются, а не на теорию… …Жизнь – это реализация логики той философии, которую ты принял /которой ты поверил/. Т.е. жизнь полностью закономерна. Знание – это видение закономерностей, полное знание – это видение закономерностей во всем. Приуменьшить меру своих знаний, значит склониться к волюнтаризму; преувеличить – склониться к детерминистскому "предопределению", т.е. опять же к безответственности.
  "Порядок - беспорядок" - ну никак европейцы не поймут, что всё это средство. Ради порядка допрыгивались и до Гитлера. "Единственная возможность устроить порядок в нашей впавшей в ужасную беспорядочность стране – это выступить в поход, сделать походный порядок".
  Сократ и Паскаль перед смертью болтали беспрерывно – это всё, что у них было.
  Сократ оправдывал расчетом добродетель: получалось, что высшее тут – расчет.
  А Кант верил в Закон и получалась та же самая ситуация: да, Закон – это Бог, но и Бог – это закон, т.е. Бог выше закона.
  Шестов: "от проектов требуют того, чтобы они соединяли в себе решительно всё: и общественную пользу, и мораль, и метафизическую мудрость… зачем так много? Будет и того, если какой-нибудь проект окажется полезным!" Как будто все качества существуют отдельно и можно быть полезным, не будучи моральным, мудрым и т.п.
  1ч. 42п. Творчество – это всякое расширение горизонта, т.е. всякое начало нового /в том числе и в старом занятии/.
  51п. Подумывал о том, чтобы быть трагичным – вот, мол, апофеоз.
  59п. Как атеисты – это худшие теисты /потому что агрессивные и нищие/, так и адогматики – это худшие догматики.
  1ч. 78п. Парадокс: люди и общественники, и эгоисты.
  …Воскресшие фуриями. Все воскресают, поэтому-то и совершается вечный круговорот, поэтому-то никто не уходит и ничто не приходит…
  …Христос заведомо далеко глядел, потому что евреи заведомо Его не могли принять. Даже Иоанн больше Его призывал к немедленной революции. Ещё надо было пройти весь путь от зверей-псов до людей.
  …Всем пугающимся надо зарубить на носу очень простую "догму": Христос ни от кого не по силам не требует.
  1ч. 87п. Рабочий – ценность в работе, а не на балу, например.
  Доходит и до сочувствия Плюшкину. Действительно остается только копить. …Такое приобретательство – это как корова в поисках травы: остался один этот инстинкт /и жизнь прекрасна!/.
  Думанье – это просто жизнь сознания.
   Каждый в своем господин, а в чужом слуга /но: своим служишь, а чужое потребляешь, как дитя/. Как во внешней жизни мы можем быть не одиноки, так и во внутренней – т.е. нет там никакого специфического, неизбежного одиночества: точно также один внутренний мир дан на всех и точно также есть соседи и друзья.
  Проценты проголосовавших за Гитлера надо рассматривать как разлитые во всех; и логика: "ведь он всего 1/3 /или сколько там/ в нашей душе занимает". …Парламентаризм – это путь, пригодный для мирного восстания. Они только к власти приходят мирно, а всё дальнейшее уже может быть вовсе не таково /уж лучше наоборот/. Идеалисты чураются не крови, а материи.
   Деревенские жестче, но это оборотная сторона их большей честности и только.
  2ч.42п. Вечная песня: "Христос сильный, Он - Бог, а мы что – слабые и грешные". И вывод: "нам по другим правилам надо жить, чем Он жил". Не поверили не тому, что Он - Бог, а тому что Он – человек - чем упразднили Его подвиг.
  Кант: "всё нужно доказывать, в Бога же можно верить".
   Всегда в своих революциях порождают духовную мышь и практическую гору. Причем, на словах, на виду – эта мышь /и потому она кажется горой/.
  
