Бершадский Владимир Евгеньевич : другие произведения.

10 - Лев Гумилёв и хазары

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Лев Гумилёв первым популяризировал закрытые знания о Хазарии. Однако он же испоганил антисемитизмом книгу Артамонова "Хазары" 1936 г.

  Касоги и хазары в книге Гумилева "Древняя Русь и Великая степь"
  
  
  Автор: Савойский А.В.
  03.02.2008 - http://www.djeguako.ru/content/view/26/1/
  
  
  Эфраим Вольф о Льве Гумилёве в концлагере
  Почему Гумилёв придумал теорию пассионарности
  Касог
  Кабарда
  Касахия
  народ кашак
  
  Эфраим Вольф о Льве Гумилёве в концлагере
  http://berkovich-zametki.com/2014/Starina/Nomer2/EWolf1.php
  
  Невольные встречи с
  4. Лев Николаевич Гумилев
  На л/п-3 было три человека с ученой степенью: профессор истории Ленинградского университета Лев Николаевич Гумилев,
   - https://i.pinimg.com/736x/83/38/9d/83389dfd90dc53864e44d6280f9ea443--poetry-literature.jpg
   заведующий кафедрой литературы (западноевропейской или русской - точно не помню) Уфимского университета Моисей Григорьевич Пизов и кандидат медицинских наук Левитан, завершавший свой последний, десятый, год заключения.
  Я ненавидел всеми фибрами души первого из них {Гумилёва}, благоговел перед вторым и часто прибегал к помощи третьего, как для себя, так и для других.
  Лев Николаевич - сын выдающегося русского поэта Николая Гумилева, расстрелянного чекистами при подавлении эсеровского мятежа в Ярославле, и знаменитой, опальной в сталинскую эпоху, поэтессы Анны Ахматовой. Это был человек с редкой рыжеватой бородкой тюркского типа, худощавый, юркий, картавящий. Таких откровенных махровых антисемитов я мало встречал в своей жизни. Почти не было предложения в его речи, в котором бы он не выражал своей неприязни к евреям, не клеветал бы на них. Ядовитая его ненависть к евреям была безграничной. Он винил их во всех бедах всех народов и во все времена. Делал он это мастерски, с блеском - ученый ведь, профессор. Я несколько раз пытался одернуть его, доказать несостоятельность его клеветнических обвинений и обобщений. Но тщетно. Он ловко сбивал меня с толку, запутывал мою аргументацию, играючи нокаутировал меня в диспутах, укладывал меня, как говорится, на обе лопатки. Был он куда остроумнее, куда эрудированнее меня, куда способнее увлечь за собой аудиторию. И толпа шла за ним. Надо "отдать ему должное" - Лев Николаевич сделал многое для усиления антисемитизма на нашем лагпункте. Я по сей день не пойму, откуда такая звериная ненависть к евреям у этого человека: ведь мать его, Анна Ахматова, была дружна с евреями и перевела немало стихотворений (по подстрочнику) с идиш на русский язык .
  Почему Гумилёв придумал теорию пассионарности
  10 ч
  
  
  Дмитрий Агафонов Его теория пассионарности , это реальная фантазия. Да и в самих исследованиях часто отсутствует критический подход.
  Нравится • Ответить • 10 ч
  
  
  Владимир Бершадский А почему возникла эта фантазийная теория пассионарности, вы знаете?
  Нравится • Ответить • 10 ч
  
