Визорина Виктория Александровна : другие произведения.

Зевающий возмутитель спокойствия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Будь достоин своих предков, и всегда встречай врага лицом к лицу", - эти слова легендарного вождя апачей Джеронимо можно начертать на знамени любого патриота своей родины.


- Вы ведь уже давно гоняетесь за Джеронимо, правда? И он всякий раз уходит целым и невредимым.
- Да, - сказал Ситей. - Но мне нравится думать, что это мы всякий раз уходим целыми и невредимыми.

Лесли Силко. "Про Джеронимо"

    Есть люди, которые как при жизни, так и после смерти, создают вокруг себя некое поле беспокойства, словно периодически извергающийся вулкан. Для правительства США такой личностью на протяжении вот уже больше ста лет остается легендарный вождь апачей Джеронимо.
    Настоящее имя этого великого воина - Гойяле, что означает "Зевающий". Джеронимо его прозвали мексиканцы. На тему, как и почему это произошло, существует несколько легенд, но ни одна из них не считается достоверной.
    Точная дата рождения Гойяле неизвестна, хотя в биографии, записанной с его собственных слов С. М. Барреттом, начальником департамента образования в городе Лоутон штат Оклахома, указано 16 июня 1829 года. Но в этой биографии масса неточностей. Намеренно или в силу преклонного возраста старый воин путал даты и другие детали его богатой событиями жизни. К тому же, Баррет мог упустить некоторые подробности и, скорее всего, добавил что-то от себя.
    Согласно устному преданию семьи, родился будущий великий воин примерно в 1923 году, действительно в июне, в пустынной местности Джила на территории нынешнего штата Нью-Мексико. Возможно, Баррет намеренно "омолодил" героя книги, чтобы читателям не так обидно было осознавать: четвертая часть всей армии США в течение нескольких лет безуспешно гонялась за стариком.
    По недавно опубликованным данным, которые известный мексиканский историк, социолог и драматург Мануэль Рохас собирал на протяжении 37 лет, Джеронимо родился 1 июня 1821 года и даже был крещен в католичество. При крещении ему было дано имя Хосе Джеронимо. Надо отметить, что многие апачи были крещеными и имели мексиканские имена. Но пока эта версия даты рождения и происхождения имени общепринятой не стала.
    Апачи на самом деле - не племя, а собирательный термин, которым обозначают несколько схожих по языку и культуре групп индейских племен на Юго-Западе США и в Мексике. Среди них выделяют западных апачей, хикарилла, мескалеро, липан, чирикахуа и кайова. Не все эти племена и не всегда дружили между собой, а иногда они и враждовали. Белые умело пользовались этими противоречиями, используя воинов одного племени для выслеживания и войны с другими.
    Гойяле принадлежал к маленькому племени бедонкохе, которое входило в группу чирикахуа. Дед Джеронимо носил имя Мако и был вождем бедонкохе, его отец Таклишим прославился как один из лучших воинов племени. У будущей легенды апачей была единственная родная сестра, которая стала женой другого прославленного вождя - Нана.
    Когда отец Джеронимо после длительной болезни умер довольно молодым, его мать не вернулась к родителям, как было заведено, и не вышла повторно замуж. Она осталась с сыном, и Джеронимо с 14 лет заботился о ней. В семнадцать лет юношу приняли в совет воинов, после чего он смог жениться на девушке по имени Алопа, в которую давно был влюблен.
    Чирикахуа кочевали по территории, что испокон веков считали своей, то воевали с мексиканцами, то мирились с ними и торговали. В одно из таких перемирий Джеронимо вместе с другими воинами отправился в город Джанос торговать, а вернувшись в свой лагерь, обнаружил, что его мать, жена и трое маленьких детей убиты военным отрядом мексиканцев, как и многие другие соседи и родственники. Лагерь был разграблен, апачи лишились всех коней, оружия и припасов.
    Опасаясь повторного нападения, вождь племени Мангас Колорадас приказал втайне покинуть это место, оставив мертвых незахороненными. Эта трагедия оставила глубокий след в душе Джеронимо. Всю жизнь он ненавидел мексиканцев и уничтожал их везде, где только мог. Согласно воспоминаниям, именно тогда он обрел свой мистический дар предвидения будущего, который не раз спасал жизнь ему и его людям, а также снискал Джеронимо славу и глубокое уважение своего народа. Скорбя о потере, молодой воин услышал голос, который обещал, что отныне он будет защищен от пуль и не погибнет в бою.
    Уверенность в своей неуязвимости сделала Джеронимо отчаянно храбрым, врожденная подозрительность и внимательность - осторожным, природная хитрость - изобретательным, а тяготы кочевой жизни - ловким, сильным и выносливым. Он был метким стрелком и отличным следопытом, обладал даром убеждения и лидерскими качествами. "Он был одним из самых ярких, решительных и целеустремленных людей, которых я когда-либо встречал", -- так отзывался о Джеронимо один из американских генералов. Но, вопреки расхожему мнению, Гойяле никогда не занимал место вождя. Скорее он был ди-йен -- шаманом-провидцем и военноначальником племени.
  
