Виноградов Павел : другие произведения.

Конкурс "Антитеррор": обыденность смерти в обыденности жизни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор полуфинала конкурса "Антитеррор".

  Все рассказы полуфинала хороши настолько, что нижнюю часть спектра оценок мне было применять очень трудно. Пришлось руководствоваться главным критерием: соответствием теме конкурса. В подавляющем большинстве случаев мои оценки обусловлены им. С другой стороны, многие авторы, на мой взгляд, чересчур старались соответствовать этой теме, что несколько снизило литературные качества их текстов.
  Терроризм страшен тем, что это война, которая ведётся в континууме мирного времени. Это фронт, проходящий по офису, школе, магазину, метро, детской песочнице. И мы все, большинство из которых не хочет, не любит, не может воевать, вдруг оказываемся то ли солдатами, то ли просто пушечным мясом. Вторжение обыденности смерти в обыденность жизни содержат большинство рассказов полуфинала. Но все они очень разные.
  
  Аскет. Повезло
  Профессионально сделанный текст. Автор прекрасно знал, что хотел сказать и свёл всё именно так, как задумывал. Он нарочито уклонился от всякой сенсационности, которая часто присутствует в описаниях террористического акта. В простых и просчитываемых действиях героев - обывателей мегаполиса - раскрывается и тема конкурса, и ответ на вопрос, поставленный выше: кто мы на этой войне - солдаты или пушечное мясо. Герои рассказа оказываются мясом, но если бы они вели себя как солдаты, лекарство от террора, возможно, было бы найдено. Логика рассказа смертельно справедлива и подана с художественной убедительностью.
  
  Галущенко В.А. Против всех
  Генезис терроризма глазами его жертвы. Борьба и становление маленького заложника идейных убийц. Впрочем, идейность их довольно сомнительна. Но как они становятся такими? "Ведь не родился он бандитом и убийцей. Все рождаются одинаковыми". Далее идут довольно банальные рассуждения о личности, которую лепит среда, и о червивом яблоке. Это вклинивается в развивающийся сюжет и несколько снижает напряжение, что есть нехорошо для рассказа. Но вот злодеи повержены и агнцы спасены (хорошая фраза: "умерли пока только те, кто против всех"). А дальше мудрый полковник спецслужбы старательно и монотонно перечисляет главгеру социальные корни терроризма. Звучат всё это не очень убедительно, поскольку однозначных выводов из общих положений сделать невозможно.
  
  Показаньев Александр Иванович. Через пустыню
  Здесь тоже обыденность, и это совершенно справедливо: речь идёт о стране, где с терроризмом так или иначе соприкасаются все граждане. Некий юный экстремал, выходец из России, пересекает пустыню пешком, натыкается на каких-то совсем нестрашных арабов, понимая, однако, что они его в любой момент могут зарезать. Тем не менее, он увязывается за ними, потому что в компании веселее, но тут звучат приглушённые выстрелы, арабы падают замертво, а главгер оказывается под прицелами автоматов израильского спецназа. Трагичность ситуации не мешает автору предаться некоторому бурлеску. "Я даже хотел снять плавки, но, принимая во внимание, что приказ отдала женщина, передумал", - сообщает ГГ в эпизоде, когда спецы требуют от него раздеться. Некоторый водевиль чувствуется и в пикантной ситуации, когда ГГ, испытывающий сильнейшее влечение к черноокой спецназовке, исповедуется ей же в своей несчастной любви к другой дочери Сиона. Почти под самый конец рассказа прекрасная воительница объясняет лопушистому юнцу, что шёл он с группой террористов-смертников, нашпигованных взрывчаткой, и чудом остался жив. Всё, с темой терроризма покончено, далее - одна любовь. Я уяснил из текста, что главгер любит евреек в военной форме. Лекарства от террора, как такового, не нашёл.
  