  
  Владимир Бершадский Не знаете. Так Я вам расскажу. Гумилёв - талантливый рассказчик и въедливый исследователь китайских летописей. Он прекрасно переводит тяжеловесные исторические труды в более лёгкий почти беллетрический текст. Он долго был в ссылке за своего отца и был рычагом давления на его великую мать. И вот, он был вытащен в Ленинград для одной специфической миссии. По заданию верхов он стал редактором великого труда академика Артамонова "Хазары" (выпуск 1936 г. - http://world.lib.ru/b/bershadskij_wladimir_ewgenxewich/khazars_artamonov1936.shtml ).
  Этот труд в 1952 году был подвергнут поношению Сталина за то, что Артамонов де нейтрально или даже почти дружески относится к хазарам (читай - евреям). В его труде Хазария была более великим государством, чем Киевская Русь.
   Артамонов был хранителем Эрмитажа и его нелегко было расстрелять - он был нееврей, да и время было упущено. Но книгу "Хазары" нельзя было просто так сжечь - ведь рукописи не горят. Наверху было решено книгу Артамонова было решено испоганить антисемитизмом и представить Хазарию, как паразитическое образование неких степных племён, в которых заправляла свои грязные делишки иудейская меняльная и кагальная верхушка, захапавшая в свои грязные лапы бека Хазарии, который уничтожил тегрианскую веру, внедрив в племена Степи иудаизм. Вот такое было задание, согласно указанию Сталина.
   И в 1962 году вышла вторая редакция книги Артамонова "Хазары", которая была выполнена в духе антисемитизма. (http://gumilevica.kulichki.net/AMI/ami1.htm )
  
  Владимир Бершадский Ну, а затем стали выходить и книги самого Гумилёва. Он описывает в своих книгах великие империи Степи, например, Великий тюркский каганат (Великий Эль). Каганат протянулся от Чёрного до Жёлтого морей. Но Гумилёв не мог уже объяснить, каким образом держались и почему возникли империи Степи, последней из которых была империя монголов. Он писал о некоем симбиозе русов и тюрок, намекая на некие особые качества тех и других. Так Гумилёв и придумал гипотезу о пассионариях, которые сегодня называют фантазией.
  Нравится • Ответить • 1 ч
  
  
  Владимир Бершадский
  Но какова ПРИЧИНА и каким образом действительно возникли все степные империи?? А причина в том "малом народце", который и был катализатором возникновения степных и европейских каганатов (Аварский каганат, а перед этим - государство (!!) ГУННОВ, а перед этим - великая готская империя - от Балтийского до Чёрного морей - по торговому пути "из варяг в греки"). Какова причина появления и нашествий по всей Европе (в её береговой части) и даже в Средиземноморье т.н. "викингов", которых сейчас показывают в одноименном блокбастере? Ведь викинги были технически оснащены лучше, чем даже византийцы!! Откуда эти знания? Опять пассионарии?? Ведь для постройки драккара требовались знания высшей математики! Булатные мечи, доспехи, кольчуги в массовом производстве, сложносоставные луки. Откуда всё это в далёкой северной стране?? теперь все признают, что РУСЫ - это варяги, викинги, а не местные "слэйвъянские" племена.
  
  
  
  Для начала немного о самой книге. Прославленный историк и этнолог Л.Н. Гумилев в своей работе предлагает читателям увлекательную реконструкцию евразийской истории периода 9-14 века. Его метод исследования состоит в основательном анализе политической и экономической ситуации изучаемых этносов, биологической и географической обстановок изучаемого региона. Так же, автор использует исторические источники, но только после их критического разбора. Например, Гумилев не доверяет знаменитой летописи "Повесть временных лет", обвиняя его автора в предвзятом видении русской истории, утаивании и искажении многих исторических событий. В книге рассматривается этногенез почти всех народов Евразии, также некоторых народов Малой Азии и Африки, но темой данной статьи являются касого-хазарские отношения. Поэтому мы не можем обойтись без подробного описания обоих народов.
  
  Касоги - предки адыгов, занимавшие с 4 по 10 века берега Кубани. Они упоминались в источниках разных народах по разному: у грузин - Кашак, Кашаг; у армян - Гашк; у византийцев - Касах; у арабов - Кашак; у русских - Касог.
  ----------------------------------------------------------------------
  Касог
  Возможно, что слово "Касог" - это ивритское כשגיא /каСаги - "кто великий, величавый; колоссальный" ---- [שגא] - השגיא /исги = "возвеличил"
  ==================================
  
  
   До сих пор этноним "касог" в форме "касач" известен осетинам, так называют они своих соседей кабардинцев, а плоскостная Кабарда зовется у осетин - "Касачское поле".
  ---------------------------------------------------------------------
  Касог - касах - касач =====
  Кабарда
  
