Винников Владимир Наумович : другие произведения.

Прожитые годы, ступени жизни ч. 1,гл.4. 1958 год

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  
  В первый класс
  
  
  - Люба-а-а!
  Громкий мальчишеский крик, отвлек Василия Петровича от работы в огороде, нужно было прополоть картофель. Он воткнул черенок тяпки в мягкую землю, обошёл дом и, открыв калитку, вошёл в сад.
  На скамейке под яблоней, сидела Люба, а вокруг неё толпились мальчишки и девчонки с их улицы, и из посёлка Товарово.
  Люба что-то рассказывала, а ребята внимательно слушали. Старшие дочери - Вера и Надя стояли на крыльце, лица их были недовольны.
  
  Что случилось? - Спросил их отец.
  
  - Эта "заводила", всех моих друзей отбирает, вот и Славка, бегал за мной, а стоит рядом с ней...
  Вера махнула рукой и пошла в дом, а Надя вроде без всякого интереса, подошла к группе ребят.
  
  - Нет, Иван, - продолжала говорить Люба, - дома интереснее, чем в детском саду, здесь я могу много читать, меня Вера научила, а ты в детском саду, ещё читать не можешь.
  Здесь я катаюсь с глиняной горки, а ты приходишь только в субботу туда, или в воскресенье.
  Я здесь каждый день кушаю прямо на поле луговую землянику. -
  Девочка говорила серьёзно, а отец стоял и слушал, что она скажет дальше. - А, главное, я помогаю папе и маме...
  - Да ты ещё маленькая, - перебил её Иван, подвижный, сухощавый мальчик, ровесник Любы, круглолицый и весь покрыт конапушками.
  - Мы с тобой уже большие, - с гордостью ответили Люба, - в сентябре пойдём в первый класс. Я с утра кормлю кур и собираю яички, потом собираю крыжовник и смородину, мама вечером сварит компот, он очень полезный.
  Потом я выгоняю на луг гусей. В обед мы с Верой и Надей идём по воду к роднику, я хожу с двумя бидончиками, мы наливаем полный молочный бидон (35 литров). Затем Вера варит обед, она у нас уже пионерка, а мы с Надей подметаем в доме и во дворе. - Люба обвела взглядом ребят, кивнула Наде и та, в благодарность, что младшая сестра вспомнила и об её вкладе в работу, улыбнулась в ответ. - А вот ты чем занимаешься в своём детском саду? - Закончила Люба.
  
  На крыльцо вышла мать и с удивлением посмотрела на компанию ребят. Отец осторожно взял её за руку, поднёс указательный палец своей правой руки к своим губам и потом поцеловал жену в щёку.
   А Иван, встал с лавочки, словно готовился выступать с докладом и, поставив вдруг обе руки себе на пояс, словно их воспитательница начал рассказ:
  - А у нас распорядок дня мало что меняет от вас. У нас в детском саду с утра занятия: лепка, рисование, математические картинки, музыка. Потом мы идём на прогулку, а потом обед и тихий час. После обеда мы опять играем и нам читают сказки.
  Надя не выдержала, отодвинув своим плечом в сторону мальчика, повернувшись к ребятам, сказала:
  - А у нас в третьем классе в школе длиннее время для занятий: последний урок заканчивался в 12.30, потом бесплатный обед, колхоз в школу привозит самые свежее молоко и овощи, а ещё парное мясо...
  - Телятину и курятину, - вставил Степан.
  
  Надя утвердительно кивнула и продолжила:
  - А хлеб и пирожки пекут нам повара. После обеда у нас всех продлёнка - игры на школьном дворе, затем возвращаемся в класс и делаем домашнее задания, а потом ещё остаётся время поговорить и тут продленка кончится.
  За кем-то пришли родители, а меня и Степана отпускали домой в пять. К этому времени богажная касса на станции закрывается (некоторое время Анна Зеева работала в богажной станции), и мы с мамой вместе идём домой.
  Нам дома уроки делать не надо и я, - Надя победно смотрела на Любу, - начинаю помогать маме, готовить ужин, а потом...
  
