Согласно Марксу, неравенство в обществе рождает прибавочная стоимость. То есть, когда человеческий колектив способен произвести больше, чем ему необходимо, всегда найдется кто-то, кто захочет наложить лапу на этот продукт.
Далее, идет обоснование: почему излишками единолично распоряжается торговец. А все очень просто: он один знает, что с этими излишками делать и за это ему полагается вознаграждение.
Точно так же, ремесленник считает, что ему положено больше других, поскольку он может произвести то, чего не могут остальные.
Итак, купцы и ремесленники назначают цену своим способностям, своим усилиям, своему труду.
При этом, разумеется, их труд, их сособности, стоят больше, чем труд и усилия остальных членов данного человеческого колектива.
Таким образом, ценя свой труд, торговцы и ремесленники обесценивают труд всех остальных. И так до сих пор.
Для того, чтобы получить у адвоката или бухгалтера какую-нибудь простую бумажку, нужно как правило, выложить целое состояние.
В то же самое время, жизнь простого рабочего исчисляемая в трудочасах, ценится по минимуму.
Почему?
Ну так ведь адвокат учился энное количество лет, стаж и все такое, ему нужно компенсировать затраченные на учебу годы и опячть-таки, он или она- адвокат.
Ну а простой рабочий? Допустим, он не учился столько же, сколько адвокат или бухгаплтер. Но уверяю вас, большинство людей предпочтут затратить энное количество лет на учебу, усилий и денег, только чтобы не работать как простой рабочий. И не только из-за мизерной, по сравнению с доходами среднего адвоката зарплатой.
Многих пугает сам труд на производстве- тяжелый, опасный для здоровья и укорачивающий жизнь. Может не везде, но в целом.
И в связи с этим мы неизбежно становимся перед нравственным вопросом о делении труда на более ценный и менее ценный.
Труд не может быть более или менее ценным.
Труд- это полезная для всего общества деятельность отдельного человека или группы людей.
Соответственно, раз труд не может бытьценным более или менее, то и вознаграждение за труд должно быть равным и измеряться не в деньгах, а в материальных и духовных благах.
И более того, образование, включая высшее, должно быть всеобщим, воспитание детей и запбота о быте- всеобщим делом.
А если тебе природой дано больше способностей, то это тебя обязывает больше трудиться наобщее благо, а не искать себе привилегий.