Аннотация: Ташкент в 1865 году. История повторится!
МШИ
Шжшшшшж
ШаШи.
Ю. СОКОЛОВ
ашкеит
ташкентцы"
о ссия
ИЗДАТЕЛЬСТВО "УЗБЕКИСТАН"
ТАШКЕНТ-1965
9(С)13
С59
Ответственный редактор
доктор исторических наук, профессор
М. Г. ВАХАБОВ
Соколов Ю. А.
Ташкен,ташкентцы и* Россия, (Отв, ред. М. Г, Вахибов). Т., "Узбекистан"". 1965. 190 стр. Тир,* 10 000.
9(С)13
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАСЛУГИ СУДЯТСЯ НЕ ПО ТОМУ, ЧЕГО НЕ АЛЛИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯ- ТЕЛИ СРАВНИТЕЛЬНО С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕ- БОВАНИЯМИ, А ПО ТОМУ. ЧТО ОНИ АЛЛИ НОВОГО СРАВНИТЕЛЬНО СО СВОИМИ ПРЕД- ШЕСТВЕННИКАМИ,
В. И. Ленин. Соч., т. 2, стр. 178.
I
I. КРАТКИЙ ОЧЕРК РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ С РОССИЕЙ
Два этапа развития торговых отношений Средней Азии с Россией. Причины утраты приоритета в них Срелней Азии. П ротекционистская политика России по отношению к Средней Азии. Значение связей с Россией для народов Средней Азии и России.
Международные хозяйственные и политические отношения проявлялись уже в глубокой древности. Они присущи всякому развитому обществу, достигшему соответственно высокого уровня хозяйственного, общественного и политического развития.
Среднеазиатские народы не представляли в этом отношении исключения. Их торговые меновые отношения с сопредельными народами и кочевьями возникли еще в период родового строя. Однако общественно-важное значение и широкий объем они приобрели только с развитием классового рабовладельческого общества и особенно с конца I тысячелетия до н. э. В это время среднеазиатские районы стали играть важную роль в развитии сухопутного транзита товаров международной торговли из стран Востока на Запад. Через среднеазиатскую территорию прошел древнейший прямой торговый караванный путь из Восточной Азии и Индии к Средиземному морю, а несколько столетий спустя Средняя Азия оказалась уже в центре мировых торговых путей сообщения. Через ее территорию пролегли важнейшие караванные дороги, соединявшие Восток и Запад, Юг и Север.
Это имело огромное значение для роста среднеазиатских городов, оказавшихся на путях международной торговли. Они были вовлечены в международный торговый обмен и быстро вырастали в экономически развитые торгово-ремесленные центры, а энергично формировавшееся городское купечество вскоре овладело международным тран
5
зитом по территории Средней Азии, а отчасти, и за ее
пределами.
Все это благоприятствовало развитию связей среднеазиатских городов с зарубежными странами Востока и Запада и, в частности, со странами Восточной Европы, связи с которыми в зарубежных отношениях Средней Азии издревле заняли особое место. Они представляли собою отношения между двумя мирами оседлости, соединенными друг с другом единым евразийским кочевьем, которое они замыкали с двух сторон - с юго-востока (среднеазиатский согдийско-бактрийский мир оседлой культуры) и с северо- запада (восточно-европейский мир славянской оседлости- Придонье, Поднепровье, верхнее Поволжье и т. д.).
С развитием городской жизни и государственности в России отношения Средней Азии с Восточной Европой расширялись, крепли и становились обоюдными. Они особенно усилились в XI-XII вв. в период, когда вся Средняя Азия, восточный Иран, Закавказье и обширные территории к северу от Гиндукуша вошли в состав огромной среднеазиатской феодальной империи Хорезмшахов. Энергично стремясь к дальнейшему расширению, это государство настойчиво продвигалось в сторону Восточной Европы. Оно колонизировало Поволжье и оказалось в непосредственной близости к восточным рубежам русских княжеств.
Столичный центр хорезмийской державы - город Ургенч стал подлинными воротами Востока в Восточную Европу. Через него тогда пошел почти весь поток товаров международной торговли из Средней Азии, Индии, Китая, частично Ирана в Киевскую Русь и в Новгородские земли. Через них товары Востока попадали на рынки Прибалтики и Центральной Европы. Через Ургенч на рынки Востока шли товары из Европы1.
На восточно-европейском рынке Хорезм выступает поставщиком продукции развитого среднеазиатского, в частности, хорезмийско- го, ремесленного производства - ткацкого (ткани хлопчатобумажные и шелковые), металлообрабатывающего и др., а также транзитной международной торговли из Индии и Китая. В Россию шли яркие шелковые ткани, ювелирные изделия, благородные металлы, драгоценные камни, дорогое оружие, прянности, мускатный орех, продукты садоводства и т. д. В Восточной Европе хорезмийскне купцы приобретали продукты бортничества (мед, воск), охотничьего, лесного и зверобойного (моржовый клык) промыслов, а также лен и льняные ткани. Важное значение в торговле Восточной Европы имели изделия русского металлургического производства, особенно ору-
6
Основной торговой магистралью Хорезма был водный Волжский путь, на котором находились важнейшие торговые центры того времени - города Итиль (Астрахань) и Казань. Волга как важнейший водный торговый путь была известна в то время на всем мусульманском востоке. "По ней,- писал Якут ибн Абдуллах, арабский путешественник и писатель XII века,-"проезжают купцы до Вису", т. е. до земель славянского племени Весь, обитавшего по водоразделу между волжскими притоками и притоками Ладожского и Онежского озер "... и привозят (оттуда) во множестве шкур бобров и соболей и белок". Торговый путь находился полностью в руках купечества Хорезма.
В начале XIII в. государство Хорезмшахов пало, его уничтожили орды Чингиз-хана (в 1220-1221 гг.), которые разрушили крупнейшие города и хозяйственные центры страны. В развалинах остался и Ургенч. Значительная часть населения среднеазиатских городов была вырезана, оставшиеся в живых оказались в жесточайшем угнетении. Тяготы чингизхановского вторжения усугублялись безудержным произволом охранных отрядов завоевателей, не гнушавшихся систематическим ограблением населения подвластных им районов.
Разгром Хорезмийского государства чрезвычайно ослабил торговые связи Восточной Европы со Средней Азией. А захват и разорение внуком Чингиз-хана Батыем целого ряда русских княжеств (в 1236-1243 гг.) и организация джучидского государства - Золотой Орды, государства враждебного и Руси и Чаготаеву улусу (чингизид- скому государству в Средней Азии), окончательно нарушили традиционные связи Средней Азии с Восточной Европой. Экономическое разорение и политическое угнетение - непосредственные последствия завоевания, свели на нет активность обеих сторон и, несмотря на поощрительные меры золотоордынских ханов, стремившихся оживить транзитную международную торговлю, в интересах обогащения своей казны, торговля оставалась незначительной.
Некоторое возрождение хозяйственных отношений Средней Азии с Восточной Европой произошло лишь в последней трети XIV в. Этому содействовало начавшееся
жейного. По свидетельству выдающегося хорезмийского ученого- энциклопедиста Ал Бируни (XI в.) оружейная сталь и кольчуги русского производства были самого лучшего качества.
7
оживление экономической жизни обоих районов, явившееся результатом постепенного преодоления экономических последствий захвата их завоевателями Чингиз-хана.