  כביר דעה /кабир даа = "огромный, могучий, колоссальный + знай, знание"
  Итак, слова Касог и Кабарда являются синонимами и обозначают каких-то могучих людей, обладающих знанием. А если ещё вспомнить нартов {נרתא /нерта // нарта = "Свет"}, то наш вывод правильный.
  ================================
  
  
  По свидетельству Константина Багрянородного [Х в.], область, которую он называет "Касахия", примыкает к стране аланов.
  ---------------------------------------------------------------------
  Касахия
  כסך /касаха = "покрытое, скрытое твоё".
  Касахия:
  כסך יה /кассах Ия = "покрытое, скрытое твоё + Бог"
  Касахия - скрытая, тайная страна, возможно среди гор.
  ==================================
  
   По показанию арабских географов, народ кашак, жил в соседстве аланов, между Кавказом [Кавказским хребтом] и морем Рум [Черным].
  ----------------------------------------------------------------------
  народ кашак
  קשח /кашах - "ожесточаться, делаться упорным {הקשיח /икшиах}, становится непримиримым, ожесточаться". Отсюда же и характер кавказских народов.
  קשישא /кашиша - арамейск. "великая, великий"
  קשיא - קשה /кашъа - каше - арамейско-ивритское ""твёрдый, упрямый, тяжёлый, трудный (ср. "трудный подросток"), жесткий, суровый, жестокий, упрямый, вредный, нескорый""
  1. קשיאך /кашъиаха - (арамейск.) "твёрдость твоя, упрямство твоё"
  2. [קשה] - קשך /кашаха = "тяжёлый характер твой; суровый твой, жестокий твой, упрямый твой"
  ==========================================
  
  
  Греко-византийский этноним "зихи" им видимо не был знаком. Не упоминали зихов и русские, и хазарские памятники, за исключением "Кембриджского Анонима".
  
   Гумилев и некоторые исследователи считают хазар остатком скифского союза племен, кочевья которого располагались от Северного Причерноморья до Предкавказья. О том же говорит и "Повесть временных лет", подразумевая под скифами древнее досарматское население степей Предкавказья. Во 2-3 веках хазары были еще малочисленным племенем и занимали берег Каспийского моря между реками Терек и Сулак. Из-за смены климата в Северном Прикаспии, обитавшие там кочевые племена сарматов сдвинулись на запад, а их территории от Терека до низовьев Волги освоили хазары. Хазария, с ее многочисленными протоками и тростниковыми зарослями, была естественной природной крепостью. После сарматов через Предкавказье последовательно проходили гунны [4 в.], булгары [5 в.], авары [6 в.], мадьяры [предки венгров] и печенеги, а хазары до 6 в. спокойно жили в Западном Прикаспии, пока не появились тюркюты. Тюркюты - маленький этнос монголоидного происхождения, так называемые "древние тюрки", возглавившие огромный племенной союз - Тюркский Каганат [4-8 вв.]. Они дошли до Дона и Черного моря, где булгары [утигуры, жившие между Кубанью и Доном] и хазары вошли в состав Каганата. Когда Тюркский Каганат начал разваливаться, хазары приняли у себя бежавшего царевича династии Ашин и прогнали булгар.
  Под военным руководством тюркютов [650-810 гг.] хазары успешно отражали периодические нашествия с юга арабов, что сплотило эти два народа, причем, тюркюты оставались кочевниками, а хазары - земледельцами. В 6 в. Хазария приняла бежавших из Ирана евреев, а войны с арабами привели к освобождению части земель Хазарии, что позволило беженцам осесть там. В 8 в. к ним стали присоединяться евреи бежавшие из Византии, именно благодаря - ним в начале 9 в. маленькое ханство превратилось в огромное государство. Обращения хазар в иудаизм не было, т.к. еврейская община жила обособленно среди хазар и тюрко-хазар. Вообще, для удобства основное население Хазарии можно назвать "хазары", "тюрко-хазары" и "иудео-хазары".
  
