Ар Го : другие произведения.

Ю Т (:и не только:), 1 гр., 1-49

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Почему люди пишут фантастику? Ответов много. Кому-то просто хочется выпендриться. Кому-то... Хорошо! Дальше перечислять не буду. Тем более, что интересует меня на самом деле другой вопрос. Почему они ее читают. Что им вообще от нее надобно то? Ответ не слишком очевиден. Даже среди особо маститых писателей-фантастов бытует заблуждение, что фантастика - это прежде всего фантазия, тайна. Основа ее притягательности - литературно оформленная загадка, которую читателю предлагается разгадать. Загадка, на которую в тексте совсем не обязательно должен быть прописан ответ. Автор его может даже не знать, мало того, быть уверенным в его отсутствии. Тем самым еще более добавляя шарма самой природе Тайны. Они наивно полагают, что именно это - база. Магия. Мистика. "С разоблачениями", или без, разделяющими фантастику научную и фэнтези. А зачастую, и объединяющими в единое, неделимое целое. И даже совершенно безапелляционно утверждают порой, что именно над этой базой, над этим фундаментом должно наращивается собственно здание литературного произведения. С его чердаками и подвалами. С просторными и светлыми, или, напротив, укутанными паутиной и сокрытыми в полумраке иррациональных кошмаров помещениями. Представляете? Литературные герои с их мыслями, поступками, характерами, сюжетные линии - не основа, а антураж. А фундамент, то, что оправдывает все это - прежний. Загадка. Тайна.
   И ведь они не врут, не пытаются ввести нас в заблуждение. Они четко в этом уверены... Какой изощренный самообман! Чтобы хоть отчасти развеять подобные заблуждения, решился я на маленький эксперимент с загадкой минимальной сложности, заложенной в тексте. Самое чуть нестандартные персонажи. Самое чуть нестандартный сюжет. Самую малость необычный мир. Совсем небольшое отступление от обыденности! Вот результат. Отзывы из рецензий на конкурсе "ЮТ" (на момент составления обзора). Журнала, пишущего для детей и подростков. Того возрастного диапазона, когда читатели особо любят загадки.
  
   Рассказ понравился. Не всё понятно, но неплохо. Читается легко, спотыкалок нет, сюжет, если вдуматься хороший.
  
   Фантастика: Огненный Лед и Звездный Снег.
   Фантастический мир, в котором противостоят друг другу Ледяные и Огненные Звери. Борьба за выживание, создание оружия, смерть главных героев... К сожалению, я не поняла, что это были за существа. Поэтому и сочувствовать им не получилось. Слишком абстрактная история, в ней так мало узнаваемого, не за что зацепиться. Это, естественно, только мое личное мнение, не претендующее на то, чтобы быть истиной:))
  
   Инженерная мысль на исходе ледникового периода или мир глазами дракона - творца.
   Нечасто встречаешь такое полное и самодостаточное описание фэнтезийного мира. А то всё чаще какие-то выдернутые главы из романов. С каждым предложением, хочется читать ещё и ещё, разбираться кто такие Другие и как выглядит звездный снег. Хотел попридираться к словам там всяким, логике, а потом понял, что автор серьёзно поработал над текстом. Очепятки даже не искал.
   Понравилось. Респект.
   Оценка: 6 Немного ещё подумаю и поставлю 7
  
   6. Ар Го "ЮТ: Снежное Пламя". Красивая абстракция, но уж очень абстрактная.
   Оценка:4
  
   Снежное пламя 0
   Непонятно ни-хре-на. Пока коменты не почитаешь, по крайней мере. И дубовый псевдоэпический язык.
  
  
   Критикам, в любом случае, спасибо. Дюлей собрал, конечно. Но поделом же! Вернемся к исходному вопросу: что же требуется от фантастического текста? Если исходить из беспристрастной науки статистики? А требуются весьма и весьма стандартные персонажи. Стандартные зарисовки. И стандартная линия повествования. Иначе говоря, крайне желателен стандартный пасьянс из старых карт, литературных штампов, ничуть не затрагивающая сознание. И лишь слегка и привычно колышущих естественные природные инстинкты.
   Отдам "результаты анализа" знакомым фантастам. Все же сбылась таки самая мрачная антиутопия фантастики. В самой же фантастике. Фундамент больше не нужен! Пароход отчалил, и... Пошел ко дну. Пусть думают!
  
   Но, однако же, и да простят меня авторы первой группы за то, что в этот раз я все же буду судить именно по указанным выше ретропредставлениям. Ведь стать циником просто. Так что это можно сделать и попозже:) А для меня "слишком авангардного" в фантастике нет. Пока что. Главное, чтобы не было бессмысленно. Основную часть текстов оценю во второй половине месяца. Отпуск, блин! У нас в деревне нет Инета. Но начну уже сейчас. За особую последовательность чтения не ручаюсь. Но читаю в "анонимном" режиме, дабы уменьшить предвзятость по возможности. Комментарии даю по хода прочтения. Любая предварительная оценка обжалованию подлежит. Ведь все исправимо до конца лета!
  
  
   1 группа:
  
  
   ПОЛЕТАЕМ!
  
   Ну что сказать... Здорово! Текст не без шероховатостей в лингвистическом отношении - кое-где слишком длинные предложения, иногда времена не очень согласованы. Но это показалось сущей мелочью. Есть некоторые логические несуразности. Скажем, ружья и палки - как-то это слишком примитивно для переселенцев на другую планету. Особенно, при условии наличия даже военного интерната. С именами вот тоже странно. Как-то это слишком натянуто: разумные существа, и не умеют точно идентифицировать друг друга. К тому же, имея на то желание! Но, однако же, готов отнести это к разряду даже не фантастических, а СКАЗОЧНЫХ допущений. Текст, действительно, похож скорее на сказку. Вполне милую. Для детей. Но разве не это требуется на "ЮТ"?
   Последний момент: если удастся, попытайтесь подсократить текст. Это вполне может получиться без утраты смысла и пойдет на пользу психологическому его восприятию, акцентировав ряд важных моментов. Каких? А только начните - разберетесь сами:)))
  
  
   ИСКУССТВО ПОПАДАНИЙ
  
   Не исключено, что местные критики сравнят это с сюжетом для компьютерной игрушки. Очень не исключено, что оскорбятся за Великий, Могучий, Правдивый и Свободный. И ведь в чем-то будут правы. Рекомендация для автора: переписать все заново, и направить к создателям бродилок-стрелялок. Они оценят. Возможно, денег дадут.
  