   __
  
  По ТВ картины какого-то современного художника – типовые страшные головы. У них страх должен обозначать глубину – но ведь это только тема, раз сама живопись – поверхностное художество. Для них, конечно, глубина – это мир чудовищ, а поверхность – красота, уют - по своим душам судят.
  "Великие" не только не стимулируют появление новых "великих", но и напротив, являются разрядкой накопившегося общественного творческого напряжения. /Кстати, и при Горби произошел этот сброс творческого потенциала./
  
   __
  
  Парадоксально видят только вдали, а вблизи ничего не видят.
  К Бердяеву подходит притча про того богатого, который верил в Бога и соблюдал заповеди и спрашивал, что делать для того, чтобы иметь жизнь вечную.
  Я тоже был либералом; и остался бы им, если бы не был нищим. Было бы у меня такое же гуманитарное образование, такая же безоблачная жизнь.
  …Этому предложил оставить всё и следовать за ним, а Пилату и не предлагал – у того был шанс, а у Пилата не было. Тот искал большее /"жизнь благую", а не абстрактную "истину"/, а богатство его было меньшим: частным, а не государственным. И каждый судит по себе: для того высшее отличие – звание учителя, а для Пилата – звание царя…
  "Бог – предел бытия и предел рассуждений Бердяева" – то-то и плохо, что предел. Бог не потолок, который не достанешь – Он вокруг нас и в нас. А так: небо – как стенка тупика; остановка перед самими воротами.
  "Свобода слабым" /"покой больным"/ - а т.к. слабым труднее обеспечить гарантии свободы – столько сил кругом – то приходится изобретать суперсильные, самодовлеющие – т.е. абсурдные и ввергающие в рабство – свободы. Становись сильным и будешь свободным, иначе тебе неизбежно придется искать покровителя в трудные – а они и самые ответственные – времена.
  У либералов вроде бы как полагается: Бог – человек, а человек – бог, но ни до неба и Бога, ни до земли и человека они на самом деле не доходят.
  К либералам отношусь хорошо, сочувственно, но к философам-либералам хуже, чем к либералам других профессий: слишком большая лафа для них философия.
  Свобода священна, но как священно зерно, которое должно умереть. Конечно, навязывать людям смерть абсурдно – само понятие жизни потеряло бы смысл, мы сами должны придти к этому - что и является содержанием нашей жизни.
  …Либерализм до сих пор во мне не изжит: например, вся эта политиканская борьба со злом.
  Богатство – это крест всех богатых. Христос не сказал тому богатому, чтобы он немедленно следовал за ним, как мытарю или рыбаку. Никаких тюрем и прочих подвигов – это слава свободных и бедных…
  Либерал – это светлый трутень!
  Как Шестов, но барин, а не маньяк.
  "Я смысл любил больше жизни, дух больше мира" – так смысл и дух нужны именно для жизни в мире!
  "Я не делаю себе никаких иллюзий о действительности, но считаю действительность в значительной мере иллюзорной" – так я мог сказать, когда учился в чуждой, иллюзорной для меня среде, в институте.
  "Всю жизнь искать" – у меня тоже был этот соблазн: готов мучиться, страдать, но лишь бы налегке и ничего не делая.
  Крестьяне-единоличники завидуют друг другу так же, как завидуют друг другу деятели духовной сферы.
   Вечно разоблаченные - не утешишь себя тем, что я загадка, что я многое могу.
  Сам Запад – это либерализм, примирившийся с недостижимостью неба и земли и принявшийся коротать время за обживанием этого промежуточного пространства между небом и землей.
  Б: "тоска по вечности - а то всё одни мгновения". Не понимают, что вечность как раз в мгновениях.
  Да, у них свобода – это свобода от ответственности. По сути, просто отдых. Но их и понять можно: столько они рутиной без роздыха занимались, что хочется передохнуть, раз наконец появилась такая возможность. Так что только избранные используют передышку для подрыва ложной рутины… К тому же эта передышка оказывается либо тяжелейшим бременем – трудно ощущать свою пустоту – либо разложением – бегством от себя, пустого.
  "Насильно навязать свободу или истину". Что же тут плохого, если хорошее тебя активно влечет, что-то от тебя требует и т.д.
  Всё о Христе и Достоевском – чувствовал, что здесь суть того, чего ему не хватает, а понять не мог.
  Умышленный, злонамеренный догматизм – это уже не догматизм, а криминал, прикрытый гражданской одеждой. Это знак присутствия смерти и отсутствия вечно-текучей жизни.
  В "серебряном" революционном веке они разделились: одни оторвались от земли, стали "духами" и призраками, а другие, как Розанов, наоборот, порвали с небом и прибалдели от земной, жабьей участи. "Мудрый" Бердяев так и не понял, куда он попал /а то бы помер со страху/…
  Ленин – бог, Сталин – папа. Всякий консерватизм религиозен, религия – это его оправдание.
  Трастить про свободу – это держаться за воздух.
  …Предложения как кирпичики и их в книге не меньше, чем нужно на целый дом. Прочитать книгу – пересчитать кирпичи чужого дома.
  