  К концу 8 в. иудео-хазары начали постепенно проникать во властные структуры Хазарии, действуя своим излюбленным методом - роднясь через дочерей с тюркутской аристократией. У детей тюрко-хазар и евреек были все права отца и помощь еврейской общины во всех делах. А дети евреев и хазарок становились своего рода изгоями [караимами] и жили на окраине Хазарии - в Тамани или Керчи. В начале 9 в. влиятельный иудей Обадия взял власть в свои руки и положил начало еврейской гегемонии в Хазарии, действуя через хана-марионетку династии Ашин, мать которого была еврейка. Но не все тюрко-хазары приняли иудейство. Вскоре в Хазарском Каганате произошел переворот, вылившийся в гражданскую войну. "Старая" тюркютская аристократия подняла мятеж против иудео-хазарской власти. Повстанцы привлекли на свою сторону мадьяр [предки венгров], иудеи наняли печенегов. Константин Багрянородный описывал те события так: "Когда у них произошло отделение их от власти и возгорелась междоусобная война, первая власть [иудеи] одержала верх и одни из них [восставших] были перебиты, другие бежали и поселились с турками [мадьярами] в печенежских землях [низовье Днепра], заключили мир и получили название кабаров".
  Некоторые исследователи связывают название "кабар" с этнонимом восточных адыгов - "кабардинцев", но это маловероятная и не доказанная версия. У Гумилева на этот счет ничего не сказано. Скорее всего, по дороге в "печенежские земли", часть "кабар" могла остановиться в Северном Приазовье, где и оставила после себя топоним Кабар или Кабард [равнина между реками Бельбек и Кача близ Таганрога]. Позже, на этом месте возникла одна из многочисленных генуэзских крепостей - Кабарди. В те времена [начало 12 в.] среди населения этих крепостей было много адыгов. Именно эти адыги, вытесненные нашествием монголо-татар в Крым, затем в Тамань, а после в Пятигорье, стали предками кабардинцев.
  
  В 9 веке иудео-хазарский каган пригласил варяжскую дружину князя Олега для войны с мусульманами Южного Прикаспия, посулив раздел Восточной Европы и помощь в захвате Киевского Каганата. Захватив в 882 г. Киев Олег отказался выполнять соглашения, началась война. В источнике "Кембриджский аноним" перечислены враги хазаро-иудейской общины: "Асия [асы - осетины], Баб-ал-Абваб [Дербент], Зибух [зихи?], Турки [венгры], Лузния [ладожяне, т.е. варяжская дружина Олега]".
  Примерно в 957 г., после крещения киевской княжны Ольги в Константинополе, т.е. после заручения поддержкой Византии, началось противостояние Киева и Хазарии. Благодаря союзу с Византией, русских поддержали печенеги. Союзниками хазар были ясы [осетины] и касоги [адыги], но преданность их иудейскому правительству была сомнительна, а усердие близко к нулю. Весной 965 г. войска Святослава спустились по Оке и Волге к хазарской столице Итиль, обойдя хазарские войска, которые ожидали их в донских степях. После непродолжительной битвы город был взят. Удар Святослава по иудейской общине Хазарии был жестоким, но не окончательным. Возвращаясь, он миновал Кубань и Крым, где оставались хазарские крепости. Остатки иудео-хазар осели в Дагестане [горские евреи] и Крыму [евреи-караимы]. Хазары и тюрко-хазары остались на Тереке и Доне, в дальнейшем именуясь "бродниками" [одни из предков казаков].
  
  Сын Святослава - Владимир в 988 г. захватил хазарскую крепость Тмутаракань и отдал ее в княжение малолетнему сыну Мстиславу. После взятия Владимиром византийской крепости Корсунь [Херсонес] в Крыму, отношения с Константинополем осложнились. Византия наслала на Русь печенегов, в результате чего были потеряны причерноморские степи.
  Мстислав был воспитан в Тмутаракани среди жителей города, большинство которых составляли иудео-хазары, а главными противниками его друзей евреев была "партия касогов". В 1022 г. князь пошел на Касогию и, в знаменитом единоборстве, вероломного убил касожского князя Ридаду. Согласно договору, Касогия и ее войска вошли в состав Тмутараканьского княжества. Князь принял двух сынов Ридады, крестил и выдал за них своих дочерей. От одного из сынов пошло множество российских дворянских родов.
  В 1023 г. Мстислав с иудео-хазарским и касожским войсками пошел на Киев, где княжил его старший брат Ярослав. Ярослав встретил его с наемным варяжским войском, но потерпел поражение. Решающим фактором в битве стали северяне [русское племя], которых Мстислав бросил на передовую, жалея своих людей. За это, народ не принял его в князья Киева и, Мстиславу пришлось договариваться о мире с братом. Ярослав вернулся в столицу, а Мстиславу отошли земли на левобережье Днепра. Тогда касоги покинули князя и вернули себе Касогию с Тмутараканью, при поддержке ясов [осетин]. Мстислав служил брату до самой смерти [1036 г.], а иудео-хазары, не сумев сделать из Киева вторую Хазарию, также вернулись в Тмутаракань.
  
