- Кто и для чего создает литсайт (творческий интерес, коммерческий, самопиар)
- Степень элитарности литсайта (все разрешено и доступно, ограничения для графоманов, ограничения по грамотности, языку, художественной ценности)
- Наличие премодерации, редколлегии, входной рецензии
- Наличие ограничений по числу публикаций в день, месяц
- Наличие форума общего и для участников
- Наличие печатного или электронного журнала
- Отбор лучших авторов
- Система поощрений (вывод лучших на главную страницу, больше публикаций) и наказаний (ЧС, отказ в коммах, публикациях, удаление)
- Учет посещаемости своих и внешних читателей
- Качество графического оформления и дружественный интерфейс (легкость регистрации и публикации)
Итак, литсайты.
Они рождаются, живут, существуют и... умирают. Недавно умер неплохой литсайт Авивудия, с замечательным оформлением, но... безденежный. Жалко птичку. За содержание сайта надо платить.
Начнем с взаимоотношения владельцев и авторов литсайтов.
Авторы пишут не для владельцев. Владельцы могут получать доход от платного доступа к произведениям, могут платить авторам гонорар, как на редких литсайтах, могут поощрять изданием печатных книг, альманахов, журналов.
Произведения помещают на литсайте не для того, чтобы их прочитал десяток местных писателей, а для сотен и тысяч читателей Интернета.
Писателей не интересует субъективное мнение коллег по перу, а исключительно разноплановое мнение Читателей, для них ведь писано.
То есть, каждый литсайт имеет собственное лицо, отличное от других, хотя цель всех сайтов - привлечь как можно больше посетителей. НЕ ПИСАТЕЛЕЙ, как на Самиздате, а именно - Читателей.
Итак, чего не хватает в супе на большинстве литсайтов?
Правильно! Чаще всего нет политики привлечения читателей ЛИТЕРАТУРЫ, ибо это всегда платная услуга.
Как привлечь Читателей?
Этот вопрос давно решен - рекламой в поисковиках. Надо просто знать, как ищут любимые жанры обычные люди. Но это дорого. Бесплатная реклама сайта - это его элитарность, качество
Давно опубликованы в Литгазете данные исследований писательства в Интернете - один процент писателей и девяносто девять процентов графоманов. Чем тщательнее отсев мух от котлет, тем больше едоков-читаков на сайте. Мухами не питаются, от них отмахиваются. Если мёд от них защищают, они слетаются на всегда доступное дерьмо.
Вот одно из мнений о проблемах современных владельцев литсайтов:
"Данный обзор не претендует на исчерпывающее описание существующих площадок, коим нет числа. Мы остановимся на тех из них, которые присутствуют в крупных интернет-каталогах, таких, как каталог Яндекса и dmoz, а также площадках, находящихся в топе поисковой выдачи по соответствующим запросам.
Для начала следует определиться с критериями: перечнем характеристик, делающих литературный портал собственно литературным порталом. Какое их соотношение делает площадку востребованной и чего ждет типичный автор от подобного рода сайтов?
С очевидными вещами, вроде посещаемости и цитируемости, нам помогут сервисы оценки PR и ТИЦ, собственные глаза и данные счетчиков. Однако банальное распределение сайтов в списке на основе циферок об их жизнеспособности и актуальности скажет ничтожно мало.
Востребованность ресурса со свободной публикацией в первую очередь зависит от наличия двух вещей: необходимого функционала и устойчивого тематического комьюнити.
Что это за звери и по какому принципу их оценивать?
Обратимся к структуре, где перед нами отчетливо проступает выстраданный индустрией стандарт, в тех или иных чертах общий для успешных проектов.
Откроем любой из них. Перед нами два основных канала информации, две артерии: лента новых произведений и лента комментариев. Обязательно наличие у автора собственной страницы, где помимо персональной информации выводится список опубликованных им произведений и написанных комментариев. Можно констатировать: аудитории важна не только статичная информация об авторе (пол, возраст, география, фотография), но и возможность отслеживать его активность, степень профессионализма, таланта и неординарности.
Три кита стандарта: контент, мнение, социальное взаимодействие.
Иметь возможность отслеживать контент, его обсуждение и составлять портрет участников дискуссии - вещи, критически важные для пользователя.
В рамках обеспечения данных возможностей на первый план выходят моменты, которые изначально кажутся второстепенными, вследствие чего многие создатели литературных сайтов благополучно ими пренебрегают.
Например, простота навигации, то есть шаговая доступность главных информационных каналов: как в плане числа кликов мышкой, так и в плане времени на поиск необходимых пунктов.
Ленты должны быть не только информативны, но и особым образом структурированы.
В первом случае это вывод автора, названия, краткого описания, количества комментариев, даты публикации и т. д.
Во втором - превращение имени автора, названия текста и раздела в ссылки, обеспечивающие быстрый переход к профилю автора, тексту произведения, комментария.
В третьих - рейтинг автора, читательский интерес.