   Здесь - скорее всего, не поймут. Хотя...
  
  
   СВЕРШИЛОСЬ.
  
   Икар-345? Смело. Икар не долетел даже до Солнца. Осторожнее с ассоциациями!
   ...Астронавты, давно уже ожидающие этого приглашения, не заставляя себя долго ждать, все, как один прибежали к месту сбора и торопливо рассаживались по своим местам, устремив восторженно-радостные глаза на командора. - ой, влетит же Вам за эту фразу от местных критиков, если она, конечно, одна такая. И обилие подобных ей не утомит разум рецензента. Поосторожнее с причастно-непричастно-деепричастными оборотами. От них в ухах жужжит. И в левом. И в правом. И не стоит затягивать предложения. Критики этого ой, как не любят. Поверьте жизненному опыту!:)))
   Запятые. За них некоторые товарисчи съесть готовы. Поэтому, поправьте фразы:
   ... Это свершилось друзья!
   ... Свершилось коллеги!
   И некоторые другие, полагаю.
   Уберите повтор про первую планету за пределами Солнечной системы.
   Пока читаю, возникает вопрос - это пародия на "Детей Мафусаила" Хайнлайна и многочисленных последователей данной идеи? Люди на давно устаревшей тачке тащатся через весь космос к ближайшей звезде, а там их встречают более поздние коллеги с музыкой, цветами и слезами на глазах. Или с презрением. Или незаметно помещают в искусственный виртуал, дабы они не слишком расстраивались. Это лишь несколько из вспомнившихся сразу вариантов.
  
   Читаю дальше. Ну да. Пока тематика та же. Жду очаровательного прикола!:)
  
   Чистить - надо. Надо вычитывать. Исправлять. И снова чистить.
  
   Дочитал... Гм-м-м... Ну что же... Тоже вариант! Кстати, подсократите чуток. Честное слово, печенью чую: во сколько раз сократите, во столько раз смешнее будет:)
  
  
   ПРИШЕЛЕЦ
  
   Лэя, я, вообще говоря, анонимный вариант обзора выбрал. Просто Вы в тексте подписались:) Сразу комментарий: после первой фразы, зарождается подозрение, что рассказ о ребенке, приютившем неведомого зверька в тайне от не любящих братьев наших меньших родителей, а тот оказался инопланетянином. Разумным и опасным, но, однако же, отказавшемся порабощать землю, пока приютившее его добросердечное дитя от старости коньки не откинет (был такой рассказ давным-давно у кого-то). Или неразумное, но очень милое ("Сноггл", но, черт возьми, кто же его написал?). Надеюсь, Вы подкинете что-нибудь, выбивающееся из этих рамок.
  
   Читаю дальше. А хорошо. Очень хорошо, черт возьми! Осторожнее, разве что со словечками типа "торчок". Тут уродов много. С наркотой проассоциируют и обгадят. Как пить дать!
   ...Другие что-то лакали, поднимая трубу, будто смотрели на звёзды - человеческое сравнение. Вряд ли оно применимо для существа, которое не врубается в гораздо более простые вещи.
   По ходу чтения, отмечу. За сам бы текст с его образностью дал бы высший балл. Но пока его на четверть режут упоминаемые глюки.
  
   А ведь подкинули, черт возьми, подкинули! Глюки - исправимы. А по сути - высший балл:))))))) Спасибо.
  
  
   ПУТЬ РАЗУМА
  
   Очень и очень текст. Отмечу сразу. Но, скажите честно, уважаемый автор, если случится чудо (а я чудес не исключаю), каков процент подписчиков "ЮТ" дочитают его до конца? И каков процент от прочитанного они поймут? Ответьте. От Вашего ответа будет зависеть моя оценка.
  
   Право же. Меня Вам удалось порадовать. Немного по-другому, чем автору предыдущего рассказа. Но ведь иначе - не значит, хуже?:)
  
  
   СТРАНА ДРАКОНОВ
  
   ...Тот покраснел и лишь страх перед неведомым ремеслом мага удержал его от того, чтобы отрубить голову тому, кто назвал его "мальчик" - вынужден отметить то, что такое большое количество указательных местоимений в том отрывке того текста, который я сейчас тут рассматриваю, также может испортить впечатление от его прочтения, как и это замечание, вставленное в литературный текст. Полагаю, многим местным критикам это не понравится. Так что, думаю, лучше чуть подправить;)
   По смыслу: из седьмого абзаца, где упоминаются тиранозавры, и предшествующего ему текста однозначно следует:
   а) один главгер - из далекого, относительно времени второго главгера, будущего.
   б) Машину времени в этом, отдаленном будущем, уже изобрели, и до юрского периода она спокойно долетает
   в) если данный текст - не фантастика в понимании альтернативной истории, то действия главгера из будущего, посылающего рыцарей воевать с динозаврами, противозаконны в его времени
   г) значит, его будут ловить, он будет скрываться, а в итоге, его или поймают, или он сбежит.
   д) если сбежит, то не без помощи машины времени. Или в далекое будущее, или далекое прошлое, где человек еще может существовать.
   е) А, ну да. И чуть не забыл: раз уж здесь "делают драконов", то наш товарищ из будущего и окажется первоисточником всех легенд об этих милых созданиях.
  
   Впрочем, это самый примитивный вариант, взятый навскидку из комбинации старых НФ штампов. Можно добавить вскрывшуюся возможность проникновения с помощью машины времени в параллельные миры. Или через искривленное пространство-время к иным галактикам. Или через сингулярность Большого Взрыва и вовсе в иную вселенную.
   Уже будет забавно! Но интересно, что данный автор добавит к старой колоде, чтобы "сломать штамп"?
  
   Читаю текст... Ага. Предыстория главгера... Путешествия во времени. Упс! Запрет... Значит, не альтернативная история... Ух, как придется автору жестко расправляться со штампом... Не зря же он так рано раскрыл перечисленные выше карты! Предвкушаю феерическую и крайне неожиданную концовку.
  
