Винников Владимир Наумович : другие произведения.

Прожитые годы, ступени жизни ч. 1,гл.7. 1961 год

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Денежная реформа, космическая эра, кем быть
  
  Когда 2 января Люба пошла с матерью в магазин за хлебом и конфетами, она впервые увидела новый рубль.
  
  На её вопрос матери, та ответила:
  - Вчера отец прочитал, что 10 рублей образца 1947 года подлежали обмену на 1 рубль образца 1961 года.
  Все народы нашей огромной страны победителя - СССР, узнали, что денежные знаки, введённые в ходе денежной реформы 1947 года, будут обмениваться в течение первого квартала 1961 года без ограничений на новые денежные знаки в соотношении 10:1.
  В том же соотношении, был произведён пересчёт оптовых, расчётных и розничных цен на товары и работы, тарифов на услуги, закупочных и сдаточных цен на сельскохозяйственные продукты, а также надбавок, наценок и скидок, установленных в твёрдых суммах, вкладов населения в сберегательных кассах и учреждениях Госбанка СССР, тарифных ставок, сдельных расценок, окладов заработной платы, размеров денежного довольствия, гонораров, премий, а также размеров всех других видов оплаты труда, выраженных в твёрдых денежных суммах.
  О предстоящем обмене денег население, было проинформировано заранее.
  Основные положения реформы были сформулированы в постановлении Совета Министров СССР Љ 470 от 4 мая 1960 года.
  После опубликования 5 мая постановления Љ 470 резко увеличились закупки товаров повседневного спроса, усилился приток вкладов населения в сберегательные кассы (поначалу был отток вкладов, прекратившийся к ноябрю 1960 года).
  Во второй половине 1960 года в несколько раз подскочила выручка ювелирных магазинов, стремительно раскупались меховые изделия, рулоны шерстяных тканей, продукты длительного хранения, другие товары. В октябре 1960 года начался перерасчёт вкладов в сберегательных кассах, при этом все вклады пересчитывались по единой методике - 10:1.
  
  С 1 января 1961 года в обращение выпущены банкноты нового образца достоинством 1, 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Монеты нового образца чеканились достоинством 1, 2, 3, 5, 10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль. Бумажные денежные знаки образца 1947 года и серебряные, никелевые, медные и бронзовые монеты, выпущенные в СССР начиная с 1921 года, изымались из обращения и менялись на новые в соотношении 10:1. Новые деньги были гораздо меньше по размеру, что, безусловно, было удобней для повседневных расчётов и служило одним из оправданий проводившейся реформы.
   Купюры в 1, 3, 5 и 10 рублей сохранили прежние цвета - жёлтый, зелёный, синий и красный соответственно, но вместо портрета В.И.Ленина на новых деньгах появился его профиль-барельеф. 1 января 1961 года в газете "Правда" было опубликовано сообщение о признании целесообразным "не проводить обмена монеты старого образца достоинством в 1, 2 и 3 копейки на новые деньги и сохранить в обращении эту монету по её нарицательной стоимости". Монеты чеканки до 1961 года достоинством в 1, 2 и 3 копейки были обязательны к приёму во все платежи по номиналу наравне с новыми монетами того же достоинства.
  Обмен наличных денег в течение трёх месяцев производился в открывшихся 2 января 1961 года обменных пунктах.
  11 января 1961 года Госбанк информировал ЦК КПСС, что за первую декаду января было заменено около половины всей суммы старых денег, находившихся в обращении.
  Теперь за 1 копейку можно было купить или стакан газированной воды (без сиропа), или коробку спичек, или газету "Пионерская правда".
  
  Официальный курс доллара США (4 дореформенных рубля за 1 доллар) был изменён не в 10 раз, как зарплаты, пенсии, вклады населения в сберегательных кассах и масштаб цен в государственном секторе экономики, а лишь в 4,44 раза и после реформы составил 90 копеек за 1 доллар США.
  Точно так же в 4,44 раза было изменено и золотое содержание рубля. Если до реформы оно составляло 0,222168 грамма, то после реформы оно составило 0,987412 грамма в якобы подорожавшем в 10 раз рубле.
  
