Что-то длинное название получилось. Но короче не выйдет. Память никак не стареет. И никак не хочет уняться.
Ташкентские дома....
Когда-то весь город был в частных домах и коммунальных дворах. Никого это не смущало и не тревожило. Естественно, были те, что побогаче, и те, что победнее.
Так вышло, что я жила в районе, где находились дома людей известных, и не только партработников, но и врачей, профессоров, ученых, и я совсем недавно выяснила, что в этом же районе жил мой декан, Евгений Федорович Ваганов. На Обсерваторской ( параллельной Кренкеля) вообще жили люди, невероятно много сделавшие для города и страны. Мемориальных досок от страны они не дождались. А дождались сноса.
Как и многие старинные здания поразительной архитектуры. Сложенные из поразительного кирпича. Так называемого 'николаевского'. Он уже нынешиих стандартных, серовато-коричневатого цвета и при сносе растаскивается во мгновение ока. Потому как на века.
Но обыкновенные частные дома в центре строили из обычного кирпича, а вот в Старом городе и на окраинах - из кирпича необожженного. Саманного, Саман- это глина, песок, мелко нарезанная солома, земля и все это размешивается с водой. Кирпичи делаются вручную. Я видела формы для кирпичей: что-то вроде носилок, разгороженных по размеру кирпичей, и с ручками с обеих сторон. Саман набивается в формы, подсыхает, носилки переворачиваются, кирпичи выпадают, как детские куличики, их укладывают в стены.
В узбекских домах полы и стены были глинобитными, крыши часто крылись камышом, поскольку ни черепицы, ни рубероида тогда днем с огнем было не достать. В стенах делались ниши для посуды и одеял-курпачей, мебели был самый минимум, а в полу почти всегда был вырыт сандал, яма, обмазанная глиной и наполненная горящими углями. Над ней ставился низкий столик и накрывался одеялом. Члены семьи просовывали ноги под одеяло и так обогревались. Очень опасное приспособление, и при этом трагедии случались довольно часто.
Но иначе узбекские дома не отапливались. Нынешнее поколение совсем не знает, что такое сандал.
Совсем другие здания строились в новом городе. Из обычного кирпича. Как правило. Правда, и глинобитные мазанки встречались. В коммунальных дворах. Но, в основном кирпичные. Очень добротные. Тоже строили на века. Не предполагая, что придут иные времена.
Интересно, что когда я выложила снимки потолков в нашем доме, оказалось, что такие были во многих домах. Из крашеной фанеры с затейливыми узорами, тоже выпиленными из фанеры. Я не так давно побывала в доме постройки тридцать седьмого года. И там потолки фанерные, только попроще. Не знаю, были ли такие в других республиках и даже других городах Узбекистана.
О паркете до землетрясения никто понятия не имел. Я часто писала, что полы в сорок третьей школе натирали мерзкой мастикой. Так вот - полы эти были не паркетные. Как и во всех остальных домах центра - из крашеных досок. Менялась только ширина. Полы из крашеных досок были везде. Интересно, что у нас однажды меняли вполне крепкий пол. Бесплатно, разумеется. Поднимали доски, ставили поперечные опоры, засыпали песком, клали новые. И красили. Как правило, в коричневый цвет. Других не видела. Правда, в конце семидесятых появилась, на мой взгляд, совершенно идиотская мода: полы обтягивались ситцем и лакировали паркетным лаком. Но это было потом. А пока - коричневые доски.
Насчет обоев речи тоже не шло. Может, у кого-то и были, но во всех моих знакомых домах стены белили. Цветной побелкой. У людей обеспеченных на побелку специальными резиновыми валиками наносился так называемый 'накат', золотые или серебряные узоры. Иногда поверху шел трафарет. - очень красивый узкий узор. Цветной.
Однажды жулик-продавец сбагрил маме побелку с негашеной известью. И все комнаты скоро украсились бесчисленными крошечными вулканчиками: известь потихоньку взрывалась, портя стены.
И, конечно, никаких сандалов. Простые печи и печи-контрамарки. Печи на кухнях, вместе с примусами и керосинками, контрамарки - в комнатах. Металлические корпуса для контрамарок делались в одной из многочисленных мастерских напротив Алайского. Раньше я думала, что контрамарки и голландки - одно и то же. Но оказалось, что голландские печи обложены изразцами или кафелем. Я видела такие в некоторых дореволюционных домах.