   Автор! А как совмещаются эти два предложения: ... На всякий случай лазерное ружье мага было направлено в сторону ящера, и в любой момент он был готов принять решающее участие в битве. ... Роберт слишком поздно заметил, что Джорджу грозит настоящая опасность, вскинул ружье, но еще не успел прицелиться и нажать на курок, как пасть динозавра стала захлопываться над рыцарем. На мой взгляд, стоило упомянуть, что мага внезапно укусил доисторический метровый комар. И ему пришлось на миг опустить оружие, чтобы того прихлопнуть.
  
   Гм-м-м... Дочитал... Ну что сказать? Полагаю, читатели ЮТ не столь много читали фантастики, чтобы углядеть изложенный сюжет уже по первым фразам. Но все же совет автору: пусть маг до самого последнего момента остается магом. И только в заключительном абзаце, фразе раскройте истинное происхождение его таланта. А лучше обойдитесь намеками. Чтоб не в лоб. Ну право же! Это так просто. А эффект возрастет на порядок. Точно говорю!
  
  
   ОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ
  
   Здесь - не могу быть беспристрастен. Рассказ - уже читал и автора знаю с лучшей его стороны (:в литературном плане:). Скажу честно, данный текст мне понравился. Во многом, за счет необычности мира, где проистекают события. Есть сомнения относительно некоторых фраз (скажем, про "скорость метеоритов" - в атмосфере с достаточной для дыхания человека плотностью кислорода и ускорением свободного падения, близким к одному g, осколки не могут разогнаться до десятков километров в секунду), но в целом неплохо. Мрачновато, да. Но ведь и это - вариант. Нормальная антиутопия! Помню, в школе с удовольствием Оруэлла читал. Думаю, и это бы прочел без напряга!
  
  
   НАСЕКОМЫШ
  
   Ого! Довольно милый текст. По крайней мере, как литературный текс. И в первых же фразах - Загадка... Хорошо! Посмотрим, что дальше...
  
   Пока удивляет один момент - автору удалось заинтересовать читателя. Но старшая сестра... Удивительно, как она не то, что в науке продвинулась, а говорить научилась при столь чудовищной любознательности! Ладно, фиг с ним, приму, как литературное допущение.
  
   А пародия на "Короля и Шута" да, хороша:))). Оценил:). Плюс балл!
  
   По ходу чтения успокаиваю себя, что это не про доисторических монстров, угрожающих Земле-Матушке. Слишком провальная тема! Под этой березой уже потоптался не один десяток грибников...
  
   Про описание стихии. Просто одна мысль. Полагаю, более сильный эффект достигается, если описывать происходящее через ощущения задействованных в тексте лиц. Иначе получается слишком отстраненно. Небольшой глючек. Сперва заявляется, что Дарья была в секунде от гибели. Она почти захлебнулась, и не плыла, а отчаянно барахталась, вряд ли надеясь на счастливый исход. Но уже в следующих фразах она небезуспешно боролась со стихией. А когда буря улеглась, сумела скомандовать сестренке "Плыви." Пожалуй, фатализм первых фраз стоит немного уменьшить.
  
   Дочитал. Довольно мило. Правда, просто вынужден отметить, что концовка в понимании проснувшегося после многомиллионолетней спячки экипажа, стремящегося улететь с нашей планеты восвоясьи, далеко не нова. Помню даже целый роман, где корабль вообще без экипажа начал сам собираться из случайно найденных элементов, после чего смылся в космос. Но в том, что помню, или у техники, или у экипажа проявлялась хоть малая доля интереса к нынешней земной цивилизации. Здесь - полнейшее равнодушие. Разве что, использование ее примитивных устройств связи (что несколько странновато, но и у мэтров нашей фантастики я встречал гор-р-раздо боее странные натяжки). Но, думаю, как раз это равнодушие и есть самый здравый вариант в контакте с ушедшими далеко вперед цивилизациями. У Стругацких, например, в "Пикнике на обочине" он проявлен.
  
   В общем, отмечу, что в тексте есть некоторые шероховатости и, судя по ощущениям, высокохудожественный стиль первой части несколько теряется к середине. Там стоит чуть оживить действие. Но, в целом, очень даже неплохо
  
   ТРАВА У ДОМА
  
   Тайна - это хорошо:)))
   Но - осторожнее со сравнениями. Вот отрывок:
  
   ... в принципе не умели держать язык за зубами. А Леша умел! Мальчик гордился собой, - молчать молчуном не каждому по силам. От одной мысли на него набрасывалось безумное веселье. В такие моменты он растягивал до ушей молочнозубую улыбку, будто подражая папе, вальяжно расхаживал по дому, заносчиво задирал подбородок, и даже позволял себе не слушаться родителей. Никто и ничто не могло заставить его проговориться.
  
   Из него следует, что эти Лешины мгновения длились всегда, и молочнозубая улыбка просто не покидала его уста... Анекдот про девочку в каске не вспоминается?
  
   Другой фрагмент:
  
   ...живот тотчас облепили мерзко пищащие комары. О, Лешик обожал убивать комаров. Гнусные паразитические твари. Хлоп! Шлеп!. Не прошло и минуты, как спичечный коробок был полон мертвых расплющенных насекомых.
  
   Объем комара - примерно миллиметр-другой кубический. Объем спичечного коробка - примерно десяток кубических сантиметров. В коробок помещается около десяти тысяч комаров. Надо ж столько наскрести за минуту с пуза!
  
   Дочитал... Да... Глубокая, таки, философия, однакось! Чуть подсократить, загубить пару глюков - и на конкурс сакральной фантастики! Здесь... Ну, право же, этот вопрос я уже задавал: автор, а как Вы думаете, каков процент читателей Юного Техника по достоинству оценят глубину изложенной в манускрипте философской идеи? Или, хотя бы, юмора? Ответьте! От Вашего ответа будет зависеть моя оценка.
  
  
   ДЕВУШКА ИЗ ОЗЕРА
  
   Думаю, текст стоит немного причесать. Если он попадет к продвинутому редактору на стол, тот сразу начнет придираться к ряду мелочей. Волосы у главгера свисают на голове...
   Слишком много местоимений типа "он", "она", "его" и т. д. в пределах малых фрагментов текста...
   Вывеска, которая висело...
   Там много еще подобных глюков. На них больше обращать внимание не буду, сконцентрируюсь на смысле. Итак, читаю.
  