   __
  
  Должна начаться и физическая жизнь. /А одиночество уже вступает в 3-ю фазу полного развития, а общение с ближними во 2-ую фазу, развитость?/
  
   __
  
  Запад всегда поддерживал фашистов /Гитлер, Пиночет, Франко /он бы и ЮАР поддержал, если бы не собственные негры. Арабов в Америке нет и такой же расистский режим в Израиле они поддержали// - и в нашем случае происходит то же самое. Фашизм – это такой же соблазн для богатых, для капитализма, как коммунизм для бедных. И они многократно совершали фашистские революции и всегда поддерживали фашистов.
  Их бы потом репарации заставить выплачивать за то, что внесли решающий вклад в навязывание русскому народу фашистского режима!
  …Быть бы Дэн Сяо Пином, но не выше, а в стороне, неизвестно где. Т.е. жить как мне хочется, возделывать сад, заниматься ремеслами, общаться с близкими, а для остальных быть скрытым и сообщаться с ними только через писания. /Вообще ложно, когда, не доверяя другим, пытаешься всё успеть сделать сам./
  …Потому и возобладало в "серебряном" веке язычество и эллинство, что жили в столицах - расположенных на Западе страны. Столица должна находиться на границе между Западом и Азией!
  …Травят съезд, требуют референдума: "пусть решает народ, а не это сомнительное собрание": демократия – это вера в то, что парламент – это и есть народ в политике. Также: "Опять всевластие Советов" /мол, как при большевиках/ - плохо было не всевластие, а то, что в этих Советах была только одна партия.
  
   __
  
  Ещё о Бердяеве:
  "Я всегда сильнее чувствовал Христа, а не Бога-Отца" – а ведь только тот чувствует Христа, кто приходит через Него к Отцу.
  "Соблюдение правды, а не жертвоприношения угодно Богу" – потом оказывается, что нет правды без жертвы, без дел, без подвизания, без отказа от себя.
  …В общем-то сама идея творчества – это идея совершенно неслыханная, религиозная, высшая, во все века укорененная лишь в единицах /только разговоров, как и о боге много. И институтов-организаций как и в религии, паразитирующих на этих одиночках, много/. В ней ведь предвестия нового Христа, "новых даров Святого Духа", взыскание их. И получилось, как сказано: "многие лжехристы придут": дар, да не тот, творчество, да ложное.
  "Христос победил смерть /и сатану/" – Он победил их в Себе, а не в мире. Великое значение этой частной личной победы только в том, что она доказала, что такое в принципе возможно и указан путь.
  
   __
  
  Всегда тревожно, когда видишь как велик мир, как много ценностей он плодит без тебя и не объясняя тебе.
  Очевидная дилемма: новое, но ещё не освоенное и потому некачественное или качественное, но типовое…
  Слишком стараться, значит, заужаться.
  И Ван Гог и Сезанн показывают нутро, но первый идет путем сотворения целого, а второй путем разложения целого.
  Сколько перечитал за зиму, а словно бы ничего не помню. Летом надо будет поддерживать духовную форму точно так же, как зимой физическую.
  В последнее время ты не забываешь слова "самоотдача", но забываешь слово "любовь". Суть в том, чтоб не забыть ни единого слова…
  Смерть тоже бесконечна, разрушаться можно без конца, по кругу… Только свет не горит и даже закоптить его огонь земной не способен!…
  Может, я Ван Гог в новом воплощении, снова тщащийся стать светом! Может, поэтому только и жизнь длится, что избранные ещё не достигают света, рая, а гибельные массы ещё не достигают огня и ада.
  