Вообще, вспоминая сейчас эти дома, остается только удивляться, насколько они были уютными. Старые стены, старая мебель, иногда и хозяева уже старые, и какие-то особенные запахи. Нет, не неприятные. Запахи устоявшегося быта. Милые старушки, бравые старички, на столах всегда чай, печенье, фрукты, садики с цветами по сезону и никогда никаких овощей и огородов.
Помню огромный коммунальный двор в конце Обсерваторской. Палисадники... цветы. Деревья. Ясени, вперемешку с вишнями, абрикосами, яблонями....
В позапрошлом году этот район еще существовал. В этом за него взялись основательно.
Прекрасные, крепкие, старые дома, хозяева которых достойны всяческих почестей, уходят в небытие.
Французский путешественник сер. 19 века писал, что по Ташкенту (русскому) можно ходить, нигде не выходя на солнце!! Другой путешественник , подъезжая к Ташкенту, ехал на тарантасе через сплошной сад-лес и не заметил, что едет уже по гооду!!! Эх, город мой родной...
Ташкентские ворота были построены вместе со стеной, окружавшей город Ташкент в конце X века, и не сохранились до наших дней. Из-за роста города и расширения его границ в 1890 году были разрушены последние ворота. Но некоторые районы Ташкента до сих пор носят их названия.
Ранняя карта Ташкента, 1865 год, на ней изображены стены и ворота
Ворота были частью городского укрепления и были построены вокруг нового поселения вдоль канала Бозсу (берет начало с правой стороны реки Чирчик) на пересечении караванных путей, ведущих с Тянь-Шанских гор. Исторические документы 15 века говорят, что ворота назывались в честь местных племен, каждое из которых было ответственным за охрану определенных ворот.
Ташкент расположен на плодородной и хорошо орошаемой равнине, на дороге от традиционных центров региона Самарканда и Бухары к Сырдарье, за которой издревле лежали владения кочевников. Он был основан за 5-3 столетия до нашей эры в качестве летней столицы державы Кангюй - ее основным населением являлись полуоседлые тюрки. Иными словами, этот оазис, расположенный на границе между скотоводами и земледельцами, стал одним из первых мест, где жители степей переходили к земледелию.
Страна Кангюй держалась достаточно долго, едва ли не тысячу лет, что для той бурной эпохи является достижением. Но в раннее средневековье она была завоевана эфталитами, а затем перешла Тюркскому каганату. По этой причине мы достоверно не можем понять, откуда возникло название города. Но в любом случае, оно происходит от слова 'камень'. И иранское (таджикское) название Чач, и тюркское название Ташкент, по сути, означают одно и то же - 'каменный город'. Хотя, есть альтернативная трактовка, что первое из этих имен идет от древнеиранского слова 'вода'.
Ко времени прихода мусульман Чач представлял из себя отдельное княжество, население было тюрко-таджикским. Здесь имелось несколько десятков городов, сеть из более тридцати мелких оросительных каналов, главный город окружали стены, а внутри стояла внушительная цитадель. После взятия города в 751-м году арабская экспансия здесь достигла своего предела - дальше на восток начинались владения китайской империи Тан.
Но в дальнейшем Поднебесная испытала мощное восстание под руководством таджикского генерала Ань Лушаня, и Ташкентский оазис достался мусульманам. Тут последовательно правили Саманиды, Караханиды и хорезмшахи. Чингисхан взял и разрушил город в 1219-м году, но позднее он был восстановлен, как важный опорный пункт на Великом шелковом пути.
Ташкент был значительным городом в Чагатайском ханстве, а в империи Тамерлана он считался стратегическим форпостом. Именно отсюда стартовали походы Тимура в Золотую Орду, именно сюда он привел войска, когда возвратился с победой. Кроме того, военачальник лечил свои больные ноги в местном целебном источнике и построил мавзолей ташкентскому святому, когда ему помогло.
Когда Тимуриды были выбиты узбеками из Средней Азии, город достался Бухарскому ханству. Впрочем, могучий казахский правитель Есим-хан в начале 17-го века завоевал города по течению Сырдарьи. В дальнейшем его ненадолго вернули, но на рубеже 18-го и 19-го столетий Ташкент был независимым городом-государством, прежде чем его завоевал Коканд.
Впрочем, местные жители в большей степени привечали бухарцев. К тому же, им не нравилось, что узбекские ханства мешают их выгодной торговле с Россией. Правда, воспользоваться этим недовольством соседи не успели - город был завоеван Российской империей при достаточно курьезном случае.