 Джеронимо. Фото 1887 года []

Джеронимо. Фото 1887 года

    Резня в окрестностях Джаноса не осталась без ответа. Мангас Колорадас собрал своих воинов, к походу мщения присоединились и другие чирикахуа. Стало известно, что виновником нападения был отряд полковника Карраско из города Сонора. Как позже утверждал Карраско, его солдаты шли по следам индейцев с целью отомстить за набег на поселения близ Соноры. В этом нет ничего удивительного -- конфликт между мексиканцами и апачами длился уже почти два столетия и обе стороны не знали пощады. Мексиканские власти, к примеру, платили за скальпы апачей звонкой монетой, в том числе за женские и детские.
    Мстители прибыли к Соноре, из города вышли две кавалерийские и две пехотные роты, началась битва. Индейцы понесли большие потери, но победили. В бою Джеронимо показал чудеса дерзости и отваги, что и положило начало его воинской славе.
    Апачи были удовлетворены мщением, но не Джеронимо. Он раз за разом организовывал набеги на мексиканскую территорию в течение двадцати пяти лет. Даже в глубокой старости одно упоминание о гибели его первой семьи вызывало у прославленного воина приступ неконтролируемой ярости. Джеронимо считался удачливым предводителем, с ним в набеги ходили по 20-50 воинов из дружественных племен, стоило бросить клич.
    Почти после каждого рейда апачей преследовали мексиканские войска и нападали на лагерь, поэтому отношение к Джеронимо внутри племени было двойственным. Его уважали за храбрость, стойкость и военный талант, но многие считали его политику непримиримой вражды с белыми губительной.
    Имя Джеронимо наводило ужас на мексиканских поселенцев. "Я убил много мексиканцев, -- говорил Джеронимо в своем интервью. -- Не знаю, сколько, потому что я их не считал. Некоторые из них не стоили того, чтобы их подсчитывать".
    У легендарного воина были основания так говорить. Мексиканские власти не раз обманывали индейцев. К примеру, в 1881 году они подписали с апачами мир в селении Каса-Гранде, а потом угостили их мескалем (мексиканская водка). Когда апачи перепились, две роты солдат напали на них и многих убили.
    Не лучше вели себя и американцы. Территории Аризоны и Нью-Мексико, где кочевали чирикахуа, отошли к США по договору 1848 года и вскоре апачи познакомились с новыми бледнолицыми. Первые контакты произвели на индейцев благоприятное впечатление. Вожди заключили с "Белыми Глазами" договор, даже разрешили проезд через свою территорию дилижансов. Но уже через десять лет их мнение изменилось.
    В феврале 1861 года лейтенант Джордж Баском вызвал в свой лагерь вождя Кочиза, обвинив его в краже скота и похищении 12-летнего мальчика. Несмотря на то, что Кочиз отвергал обвинения, поскольку набег совершила совсем другая группа апачей, и предлагал расследовать происшествие, Баском объявил, что будет держать его заложником, пока скот и ребенка не вернут. Вождю удалось ускользнуть, но в плену осталась его жена, брат, двое детей и два племянника. Кочиз захватил нескольких белых мужчин, чтобы обменять их на свою семью, но Баском отказался. Тогда разгневанный вождь подверг пыткам и убил своих пленников. В ответ американцы повесили его родных.
    "После этой неприятности все индейцы согласились больше не дружить с белыми мужчинами. Не было больших сражений, а была долгая борьба. Иногда мы нападали на белых людей, иногда они нападали на нас. Сначала были убиты несколько индейцев, а затем несколько солдат. Я думаю, убийства были примерно равными с каждой стороны. Это предательство разозлило индейцев... так что мы никогда снова не доверились войскам США", -- говорил об этом случае Джеронимо.
    Индейцы часто делали засады возле источников на перевале Апач. Американская армия основала в том месте форт Боуи, который стал форпостом борьбы с чирикахуа и сыграл немалую роль в судьбе Джеронимо.
    В 1863 году Мангас Колорадас отправился заключать мир с американцами в Форт-Маклейн в штате Нью-Мексико. Ему пообещали одеяла, муку, говядину и другие продукты, если апачи согласятся поселиться рядом и прекратить набеги. Джеронимо не верил в доброту белых и был против переселения. Тогда на совете племени было принято решение, что Мангас Колорадас с частью людей примет предложение правительства США, а Джеронимо с несогласными останется в Аризоне. Они хотели выждать и посмотреть, как будут выполнять свои обещания белые.