   Девушка из болота - это, скорее всего, не к добру. По крайней мере, в тех текстах, что попадались мне, будь ты хоть трижды Гендальф, огребешь по полной.
  
   Но хорошо, хоть не кикимора!
  
   Ага... Все-таки кикимора. Только называется иначе. Вот, значит, почему большинство глупых баб, кончающих с жизнью посредством водоемов, в кикимор не превращаются! Родни среди эльфов нет...
  
   Так... повествование начинает походить на компьютерную игрушку, и...
  
   Блин, и заканчивается! Господа, мне диск коцаный подсунули! А дальше?!!:(((
  
   Не буду спорить. Кому-то может понравиться. Но мне - мало.
  
  
   МОЙ ДРУГ - ЧЕЛОВЕК
  
   Близ чего, простите, сидел в углу?!
   А... Это имя такое!:)
  
   Так. Читаю. Завязка понятна. Мотивация есть, хоть и странноватая - таких Близов сразу браковать надо...
  
   А вот интересный вопрос для автора: сколько рецензентов придерутся к хрустальному терминалу?
  
   Расставьте по тексту пропущенные запятые. На СИ к такому цепляются!
  
   Возможно, текст несколько перегружен лишними подробностями. А может, и нет... Вдруг кто-то ради них и читает!
  
   Так. Дочитал. Автор! Мысль интересная. Но воплощение... Вы безобразно размазали середину, и этим безнадежно смяли конец! Переписывать. Однозначно, переписывать. Пять баллов из семи возможных. Только за идею. Хотя за текст следовало бы резать до двух.
  
  
   ЖИВАЯ ДУША КОРОЛЕВЫ
  
   Читаю, по ходу дела комментирую.
   Автор! Думаю, во фразе "Британия наполнилась слухом", слух лучше заменить на слухи.
   В пятом абзаце - "Гвиневер" на "Гвиневеры". Это имя склоняется.
   Не лепите в одной фразе кучу местоимений "она", "он", "ему", "им", "их". Где можно, просто их пропускайте. Где удастся, заменяйте синонимами или перестраивайте предложение. Это не я придумал. Самое обычное требование к литературному тексту!
   Впрочем, вычитывайте текст сами. Тут ошибок есть, и граммматических, и пунктуационных. Теперь обращаю внимание только на содержание.
  
   Немного утомляет пересказ от третьего лица старой истории с мелкими вариациями. Но это сущая мелочь. А вот охотиться за зверем в белоснежном платьи... Это, простите, нонсенс!
  
   Дальнейший диалог значительно облегчил восприятие текста. В него можно было бы вписать немало из предшествующего пересказа. Например, избавив последний от истории с мечем путем полного переноса ее в диалог.
  
   Дочитал. Гм-м-м... Ну да, может, и Мерлин - неплохой старик. Но ведь история то про фатализм. И все! А историй про фатализм ой, как много. Как мне кажется, этого несколько маловато для рассказа. Даже в стиле фэнтези.
  
  
   ...И ЖИВОТНОВОДСТВО!
  
   Хороший текст. Хорошие приколы. По крайней мере, пока. Читаю и комментирую:)
   У-у-у... Мне намекают на продвинутую виртуальную реальность! Хорошо. Принимаю. Едем дальше.
   Ага. Не виртуальная реальность. Обычная, но уменьшенная. Кстати, интересно, как автор справится с тем парадоксом, что интересовал меня с книжки "В стране дремучих трав". Если уменьшать объем за счет уменьшения количества атомов, то ведь вся организация организма очень скоро накроется... Правда, где-то проблема ограниченности места в гостинице была решена за счет искажения пространства...
   Ладно, фиг с этой технологией уменьшения. Не стал с ней автор связываться, и правльно. А вот смысловые отсылки к иным литпроизведениям - это хорошо. Писатель имеет право жить в общекультурном пространстве человечества. И то, что оно проявляется в его творчестве - более, чем естественно. Читаю дальше!
   Гм-м-м... Хорошо замутил автор тему. Новые лица, новые измерения сюжета!
   Так... Автор! Буду откровенен. Рассказ мне нравится, но где-то в области роботов-гитаристов Вы его явно затянули. Под "затянули" я имею в виду, что текст уже не работает на сюжет, теряет динамику. Надо что-то делать... С другой стороны, сейчас я пью "Абсентер" и, возможно, мое мнение не более, чем результат алкогольного поражения мозга.
   Блин... На критику меня поперло... Ну ладно, до кучи: ребенок встречает в домашнем агрокомплексе потерявшегося во Вселенной сверстника и НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ВСТРЕЧЬ не только не пытается ему помочь (для детей это свойственно - либо всеми способами пытаться помочь, либо откровенная вражда), но и абсолютно равнодушно воспринимает этот факт. И это, когда новый товарищ постоянно плачется о потерянных родителях!
   Ладно. Беру слова о затянутости назад. Новая линия развития сюжета. Теперь - фэнтезийная...
   Дочитал. Замечательно! Однозначно, высший балл. Ну что же, автор, за Ваш текст! (:это - тост:)
  
  
   ПОЕДИНОК
  
  Повадки совершенно незнакомого противника по отношению к бою с собственной тенью? Пожалуй, несколько сумбурное (исключительно на мой взгляд), сравнение.
  
  В тексте явно отражена попытка написать его в хорошем стиле. Однако к некоторым моментам особо въедливые критики придраться могут (затянутые предложения, т. н. канцеляризмы, повторы одних и тех же слов в составе предложения - это иногда может быть к месту, но далеко не всегда).
  
  А вообще - приятно:) Что-то из Джека Лондона напоминает. Помните, старому боксеру не удалось дорваться до плотного обеда перед боем, и молодой соперник добивает его на фиг? Подмывает, правда, задать вопрос - уж не клона ли самого боксера вывели с ним посражаться на ринг. Но почти уверен, что нет - совершенно затертый сюжет. Почти безнадежный штамп.
  
  Гм-м-м... И дернул же меня черт за язык! Сцена в душе. Неужели, клон? Такие зловещие штампы ломать ой, как трудно. Но, надеюсь, автор сделает это.
  
  Дочитал... Увы, боюсь, что проломить эту стену автору не удалось.
  
  
  
  РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР, ИЛИ В ПЛЕНУ У ЗЕЛЕНЫХ
  
  Начало хорошее! Давить таких старушек надо:)))
  Вспоминается зловещее клеймо фантастов под названием "перевертыш". Но, однако же, пока не буду о нем вспоминать.
  