Генерал Черняев, не имевший на это прямого приказа из Петербурга, бросил на штурм свои малочисленные войска, ведомые впереди православным священником. После двух дней напряженных боев была одержана победа, в ходе которой отправился на небо Алимкул - некоронованный правитель Кокандского ханства.
Черняев быстро завоевал расположение местных, ездил без оружия по улицам и базарам, заручился поддержкой духовных лидеров, но был заменен царем, который поставил более управляемого человека. Ташкент, один из крупнейших и богатейших городов Средней Азии на тот момент (но не самый крупный и богатый), из-за транспортной доступности был объявлен центром Русского Туркестана. В дальнейшем он был провозглашен столицей Узбекской ССР и являлся четвертым городом Союза, после Москвы, Ленинграда и Киева.
В середине 19 века ворота были реконструированы Кокандским правителем. Всего в источниках упоминается 12 ворот: Лабзак, Тахтапуль, Карасарай, Сагбан, Чагатай, Кукча, Самарканд, Камалан, Бешагач, Коймас, Коканд и Кашгар. Некоторые из ворот именовались в честь крупного города, в сторону которого они открывались (например, Самарканд дарваза, то есть Самаркандские ворота, были расположены в начале дороги, ведущей в Самарканд). Другие ворота были названы в честь главных улиц города (например, Чагатай дарваза). Ворота были сделаны из сосны, и искусно обрамлены кованым железом. У каждых ворот были помещения для сборщика налогов (закатчи) и для охранника (дарвазабон). Ворота были открыты с рассвета до заката. На ночь они закрывались и охранялись дарвазабонами.
В июне 1865 года русские войска захватили Ташкент. Интересный факт, у русского генерала Михаила Григорьевича Черняева было только 3000 человек, против города с 25 километровой стеной, 12 воротами и 30 000 защитников. Потеряв только 25 человек, после двухдневного сражения русские захватили город. Такой феноменальный успех, скорее всего, объясняется тем, что местная знать и жители Ташкента были не довольны властью Кокандского хана, поэтому они решили сдать город русским войскам.
30 июня 1865 года представители Ташкентской знати принесли 12 золотых ключей от Ташкентских ворот в русский военный лагерь, который располагался неподалеку от Чимгана в предгорьях Тянь-Шаня, приблизительно в 56 милях на северо-восток от Ташкента. Сдача ключей была актом признания победы русской армии над Ташкентом.
После 1867 года военный лагерь в Чимгане стал стационарной акклиматизационной станцией для вновь прибывших из России военных. Во время советской власти в помещениях бывшей акклиматизационной станции был устроен пионерский лагерь и санаторий для лечения туберкулезных заболеваний. Сейчас лагерь переоборудован в зону отдыха, где до сего дня отдыхающие живут в бывших военных казармах. Близлежащую территорию по старой памяти называют 'Двенадцать ключей', хотя немногие помнят этимологию этого словосочетания.
В качестве военного трофея ключи были вывезены в Санкт-Петербург, где они хранились в военном музее им Суворова. В 1933 году они были возвращены в Ташкент. Один из ключей можно видеть в Музеи истории Узбекистана. Остальные хранятся в Национальном банке. Каждый ключ имеет выгравированную надпись с названием определенных ворот и с датой, когда ключ был изготовлен.
Так это место и получило название 'Двенадцати ключей'.
И мы (Родители + Я + Брат) жили в такой вот комнате (одной!) + крошечная веранда, превращённая в спаленку для мальцов во дворе в переулке Лазо 3 по улице Кафанова.
Двор и дом был построен для большой семьи моего Деда - Матвея Иосифовича Бершадского, который был главным инженером хлебтреста УзССР в 1930-х годах. Но во время войны дед пригласил в дворовые постройки эвакуированных беженцев и часть из них так и осталась жить в нашем дворе. Двор был покрыт виноградником и хмелем, а в жаркие месяцы Я поливал всю эту растительность из шланга. Какое блаженство было делать лужи воды, в которые капала с растений чистая вода родного Ташкента. В 1965 году Отцу дали (!) квартиру на 8 квартале Чиланзара, откуда Я ездил на 3 автобусе через весь город в "Успенку" на "Карле-Марле". Представляете??
Письмо неучёному узбеку
Вы даже не потрудились зайти на мою страницу и не узнать, сколько Я сделал для Узбекистана и насколько Я люблю свою малую родину - МОЙ Ташкент.