  Путятин Александр Юрьевич. Сколь верёвочка ни вейся...
  Мастерство автора растёт от текста к тексту, и, если не ошибается моё ИМХО, он достиг этапа, на котором наслаждается от применения освоенных профессиональных приёмов. Опасное состояние... В рассказе есть всё потребное: стремительный экшен, хорошо выписанные герои, приличный боевой космоопере антураж. Злодеи смачно злодействуют, герои героически геройствуют, козырь главгера бьётся джокером главгада, но тут возникает никем не учтённый и истинный Джокер... Да и теме конкурса идея соответствует: терроризм может возникнуть из какого угодно общественного института, процветает на лжи, а победить его может только правда. Далее - тапки. Слишком... Слишком героичен главгер, слишком злобны злодеи, слишком нагнетается жуть, слишком напыщенны диалоги (ну, не говорят так в разговорной речи, даже в самых экстремальных обстоятельствах: "Тебя ждёт паршивая смерть, элегантный розовощёкий ублюдок!.. Я сдеру с твоей паршивой душонки все лишние луковые слои сразу!"). Слишком много совпадений: и иммунитет ГГ именно к этому нейролептику, и то, что он знает подлинную историю своего палача, да и енот этот... Одно - туда-сюда, а несколько сильно нарушают убедительность, столь важную в фантрассказе. Немного бы чувства меры не помешало... И не могу не выразить удивления фразой: "Потирая руки жестом опытного стоматолога". Я бы с кресла сбежал, увидь, что доктор сладострастно потирает руки перед тем, как заняться моими зубами...
  
  Терехов Борис Владимирович. Спрос и предложение
  Одна из убедительнейших, после фильма Акиро Куросавы "Семь самураев", художественная иллюстрация тезиса, что безработные профессиональные военные являются мощным фактором общественной дестабилизации. Тоже обыденность, но глубоко символичная. Главное действующее лицо здесь базар, Рынок, по которому скитается главгер, казалось бы, без особой цели и смысла. Привязавшийся к нему базарный попрошайка выступает и глаголющим истину под личиной дурости шутом, и чуть ли ни Вергилием - проводником по аду. (Правда, опять чересчур у него для "мужика у ларька" книжная речь - частая наша беда.) Лихая и трагическая концовка, в ходе которой главгер предстаёт главгадом, в ретроспективе вполне логична. С выводом не поспоришь. Художественный уровень текста отменный.
  
  Троллев Дмитрий. Право на Подвиг
  Антиутопия в духе "Мечети Парижской Богоматери". Еврохалифат разъедает души молодых французов. Терроризм превращается в государственную политику. Он настолько укоренён в обществе, что даже борцы с ним мало чем отличаются от террористов. Атмосфера запредельной, и, опять же, обыденной жестокости, передана отлично. Хороша композиция, наряду с сюжетом, грамотно поддерживающая накал. Слишком пессимистично? Антиутопия имеет на это право. ИМХО: история глобальной катастрофы, в результате которой мир так переменился, в коротком рассказе излишня. Разве что автор намерен расширить текст до крупной вещи. И ещё: я понимаю, что это работает на сюжет, подтекст и характеристику героя, но взрывать весь вагон в финале всё-таки не обязательно. Несоразмерно ситуации как-то...
  
  Кузнецов Владимир Анатольевич. Омега - Альфа
  Простая и драматическая история бойца спецназа, за основу взята трагедия "Норд-оста". Написана чисто и лапидарно, без украшательств - какой-то суперреализм с элементами натурализма, вполне уместными. Это захватывает. Создается целостная картина терракта, когда боевики и заложники оказываются в одной лодке. Автор, кажется, ещё недостаточно уверенно владеет литературными приёмами, иначе бы текст был одним из сильнейших на конкурсе.
  
