Бершадский Владимир Евгеньевич : другие произведения.

3 - Яфето-семитское происхождение империй

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Каждая империя, состоящая из многих племён, нуждается в едином языке управления. И таким языком в ЕВРазии стал семитский язык Библии

  Яфетическая теория языков Н. Марра и В. Бершадского
  
  •
  https://scontent.fsdv3-1.fna.fbcdn.net/v/t1.6435-0/p235x350/71234842_108173210584199_4093017315266789376_n.jpg?_nc_cat=110&ccb=1-3&_nc_sid=09cbfe&_nc_ohc=u0jiQfLucDwAX8bZPQj&_nc_ht=scontent.fsdv3-1.fna&tp=6&oh=e989924d6e5451fd7a52c01b0475d5f3&oe=60CDCEA5
  Все языки мира делятся на 2 раздела:
  Что такое АРХЕОЛИНГВИСТИКА и чем она отличается от официальной "лингвистики"
  Стол - преСтол князя, короля, царя, императора
  Стол обеденный
  Марр и Сталин - пишет В. Бершадский
  Что такое яфетические языки
  Почему Марр назвал эти языки "яфетическими"
  Яфетические языки - государствообразующие языки
  Содержание
  Содержание учения[править | править код]
  Некоторые положения "Нового учения о языке"
  Яфетические языки
  Владимир Бершадский и его теория шемитских, яфетических и родоплеменных языков ЕВРазии.
  Классовая сущность языка[править | править код]
  Происхождение языка по Марру
  [править | править код]
  Изменение языка
  Семантические изменения
  Марризм и другие лингвистические учения
  Адекватность[править | править код]
  Период государственной поддержки[править | править код]
  Утверждение учения[править | править код]
  Попытки борьбы с марризмом[править | править код]
  После Марра[править | править код]
  Последнее наступление[править | править код]
  Разгром марризма[править | править код]
  Оценка[править | править код]
  См. также[править | править код]
  Примечания[править | править код]
  Литература[править | править код]
  Ссылки[править | править код]
  
  
  Все языки мира делятся на 2 раздела:
  I . Семитские и яфетические языки; китайские языки; корейский и японский языки, персидские языки, языки Индии и Пакистана, построенные на искусственном же языке "санскрит"... Интересны здесь диалекты единого языка Полинезии, где были примитивные государства на Таити, Фиджи Эти языки созданы искусственно, как создают коды для шифрограмм, для функционирования государств.
  II. Автохтонные, родо-племенные языки. Например, в Дагестане несколько десятков отдельных языков - в каждой долине - свой язык. Такое же положение - у племён Новой Гвинее, Австралии, у южно-американских индейцев.
  Археолингвистика рассматривает этимологию только семито-яфетических языков.
  Я отдаю на откуп традиционным лингвистам изучение и теории происхождения языков II группы.
  Что такое АРХЕОЛИНГВИСТИКА и чем она отличается от официальной "лингвистики"
  Археолингвистика
  Чтобы установить истинную историю (архисторию), т.е. максимально приблизиться к истине (а конечную истину не может знать даже очевидец, ведь говорят - "врёт, как очевидец"), нужны факты, доказательства.
  Доказательства могут быть:
  Археологические - т.е. артефакты, предметы, имеющие доказанную датировку (чем древнее предмет, тем больший разброс в датах его создания);
  Архивные - документы и не одного, а нескольких авторов;
  Археолингвистические
  С первыми двумя всё ясно.
  А как с третьими?
  Археолингвистика - это АНАЛИЗ сравнительной семантики ("знаковых смыслов") слов, звучащих фонетически близко (этимология - см. Этимоло-гический словарь Фасмера - в нём приводится сходное по ЗВУЧАНИЮ слова из разных языков, подтверждённых АРХИВНЫМИ и археологическими мате-риалами) + семантика (смысл, мыслеформа, картинка сознания), подтвер-ждённая знаниями из археологии и архивистики.
  Археолингвистика отличается от официальной сравнительной лингвистики тем, что при сравнении слов языков ЕВРазии, делаются сравнения и с семит-скими языками, чего официальная лингвистика никогда не делает, боясь того, что сразу вскроется и фонетическая, и семантическая близость словокорней яфетических языков ЕВРазии со словокорнями - шорешами святых языков иврита и арамита. Почему такое сравнение не делали доморощенные лингво-филолухи, объяснять надо? Если одним словом, то это слово - "антисеми тизм"!
  Традиционная лингвистика также занимается сравнительными исследованиями, но при этом сравнивает языки ТОЛЬКО внутри определённых семей. Аксиома традиционалистов в том, что языки не могут взимодействовать, если они нахо-дятся в разных семьях, на разных "ветвях" "древа языков".
  Вот это условное "древо языков":
  
  
  
  https://stmedia24.ru/wp-content/uploads/2018/03/drevo_yazykov_02_03_18.jpg?fbclid=IwAR3tl6bGmiHGiu1CXUOuh4GLY1cgA3WivR-c7VbqW_DCjQ89tYes8PdsU-I
  
  
  
  Археолингвистика же не только допускает взаимодействие языков с разных "веток", но и сделала вывод из сравнительных словарей соответствий, что государствообразующие (яфетические) языки имеют от нескольких до 100% (в русском языке) слово-корней первых языков мировой цивилизации - ак-кадского, шумерского, эламского, хараппского, чжоусского, и других древ-нейших языков древних цивилизаций.
  
  Так, русский язык на 100% построен из словокорней аккадо-шумерского языка и его прямых потомков - ▬ семитских языков Библии (Танаха) - древнееврейского (иЪврита) и арамейского языков. Другие ЕврАзийские цивили-зационные языки (английский, немецкий, славянские языки) также имеют большие слои корней древних языков ЕВРазии ( см. своды из 200 наиболее употребительных слов - "списках Сводеша")
  
  Почему же т.н. традиционная лингвистика (КОМПАРАВИСТИКА и СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ; Сравнительно-историческое языкознание, также лингвисти́ческая компаративи́стика) НИКОГДА не упоминает о семитских словокорнях?
  ▬ Да из-за господствующего до сих пор в академической науке антисемитизма и юдофобии, из-за которых в языковых ВУЗах практически отсутствует преподавание иврита (первого языка Библии! ), а лингвисты никогда не оспаривают "по-научному" археолингвистов, ограничиваясь грубым lie-м и голым отрицанием, что "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!"
  
  Наша общая беда и беда всей человеческой культуры состоит в том, что академические лингвисты, прекрасно зная о многочисленных контактах евреев с другими народами, о том, что тысячу лет единственной книгой европейцев была священная Библия на святом древнееврейском языке , про-должают пользоваться своей дурацкой аксиомой, не изучая словокорни ив-рита! Не дай Бог "высунуться", нарушить тишину консервативного храма науки! Тогда уже ничего хорошего не жди: будешь вечно непризнанным со всеми вытекающими отсюда последствиями ▬ лишишься должности и жа-лования!
  
  С Божьей помощью, мне удалось создать 4 словаря соответствий иврита и арамейского языков с русским (РИЭСС - Русско -ивритский этимологиче-ский словарь соответствий), английским, тюркским, японским языками и начал словари соответствий иЪврита с другими языками ЕВРазии (см. сайт http://world.lib.ru/b/bershadskij_wladimir_ewgenxewich/ ).
  Если вы ещё раз посмотрите на древо языков, то там, где написано "НОСТ-РАТИЧЕСКИЙ", нужно было написать "НИЧЕГО".
  
