Галущенко Влад : другие произведения.

Русский детектив от противного

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Взгляд с изнанки творческого детективного процесса


Русский детектив от противного
  
   " У меня не те предпочтения, я старорежимная (сссрская), реалистическая и патриотическая.
   Так что рассказы про иноземцев мне лично менее аппетитны. Не очень нравятся крутые парни, которы хлещут спиртное без просыху и при всем том выглядят Терминаторами. Не верю в крутых женщин, которые умочат Рэмбо и Сигала легким движением стопы. Не верю в суперпроницательных частных и госсыщиков... Продолжать?"
   Бабка-Угадка (gorlova-saratov@)mail.ru)
  
   Да, надо продолжить, как ни обидно и грустно за именно РУССКИЙ КЛАССИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ.
  
   - А он есть? - спросят многие, зная, что этому ребеночку в России без года неделя.
  
   К счастью - есть, и уже сменил ползунки на подростковые шорты. Самый период становления, осмысления и выбора пути.
  
   В России ведь всегда был свой путь - ей одной ведомый и всегда отличный от других. И если в Африке бананы палками сбивают, то в России яблони продолжают успешно трясти. И не без успехов. Ну, повезло нам, менталитет у нас такой, что сами трясем и других тоже.
  
   Что немцу хорошо, то русскому не по карману. Как-то так. Ну, не прижился у нас толстенный гамбургер. Видели, как его наши едят? Котлету изнутри вытаскивают, а булку с травой - в корзину.
  
   Также русские писатели поступают и с четко прописанными ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ признаками КЛАССИЧЕССКОГО детектива. Берут те семена, что дадут ростки на нашей читательской почве, остальное - выбрасывают.
  
   Многочисленные статьи о бедах русского детективного жанра основываются в основном на критике или степени преемственности известных ДВАДЦАТИ ПРАВИЛ ДЕТЕКТИВА Стивена Ван Дайна и ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЕЙ ДЕТЕКТИВНОГО РОМАНА Рональда Нокса.
  
   Даже сами классики, такие как Э.Беркли , отвергали неукоснительное следование и правилам и заповедям: "Лично я абсолютно убежден, что дни старого детектива, являющего собой интеллектуальную загадку и полагающегося всецело на логику, без запоминающихся характеров, стиля или, наконец, юмора, сочтены. Я уверен, что детектив рано или поздно превратится в роман с детективным или криминальным началом, где интерес читателей будет основан не столько на математике, сколько на психологии".
  
   И это написано в самый расцвет детективного жанра, в Золотой век детектива! Здесь нужно обратить внимание на сходство с жанром романа. Да, по величине, глубине проработки всех линий сюжета, по насыщенности и запутанности неспешного действия классики даже превосходили романистов.
  
   Современные русские образцы детективного жанра по величине уже значительно отстают от романа, но стали значительно превосходить образцы старой школы по динамике развития событий.
  
   Поэтому в России более корректным будет название жанра ЭКСПРЕСС-ДЕТЕКТИВ. Чтобы определиться с характерными его чертами, лучше рассматривать не соответствие этого жанра явно устаревшим и старомодно звучащим в наш несущийся галопом электронный век правилам и заповедям, а пойти от противного: чем русский детектив отличается (и должен ОТЛИЧАТЬСЯ!) от смежных жанров, чтобы не быть ими поглощенным.
  
   Вот эти отличия.
  
   1. Остросюжетный рассказ
   Детектив может быть по форме и рассказом, и романом. Но отличительной чертой любого остросюжетника является экшн, стремительное развитие сюжета, динамическое действие даже без всяких загадок.
   Отсюда и первое правило: - обязательное наличие в детективе загадки или тайны, разгадка которой является стержнем сюжета и не имеет простого логического объяснения.
  
   2. Новелла
  
   В сюжете новеллы, кроме предельной краткости обязателен острый, даже парадоксальный сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма и описательности, неожиданная развязка, повороты и перевертыши. Вроде бы новелла предполагает наличие загадки и ее оригинальная разгадка в самом конце сюжета.
   Но... В новелле нет интеллектуального соревнования с преступником, загадка вообще может быть неким мистическим или физическим феноменом, требующим больше понимания, чем расследования.
  
   Отсюда второе отличие и правило: - Загадка или преступление не может носить мистический или фантастический характер.
  