  Для основной массы населения СССР, не имевшей необходимости (и возможности) обменивать рубли на иностранную валюту, это прошло практически незамеченным, к тому же заслонённым крупными событиями, происходившими в то время реализация космической программы.
  К положительным факторам реформы можно отнести снижение себестоимости производства бумажных денег, так как новые денежные знаки были гораздо меньшего формата.
  Вследствие низких номинальных цен на товары повседневного спроса (хлеб, молоко, спички, соль, газированные напитки и др.) значительную роль в наличном денежном обороте в течение длительного периода играли металлические деньги, что помимо экономии на производстве банкнот способствовало применению торговых и других автоматов.
   В отсутствие рынка труда и прочих рыночных институтов властям СССР удалось обеспечить долговременный - на десятилетия - эффект от проведённой девальвации, выразившийся в стабильно дешёвых трудовых ресурсах и высокой рентабельности экспортной продукции.
  
  - Тебе в этом году исполняется десять лет, - сказала мама, - ты никогда не думала, кем хочешь быть, когда вырастишь?
  - Думала, - ответила Люба, - я буду депутатом!
  - А почему депутатом? - Спросила Вера.
  - Я хочу, чтобы все в Советском Союзе жили счастливо. Я прочитала, что счастье, это состояние советского человека, которое при социализме соответствует наибольшей удовлетворённости условиями своей жизни в родной стране, полноте и осмысленности жизненного пути своего и народов своей страны, осуществлению своей мечты и своего призвания.
  - И ты всё это запомнила с первого раза? - Спросила Надя.
  - Нет, я прочитала три раза.
  - А какое у тебя призвание, ведь депутат, это не профессия, - покачала головой Вера.
  
  Люба посмотрела на маму, сестёр, оглянулась на брата, который стоял с открытым от удивления ртом за её спиной и несколько минут молчала.
  Потом она встала со стула, стоящего у круглого стола в зале и, подойдя к окну, посмотрела в сад.
  Снега в этом году выпало много, дорожка от крыльца, была прочищена отцом до калитки, через которую Люба ежедневно спускалась в овраг, где набрав воду из родника, вновь поднималась к дому.
  Девочка представила, что и в жизни её должна быть такая тропа, которая приведёт её к мечте. Ей было уже понятно, что как по пути к роднику, так и в жизни, могут быть спуски и подъемы. Что с полными вёдрами тяжело идти на подъём, но вода нужна не только ей, но и сёстрам с братом, родителям.
  И нужно разобраться и понять, как все её желания могут исполниться и кем для этого нужно стать. Скорее всего, придётся выбирать одну или несколько интересных для себя специальностей, вот только остаётся подрасти, получит образование и...
  
  - А я попробую свои силы в нескольких направлениях.- Люба повернулась к родным и обвела их взглядом. - Если мне не хватит опыта, я начну с любой работы, а там разберусь.
  - А если тебе не понравиться? - Мама вопросительно смотрела на дочь.
  - Если я не буду получать радости от работы, то буду пробовать себя в другом направлении...
  Я совсем не боюсь перемен, но не хочу прожить там, где работа не приносит радости.
  
  Люба ещё не знала, что через тринадцать лет, в городе Ленинграде, она вспомнит этот разговор и найдёт ответ.
  
  Вести достойный образ жизни в современном мире без денег, невозможно. А это значит, что работа занимает значительное место в жизни каждого человека. При этом настоящее удовольствие от своей профессиональной деятельности получают далеко не все.
  Но истинное счастье и гарантия жизненного успеха, это получение полного удовлетворения от избранной тобой специальности, работы. Выбранная профессия должна приносить не только стабильный доход, но и глубокое моральное удовлетворение, а кроме того, приносить пользу обществу, в котором ты живёшь.
  Люба вскоре прочтёт мнение Татьяны Морозовой и согласится с её мнением: "Нередко можно услышать фразу: "Счастлив тот, кто нашел своё призвание!".
  
  С этим позитивным утверждением сложно поспорить, но не все понимают его правильно.
  Что такое призвание - это дело жизни или совокупность талантов?
  Если обратиться к толковым словарям, значение слова "призвание" расшифровывается как способность или склонность к какому-то определенному виду деятельности.
  Нередко этот же термин используется для обозначения дела жизни, не являющегося основной профессией.
  В психологии призвание - это сочетание способности и желания заниматься чем-либо. Данное определение может быть использовано для обозначения того, что приносит человеку радость и удовлетворение. При этом приобретение новых навыков в рамках призвания обычно не вызывает трудностей и происходит естественным путем. Зачастую этот термин связывают так же с вдохновением и наличием внутренней мотивации к какому-то виду деятельности".
  