НО в большей степени Вы обидели меня не отношением ко мне лично, а тем, что Вы утратили тот самый ТАШКЕНТСКИЙ ДУХ - города хлебного, который всегда спасал: и голодающих с Поволжья в 1921 году, и эвакуированных евреев с Украины в 1941 году.
Вы позволили себе высокомерно говорить не только о других национальностях, но и о других религиях, подчёркивая, что Вы - мусульманин. Но если Я спрошу Вас, читали ли Вы Коран, то Вы же опять станете юлить и крутить хвостоязыком! Так какой же Вы мусульманин? Вы, господин хороший, лицемер!
И ещё учтите, что когда в 1924 году Ахумбабаев провозгласил Узбекскую республику, УЗБЕКАМИ называли ВСЕХ жителей - и САРТОВ, и персов (сегодня их называют таджиками), и киргизов (так тогда называли казахов), потому что до этого УЗБЕКАМИ называли только племенных родственников бухарского эмира из династии Мангыт. Поэтому нельзя быть "узбеком по крови", а можно быть из какого-то племени или рода. Вы ещё начните измерять степень узбекскости, как в гитлеровской Германии измеряли степень арийскости.
И врать не надо - Я не обсуждаю политику господина Мирзиява, Я только горюю, что нынешние узбекистанцы потеряли, кажется, дух гостеприимства и мудрости, за что их всегда ценили в Советском Союзе. Спорить с Вами не буду, ибо Вы кажетесь мне ограниченным в знаниях человеком. Что ж, захотите узнать больше об истории мира и нашей с Вами общей родины, заходите на мои страницы.
На карте изображено 6 замков-городов - отсюда - Шашкент.
Более двух тысяч лет назад в долине реки Чирчик зародилась градостроительная культура - прародительница современного Ташкента. Как известно, древнейшие цивилизации зарождались в долинах рек. Вспомним Египет, возникший на берегах Нила, Хараппскую цивилизацию - в долине Инда, Месопотамию, которая располагалась на равнине между Тигром и Евфратом, Маргуш на реке Мургаб. И Древний Ташкент не стал исключением, ведь вода - источник жизни.
На востоке амфитеатром раскинулись Западные отроги Тянь-Шаня, там, где восходит Солнце и откуда берет свое начало река Чирчик, полого спускаясь в равнину ею же и намытую. На правобережье реки высоким уступом нависает Ташкентская терраса в виде лёссовых отложений, край которой мы можем наблюдать и сегодня на Южном вокзале и крутой спуск на Паркентском рынке. По этой же террасе сегодня можно подняться в Экопарке имени Бабура и в Центральном парке имени Мирзо Улугбека. Именно вдоль этого уступа археологами были найдены древнейшие сооружения Ташкента.
Ташкентскую террасу рассекают глубокие лёссовые каньоны древних каналов Ташкента, свидетельствующих об их древности. А какие у них названия! Калькауз (Кей-Кавус), Зах (Заль), Салар, а холмы Мингурик и Шахнишин-тепа в народе называют Афросиаб. Эти названия - имена легендарных правителей и героев Ирана и Турана.
Благоприятные географические условия сыграли ключевую роль в выборе места для проживания первых поселенцев Древнего Ташкента. Плодородный двадцатиметровый слой лёссовых отложений способствовал не только развитию земледелия, - это еще и отличный строительный материал. Древние зодчие формовали из него крупные пахсовые блоки и сырцовые кирпичи, из которых возводили стены и своды храмов, дворцов и гражданских сооружений. В условиях защищенности от влаги, здания из необожженной глины могут простоять тысячелетия. Видимо, - это была одна из причин, по которой здания древнего и раннесредневекового периодов на территории Ташкента возводились на холмах или искусственно поднятых платформах, как это делалось в Шумере при возведении зиккуратов. Искусственные платформы защищали зиккураты от намокания нижних частей строения во время разлива рек.
А началась градостроительная деятельность в Древнем Ташкенте со строительства храма-обсерватории Шаштепа во II в. до н.э., были, конечно, до этого в бронзовом веке и стоянки и землянки, но такого грандиозного сооружения еще не было (здесь мы ограничиваемся территорией современного Ташкента) . Построено здание строго углами по сторонам света - редкий случай в истории архитектуры. Разве что, зиккураты Месопотамии так строили. А какой гармоничный план! Здесь и золотое сечение и святое, в лучших традициях древнего мира. В плане здание - мандала, основа построения древних индийских культовых строений. Есть даже древние тексты Шульбасутра и Грихьясутра - правила возведения алтарей и храмов. Какая география, какие культурные связи!
