Судейский обзор финала конкурса "Укол ужаса - 2012"
"На тёмный путь единожды вступив, навсегда свяжешь с ним судьбу свою", - говаривал гуманоидный мудрец из всем известной киносаги. Герои финала УУ-12 стоят на путях, светлыми которые никак не назовёшь. Но при этом практически каждый текст несёт в себе, помимо стремления напугать читателя, некий моральный заряд. И это хорошо. Другое дело, что у разных авторов и "ужасная", и "этическая" составляющие выписаны с разной степенью мастерства. Но это естественно, конкурс на то и конкурс, чтобы кто-то был наверху, а кто-то внизу. В любом случае поздравляю всех добравшихся до финала.
Будучи судьёй конкурса, я не имел права выступать в роли его участника. И немного пожалел об этом, увидев второй комплект картинок. У меня сразу возникла ассоциация с финальными кадрами фильма Куросавы "Трон в крови", где ГГ идёт на стреляющих в него лучников, превращаясь в утыканного стрелами ежа. По японским эстетическим канонам, в этот момент с него спадают все маски, которые он носил в жизни, оставляя истинное лицо. Как известно, Куросава поставил этот фильм по "Макбету" Шекспира. Шекспировские страсти в виде квайдана - что может быть лучше! И демоническая дама с глазами на спине вполне могла туда вписаться. Я тихо надеялся, что у кого-нибудь из участников возникнет та же ассоциация. Но - увы.
Алексеева-Минасян Татьяна Сергеевна
На полной скорости
Мрачные приключения двух журналистов, подглядывающих на кладбище за устрашающим обрядом сектантов-сатанистов, усиливающийся трагизм, и, наконец, кульминация, где "укол ужаса" представлен женщиной-демоном, раз от раза появляющейся на тёмном шоссе перед машиной ГГ. Экшен, саспенс, хоррор - всё на месте. Тема соблюдена. Плюс - обычный у автора моральный подтекст. Очень хорошо.
Аникеева Анастасия
Бесценная
Еще два героя на тёмном пути, на сей раз довольно изящно стилизованном "под Восток". Примерно так выглядел "китайский стиль" XVIII века: вроде, Китай, а присмотришься - одно представление европейцев о нём. Мистический китаец Ко Ван, который женится на русской девушке ради того, чтобы использовать её в качестве жертвы в каком-то жутком ритуале, разительно напоминает страшного и ужасного злодея бульварной литературы начала прошлого века доктора Фу Манчу. Хотя, на мой взгляд, второй комплект картинок навевает ассоциации, скорее, японские, а не китайские. Но это не принципиально. Квайдан не получился, укол ужаса слабенький, соответствие теме не полное, но в целом неплохо.
Аруй Трава
Красная Хозяйка
Девушка потеряла на тёмной дороге лицо, а потом её попытались превратить в машину. Девушка боролась, погибла (насколько я понял), но не сдалась. Коварная Красная хозяйка в своей небольшой "ремонтной мастерской" по превращению людей в железных монстров, ожидает новые жертвы. Соответствие теме имеет место. Укол ужаса? Ну да, что-то есть... Средне.
Baker Max
Черная Луна
Как я понял, все мужики сволочи. Одного такого автор с удовольствием расчленяет с помощью языческой богини Гекаты, совмещающей эту должность с управлением уединённой бензозаправкой. На тёмном шоссе, естественно. Негодяй поплатился за домашнее тиранство, его бедная жена обрела свободу, а маленькая дочка восприняла жуткую участь папы удивительно равнодушно. Пожирающие всё и вся мерзкие существа с заправки и героев, и читателей пугают не очень. Похоже, автор не сумел достичь в тексте нужного уровня достоверности. Эпизод со срыванием лица многозначителен, но, на мой вкус, рассказ не улучшает. Так себе, уж простите.
Ермакова Мария Александровна
Мой человек
Жуть, мрачная и грустная. Автор в своих произведениях часто демонстрирует это парадоксальное сочетание. Сильный моральный посыл: зло превращает человека в монстра. Один раз примирившись со злом, можно навсегда вручить свою душу демонам. На тёмный путь единожды вступив... ГГ, поддавшись ненависти, превращается в летучего вампира. Однако у вампира есть, как ни странно, благородная цель: найти человека, который способен отречься от зла. Такой человек найден: бродяга-мать, ради жизни ребёнка готовая исправить свою жизнь. Вампир доволен. Странно это как-то: единственную надежду для людей в рассказе несёт в себе инфернальное существо... Хорошо, что в жизни это не так. Отличный рассказ, но всё-таки не хоррор, а готическая притча.
Ечеистов Вадим Викторович
Самая тёмная ночь августа
На глухой тёмной дороге ломается машина, а смартфон сдох, ГГ видит указатель, что чуть подальше находится населённый пункт. Искушённый Лавкрафтом и его многочисленными последователями читатель уже всё понял: посёлок этот то ли захвачен монстрами, то ли монстры терроризируют его жителей. В данном случае второе: ПГТ Керамзавод периодически подвергается нашествию неких отморозков, похищающих жителей. По мере развития сюжета выясняется, что монстры - не кто иные, как представители администрации этого ПГТ. Похищенных они разрывают на куски в тёмной пещере, а из кожи их лиц шьют хорошенький коврик на стенку. По словам главзлодея, таким образом чиновники снимают стресс - что-то вроде ролевой игры в безумных каннибалов. Ну да, почему бы нет, работа у них тяжёлая, надо же как-то развлекаться... Чувствуется погружённость автора в мрачную газетную конспирологию последних лет и его искренняя ненависть к любому начальству. Однако, как всегда, когда идея в рассказе бежит впереди средств художественного выражения, эффект получается обратный. Во-первых, все эти нагромождения эпитетов: "кровожадные, кровавые, душераздирающие", не создают атмосферу ужаса, а откровенно раздражают. Во-вторых, иногда начинаешь хихикать над абсурдностью ситуации, что целью автора явно не было. В-третьих, всюду торчат "уши", какие случаются и в настоящих образцах хоррора, но там читатель их не замечает, потому что ему страшно. Ну, например, задаёшься вопросом, куда уже 12 лет смотрят прокуратура, СК, МВД, ФСБ, уфологи и вся мировая пресса?.. Ко всему ещё и тема притянута за уши.