  
  Ностратическая теория исходит из того, что у ВСЕХ языков мира был один пра-язык.
  
  Однако, это не так. Учёные ностратики, находя общие слова в очень далёких языках (например, "мен - я" в тюркских языках и "man" - человек" в английском языке) объясняют это тем, что был некогда один общий пра-язык. Однако ностратики НИКОГДА не сравнивают эти общие слова с ивритом, арамитом, потому, что эти всеобщие слова имеют семитское происхождение и распространялись по миру при помощи общерелигиозных представлений при помощи всемирных священных книг - Библии и Корана.
  
  Археолингвистика же исходит из того, что ТОЛЬКО государствообразующие ЯФЕТИЧЕСКИЕ языки вырастают из древних аккадо-шумерских ИСКУССТВЕННЫХ языков и их прямых потомков - словокор-ней иЪврита и арамита.
  Исключениями являются китайские и персидские языки, которые имеют собственные кодовые книги. Думаю, что много собственных слов придумали греческие и латинские учёные, хотя и в последних языках есть словокорни семитских языков (см. Имена эллинских и древнеримских богов).
  
  Моя задача, как русского археолингвиста, показать русскому читателю связь русского языка и семитских языков. Ту же самую задачу решили независимо от меня Н.Н. Вашкевич, В. Шнейдер, И. Палхан, С. Колибаба (https://proza.ru/avtor/shibolet1947).
  
  А за изучение иврита с 1919 года была предусмотрена уголовная статья вплоть до расстрела.
   Антисемитизм ("антиевреизм") и антиизраилизм в СССР, начиная сконца 1940-х годов достиг высшего пика идиотизма в 1967 году - в дни шестидневного освобождения Палестины Армией обороны Израиля.
   И эта юдофобия, к сожалению продолжает влиять даже на современных русских этимологов и лингвистов.
  
  В ХХ веке изучение иврита в СССР, да и в современной РФ-ии было нулевым.
  
  Н.Н. Вашкевич пришёл к связи русского и семитского через прекрасное знание арабского языка - он был военным переводчиком в 1970-х в Египте и Йемене и успел заразиться там крайней формой юдофобии.
  
  Святыми в Талмуде названы 4 языка:
   иврит, арамейский, греческий, латинский. И, естественно, что языки, использующие этимоны этих святых языков, также являются святыми.
  Так, русский язык, на 100% состоящий из словокорней иврита и арамита, является святым языком. Отсюда - понятия "СВЯТАЯ Русь", название страны у Ивана Грозного и Курбского - "ИЗРАИЛЬ" !! Вы этого не знали? А ведь это исторический факт (Переписка царя Иоанна Грозного и князя Курбского). Но вы можете признать русский язык святым только в случае, если вы понимаете, что словокорни русского языка состоят из этимонов 4-х святых языков.
  
  Греческий (Эллинский {אל הנה / Эл инэ = "Бог вот"} или койнэ -от קונה /конэ - "покупатель, Бог, Хозяин " - торговый и культур-трегерский язык Средиземноморья) был, наряду с арамейским, госу-дарственным языком в империи Александра Македонского и его на-следников, а ромейский (от רום /ром - "Высокий" - Roma - г. Рим)- в Римской империи. Ромеями называли себя византийцы.
  Арамейский же язык, а не персидский, был государственным в древ-неперсидской империи Ахеменидов.
  Доказано , что к арамейскому тесно примыкает арабский язык, кото-рый, как и первые три языка, был разработан сирийскими риторами предположительно в Дамаске для писания новой Священной книги для постоянного чтения (קוראן /коран - "читающий, чтение") и для функционирования аппарата вновь созданного государства -халифата, для которого нужен был государствооразующий язык. Впо-следствии, этот язык был назван "арабским" - от ивритского корня ערב /Арав - "запад". Т.е. АРАБский язык был разработан на основе арамейского в Дамаске, который находился к ЗАПАДУ от столицы ха-лифата - Багдада. Поэтому изучение арабского языка, как потомка Священных языков, также важно, как и изучение иврита, арамита, греческого и латинского языков.
  Точно также для государства Великий Эль (или Великий тюркский каганат в VI веке н.э.) был разработан древнетюркский (древнеуйгур-ский, староузбекский-чагатайский).
  Этот же язык вкупе с древнрееврейским был и в государстве Арканус, неправильно называемым "Хазарским каганатом".
  Точно также для Аварского каганата был разработан т.н. "Ханаанский язык", ставший позднее предком славянских языков, в т.ч. и Великого русского языка, ставшего государственным в Русском каганате IX века и в Великом княжестве литовском с XIII по XVIII век, а также в Великом княжестве московском и в Московском государстве, называвшемся при Иване Васильевиче Грозном - Израиль!
  
  Я помню себя в 10 лет - Я уже начал читать довольно сложные книги, начав с Детской энциклопедии, но параллельно - моей настольной книгой был краткий Энциклопедический словарь. Но если вы хотите понимать ЭТИМОЛОГИЮ, НЕДОСТАТОЧНО знать русский язык даже на уровне Ожёгова или даже Даля, нужно разбираться в иврите, в арамите, греческом и латинском языках, нужно досконально знать письменную историю ЕВРазии, особенно то, что происходило в Евразии в эпоху т.н. "Тёмных веков". Например, Я узнал о существовании Великого тюркского каганата (великого Эля) и Хазарского каганата только в конце 1980-х годов, когда появились книги Л.Н. Гумилёва .
  
   А недоучки шишкаловы и до сих пор об этом не знают, поэтому все исторические факты полностью игнорируют.
  Шишкаловы никогда не упоминают о древних государствах Шумера и Аккада, о Великом Эле, об Аварском 300-летнем каганате, о 300-летнем Арканусе (неправильно - Хазарский каганат).
  
   Поэтому в их писаниях и присутствует фантастические историйки об ариях, украх, атлантах, русичах.... Они - эти "шишкаловы" (у всех национальностей есть такие же "шишкаловы") в упор не видят реальной истории, никогда не изучают никаких иностранных языков и возмущаются словарём Фасмера, по которому ВСЕ русские слова имеют происхождение не от гипотетических ариев или укров, а от других языков ЕВРазии (напомню, что Фасмер хорошо показывает общность т.н. индоевропейских языков, но никогда не упоминает семитских языков, даже арабского!!).
  
  Шишкалов выдал:
  все национальные языки используют ассоциативно - образное мышление. Т.е. берём слово (как набор звуков или запись) и в связи с данным словом у нас в памяти возникают образы которые мы относим к данному слову. Мы на основе ассоциаций что-то обобщаем. Т.е. это стол, за ним сидят.
  ------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  А вот для средневекового московита или литвина, говорившего на средневековом словенском языке ("руском" - с одним с) "стол - это такое кресло с высокой спинкой, на котором сидит князь". Чтобы не путать два "стола" второе понятие превратилось в преСтол и стУл.
  Но эти два слова пишутся по разному НА ИВРИТЕ и видно разница в этих понятиях:
  
  Стол - преСтол князя, короля, царя, императора
  פרע סתעל / прэа стаъл // прэ стол - "פר плодоносный бык + + פרע 1. воздавать, метить; 2. оплатить долг; 3. бушевать, грабить + + סת свят Господу ++ על Всевышнему + + תעל канализировать {высокая спинка престола} + + סע - энергичное, бурное движение в воздухе (204/231 ) "
  
  Стол обеденный
  סטל / стал (ср. вСтал \ בסטל ) - "סט сойди с пути {ср. стан \ סטן} ++ роса (образ чистоты) ++ ягнёнок [טלה] (образ чистой еды) ++ передвигать, перебрасывать [טלטל]"
  
  סטו על / сто аъл // сто ол = "סט сойди с пути {ср. стан \ סטן} ++ ягнёнок его; ++ высокий {стол на ножках - колоннах (סטו - колонны)}"
  
  То же самое - "стул" \ סטו על / сту аъл // сту ол = "סט сойди с пути его, они сошли с пути {и сели отдохнуть на стульях} ++ высокий {стул на ножках - колоннах (סטו - колонны)}"
  
  Стул (дефекация)
  סתעול / стул - "סת свят Господу {что естественно, то угодно Богу, то небезобразно} ++ תעול подвержен канализации [תעל]"
  
  
  
  
  Мы можем не говорить, что он из себя представляет и что за ним делают. МЫ ЭТО ВИДЕЛИ и на основе ассоциативно-образного мышления себе всё в своей памяти представили. Так воспринимает информацию и китаец, и папуас, и еврей с русским. Ещё раз -- слово как бирка, а к нему некоторая связанная с данной биркой информация.
  