  Люба перебила сестру:
  - Потом мы втроём выходим гулять во дворе или выходим на луг, немного поиграем, и когда папа возвращается с работы, идем загонять в дом овец, коз и гусей, папа заводит в стойло телёнка, а...
  
  - Доченька, а ужинать не пора? - Спросила мать. - Ты всех друзей приглашаешь к ужину?
  
  А за забором сада уже слышен крик матерей Ивана, Степана и других ребят:
  - Нюрка, тебе наши детки не надоели? Ребята, быстро домой!
  
  Ребята кивали друг другу и говорили на прощание: "До завтра" расходились по домам. Их всех встречал радостный лай дворовых собак.
  Через час - два, электрический свет в домах выключали, жители села засыпали. На работу вставать рано, первая дойка в шесть, а кому-то нужно было ехать на работу, кому на секретный завод в "Почтовый ящик" номер 7, а кому в город Богородицк, или на станцию Товарово.
  Отец Любы, ездил на станцию Узловую первым рабочим поездом в пять часов тридцать минут.
  
  В следующий вечер, ребята собрались у родника, прокатились несколько раз по глиняной горке, потом играли в прятки, хорошо, на лугу трава высокая, лёг и не видно.
  А ещё, разделившись на пары, прятали клады, пуговицы, марки, открытки, кусочки цветного стекла, записки с признанием в любви, их сверху накрывали стеклом и засыпали землёй. И затем становились в очередь и кто-то, чаще Люба, командовала, кто следующий разыскивает клад Степана, или другого человека.
  Все следили и кричали очередному кладоискателю: "холодно - горячо", пока он не дойдёт до нужного места.
  
  И вот она, под ногами свеженасыпанная земля! Исполнена цель - найти клад. Поскольку самое ценное там было письмо, или признание в любви, все с нетерпением ждали, когда Люба прочтёт очередное письмо и громко, потом комментировали.
  Но однажды, Люба, развернув бумажку, почитала и покраснела.
  - Мне пора домой, - протараторила она и побежала вверх по тропинки оврага к своему дому.
  
  Ребята тоже направились домой.
  Только Степан, долго стоял у родника и слушал журчание вытекающей воды. Ему казалось, что рядом звенит серебряный колокольчик. Он горько усмехнулся и пропал в темноте вместе с последним лучом летнего солнца.
  
  В основном женщины и вернувшиеся с войны раненые мужчины, да совсем немного здоровых мужиков - работали в колхозе и получали за свою работу трудодни и зарплату.
  
  За работу в колхозе была введена система оплаты труда - трудодни. Она подразумевала не только денежную оплату труда, но и в большинстве случаев расчет с крестьянами продуктами: зерно, хлеб, картофель. Идея состояла в том, что крестьяне выполняют определенную норму, а им взамен колхоз выдает часть полученного зерна или другие продукты питания.
  В 1951 году один трудодень стоил 1,42 килограмм зерна и 0,18 килограмма картофеля.
  Относительно денежной оплаты в 1951 году существовал очень большой разброс по регионам на 1 трудодень:
  • Туркменская ССР 10,35 рублей (максимум по СССР).
  • Краснодарский край 2,11 рублей.
  • Кировская область 29 копеек.
  • Ярославская область 26 копеек.
  • Калужская область 7 копеек (минимум по СССР).
  