В Средней Азии такое оживление было стимулировано возникновением твердой центральной государственной власти и притоком огромных средств в страну в эпоху Тимура, При жизни Тимура среднеазиатский Мавераннахр (долины Зеравшана, Кашка-Дарьи и Сурхан-Дарьи) получил основное условие для возрождения хозяйственной активности городов - мирное существование. Развитие ремесла и торговли, рост активности экономически более сильных верхов городского посада, градостроительство (памятники архитектуры Самарканда, Шахрисябза, Бухары этой эпохи являются лучшими образцами средневекового зодчества Средней Азии), восстановление внешнеторговых связей (Тимур и сам активно включался в международную торговлю, организуя торговые караваны, которые направлялись на Русь) и неизменно сохранявшаяся тяжесть условий жизни трудовых масс оседлого населения - характерные черты внутренней жизни Средней Азии этого времени.
Возрождение экономической жизни на Руси явилось непосредственным результатом героических усилий всего русского народа, который сплоченными силами восстанавливал хозяйство и экономику страны, создавая этим реальные предпосылки к решительной борьбе за освобождение от иноземной зависимости. Объединив свои силы, сцементированные воедино Московским княжеством, русский народ нанес в 1380 г. решительный удар по Золотой Орде, разгромив золотоордынскую рать на Куликовом поле. В наступивший вслед за этим период ослабления орды, умело используя с помощью московских князей феодальные распри в среде завоевателей, русский народ сбросил в 1480 г. золотоордынское господство, освободился от иноземного владычества и уверенно пошел по пути экономического и политического укрепления русского независимого Московского государства.
Между тем возрождение активности экономической жизни Средней Азии было явлением временным и скоропрошедшим. После смерти Тимура (начало 1403 г.) на всей территории его владений началась жестокая борьба за наследство Тимура. Почти на столетие Средняя Азия была увлечена тимуридами в пучину тяжелой и изнурительной для народа феодальной распри, которая создавала благо
8
приятную обстановку для активизации сил наиболее реакционных групп светских и духовных феодалов, так как в их среде искали себе поддержку большинство тимуридов.^
Убийство Халил-Султана, внука Тимура, который с согласия горожан овладел столицей империи городом Самаркандом (в 1405 г.) и пытавшегося править, соблюдая интересы посадского населения, а также убийство Улугбека (1449 г.), внука Тимура, единственного ученого-мыслителя на тимуридском троне, активного поборника научного прогресса и светского образования, действовавшего в этом отношении объективно в интересах широкого круга передовых, экономически активных слоев местного общества, являлись актами огромного политического смысла. Они предвещали наступающее господство в стране мрачных сил феодально-клерикальной реакции. И оно действительно наступило после разгрома и уничтожения последних поборников движения к прогрессу - феодальной группировки Абдуллы-хана, группировки, стремившейся к реставрации в стране времен Улугбека.
Приход к власти ставленника реакции Абу-Саида (1451 г.) открыл новый период войн феодальных войн за расширение власти реакционеров в стране; Абу-Саид сумел подчинить себе и своему окружению большинство земель на Среднем Востоке; силы реакции добились безраздельного господства, и как следствие удачных результатов объединенных действий феодальной власти, среди верхов феодального сословия начал развиваться феодальный сепаратизм. После смерти Абу-Саида сепаратизм феодалов еще более усилился. Страна постепенно раздробилась на множество мелких недружественных друг другу тимуридских владений. Занятые междоусобной борьбой, ти- муриды не заботились об экономическом возрождении страны, игнорировали интересы производительных слоев горожан и поселян, истощали поборами подвластное им население.
Потеря государственной целостности, неблагоприятные условия для развития хозяйственной деятельности, отсталость форм государственной жизни, утверждение безраздельного господства реакционной идеологии, решительно запрещавшей развитие светских знаний и науки и полностью регламентировавшей правила поведения и быт населения, обнищание и тяжелое бесправное положение народных масс, то есть общий упадок государственной,
9
хозяйственной и культурной жизни среднеазиатского населения - таков печальный результат победы феодально- 1лерикальной реакции. По отрицательному влиянию ее на жизнь среднеазиатского общества XV в. она сопоставима
с нашествием Чингиз-хана.
Мало изменилась обстановка в стране и в первой половине XVI в. Более 12 лет тянулись ожесточенные войны тимуридов с внедрявшимися (с 1500 г.) в Среднюю Азию дешт-и-кипчакскими1 племенами. Возглавлявшая их феодально-племенная знать захватила власть, изгнав тимуридов из Средней Азии, и основала свое государство во главе с династией Шейбанидов. Однако успокоение в стране не наступило. Трижды пришлось отражать нашествие войск Сефевидского Ирана, пытавшихся проникнуть в Среднюю Азию, продолжались многочисленные межплеменные столкновения, сопровождавшие формирование узбекского государства Шейбанидов - Бухарского ханства.
Таким образом за трехсотпятидесятилетний период истории народов Средней Азии от завоевания Средней Азии Чингиз-ханом и до возникновения на территории бывших тимуридских владений более или менее централизованного Бухарского ханства население городов и селений переживало тяготы почти непрерывных войн и феодальных усобиц и трудилось в сложных условиях военного времени. Это мешало восстановлению и развитию экономического потенциала страны. XIII-XVI вв.- самый трудный для
1 Д е ш т-и-К и п ч а к (Кипчакская степь)-термин, применявшийся в Средней Азии XVI в. для наименования степных пространств, простиравшихся к северу от р. Сыр-Дарьи. Населенные различными племенами кочевников тюркоязычных по языку, они пополнились в XIII веке контингентом оставшихся в них пришлых монголоязычных племен, которые расселились главным образом в восточной половине степи. В XV в. в западных районах Дешт-и-Кипчака, на пространстве от Тары (Сибирь) до р. Сыр-Дарьи, сложилось обширное государство кочевников, имевшее характер межплеменного союза, возглавленного единым ханом, объединившее многочисленные узбекские, кипчакские и прочие кочевые племена западной части Дешт-и-Кипча- ка. По уровню общественно-социального развития эти племена находились на стадии формирования феодализма. Связанное с этим процессом обнищание и потеря хозяйственной самостоятельности рядовых общинников толкали наиболее активные их слои к переходу на земледельческий труд, что позволило военно-феодальным верхам некоторых племен увлечь широкие массы общинников на войну в Среднюю Азию, где военно-феодальные верхи кочевников утвердили свою власть, а некоторая часть общинников смогла организовать свое крестьянское хозяйство.
10
народов Средней Азии исторический период, затормозивший поступательное движение среднеазиатского общества по пути прогресса. Резко сократились и связи с зарубежными странами, среднеазиатские города утратили былую инициативу в развитии и расширении международной торговли. Между тем географические открытия конца XV- начала XVI столетий проложили европейцам морские пути в Индию, юго-восточную и восточную Азию и переместили главные дороги мировой торговли с суши на океаны. Это был новый тяжелый удар по городам Средней Азии. Перемещение торговых путей на океаны лишило Среднюю Азию даже потенциальных возможностей возрождения той выдающейся роли в международной торговле, которую имели среднеазиатские города на ранних стадиях их развития.