Логика шаговой доступности подводит нас к выводу всех основных лент на главную. Перечень их отнюдь не ограничен списком новых произведений и комментариев. Помимо собственно контента, мнений и информации об авторе пользователю хочется знать, кто сейчас онлайн, кто недавно зарегистрировался, быть в курсе мероприятий и т.д.
Нужно понимать еще одну вещь:
- то, насколько важно для автора, публикующего произведение, сразу наблюдать его на самом видном месте площадки. В полный рост встает проблема организации такого "центрового" места на главной и предоставления автору возможности самостоятельного графического оформления: выбор картинки к тексту позволяет подать себя. Презентабельное и функциональное оформление главной страницы - задача, не решенная зачастую даже на очень больших порталах. Тем не менее, современные CMS справляются с ней шутя. - приоритетность публикации НОВЫХ произведений.
Все это - азбучные истины, скажет читатель. Практика твердит обратное: вместо следования логичному и простому стандарту мы имеем зоопарк площадок, большая часть которых даже приблизительно не отвечает необходимым требованиям - и ни одна не соответствует им полностью.
Причины объективны: многие флагманы отрасли созданы в доисторические времена и с тех пор ни разу не обновлялись. Отбить затраты на серьезный технический персонал для литсайта - область ненаучной фантастики. В той или иной мере все они сделаны на коленке энтузиастами либо заказывались при ограниченном бюджете у мелких студий. И если в случае энтузиаста банально не хватает знаний и умений, то студиям любое отступление от типовых решений - головная боль. Свободная публикация стихов и прозы - формат далекий от визиток, блогов и интернет-магазинов. Если вспомнить про бюджет - это приговор.
Поэтому мы видим литературный портал на "Джумле", литпортал на чем-то вордпрессообразном, где вместо главной лента постов; литпортал без ленты комментов, литпортал на форумной CMS. С лайками, блэкджеком и девушками, но без части жизненно важных функций. С анимированными гифками в комментариях, они похожи на накрашенных и увешанных побрякушками больных: и аттракциону ужасов нет конца.
Отдельным ресурсам удалось избежать большей части указанных выше детских болезней. Приятные на вид, удобные в использовании, они столкнулись с другой проблемой: комьюнити.
Низкое качество и абсолютная неструктурированность аудитории - бич даже самых массовых и успешных проектов.
В недрах их могут быть скрыты десятки чудесных авторов: вы просто их не найдете. Сотни близких по духу - и не имеющих понятия друг о друге. Самобытный автор публикует интересный выстраданный годами текст, после чего беспомощно наблюдает, как без единого отзыва его творение засасывает клоака. Злого умысла здесь нет: закон больших чисел в неструктурированном пространстве.
Но какой же стимул ему публиковаться в подобном месте, тем более пускать корни? Не стоит удивляться, что литературы в лентах почти что нет.
Многостаночник тут же разместит новый, задружится со всеми, нахвалит мусор - в конце концов получит свое внимание и "престиж". Отсутствие литературы, непонимание, сотни строк в никуда - для него не трагедия: он пишет, чтоб получить - не отдать.
Взаимные признания в любви, поздравлялки с днем рождения, анимированные розочки в комментариях. Кто все эти люди? - спросите вы, - Где дискуссии о текстах, куда я попал? На форум котиков и домохозяек?
Вы недалеки от истины: аудитория литературных сайтов, за редким исключением, мало отличается от аудитории форума домохозяек.
Нас, Читателей и ЛЮБИТЕЛЕЙ литературы все же, интересует не факт засилия сердечек и котиков, а почему случилось это засилие?
Причину столь печального положения вещей следует искать в деятельности команды сопровождения. Правильнее будет сказать - бездеятельности. Совсем по-честному - в отсутствии команды как таковой.
А кто, если не она, поможет самобытному автору не раствориться в гвалте многостаночников; близким по духу практикам - увидеть огонек похожего тока мысли; показать начинающему разницу между макулатурой и настоящим, научит презирать друзьяшничество и ценить нехоженый путь.
Предоставленная сама себе толпа ничему, кроме гифок с котиком, не научит.
Формат свободной публикации - как ребенок, идущий рядом со взрослым: "толстой" периодикой, за спиной которой больше ста лет. Пытающийся ухватиться за все и сразу, не понимая, что каждой задаче нужен ресурс сил. Полтора века существования института журнальной периодики научили нас двум вещам: узкому профилированию тематики (идеологии) и необходимости иметь профессиональный штат.
Первое обусловлено невозможностью успеть и охватить многое ; второе - невозможностью преуспеть даже на небольшом фронте работ без методичной командной работы.
Успех журнала - прежде всего результат работы команды; не читательской аудитории и не присылающих тексты авторов.
Почему же кто-то вдруг решил, что сетевое издание будет жить - и преуспевать - по другим законам? Не имея постоянного штата, не занимаясь рутинной методичной работой по структурированию получаемого материала, не разъясняя, не исследуя: не делая ничего?
В действительности мы имеем все тот же "толстый" журнал, редакция которого просто начала публиковать все присылаемые ей тексты без разбора; публикация стала происходить мгновенно, а читатели получили возможность оставлять свой "фе".
Суть положения вещей именно такова.