   Подозрения Джеронимо оправдались - все люди, ушедшие в Форт-Маклейн, были убиты. Мангаса Колорадаса солдаты жестоко пытали, отрезали голову и сварили ее. Череп они отправили для изучения в Смитсоновский институт. Апачи верили, что после смерти человек пребывает в потустороннем мире в том виде, в котором умер. Поэтому трудно было нанести индейцам большее оскорбление.
    Джеронимо спешно увел всех оставшихся бедонкохе в горы, только через год они вернулись на свою землю к перевалу Апач. Фортом Боуи в то время командовал храбрый и порядочный командир генерал Оливер Говард. Индейцы заключили с ним договор, и на некоторое время в регионе воцарился мир. Джеронимо и через многие годы с глубоким уважением отзывался об этом человеке: "Он всегда держал слово и лечил индейцев. Мы были как братья. У нас никогда не было такого хорошего друга среди офицеров Соединенных Штатов как Говард. Мы могли бы жить с ним вечно в мире".
    Но идиллия длилась недолго. Американское правительство стремилось раз и навсегда решить "индейский вопрос", поэтому в 1872 году для чирикахуа была учреждена резервация возле форта Боуи. Первое время ее агентом, то есть представителем правительства, был Том Джеффордс - друг Кочиза.
    Жизнь индейцев в резервации мало отличалась от той, которую они привыкли вести, разве что была более сытной, так как они получали правительственные пайки. Никто не запрещал покидать территорию и возвращаться, когда было нужно.
    Но американские поселенцы были очень недовольны таким положением дел. В Калифорнии началась золотая лихорадка, и через перевал Апач шло много старателей. Здесь было удобно торговать и строить салуны, но земля принадлежала апачам. Поэтому в 1875 году правительство решило собрать всех окрестных индейцев в резервации Сан-Карлос, местности засушливой и бесплодной.
    Выполнять приказ, где силой, а где уговорами пришлось военным. Тома Джеффордса сменил новый агент - Джон Клам. Это был очень самоуверенный и властный человек, которого за чванство индейцы прозвали "Индюком". Ему удалось убедить часть апачей переместиться в Сан-Карлос, остальные во главе с Джеронимо отказались. И, как оказалось позже, были совершенно правы. С 1877 по 1881 год различные группы индейцев множество раз бежали из Сан-Карлоса, не выдерживая невыносимых условий проживания там. Недаром эту резервацию прозвали "Адские 40 акров".
   Джеронимо и еще 700 человек, которые предпочли свободу, были вынуждены покинуть перевал Апач. Они ушли в знакомый лагерь вождя Викторио, где не раз находили помощь и приют. Но по прибытии Джеронимо был арестован, перевезен в Сан-Карлос, подвергнут полевому суду и четыре месяца провел в тюрьме.
    Для свободолюбивого индейца не было худшего наказания, чем попасть в клетку и быть закованным в цепи. Джон Клам все это время хлопотал, чтобы его повесили, но в защиту осужденного выступил Говард, который имел немалое влияние в военных кругах. Разозленный Клам подал в отставку, а его преемник выпустил Джеронимо из тюрьмы.
    С этого момента началась длившаяся почти десять лет "игра в прятки и догонялки" между хитрым индейцем и армией Соединенных Штатов. Джеронимо с небольшими отрядами сподвижников трижды сбегал из резервации, заставляя гоняться за ним значительные силы. Оказавшись в сложном положении, он соглашался вернуться, однако вскоре все повторялось сначала.
    К 1881 году сопротивление индейцев на всей территории США практически было сломлено, их предводители мертвы или в плену. И только апачи продолжали наводить ужас на колонистов. Поэтому внимание общественности было сосредоточено ни них.
    Почему этому племени удалось продержаться так долго, имея сразу двух таких противников как мексиканскую и американскую армию? Причин здесь несколько. Во-первых, военные действия были образом жизни апачей. Территория, которую они занимали, не пригодна ни для земледелия, ни для скотоводства. Это, по сути, скалистые горы, пустыни и полупустыни. Если бы не золото, найденное в горах, белые не пытались бы их выжить с этой негостеприимной земли. К слову, в настоящий момент она практически пустует. На месте бывших военных фортов, станций дилижансов и поселений - поросшие травой развалины.