Для Средней Азии остались возможными лишь связи с сопредельными странами-торговля с Индией, Восточным Туркестаном, Ираном и с Восточной Европой. Но эти свя- из из-за хозяйственной слабости городов носили очень пассивный характер. Со странами Востока они превратились в односторонние: в Среднюю Азию лишь ввозились зарубежные товары, а с Восточной Европой, в частности с Московским государством, связи хотя и не утратили обоюдности отношений, но очень сократились. За период XIV-XVI вв. известно лишь несколько среднеазиатских караванов с товарами среднеазиатского и восточного происхождения, которые прибыли на торжища Московского государства. Объем среднеазиатской торговли зарубежными товарами Востока также значительно сократился - его сковывали узость внутреннего и почти полное отсутствие внешнего рынков. Потому среднеазиатская торговля уже не имела существенного значения для экономической жизни участвовавших в ней стран. Однако для Средней Азии она была нужна и в этом сокращенном объеме. Наличие торговли показывает, что даже в наиболее тяжелый период истории Средней Азии ее население не было изолировано от мирового рынка, не было замкнуто и отгорожено от внешнего мира, а значит, сохранило хотя и слабые, но реальные потенциальные силы к возрождению активной хозяйственной и внешней торговой деятельности, вслед за наступлением более благоприятных для этого условий внутренней жизни. Эти условия начали складываться в Средней Азии ко второй половине XVI столетия. Однако к этому времени
11
инициатива в развитии внешнеторговых отношений со Средней Азией уже перешла к Московскому государству. Активизация внешнеторговой деятельности русского государства была обусловлена глубокими изменениями, которые произошли в его внутренней жизни и внешней политической обстановке в XV-XVI вв.
В результате освобождения от иноземного ига на Руси начался быстрый подъем производительных сил общества-рост производительности земледельческого и ремесленного труда. В земледелии повсеместно осуществлялся переход на более прогрессивную, чем подсечная, трехпольную систему полеводства; росло количество пашенных земель; натуральные повинности крестьян все более переводились в денежную форму.
Ремесленники теряли свои связи с земледелием, полностью переходили к производству на рынок. Во второй половине XV в. появились "свободные" (от земледелия) ремесленники даже в таких видах производства, которые готовили товары широкого потребления. Развивалась порайонная специализация ремесла, возникали ремесленные центры металлургического, текстильного, кожевенного, мыловаренного, деревообделочного производства; они начинали снабжать своей продукцией всю страну и зарубежные рынки России. Энергично развивалась производственная специализация ремесла. В XVI столетии в российских городах уже было свыше 200 ремесленных специальностей. Русские города становились центрами ремесленного производства и торговой связи города с деревней; города быстро росли, усиливалось их экономическое значение в хозяйственной жизни страны.
Все это ярко отражает огромные успехи русского народа в ликвидации последствий золотоордынского завоевания. Шестнадцатый век в Московском государстве характеризовался энергичным развитием городов, отделением города от деревни, ростом социальной дифференциации городского и сельского населения страны, все развеивающимся усилением общественной роли городского "посада" (выраставшего в конце XVI в. в большую силу русского государства), развитием экономической специализации районов и началом формирования крупных областных рынков, вступающих в связи друг с другом.
Развивавшееся товарное хозяйство Руси требовало расширения обмена продукцией производства в размерах, пре-
12
вышавших возможности слаборазвитого еще внутреннего рынка Московского государства. В условиях такого энергичного хозяйственного подъема и общественно-политического роста страны укрепление и расширение внешнеторговых связей являлось одной из первоочередных государ^- ственных задач. Между тем расширение русской внешней торговли встречало большие препятствия и даже противодействие. На западных границах государства начали серьезно мешать непосредственному выходу русских товаров в Западную Европу купцы и правящая знать стран Прибалтики и Литвы, объединенных с Польшей в результате Кревской (1386) и Городельской (1413) уний. Эти государства стремились к полной торговой монополии на Балтике для извлечения доходов от торговли российскими товарами в Европе. м
Торговля Московского государства с Западной Европой через юго-западные границы страны почти прекратилась. Византия и генуэзские колонии в Крыму, бывшие важнейшими посредниками в русской внешней торговле со средиземноморскими государствами и Ближним Востоком, были уничтожены. Их владения были захвачены османскими турками (Константинополь - в 1453 г., Кафа- Феодосия - в 1475 г.), которые поставили российской
торговле такой же заслон, как на Балтике. Преодолевая эти враждебные заслоны, Московское государство вступило в длительную дипломатическую и военную борьбу за свободные выходы к морям. Лишь в начале XVIII в. Россия добилась первого серьезного результата: Петр I "прорубил" окно в Европу через Балтийское море.
Расширение торговых связей со странами Востока не встречало противодействия, но было затруднено чрезвычайной сложностью путей к их экономически развитым центрам. Ближайшими являлись пути через Кавказ и Среднюю Азию (в Иран, Индию, Китай). Первую попытку активизировать торговлю с Востоком через Среднюю Азию Московское государство сделало еще в период правления Ивана III (1462-1505). Самаркандский историк Абд-ар-Раззак записал, что "в эти дни (1464) государь земли русской прислал послов к высочайшему двору с выражением любви и желания. Его величество (тимурид Абу-Саид) с большим вниманием отнеслись к делам их, оказали почет". Реальных результатов это посольство почти не дало. Успеху помешала неблагоприятная внутри
13
политическая обстановка в тимуридском государстве. Но посольство не было и безрезультатным, так как, по свидетельству источников, русские купцы в XV столетии появлялись уже в Самарканде. Их поездки в Среднюю Азию были очень трудны и опасны: торговые караваны почти всегда подвергались нападениям грабителей, а защитой им было лишь личное мужество и стойкость вооруженных купцов и обслуживающей караваны прислуги.
Несмотря на опасности, поездки совершались, хотя и не были массовыми. В 1487 г. правительство Ивана III оказало купеческой торговле с Востоком более серьезную поддержку. Обеспечивая свои восточные границы от постоянных военных вторжений со стороны Казанского ханства, Московское государство поставило Казань в вассальную зависимость и вслед за этим обязало хана беспрепятственно пропускать русские торговые караваны по Волге. Это значительно облегчило поездки по волжскому пути, но окончательно вопроса не решило, тем более, что вскоре на границах русского государства произошли большие изменения, вызванные захватническими действиями Порты1.
Захватив в 1475 г. Азов, османские турки подчинили ногайских татар и, используя силы своих новых подданных, начали непрерывные нападения на южные границы Руси. Вслед за этим Порта начала продвигаться по побережью Средиземного моря.
В^ период правления турецких султанов Селима I и Сулеймана I под власть Порты подпали Сирия (1510), Палестина (1517), Закавказье и Дагестан (1514-1518), Балканские страны (1525), Венгрия и часть Австрии (1526). Удачные походы усилили военное могущество Порты, значительно подняли ее международный авторитет, особенно в представлении феодальных верхов пограничных с Московским государством мусульманских стран Поволжья.
Поддавшись ложному представлению о непобедимости юрты, казанские феодалы воспользовались военными затруднениями русского государства на его южных границах, порвали свои отношения с Москвой и в 1524 г. признали над собой протекторат Порты. Они возобновили набеги на границы Московского государства и снова начали грабить русские торговые караваны на Волге.
П о р т а - принятое в Европе название правительства Осман-
ской империи
14
Перенос русской ярмарки (для восточных купцов) внутрь московской государственной границы в город Васильсурск, под охрану его крепости, было фактически капитуляцией Москвы перед трудностями, которые создала для нее новая политическая обстановка в Поволжье. Московское государство не имело тогда свободных сил, чтобы отстоять тут свои интересы.