   __
  
  Жванецкий каламбурит свой личный "одобрямс" Кстати, вчера читал корейцев и понял почему они без массового действа с ритмическим пением жить не могут. Не в этом ли "идеи чучхе"? Тогда понятно, почему сытые южане вечно всем недовольны, а голодные северяне - напротив.
  
   __
  
  Вспомнил поэта Жданова. Это новые дары, но они даются нам, потому что мы гибнем.
  …Трудно продать душу дьяволу, как и отдать её Богу!
  Фет – это Розановское.
   __
  
  Это было ещё в конце марта: в воскресенье вышел поработать на участок – выпал снег в последний раз – и в конце, когда работал около крыльца, проходившая незнакомая девушка, улыбнувшись, сказала "доброе утро". Надо ли говорить, что это меня занимает и до сегодняшнего дня? Встретил ее потому, что, как оказалось, я забыл перевести часы на летнее время и было не начало восьмого, а начало девятого. Я, собственно, почти и не помню, какова она на лицо, помню что симпатична и что куртка была красной и всё. Хочу из окна её выследить, чтобы знать время её прихода и ухода на работу, да всё недосуг. Хотя сначала сказал себе: "я теперь и без любви не буду жить - пусть гипотетической или даже смешной".
  Не "здрасьте", а "доброе утро" сказала - вот что интересно. И первой. Может она меня из окна наблюдала? …Лицо у меня было красное и темное от напряженной работы, но я, не моргнув, тихо и мягко ответил "доброе утро" - не выдав своего удивления, оставшись непроницаемым и приветливым.
  
   __
  
  "Вот, я – "проклятый буржуй"" – а сам усиленно улыбается мне, мол, видишь, какой я, напротив, приятный.
  …Часть технической интеллигенции поддерживает Елкина, потому что схемы чертить легко.
  Раньше у пропагандистов в цене был монументальный голос, а сейчас сладкий.
  "Всенародно /с нажимом/ избранный президент" – так не фюрером же его избирали.
  
   __
  
  Привычка: язык набок и что-то щупает там в зубах. Это следствие мысли набок.
  Вовка тоже меняется, взрослеет, к тому же борода и джинсы – так что с расстояния я его с трудом вычленяю из толпы.
  У него котелок большой - и потому, чтобы достичь полноты, ему приходится много читать – а тело тщедушное - и потому, чтобы устать, ему достаточно пяти минут. Вот он и говорит: "я уже много работал и мало читал".
  
   __
  
  Рисуешь и получается не то – не тот. Т.е. такой человек тоже может существовать и наверняка существовал или существует /или будет существовать!/ - ведь он выглядит столь же законченной личностью, как и данный и искомый тобой… Так же и в словах: тебе кажется, что ты определил его, а на самом деле ты определил целый сектор людских типов, похожих на него… По этому-то принципу и плодятся люди; это как лотерея. И, конечно, связь лиц с душой, а значит и с судьбой куда более очевидна, чем линий на ладони руки или на пятке ноги.
  Дошло очевидное: рисунок с фото лишен объемности. Тут только глазомер, а там работа с массами. И к вычурности потому тянет - это абстракция. Там упрощаешь, а здесь детализируешь…
  
   __
  
  Бог без стремления к лучшему – это путь в религию; лучшее без Бога – это путь в искусство.
  Голые деревья молятся Богу религиозно, воздев свои руки–ветви; лучшее без Бога невозможно воплотить реально, не иллюзорно.
  …Зло, доставшееся мне по наследству от мира и добро, доставшееся мне по наследству от Бога…
  Я иду в высокий напряг, надеясь наконец переплавиться там и стронуться с места. …Быть подобием творящего Бога, иметь полноту отдачи и полноту получения…
  
   __
  
  Толпа "великих" смехотворно велика. Мне тоже сотни раз казалось, что я уже нашел. Вещь хорошо блестит, отражая небо, пока она новая, пока не обветшала. После подлинно нашедшего будут появляться не новые искатели, а ученики. Иначе чем, как это сделал Христос, истина явиться не может. Зерно не может быть большим, а растить его надо самим людям, а не сидеть сложа руки и пялиться на небо, ожидая чудесного представления с Христом на облаках.
  
