Галущенко Влад : другие произведения.

Культура русского классического детектива

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Фанатам и писателям детективов


Культура русского классического детектива
  
  
   Если культура человека - это результат воздействия окружающего социума, то культура литературного произведения - это совокупность овеществленных в тексте особенностей данного социума.
   Культура писателя включает в себя воспитание, образование, уровень развития, одаренность в областях науки, искусства, лингвистики, политики, моральные воззрения и степень принятия законов своего социума.
   Все это отражается и на создаваемых произведениях писателя детективов. Каков поп - таков и приход.
  
   Таким образом в произведениях писателей как в зеркале отражается менталитет народа, законы социума, уровень культуры, науки и техники, ведь герои рассказов и повестей обязательно несут на себе все особенности человеческого сообщества.
  
   Изучая пути становления и развития детективного жанра в мире, приходишь к выводу, что его истоки лежат в Англии, Америке и Франции. Там же сложились и особые правила написания классического детектива, которые для этих стран претерпели с годами лишь небольшие изменения.
  
   Если коротко, то классическим признается только детектив, в котором есть загадочное убийство или преступление, разгадать которое обычными полицейскими методами невозможно, настолько сложен замысел преступника.
  
   Отсюда и первый персонаж жанра - неординарный, умный и хитрый преступник. Соответственно, разгадать все хитросплетения происшествия может только сыщик, превосходящий по талантам злодея.
  
   Это второй обязательный персонаж. Кроме них, обязательно присутствие нескольких подозреваемых, которые отсеиваются в ходе интеллектуального поединка сыщика и преступника.
  
   Таким образом, происходит увлекательное состязание, игра двух умов - борьба добра и зла, в котором добро должно победить, то есть преступление должно быть раскрыто и выявлен злодей.
  
   Этот стержень сюжета - священная корова классического детективного жанра, независимо от страны, где происходит действие произведения. Это ниша в литературе, которую не один десяток лет успешно занимает классический детектив, и чем он отличается от других жанров, не претендующих на столь жесткие рамки.
  
   Все остальные правила детективов в разных странах разные. Как уже говорилось, именно культура разных стран и народов диктует особенности сюжетов и поведения главных героев произведений.
  
   Для России, в которой детективный жанр находится в самом зачаточном состоянии, складываются свои неглавные правила. В этой статье попробуем разобраться, чем же обусловлено отличие пути русского детектива, и какую нишу он себе отвоевал в отечественной литературе.
  
   Культурный слой нашей страны, в котором варится детективный жанр, изменчив и непостоянен, так как зависит от постоянно меняющихся законов социума. Вся история России - это непрерывная цепь войн, бунтов, революций и смутных времен между ними. Остается только мечтать о стабильности, скажем, Англии, прародительницы детектива.
  
   Поэтому в статье будут рассмотрены только возможные на момент написания отличительные правила русского классического детектива.
   Почему именно классического? Потому что его поджанры не подчиняются главным, обязательным правилам, и скорее их можно отнести к остросюжетным или приключенческим романам и рассказам. Это иронический, исторический, психологический, фантастический, мистический поджанры, а также полицейские и шпионские романы и рассказы, ничего общего не имеющие с классикой жанра.
  
   Поэтому первым делом нужно выявить временные и пространственные ниши, в которых герои детектива в России не нарушают именно определяющих главных правил классики, независимых от культуры и менталитета народа.
  
   Для ухода от исторического поджанра, больше всего для русского детектива подходит реальное время, наиболее изученное и понятное любому читателю.
   Пространство, в котором действуют герои, очень важный компонент, так как задает огромные ограничения для развития сюжета.
   Условно все возможное российское пространство можно разделить на город, деревню и нежилые территории, типа тундры или тайги.
   В свою очередь в городе можно выделить место действия в отдельной квартире, особняке, в пределах учреждения или производственного здания, на транспорте или в закрытой зоне.
   В деревне выбор ограничен домами, хозпостройками, мелкими учреждениями, полями и рощами.
   В тундре и тайге можно проводить расследование только внутри изолированной группы людей, что накладывает большие ограничения на использование антуража и приближает сюжет к психологическому триллеру.
   Жанр детектива требует точности соотношения методов расследования имеющимся реалиям нашей российской жизни. Получение ответа на письмо в деревне на следующий день вызовет у читателя только разочарованную ухмылку, ведь в некоторые деревни зимой даже продукты завозят на тракторах раз в неделю, не говоря уж о письмах. А работающий сотовый телефон в Нечерноземье вызовет уже злобную ухмылку и горячее желание оторвать у писателя перо вместе с рукой, чтоб не измывался над российской простотой жития и бытия.
   Отсюда вытекают трудности написания увлекательного расследования в глухой деревне практически без всяких технических средств, с помощью одного ума. Блажен, кто еще верует в Анискина, не влезающего даже в детективный поджанр.
  
   Но и российский город, с его современными техническими прибамбасами, тоже не оставляет писателю классики очень уж широких возможностей. И дело даже не в культуре, не в менталитете россиян, а в наших законах и их применении, в нашей уродливой морали, в отношении друг к другу и к злодеям разных мастей в частности.
  
   Это только в забугорных фильмах частному сыщику граждане будут часами рассказывать подробности преступления. В России институт частного сыска ограничен розыском аднаногих пропавших собачек и наблюдением за неверными мужьями. Попытка влезть в расследование убийства грозит серьезным уголовным преследованием и немедленным лишение лицензии.
  