Только после военных походов Ивана IV, во время которых были завоеваны Казань (1552) и Астрахань (1556), Московское государство смогло утвердить мир на своих восточных границах и защитить свои интересы в Поволжье. Весь волжский торговый путь оказался теперь ji границах русского государства; Россия вышла на Каспийское море и к тем важнейшим экономически развитым районам Ближнего и Среднего Востока, с которыми Москва стремилась развивать торговые отношения.
Как отнеслись к этим событиям в Прикаспии народы Средней Азии, Бухарское ханство? На этот вопрос не дают ответа письменные публикации. Ответом Бухарского ханства и его подданных на приближение границ Московского государства к Средней Азии являлось направление в Астрахань уже в 1557 г. крупного торгового каравана и последующие приезды в город среднеазиатских купцов.
Иным оказалось отношение к этим событиям далекой Порты. Упорно добиваясь захвата Сефевидского Ирана и восстановления своего влияния на юго-востоке Восточной Европы, турецкий султан Селим II в 1558 г. направил к Астрахани многочисленную турецко-крымскую армию с задачами - овладеть Астраханью, изгнать русских с Нижней Волги, восстановить протекторат Крымского (вассального Порте) ханства над Астраханскими землями и вторгнуться через Каспий в центральные районы Ирана для завершения турецко-иранской войны в пользу Порты. Но турецко-крымская армия не смогла овладеть крепостью Астрахань, гарнизон которой героически оборонялся. А подход по Волге русских подкреплений и тяжелое положение турецкой экспедиционной армии, страдавшей от недостатков снабжения и эпидемических болезней, заставили турок снять осаду Астрахани и бесславно уйти обратно.
Отстояв свои позиции на Волге, молодое русское государство с первых же лет приняло действенные меры к охране безопасности торговых караванов на волжском пути Вначале - путем учреждения на Волге стрелецких постов.
15
обязанных сопровождать купеческие караваны и охранять их от нападения грабителей1. Затем - сооружением на волжских берегах военных крепостей, основанием городов с подворьями для иноземных купцов2 * и открытием на Волге постоянно действующей международной торговой ярмарки . Учитывая затруднения, которые испытывали русские купцы, отправлявшиеся в мусульманскую Среднюю Азию, русское государство предоставляло льготы для среднеазиатских купцов, приезжавших с товарами в Россию. Оно требовало от представителей государственной власти на местах внимательного отношения к среднеазиатским купцам, предписывало обеспечивать их необходимыми средствами передвижения, предоставлять удобства на остановках, для чего сооружало караван-сараи и гостиные заезжие дворы и т. д. С особым почетом принимались официальные торговые караваны, с которыми следовали посольства среднеазиатских государств. Некоторые из таких посольских караванов бывали чрезвычайно многолюдными - по 200 и 300 человек. Их принимали в XVI столетии только в Москве, а в XVII в. и в крупнейших торговых центрах того времени - в Самаре, Казани, Ярославле и Тобольске4.
Протекционистская политика по отношению к среднеазиатской торговле продолжалась и после того, как Московское государство, прорвав блокаду своих западных границ, вышло на европейские моря и установило непосредственные хозяйственные и политические отношения с западноевропейскими государствами. Не мешало этой политике и продвижение русских границ в глубь Сибири, вплоть до Тихого океана (с XV по вторую половину XIX в.).
Для Московского государства Средняя Азия всегда оставалась желанным соседом, хозяйственные отношения с которым неизменно интересовали Россию не только потому, что среднеазиатские районы поставляли в обмен на рус
1 Главным постом являлся военно-стрелецкий пункт под Казанью в укреплении Кок-Шаджек.
2 Астрахань (б.Аштархана) крепость - 1558 г.; Самара (Куйбышев)-1586 г.; Царицын (Волгоград)- 1589 г.; Саратов- 1590 г.; Черный Яр- 1627 г.; Симбирск (Ульяновск)- 1648 г.; Сызрань - 1683 г. и т. д.
Васильсурская ярмарка была перенесена сначала в г. Макарьев, а позже (в 1817 г.) в г. Нижний Новгород (Горький).
4 В XVI в. в Москве было принято 21 посольство, сопровождавшиеся крупными торговыми караванами, в XVII в. - 44, из них 27 были приняты в Москве.
16
ские товары нужные для роста экономики страны продукты, но и потому, что Средняя Азия имела связи со странами Востока (Индией, Китаем) и являлась в отношениях с ними испытанным торговым посредником.
Обоюдная заинтересованность в развитии хозяйственных отношений между Россией и Средней Азией создавала благоприятные условия к их расширению. Они не только неуклонно возрастали и укреплялись, но и благотворно воздействовали на экономику обеих сторон, оказывая наиболее сильное влияние на экономически и политически слабо развитую Среднюю Азию.
Товарооборот, существовавший между обеими сторонами, сравнительно мало сказывался на российской экономике, так как был для этого недостаточно велик, но на экономическую жизнь Средней Азии оказывал заметное воздействие. Он стимулировал оживление ремесленного и сельскохозяйственного производства, готовивших товары для российского рынка, и в известной мере, специализировал направление их развития. Вместе с тем участие Средней Азии в международной торговле продуктами собственного производства ослабляло замкнутость и локальность местного феодального хозяйства, постепенно вовлекало его в международные товарные связи. Хотя и медленное, движение местного производства по пути прогресса имело серьезное значение для развития экономической жизни среднеазиатских городов и деревни.
Расширение связи с Россией оказывало влияние не только на среднеазиатское производство, но и на среднеазиатское общество. В нем начинали возникать некоторые новые явления, которые, правда, не касались сферы производственных отношений. Их можно определить как начало критической переоценки некоторой частью местного общества традиционных представлений о государственной, общественной и культурной жизни.
Этому в значительной степени способствовало привлечение среднеазиатского населения к непосредственному осуществлению торговых отношений между Россией и Средней Азией. Представляя собою редкое исключение в практике обшения экономически развитых стран с отсталыми в экономическом и политическом отношениях народами, эта политика России дала возможность целому слою городского населения Средней Азии ознакомиться с русской
2- 640
17
жизнью, городами и селами, с административными учреждениями, с купечеством, горожанами и селянами, с правовым положением купечества и других слоев населения России, с хозяйством и торговлей страны и т. д. Многочисленные, часто далекие-вплоть до Москвы, торговые путешествия среднеазиатских купцов и сопровождавших их слуг и помощников обогащали их знания, расширяли их умственный кругозор. Постоянные встречи с русскими купцами, с административными лицами, местными жителями и т. п. вызывали необходимость в какой-то мере овладевать русским языком, приводили к более глубокому познанию общественной жизни и государственной организации России. Это, естественно, вызывало сопоставления, сравнения и оценки, вступавшие в противоречие с традиционными взглядами и представлениями. Хотя культурная, общественная и государственная жизнь России была далеко не идеальной, она привлекала к себе пристальное внимание мусульманского среднеазиатского общества, обнажала перед его лучшими представителями глубокие язвы государственной неустроенности ханства, недостатки его общественно-политической и хозяйственной организации. Все это возбуждало желание к изменению условий собственной жизни и деятельности. И хотя эти идеи не становились, конечно, достоянием широких масс, хотя возникали они у отдельных представителей ограниченного по численности городского посадского населения и главным образом его экономически более развитых верхов, они имели определенное воздействие на жизнь местного общества. Многих из горожан они приводили к борьбе за изменение собственного положения, и эта борьба проявилась или в форме отказа от среднеазиатской жизни и ухода на жительство в Россию, или в форме более активной - энергичного протеста против существовавших в Средней Азии государственных порядков.