   __
  
  Иезуитов /ТВ/, наверное, не озвучивает свои репортажи вкусно не поевши – смака, сочности в голосе не будет.
  Женька выкинул куда-то замок. Я зашипел про себя: "Всё-таки нельзя таких держать в жилье, предназначенном для нормальных. Каждому свое – не психбольница, конечно /так же, как нормальным не годится контора или казарма/.
  Рыбки, птички, цветочки. Не знак ли это того, что ты смирился с комнатной жизнью? /комнатными, камерными мыслями и чувствами/. Маме /просто так/: "в этих сферах я мог бы с увлечением и "бизнес" делать".
  У Елкина типичный случай: пока не поддаст, выглядит ничего, но пасмурно очень – не живой. А так оживает. Но как переберет, сразу всё видно на лице /а чувствует себя всё ещё хорошо/. И вечно так перебирает. Он бы себе помощника завел по этому "вопросу".
  Понравилась продавщица – но как с ней заговорить и о чем с ней говорить. Жизнь становится роскошью, когда так функционируешь /ради роскошной шмотки!/. И потом, это быстрое-быстрое функционирование создает иллюзию жизни / и дела/ - мне это знакомо.
  
   __
  
  А потоп похож на обыкновенную северную зиму: зимовали в теплом "ковчеге". "Вода спадала" – снег таял; "ветка в клюве" – весна. Айсберги тоже как памятники зимы, а не потопа.
  Снисхожу до дворника. Стоек, но зажат отпором.
  
   __
  
  Размашистость руки – в живописи это чуть ли не синоним таланта. Линий, красок так много, что иначе с ними просто не управиться. У меня это есть…
  Шахматы: при осторожной игре один стандарт надежности, а когда на пределе, то тут все "неприкосновенные" резервы приходится пускать в ход /рокировкой, пешкой, фигурой жертвовать и т.д./. Нельзя смотреть внешне, надо погрузиться и искать в этом море ту посильную, реальную ступеньку, которая подвигает дело. И не на один ход смотреть, а на много – уже с двух, как с трамплина можно прыгнуть очень далеко.
  Каспаров: вроде конь залез вперед необоснованно, висит он там, однако если помедлишь, вокруг этого начнется такая кутерьма, такие интриги по отвлечению соперника и укреплению коня! Также: "слоны и ладьи должны бить издалека, а коня необходимо завести в центр вражеского лагеря /или пешку/. Не кони, а дьяволы". Также: "Приходи туда, откуда только что ушел противник.
  Всё учусь. Как бы заново: все благодатное детство и благодатную юность впустую просиживал штаны.
  
   __
  
  Класть на тарелки поменьше: не будет переедания. Объедки противны как говно /которое тоже от переедания/.
  "Ты извини, пожалуйста, но я не выношу, когда смотрят на то, как я работаю – парализует. Такая у меня особенность до сегодняшнего дня" – "Наверняка и все остальные негативные особенности по-прежнему при тебе". …Да, они при мне. Они как гвозди – чем я живое, тем они сильнее вонзаются – до смерти на этом кресте.
  
   __
  
  Цюй Юань – похоже на Чацкого и на Данте.
  Пока нет проблемы личного Бога, нет и проблемы индивидуального человека. Где Бог – небо, там человек – природа. Т.е. ко всему надо доходить через игольное ушко своей индивидуальности. На Западе же застряли как верблюды от своего богатства. Запад – это грех. А Восток – это здоровье, но только природное, недуховное.
  Когда превозносили Бога, тогда отделяли Его от себя – и теряли.
  Восток – вот что должно и может быть массовым, ведь это сама природа, близкая и понятная всем - а не американская "массовая культура" порнографии, мордобоев и т.п., что людей силом соблазняет.
  Корея – это экспрессия /словно большой народ попал в маленький горшок/. Тоже ожидал встретить и у японцев, но они оказались экзистенциальны, пессимистичны; их стихи странно лишены субъективности: это какой-то мини-объективизм. Похоже на фотографию. У китайцев в стихах всё связано с человечьим общежитием /с моралью и т.п./, у корейцев же это заглушается неуемным позывом к движению /все их стихи – это глаголы/.
  …Кто ближе к воде, тот ближе к небу. Вода – это подобие неба. Вода – это то, что никогда не заслоняет неба…
  
   __
  
  "Будь добр и счастлив и ум не нужен, ум – это аварийная команда, когда нет того или другого".
  Ум – это некая боковая метафизическая ниша, где можно жить без добра и счастья.
  Какая-то часть моих состояний теперь не требует поиска, как раньше или работы, как, в основном, теперь – ничего не требует, становится самодостаточным отдыхом, наслаждением, пронзительной экзистенцией.
  