   ..."Чёрт! - мальчик еле успел пригнуться. Бинокль уставился прямо на него." - интересно, как он узнал о точном положении бинокля, если уже пригнулся?
  
  ..."Да нет...- замялся Вовка.- Тут такое дело...Понимаешь... там во дворе бабка какая-то...странная." - поправьте пунктуацию. И дальше - тоже.
  
  Нет, не перевертыш. Это хорошо. Но с моралите Вы, автор, похоже, несколько перегнули. Лет до пяти оно в данном виде еще воспринимается адекватно. А дальше... Наслушаетесь Вы гадостей от читателей и только. Могу дать только один совет - перерисовать в комикс и отправить в журнал навроде "Веселых Картинок". Это я без шуток.
  
  
  ЭЛЬФЫ ПРИДУТ
  
   Ой, чует моя печень, кто-то из давних знакомых писал... Но начало, право же, хорошее. На тему старых шуток про немецкий концлагерь:) И не только шуток.
  
  Впрочем, и дальше - неплохо. Но я, пожалуй, действительно помню, кто автор данного текста. Так что в оценке не могу быть объективен. В общем... Дэн, удачи на конкурсе!;)
  
  
  ЭВОЛЮЦИЯ. ТОВАР СЕРТИФИЦИРОВАН.
  
  И хотелось бы сказать, что забавно - ведь для того и писано. Но слишком все в лоб. Убивает любую интригу напрочь. Как результат, текст превращается в простое перечисление тех или иных, угадываемых заранее приколов и кажется слишком затянутым.
  
  Дочитал. К сожалению, к окончанию текста мнение не изменилось. Но появилось одно предложение автору. Резать! Во сколько раз сумеете урезать, во столько раз интереснее будет. И шутите не так напрямую. Хорошая шутка - ближайшая родственница загадки с парадоксальным ответом.
  
  ПОСЛЕДНИЙ ЭКЗАМЕН
  
  Так... Автор, без обид, но слезодавилки жутко не люблю. Антипатия у меня к ним с некоторых пор. Переел, знаете ли. Так что, если дальше по тексту соплевыжимающая линия станет основой сюжета, комментарии по нему закончу на этом слове.
  
  Нет, не слезодавилка. И очень даже неплохо. Думаю, баллов пять точно есть из семи возможных. Показалось, что способ подачи материала не позволяет четко отделить логически выделенные фрагменты текста, в результате чего просто спотыкаешься на некоторых абзацах. Кроме того, затрудняет чтение исключительно малая доля диалогов, проявляющих внутренний мир героев именно изнутри, а не отстраненно, извне. Ну и, наконец, тематика о разумных дельфинах, помогающих человеку - довольно старая. В последнем случае ситуацию несколько спасает то, что происхождение действующих лиц преподано в форме загадки. Но она слишком легко разрешима, а дальше... Нет, я, наверное, все же слишком многого требую от текста. Может, и шесть баллов из семи...
  
  
  СОЗДАТЕЛЬ МИРА
  
  Ну в самом деле... Просто не знаю, что сказать. Сказать честно - так будет обидно. Сказать необидно - будет обмануть. Все понятно: иногда есть идея, воплощаешь ее на бумаге. И вдруг оказывается, что об этом писалось не раз и не два. Художник через свое творение находит выход в лучший мир... К сожалению, это как раз один из таких, уже столетия как истрепанных сюжетов. Даже в мультипликации Уолта Диснея (и не только) момент, когда главгер смывается через нарисованный им путь, стал одним из самых затертых образов. Чуть изменен фон. Но суть то осталась прежней! При всем своем сочувствии (совершенно искреннем) здесь не могу поставить высокой оценки.
  
  
  FACIES
  
  Ух ты! Расчлененка... Детишкам должно понравиться!
  
  Дочитал. Высший балл. Однозначно. Блин!:)
  
  
  ОТКРЫТЫЕ НЕБЕСА
  
  Хотелось бы что-нибудь хорошее сказать, но... Но право же, неужели автор думает, что перенесение стандартного повествования о вампирах, оборотнях и людях на другие планеты придает ему новизны?
  
  
  МАЛЕНЬКАЯ ПОБЕДА РОЗЫ О-КОНОР
  
  Это о Терминаторе, что ли?
  
  Нет, не о нем. И то хорошо. Об экстрасенсах! Интересно, что новенького прибавит автор к фантазиям Стивена Кинга в "Воспламеняющей Взглядом" и других!
  
  Понятно... Лекцию по генетике. А кто сказал, что лекция в тексте - это плохо? Пусть почитает про Незнайку в Солнечном городе! Там они на каждом шагу.
  
   Автор! Этот абзац написали Вы:
  - Да пропади он пропадом, ваш Проект!- сорвалась Роза окончательно.- Огнем сгори! В труху рассыпься! Вы только посмотрите, кого вы здесь воспитываете! Разрушителей, психопатов, безжалостных душой и сердцем! И это - будущее вашего человечества? Суперлюди, не наученные ценить красоту мира?! Слезы Тинкиной не стоит такое будущее!
   Не слишком ли наворочена речь для восьмилетнего ребенка?
  
  Так... "Воспламеняющая Взглядом" пошла... Но, как элемент повествования, нормально. Если это подчеркивает основную, новую, неожиданную идею. Заинтригован. Читаю дальше. Интересно, кстати, а почему Рита Скаггерт напугалась своей воспитанницы в сцене с рисунком, если так просто "придавила" ее собственной силой, когда она в конец распоясалась?
  
  Дочитал... Ну что же, мысль есть. Текст хорош, за исключением некоторых мелочей. Думаю, моя оценка будет высокой.
  
  
  СНЫ ИЗ ПРОШЛОГО
  
  Нечто мрачно-назидательное. Не любил в прошлом. Не люблю и сейчас. Моралите - скользкая дорожка. Чуть в лоб - сразу отвращение. Может, кто другой и оценит. А я... Тут звиняйте.
  