    Чем же питались апачи в таком месте до прихода белых? Охотой и собирательством, а также набегами на соседние племена земледельцев, которым больше повезло с плодородными землями. В представлении апачей набег, в который ходило до десятка воинов, не являлся войной. Это была экономическая необходимость, способ существования. С приходом белых ничего не изменилось, но европейские поселенцы от этого не были в восторге. С другими индейскими племенами у них подобных проблем не было. Там велись именно военные действия с целью предотвратить захват земли, а не систематический грабеж мелкими группами.
    Во-вторых, апачей закалило длительное противостояние сперва с испанцами, затем с мексиканцами. Коварство и жестокость белых была им известна с XVII века, поэтому они не слишком обольщались обещаниями правительства США. К тому же на момент первых стычек с американской армией уже прекрасно владели огнестрельным оружием.
    В-третьих, апачи умело пользовались особенностями суровой местности. Там, где военные страдали от голода и жажды, они отлично обходились плодами, орехами и сочной мякотью агавы, великолепно маскировались в скудной траве и среди камней, а сухая твердая почва идеально скрывала следы. Существует множество легенд о том, как Джеронимо прятался в пещере с единственным входом, а потом невероятным образом из нее исчезал.
    Четвертым преимуществом стала тактика апачей. Видя, что победить не удастся, они бросались врассыпную, чтобы через день-другой собраться в заранее оговоренном месте. Кроме того, преследуемые мексиканцами, они уходили на территорию США, а спасаясь от американской армии, переходили мексиканскую границу, тем самым вынуждая своих преследователей повернуть назад.
    Ну, и не стоит сбрасывать со счетов удивительную стойкость, мужество и свободолюбие этого народа.
    К весне 1883 года обстановка на землях апачей накалилась до предела. Навести порядок поручили опытному, умному и дальновидному генералу Джороджу Круку. Он создал отряд из лояльных правительству апачей, которые помогали выслеживать сбежавших из резерваций, и вел с вождями длительные переговоры. Кроме того, США заключило с Мексикой договор, согласно которому американские войска могли преследовать индейцев и на мексиканской территории.
    Круку удалось убедить Джеронимо и других вождей вернуться в Сан-Карлос. Он пытался улучшить обстановку в резервации, разоблачал махинации агентов, следил за регулярностью поставок продовольствия. Но ситуация по-прежнему оставалась сложной. Индейцы не привыкли жить на одном месте, попытки заниматься несвойственным им земледелием раз за разом терпели крах. Апачи предавались пьянству и азартным играм, между ними часто вспыхивали драки.
    Поселенцы были недовольны гуманной политикой Крука в отношении "кровожадных дикарей", пресса постоянно его критиковала и призывала расправиться с наиболее известными вождями. В мае 1885 года один из местных жителей напоил Джеронимо и рассказал ему, что в газетах требуют его арестовать и повесить. Напуганный перспективой опять оказаться за решеткой, старый воин перерезал телеграфные провода, чтобы затруднить погоню, убил нескольких белых и сбежал. С ним ушли 35 мужчин, 101 женщина и 8 детей. Так начался последний рейд Джеронимо.
    Вскоре беглецы разделились на несколько групп. Постоянно преследуемые военными и отрядами добровольцев, они были вынуждены убивать всех, кто попадался по дороге, чтобы избежать обнаружения. Газеты кричали о сотнях невинных жертв, распространяли слухи один другого нелепее и ужаснее.
    Генерал Крук настиг группу Джеронимо почти у мексиканской границы, и они вынуждены были сдаться. Апачей конвоировали в форт Боуи, но у Джеронимо возникли подозрения, что его повесят, как только они прибудут на место. Не желая испытывать судьбу, он снова бежал. Затравленный газетами генерал Крук подал в отставку. На его место назначили бригадного генерала Нельсона Майлза, который уже имел опыт "укрощения" индейцев сиу и не-персе.