  
  Как строился первый искусственный язык (Аккадский):
  1) Вначале каждому дню месяца был присвоен свой знак. Этих знаков было 30. Это был т.н. "Угаритский алефбет".
  2) Каждому знаку был указан свой сектор бытия.
  3) Финикийцы-семиты, а затем евреи сократил количество знаков до 22 - это было священное число - произведение двух священных чисел = 7 и Пи. Бытие было разделено на 22 сектора.
  4) Затем каждому знаку были присвоены звуковые тоны, причём некоторые буквы имели двойное, а то и тройное звучание, к примеру: א ▬▬► А, Э, О; ב ▬▬► Б, W .... פ ▬▬► П, Ф; כ ▬▬► К, Х; ח ▬▬► Кх (гортанное); ת ▬▬►Т, С; ש ▬▬► Ш, С .....
  5) Затем была построена кодовая таблица (силлабарий) двух-буквенных силл (слогов), где каждой ячейке были присвоены определённый набор значений - http://world.lib.ru/b/bershadskij_wladimir_ewgenxewich/231vorota-462-x.shtml ;
  6) И только потом был построен корневой словарь трёх-буквенных словокорней;
  7) Именно из трёх-буквенных и двух-буквенных словокорней строились слова ЯФЕТИЧЕСКИХ ЯЗЫКОВ ЕВРазии - ГОСУДАРСТВООБРАЗУЮЩИХ языков. Ведь, каждому государству был необходим язык, который был бы развитым, имел бы древнюю божественную историю, достаточно слов, чтобы развивать технику, науку, торговлю, учёт, дипломатию, чёткое командование армиями.
  8) Основой такого яфетического языка была Библия на древнееврейском и арамейском языках, которая является священной книгой и иудеев, и христиан разных толков, и мусульман, которые на основе Танаха написали Коран на родственном арамейскому - арабском языке.
  9) К примеру, все слова русского языка построены именно из словокорней древнееврейского и арамейского святых языков Бога Единого. Эти же словокорни во множестве, где больше, где меньше, находятся в яфетических языках Евразии.
  10) Научная терминология Европы была основана на двух святых языках - греческом и латинском. По Талмуду (трактат Сота) святыми (священными) признаются 4 языка: греческий, который хорош для песен; Латинский, который хорош для войны; арамейский, который хорош для плачей; древнееврейский лашон а-кодеш (иъврит), который хорош для бесед.
  Никола́й Я́ковлевич Марр (груз. ნიკოლოზ იაკობის ძე მარი; (25 декабря 1864 (6 января 1865), Кутаис - 20 декабря 1934, Ленинград) - российский и советский востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф и археолог, академик Императорской академии наук (1912), затем академик и вице-президент АН СССР. После революции получил громкую известность как создатель "нового учения о языке", или "яфетической теории".
  Марр и Сталин - пишет В. Бершадский
  • Марр был великим учёным, но и великим мистификатором и, главное, он ловко и умело подделывался под тогдашних вождей - сначала Троцкого, потом - под Зиновьева и Каменева, потом - под Сталина.
  •
  • Марр в 1915 году опубликовал работу, где показывал связь кавказских языков с семитскими. В 1920-е годы показывать такую связь, значило уже делать намёк на то, что и тов. Сталин-ДжугаШВИЛИ - не "грузин" или "осетин", а самый настоящий кавказский ЕВРЕЙ. Ведь, слово ДжуГаШвили, написанное ивритскими буквами, это - יהו גאה שבי לי = "Богом Ягу + высокопоставлен, гордый, спесивый, великий + роди (дословно "садись") мне". Да и вы сами знаете, что ВСЕ грузинские фамилии, с окончанием "ШВИЛИ", - это фамилии грузинских евреев. Кстати, Сосо Павлиашвили - это Иосиф Павлиашвили - потомок Павла. Саакашвили - "потомок Исаака - Саака".
  • \
  • Да, так вот о Марре (кстати, якобы "шотландец" Марр - מרר / марр - "горький" - это потомок испанских этнических евреев - марранов, которые изведали ГОРЬКУЮ участь в Испании и Португалии).
  •
  • Марру очень и очень "повезло", что он успел умереть в 1934 году (до убийства Кирова) на пике своей рабочее-крестьянской славы.
  • И ещё18 лет существовал его институт, где ученики Марра (в основном, евреи) даром ели свой лингвистический хлебъ и "сидели" в бюджете Академии Наук (в которой, как известно из Александра Сергеевича, заседает "князь дундук" - калмыцкий князь Дондуков). Ну и, конечно, в конце концов, они были разоблачены тов. Джугашвили - великим отцом всех лингвистов и всех историков, а затем большинство из них были стёрты в лагерную пыль, а марризм, как учение, было объявлено ложным и запрещено. И тут Я тов. Сталина вполне поддерживаю (за исключением, конечно, "лагерной пыли").
  ===================================================================
  https://liconism.com/images/documents/1023/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%80%20%D0%A2.%201%20%D0%AD%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%8B%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1%8F%D1%84%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8.pdf
  В 1933 г. Академия Наук СССР и Государственная Академия истории материальной культуры отмечают сорокапятилетие научной* деятельности одного из виднейших своих сочленов - академика Николая Яковлевича Марра. Крупнейший советский ученый мирового масштаба, Н. Я., за время своей совершенно исключительной по творческой интенсивности и научной значимости исследовательской работы, которая после Октября приобрела еще более значительные темпы и размах, проложил своими трудами новые пути в ряде общественных наук.
  
   Начав свою работу на научном поприще с изучения древнеписьменных. языков Кавказа, Н. Я. явился основателем навой отрасли науки - армяно-грузинской ФИЛОЛОГИИ.
  
   исторический подход к языку, присущий Н. Я. с самого начала его научной деятельности, побуждал его к изучению языка в связи с общественным сознанием и всей совокупностью общественных отношений, в первую же очередь- в связи с историей материального производства.
  Как историк, Н. Я. не замкнулся в рамках обособленной лингвистики и интенсивно занимался разработкой смежных с нею отделов науки.
  
  Выявив основные отличия языков Кавказа и обозначив их систему особым условный термином "яфетические языки", Н. Я. подходил к ним, в процессе их изучения, как к одному из важнейших исторических источников.
  
   Последовательная, не знающая компромиссов, постоянно самокритически проверяющая себя в процессе даль нейшего изучения материалов, глубокая и революционная научность изысканий Н. Я. находит свое лучшее выражение в повседневно проводимом им единстве теории и практики, в разнообразных Формах его долголетней педагогической, общественно политической и научно-организационной работы.
  
