Виноградов Павел : другие произведения.

Церковь в "королевстве кривых зеркал"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  Распространение общения в социальных сетях ставит перед православными новые проблемы
  
  
  Накануне Дня славянской письменности и культуры в социальной сети "ВКонтакте" появилась страница патриарха Кирилла. А в день Святой Троицы он лично сделал запись, поздравив читателей с праздником.
  
  - Церковь не должна забывать и об этой части своей паствы, - сказал по этому поводу Владимир Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата.
  
  Данная "часть паствы" отреагировала на событие бурно. Как известно, ресурс "ВКонтакте" рассчитан в основном на учащуюся молодёжь. В первый день комментировать страницу патриарха можно было свободно и без модерации... Появилось множество и шуточек разной степени остроумия, и просто площадных оскорблений. После чего комментарии были закрыты. Впрочем, Владимир Легойда настроен оптимистично.
  
  - Открывая возможность комментирования, мы осознавали подобные последствия. Церковь готова к диалогу и никогда его не боялась, и мы не хотим лишать людей возможности обратиться к Его Святейшеству из-за действий сравнительно небольшого числа сетевых троллей, - говорит он.
  
  Понимание того, что Всемирная сеть есть перспективная миссионерская площадка, для Церкви открытие не вчерашнее. Ещё в 1997 году появился официальный сайт Московского патриархата. Покойный патриарх Алексий II говорил:
  
  - Всемирная паутина давно стала средством христианского благовестия. Наши ресурсы в этом направлении далеко не исчерпаны, и Церковь должна, как и во все времена, использовать каждую возможность для миссионерской работы.
  
  Однако это мнение разделяли не все архиереи. Например, митрополит Калужский и Боровский Климент как-то назвал интернет-общение "показателем культурной деградации" россиян. Позже отец Всеволод Чаплин, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, заметил, что общение в Сети "чудовищным образом разрушает культуру и правила человеческого общежития". Эти негативные мнения стали реакцией на вседозволенность в интернете. Но в глазах церковных людей принципиального различия между миром реальным и виртуальным нет - борьба добра и зла идёт везде. Патриарх Кирилл высказался вполне определённо: в виртуальном пространстве "диавол с Богом борется".
  
  - Разумеется, в интернете существует множество людей, которые распространяют подлинную информацию о жизни Церкви, однако циников и любителей ложных разоблачений - в разы больше, - говорил он.
  
  Очевидно, что речь идёт прежде всего о поведении отдельных людей в Сети. Впрочем, Церковь всегда интересовали в первую очередь грехи отдельного человека и возможность избавиться от них, а общественные тенденции - лишь во вторую.
  
  - Я читаю в интернете многих православных церковных людей и даже священнослужителей. В их блогах можно увидеть постоянное обличение всего и вся, бесконечное раздражение и бичевание всех. Но про любовь Христа - об этом пишут мало, - говорит митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.
  
  Несколько произошедших в последнее время скандалов с выступлениями священников в социальных сетях, казалось бы, подтверждают слова владыки. Когда в профиле владельца страницы ясно указано, что он иерей, а на аватаре - его подлинное фото в рясе, двусмысленные и эпатажные высказывания неуместны. Или, например, фотосессии с вечеринок, где батюшки употребляют спиртные напитки.
  
  - Кадры с такой попойки можно использовать разве что в качестве документального приложения к покаянно-объяснительной записке архиерею, а не выставлять в соцсетях, - говорит протоиерей Игорь Прекуп, клирик Эстонской православной церкви Московского патриархата.
  
  Однако присутствие православных, в том числе и священников, в Сети, этом, по выражению патриарха Кирилла, "королевстве кривых зеркал", - данность, с которой надо считаться. И Церковь пытается устроиться в интернете. Например, несколько лет назад Американской православной церковью были приняты рекомендации для священников по использованию социальных сетей. Они достаточно подробно регламентируют поведение духовных лиц в интернете. Многие считают, что иной раз слишком подробно.
  
  - Дело в искусственности рекомендаций. Повод жизненный, а реакция - мертвящая, - вторит отец Игорь Прекуп. - А потому, что руководствуется не стремлением созидать, а попыткой предотвратить "несчастные случаи на производстве". Например, согласно рекомендациям, когда заканчивается служение священника на приходе или в других местах, он должен удалить прихожан и подопечных из "друзей" или других списков контактов во всех формах электронной коммуникации. А это вообще здорово! "Вот, братья и сёстры, никакие мы с вами больше не братья и не сёстры. Мы теперь друг другу никто, и звать нас никак!"
  
  В РПЦ подобных рекомендаций пока нет, на отдельные скандалы со священниками в интернете реагируют их архиереи. И в этом - другая крайность, делающая возможными истории вроде произошедшей недавно в Иваново. Там дисциплинарной комиссией был "отлучён" от интернета иеромонах Иларион (Соколовский). Ему вменили политическую агитацию и сомнительные богословские трактовки. Но именно этим отличались и посты его начальника - епархиального секретаря игумена Виталия (Уткина), тоже активного пользователя соцсетей. То есть виртуальный спор двух блогеров был вынесен в церковную реальность. Этого бы, конечно, не произошло, существуй в РПЦ внятный регламент пользования интернетом.
  
  А там тоже есть свои неписаные правила, своя логика и своя иерархия. В сетевые звёзды выбились и некоторые священники. И это не всегда хорошо. Дело не только в орде самосвятов вроде "епископа" Григория Лурье, "священника" Якова Кротова или "архиепископа" Амвросия фон Сиверса, молящегося "святому Гитлеру". Хотя нет сомнения, что без интернета их сектантская деятельность не имела бы успеха. Но эти люди больше не имеют отношения к Церкви. Однако есть много других, в ней остающихся, но явно уклоняющихся "на тёмную сторону". Такое на наших глазах происходит с отцом Андреем Кураевым, некогда основавшим самый популярный православный форум, а сейчас являющийся одним из топ-блогеров "Живого журнала". Множество других интернет-батюшек под воздействием виртуальной силы вещей, обманчивой лёгкости жизни в Сети позволяют себе вовсе не достойные духовных лиц вещи. Можно вспомнить украинского игумена Феогноста (Пушкова), не раз подвергавшегося церковным прещениям за высказывания в блоге, для батюшки просто немыслимые.
   - Если священник позволяет себе в Сети мат, иное явное сквернословие - это должно пресекаться жёстко. Если унижает беззащитного, если клевещет, издевается над чувствами того, кто подобного себе не позволяет, и прочие подобные низости - к виртуальным пингвинам на вечное поселение! - говорит отец Игорь Прекуп. - Но не следует диктовать, как надо. Лучше напомнить об идеале, наметить желательные черты поведения, учитывая специфику аудитории. Идеал нам всем известен: он соткан в Евангельском образе Спасителя.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"