  В 1055 г. кочевники половцы пришли в степи Предкавказья и Причерноморья, тем самым затруднив сообщение Руси с Тмутараканью, где в это время сложилось две противоборствующие партии: 1) Глеб Святославич с ясами, касогами и половцами, стремившийся к самостоятельности княжества; 2) иудео-хазары, которые были за развитие торговых отношений с Византией и Русью.
  В середине 11 в. в Тмутаракань, бывшую всегда местом для русских князей-неудачников, прибыли внуки Ярослава - Ростислав и Борис. Они, при поддержке влиятельной партии иудео-хазар, выгнали из княжества Глеба. Но в 1065 г. с помощью киевского князя Святослава тот вернул себе княжение. После ухода киевских войск, Ростислав снова прогнал Глеба, заодно обложил данью касогов и другие соседние народы. Но усиление иудейской партии на Черном море не понравилось Византии, поэтому в 1066 г. подосланный ими человек отравил князя Ростислава. Глеб Святославич опять возвращается. После смерти Святослава, его власть была объявлена узурпацией, а сыновья стали изгоями. Князь Олег Святославич бежал в Тмутаракань [1078 г.] к брату Роману. Но иудейская община была на стороне пришедших к власти в Киеве князей Всеволода и Изяслава. В результате нескольких столкновений, князь Борис погиб в бою, Роман был убит иудеями, а Олег [ими же] отправлен в плен в Византию. Наместником в Тмутаракани был посажен Ратибор, но уже в 1081 г. сюда бежали два очередных князя-изгоя - Володарь и Давыд. Они прогнали Ратибора и захватили княжество.
  
  В 1083 г. новый император Византии освободил князя Олега. Вернувшись он отомстил за свое изгнание евреям и, при поддержке все той же партии касогов, ясов, половцев, истребил остатки иудео-хазар в Тмутаракани. В 1094 г. Олег взял с собой своих сторонников, среди которых, конечно же, была касожская дружина, и ушел княжить в Чернигове [севернее Киева]. Тамань он формально оставил своему союзнику - Византии, но реально ею завладели касоги. Началось заселение генуэзских крепостей на побережье Черного и Азовского морей зихо-касогами, проникновение их во властные структуры. Но этой благоприятной ситуации, как всегда, помешало нашествие кочевых племен. В 1222-1223 гг. на Северный Кавказ приходят "монголо-татары". Разбив союзные силы половцев [кыпчак], аланов и касогов, а затем союзные силы русских и половцев, они образуют Монгольскую империю. Приход монголо-татар заставил адыгское население Северного Приазовья мигрировать в Крым, о чем мы уже упоминали выше. Наименования в источниках страны адыгов "Зихия" и "Касогия" постепенно сменилось на "Черкасия", а этнонимы "зих" и "касог" - этнонимом "черкас", полученным от татар. Но это уже не относится к теме нашей статьи.
  
  Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что гипотезы некоторых исследователей о хазарском, тем более иудейском, происхождении кабардинцев или касогов, не имеют за собой оснований. Факт совпадения наименования "кабар" и топонима "кабард" ("Кабардей"), не говорит об их генетическом родстве. Отношения касогов с Хазарией также было не однозначным. Как и многие соседние народы, они некоторое время были данниками хазар, что выливалось также в обязанность предоставлять своих воинов во время хазарских военных походов. После развала Хазарии, заметна явная вражда касогов с остатками иудео-хазар в Тмутаракани, что говорит о недружественных отношениях между ними и до распада.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"