  Александров Владимир Викторович. Операция "Летите, голуби!"
  Не совсем понял, что хотел сказать автор, но от рассказа веет тоской. Дело тут, мне кажется, в недостаточном дистанцировании автора от действия и героя. Мне непонятно, как автор относится к главгеру - сочувствует ли он этому малолетнему бандиту, поджигающему чужие дома из мести за своих убитых неким богатым отморозком голубей, или злобно иронизирует над ним. К концу, когда ГГ вдруг сам становится в ряд тех же самых отморозков, понимаешь - иронизирует. Однако никуда не денутся и полные гайдаровского сочувствия сцены "партизанской войны" ГГ (сугубое ИМХО: идеализация малолетних хулиганов вообще несмываемое родимое пятно советской литературы). В конце концов всё равно непонятно: эта тупая ненависть к богатым (независимо от того, как они нажили своё богатство), злорадство при виде их несчастий, страсть к разрушению, пусканию "красного петуха" (за которой целый пласт зловещих исторических событий) - это принадлежит только героям рассказа? Или всё-таки и автору?.. В любом случае, положительных героев в рассказе нет. Нет и соответствия теме конкурса.
  
  Гуларян Артем Борисович. Убийство на Черном мосту
  Обыденность конца Российской Империи. Один эпизод, одно уголовное дело, в котором отразился наступающий крах. Кто виноват? Анархисты-нигилисты, мужики-разбойники, озлобленные евреи ("средство от перхоти" улыбнуло)? Или туповатые жандармы и трусоватые московские сыскари? Но ведь все они работают, противостоят терроризму в меру своих сил. В конце концов, данное конкретное дело закончилось возмездием для злодеев. Да, но Империя всё-таки пала. Очевидно, здоровых сил оказывается мало. Из этого частного дела, каких в те годы, годы первой русской революции, были тысячи, можно извлечь корень зла: старая Россия погибла, потому что государственные охранители зачастую были не лучшими представителями общества, а умнейшие и деятельнейшие массово вступали на тёмный путь. Почему так случилось - тема отдельного исследования, но начало ему может быть положено этим текстом, сочетающим достоинства рассказа и документально-исторического очерка. Убедительное пожелание к автору: не останавливаться на достигнутом, а продолжать в том же жанре. Поверьте, это очень интересно, а место на конкурсе - отнюдь не показатель. От меня, во всяком случае, рассказ получил высший балл.
  
  Андреев Олег Иванович. "Живая бомба"
  Как вербуют в шахиды. Джалил любит Аризу, но коварные террористы через ложь и шантаж устраивают так, что влюблённые становятся шахидами, готовыми взрывать себя во имя джихада. Однако в последний момент ложь наставников становится явной и девушка жертвует собой, чтобы предотвратить теракт. Трагично и, по всей видимости, соответствует истине. Написано не очень уверенно, есть провальные места. Многовато навязчивой экспрессии, особенно, в сценах подготовки боевиков. Иногда текст опускается до уровня примитивной агитки (этот жанр тоже необходим, особенно во время военных действий, но у нас конкурс рассказа). Фразочка убила: 'Свинцовые пули дробили головы славянского происхождения на фанерных мишенях'. Эти мишени делались исключительно славянами?.. И я бы не подчёркивал так настойчиво, что теракт происходит в Питере (станция 'Невский проспект' упомянута даже дважды). Пока тут терактов не случалось, не накаркать бы...
  
  Gaia. Игрушки
  Мудрая тётя-психолог в два счёта выясняет, что террорюги использовали в качестве исполнителя альтернативно одарённого ребёнка. Я очень сомневаюсь в достоверности такой истории - террористы, конечно, звери, но редко - идиоты. Но пусть - в рассказе могут быть и не такие допущения. Главгероиня весьма крута, чуть ли ни уникальна, и спецслужбы без неё, как без рук. Было бы вполне нормальным чтением, если бы не торжественные речи ГГ, которыми она комментирует данную историю и ситуацию с терроризмом вообще. Нравоучения слегка в зубах навязли, а тут ещё выслушиваешь их по столь болезненному поводу... Панические сетования, что 'всё продано', 'обошли', 'окружили', 'Россия гибнет' тоже утомили донельзя. Бредовые конспирологические версии уже даже не смешат. Лекарства от террора не увидел. Грамотность текста не на высоте.
  