   Здесь имя Н. Я. стадо синонимом лучшего передового советского деятеля науки - ученого-революционера.
  
   В непосредственной связи с различными этапами многогранной ученой и общественной деятельности Н. Я. стоит организапия и функционирование целого ряда крупнейших научно-исследовательских учреждений вашей страны, из числа которых достаточно назвать Кавказский историко-археологический институт (ныне Закавказский Филиал Академии наук СССР), Яфетический институт (ныне Институт языка и мышления), Государственную Академию истории материальной культуры, инициатором, организатором и почти бессменным руководителем которых он является с первых дней их основания.
  ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  И куда же исчезли эти институты после 1950 года?
  
  Фасмер, также, как и Марр, сначала боялся Гитлера, потом Сталина. В результате этой трусости получился сей словарь.
  Марр получил поддержку и финансирование сначала у Троцкого, а потом у Сталина, т.к. и Марр, и Сталин считались "грузинами".
  
   После революции Марр стал приспособленцем и пропагандировал т.н. пролетарскую яфетическую лингвистику, но, с другой стороны, он учил тогдашних шишкаловых, что все слова в мире происходят от 4-х корней: Рош, Бер, Сал и Йон и ни один тогдашний шишкалов не смог догадаться, что эти слова - просто напросто Имена Господа Бога в еврейской каббале.
  А если б тогдашние шишкаловы обладали знаниями иврита, они смогли бы догадаться об этом, и Марр закончил бы свои дни не в постели, а у стенки с намазанным зелёнкой лбом. Но сталинский гнев всё равно в 1950 г. настиг и мёртвого уже к тому времени Н. Марра, и живых его учеников из Яфетического института, которые отправились в ГуЛаг и превратились там в лагерную пыль.
  
  Я считаю себя как бы продолжателем Н. Марра дореволюционного, а не послереволюционного. Поэтому Я по новому развиваю идею Н. Марра о яфетических (государствообразующих) и не-яфетических (общинно-племенных, автохтонных) языках ЕВРазии. На том стоит и стоять будет русская археолингвистика!
  
  то, что сделал Марр до революции и заслуженно был возведён в академики при царе, вовсе не ерунда. Его работа о семитских корнях в картвельских языках вполне обоснованна. Именно за это Сталин и шельмовал Марра, ибо его работа намекала на еврейские корни самого Иосифа ДжугаШвили (Джу \ Jew - Иудей), и это было не приемлемо в СССР конца 1940-х - 1953 гг. Но Сталин воспользовался приспособленческой теорией Марра о грядущем всемирном пролетарском языке, а это было модно в 1920-х годах, когда грезили о Мировой революции по Троцкому. "Счастье" Марра, что он скончался в 1934 году и ему устроили пышные похороны. А если б он дожил до 1949 года, то его бы обвинили в космополитизме и в том, что он агент Джойнта. Впрочем, в этом как раз обвиняли учеников Марра с соответствующими последствиями - 10 и 25 лет в ГуЛаге, где они и превратились в лагерную пыль. . Как пел Юз Алешковский - https://www.youtube.com/watch?v=g1Yy66rAjyc
  
  Что такое яфетические языки
  Термин "яфетические языки" ввёл великий лингвист, но и не менее великий мистификатор Николай Марр (см. http://world.lib.ru/b/bershadskij_wladimir_ewgenxewich/3-gorkaja_zagadkamarrarazgadana.shtml :
  
   Почему Марр назвал эти языки "яфетическими"
  
   Обратимся к Библии.
   Многие знают библейский миф о Ноевом ковчеге. Меньше людей знают, что у Ноя (Нуха) было три сына:
   1. Сим [שם / Шем - "1. Имя Божье; 2. делатель - от שם / сам - корень [שים / Сим - "делать, класть, положить (начало), превращать"]"],
   2. יפת / Яфет - "1. красивый 2. хороший 3. годный"
   3. Хам \ חם = "тёплый, горячий, жаркий",
  
   За неблаговидный поступок Ной проклял сына Хама - Ханаана \ כנען = "торговец"), а Сима и Яфета благословил так:
   • Берешит (Бытие) 9:26: "сказал: благословен Господь Бог Симов; .... ... ...
   • да распространит Бог Яфета, и да вселится он в шатрах Симовых;
   " ▬► --------------------------------------------------------------------------------------------
   Понятно, что потомство Яфета ("индоевропейцы и тюрки") широко распространилось по ЕВРазии.
   Но что означают слова "да вселится он в шатрах [בְּאָהֳלֵי] Симовых" или "в шатрах Шема будет жить он"?
  
  Слово [בְּאָהֳלֵי] / бале фонетически напоминает слово [בעלי] / баъли - "хозяин мой, муж мой, обладатель мой"
  
   Cлово "шатёр" - אהל / аэл напоминает слова אל / Эл - "Бог сила божья", אהה / аэ // Эа - "любить" (Эа - "добрый бог шумеров, создавший человека и научивший человека ремёслам") и "85/231 - הל / ал - "Быть ярким, сиять; хвалить (Бога)".
   Слово "אהל / аэл" напоминает об Элладе \ אהל לדה / аэл леда = "Шатер (где) родила (мать)" ------► ср. "родился греческий святой язык под небом Эллады" - в шатре Шема.
  
   Следовательно Яфет и его потомки находились под шатром Шема (Сима), под влияние симитской культуры.
   И действительно, как свидетельствует археология, культуру письма, алфавит, а следовательно и основы языка принесли на территорию Эллады, на берега Эгейского "моря лоцманов" (הגאי / агаи // эгей - "лоцман, кормчий") кормчии симитов - финикийцев из колен Исраэля - Ашер (אשר /ашер - "ходящий" ▬► עברי / иври // еврей - "переходящий границы-потоки, реки, морские течения") и Звулон (в переводе - "храмовник").
  По древнегреческим мифам культуру в Элладу, на Пелопоннес принёс некий царь Кадм \ קדם / кедем // кадм - "1. давным давно; 2. восток" (Иония находится на восток от балканской Греции, а Финикия - на юго=восток).
  
   Именно поэтому Марр и назвал языки, состоящие из словокорней семитских языков Шема (Сима) - яфетическими языками!
  
   Яфетические языки - государствообразующие языки
  
  
   Семитские этимоны в современных языках ЕВРазии находятся
   - от Ирландии до Японии включительно - в языках многих стран мы встречаем "гебраизмы", ( а "гебры" - от корня העברי / аъиври // gebre (так назван в Торе Авраам - Быт. 14:13) - это сильные, одолевающие ангела гебреи \ גברי - носители гебраизмов, пересекая все границы, оплодотворяя [עבר / ибер // ивер -----► Иберия/ Иверия - "оплодотворённые ибреями - семитами ("Semita" - путь, тропа - лат., שבילי / швили - "тропа моя" - иврит)"] местные народы, как это и завещано Израилю в книгах Пророка Исаии ( 42, 49...) и других книгах Библии.
  