  Начиная с начала 1950 годов экономическое положение Советского Союза постепенно улучшалось. В сравнении с предыдущими годами практически вдвое увеличился общий объем производства. С 1950 по 1958 год национальный валовый продукт ежегодно рос на 7,5%.
  Каждый год проводилось повышение зарплаты для всех работников, поднимались также стипендии и пенсии.
  Вместе с увеличением объема производства, происходило снижение цен, возрастала покупательская способность, тем самым заметно улучшая уровень жизни населения. Люди могли позволить себе купить намного больше товаров и услуг.
  В год на душу населения из продуктов припадало 26 килограмм мяса и сала, 7 килограмм рыбы и морепродуктов, 172 литра молока, 60 штук яиц, 172 килограмма мучных изделий, 241 килограмм картофеля и 8,1 килограмм сахара.
  
  Из важнейших непродовольственных товаров люди могли позволить себе в год 16,47 квадратных метров тканей, 3 пары чулков или носков, пару хорошей кожаной обуви и 4 килограмма мыла или моющих средств.
  Также в более доступной продаже появились часы, телевизоры, фотоаппараты, велосипеды, мотоциклы и швейные машины. Все чаще покупали в дом такую роскошь, как пианино.
  Идея постоянного снижения цен и повышения зарплат заключалась в том, что имея на руках больше денег, люди будут чаще покупать товары, тем самым стимулируя производство и ускоряя оборот валюты, покупая и обустраивая жилища, они совершали вклад в строительство и стройматериалы. Если люди откладывали деньги на большую покупку, то улучшалась работа сберкасс.
  За период с 1950 по 1958 год среднегодовой темп советского производства превысил 10 %, что в несколько раз обгоняло темп производства Соединенных Штатов в этот же период.
  Объем сельскохозяйственного производства с 1950 по 1959 год вырос почти на 60%.
  
  Именно в пятидесятых годах было проведено несколько изменений относительно заработной платы граждан. Больше значения стали придавать роли женского труда. Изменились возрастные рамки для рабочих. Теперь работали не только после восемнадцати, но и после шестидесяти.
  
  Для избавления от кризиса послевоенных годов Советская власть ввела сдельно-прогрессивную и повременно-премиальную систему оплаты, также появились премии за перевыполнение планов, дополнительные денежные поощрения, сократились налоги на зарплату.
  В оплату труда стали включаться больничные, отпускные, поощрительные выплаты, стипендии за хорошую учебу, оплачиваемая медицинская помощь, содержание детских садов, выплаты многодетным семьям.
  
  Конечно, существовали и налоги.
  Так при зарплате 800 рублей налог составлял 8%, от 800 до 1000 рублей - 10%, от 1000 до 1500 - 12%, при более высокой зарплате - 13%.
  Был и налог на бездетность. Граждане от 25 до 50 лет не имевшие детей обязаны были платить налог в размере 6%.
  Проведенное 1953 года масштабное снижение цен коснулось всех отраслей производства: продуктов, одежды, электроприборов, стройматериалов, хозяйственных товаров. В зависимости от групп продукции цены падали от 10 до 30%. Также снижение цен коснулось и общественное питание. Это все повлекло за собой возрастание потребительского спроса и увеличение объемов производства.
  В 1953 году килограмм белого хлеба можно было купить за 3 рубля, черный хлеб - за 1 рубль, килограмм говядины - за 12 рублей 50 копеек, литр молока - за 2 рубля 24 копейки, масло сливочное - за 27 рублей 80 копеек, а растительное - За 17 рублей. Десяток яиц стоил 8 рублей 35 копеек, водка - 22 рубля 80 копеек, пара обуви - 188 рублей, самый дорогой костюм - 1500 рублей.
  В продаже появился автомобиль "Победа" за 16 тысяч рублей и автомобиль "Москвич" за 9 тысяч рублей.
  На прилавках магазинов можно было найти красную икру по 36 рублей за килограмм и черную икру по 85 рублей за килограмм. Кофе в зернах продавался по 50 рублей за килограмм.
  С 1949 года в СССР стало осуществляться всеобщее обязательное семилетнее обучение. В 1950/51 учебном году функционировали 202 тысячи общеобразовательных школ, в которых обучалось почти 35 миллионов человек.
  Рациональное планирование школьной сети предполаќгало точные расчеты средств, школьного оборудования, материалов строительства школьных зданий, стоимости обучения каждого ученика начальной, семилетней и средќней школы.
  Исключительное значение в вводимой общей системе всеобщего среднего образования приобретали школы рабочей и сельской молодежи. Сеть их с каждым годом расширялась, так как тяга молодых рабочих и крестьян к образоќванию была очень велика.
  Считалось целесообразно составлять народнохозяйственный план школ рабочей и сельской молодежи при участии общественных организаций заводов, фабрик, колхозов, совхозов, чтобы дать возможность более рационально планировать эти школы и обеспечить действительное выполнение плана.
  Назревала потребность в планировании строительства специальных зданий для школ рабочей молодежи при больших произќводствах, их оборудования и обеспечения штатным соќставом преподавателей.
  Проведение в жизнь директив XIX съезда Коммуниќстической партии об осуществлении среднего образования могло быть успешным при условии организованќного участия в этом деле комќсомольских, профсоюзных организаций, всей советской общественности. Еще в 1930 году ЦК КПСС предложил всем партийным организациям рассматривать введение всеобщего обучения как важнейшую политическую камќпанию на весь ближайший период. Тогда же было предќложено партийным комитетам не реже двух раз в год заслушивать на своих заседаниях доклады партийной части исполкомов о работе по развертыванию всеобщего обучения.
  