  
  ИН
  
  Автор создает свои образы. И это, в самом деле, приятно. Некоторые моменты, правда, немного портят впечатление. Но это как раз то, что замечаешь, как правило, чем через месяц, а то и больше, после написания текста. Кое-где стоило бы чуть изменить предложения. Некоторые фразы (пример: "коротко заглядывал в банку") вызывают недоумение. Или вот по мотивации:
   - Я... знаете, много читал в своё время... в тво... вашем возрасте. - Он упорно говорил мне "вы". Несмотря на разницу в возрасте, несмотря на мои настойчивые просьбы. Видимо была у него непреодолимая необходимость говорить людям "вы".
   Оговорка одного из действующих лиц в данном случае свидетельствует прямо о противоположной предпосылке, нежели предполагает умозаключение второго персонаж. Не правда ли? Но, в целом, повторюсь, очень даже ничего. Теперь посмотрим, О ЧЕМ текст...
  
  Дочитал. Все очень мило. Но, как в одном анекдоте про верблюдов, спросить хочется: "А суть, суть-то где?!" Заинтриговали, автор. И обманули. Нехорошо!:(
  
  
  ПЕСНЯ КОСМОПРОХОДЦЕВ
  
  Может я и не прав... Не буду сорить... Но ведь дети, подростки, которые читают научную фантастику, скорее всего, знакомы и с Булычевым. И с Крапивиным. И со многими иными авторами, писавшими и пишущими фантастику для детей. Боюсь, им этот текст мог бы показаться несколько плоским, отстраненным. Ну хоть какая-то интрига сверх стандартных и стандартно описанных положений должна быть!
  
  
  ОН ТОЖЕ ХОЧЕТ ЖИТЬ
  
   Забавно, автор. Не самая затертая мысль. Более-менее неплохо выполненный текст. И вдруг - явно нелогичное, какое-то совершенно не в тему замечание:
   "Спа-си-бо" - по слогам выдавил голос в голове и потух.
   Кнышевский изумленно вскинул брови: от пришельца подобной благодарности он не ожидал: они ведь не верят в Бога!
   Ну, во-первых, в тексте НИГДЕ больше не было претензий на фэнтезийность текста с хоть каким-то использованием мистических персонажей. Получилось ни к селу, ни к городу.
   Однако, автор, даже если бы вы писали рассказ о теологических принципах иноземных рас. ПОЧЕМУ слово "спасибо" должно свидетельствовать о религиозных предпочтениях произносящих его персонажей? Два слова, за века слившись в одно, кощунственно избавившись от одной из букв своей первоосновы, полностью утратили исходное значение и нынче выражают лишь благодарность. Без дифференциации по идеологическим представлениям.
   В общем, указанное высказывание резко испортило впечатление от текста. Блин, я даже сам не знаю, что теперь поставить...
  
  
  ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА
  
  Текст произвел впечатление отрывка, вырванного из общего контекста. Совершенно не проявлено не только происхождение "коллективного разума" насекомых (а это бы следовало сделать, ведь такие биоформации, на мой, непросвещенный взгляд, встречаются не часто), но и мотивация его поведения. Создалось ощущение, что автор дает отгадки на загадку, которую даже не потрудился задать.
  
  
  СПАСАТЕЛИ
  
  Прочитал дважды. Честно пытался выдавить из себя хоть каплю сочувствия к загибающемуся спасательному экипажу. Не получилось. Мало того, по второму разу стало просыпаться ехидство: спасатель, которого нужно будить ТРИЖДЫ. Проверка скафандра на герметичность подачей давления вовнутрь при обязательном наличии в нем человека. Просто умопомрачительная надежность техники - все завалено спекшимися ошметками накрывшихся транспортных средств, и их даже не успевают убирать. И, наконец, на закуску, главгер на подбитом, чужом корабле, который настолько зафилософствовался, что ЗАБЫЛ, ЧТО У ТОГО ПОВРЕЖДЕН РЕАКТОР и скоро, видимо, будет фейерверк... Ну, право же не знаю. На мой взгляд, получилось не очень удачно.
  
  
  АЛМАЗНЫЙ СОН
  
  Могу только предположить, автор, что от других рецензентов вы уже огребли и за пунктуацию (...Почти все мои бывшие клиенты, страстно мечтали встретиться со мной еще раз, против чего я сильно возражал.), и за повторы (...Еще бы! Все они были одержимы дурацкой идеей - получить свои деньги обратно, с чем я, естественно, был не согласен. Все сделки, на мой взгляд, были законными и легальными. Были они выгодны...), и за многое другое. Надо вычитывать, в общем. А я посмотрю, о чем текст...
  
  Гм-м-м... На мой взгляд, тайм-аут плохо совмещается с работой. Либо одно, либо другое. Ну да, впрочем, может, человек такой этот главгер. Сверхэнергичный.
  
  Да, автор... Вычитывать текст Вам действительно придется изрядно. ОЧЕНЬ изрядно...
  
  ПРОДАЖА АЛМАЗОВ? Автор! было время, когда за простую пуговицу из алюминия Вам могли заплатить целое состояние. А сейчас... А сейчас и алмазы начали производить искусственным путем. Сколько они будут стоить через пару-другую десятилетий? И не надо мне про различия с "натуральными" алмазами! "Излишняя идеальность" и прочее. Все отличия преодолимы.
  
  Артефакт... Какое таинственное слово! А на самом деле, всего-навсего "объект искусственного происхождения". Ручка от сливного бачка в сортире - тоже артефакт...
  
  Вижу, вижу, автор читал и Стругацких, и Дина Кунца. Последний, правда, был осведомлен об обесценивании алмазов в будущем, а потому контакт с планетой, засыпанной красными алмазами, отнес к нашим дням. Но зачем так все мешать в кучу?! Кстати, у Кунца контакт был настоящий. А здесь, если предположить САМЫЙ банальный вариант, прибор окажется чем-то вроде гипнотранслятора, а алмазы будут подброшены банкиру, после чего главгер, получив бабки, смоется с планеты? Сейчас проверим...
  
  Эх, ошибся я, ошибся. Прибор назван не гипнотранслятором, а гипноизлучателем. А глпавгер смывается не с бабками, а с золотыми слитками. Какое изысканное решение! Какая, блин, фантазия...
  
  
  СЛУГА МОРТЭ
  
  Прочел. Ни фига не понял. Читаю еще раз.
  