  
  
   Было бы весьма затруднительно перечислить все достижения исследовательской работы Н. Я. В ряде случаев вопросы им разрешались впервые, до него никем не затронутые. Результатов в любой из тех отраслей знания, в области которых работал Н. Я., совершенно достаточно для того, чтобы быть навеки закрепленным на почетных страницах истории на\ ки. Трудам Н. Я. на долгие годы обеспечено внимание и"актуарное значение не только в узком кругу ученых специалистов, но и в широких передовых слоях советской общественности. Наиболее, однако, крупным вкладом в науку является языковедная' работа Н. Я. Именно здесь, на базе впервые им вовлеченного в научный оборот огромного количества ношх Фактов основано грандиозное здание нового учения о языке, известного в широких кругах под условным и имеющим сейчас лишь историческое значение названием "яфетической теории". Создание нового учения о ялыке, разрушающего идеалистические и вульгарно-материалистические "теории" буржуазных лингвистов, бесспорно является одним из круши йших успехов нашей советской науки, которая и в области языкознания оставляет далеко позади себя науку агонизирующего капиталистического мира. Новое учение о языке-сущность и основная магистраль всех сторон научной деятельности Н. Я. Оно резюмирует все то, что он добыл за свою почти полувековую исслед< вательскую жизнь, посвященную разработке по языковым мате] налам разнообразных п] облем истории человечества. "Яфетическая теория" привела, в процессе ее развития, Н. Я. V N в лагерь диалектиков-материалистов, и ее дальнейшее развитие переключилось в русло маркспстско-ленииской лингвисшки. Новое учение о языке, выросшее из недр буржуазного языкознания, не только стало в процессе своего развития его антитезой, оно диалектически снимает его и вплотную подходит к позициям марксизма-ленинизма, доказывая в отношении многих основных шведов и методол тических установок на огромнейшем материале лингвистических данных то, что было предвосхищено гениальными классиками марксизма-ленинизма в их высказываниях по вопросам языка. 11а примере горпкапятилетней исследовательский деятельности Н. Я., на опыте истории развития новою лингвистического учения сн< ва оправдала себя основная тенденция диалектики науки к переходу на высшую ступень обобщения, тс переходу на точку зрения диалектического материализма, к практическому союзу с революционным пролетариатом, борющимся за новое бесклассовое коммунистическое общество - тенденция, отмеченная еще в 1885 г. Ф.Энгельсом в отношении естествознания, но имеющая значение универсальное. Желая сделать научные результаты и исследовательские пути Николая Яковлевича Марра достоянием широких масс трудящихся и в первую очередь открыть доступ к ним для все растущих в нашей стране кадров работников языкового строительства многочисленной братской семьи народов Советского Союза, Академия наук СССР и Государственная Академия истории материальной культуры решили отметить юбилей крупнейшего лингвиста современности изданием собрания его избранных сочинений. Необходимость подобного из 1ания вряд ли нужно доказывать, так как уже сейчас труды Н. Я. служат необходимым источником и важнейшим пособием для советских языковедов и историков и всех тех, кому приходится по характеру своей работы иметь дело с лингнистическими материалами. Вокруг этих исследований появилась уже целая литература, включающая в себя и труды яФетидологической школы Н. Я. и критику многочисленных др\зей и врагов нового учения о языке. Спрос на книги по."новому учению" о языке увеличивается с каждым годом, однако перевалившие уже за полтысячи названий и все пополняющиеся новыми труды Н. Я. давно стали практически недоступными для широких кругов читателей, так как в значительной своей час(и они рассеяны ио различным трудно находимым изданиям. Даже многие крупные специальные научные библиотеки не только не имеют полного- их комплекта, но часто лишены и основных его работ, уже прекра!ившихся в библиографическую редкость. Первая попытка помочь читателю, собрав воедино некоторые из работ Н. Я., показынак.щие пройденные с 1адии пути и современные проблемы "нового Зчения" о языке, была сделана самим автором. В 1926 г. он выпустил в серии
  
   -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  
  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B5
  
  Новое учение о языке (сам его создатель Николай Марр называл его "новым учением об языке"[1]), известное также как яфетическая теория, теории стадиальности, яфетидология или марризм - псевдонаучная теория происхождения, развития и "классовой сущности" языка, с конца 1920-х до 1950 года пользовавшаяся государственной поддержкой в СССР.
  Опирается на множество произвольных и недоказуемых утверждений и относится к псевдонауке[2].
  
  Содержание
  • 1Содержание учения
  o 1.1Некоторые положения "Нового учения о языке"
   1.1.1Яфетические языки
   1.1.2Классовая сущность языка
   1.1.3Происхождение языка
   1.1.4Изменение языка
   1.1.5Семантические изменения
  o 1.2Марризм и другие лингвистические учения
  o 1.3Адекватность
  • 2Период государственной поддержки
  o 2.1Утверждение учения
  o 2.2Попытки борьбы с марризмом
  o 2.3После Марра
  o 2.4Последнее наступление
  • 3Разгром марризма
  • 4Оценка
  • 5См. также
  • 6Примечания
  • 7Литература
  • 8Ссылки
  Содержание учения[править | править код]
  
  
  Н. Я. Марр
  Кавказовед, археолог и историк Николай Марр (1864-1934), не имевший собственно лингвистического образования, с 1912 года академик Санкт-Петербургской императорской академии наук (после революции - Российской), в ноябре 1923 года выступил с "Новым учением" (отдельные идеи которого высказывал и раньше, ещё в 1900-1910-е годы).
  "Революционность" и масштабность его утверждений, а также вполне реальная репутация Марра как выдающегося кавказоведа и полиглота сделали его теорию привлекательной для большого числа представителей интеллигенции 1920-х годов, его называли "гением" и "Велимиром Хлебниковым науки" (в 1915 году Хлебников издал основанную на "математических законах времени" книгу предсказаний "Битвы 1915-1917 гг.: новое учение о войне").
  Кроме того, Марр претендовал на изучение таких сложных вопросов, которыми в то время практически никто из учёных ещё не занимался (происхождение языка, доисторические языки человечества, связь между ними, первобытное мышление, доязыковые средства коммуникации)[источник не указан 138 дней]. Многие вполне естественно принимали принципиально недоказуемые (но, тем самым, и принципиально неопровержимые) утверждения "единственного специалиста" в этой области на веру.
  Некоторые положения "Нового учения о языке"
  [править | править код]
  Яфетические языки
  [править | править код]
  Согласно учению Марра, существуют так называемые "яфетические языки" (по имени Иафета, третьего сына Ноя).
  ------------------------------------------------------------------
  См. Быт. 9:27
  =======================================
   Содержание этого понятия менялось.
  Сначала они толковались как языковая семья.
  К такой семье Марр относил языки Кавказа, - прежде всего свой родной грузинский язык, который обычно советовал изучать своим ученикам, а также другие картвельские; позже к ним добавились различного рода изоляты, вроде бурушаски, и некоторые скудно сохранившиеся языки древности.
  Впоследствии яфетические языки трактовались как присутствующая во всём мире стадия развития языка, связанная с классовой структурой общества.
  Первоначально Марр объяснял повсеместность яфетических элементов миграцией народов, но позже счёл её исконным явлением.
  
  Так, латинский язык в Риме якобы был языком патрициев, а языком плебеев - некий яфетический язык;
   язык басков, угнетённого меньшинства в Испании - яфетический.
  Диалекты армянского языка (согласно традиционной точке зрения, индоевропейского), обнаруживающие некоторое количество поздних грузинских заимствований, объявлялись яфетическими, в отличие от литературного армянского - языка социальной элиты.
  ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  Владимир Бершадский и его теория шемитских, яфетических и родоплеменных языков ЕВРазии.
  
  Понимание термина "яфетические языки" у Бершадского существенно отличается от понимания яфетизма у Марра.
  