   __
  
  Насчет индусского феномена – это дурдом. Горами огороженный, теплый – можно быть слабым и взбалмошенным. Еды полно, жилищ и одежд особо много не требуется – много времени для безосновательных мудрствований и фантазий. Кино, зверинец, на который с древности смотрит весь трудовой, природный, но наивный, склонный к такого рода басням, Восток.
  Уже с древности у японцев развиты сюжеты, вкус к сексу и боевикам. Также: сочетание агрессивности и воинственности с гипертрофированным "гуманизмом" /в итоге, очень часто агрессия направлена против других, на которых этот "гуманизм" распространяется много меньше/. Они - последыши Востока так же, как Америка - последыши Европы.
  Стихи у них – действительно, листья /"Манъесю"/, рядовой товар /не "вещицы" как у Бо Цзюй-и, а нечто более функциональное, практичное, массовое - "массовая культура"/.
  
   __
  
  В шахматах выигрывают не налеганием на чужого короля, а переигрывая соперника в чистом поле экзистенции. Так и в жизни; поэтому и бесполезны теоретические, богословские споры.
  Идея узора, орнамента – это тоже попытка воспроизвести рай, создать на земле, в квартире подобие сплетения ветвей и цветов райского сада.
  У нас всегда большевики будут в большинстве, а меньшевики в меньшинстве в революционные времена /а в мирные наоборот/.
  
   __
  
  Царство Божие детства оказывается вовсе за кадром, а прекрасная юность способна воплотиться лишь зелено и коряво. …Итак, сначала, в детстве живешь за счет других, потом в юности живешь сам, но другим от этого ничего не перепадает, затем в зрелости живут другие за счет тебя, и наконец в старости живешь опять за счет других, но сформированных тобою – и это итог твоей жизни, суд над тобой, с наградой или наказанием.
  
   __
  
  Почитал японских стихов-куплетов и вышел во дворик. А там весна: "стихи – только маленький фрагмент, а здесь прекрасного полно кругом.
   Мне хочется творить море, стихию. У них нет источника, откуда взять и нет стержня, на котором крепить – поэтому только капельки выжимают…
  Нет сил /и смелости!/ на качество – тогда пусть будет не количественный труд, а качественный покой. Количественный труд – это удел трусливых и нетерпеливых.
  
   __
  
  Скромность – это истина бедного. Кто сильнее скромной девушки в моих глазах?
  Бедность – это оптимальное состояние человека: ничего лишнего. …Скромность – вот реальная, а не идеалистическая святость, скромность – это проза святости. /Её поэзия – это уже рай./
  Блаженство богатых не подлинно: на стимуляторах /"надо радоваться, чтобы денежки, на это ухлопанные, не пропали"!/. Человек является человеком только тогда, когда он борется за свою человечность. Если побеждает, то - бог, если проигрывает, перестает бороться, то - уже не человек, а зверь.
  
   __
  
  Вся сволочь жирует на антикоммунизме, делит убитого медведя. Если они и каются, так только в том, что раньше не поняли конъюнктуру.
  Цари – это земные боги, поэтому всюду, где цари /т.е. где государство/, там язычество. Чем выше обычный человек залетает, тем он хуже. …Они вечно ждут царя–мессию, а спасение-то снизу начинается.
  
   __
  
  Есть периоды, когда почему-то выглядишь красивым на лицо, а есть, когда - не очень.
  Близкие мне песни пою с воодушевлением и нравлюсь сам себе, а уже следующую – неприятно себя слушать.
  