   3. Боевик уголовный
  
   В таких боевиках основными действующими лицами являются бандиты и противостоящие им профессиональные государственные силы охраны порядка - полицейские разного уровня,
   федеральные или тайные силы защиты государства
   Да, в боевиках присутствует тайна, но на ее разгадку привлекается вся мощь полицейского
   аппарата. Кто и на каком этапе добыл нужные сведения - не столь важно. Главное - собрать
   мощную доказательную базу преступления.
  
   Боевик шпионский
  
   В них ведется яростная борьба тайных разведок и контрразведок, как бы они не назывались.
   Здесь уже соревнуются не отдельные граждане, а государства, которые в нужные моменты для победы могут привлечь даже армейские подразделения. Тайн навалом, но и здесь часто используется для их разгадывания не интеллект одного человека, а целые подразделения поддержки и помощи - от телефонного и видеопрослушивания до любого лабораторного исследования.
  
   Итак, третье необходимое отличие: - расследование ведется одним человеком, интеллектуально превосходящем преступника или таинственные противостоящие силы. Расследующий может иметь одного, двух близких помощников, непременно уступающих ему по умственным способностям.
   И тут же четвертое правило: - недопустимо привлечение к расследованию спецслужб и их аппаратов.
   4. Полицейский роман или расследование.
  
   В описаниях будней полицейской службы тоже встречаются загадки. Часто при расследовании убийств или ограблений так и не удается найти преступника и дело закрывается. В детективе это невозможно.
   Отсюда пятое правило: - расследующий тайну обязан собрать достаточную доказательную базу для разоблачения преступника или раскрытия загадочных обстоятельств.
   Полицейские в своей работе используют всю мощь своего аппарата, тогда как в детективе основным инструментом расследования является сила интеллекта. Так уж повелось, что любой детектив привлекает читателя возможностью посоревноваться с автором в логических построениях, проникнуть в его замыслы и насладиться правильностью своих выводов. Получается некая игра умов с читателем в одной из ролей.
  
   Отсюда шестое правило: - тайна или преступление в детективе раскрывается постепенно в результате значительных интеллектуальных усилий с сообщением читателю логических построений.
  
   Одно время в России считали чистосердечное признание - царицей доказательств. И сейчас в уголовных делах многие детали преступления не добываются следователем, а сообщаются преступником путем признания и раскаяния.
   Это так же неприемлемо в детективе.
   И отсюда седьмое отличие: - в ходе интеллектуального поединка в детективе недопустимы доказательства на основе раскаяния или признания преступника.
  
   Таким образом, если писатель претендует, чтобы его произведение было признано детективом, то соблюдение хотя бы этих семи отличий от других форм обязательно.
   И еще раз подчеркну - это не правила написания детектива, не заповеди, а просто - ОТЛИЧИЕ ДЕТЕКТИВА КАК ЖАНРА:
  
   1. Обязательное наличие в детективе загадки или тайны, разгадка которой является стержнем сюжета и не имеет простого логического объяснения.
   2. Загадка или преступление не может носить мистический или фантастический характер.
   3. Расследование ведется одним человеком, интеллектуально
   превосходящем преступника или таинственные противостоящие силы.
   Расследующий может иметь одного, двух близких помощников, непременно
   уступающих ему по умственным способностям.
  
   4. Недопустимо привлечение к расследованию спецслужб и их аппаратов.
  
   5. Расследующий тайну обязан собрать достаточную доказательную базу для
   разоблачения преступника или раскрытия загадочных обстоятельств.
  
   6.Тайна или преступление в детективе раскрывается постепенно в
   результате значительных интеллектуальных усилий с сообщением
   читателю логических построений.
  
   7. В ходе интеллектуального поединка в детективе недопустимы
   доказательства на основе раскаяния или признания преступника.
  
  
   Теперь несколько лирических отступлений по поводу несколько устаревших канонов,
   которые и существуют для того, чтобы их нарушать.
  
   У многих сейчас вызывает улыбку стародавний запрет на то, что слуга не может быть преступником. Конечно, может, и еще как. И слуг у нас, кроме депутатов - верных слуг народа, давно нет. НО и у тех - иммунитет. Вот, и попробуй привлеки их к ответственности.
  