  Вот, как трактует термин "яфетические языки" Н. Марр :
  ===========================================================
  
  
  Классовая сущность языка[править | править код]
  Язык имеет классовую природу, являясь "надстройкой" над базисом - социально-экономическими отношениями; возможно выделить стадии языка, связанные со стадиями развития экономических отношений: первобытно-общинным строем, рабовладельческим строем, феодализмом, капитализмом, а следовательно - должен возникнуть новый язык коммунистического общества. Это будет "новый и единый язык, где высшая красота сольётся с высшим развитием ума".
   Наиболее примитивным этапом считаются изолирующие языки, высшим - флективные языки, в процессе перехода от стадии к стадии формируются части речи и грамматические категории.
   Марристы {1920-40-х годов} пытались установить относительную хронологию возникновения частей речи (имя, затем местоимение, затем глагол и т. п.).
  Происхождение языка по Марру
  [править | править код]
  • Язык произошёл от "трудовых выкриков" в результате "звуковой революции" и связан с началом трудовой деятельности человека. Ему предшествовала кинетическая (жестовая) речь.
  •
  • Все слова всех языков имеют общее происхождение (моногенез), а именно от "четырёх элементов" - изначальных трудовых выкриков САЛ, БЕР, ЙОН и РОШ (первоначально "не имевших никакого значения" и использовавшихся в магических целях); так называемая "лингвистическая палеонтология" может возвести любое слово к одному (или нескольким) из четырёх элементов. Это утверждение сочеталось с теорией изначальной множественности языков - несмотря на общий характер четырёх элементов, разные социальные группы придавали им разное значение. Способы выведения слов из "четырёх элементов" не носили сколько-либо строгого характера, на практике разрешались типичные для любительских упражнений в этимологии произвольные замены и перестановки звуков, отбрасывания частей слов (отождествлялись и возводились к элементу РОШ слова к-рас-ный, эт-рус-ки, русы, рыжий, фр. rouge, нем. roth и мн. др.).
  •
  Изменение языка
  [править | править код]
  • Праязык не может делиться на несколько новых языков; языки могут только скрещиваться; соответственно, учение о генеалогической классификации языков несостоятельно, а все языки представляют собой продукт скрещивания. Традиционным семьям языков в марристской терминологии примерно соответствуют либо стадии, либо сложившиеся в результате процессов скрещения "системы" (языки "романо-германской" или "турецкой системы"), вместо одиозных для марристов слов "индоевропейский" и/или "индоарийский" иногда употреблялся предложенный В. И. Абаевым термин "прометеидские языки". При этом общность "системы" не означает максимального материального сходства - русский язык "по пластам некоторых стадий" оказывался у Марра ближе к грузинскому, чем к любому другому славянскому.
  •
  • На некотором этапе общественного строя некоторые языковые элементы должны встречаться во всех языках ("единство глоттогонического процесса"): так, su у всех народов когда-то значило "вода".
  •
  • Язык может преобразовываться до неузнаваемости "социальным взрывом"; например, немецкий язык - это преображённый сванский язык (также относящийся к картвельским и тем самым к "яфетическим").
  