    Майлз взялся за дело всерьез. Он направил на поимку отряда Джеронимо, в котором было всего 24 воина, 5000 солдат, 500 разведчиков-апачей, 100 разведчиков-навахо и около пяти тысяч гражданских ополченцев. Несмотря на это, Джеронимо удавлюсь еще почти шесть месяцев ускользать от возмездия. Четвертая часть всей армии США была не в состоянии справиться с горсткой индейцев!
    Тогда генерал Майлз решил поменять тактику и начать переговоры. Он послал на поиски лейтенанта Чарльза Гейтвуда, хорошего знакомого Джеронимо, и двух апачей-разведчиков, у которых в отряде беглецов были родственники. Им удалось найти лагерь Джеронимо. Измученные беспрерывными сражениями и переходами воины отряда решили сдаться при условии, что им сохранят жизнь и позволят воссоединиться с семьями.
    Видя, что его соратники пали духом, Джеронимо согласился на встречу с Майлзом. Она произошла в начале сентября 1886 года в Каньоне Скелетов. Майлз пообещал, что они будут прощены, через пять дней их соединят с семьями и вновь поселят в резервации. Апачи сдались и были отправлены в форт Боуи.
    Но Майлз солгал. Джеронимо, всех его воинов и проводников-апачей, которые помогли их выследить, арестовали и переправили во Флориду, в тюрьму Форт-Пикенс. Поначалу Президент Гровер Кливленд хотел повесить Джеронимо, но потом смягчил приговор.
    Добившись капитуляции последнего прославленного лидера апачей, Майлз очистил от чирикахуа Аризону. Всех членов племени, включая женщин и детей, переселили во Флориду как военнопленных. Многие там погибли от непривычно влажного климата, туберкулеза и менингита. Так правительство США отомстило непокорному народу за самое долгое в истории индейских войн сопротивление.
    В мае 1887 года чирикахуа перевели в Алабаму, в казармы Маунт-Вернон, где они продолжали вымирать от желтой лихорадки, а позднее в Форт-Силл в Оклахоме. Там военнопленный народ оставался вплоть до 1913 года, лишь спустя почти тридцать лет им выделили место в резервации мескальеро. В 1860-х годах численность чирикахуа оценивалась в 1,2 тысячи, в резервацию после пленения вернулось 265 человек.
    Конечно же, Майлзу не удалось переловить всех чирикахуа. Мелкие группы в горах оказывали сопротивление еще вплоть до 1924 года, но теперь приписывать их нападения Джеронимо уже не получалось. Знаменитый "бандит и головорез" сидел в Форт-Пикенс и предприимчивые тюремные власти показывали его всем желающим за деньги.
    В 1894 году лидера апачей перевели в Форт-Силл. По дороге следования на станциях собирались толпы людей, чтобы посмотреть на "того самого Джеронимо". Многие хотели получить какой-нибудь сувенир на память. Джеронимо приспособился продавать свои шляпы и пуговицы от сюртука. На каждой станции он покупал несколько шляп и новые пуговицы.
    В Оклахоме семье Джеронимо выделили землю и они, как и другие апачи, стали заниматься земледелием и скотоводством. Старый воин был в резервации мировым судьей, вступил в лоно голландской реформатской церкви, и даже некоторое время преподавал в воскресной школе. Однако оттуда его вскоре "попросили" из-за любви к крепким напиткам и азартным играм.
    Но правительству США было мало сделать из некогда грозного противника мирного фермера. Слава Джеронимо могла и стала приносить деньги. В 1898 году он произвел сенсацию на Международной выставке в Омахе. С этого момента Джеронимо превратился в аттракцион на различных выставках и ярмарках. Под охраной армии старик наряжался в перья и позировал для фотографий, а также продавал свои автографы, луки и стрелы, что давало его семье дополнительный доход.
    Остается восхищаться деловой смекалкой этого человека. По воспоминаниям коменданта Форт-Силл перед поездкой в Вашингтон он выдал старику 171 доллар на дорогу, и Джеронимо тут же положил в банк 170 долларов, а в путь отправился с 1 долларом в кармане. Но на каждой станции стоял у окна, раздавая автографы по 50 центов, и к концу пути у него были полные карманы денег. "У него лучшая голова на плечах из всех индейцев, с которыми я был знаком" - говорил генерал Крук.