  Во время этого разговора, Надя поправляла свою прическу. Она с вечера, накручивала волосы на бигуди, ночью плохо спала, зато утром, снимая их, волос у неё был в крупных завитках. Она завидовала, что у Веры волос, как у мамы, в крупный завитках, у Любы - в сотнях мелких завитков.
  Но вот в школе, все, учителя и ученики, считали, что у сестёр Зеевых, кудрявый волос, как у их мамы, известной в округе исполнительнице народных песен.
  
  Вечером, отец перебирал старые газеты, Люба заинтересовалась некоторыми сообщениями:
  - 25 января 1961 года, произошло важное событие. Приказом Главнокомандующего ВВС Љ 21 Валерий Быковский, Юрий Гагарин, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов были назначены на должности космонавтов с присвоением квалификации "космонавт ВВС".
  Неделей раньше они успешно сдали экзамены, продемонстрировав необходимые для подтверждения этой квалификации знания и навыки.
  (Макет корабля "Восток", а по сути первый космический тренажёр, который использовался во время экзамена, сейчас находится в Музее Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. От вычислительных машин на макет была заведена временная программа полёта. Это позволило Гагарину и его коллегам выполнить задания, которые оценивала экзаменационная комиссия.
  Входившие в её состав конструкторы, инженеры, врачи пришли к выводу, что лидирующая группа слушателей (так раньше называли кандидатов) может быть допущена к выполнению обязанностей космонавтов. Комиссия дала свои рекомендации относительно очередности, с которой их следует отправлять в полёты.
  Первым в этом списке значился Юрий Гагарин.
  
  Главное, чем запомнился Любе 1961 год, был легендарный первый полёт человека в космос, осуществлённый 12 апреля 1961 года.
  Это было великое событие не только для СССР и всех народов, населяющих нашу страну, но и для всего мира.
  Об этом можно найти много материалов и в Интернете.
  В этом раунде космической гонки СССР безоговорочно выиграл у своего главного конкурента - США.
  