Наиболее ярко эти стремления проявились в жизни ташкентского городского общества, так как оно прошло за время своего развития своеобразный исторический путь, который в большей степени, чем в другом любом районе Средней Азии, дал возможность почувствовать неустроенность местной феодально-государственной организации и всем ходом исторического развития способствовал росту общественных сил противодействия ее вредному влиянию.
18
Ставя задачей своей работы выяснение взаимоотноше ний ташкентского общества с Россией (непосредственны!: связи с которой Ташкент начал энергично развивать лишь с XVI в.), автор счел необходимым остановиться на предшествовавшей истории города для ознакомления с фактами, оказавшими существенное воздействие на последующую деятельность ташкентского городского населения.
II. ТАШКЕНТ
ДО ОБРАЗОВАНИЯ ТАШКЕНТСКОГО
ГОСУДАРСТВА
Возникновение города. Основное направление хозяйственной деятельности населения. Условия развития юрода. Культурная жизнь населения. Внутригородская организация населения. Ташкент - центр феодального удела шейбанидов. Ташкент - владение Джунгаров. Время Чорхакимства.
Ташкент в далеком прошлом - родовой поселок, сложившийся еще в древнем каменном веке (палеолите), в рабовладельческую эпоху приобрел значение торгового центра на дорогах из Средней Азии в Сибирь и Центральную Азию и превратился в типичный восточный город; тогда он назывался Чач и находился близ Салара (в местности, ограниченной ныне улицами Пролетарской, Шевченко, Чехова, Полторацкого). Частично сохранившиеся остатки городища обнаружены археологами в глуби холмов, близ улиц Пролетарской и Шевченко; местное население долгое время называло этот район термином - "Афросиаб" (древнее городище). Он упоминается китайскими летописями уже во II в. до н. э. как торговый и административный центр района оседлой культуры Чир- чикской долины.
Несколько позже стали заселяться и менее удобные для примитивного лиманного земледелия районы, прилегающие ко второму естественному протоку Чирчика (древн. назв. Па рак) - Боз-су.
В V в. н. э. вблизи поселков появился ряд феодальных замков-крепостей раннефеодальной эпохи. Одним из остатков их является вскрытый археологами холм Ак-Тепе близ местности Юнус-Абад.
Таким образом, территория современного Ташкента была районом древнейших поселений.
20
Раннефеодальный замок в области Чач, V в. Ташкент, холм Ак-Тене.
Реконструкция. С макета, изготовленного историко-краеведческим
кружком школы Љ 89 Фрунзенского района Ташкента в
1940-1941 гг.
В VIII в., в связи с разрушениями, которые нанесло городу арабское нашествие (как и другим оседлым пунктам -например, Актепинскому замку и др.), но главным образом из-за ограниченности земельных территорий, которые близ Салара можно было ввести в хозяйственный оборот, население начало выселяться из города в близлежащие районы арыка Боз-су. Эта протока проходила по более возвышенной местности, чем Салар, и при соответствующем сооружении искусственных водотоков (арыков) могла обеспечить более широкое развитие земледелия. Заселение бозсуйских земель особенно ускорилось после крупных работ по расширению русла Боз-су, предпринятых в последней четверти VIII в. Они намного увеличили пропускную способность арыка и заложили прочную основу для дальнейшего расширения поливных площадей. На Боз-су стал вырастать новый центр города.
В IX в. на новом месте расселения ташкентцев была сооружена цитадель, а город обнесен стеной. Находившиеся поблизости древние поселения стали рабатами (пригородами) Ташкента и тоже были обнесены оборонительной стеной. Центральная часть города находилась в местности, которая фиксируется современными площадями Ахунбабаева, Комсомольской, Калинина.
21
Во времена саманидов город стал называться Бинкет, с XI в. за ним установилось тюрко-язычное наименование- Ташкент. Древнее городище к этому времени было вовсе покинуто населением.
Наиболее важное значение для хозяйственного развития населения древнего Ташкента имели меновые торговые отношения с кочевыми племенами, заселявшими степные пространства и предгорья Чирчик-Ангренского и Келес- ского районов, а также обширные пространства Казахстана. Они возникли еще в далекие времена формирования, по определению К. Маркса, "первого крупного общественного разделения труда", когда в Средней Азии происходило отделение земледелия от скотоводства и имели для жизни города исключительное значение. Они обеспечили городу устойчивую жизнеспособность, направляли хозяйственную деятельность населения на обеспечение собственных нужд и на удовлетворение потребностей кочевников- скотоводов, нуждавшихся в тканях, готовой одежде, некоторых продуктах питания (зерновые, пшеница, рис), в предметах бытового обихода и утвари. В связи с этим в городе получили наибольшее развитие седельное, ткацкое, портновское, кожевенное, шорное, металлообрабатывающее, гончарное, деревообделочное, мукомольное и некоторые другие отрасли кустарно-ремесленного производства, а в сельском хозяйстве - полеводство, в частности хлопководство, значение которого в качестве товара местного производства для степи отмечал географ Макдиси еще в X в.
Ташкент издревле являлся форпостом оседлой культуры на северо-востоке Средней Азии и быстро развивавшимся торгово-ремесленным центром, который приобрел серьезное экономическое и важное военно-стратегическое значение крайнего опорного пункта среднеазиатской оседлости на рубеже со степью.
Это определило исторические судьбы Ташкента. Вплоть до присоединения его к России в 1865 году, в истории Ташкента не было периода, когда бы он не служил яблоком раздора для захватчиков. Город неоднократно подпадал под власть кочевников, переходил из рук в руки и нередко бывал на грани гибели, но продолжал жить: Ташкент никогда не испытывал длительного запустения подобно древнему Самарканду, его не уничтожали, как арабы Пейкенд - торговый центр Зеравшанской доли
22
ны или монголы и Тимур Ургенч - столицу, торгово-ремесленный и культурный центр империи хорезмшахов. Ташкент никогда не терял своего значения подобно тому, как потерял его древний центр Ферганы - знаменитый в древности Ахсикент. Он не был разрушен монголами подобно крупнейшему торговому и ремесленному городу в низовьях р. Ангрена - Бенакету, уже в XII столетии превратившегося в груду развалин, от которых до наших дней сохранились лишь следы в виде рйда бесформенных холмов.
Ташкент всегда возрождал хозяйственную деятельность и неизменно оставался центром экономической связи оазиса с кочевьем, однако тяжелая военно-политическая обстановка задерживала его развитие и снижала его темпы.
Неоднократно I ашкент подпадал и под иноземное владычество. Ташкентская область являлась как бы воротами для завоевателей, устремлявшихся в Среднюю Азию с севера, так как она находилась на наиболее удобном (для конных войск) пути их движения на юг. Уже в конце I тысячелетия до н. э. область входила в состав государства кочевников Кангха (Кангюй), позже она оказалась в подчинении центрально-азиатскому государству кочевников- тюрков, затем Китайской империи Тан, потом ее подчинили кочевники Семиречья, позже центрально-азиатские найма- ны и уйгуры, потом татаро-монголы, наконец джунгары- калмыки. В VIII в. Ташкент был захвачен с юга войсками арабского халифата Омейядов. Все они, господствуя в Ташкенте, оставляли в нем известный след своего пребывания как в этнологическом1, так и в культурном отношениях.