  Семантические изменения
  [править | править код]
  • В лингвистической палеонтологии заметную роль играют изучавшиеся традиционными лингвистами с 1880-х годов (хотя тогда ещё сравнительно мало разработанные) законы семантических изменений, абсолютизированные и подававшиеся как значительное открытие лично Марра. Например, из хорошо известного принципа переноса слов на предметы аналогичной функции (перо птицы → стальное перо, стрелять стрелами → стрелять пулями) Марр выводил, что в каждом языке название собаки должно переноситься на оленя, а затем на лошадь, потому что они (якобы) сменяли друг друга в качестве основных ездовых животных.
  •
  • Большую роль в истории языка играет первобытная мифология и тотемные названия племён, постепенно превращаясь в нарицательные имена; следы "тотемного мышления" Марр видел даже в таком явлении, как написание существительных в немецком языке с больших букв (в действительности оно появилось в XVI-XVII веках).
  •
  Марризм и другие лингвистические учения
  [править | править код]
  На общую концепцию марризма (идея стадиальности, некоторые положения о связи мифа и языка) повлияли прежде всего основатели лингвистической типологии Фридрих Шлегель и Вильгельм фон Гумбольдт, затем литературоведы и антропологи более позднего периода - Александр Веселовский, Люсьен Леви-Брюль, а из лингвистов - критики младограмматического направления (по терминологии Марра - "диссиденты индоевропеизма") вроде Гуго Шухардта. Проблема скрещения или "смешения" языков всерьёз дискутировалась многими лингвистами начала века, включая И. А. Бодуэна де Куртенэ и К. К. Уленбека, а затем получила развитие в идее "языковых союзов" (разумеется, о полной отмене принципов традиционного сравнительно-исторического языкознания и генетической классификации при этом речь не шла).
  Адекватность[править | править код]
  Конкретные положения, выдвигаемые Марром, либо не подкрепляются доказательствами, либо опираются на совершенно не выдерживающие критики утверждения; обширный материал экзотических языков, использовавшийся им и производивший большое впечатление на непрофессионала, содержит множество ошибок, натяжек и прямых вымыслов. Труды Марра отличаются запутанностью изложения, постоянным переходом с темы на тему, некоторые пассажи невозможно понять (не случайно наиболее последовательно его теория изложена не им самим, а Мещаниновым в книге "Введение в яфетидологию" 1929 года). Иногда это связывают с психическим заболеванием Марра[3]. Наряду с этим в его трудах высказаны и мысли о важности синхронного изучения языка, лингвистической типологии, социолингвистики, ряд верных конкретных наблюдений, которые очень сложно выделить из совершенно неудовлетворительного с научной точки зрения контекста.
  Период государственной поддержки[править | править код]
  Утверждение учения[править | править код]
  Интерес крупных чиновников советской науки и образования к марризму обозначился уже вскоре после его появления. Среди ведущих деятелей нарождающегося советского просвещения, поддерживавших "Новое учение о языке" в 1920-е годы - А. В. Луначарский, М. Н. Покровский, П. И. Лебедев-Полянский, В. М. Фриче, В. Я. Брюсов (упоминающий "яфетидов" в одном из последних стихотворений). С 1927 года не кто иной, как А. Я. Вышинский, бывший тогда ректором МГУ, требовал внедрения марризма в преподавание.
  Эта тенденция встретила ответное движение со стороны главного теоретика "Нового учения", притом что до революции он никаких левых убеждений не проявлял. С конца 1920-х годов он начал вставлять в свои труды ссылки на Маркса и Энгельса (порой совершенно механически притянутые: например, он говорил, что "палеонтология речи предсказана самим Марксом" и приводил длинную цитату из Маркса, где речь шла о палеонтологии в обычном смысле). С этого же времени Марр утверждал, что его учение является истинно "марксистским языкознанием", а традиционное сравнительно-историческое языкознание - "буржуазной наукой", что учение об индоевропейских языках - идеологическая поддержка колониализма и расизма (миф о том, что якобы признание романской, германской или славянской языковых общностей означает выделение соответствующих рас, охотно приписывался без каких-либо оснований марристами своим оппонентам и в 1920-е годы, и в конце 1940-х). Марр и марристы долго замалчивали тот факт, что на самом деле Энгельс, написавший несколько лингвистических работ, придерживался вполне традиционных взглядов на языковое родство, на происхождение языков и не увязывал языковые явления с классовой и политической борьбой в обществе. К концу 1930-х годов, впрочем, некоторые противоречия между Марром и Энгельсом стали одним из немногочисленных официально утверждённых "недостатков" работ самого Марра, которые его последователям можно было критиковать, не доходя до полной дискредитации теории - например, утверждения Марра о классовой природе языка в первобытном обществе (согласно основоположникам марксизма, это общество было доклассовым). Непременной принадлежностью поздних статей Марра и особенно его учеников начала 1930-х гг. являются многочисленные крайне грубые выпады (в основном политического характера) против реальных и воображаемых противников.
  В 1930 Марр выступил с докладом на XVI съезде ВКП(б) и вскоре после этого был принят в Коммунистическую партию - единственным из всех академиков Императорской АН. После этого новое учение о языке уже не просто получало частную поддержку отдельных руководителей, но активно пропагандировалось в СССР и внедрялось как единственная классово верная теория. В ленинградских вузах (университете, а в 1931-1937 ЛИФЛИ) студентов учили раскладывать слова "лошадь" или "адмиралтейство" по "четырём элементам". Многие серьёзные лингвисты игнорировали теорию (А. А. Реформатский говорил: "Я не марровец и не антимарровец, я а-марровец") или ограничивались чисто формальными ссылками на "новое учение". С уничтожающей критикой марризма выступал в эмиграции Н. С. Трубецкой, в целом же зарубежная наука, несмотря на нередкие поездки Марра в Западную Европу и пропаганду им своих теорий, обходила "новое учение" почти полным молчанием.
  В то же время вокруг Марра сложилась "школа" пропагандистов псевдомарксистских лингвистических лозунгов (функционеров-карьеристов, "молодых специалистов" из рабочих, представителей национальных окраин и т. п.), порой не имевших никакого языковедческого образования и занимавшихся не исследованиями, а шельмованием оппонентов марризма, которым предъявлялись прямые политические обвинения (в "троцкизме", "буржуазной контрабанде", "поповщине") без какой-либо попытки научной дискуссии. Но вместе с тем сочувственно к отдельным положениям марризма относились и некоторые квалифицированные, ищущие учёные, такие, как Н. Ф. Яковлев, Л. П. Якубинский и другие.
  Попытки борьбы с марризмом[править | править код]
  В конце 1929 года с особым резко критическим докладом против "нового учения" выступил видный советский лингвист Е. Д. Поливанов, не получивший поддержки коллег: последовавшая за этим докладом организованная травля Поливанова, оказавшегося в Средней Азии (впоследствии он был там арестован и расстрелян в Москве) стала первым признаком того, что марризм стал навязываемой сверху доктриной.
  Новая попытка организованной профессиональной оппозиции "новому учению", боровшейся за истинно "марксистское языкознание" (при этом сохранив некоторые положения Марра) - группа "Языкофронт" Т. П. Ломтева, П. С. Кузнецова и других, создавшая даже собственный научный институт - уже к 1932 была подавлена марристами.
  После Марра[править | править код]
  В 1937-1938 годах жертвами репрессий стали как критики марризма (Е. Д. Поливанов, Н. Н. Дурново, Г. А. Ильинский, лидер "Языкофронта" Г. К. Данилов), так и активные "проповедники" нового учения (В. Б. Аптекарь, С. Н. Быковский, Л. Г. Башинджагян).
  После смерти Марра (1934) и особенно в 1940-е годы лингвисты, позиционировавшие себя как его ученики и продолжатели (И. И. Мещанинов, С. Д. Кацнельсон, М. М. Гухман и др.), фактически отбросили одиозные черты "нового учения", отказались от навешивания политических ярлыков и развивали в русле вполне научных исследований лингвистическую типологию, теорию синтаксиса, описание малых языков народов СССР. Обычным для этого периода стало чисто декларативное сохранение некоторых положений Марра, которые объявлялись "недостаточно разработанными" у основоположника; представленные у него откровенно фантастические положения приписывались не Марру, а неким неназываемым его "вульгаризаторам". В этот период, после окончания публикации начатого ещё при жизни Марра пятитомника, фактически прекратилось переиздание его трудов: выходившие пособия ограничивались лишь избранными цитатами. Однако на ряд ненаучных положений Марра (происхождение языка из "диффузных выкриков", отрицание традиционных языковых семей) его последователи так и не решились посягнуть, пусть даже "яфетические языки" понимались уже чисто географически как языки Кавказа, а конкретный поиск "четырёх элементов" в словах современных языков прекратился. Многие появляющиеся в это время работы (в том числе таких выдающихся лингвистов, как Л. В. Щерба и В. М. Жирмунский) эклектически сочетали отдельные идеи "яфетидологии" с традиционной лингвистикой, что не лучшим образом сказывалось на их уровне. Подобный путь развития марризма был предсказан ещё Поливановым в конце 1920-х годов (и он даже дожил до начала осуществления своих прогнозов).
  Последнее наступление[править | править код]
  В рамках борьбы с космополитизмом немногочисленные идейные пропагандисты "нового учения", такие, как Ф. П. Филин (сам в 1940-е годы фактически не пользовавшийся в своих работах положениями марризма) и Г. П. Сердюченко, начали в конце 1948 года новую кампанию против мнимых проводников "буржуазных теорий" в языкознании. В соответствии с новым духом времени марризм защищался уже как "отечественная" теория, особо критиковалось использование зарубежных достижений науки (вплоть до простых ссылок). Нападкам политического характера подверглись практически все крупные лингвисты (В. В. Виноградов, Д. В. Бубрих, умерший во время проработок на рабочем месте 30 ноября 1949 года и др.) и даже многие последователи Марра, включая самих Мещанинова и Яковлева (стремясь обезопасить себя, они присоединились к кампании Филина и Сердюченко, причём Мещанинов в основном признавал собственные ошибки, а Яковлев почти не отставал от главных "погромщиков" в обличительном пафосе). Труды Марра в обязательном порядке начали изучаться как основные в вузах и даже некоторых школах, было запрещено указание на традиционное родство языков, были прекращены всякие исследования по сравнительной и сопоставительной грамматике, возобновилось требование анализа по четырём элементам и т. п. В начале 1950 года была проведена сессия АН СССР, посвящённая 15-й годовщине смерти Марра, а к антимарристам стали применяться меры вплоть до увольнения с работы (С. Б. Бернштейн, Б. А. Серебренников, подготовлялось увольнение П. С. Кузнецова и др.). Эта кампания была неожиданно остановлена "сверху" и приняла прямо противоположный оборот.
  Разгром марризма[править | править код]
  См. также: Марксизм и вопросы языкознания
  