  Ага. Начинаю понимать, почему не понял. Смысл надежно скрыт за фразами вроде:
   В душе удобно расположилось предвкушение возврата к примитивным нормам и привычкам, а также сну и снам, быту, еде, воде и пора уже было сказать "до свидания" этой задрипанной планете.
  
  Еще пример:
   Негромкая рукотворная музыка доносилась от бойцов и умиротворяла, разбавляя апатию и ощущение безысходности, которое бесцеремонно расселось где-то у сердца - в архиве духовных ценностей - свесило ноги и издевательски нудно зудело, но поздоровалось:
   - Добрый вечер.
  
   Таких наворотов в тексте много. Автор! Будьте проще.
  
  И все же... О чем текст? Может, об ужасах демократии? Модная нынче тема.
  Да нет, непохоже.
  О преимуществах расизма?
  Тоже не то...
  Может, о языковом барьере?
  Чушь...
  О том, что нехорошо продвинутым господам мучить аборигенов?
  И вовсе абсурдно. На эту тему килотонны макулатуры попорчено...
  
  Дочитал второй раз. Куча смысловых обрывков, между которыми так и не нашел оправдывающей составление подобного конструкта связи.
  
  
  ПЛАМЯ СВЕЧИ
  
  Автор! Ну, елки-палки, надо было поинтересоваться хотя бы основными правилами языка русского. А не в одни компьютерные игрушки резаться...
  
  
  ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ
  
  
  Начало скверное, много совершенно надуманных моментов, а то и понтов. Автор пытается оправдаться за отсутствие в тексте фантастики, что ли? Ну, тогда он выбрал неверный метод. Или - не тот конкурс. Если не будет фантастики, оценка понятна.
  
  Пока понятно. Текст об обостренном чувстве социальной справедливости и пока - откровенная сопледавилка. Сопледавилки не люблю. Нечестный прием. Посмотрим, что будет дальше.
  
  Да. Пока слезодавилка классическая.
  
  Ага. А вокруг - агенты ФСБ. Суперсолдата выращивают, не иначе?
  
  Да. Снимаю шляпу перед авторам за поднятие столь серьезной темы. Но за исполнение... Надеваю ее обратно.
  
  
  ПАСЫНОК ЗВЕЗД
  
  Автор! Вас плохо информировали. Не слишком доверяйте компьютерным играм.
  Артефакты - это не "вещи, обладающие специфическими свойствами в любом Пути, в отличие от их отражений", а всего-навсего объекты искусственного происхождения. Т. е., как мне уже доводилось где-то в этих комментариях отметить, ручка от сливного бачка унитаза - тоже артефакт.
  Да и вообще, рассказ напоминает сценарий компьютерной игрушки. Даже часть сценария. Гоняются пара олухов за артефактами, и обламываются. Всё! Мало...
  
  
  ПЕРФОРМАНС ОТШЕЛЬНИКА
  
  А что? Забавный текст. Исключительно, на мой взгляд, излишне много объяснений (в конце) и немного затянуто (в середине). Но в целом - очень даже неплохо.
  
  
  ВЫБОР
  
  Текст хорош. Шуточки немного плосковаты, но в тему. После некоторых колебаний, оцениваю по высшему баллу.
  
  
  КОНЕЦ СКАЗКИ
  
  О! Русская фэнтези. Землю - крестьянам, воду - матросам, смерть - Кащею. А хорошо, хорошо, право же. Читал я, сдается мне, это где-то. Но и тогда - понравилось:)
  
  
  СВЕРХЧЕЛОВЕЧКИ
  
  В общем-то, особых претензий нет, но - СЛИШКОМ прямолинейно. К тому же, сюжет развивается по наистандартнейшему сценарию, похож на пересказ кучи антиутопий о несветлом будущем человечества.
  
  
  ВОЗМОЖНОСТЬ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
  
  Если автор намеренно пытался написать нечто авангардное, то он перестарался.
  
  
  КАК ГОРЕВАЛА АННИ МЭЙ
  
  Апрель - это не ранняя весна. Ранняя весна - это начало марта... Но это - единственная придирка. Высший балл, однозначно.
  Кстати, один из ОЧЕНЬ немногих текстов в прозе, где стихи не выглядят чужеродно.
  
  
  ЧЕРНАЯ ДЫРА, ЗОЛОТЫЕ ЧАСИКИ
  
  Замечательная сцена:
  "...он так же был одет в светло-зеленый костюм с нашивкой на рукаве "Академия геологии космоса". В одной руке он держал распухшую от бумаг коричневую кожаную папку..."
  Автор, а почему у него в руках не стопка глиняных табличек с клинописью? Или не обломок каменной стены пещеры с нарисованными на нем охрой мамонтами?
  
  Поправка: скорости объектов в окрестности черной дыры уравниваются лишь для внешнего наблюдателя (сильнейшее искривление пространства-времени приводит к обнулению скорости падения на горизонте событий). А для наблюдателя падающего все, как обычно. Ему может прийти капут только из-за анизотропии пространственной ориентации составляющих метрического тензора в центральном гравитационном поле.
  
   А так, в целом, неплохо.
  
  
  ИСТОРИЯ ГРУЗОВОГО ЛИФТА
  
  Если в начале представления на стене висит ружье...
  А фантастика-то где?!
  
  
  РЕШАЮЩИЙ ШАГ
  
  Текст хорош, но непонятна мотивация главных героев. Главгероиня не выдерживает испытания, и по ходу его мечтает, чтобы главная культовая фигура - Фалларес, оказал ей помощь. Помощь приходит. Мало того, главгероиня сама становится ученицей Фаллареса, Сияющего Учителя. Круто? Ан нет! Она НЕ ХОЧЕТ ею быть, заявляя о своих пристрастиях к старому учителю. Но о нем упоминается лишь вскользь, и причина подобной преданности абсолютно не проявлена. Но и это еще не все. Очень скоро всплывают новые подробности. Вот фраза:
  ...Смотришь на облачные палаты Сияющего учителя. Он не знал, что некоторым смерть дороже жизни... Оказалось, что ты так свободолюбива...
  Я запутался... Она - последовательница культа с главной культовой фигурой - Фалларесом. Ей плевать на Фаллареса, и нужен старый учитель. Ей по барабану на старого учителя, и нужна свобода... Одновременно, непонятно почему, уже почившие люди должны бояться прыжков с изрядной высоты из-за познания горечи смерти. Во-первых, они уже умерли. Во-вторых, эта горечь никоим образом не проявлена даже в истории кончины главной героини. То, что показано, горечью нельзя назвать даже с большой натяжкой.
  