Древняя культура среднеазиатского оазиса вступила в Ташкенте в длительное, непосредственное соприкосно^ вение с культурами народов Казахстана, Центральной Азии, Западной Сибири и Дальнего Востока. Это оказало известное влияние на отдельные стороны быта местного оседлого населения, видимым реликтом чего, в частности, является сохранившееся до начала XX в. своеобразие ташкентской художественной традиции в прикладном
1 Проф. Л. В. Ошанин установил вызванные этим некоторые особенности антропологического типа основной массы узбекского населения Ташкента и области. См. его "Антропологический состав населения Средней Азии и атногенсз его народов", Ереван, 1959, ч. 3.
23
Орнаментальные узоры художественной резьбы по дереву на
створках дверей и калиток в Ташкенте (XIX в.).
искусстве1. В Ташкенте в большей степени, чем в других городах Средней Азии, религиозное мировоззрение местного населения, придерживавшегося древней религии оседлых народов Средней Азии-зороастризма, столкнулось с мировоззрениями других народов Азии - шаманизмом, буддизмом, христианством, позже с исламом и ламаизмом, причем приверженцы этих религиозных взглядов, являвшиеся в Ташкент в качестве завоевателей, частично оседая в городе и области, вносили в ташкентскую жизнь свои обычаи и привычки, так как имели возможность насильственно влиять на население.
В конкретно исторических условиях развития Ташкента, в городе устойчиво сохранялась и укреплялась внутренняя общественная организация горожан, имевшая для них огромное значение. Она была основной формой административно-хозяйственного самоуправления жителей, из
1 Например, в орнаментальном убранстве бытовой двери ташкентского производства обязательным элементом является орнаментальный мотив парящей птицы, не встречающийся в орнаментальном узоре бытовых дверей других районов Среднеазиатского оазиса. Этот орнаментальный мотив восходит к изображению птиц, которое было найдено на аппликациях I тысячелетия до н. э. в Сусамырской долине.
25
биравших для этого свою внутреннюю, независимую от властей общинную администрацию, которая осуществляла руководство хозяйственной, общественной и административно-правовой жизнью общины и в лице аксакалов представляла общину перед городскими властями.
Низовой ступенью этой организации являлась махал- ля, верхней ступенью была даха
Ташкент разделялся с IX-X вв. на четыре даха - территориально и административно обособленные части города. Местная легенда находит объяснение этому в том, что сам Ташкент возник в результате объединения четырех поселений. Эта легенда, как показали исследования, имеет под собой реальную почву, однако она отражает не первоначальный, а промежуточный период истории города - заселение ташкентцами прибозсуйской территории.
Названия даха, дожившие до наших дней, известны с XVIII в. Это: Кукчинская, Сибзарская, Шейхантаурская, Бешагачская. Древнейшими из них являются первые два - ираноязычные, вероятно, в прошлом служившие и названием поселков, характеризовавших их, одно - наличием больших луговых и полевых угодий (Кукча), другое - множеством садов (Сибзар). Название вторых двух - более позднего происхождения: Шейхантаурским район стал не раньше, чем в период мусульманизации местного населения, и происходит от имени Шейх-ат-Тахур; Бешагач - тюркоязычное название и происходит от признака какой-то местности по наличию там кущи из пяти деревьев.
Каждая даха делилась на махалли. Последние служили первичной административно-хозяйственной и общественной организацией населения, их соседской общиной, имевшей собственное общинное управление и входившей полноправным коллективным членом в крупную территориально-соседскую общину - даха. Во главе махалли стояли выборные старшины (аксакалы). Они выполняли общественные обязанности по организации водоснабжения, переделу пахотных земель на махаллинском общественном земельном угодье - маузе и т. п. Каждая махалля имела свою приходскую мечеть, свою чайхану - как место для отдыха и для встреч по общинным делам мужского населения махалли, а в ряде случаев и традиционную направленность трудовой деятельности махаллинского насе- ссления.
26
По свидетельству русского поручика Миллера, посетившего Ташкент в 1740 году, в городе насчитывалось около 150 махаллей'. С ростом численности населения, плотности заселения городской территории и с расширением площади города число махаллей возрастало и в начале XX в. их было уже 280. Представляя собою устойчивый общественный организм, махалли различались по названию. Их наименования отражали или производственную деятельность населения махалли (Такачи - кузнецы), либо характерные признаки местности, на которой расположена махалля (Якка Чуб - отдельное дерево), или памятные места, события или известных людей (Казы- куча-улица судьи), а иногда именовались даже по этническому признаку населения (Кашгар-махалля), в связи с памятными местностями за чертой города (Кара-сарай) и т. п.
В XVI столетии Средняя Азия переживала важный этап исторического развития, характеризующийся массовым вселением на ее территории кочевых племен "государства узбеков". В результате этого движения пало феодально-раздробленное, ослабленное внутренними усобицами государство среднеазиатских тимуридов, власть перешла в руки феодально-племенной знати кочевых племен,
Ташкент, входивший до того в состав владений чин- гизитской династии Моголистана1 2, был тоже подчинен силами Шейбани-хана и отдан был в удел его дяде Суиндж- ходже. Эта династия владела городом почти до конца
XVI в.
В составе шейбанидского государства город приобрел значение развитого культурного и хозяйственного центра севера Средней Азии и при Барак-хане3 стал на короткое время столицей государства. К XVI в. относится и первое в Ташкенте непосредственное знакомство местного торговоремесленного населения с Россией: ташкентский шейбанид Дервиш-хан направил в Москву торговые посольства (ко
1 Поручик Миллер - начальник охраны первого русского торгового каравана из Оренбурга в Ташкент в 1739-1740 гг.
г Мавзолей наиболее видного из чингизидов этой династии - Юнус-хана, является одним из памятников монументальной архитектуры XVI в. в Ташкенте. Находится на территории бывшего Шейхантаура.
3 Мавзолей и медресе Барак-хана находятся в конце современной улицы Хамзы.
27
нец XVI в.) для утверждения с Россией торговых отношений через Волжский путь. Стремление к развитию торговли не дало реальных результатов из-за отдаленности от Ташкента и трудности торгового пути на запад через Бухару, Хиву, Каспий и Волгу. После подчинения Россией Западной Сибири ташкентское купечество вступило с ней в устойчивые связи, используя свои традиционные торговые пути по степям Казахстана. Имела положительное влияние на жизнь города и деятельность первых шей- банидов Ташкента, в особенности Кельды Мухаммеда. Являясь поклонником искусства и литературы, Кельды Мухаммед способствовал созданию условий для развития культурной жизни местного ташкентского общества путем устройства литературных состязаний, диспутов и т. д. при дворе Кельды Мухаммеда, в кругу окружавшей его знати, куда имели доступ и виднейшие представители литературы, искусства и богословия из городского населения. Зайнаддин Васифи, гератец, поэт-эмигрант, приверженец ортодоксальной богословской школы, прибывший в Ташкент ко двору Кельды Мухаммеда и проживший в городе более 30 лет', отмечает широкое развитие общественной жизни населения, особенно его торгово-ремесленных слоев. Васифи говорит, что на общественных собраниях горожан - гяпах или меджлисах, обычным явлением были беседы и диспуты по различным вопросам религиозного мировоззрения, причем часть ташкентских мусульман критически относилась к ортодоксальному гератскому богословию и выступала приверженцем рационализма.