Фотография Джеронимо с его автографом []

Фотография Джеронимо с его автографом

    Известность Джеронимо использовал и Теодор Рузвельт. Желая показать избирателям "хороший спектакль", он сделал его "гвоздем программы" своего инаугурационного парада в 1905 году. При встрече с президентом знаменитый воин попросил освободить чирикахуа из плена и позволить вернуться на родину в Аризону, но Рузвельт отказал.
    На волне славы появились и мемуары предводителя апачей, опубликованные в 1906 году, а в 1912-м - фильм "Последний поход Джеронимо". По сей день имя лидера индейского сопротивления остается невероятно популярным в литературе, кинематографии и даже в компьютерных играх.
    Действительно ли этот индеец был таким кровожадным и жестоким, как его долгое время изображали американские СМИ? Весь жизненный путь Джеронимо был дорогой потерь, и ему было за что мстить. Он был женат 10 (!) раз и имел много детей, но все они либо были убиты, либо умерли в плену. Одну дочь удочерили богатые американцы и Джеронимо ее никогда больше не видел. Выжили только жена Их-тедда, дочь Ленна и сын Роберт. Чтобы сохранить им жизнь, Джеронимо развелся с Их-тедда и отослал ее из Алабамы в резервацию мескальеро, где их потомки живут и поныне.
    Джеронимо не был хуже или лучше других индейских вождей, оказавших активное сопротивление белым поселенцам и армии США. Демонизируя его, американские СМИ преследовали несколько целей: оправдать собственную жестокость и подлость в отношении коренных жителей, объяснить неудачи в войне с апачами, а также заработать политические дивиденды. Как известно, генерал Майлз хотел баллотироваться в президенты, и победа над столь опасным врагом была призвана заработать дополнительные очки в его предвыборной кампании. "Джеронимо - самый ужасный, самый страшный из всех когда-либо живших индейцев", - говорил он. Создать из лидера апачей образ чудовища было попросту выгодно.
   А вот художник Элбридж Бербанк, который писал портрет Джеронимо в Форт-Силл, с удивлением отмечал, что "свирепый и беспощадный дикарь" трогательно ухаживал за своей дочерью и больной женой, мыл посуду, подметал пол и никогда не выходил из дома, не оставив кошке блюдечко молока.
    Конечно же, Джеронимо не был ангелом. Десятки убитых, в том числе женщины и дети, пытки пленников, скальпы, разграбленные и сожженные дома - все это было. Но такова реальность Гойяле, Того-Кто-Зевает, мир, в котором он родился и вырос, в котором жил и боролся. По крайней мере, одеяло из 49 скальпов убитых им американцев, о которых писали все газеты, чистая ложь, как и заявления губернатора Соноры о том, что он лично убил 500 мексиканцев.
    Являлись ли выдумкой мистические способности "Наполеона индейской расы" обходить расставленные ловушки, заранее чувствовать опасность и быть неуязвимым для пуль? Есть множество свидетельств очевидцев о том, что Джеронимо посещали видения, из которых он узнавал о будущем или о происходящем далеко от того места, где он находился. Умел он также лечить от ран и различных болезней, проводя особый обряд. Трудно судить о правдивости подобных рассказов.
    Но голос, обещавший, что Джеронимо не погибнет в бою, оказался прав. Он был ранен восемь раз, причем дважды очень серьезно. Трижды его чуть не повесили. Но погубило Джеронимо виски. 11 февраля 1909 года пьяный он свалился с лошади в ручей и через шесть дней умер от пневмонии в госпитале Форт-Силл. Последние слова, сказанные его племяннику, были: "Я никогда не должен был сдаваться".
    Похоронили прославленного воина на кладбище Биф Крик в Форт-Силл. Но на этом история мятежного апача не закончилась.
    Всего через девять лет после смерти могилу Джеронимо осквернили. Шла Первая мировая война. Шесть друзей, выпускников Йельского университета, которые вызвались служить добровольцами, поступили в артиллерийскую школу в Форт-Силл. Под покровом ночи они раскопали могилу легендарного воина и похитили его череп, несколько костей, уздечку и переднюю луку седла, с которыми он был похоронен.
    Молодые люди были членами секретного студенческого общества "Череп и кости", известного своими мрачными ритуалами. Вступают в эту организацию только представители самых богатых и влиятельных семей США, на всю жизнь сохраняя ее тайны и тесные связи друг с другом.
   Штаб-квартира общества называется "Гробница" и в ней находится своеобразный алтарь из черепов довольно известных личностей. К примеру, героя мексиканской революции Панчо Вильи и президента США Мартина ван-Бюрена. Кроме того, одним из условий посвящения является воровство какого-либо значимого предмета, который затем выставляется в "Гробнице" в сопровождении таблички с надписью: "Украдено таким-то". На них можно найти имена президентов США, генеральных прокуроров, верховных судей и директоров ЦРУ. Неудивительно, что непосвященным вход в штаб-квартиру закрыт.