Иванце Ждана
Закулисье
Театральный ужастик о коварной Чио-Чио-сан, заманивающей в свои сети молоденьких актрис и доводящей их до смерти. Тёмный путь ГГ начинается с того, что она отдаётся всем мужчинам, про которых думает, что они могут ей помочь эту роль получить. Но когда, пройдя все возможные постели, роль она таки получает, тут же принимает смерть от аборта. А монструозное создание Пуччини ожидает новую жертву. Укола ужаса нет, но тема примерно соблюдена. Среднего уровня мистика, никак не хоррор.
Кащенко Пелагея Петровна
Ночная охотница
В чём-то перекликается с рассказом Ермаковой. Девочка - дочь ветерана Чеченской войны, терпит террор одноклассников. Пьющий и больной папа пытается её защитить, но умирает от рака. Перед смертью он вручает дочери письмо, где написано, что она приёмыш, чеченский ребёнок, взятый им вместо погибшей в Грозном дочери. Трогательная история оборачивается мистическим триллером, когда выясняется, что в юной чеченке живёт некий монстр (обрисованный довольно туманно). Он пробуждается, когда ей грозит опасность, но со временем она выпускает его и против своих детских врагов, проявляя при этом недетскую расчетливую жестокость. После этого сочувствовать ГГ не хочется. Да она и сама понимает, что демоница и не принадлежит больше к миру людей. Ещё одна, вступившая на тёмный путь... Несмотря на довольно большой объём, прекрасный рассказ читается одним духом. Но попадание в тему не очень точное.
Мудрая Татьяна Алексеевна
Маски Лидуши Хвон
Этот автор увлекается социальной экзотикой и знает в ней толк. Однако в данном случае тема судьбы корейцев в СССР не очень кстати. С таким же успехом ГГ могла быть по национальности кем угодно. Путь ГГ тёмен по-настоящему: её родители были облучены после атомного взрыва, и девочка родилась без глаз. Вместо этого ребёнок проявляет некие экстрасенсорные способности. Но в момент достижения девочкой половой зрелости (привет от Кинга?) её посещает видение шести бесов, являющих различные сексуальные аллегории. После этой сюрреалистической инициации девочка просыпается зрячей. Её видения довольно неаппетитны, но укола ужаса от них я не почувствовал. Текст, как всегда у автора, весьма литературен, но в данном случае, на мой взгляд, он слишком увлёкся символизмом. Получилось несколько запутанно и местами непонятно.
Терехов Андрей Сергеевич
Седина
Жанр, в котором работает автор, я бы определил как психоделический хоррор. Саспенс в нём нагнетается несколько иными методами, чем в хорроре классическом. Потому, видимо, укола ужаса не получилось. А получилась довольно грустная история о мёртвой девушке и... не то чтобы влюблённом, а как-то экзистенциально заинтересованном в ней молодом человеке. Девушка умерла, но ещё живёт, поскольку при жизни прошла некую процедуру, гарантирующую после смерти краткое активное существование. Но это не жизнь, а просто замедление смерти. Девушка совершает привычные действия, мыслит, чувствует, но при этом процессы разложения неотвратимы. Она исчезает из дома, оставив диктофонную запись, которую прослушивает молодой человек. При всей безнадёжности ситуации он надеется найти её. Не совсем понятно, зачем... Похоже, он тоже мёртв, как и она, и лишь играет в настоящую жизнь. Но это сугубо моё личное впечатление. Путь героев не просто тёмен - в нём ни зги не видно. Литературный уровень текста высок. Тема прослеживается, разве что, на уровне подтекста.
Ултарика Мэри Сью
Нелюдь
Очень хорошая стилизация под бытописательную литературу XIX века. Деревенский говор передан без насилия над эстетическими чувствами читателя. На тёмный путь вступил барин, отнявший у крестьян найденного ими мелкого монстра. Барин помещает его в своём имении и кормит конфеткам (зачёркнуто) квасцами. Монстр вырастает, кусает барыню, которая становится волколаком и терроризирует крестьян, пока они её не сжигают заживо. Барин стреляется, имение сгорает, доктор, не предупредивший людей о волколаке, тоже совершает самоубийство. Но вот уже на ярмарке появляется новый (тот же самый?) маленький монстрик. Продолжение следует. Попадание в тему сомнительное. Текст хорош.
Штерн Виктория
Чудовище
Из серии "девочка и педофил". Живёт в уединённом домике семейка - мама с больной дочкой. Сосед-извращенец пробирается ночью к ним в дом с целью совершить над ребёнком насилие. Но тут крошка оборачивается осклизлым чудовищем, с удовольствием поганца пожирающим. Мама дочку пожурила, но простила, потому что мама сама такое же скрытое чудовище. Теперь семейству придётся переезжать с этого места - продолжать свой тёмный путь. Написано хорошо, определённый укольчик ужаса читатель получает. Однако не очень сильный: ситуация прозрачна с самого начала. Тема представлена лишь в виде незаконченной японской легенды, которую мама-монстр рассказывает монстру-дочке.