  Через много лет, Люба узнала, как готовили к отправке человека в космос ведущие советские специалисты.
  Готовили космонавтов очень тщательно. Претенденты на роль первого космонавта (изначально их было 20) не являлись самыми лучшими асами, но в этом и не было необходимости - их отбирали по другим параметрам.
  Королёву, главному конструктору корабля-спутника "Восток-1" и пионеру практической космонавтики, требовался лётчик до тридцати лет, весом до семидесяти двух килограмм и ростом до ста семидесяти сантиметров, имеющий великолепное психофизическое здоровье. Такие требования были продиктованы сложностью космических полётов и конструкцией кабины модуля "Восток-1" - в ней помещался только один человек с определёнными данными. Плюс ко всему было необходимо, чтобы космонавт был настоящим коммунистом, а не беспартийным.
  Факт запуска "Востока-1" никак не освещался заранее - власти стремились обеспечить секретность. И вообще у многих были сомнения в успехе этого полёта, об этом говорят многие факты. Например, известно, что накануне полёта Гагарин написал жене и детям трогательное прощальное письмо. Но так как он всё-таки смог вернуться обратно на Землю, в тот день письмо адресатам не показали. Лишь после гибели космонавта в 1968 году его передали жене.
  ТАСС (главное информационное агентство Советского Союза) заготовило заранее, ещё перед 12 апреля, три разных сообщения об этом полёте: на случай успешного его завершения, на случай поисков космонавта за рубежом и на случай летальной катастрофы. До апрельского полёта "Востока-1" уже было произведено шесть тестовых стартов и три из них завершились трагедиями. 15 мая 1960 года поднятый на орбиту корабль-спутник из-за неполадок в ориентационной системе не смог спуститься к земле - он летает вокруг нашей планеты и сейчас.
  В сентябре 1960 года непосредственно при взлёте произошёл взрыв ракеты, на её борту находились две собаки.
  Запуск от 1 декабря начинался неплохо: собаки Пчёлка и Мушка поднялись, как было задумано, на орбиту. А вот спусковая траектория в конце полёта оказалась неправильной - корабль с животными внутри него взорвался и полностью сгорел.
  Легендарный полёт в 108 минут, изменил историю! "Восток-1" пилотируемый Юрием Гагариным, стартовал с Байконура 12 апреля 1961 года в 09:07 (время московское).
  Руководителем старта являлся ракетный инженер Анатолий Кириллов - он давал команды по стадиям пуска ракеты и осуществлял контроль за их выполнением, следя за ситуацией из командной рубки. После приземления Гагарина случайно встретили жена лесничего и её внучка - они просто прогуливались в этих местах. Затем в районе приземления появились военные - они доставили пилота-космонавта в военную часть. Здесь он вышел на связь с командованием и сообщил, что поставленная перед ним задача выполнена.
  Как только об этом стало известно Хрущёву, он позвонил министру обороны Малиновскому. В ходе разговора Хрущёв попросил о том, чтобы Гагарину как можно быстрее было присвоено звание майора.
  В сообщениях ТАСС от 12 апреля фигурировал уже майор Юрии Гагарин. А вот сам космонавт узнал о своём новом звании лишь после приземления. А ещё чуть позднее ему присвоили звание "Герой Советского Союза".
  Изначально не планировалось никаких празднеств, связанных с появлением Гагарина в Москве. Но планы переменились, в спешном темпе была организована торжественная встреча.
  На самолёте Ил-18 космонавт прибыл в столичный аэропорт Внуково, где его уже ожидала восторженная толпа, представители СМИ, первые лица советского государства.
  Далее Гагарина повозили по главным улицам Москвы в автомобиле ЗИЛ с открытым верхом. Гагарин ехал стоя и приветствовал тех, кто пришёл его встречать. Со всех сторон звучали поздравления, многие принесли с собой плакаты. Какой-то мужчина даже пробрался сквозь выставленное оцепление и передал Гагарину цветы.
  Потом на Красной площади космонавт, пройдя по красной ковровой дорожке, доложил об успешном полёте Никите Хрущёву. Некоторые люди, смотревшие эту кинохронику, обратили внимание на развязанный шнурок на Гагаринском ботинке. Эта забавная деталь сделала космонавта ещё более любимым в народе.
  Легендарные кадры Гагарина в увесистом шлеме, говорящего "Поехали", были сняты не перед самим запуском, а значительно позже - то есть это чистой воды имитация. 12 апреля никому из главных участников запуска было не до съёмок. Потом эти кадры решили воссоздать - Юрий Гагарин и Сергей Королёв перед камерами повторили всё, что говорили и делали в утро перед запуском. Этот космический полёт привлёк внимание людей со всего земного шара, а Гагарин стал знаменитостью международного, общепланетарного масштаба. По приглашениям первых лиц других государств он посетил много разных стран. Много поездок космонавт осуществил и по территории Советского Союза.
  Гагарин, у которого было отличное чувство юмора, знал, что
  22 июля 1951-го в полет отправились Цыган и Дезик, 15 августа - Мишка и Чижик. Всего в космос слетали около 30 лохматых пилотов, но в народной памяти остались лишь Белка и Стрелка, которые приезжали на пресс-конференцию ТАСС.
  
  Гагарин говорил: "До сих пор не разобрался, кто я: первый человек или последняя собака?" И задал как-то вопрос: "Знаете, почему после собак решили послать в космос офицера? Да потому, что офицерская жизнь очень похожа на собачью".
  Советский лётчик-космонавт Юрий Гагарин, облетевший Землю на корабле "Восток", положил начало эпохе пилотируемых космических полётов. В условиях холодной войны и "железного занавеса".
  Юрий Гагарин открыл миру не только космос - он в огромной мере открыл людям планеты Советский Союз, став его полномочным представителем на мировой арене. Советский Союз выиграл у Соединённых Штатов космическую гонку.
  Острее, болезненнее других реагировали на Гагарина американцы.
  Журнал Time писал: "Через телескоп холодной войны советский триумф рассматривается только как победа коммунизма и поражение свободного мира во главе с Соединёнными Штатами".
  Вице-президент США Линдон Джонсон произнёс: "Вдруг небо стало чужим. Глубокий шок от сознания того, что другая нация достигла превосходства над нашей великой страной".
  Вернера фон Брауна, немецкого "отца" американской космонавтики, новость застала в баре. Несмотря на многолюдье, он закричал в припадке непередаваемого волнения: "Я так и знал! Надо что-то делать!"
  Бывший тогда рядом с фон Брауном генерал Джон Медарис, создатель первых американских спутников, позднее скажет: "Мы все чувствовали себя футболистами, вымаливающими разрешение уйти со скамейки запасных".
  ...После запуска первого советского спутника 4 октября 1957 года американцы форсировали космическую программу, сформировали свой отряд космонавтов и показали его всему миру, заявив: "Среди них - первый человек, который преодолеет земное притяжение!" Этому предсказанию не суждено было сбыться.
  Полет Гагарина, как отмечали американцы, предъявил Штатам не только уровень советской техники, но и огромные белые пятна в их разведывательной работе.
  Боб Гилруф, директор Центра пилотируемых полётов и начальник оперативной группы NASA, признавался: "Наша разведка не имела сведений об их успехах".
  