  Кончается все хорошо. И это, конечно, хорошо. Но желательно было бы проявить мотивацию каждого последующего шага на основе предыдущего и избавиться от некоторых странностей.
  
  Несколько мелочей по тексту:
  ...Нет!- рычишь ты сквозь стиснутые зубы и случайно замечаешь небольшое круглое окошко.
   СЛУЧАЙНО не заметить окошко трудно. Это как в анекдоте, где индеец Зоркий Глаз заметил на третий день, что у тюрьмы нет одной стены.
  
  ...Обучение может длиться вечно. Он таки спасает всех... но не полностью...
   Винды не выделяют, как ошибку, отсутствие заглавной буквы после троеточия (оно ставится не только в конце предложения).
  Кстати, интересно... Автор - с Украины?
  
  ...Надо всего лишь смочь повторить...
   Лучше - "суметь повторить".
  
  Не смотря на отмеченные глюки, рассказ мне понравился. Думаю, оценка будет достаточно высокой.
  
  
  МУШИНАЯ ОХОТА
  
  Автор! Уже первые два абзац-предложения могут повергнуть в шок некоторых, особо чувствительных любителей изящной словесности. В тексте, называющемся "Слоновья охота" они, может, и не обратили бы на это внимание. Так что - или сокращайте и исправляйте этих мастодонтов, либо меняйте название.
  
  Прижимисто расхохотаться? Нехилое сравнение. Пойду, ухватисто выпью пива, и почитаю дальше...
  
  Так, пива выпил, полегчало.
  
  Дочитал. Ну что же, мысль забавна, но далеко не нова. А значит, дополнить бы ее чем-то новым следовало. Скажу честно, текст далеко не самый худший, но и, увы, не самый лучший из прочитанных на конкурсе.
  
  
  ВАНДАЛЫ ПО НАЙМУ
  
  Рассказ неплох. Из гнусных нападок - слишком много философии. Это жутко размывает текст, а главное, безнадежно уничтожает всякую динамику.
  
  Странный момент: одно из действующих лиц где-то в первой части текста заявляет второму персонажу:
   - Думаю, все значительно хуже, старик! Потому, что та самая штуковина, которую ты имеешь честь перед собой наблюдать, без всякого сомнения, из породы подводников или, хуже того, космонавтов!
  Во второй части текста уже второй персонаж заявляет первому:
   - Щась! -не замедлил дать волю своим эмоциям я. - Держи карман шире! Сдается мне, что эта неуязвимая тварь из породы подводников или, хуже того, космонавтов!
   У них что, перезагрузка, что ли? Как в Матрице?
  
  
  ПРИНЦЕССА И ДРАКОН
  
  Гм-м-м... Это что, реклама русских народных баек и давних частушек? Похвально. Реклама "Tampax" уже достала.
  
  Вопрос по ходу чтения: а что в спальне может быть худого? Впрочем... Это у кого как.
  
  Я, конечно, фигово отношусь к рекламе. Но этот текст мне понравился:)
  
  
  КОВЕР-САМОЛЕТ
  
  Да. Когда бизнесмен детскому клубу Яков-40 дарит, это, несомненно, фантастика.
  Но выражение "Летучи корабль" - это, право же, нечто. Однако, плохие летучие свойства Зины понятны. Еще бы, тяги нет: "В отличие от них у Зины никогда не было тяги, что-то мастерить." Хотя и ее умудрились запустить по тексту ив Австралию. К счастью, безвозвратно.
  
  Дочитал. А я всегда думал, что ковер-самолет - штука более продвинутая, чем пепелац Бабы Яги!
  
  Текст забавный, но... Даже в мультиках про Чипа и Дейла сюжет о подобном ковре-самолете был использован. И не только там... Так что, для самостоятельного произведения на мой взгляд, несколько маловато.
  
  ВСЕ ОЦЕНКИ БЕЛОГО.
  
  В общем, неплохо. Из замечаний: слишком прямолинейно. Будто заранее задана некая тематика (скажем, "счастье и цена") и вы, автор, пишете на нее, зная, что никакой интриги в этом отношении и не ждут. Т. к. тема всем и так известна. Не исключаю и такого варианта, возьмем, хотя бы, Грелку. Но даже в этом случае стоило бы быть поаккуратнее с предсказуемостью сюжета.
  
  Из непонятного: судя по примерам (связан с крушением самолета, привлекает личностей сомнительной репутации, способствует пробкам на дороге и уничтожению больших масс людей на остановках), находиться рядом с этим "счастливчиком" крайне опасно. Ему хоть бы хны, а вокруг - полный абзац. В тексте делаются выводы прямо противоположные...
  
  Далее. С чего главгер решил, что он кому-то в чем-то обязан? Похоже, ему тоже все не в струю. Тут обратный вывод, опять же, гораздо более логичен.
  
  Не исключаю, что я во что-то не врубился, но... У меня создались именно такие впечатления.
  
  
  О МАГАХ И ДВОРНЯГАХ
  
  Ага. История молодого чародея. Скоро с ним выйдут на контакт или ФСБисты, или черные маги...
  
  Ага. В этот раз на контакт вышли черные маги... Главгер ведь не согласится на контакт, правда? Он же герой положительный?
  
  Ага. Не согласился. Теперь будет думать, как бы скрыться или избавиться от сверхспособностей? Сбежит из города в леса? А супостаты гнусные на него нападут?
  
  Ага. Все по законам Штампа. Только обычно и Штампам придумывают хоть сколько-нибудь увлекательный конец.
  
  
  ОТЛИЧНЫЙ ГОРОДОК
  
  Автор! Это Вы такую тему замутили, только чтобы сказать, что инопланетяне нашу планету переобозначили? Кажется, это "из пушки по воробьям" называется. Совершенно непонятна успокоение главгеров после сделанного предположения. Перемаркировка свидетельствует не только о переходе в новое качество, но и о новом отношении к этому качеству. Если ранее - невмешательство, то теперь знак может быть и мишенью.
  Могу, правда, предположить, что читатели ЮТ не придут к столь далекоидущим выводам. А потому, делаю заключение, что рассказ далеко не худший на конкурсе. Мне понравился.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"