  Хомяков Тимур Каиржанович. Принципиальные люди.
  История - моя слабость, но в данном случае поставленный мной высокий балл не от этого, просто работа хороша. Приятно видеть столь зрелое произведение, написанное совсем молодым ещё человеком. Это, скорее, беллетризированное исследование, чем рассказ. Исследование случая, с которого началась первая мировая война. Никакой Бен Ладен не может похвастаться таким успехом теракта, как юный серб Гаврило Принцип, с выстрелов которого в эрцгерцога Франца Фердинанда началась мировая бойня. В тексте прекрасно передана психология террористов - инфантилизм, начётничество, ложная героика, узость мышления, презрение к своей и чужой жизни. Очень понравилось обыгрывание фамилии главного террориста 20 века. Рассказ идёт в двух временных плоскостях - Сараеве 1914 года и Москве наших дней, в роковой и судьбоносный для сербов день Видован. Таким образом эпохи соединяются, и эхом далёких выстрелов звучит сегодняшний взрыв, устроенный каким-то очередным 'принципиальным' человеком. Из недостатков - многовато, на мой взгляд, дидактики, это, по всей видимости, от желания соответствовать теме конкурса. Но и без длинных рассуждений о сущности и корнях терроризма тема там есть: лекарство можно получить, лишь уяснив механику болезни, а она, механика терроризма, передана в рассказе достаточно подробно.
  
  Владмели Владимир. 11 сентября.
  Крепко написанный рассказ о самом громком теракте в истории. 11 сентября 2001 года глазами укоренившегося в США эмигранта из России. Его сын оказывается в одной из атакованных башен и сочувствие главгеру не оставляет читателя до момента, когда он с облегчением узнаёт, что сын уцелел. Прекрасно передан контраст между ужасом, творящимся на Манхеттене, и идущей своей чередой жизнь нью-йоркского офиса, обитатели которого следят за происходящим, как за шоу, и лишь когда трагедия касается одного из них, начинают осознавать весь кошмар происходящего (я наблюдал такое в 93-м в Москве, во время штурма Белого дома). Но всё-таки опять очень сильно отдаёт агиткой. Автор, похоже, полностью придерживается официальной версии тех событий, хотя в ней масса спорных моментов. Бодрый вывод, что великая Америка обязательно выстоит (типичный для американца в первом поколении) не поддержан ничем, кроме старика под американским флагом в финале. В 2001 году это, может быть, было и уместно, но в 2011-м... Они им до сих пор махают, а толку?.. С грамотностью у текста проблемы.
  
  Поляков Михаил Сергееевич. Лис
  Захватывающий брутальный военный экшен. Наш Рэмбо рулит, а ихний отдыхает, и это прекрасно! Парочка Лис-Зайчик восхитительна и имеет глубокие литературные корни. Живой язык, живые персонажи. Да и вообще это очень живой рассказ, в отличие от многих других, которые иллюстрируют какую-то идею в ущерб художественности. Лис не иллюстрирует ничего, он действует, своим действием вполне отвечая теме конкурса. В самом деле, действеннее, чем 'мочить в сортире' никто пока не придумал... Написано достаточно уверенно, хотя обилие 'телеграфных' фраз иногда раздражает. Хотя, они создают настрой. Может быть, просто чуть поменьше бы их. И беда с грамотностью, особенно с, запятыми...
  Хочется посоветовать автору не обращать внимания на разводки 'чёрных ников', которые (в большинстве своём) лишь в собственных мечтах являются увешанными оружием 'спецами', а подождать вердикта арбитра финала, двойной профессионализм которого ни в ком сомнений не вызывает.
  
  Спасибо всем, принявшим участие в нашем конкурсе! Удачи финалистам
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"