  Согласно Закону от 24 декабря 1958 г. "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР", предусматривающего перестройку общеобразоваќтельной средней школы, в стране вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование.
  Стремясь ускорить осуществление в стране общего среднего образования, закон установил, что полное средќнее образование будут давать не только общеобразоваќтельные, но и специальные средние учебные заведения.
  В общеобразовательных школах в то время работали 2,7 миллиона учителей и воспитателей.
  Учителя 4-10 (11) класќсов в абсолютном большинстве имели высшее педагогиќческое образование. Повышением квалификации педаго-гических кадров занимались 186 институтов усовершенќствования учителей, свыше 4,5 тысяч методических работќников, более 200 заочных и вечерних отделений при стаќционарных педагогических учебных заведениях и универќситетах.
  Реформа общеобразовательной школы 1958 года ввела изменения в трудовом обучении школьников
  Отсутствие трудового обучения в общеобразовательной школе после 1937 года серьезно сказывалось на практической подготовке школьников к труду, особенно труду в сфере материального производства. Оно снова стало восстанавливаться в школе.
  С 1954-1955 учебного года трудовое обучение вводится в начальной школе, a c 1956-1957 года - во всех классах средней школы.
  В 1-4 классах вводится преподавание ручного труда, в содержание которого входит обработка бумаги, картона, тканей, первоначальные работы с древесиной и другое.
  В 5-7 классах организуются занятия в учебных мастерских, связанные с обработкой древесины и металлов, а также работа на пришкольном учебно-опытном участке по выращиванию растений.
  B 8-10 классах, вводится курс основ производства и производственная практика. В этих же классах преподаются так называемые общетехнические предметы - машиноведение и электротехника.
  В 1958 году начинает осуществляться реформа школы. Вводится в действие закон "0б укрепление связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР".
  Этим законом была предусмотрена новая система трудового обучения, включающая производственное обучение, в которой центральное место занимает реализация принципа соединения обучения с производительным трудом учащихся.
  Под производственным обучением в общеобразовательной школе понимали вид трудового обучения в старших классах, имеющий целью подготовку учащихся к квалифицированному труду по одной из массовых профессий народного хозяйства или культуры. Оно рассматривалось как одно из средств осуществления соединения обучения с производительным трудом.
  Вместо существовавшего тогда всеобщего обязательного семилетнего образования вводится всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Неполной средней школой становится восьмилетка. На базе восьмилетки образуются средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением в составе 9-11 классов. Полное общее среднее образование становится одиннадцатилетним.
  