   __
  
  
  Порыжелости, зеленоватости, потертости – вот окрасы естественные и тонкие. Даже машины можно сделать такими. …Есть много прекрасных материалов: камень, дерево, бумага, холст, солома /не случайно стул Ван Гога соломенный/, кора дерева, водоросли, мох.
  …Как бы сарай, превращаемый в дом. Обживаемое запустение.
  Вот стоит небоскреб нашего рода! …А когда умирают старшие в роду, все следующие поколения спускаются вниз на одну ступеньку.
  …Надо читать про дизайн, про народную культуру и т.п.
  Меня и проблемы питания интересуют. …Есть отдельные натуральные продукты, а не блюда-смеси – это то же, что в живописи пользоваться чистыми цветами. Нужна только приправа, чтобы была гамма оттенков основного цвета. Человек не привык ценить такие вкусовые качества /также как натуральную фактуру вещей/, поэтому он снова и снова ест мясное и горячее.
  
   __
  
  Поэтичность сродни прожектерству. Истина бедна, не украшена единорогами. Как бедным, можно, но очень трудно выбиться в люди, так и истине.
  Роден, как и Пикассо – интерпретация классики /античности/.
  Руо /одна маленькая открытка/: для меня тоже черный цвет – основа.
  
   __
  
  Всё ничего, гладко, но вот вновь она, "рыбка" раздражения /"праведного", конечно/ - живет, родимая, плавает… Да, "ничего" – это только ничего.
  Слово – как капли воды в пустыне. Говорить вслух – это всё равно, что быть вне дома.
  Интересна только жизнь. "Интерес к делу" - значит, смог устроиться так, чтобы дело было жизнью, содержало жизнь. Т.е. такое дело восприимчиво не только к усилиям, но и к чувствам души.
  Я сплю хорошо, засыпаю хорошо, потому что во мне много желания камнем пойти на дно, махнув смиренно на всё рукой.
  
   __
  
  Если уж 500-летних дворян раскулачивали, то тем более раскулачат этих самозванцев.
  Нужен новый Толстой. Они специально поощряют все эти идиотские пляски: выход энергии и выход разума. Ищут радостей в маразме – больше она им нигде не доступна.
  
   __
  
  Хоккейная куча мала – радость победы. И вот лицо одного из них очутилось среди тел как в темном лабиринте. И странно ему показалось там радостно сверкать глазами. Тем более, что в угрожающей близости поблескивала сталь конька соседа. Стены здесь окрашены странно, и пронумерованы как дома, но огромными, во всю спину цифрами…
  
   __
  
  Пишешь, пишешь, а всё равно жизнь так многообразна, что не исключены и пропуски. В сильном волнении теряю ориентацию и дар речи, не слушаются ноги. И легко достигаю такого волнения /наблюдаю 1-майские столкновения/ /а мурашки по коже и вообще чуть ли не ежедневно бывают – например, от всякого сильно сказанного слова и проявленного чувства/. Также и с сильным страхом – от которого мокнут подмышки и с сильным гневом – когда мутится в голове…
  Прогрессирую не через осуществление, а через умирание надежд – удобряется почва этим перегноем с каждым новым годом. А надежды снова будут. Мы ведь камни: много нужно смерти, чтобы покрыть камень достаточным количеством земли.
  Вообще, я чувствую себя совсем взрослым и сильным. Но от этого пока только множится неудовлетворенность: не могу найти адекватного дела /адекватно перестроиться в старых делах/.
  Сказавший уже не имеет сил осуществить сказанное – на слова уходит абсолютно всё, цепенеешь как распятый. Как укусившая оса.
   Отсюда резкая разница: Христос бродил и толковал, а апостолы сразу стали строить.
  Как пройти по водам – водам житейского моря… Думающий – человек "не от мира сего", а осуществляющий - человек "от мира не сего".
  
   __
  
  …Мы все уравнены этим одинаково светлым, одинаково проникающим в нас, оставляющим печать на наших лицах солнцем…
  В джинсовой куртке ощутил себя похожим на БГ. А тут ещё очередная девушка. Как бы роман: всю дорогу рядом, через сиденье.
  
   __
  
  На месте сербов, если их станут подло бомбить, я бы начал свирепый террор на их территории - взрывы сотнями в универмагах. А то эта сволочь хочет убивать, рук не испачкав.
  Открыл для себя несколько новых газет /"Континент", "Новая ежедневная газета"/: нервы успокаивают, всё очень мило, даже удивительно при таком-то пропагандистском гвалте сверху донизу.
  Конечно, пристрастие к "взвешенным оценкам" – довольно смешное. В итоге уравнивают всех /хотя елкинистов никакие весы не выдержат/.
  …Люди, до которых ещё не добралось озверение жизни. Оно доберется.
  