Какая это была страна? Многие ученые уже давно сошлись во мнении, что на территории Древнего Ташкента две тысячи двести лет назад существовала страна Канг или Кангха, описанная в Авесте, а позже отмеченная и в Шахнаме Фирдоуси. В китайских источниках она известна под названием Кангюй.
На карте изображены авторские графически реконструированные археолого-архитектурные памятники Ташкента древнего и раннесредневекового периодов, на которых проводились масштабные археологические изыскания, которые помогли выявить планировочную структуру зданий. Это Шаштепа, Мингурик, Актепа Чиланзар, Актепа Юнусабад, цитадель Ханабад. Что позволило автору со значительной долей достоверности визуализировать ретроспективный вид строений, привлекая аналогии сходные территориально и по времени функционирования.
Здесь отмечены и другие памятники, сохранившиеся в виде так называемых 'тепа', - холмов, на которых еще не производились значительные раскопки. Археологами тут закладывались шурфы с целью выявления датировки, но они еще ждут своего открывателя. А пока мы их бережно называем Молчаливые холмы, хранящие свою тайну. Месторасположение и названия их даны по археологической карте, представленной в книге Филанович М.И. 'Древняя и средневековая история Ташкента в археологических источниках'.
Изображения животных дополняют картину тех времен. Они взяты с Каунчинских печатей найденных на территории Большого Ташкента, и синхронных времени функционирования строений Шаштепа и Мингурик. Древние жители региона изобразили оленей, архаров, горных козлов, коней и рыб. Тех животных, которых они видели. Остеологический материал, находимый археологами при раскопках многочисленных тепа Ташкента, подтверждает это.
На изображение древнего ландшафта Ташкента наложен каркас современных улиц с целью удобства нахождения памятников в структуре сегодняшнего города. Ярко оранжевым цветом отмечен маршрут бренда 'Древний Ташкент', проходящий по основным улицам города. К примеру, памятники Шаштепа, Актепа Чиланзар и Мингурик объединяют две основные улицы Шота Руставели и Мукими, а от Мингурика до Актепа Юнусабад основу пути составляет проспект Амира Темура.
Карта Древнего Ташкента - это виртуальная реконструкция древнего города, которая имеет своей основной целью сохранение культурного наследия через популяризацию его образов.
Продолжаю делиться корреспонденциями Стремоухова из Ташкента 1879 года.
Избушка близ Ташкента
В нескольких верстах от города Ташкента, центре нашего среднеазиатского управления, над крутым обрывом, среди густой зелени и стройных талов (тополь, прим. В. Ф.), могучих карагачей, урюков и др. деревьев, стоит небольшая русская избушка - это есть преддверие Ташкента. Мимо неё, окаймлённое по обеим сторонам целым рядом тенистых садов, огороженных сплошной глиняной стенкой - причудливым изгибом извивается почтовая дорога ведущая из г. Чемкента (так в тексте, В. Ф.) в Ташкент. Едущим из Оренбурга или Семиречья никак не миновать этой избушки, резко выдающейся своею прочной, правильной постройкой из массы низких, тёмных и неудобных туземных жилищ. Не знаю, как на других, но на меня она произвела в первый раз самое утешительное, радостное впечатление: от него так и веет родною стороной. Невелика она, а между тем для Ташкента значение её немалое: здесь приезжающий испытывает невыразимо приятное, сладостное чувство встречи со знакомыми и родными после долгой разлуки. Здесь же разыгрываются грустные сцены расставания с отъезжающими. Прогулки верхом, катания в экипажах летом и пикники на тройках зимою (в течении каких-нибудь двух недель - долее снег редко продерживается в Ташкенте) имеют целью большей частью всё ту же избушку. Её притягательной силой нельзя удивляться: этому способствуют как положение её на главном почтовом тракте, так и живописность местности её окружающей. С верхушки обрыва можно любоваться великолепнейшим видом на ровную долину, расстилающуюся вокруг города. В особенности весной прелестна эта картина. У подножия обрыва течёт небольшая речка, вдоль неё виднеются многочисленные сады: за ними тянутся поля, расположенные правильными четырёхугольниками и пересечённые целой сетью арыков, блестящими, серебристыми лентами, выделяющихся на ярко-зелёном фоне различных посевов. А далее чернеют глиняные стены кишлаков. Перед избушкой происходит постоянное движение: дорога ни на минуту не остаётся праздною - то двигаются неуклюжие высокие, вечно скрипящие арбы, то длинные вереницы важно выступающих верблюдов, то одиночные всадники, то большие кавалькады. Одним словом, одна картина сменяет другую и поддерживает интерес зрителя.