Таким образом, Ташкент и его округ прошли своеобразный путь хозяйственного, политического и культурного развития, несколько отличный от других городов центральных областей Среднеазиатского оазиса. Это оказало влияние на жизнь и деятельность местного населения. В тех условиях, в которых развивался город, главная масса его жителей оказалась тесно связанной с товарным хозяйством. Военно-феодальное сословие не имело устойчивого состава и на протяжении истории города в феодальную эпоху неоднократно замещалось новыми элементами, а городское население постоянно испытывало гнет многочисленных завоевателей и на опыте познавало необходи
О нем см. Л- Болдырев. Зайнаддин Васифи, таджикский писатель XVI века, Душанбе, 1957.
28
мость изменения существовавших порядков и обеспечения мирных условий для своего развития.
В конце XVI в. Ташкент был захвачен бухарскими шейбанидами; в руках бухарской династии аштарханидов город находился в XVII в., однако в 1642 г. их власть была свергнута, а Ташкент подпал под господство ханов казахского кочевья. Их власть также была уничтожена. Все кочевье и Ташкент к 1723 г. подчинили племена джунгаров (кочевники западной Монголии), феодально-племенная знать которых распространила свою власть на обитателей огромной территории - от Центральной Монголии до Аральского моря и от Иртыша до Сыр-Дарьи.
Ташкент в их новых владениях был крупнейшим оазисом оседлой культуры и важным источником доходов. Поэтому политика джунгаров в отношении I ашкента была направлена на прочное закрепление власти над городом. Для обеспечения интересов казны впервые в Средней Азии была проведена перепись домовладений Ташкента (в мусульманских странах перепись населения и домовладений считалась греховным делом). Для соблюдения спокойствия в городе военно-полицейское управление вручалось преданным власти казахским султанам (мусульманам). Для укрепления своего положения в области завоеватели предпринимали меры к распространению в Ташкенте ламаизма1 2, но в этом отношении успеха не имели.
В рамках обширного государства джунгаров торговая деятельность Ташкента получила некоторое развитие. Ташкентские купцы стали частыми "гостями" не только в степи, но и в русских пограничных городах Сибири. В 1736 г. группа ташкентских купцов впервые поехала на Макарьевскую ярмарку (Казанская ярмарка) через Оренбург. В 1739-1740 гг. из Оренбурга в Ташкент был отправлен под воинской охраной первый русский торговый караван.
Большое значение для развития непосредственных связей с Россией имело открытие в 40-х годах XVIII в. "Сибирского тракта"- оборудованной необходимыми со
1 Бухарская ханская династия, правившая с 1599 по 1753 г.
2 Ламаизм - особая форма буддизма, распространенная в Монголии и на Тибете.
29
оружениями колесной дороги от Москвы до Кяхты1. Однако широко воспользоваться благоприятными возможностями ташкентским купцам мешали государственная неустроенность кочевья и угнетение феодалов-джунгаров, глумившихся над населением. Ташкентские жители, как писал Миллер, "не выдержав обид кайсацких (казахских), от которых хан их не оборонял и судил неправо", зарезали (5 апреля 1740 г.) в мечети казахского хана Джульбар- са - калмыкского ставленника, правителя Ташкента. Однако этот акт не изменил положения ташкентцев. Тяжелые условия жизни вынуждали некоторых горожан покидать город и так же, как это имело место и раньше, еще в XVII столетии, бежать в русские города Сибири и Оренбург, где они принимали российское подданство и там поселялись. Однако и оставшиеся на родине жители Ташкента не оставались бездеятельными и, хотя не имели сил открыто выступать, поджидали благоприятного случая для освобождения от власти джунгаров.
Оно явилось неожиданно в 1758 г. в результате разгрома Китаем Джунгарского государства. По словам китайских историков, Ташкент стал считаться вассальным владением Китая. Из Пекина в 1759 г. в город прибыли католические миссионеры - иезуиты Эстин, Хал, Дар, но здесь не задержались.
Так считали лишь китайские историки. На самом деле Ташкент остался независимым от Китая, предоставленным самому себе городом. Его население, политически не готовое принять власть, сохранило старую форму ее организации, предоставив военно-полицейские функции приглашенному в город казахскому хану с дружиной. Однако одновременно оно создало и свой собственный городской орган - "магистрат", который помещался около Купчинских городских ворот и занимался хозяйственными и торговыми делами.
Но эта система разделения власти удержалась недолго. Среди ташкентцев не оказалось общепризнанных вождей и деятелей, которые могли бы возглавить город. Ташкентское торгово-ремесленное сословие в неблагоприятных для него условиях прошлой истории города не успело еще достаточно развиться и не смогло создать в Ташкенте
1 Тракт проходил через города: Казань, Екатеринбург (Свердловск), Тюмень, Тобольск, Тару, Колывань. Томск, Иркутск.
30
общегородской власти, подобной государственной организации русского Новгорода Великого (XII-XIII вв.) Поэтому вскоре город раздробился на четыре владения, каждое с отдельным хакимом (правителем) во главе.
Между хакимами началась вооруженная борьба за верховную власть. В нее было втянуто и население. Внутри города почти четверть столетия шли междоусобия, вся городская территория оказалась местом сражений, хотя обычным пунктом военных встреч являлся район Джангах (соврем, парк им. Пушкина) вблизи городского базара. Нейтральной территорией был только городской базар, который продолжал свою обычную деятельность даже во время боев. За это время, лишь однажды, в 1779 г. в I о- больск было отправлено посольство, которому было поручено выяснение возможностей расширения торговли с Россией.
Положение города продолжало оставаться тяжелым.
Внутренние неурядицы в Ташкенте не прошли бесследно. Город стал объектом грабительских нападений кочевников собственной области и за время междоусобий потерял не только дальнюю, но и ближнюю периферию - свои пригородные земледельческие районы. По свидетельству современников, значительная часть орошаемых пригородных земель в это время запустела, а в ряде мест болота, заросшие камышом, подошли почти к городским стенам. Чорхаким - время раздробленности Ташкента на четыре хакимства, было одним из наиболее тяжелых периодов в истории города и его населения, временем глубочайшего падения городской жизни и хозяйства. Критическое положение населения приводило наиболее передовых представителей торгово-ремесленных слоев к мысли о необходимости объединения сил для борьбы за единовластие в городе, за утверждение в нем правителя, не запятнавшего имени разжиганием междоусобицы.
Таким оказался Юнус-Ходжа, сын умершего хакима Шейхантаурской части. Он явился в город в 1734 г. с небольшой дружиной, состоящей из казахов и некоторого числа горожан, заявив претензию на место своего отца. Старейшины города удовлетворили его требования, а став хакимом, он быстро заслужил доверие горожан. Они объ единились вокруг нового хакима, изгнали остальных и власть над городом передали Юнусу-Ходже.
III. ТАШКЕНТСКОЕ ГОСУДАРСТВО (1784-1808 гг.)
Первый этап развития. Особенности ташкентской государственной организации. Ташкент в XVIII, начале XIX столетий. Социальный состав населения. Территория и население Ташкентского государства. Целенаправленность политики Ташкента на укрепление экономической базы и расширение хозяйственных связей. Инициатива Ташкента в установлении связей с Россией. Развитие обоюдных отношений России с Ташке- нией. Ташкентское посольство в Петербург (1797 г.). Посольская миссия Мулладжана Ахуна Магзума и Ашура Али Бахадура. Второй этап истории ташкентского государства. Поход Алим-хана на Ташкент. Захват Ташкента Алим-ханом кокандским. Завоевание им Туркестана.