   __
  
  Хищницы - напились спермы, как напиваются крови. А ведь были поголовно кособокими замарашками.
  Регламентированность в одном оборачивается своей противоположностью в другом.
  Своеобразный способ защиты своего инфантилизма.
  
   __
  
  Еду на дачу, не замечая ни улиц, ни леса. Во-первых, всё видел слишком много раз, а во-вторых, слишком много стало дел и они постоянно в сознании. Вот почему только в молодости видишь окружающее.
  Плохо идут "занятия". Для них мне нужен иной тонус, активный, хотя и поверхностный. Как бы пританцовывая. Ведь тот, что я прекрасно освоил в писании – это экстенсивное растворение в пространстве. А то наслаивается одно на другое в одном состоянии и ты быстро выходишь из строя.
  Тоже и в жизни, в общении с людьми. Т.е. то покой, то взрыв. Т.е. решительное управление собой.
  …Форсирование, без оглядки. Надо членить многомерные дела – "специализация" и разделение на физическо-мастеровой и умственный труд. Соединяет всё только жизнь в целом, а каждый из её эпизодов по преимуществу одномерен. Важно только гармонично управлять всеми этими "винтиками".
  
   __
  
  Окуджава и Шеварднадзе: вид мудрецов. На основании постулата о своем ничего незнании. Терпеливость и скромность у необузданных грузин – высшее достижение.
  Человек всегда недоброкачественен по отношению к другим.
  "Президентская республика": "да не президентские мы, а свободные". Безумие, когда один человек пытается управлять 150-тью миллионами. Если бы ещё речь шла об устойчивом обществе, когда нужно только присматривать за самостоятельно работающей машиной, а то вновь сбивают людей с насиженного, кой-как очеловеченного шеста.
  И потом, президент тогда не царь, когда он навязан партией, которая его выдвинула.
  
   __
  
  …Да, ты сделал, но ведь тысячи откликнулись, потому что и в них есть то же самое. Ты их голос, а они твоё тело. Мы невидимые братья друг друга…
  …Наверное, выйдут только пробы, примерки…
  Намечтал примерное название для своих писаний: "Философский дневник неизвестного человека". Все "мемуары" в лучшем случае расскажут пару анекдотов друг про друга. /Вроде и сам уже "знаменит", а всё лестно похвастаться, с какими знаменитостями он дело имел, обедал, за руку здоровался и т.п. Они друг в друге ищут подтверждение собственной знаменитости./
  …Выбираешь слова, как выбирают невесту: учитывая и всех родственников.
  Зачем мне чертить жирную линию /всё равно, сделал ты 50 тысяч или 5 картин/.
  
   __
  
  Мама по-крестьянски ухватисто держит в руке только что сорванный лук. Повадку не изменишь, как зверя не переделаешь.
  Настало лето и они часто дома: заполонили дом своими повадками. Я уже успел отвыкнуть. Когда в хорошем состоянии, ничего постороннего не замечаешь, а когда слабина, тогда и самый далекий негативный потенциал кажется атакующей тебя реальностью.
  Летом жизнь и беспроблемна, легка – солнышко как негров греет – и физически тяжела – поэтому не думается и не пишется. Но тут есть два "но": у нас на веранде всегда холодок, а состояние мое таково, что способен писать бесконечно и по любому поводу.
  
   __
  
  Почитываю книжки "для кругозора" /в основном, по диагонали пару глав из каждой/.
  Мамлеев: уже уверен, что "публики" нет, но пишет всё же на публику.
  …Реализм – это нечто стоячее. Шизофрения остановки мигов, деталей. Настолько всё стоит, что можно ухватить. Была бы охота изучать эти пупырышки на стене. Когда время логики кончается, наступает время открытия смысла для избранных и время эклектики для прочих. Так было в первые века нашей эры.
  Вот Бах динамичен.
  …Джеймс: "требуется много истории, чтобы получилось немного литературы". Так ведь это определение эпоса!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"