  Готовиться к школе Люба начала ещё в январе, после того, как Вера и Надя принесли из школы новогодние подарки - конфеты, печенье, она долго рассматривала Надин белый передник и спросила маму:
  - А мне придётся носить передники после Нади, как она носила после Веры? - Потом она посмотрела на папу, - а подарки тебе на работу дня нас точно принёс Дедушка мороз?
   А почему он для Вити, выбрал самый большой? Он же у нас самый маленький?
  Брат Виктор, вытянувшийся за последний год. Подвижный и вечно что-то бормочущий мальчик на этот раз подошёл к столу в зале молча, взял большой бумажный пакет со стола и высыпал всё содержимое на стол, потом стал раскладывать конфеты и печенье на кучки, сначала показывая указательным пальцем на родителей и сестёр, а потом на кучки:
  - Это маме, это папе, а это Вере, это Наде, вот Любочке, и мне ещё осталось много. - Потом он отодвинул свои конфеты в сторону, посмотрел на Любу, взял из своей кучки ещё один "батончик" и потянул в руки Любе. - А это тебе за то, что учишь меня раз-ва, нет разг-ва, ой, разговаривать...
  
  Отец с матерью переглянулись, улыбаясь.
  
  - Ну, вот и хорошо, - сказал отец, - ты Люба успокойся, нам добавили зарплату с мамой, так что вам всем мы к первому сентября купим всем новые ботинки, а тебе полностью новую форму. Вите, мы купим новые шаровары и рубашку с длинным рукавом.
  - Что вы мне купите? - Переспросил сынок.
  
  Мать насторожилась, после того, как сынок переболел гриппом, он что-то стал плохо слышать, это очень беспокоило родителей.
  И вот, наконец, наступило долгожданное первое сентября. У садовой калитки Веру, Надю и Любу провожали в школу папа, мама и Виктор. А за калиткой сестер встречала вся ребятня их улицы - Третье общество, а так же ребята с улиц Кобановка и Комарёвка (так их называл Василий Петрович).
  
  Большой группой, ребята спустились по тропинке к узкому, прогибающимся, под ногами пешеходному мостику через реку Уперту.
  На этот раз никто из них не прокатился по глиняной горке. Все шли неторопливо, помахивая новыми портфелями, а Люба всё поглядывала на свои новые коричневые ботиночки.
  
  На площади перед школой восьмилеткой, их построили по классам. Люба смотрела по сторонам, очень много знакомых и приятелей, с которыми она часто встречалась и играла, а потом им представили учительницу - Екатерину Сергеевну. Невысокую, круглолицую, такую умную и красивую, почти как её мама.
  Ученики восьмых, выпускных классов, поздравили первоклассников с первым "звонком", и подарили каждому подарки от колхоза - набор цветных карандашей, пенал, и тетради в линеечку.
  
  Лучший ученик восьмого класса Матвей, передал в руки (почему не понятно) Любе колокольчик, посадил её на своё плечо.
  Он медленно шёл вдоль строя ребят, теперь учеников, а Люба, потряхивая в руке колокольчиком - звонком, была такая счастливая. Ей казалось, что она на собственных крыльях летит над землей и всех ребят зовёт за собой в школу. Что во всех школах их огромной страны - СССР, они точно узнают, как нужно учиться, жить и хорошо работать, чтобы Советский Союз становился сильней и все жители страны, всегда были сыты, одеты, имели свои дома и квартиры. Чтобы в странах капиталистов трудовой народ увидел преимущества социалистического пути развития (так говорил Любе её папа).
  Потом под звон небольшого колокольчика, ученики всех классов вошли в школу. Матвей снял с плеча и поставил Любу на пол, потом наклонился и поцеловал её в щёчку.
  Люба покраснела, и будто загородилась большим колокольчиком.
  А в это время, классные руководители заводили учеников в их классы.
  Екатерина Сергеевна спросила:
  - С кем вы хотите сидеть за одной партой?
  