   Какие ниши нашей нищей жизни остаются? Новые русские, высшие чиновники и олигархи всех мастей.
  
   Но и тут подстерегает писателя облом. Деньги и драгоценности у богатых русских есть, вопрос в способах их отъема. А здесь новые русские бандюки не шибко отягощают себя выдумыванием хитроумных планов лишения собственности. Легче грохнуть или нагло отобрать по поддельным документам, кои чинуши всех уровней продают с радостью и главное - без очереди.
   Можно влезть в шпионскую епархию, где предатели всех мастей плетут хитроумные сети с целью умыкнуть давно проданные гостайны и секретные документы, коих в России несметное количество. Почему? А иначе - чем бедному госслужащему торговать с богатой заграницей?
   Как мне сказал, тоже по секрету, один хранитель секретного архива: "Мы секретим поголовно всю военную и научную документацию не для того, чтобы скрыть от врага наши знания, а для того, чтобы скрыть наше ужасающее незнание!".
  
   Влезть в расследование шпионское можно, но как из него вылезть? Только с тюремным сроком за копание на чужом огороде.
   И где же тогда искать в России хитроумные планы преступлений? И есть ли вообще злодеи, способные на подготовку идеального преступления, недоступное полицейскому уровню?
   Есть, конечно. Но такие злобно-талантливые умы себя не афишируют, живут неприметно и потому невидимы простому взгляду.
  
   Почему? Целью их злодеяний часто бывает не материальная выгода, а коварная месть. Месть издавна заложена в русском менталитете, даже христианское всепрощение его не искоренило. Пустить петуха - это давняя забава мстителей города и деревни. Но это - явная месть. Талантливым злодеям этого мало. Они строят свои козни так, чтобы жертва не только понесла сравнимый с обидой ущерб, но и поняла, кто и за что ей мстит. Вот это - уже ювелирное искусство.
   Из ниши детектива изымаются почти все преступления, подотчетные полиции. В остатке - только злодеяния вне ее юрисдикции и физической доступности. О чем речь? О незаявленных преступлениях, коих на Руси неисчислимое множество.
   Например, вор у вора украл. Разве он пойдет к ментам? Или сфера необузданной коррупции. Гигантский простор для детектива. Чтобы ворочать миллионами, нужен нехилый ум, а чтобы умыкнуть денежки у миллиардера, простого наезда мало, так как тот тоже далеко не прост. Вот уже и борьба умов, о которой в полицию не докладывают, а сама она без заявления, даже если исчезнет полгорода жителей, шагу не ступит. Вот здесь и нужен недюжинный интеллект сыщика.
  
   Итак, достаточно примеров по местам применения таланта расследования и хитроумных злодеев, их достаточно для неленивого ума, теперь надо переходить к противоположной стороне - кто же в России может выступать в роли сыщика, если отмести полицию и частные агентства?
  
   Например, у Чингиза Абдуллаева в роли сыщика выступает Дронго, эксперт ООН международного класса. Чем он не подходит по правилам классики? Тем, что работает параллельно с полицией и часто использует всю ее техническую мощь для выявления преступника. В классическом детективе идет поединок двух умов.
   Тогда возникает вопрос, а есть ли в России люди, которые имеют право расследовать убийства самостоятельно? Да, но только скрытые, незаявленные убийства или закрытые полицией дела.
  
   Это следователи-пенсионеры, бывшие сотрудники спецслужб, юристы всех уровней, сотрудники частной службы безопасности, сотрудники контрольно-ревизионных служб министерств и ведомств. Да любой человек незаурядного ума может провести качественное расследование, даже не заканчивая полицейскую академию, где учат раскрытию только типичных преступлений.
  
   Герои-злодеи в детективах никогда не действуют по стереотипам, поэтому и противостоять им должны люди неординарные.
  
   Разобравшись с главными героями, перейдем к чисто русским добавлениям и отличиям во второстепенных правилах.
  
   Писатель детективов всегда балансирует на грани увлекательности сюжета и тоскливой реальности русской жизни. Переберешь с фантастически сложным расследованием - читатель не поверит. Повернешься к реалиям жизни - читатель свихнет челюсти от зевоты.
  
   Поэтому знание мельчайших деталий бытия - залог не перейти в разряд фантастов, а умение выстроить острый сюжет - гарантия читательской симпатии.
   Где же скрываются корни успешного детективного сюжета? В тонком знании русского менталитета.
   Если вы напишите в своем детективе, что повариха, как верная слуга олигарха, не могла отравить его жену - вас ждет остракизм. В России слуги всегда первые кандидаты на преступления.
   Если вы напишете, что по запаху определили сорт и год выпуска виноградного вина - вас заплюют косточками от слив.
   Если вы напишете, что преступник спустился с пятого этажа на собственных кишках - попробуйте сначала это на себе.
   И этих "если" - миллион. Вот почему еще дело создания добротного классического детектива так многотрудно и опасно для писательского авторитета. Поэтому многие и не пишут. Попытки делают фанаты детективного жанра и любители умственной эквилибристики. Писатель ведь жонглирует, в отличие от реального сыщика, сразу несколькими умами, мимикрируя и перевоплощаясь в своих героев.
  
   Русский классический детектив развивается и обязательно займет свою нишу не только в ряду литературных жанров, но и в сердцах читателей.
  



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"