   Теперь по поводу обязательного убийства в детективе, вроде бы это вызывает определенный эмоциональный настрой у читателя, который горит желанием отмщения за невинную жертву. А если жертва не такая уж невинная? Насильника убил неизвестный прохожий. И что тогда? Да и вообще в умелых руках и маленькая тайна без крови и мозгов всмятку может очень разогреть воображение читателя. Смерть и жизнь неравноценны. Живое должно думать о живом. Чем меньше мы думаем о смерти, чем меньше о ней читаем, тем больше времени уделяем живым.
  
   О частных детективах. Кто знает закон России о частно-розыскной деятельности, тот сразу поймет, что даже просто участие частника в деле об убийстве жестко наказуемо.
   Розыск потерявшихся собачек и загулявших мужей - вот их удел. А если еще учесть, что агентства открывают не самые лучшие из уволенных полицейских - какой там интеллектуальный поединок? Вот у Абдуллаева - следствие ведет признанный эксперт международного класса. Какие вопросы к профессиональному уровню?
   А что может бывший участковый, капитан милиции, с трудом закончивший милицейскую школу? На равных соревноваться с преступником, который задал следствию загадку, не имеющую логического объяснения?
   Холмс выведен, как единственный в Англии, уникальный по уму, знаниям и опыту ищейка. Много у нас в России таких полицейских? На одного хоть поглядеть.
  
   Бывают выдающиеся личности с нехилыми дедуктивными способностями, согласен.
   И такая незаурядная личность пойдет в школу милиции? В дипакадемию, еще куда ни шло.
  
   Согласен, что среди юридических работников есть выдающиеся следаки. Но их всех знают и привлекают к расследованиям государственного масштаба, а не искать пропавшую гармошку в деревне, где только двое умеют на ней играть.
  
   Об иностранном русскоязычном детективе. Они больше похожи на русского Ивана во фраке.
   Как можно вести расследование в чужой стране, не зная досконально ни ее традиций, культуры, языка, законов? Преклонение коленей перед иносранцами? Почитание всего забугорного выше русского? Или желание переплюнуть иностранных писателей детективов? Нет? Возвыситься над нечесаными русскими неумехами? Тоже нет?
   Тогда зачем?
  
   О крутых мачо. Есть такие в России? Есть. Но они все по ту сторону закона, пусть и хилого, и дырявого. И такой мачо будет способен после попойки разгадывать крутые загадки? Я скорее поверю, что он головой может разбить мешок грецких орехов.
  
   О любви. Нет, я не ханжа, я реально смотрю на жизнь. А она мне подсказывает, что по улицам между грубыми мужиками ходят и некие светлые, нежные существа с малыми ребятенками на руках. Пусть ходят. Не надо их убивать.
  
   О глупом преступнике. А как же тогда тайна и загадка? Пусть преступник по уму хотя бы не уступает следователю. А то какое-то оглупление и следствия происходит.
  
   О детективе-убийце. Читал как-то запомнившийся рассказ о раздвоении сознания у частного детектива, изредка совершающего убийства и потом их расследующего. Не понравилось. Какой-то психологический онанизм, насилие ради удовольствия и наоборот. Нет уж - лучше без членовредительства, без деления члена на многочлен ради авторского удовлетворения.
  
   Уже столетие ведется спор о запрете участия китайцев в детективе. В России более целесообразным было бы введение запрета на чукчу. Если присутствие очень умного китайца может испортить детектив, разве его также не испортит упоминание чукчи?
   А других народностей? Если следовать такой логике, то больше всего русский детектив испортит чопорный англичанин.
  
   А вообще, мало придерживаться необходимых правил. Надо еще не забывать и о читателе, с которым автор должен играть на одном поле и в одной команде. Малохудожественный язык, надуманные диалоги, тягучий стиль повествования - это тоже ухудшают восприятие даже самой великой в мире тайны. Чтобы золото заблестело - его надо сначала отполировать.
   Литература развивается, жанры неизбежно эволюционируют. Что лучше - упорно следовать догмам прошлого или подчиниться велению времени?
  
   Если в России возник спрос на экспресс-детективы острой социальной направленности, небольшие по размеру и дающие свежую пищу жадному на тайны уму - не надо ставить и выдумывать лишние препоны, типа неуклонного следования курсу десяти заповедей. Может просто достаточно держать в рамках жанра себя и детектив?
   Будет другое время - будут другие песни.



Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"