  Подвиг Гагарина праздновал весь мир, но особое значение он имел для Кубы.
  В апрельские дни 1961 года холодной война спрессовала в одну неделю полёт Гагарина и крах американского вторжения в Заливе Кочинос. Отменить операцию "Запата", окончательно утвержденную президентом Кеннеди 4 апреля, ЦРУ уже не могло.
  Бомбардировки Кубы начались 15 апреля, а 17 апреля Фидель Кастро торжествовал победу на Плайя-Хирон.
  А то, что США не пошли на эскалацию конфликта, не попытались взять реванш за Плайя-Хирон, было связано и с полетом Гагарина, с колоссальным международной резонансом, который он вызвал.
  Люба согласилась с мнением автора статьи, который полагал, что в этом состояла и причина особой атмосферы встреч Гагарина с Фиделем, Че Геварой, причина того, что первый лётчик-космонавт стал главой Общества советско-кубинской дружбы.
  
  Люба в том же году впервые прочитала мнение французского писателя, журналиста, общественного деятеля Анри Барбюса о Иосифе Виссарионовиче Сталине:
  "Вот он, величайший и значительнейший из наших современников. Он ведёт за собою 170 миллионов человек на 21 миллионе квадратных километров. Он соприкасается в работе с множеством людей. И все эти люди любят его, верят ему, нуждаются в нём, сплачиваются вокруг него, поддерживают его и выдвигают вперёд. Во весь свой рост он возвышается над Европой и над Азией, над прошедшим и над будущим. Это - самый знаменитый и в то же время самый неизведанный человек в мире".
  
  Прочитала Люба и мнение Бернарда Шоу, английского драматурга, лауреата Нобелевской премии по литературе и его поездке в СССР: "Я уезжаю из государства надежды и возвращаюсь в наши западные страны - страны отчаяния. Для меня, старого человека, составляет глубокое утешение, сходя в могилу, что мировая цивилизация будет спасена...
  Здесь, в России, я убедился, что новая коммунистическая система способна вывести человечество из современного кризиса и спасти его от полной анархии и гибели".
  
  А в школе Екатерина Сергеевна рассказывала ученикам, что движение за коммунистический труд развернулось с новой силой в 1961 году, в период подготовки к XXII съезду партии.
  Она напомнила, что ещё в 1958 году Верховный Совет СССР принял закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР.
  
  А уже в 1961, было принято судьбоносное решение об обязательном среднем образовании для всего населения Советского Союза.
  В самих школах был усовершенствован учебный процесс, учеников начали воспитывать в духе коммунистических идеалов.
  Переход на всеобщее обязательное среднее образование длительностью в 10 лет был осуществлён не сразу. Эта концепция внедрялась постепенно, в несколько этапов. Большое достижение образовательных реформ тех лет - это введение профилированного обучения в старших классах. Учащиеся 9-10 классов получили возможность углублённо изучать те дисциплины, которые им были интересны и по которым они планировали в дальнейшем получать профессию. В школах появились отделения математики, физики, химии, биологии, гуманитарных наук.
  В сельских же школах, которые были хорошо оснащены всем необходимым, в старших классах изучали азы профильных рабочих специальностей - работа с сельскохозяйственными машинами (тракторы, комбайны), автодело.
  
  Запомнился населению страны 1961 год и мерами по наведению порядка и трудовой дисциплины, усилением борьбы с тунеядством, введение смертной казни за экономические и валютные преступления.
  