  
  "Сессия отделений общественных наук Академии Наук СССР, посвященная годовщине опубликования гениального произведения И. В. Сталина "Марксизм и вопросы языкознания"". Издательство Академии наук СССР, 1951 г. Твердый переплет, 224 стр. Тираж: 10 000 экз.
  В разгар нового наступления марризма в мае-июне 1950 года на страницах газеты "Правда" была проведена открытая дискуссия об этом учении, в ходе которой получили возможность высказаться не только сторонники официального учения, но и его противники (равным числом публикаций были представлены обе стороны, а также занимающие компромиссную позицию). Дискуссию открыла 9 мая резко антимарристская статья А. С. Чикобавы и во многом задала ей тон, указав лингвистам на принципиальную возможность таких высказываний. Кроме Чикобавы, с антимарристских позиций выступали Л. А. Булаховский, Г. А. Капанцян и Б. А. Серебренников.
  На заключительной стадии дискуссии с отдельной работой "Марксизм и вопросы языкознания" (основная часть опубликована 20 июня, в июле и августе появились дополнения к ней - четыре ответа конкретным корреспондентам) выступил И. В. Сталин. За двадцать лет до того речь Сталина на XVI съезде ВКП(б), содержащая некоторые марристские положения и непосредственно предшествовавшая докладу самого Марра, сыграла большую роль в канонизации "нового учения". Теперь же Сталин (консультантом которого был Чикобава) подверг "новое учение о языке" жёсткой критике, указал на антинаучность его положений и на чисто механическую связь его с марксизмом; читателя А. Холопова, осмелившегося обратить внимание Сталина на его собственное высказывание двадцатилетней давности о том, что новый язык будет "не великорусским, не немецким, а чем-то другим", Сталин назвал "талмудистом и начётником". В качестве альтернативы было предложено сравнительно-историческое языкознание, развивавшееся дореволюционными русскими лингвистами в соответствии с теорией немецких младограмматиков.
  После появления труда Сталина, ссылки на которого стали обязательными во всех работах по языкознанию[источник не указан 1089 дней], марризм был официально заклеймён как антинаучное учение и сошёл со сцены. Десятки лингвистов разных направлений - как советских, так и зарубежных, в том числе не испытывающих симпатий к сталинизму, - единодушно расценили это событие как избавление советской лингвистики от гнёта абсурдных идеологизированных теорий. Однако процесс оздоровления советской науки не мог идти гладко по условиям времени. Пострадал ряд конкретных лингвистических направлений, разрабатывавшихся Мещаниновым и коллегами, прежде всего лингвистическая типология и семантика. К соответствующим идеям и персоналиям, помимо справедливой научной критики, активно применялись те же проработочные ярлыки, которые исходили раньше из марристского лагеря (в том числе "космополитизм"), не всегда оппоненты марризма (прежде всего Виноградов) смогли удержаться от сведения счётов. Однако никаких политических и судебных репрессий к бывшим марристам не применялось (хотя на протяжении трёх лет они не могли публиковать ничего, кроме "покаяний" в своих ошибках), а главный официальный преемник Марра, И. И. Мещанинов, не был ни уволен с работы в Институте языка и мышления, ни исключён из Академии наук СССР. Работы лишились некоторые "неразоружившиеся марристы", в том числе Яковлев (впоследствии психически заболевший), это же коснулось и последователей Марра вне лингвистики (например, литературоведа и исследователя мифологии О. М. Фрейденберг); некоторые лингвисты, такие как С. Д. Кацнельсон, были вынуждены искать работу в провинции.
  После XX съезда КПСС в 1956 году и либерализации общественной, в том числе и научной жизни, обсуждение "нового учения о языке" стало неактуальным. К новым обстоятельствам быстро приспособились прежние яростные пропагандисты марризма (тот же Филин, ставший в начале 1960-х годов членом-корреспондентом АН, а в дальнейшем возглавлявший Институт русского языка и журнал "Вопросы языкознания" вплоть до смерти в 1982 г.).
  В послесталинском доперестроечном СССР сведения по истории марризма и дискуссии о нём, по понятным причинам, бытовали, главным образом, в неформальном общении лингвистов и филологов. Некоторое оживление интереса к марризму имело место в период перестройки, поскольку и взлёт, и падение "нового учения" были связаны со сталинизмом и личностью Сталина, в то время активно обсуждавшимися.
  Оценка[править | править код]
  Марризм, совершенно несостоятельный с научной точки зрения, тем не менее привлёк известное внимание учёных к исследованию синхронных закономерностей языка, социолингвистики, языковой типологии, невозможности ограничиваться сравнительно-исторической проблематикой. Государственная поддержка этого учения затормозила развитие советской лингвистики; этот феномен можно сопоставить с лысенковщиной.
  См. также[править | править код]
  • Мичуринская агробиология
  Примечания[править | править код]
  1. ↑ Алпатов В. М. История одного мифа. Марр и марризм. - М., 1991. - С. 27.
  2. ↑ Алпатов В. М. Марр, марризм и сталинизм // Философские исследования. - 1993. - Љ 4. - С. 271-288.
  3. ↑ Н. С. Трубецкой. Письмо к Р. О. Якобсону от 6 ноября 1924 г. (Письма и заметки Н. С. Трубецкого, М., 2004, с. 74-75); И. М. Дьяконов. Книга воспоминаний; В. М. Алпатов. История одного мифа; Д. Э. Харитонович. Феномен Фоменко
  Литература[править | править код]
  • Марр Н. Я. Избранные работы: В 5 т. - М.; Л., 1933-37.
  • Марр Н. Я. Вопросы языка в освещении яфетической теории. - М., 1933. (тематически структурированный "цитатник" из работ Марра; переиздано под названием "Яфетидология" с приложениями и послесловием: М.: Кучково поле, 2002, ISBN 5-86090-049-X)
  • Марр Н. Я. Происхождение терминов "книга" и "письмо" в освещении яфетической теории // Книга о книге. - Л., 1927. - Љ 1.
  • Мещанинов И. И. Введение в яфетидологию. Л., 1929.
  • Кузнецов П. С. Яфетическая теория. М.-Л., 1932.
  • Против вульгаризации и извращения марксизма в языкознании. Т. 1-2. М., 1951-1952.
  • Thomas Lawrence L. The linguistic theories of N. Ja. Marr. - Berkeley, California, 1957.
  • L'Hermitte René. Marr, marrisme, marristes: Science et perversion idéologique; une page de l"histoire de la linguistique soviétique. - Paris, 1987. - ISBN 2-7204-0227-3.
  • Алпатов В. М. История одного мифа: Марр и марризм. - М., 1991 (2-е изд. 2004). - ISBN 5-354-00405-5.
  • Алпатов В. М. Марксизм и марризм (заметки неисторика) // Восток. 1992. Љ 3.
  • Алпатов В. М. Марр, марризм и сталинизм // Философские исследования. - 1993. - Љ 4. - С. 271-288.
  • Горбаневский М. В. В начале было слово: Малоизвестные страницы истории советской лингвистики. - М.: Изд-во УДН, 1991. - 256 с.
  • Velmezova E. Les lois du sens. La sémantique marriste. - Genève, 2007.
  • Алымов С. С. Три этюда о "марризме" в советской этнографии // Этнографическое обозрение. 2008. Љ 6.
  • Алымов С. С. Космополитизм, марризм и прочие "грехи": отечественные этнографы и археологи на рубеже 1940-1950-х годов // Новое литературное обозрение. 2009. Љ 97.
  • Politics and the theory of language in the USSR 1917-1938. The birth of sociological linguistics / Ed. by C. Bradist, K. Chown. L.: Anthem Press, 2010.
  • Герасимов И., Глебов С., Могильнер М. Гибридность: Марризм и вопросы языка имперской ситуации // Новое литературное обозрение. 2017. Љ 144.
  Ссылки[править | править код]
  • Алпатов В. М. Марр, марризм и сталинизм
  • Алпатов В. М. Актуально ли учение Марра?
  • Десницкая А. В. Н. Я. Марр и задачи исторического языкознания
  • Добренко Е. А. Споря о Марре
  • Дружинин П. А. Последствия сессии ВАСХНИЛ для филологической науки (секретная докладная записка ленинградских лингвистов в ЦК ВКП(б))
  • Дружинин П. А. Яфетические зори в Российской академии наук (критическая рецензия на монографию Б. С. Илизарова "Почётный академик Сталин и академик Марр")
  • Леушин М. Сталин и Марр: три архивных документа (текст и анализ нескольких писем, связанных с "Новым учением о языке", в том числе переписка Сталина с Марром)
  • Сухов С. В. Новое учение о языке Н. Я. Марра как историко-лингвистическое явление
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"