  Все ребята заявили, что хотят сидеть с Любой Зеевой.
  Позднее так и произошло, но по иной причине. В присутствии этой девочки, мальчики почему-то много болтали, что-то спрашивали у неё. А Екатерина Сергеевна была внимательная и строгая, она пресекала, сразу пустые разговоры а, учитывая, что кудрявая головешка Любы постоянно "крутилась" вправо и влево, она эмоционально и громко отвечала на вопросы, наказывала и её, и соседа. Оба стояли в углу за её спиной по сторонам доски. Потом Любу пересаживали на другую парту и опять всё повторялось.
  Наказание длилось недолго, за это время Екатерина Сергеевна ознакомила своих подопечных с предметами, которые они будут изучать. Предметов было немного, но один из них интересно назывался - чистописание.
  Учительница научила, как пользоваться чернильницей непроливашкой. И сказала, что через два года у них будет больше учебных предметов:
  
  Второго сентября с утра лил дождь, погода испортила праздничное настроение ребят.
  Люба возвращалась из школы в новом коричневом платье и белом фартуке. На ней было светлое пальто в крупную клеточку. Она, спускаясь в овраг, у переходного мостика через реку поскользнулась и свалилась на берег реки.
  Пришла домой грязная, мама была на работе, сёстры в школе, Витя в детском саду.
  Люба сама стала стирать в ванне, в которой они все мылись, своё пальто и платье с фартуком, их отстирала, а на пальто остались большие тёмные пятна.
  Так что третьего сентября, в школу она пошла в стареньком пальто, оставшемся от подросшей Нади.
  А вечером, мама привела из детского садика Витю, который сильно заболел, у него совсем пропал слух. Маме пришлось уволиться с работы на железнодорожной станции и опять пойти работать в колхоз дояркой. Ферма была неподалёку от дома.
  Осень подкралась незаметно, начали лить дожди, каждый день приходилось отмывать от грязи ботинки, а потом неожиданно наступила зима, снега было по пояс.
  Ребята пробирались сквозь сугробы к пешеходному мосту, да ещё до моста, скатывались вниз глубокого оврага на новых портфелях. В школу приходили все мокрые.
  Почти каждую неделю до новогодних каникул, в дневнике Любы можно было прочитать: "Ваша дочь опять разговаривала на уроках".
  На вопрос папы:
  - Почему ты мешаешь другим заниматься?
  Люба отвечала:
  - Они мне все задают вопросы, я ведь это уже знала, я им начинаю отвечать, а мне делают замечание. - На лице Любы было такое удивление, что отец улыбался. - Ну, почему я всегда "крайняя"?
  Мама, узнав об этом разговоре, качала головой и говорила:
  - И в кого она у нас такая?
  А папа отвечал:
  - Она мне кого-то напоминает и целовал маму в щёку.
  
  Вера и Надя молча смотрели на младшую сестру, не осуждая, они уже слишком хорошо её знали.
  
   Когда Любу приняли в октябрята, она стала старшей в звёздочке, старалась на уроках не разговаривать, показывать пример хорошего поведения, хотя не всегда это получалось.
  Но она подружилась со всеми в классе, и учительница её хвалила другим учителям, в присутствии Веры и Нади, говоря, что все Зеевы, очень хорошие девочки и поэтому учатся хорошо.
  Звёздочка под руководством Любы стала брать шефство над пожилыми одинокими колхозниками и фронтовиками, после школы им носили воду, мыли полы в доме, подметали на улице, бегали в сельпо за хлебом.
  Учитывая, что Виктор тяжело болел, Вера и Надя помогали вечером маме доить коров, мама в это время ходила домой, кормить сына. Люба в это время убирала в доме и подогрев на печи воду, мыла посуду.
  К весне, многие ребята заметили, что после того, как на берегу реки построили коровник, в Уперте стала пропадать рыба, а вода стала не такой светлой...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"