  Отец читал вечером детям важные новости:
  - В 1961 году впервые за всю историю советского общества численность городского населения стала равной численности сельского населения. Значительно увеличилось количество рабочих, в частности за счёт членов промысловых коопераций.
  
  - Второй Берлинский кризис 1961 года, который являлся самым напряжённым моментом холодной войны.
  Открытых боевых действий не было, но несколько раз возникали события, которые могли привести к началу Третьей мировой войны.
  После войны побеждённая Германия была разделена между странами-победительницами на 4 части. Столица государства тоже состояла из нескольких оккупационных зон. Каждый район Германии характеризовался разной политической идеологией.
  В восточной части строился социализм, в западных зонах капитализм. Противоречия между восточной и западной частью обострились после проведения денежной реформы.
  Старые рейхсмарки обесценились, государству нужна была новая валюта. Сталин призывал разработать единую реформу для всех районов государства, но США решили сделать это самостоятельно. Опасаясь инфляции и развала экономики, советское правительство запретило ввоз новой валюты в восточную часть Германии.
  Ещё в 1948 году советские власти изолировали Западный Берлин от остальных районов.
  Так начался Первый Берлинский кризис. Конфликт восточной и западной части Германии был использован как предлог, для присоединения Западного Берлина к советской зоне. Для изоляции власти СССР предприняли несколько действий: Блокировка дорог. Отключение электроснабжения. Прекращение поставки продовольствия.
  
  В ответ на "агрессивную" политику СССР Запад запретил торговлю с советской зоной.
  Некоторые политические деятели из США открыто призвали объявить России войну. Советский союз и Америка перебрасывали в Германию свои войска.
  В мае 1949 года блокада Западного Берлина была отменена, но дипломатические отношения России и США были безнадёжно испорчены.
  В Германии образуется 2 республики с разными идеологиями: ФРГ и ГДР. Кризис назван "Берлинским", так как противоречия между государствами возникли именно из-за разделения столицы государства.
  
  ГДР и СССР не оставили попытки присоединить Западный Берлин. В ноябре 1958 года Хрущёв кратко высказал своё мнение правительству США, Франции и Англии. Суть его ультиматума заключалась в том, чтобы западной части Берлина был предоставлен суверенитет. Это бы позволило включить столицу в состав ГДР.
  Америка и Франция отказались исполнять требования. Начался Второй Берлинский кризис.
  Между ГДР и ФРГ не было чёткой границы. Граждане республик могли свободно перемещаться из одной части государства в другую. Для этого были оборудованы специальные контрольные посты, существовало несколько десятков нелегальных переходов.
  Отсутствие границы порождало множество проблем: конфликты между гражданами на идеологической почве; утечка населения из Восточной Германии; нелегальный сбыт товаров.
  Проблема обострилась из-за производственной гонки между германскими зонами. Правительство ГДР стремилось перегнать противника по производству. Избавиться от накопившихся проблем решили с помощью возведения бетонной стены. Это привело к резкому обострению конфликта. К границам ГДР и ФРГ стали стягиваться войска.
  Реакция США на возведение стены была резко негативная. Американское правительство опасалось повторения блокады Западного Берлина. В конце августа 1961 года президент Кеннеди привёл войска в полную боеготовность. Разрабатывали план разрушения бетонного ограждения в Германии.
  27 октября 1961 года к стене были стянуты американские войска. Эта дата в истории известна, как танковое противостояние у КПП "Чарли".
  Армейские подразделения остановились всего в нескольких метрах от границы, ожидая приказов командования. Правительство ГДР незамедлительно ответило, отправив бронетранспортёры и советские танки к КПП.
  Конфликт носил психологический характер. Но всего один выстрел мог привести не только к боевым действиям в Германии, но и к началу ядерной войны между СССР и США.
  
  После длительных переговоров Хрущёва и Кеннеди боевые подразделения обеих сторон разошлись.
  Несмотря на то, что советские войска первыми отступили от Берлинской стены, Америке так и не удалось добиться послабления пограничного контроля. Офицеров вооружённых сил США часто не пропускали в восточную часть из-за отсутствия формальных разрешений. Возведение стены благотворно повлияло на экономику ГДР, решился вопрос с нехваткой продовольствия для населения.
  Но отношения между США и Америкой ещё больше накалились.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"