"Гробница"

    В 1986 году Нед Андерсон, Президент племенного союза апачей Белой Горы, получил анонимное письмо, в котором сообщалось о происшедшем почти 70 лет назад разграблении могилы Джеронимо. К письму прилагалась фотография стеклянного бокса с черепом, а также копия из реестра секретного общества "Череп и кости", в котором сообщались имена тех, кто раскопал могилу. Среди других в этом списке числился Прескотт Буш - отец 41-го и дед 43-го президента США. Нед Андерсон добился встречи с представителями общества "Череп и кости", но те все отрицали, а копию реестра объявили фальшивкой. В прессе поднялась шумиха, но ее вскоре замяли.
    Андерсону удалось найти еще одну улику - Историю тайного общества, написанную в 1933 году к его столетию. Там подробно описывалось, как вскрыли могилу, а затем карболовой кислотой очистили с черепа истлевшую плоть. Нед обращался к сенаторам и в ФБР, пытался добиться слушаний в Конгрессе и встречи с президентом Бушем, но напрасно. Книгу объявили мистификацией, а дело снова спустили на тормозах.
  

Могила Джеронимо в Форт-Силл []

Могила Джеронимо в Форт Силл, Оклахома

    "Везде, куда я обращался за помощью, я натыкался на барьеры", - говорил Нед Андерсон. Однако в 2006 году скандал разгорелся с новой силой. В библиотеке Йельского университета была обнаружена записка, датированная 1918 годом, в которой сообщалось, что череп Джеронимо уже находится в "Гробнице". Авторитетные эксперты не сомневались в ее подлинности.
   В 2009 году, как раз к 100-летию смерти знаменитого предка, в борьбу за перезахоронение его останков вступили потомки. Группа родственников во главе с Харлином Джеронимо, правнуком прославленного героя, подала иск на общество "Череп и кости". Несмотря на то, что Харлин привлек на свою сторону общественное мнение, а также целую группу адвокатов, антропологов, археологов и патологоанатомов, воз, как говорится, и ныне там.
    В 2011 году военные США провели успешную операцию по ликвидации террориста Усама бин Ладена и не нашли ничего умнее, чем дать ей кодовое название "Джеронимо". Индейцы, и не только апачи, были оскорблены.
    Вождь коренных американцев из Оклахомы Джефф Хаузер направил письмо президенту Бараку Обаме, в котором говорилось: "В отличие от труса, которым был Усама бин Ладен, Джеронимо открыто противостоял врагам во многих битвах. Он, вероятно, - величайший символ индейского сопротивления в истории Соединенных Штатов, и его не следует ассоциировать с человеком, которого многие в мире считают символом международного терроризма". Харлин Джеронимо и другие активисты обратились в американский Сенат. В результате поднятого шума администрация США принесла свои извинения, а операцию официально переименовали в "Копье Нептуна".
    Сколько еще раз мятежный дух легендарного Джеронимо напомнит о себе?
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"