Утверждение единой власти в Ташкенте было поворотным моментом в истории городского посада. Юнус-Ходжа, окруженный своими сторонниками из кочевого племени санычклы, не имел собственных военных сил, которые могли бы обеспечить ему победу над другими хакимами. Юнус явился в город без средств, достаточных для найма сторонников из среды кочевников других племен; сам Юнус-Ходжа был своего рода "изгнанником", возвращающимся в Ташкент получить наследство-должность своего отца. Недолгое пребывание его в положении хакима Шейхантаурской части не могло его настолько обогатить, чтобы он мог умножить свое войско и чувствовать себя независимым. Без достаточных военной силы и средств Юнус-Ходжа вступил в борьбу за власть в городе и победил только благодаря тому, что ему помогли горожане Шейхантаурской и других частей Ташкента.
Можно сказать, что город как бы призвал Юнуса- Ходжу княжить, что власть в городе Юнус получил из рук городского посада. Это обстоятельство создало специфические условия дальнейшего развития внутренней и внешней политической жизни города, оказавшегося независимым и самостоятельным, объединенным и единым, так как экономически и в военном отношении слабые военно-феодальные силы Юнуса-Ходжи дружественно сосуществовали с еще экономически слабым и политически
32
неразвитым городским посадом. Это своеобразие внутригородской обстановки нашло свое выражение в специфических особенностях внутренней военно-административной организации.
Вся история Ташкента и государства, сложившегося вокруг Ташкента в последней трети XVIII столетия, отражает своеобразие данного периода развития города, борьбу антагонистических общественных сил двух непримиримых лагерей, оказавшихся временно в единстве: феодалов, объединяемых Юнусом-Ходжой, и городского посада, возглавленного верхами торгово-ремесленного сословия. Соотношение этих сил постепенно изменялось: историю 1 ашкент- ского государства можно разделить на два исторических этапа - время преимущественного значения сил посада, составляющее ее первый этап, и время возвышения военнофеодальных сил, характерное для второго этапа истории государства.
Весь первый этап истории Ташкентского государства прошел под знаком его хозяйственного развития, политического укрепления и повышения военно-оборонного потенциала. Огромное значение в решении этих первоочередных задач имели деятельность городского посада и благоприятная внешнеполитическая обстановка в Средней Азии и Казахском кочевье. В них еще не утихла ожесточенная междоусобная борьба, и Ташкент все еще был предоставлен самому себе.
Использовав благоприятную обстановку, городское население и Юнус-Ходжа вслед за организацией центрального органа власти и управления приняли решительные меры к восстановлению оборонительных сооружений города, пришедших в негодность за время джунгарского владычества и чорхакимства.
Крупные общественные работы по ремонту оборонительных сооружений требовали огромного напряжения сил городского населения, тем более, что численность его за прошлые годы значительно сократилась. Обеспечивая собственную безопасность, жители города не только не противились распоряжениям властей, но активно содействовали предпринятым Юнусом-Ходжой оборонным мероприятиям.
Как сообщили нам старожилы Ташкента, знавшие по рассказам своих дедов и прадедов о грандиозных строительных работах конца XVIII в., Юнус-Ходжа мобилизмобилизировал мобилизовал на восстановление оборонительных сооружений все
3-(Ж
33
мужское население города. Каждой из 150 махаллей был указан участок стены, который махаллинское население своими силами и средствами должно было привести в полный порядок. За качеством восстановительных работ и правильностью их ведения с точки зрения среднеазиатской военной техники следили специально назначенные лица, знакомые с военно-строительным делом. Население работало в порядке хошара: каждый работник пользовался собственным инструментом, использовались имеющийся у жителей рабочий скот и транспортные средства. Порядок явки и место каждого работающего определялись махаллинским общественным руководством.
Объем ремонтных работ был очень большим. Тело стены укреплялось кладкой из крупноформатного сырцового кирпича. Во многих местах наращивалась ее высота. В нужных случаях расширялись "парапеты"1 2- мощные утолщения стены, верхняя площадка которых служила для размещения артиллерийских орудий. Особое внимание обращалось на соответствующую защиту наиболее уязвимых мест стены - въездных ворот в город. Их в XVII и начале XVIII вв. было 8г. Однако посетивший Ташкент М. Поспелов3 указал, что в 1800 г. в городе было всего 6 въездных ворот. Не имея никаких оснований сомневаться в правильности этого сообщения, можно лишь предположить, что во время ремонтновосстановительных работ конца XVIII столетия двое из
1 "П а р а п е т" - термин. данный чтим сооружениям русскими наблюдателями, в последующем ставший фипиальным наименованием в русской литературе.
2 Поручик Миллер привел названия ворот для 1740 г. По его словам, с южной стороны города находились-Бешагачские и Терса- рыкские, с юго-западной - Самаркандские, с западной - Кукчин- ские, на северо-западе-ворота Тарсахан. на севере-Капка, на северо-востоке - Тахтакусъ, на востоке-Шсйхантаур. Кроме Шей- хантаурских, уничтоженных в XIX в. за ненадобностью, и ворот Капка, по-видимому несколько отодвинутых в связи с расширением северной части городской территории, эти ворота остались на тех же местах и в XIX столетии, лишь изменились названия некоторых из них. Ворота Терсарыкские стали называться Камеланскими; Тар- саханские - Чагатайскими, по названию урочища Чагатай, к которому шла данная дорога; Капка, т. е. безымянные, так как названием служило казахское слово "ворота"- Карасарайскими. в связи с сооружением на данной дороге "зякетного сарая" - мытного двора; Тахтакусские - Тахтапульскими. т. е. воротами "у деревянного моста" через арык Кейкауз.
3 М. Поспелов - горный инженер, направленный в Ташкент посланником в 1800 г.
34
Образцы тканей, которые завозились в Среднюю Азию из России
в XVIII-XIX вв. (Из фондов Республиканского музея истории и
культуры УзССР).
Один из оставшихся до наших дней участков городской стены XIX в.
в районе бывш. Лабзакских ворот.
ворот были закрыты. По-видимому, они были заперты и засыпаны землей, чтобы сократить число опасных мест. Городу, потерявшему часть жителей и не имевшему еще большой армии, приходилось экономно рассчитывать наличные силы (для обороны городской территории).
Поспелов не указал, к сожалению, названий городских ворот и нам неизвестно, какие из 8 были временно ликвидированы. (Они вновь были открыты уже в XIX столетии'); можно лишь предположить, что закрытыми оказались, по- видимому, Бешагачские и Терсарыкские ворота.
В конце XVIII столетия эти ворота, находившиеся на ближних горных дорогах в Ферганскую долину, имели сравнительно меньшее хозяйственное значение, чем другие ворота города. Для торговой деятельности с Ферганой могли хорошо служить и Самаркандские ворота (на дороге Чи- наз-Ходжент). В военном же отношении, в связи с началом
Бывший проездом в Ташкенте пятидесятник Вяткин в 18)3 г. уже указывал 7 ворот; вторые из закрытых ворот были введены в действие позже.
36
военных столкновений с Кокандским ханством, эти ворота всегда могли оказаться под ударом врага, быстро приближавшегося к городу. Не противоречат этому предположению и сообщения Мухаммеда Салиха Кори Ташкенди1 о военных действиях ташкентцев с кокандцами. По его описанию, бои и штурм Ташкента кокандцами происходили не в районе указанных ворот, а близ ворот на западной или восточной части города.