Профилирование, наличие идеологии, изначально подразумевают потребность что-то сказать, что-либо отразить: новые тенденции в обществе, определенный взгляд на мир.
Средством выступают чужие тексты, методом - их отбор. В качестве скрепляющего материала - обзоры ранее опубликованного, подборки и освещение важных, в рамках своего формата, аспектов. Именно свой угол восприятия, потребность его донести, делают издание культурным явлением, а не просто стопкой бумаг. Делают востребованным.
Формат типичного литературного портала - "издание обо всем". Что самое парадоксальное - при полном отсутствии дееспособного штата. Это напоминает гонку за лайками наивных девушек, интерес которых не в качестве лайков, а в их количестве.
Толстую периодику можно было бы сравнить с промышленным комбинатом, извлекающим ценный минерал из руды. Отсутствие дееспособного штата в данном случае - все равно, что отсутствие производственных мощностей. Поток контента нескончаем, но его течение - в никуда. Некому извлекать изумруды из масс шлака, некому описывать красоту и изъяны граней.
Наш ребенок подрастает и пытается подражать взрослым: время от времени мы видим, как та или иная площадка набирает штат "народных" редакторов прямо из числа активных пользователей. Делаются попытки писать рецензии, обзоры, создавать подборки опубликованного ранее".
Но любой халявный труд быстро сходит на нет вместе с энтузиазмом без отдачи. А еще быстрее, когда таких бесплатных редакторов, модераторов, рецензентов еще и нещадно бьют, оскорбляют и угрожают.
Любой руководитель хорош только тогда, когда умеет защищать своих работников. Пусть даже бесплатных.
Таковы необходимые пояснения о литсайтах, об их схожести и различиях.
Проза начинающих и малоизвестных авторов. Возможность опубликовать собственные произведения. Рецензии и отзывы только в комментариях к произведениям. Форум закрыт владельцем из-за скандалов и склок.
Есть рейтинг, отражающий только посещаемость страниц, но не качество работ. Поэтому лидеры - активные и агрессивные графоманы, накручивающие посещаемость тысячами кликов.
Недавно начата обманная компания по номинированию на "Народного писателя года" в нескольких номинациях. Обман - в выкачивании денег за публикацию в электронном альманахе
любых богатеньких графоманов. Электронный журнал "Мавочки и Дельчики" с ежемесячным тиражом.
Публикация поэзии современных авторов. Рецензии и отзывы только в коммах. Персональные страницы поэтов, литературные дневники. Рейтинг произведений по оценкам читателей. Энциклопедия поэзии.
Сервер современной литературы "Самиздат" при библиотеке Мошкова предназначен для создания авторских литературных разделов и самостоятельной публикации произведений. Рейтинги произведений. Комментарии. Множество ангажированных конкурсов с постоянными организаторами и сплоченными группировками, оттесняющих всех новичков от призовых мест.
Около ста тысяч авторов(98% - клоны, что было выявлено при попытке продажи ресурса), и почти полтора миллиона произведений.
Простейшая регистрация и публикация всего, чего хочется, без модерации и ограничений. Постоянные скандалы и грызня, штатные тролли, оскорбления и баны, как средство выделиться из толпы графоманов.
Единственное поощрение - победителей конкурсов вешают на пару недель на главной странице.
Нет ни форума, ни журнала и других изданий, кроме перечня издательств.
Приоритет отдан НФ и фэнтези, что только и читают сами же авторы.
Стихи, проза, публицистика и песни современных авторов, как начинающих, так и профессионалов. Редкие отзывы, дохлый форум. Сайт создан группой бунтарей со Стихи.ру, поэтому приоритет только стихам.
Мощная реклама на всех поисковиках, что привлекает тысячи внешних Читателей.
Поэзия, проза, публицистика, критика, научные статьи на гуманитарные темы и др. Авторам предоставляется возможность получить в журнале личную страницу и опубликовать свои произведения.
Писатели и поэты могут размещать свои произведения, а читатели -- комментировать их. Литературные конкурсы. Школа поэзии. Клубы для интересующихся классической литературой, форум.
Творчество участников боевых действий: поэзия, проза, публицистика и др. Архив печатной версии альманаха с 2006 г. Информация о распространении. Форум. Контакты.
Поэтические произведения и проза современных авторов. Статьи. Информация о конкурсах. Форум. Красивое оформление. Наличие штатных рецензентов. Активный редактор и модераторы.
Стихи и проза непрофессиональных авторов. Свободная публикация произведений. Нет форума.
Нет структуры авторов и рейтинга. Слабая модерация, нет фильтра для троллей из соцсетей.
Слабая мотивация чтения, нет поощрения новых произведений, процветание графомании.
Нет выделения лучших авторов и их поощрения редактором. Склоки в комментариях. Более половины публикаций - заметки на соцтемы, не имеющие отношение к литературе.
Непривлекателен для профессионалов из-за единомордия при оценках и выдавливания графоманами.
Нет электронного журнала, выхода на издательства и поисковики.
Повторно реанимирован с лучшим оформлением, но со старыми болячками.