Н. Стремоухов.
Здесь интересно, что гравюра сделана по фотографии. То есть пейзаж соответствует реалиям того времени. Сегодня, думаю найти это место, практически невозможно. А вообще картинка эта по сути иллюстрация к песне Высоцкого 'Дом'. Хотя вряд ли он её когда-нибудь видел:
В течение многих столетий на огромных просторах Средней Азии изменялись природные, исторические, идеологические условия, господствующие языки, появлялись новые народы в результате переселений, ассимиляции местного населения. Поэтому не следует ожидать единообразия в формировании топонимии Ташкентской области.
В топонимике региона нашло отражение воздействие арамейского (Нана́й), согдийского (Не́вич, Парке́нт), тюркских (Ташке́нт, Аксу́), китайского (Ош), монгольского (Бука́, Дурме́н), арабского (Пап), персидского (Шаш) и славянских языков (Солдатское, Майский) и даже составленные из различных языков гибриды (Красный Аксу́й, Бричмулла́).
По своему происхождению многие топонимы Средней Азии указывают на народы, ранее обитавшие на данной территории. Именно в силу исторических причин здесь обильно представлена ираноязычная топонимия, и до конца XVIII века среди географических названий преобладали таджико-персидские. Имеется вклад в топонимию Средней Азии тохарской культуры, которая не достаточно хорошо изучена, совсем мало изучена топонимия усуней, достаточно изучен монгольский топонимический пласт. Однако, существует мнение, что некоторые топонимы ошибочно приписываются монголам. По мнению исследователей основная масса тюркских названий относится к последним столетиям.
Утверждение коммунистической идеологии на просторах Средней Азии в начале и в середине прошлого XX века внесла свою коррективы в топонимику Ташкента и Ташкентской области. Так многие улицы и площади города вместо названий, данных им людьми, построивших город и живших в нём, получили названия, связанные с революционной или коммунистической тематикой.
Ташкент. Вид площади имени Ленина в 40-е - 50-е годы XX века
Так например, Соборная площадь стала называться Площадью имени Ленина, Кауфманский сквер стал называться Сквером Революции, Кауфманская улица была переименована в улицу Карла Маркса, Московская улица в улицу Энгельса, Ниязбекская улица в улицу Урицкого и т. п., а древняя площадь Эски Джува в старогородской части Ташкента была переименована в Площадь Калинина под предлогом того, что М. И. Калинин посещал эту площадь во время своего визита в Ташкент в 30-е годы прошлого (XX) века. Как пример такого переименования по идеологическим мотивам можно привести изменения названия железнодорожной станции 'Урсатьевская', построенной в Голодной степи, на Хаваст.
Наименование улиц и других объектов в начале тридцатых годов XX века в Ташкенте можно посмотреть на приводимой карте Ташкента (его центральной части) 1932 года. Так например, здание церкви Сергея Радонежского на Пушкинской улице на карте 1932 года называется 'Клуб металлистов'.
Ташкент. Центральная часть. 1932 год
В настоящее время после получения Узбекистаном независимости в связи с изменением господствующей идеологии - по Ташкенту, как и по Ташкентской области, и по всему Узбекистану в целом (в меньшей степени) прокатилась новая волна переименований[1]. В первую очередь эта волна затронула явно идеологизированные наименования типа 'Площадь имени Ленина' (ставшей Площадью Независимости - 'Мустакиллик Майдони') или 'Площадь Калинина', которой вернули древнее название - 'Эски Джува', а улица Энгельса получила новое название - улица Амира Тимура - Амир Темур кучаси, когда в начале этой улице в Cквере имени Амира Темура был установлен скульптурный памятник этому знаменитому среднеазиатскому полководцу и завоевателю.
Однако и наименования местности или населенных пунктов, которые до прихода в Среднюю Азию европейского (в основном славянского) населения просто не существовали или не имели устойчивого названия, например, ж/д станция 'Урсатьевская', поселки 'Славянка', 'Андреевка', построенные русскими переселенцами на голом месте, на землях, выкупленных за деньги у местных землевладельцев и сохранявшие благополучно свои имена, 'полученные при рождении', все советское время, также получили новые названия. По-видимому, такие действия по переименованию имеют своей целью 'немного подкорректировать' историю края в определённом направлении.