Касьянов Владимир: другие произведения.

15. Конан Дойл и спиритизм

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Существует несколько версий о причинах, которые оказали существенное содействие формированию у знаменитого писателя непоколебимой веры в спиритизм.Основной является следующая: мол, жертвами Первой мировой войны стали его родной сын и брат, а также иные дорогие и близкие ему люди, и писатель не смог смириться с тем, что после смерти людей, тем более любимых, ничего не остаётся, кроме памяти.
  
   По другой версии, по-настоящему Дойл поверил в спиритизм осенью 1916-го года, когда через медиума получил спиритическое сообщение от Малькольма Леки - родного брата второй жены писателя, убитого на той же войне. И будто бы, эта информация содержала в себе то, чтобы было известно лишь Дойлу и Малькольну. Отправляясь военврачом на фронт, Леки якобы подарил своему деверю гинею "в качестве платы за хороший совет в выборе профессии", которую тот носил на цепочке часов; и медиум, который, по словам Дойла, "не мог ничего знать об обстоятельствах, при которых монетка была подарена", упомянул об этом сувенире. Однако... До сих пор не очень ясно, кто же "поведал" Дойлу ту информацию от духа Малькольма Леки, окончательно убедившую писателя в реальности спиритизма. Чаще всего называют имя Лили Лоудер-Симмонс - известного медиума, проводившей совместные спиритические сеансы с Конан Дойлом. Некоторые биографы писателя, утверждают, что якобы именно Лили была в одно время влюблена в Малькольма Леки и могла знать о "тайне гинеи".
  
  По третьей версии формирование веры писателя в спиритизм происходило постепенно, начиная с 1891-го года, когда он стал членом Общества психических исследований, занимавшегося изучением различных паранормальными явлений и психических способностей человека. И что убеждённым приверженцем этого учения Дойл окончательно стал осенью 1915-года, о чём и поведал 21 октября в журнале "Лайт".
  
  Существуют и другие версии, в том числе и такая, согласно которой Джин Дойл - вторая жена Дойла, будучи отличным медиумом, приложила немало усилий для того, чтобы "подержать и утешить" своего любимого мужа в его желании обрести душевный покой в возможности спиритического общения с душами близких и дорогих ему людей.
  
  Как бы там ни было, но за 12 последних лет своей жизни, сэр Артур написал и опубликовал следующие основные работы, посвящённые спиритизму:
  
  "Новое откровение" (1918), "Правда о жизнь после смерти" (1918), "Жизненное послание"( 1919) , "Спиритизм и рационализм" (1920), "Наш ответ церковной прессе" (1920), "Странствия спиритуалиста" (1921),"Визит фей" (1922), "Спиритуализм: вопросы и ответы" (1922), ""Факты в защиту спиритической фотографии" (1922), "Раннехристианская церковь и современный спиритуализм" (1925), "Сохранение души после смерти тела (опыты в исследовании человеческой психики)" (1925), "История спиритуализма" (1926), "Финеас говорит" (1927), "Чему учит спиритуализм" (1928), "Предостережение" (1928), "Открытое письмо моему поколению" (1929), "Грань неведомого" (1930).
  
  Кроме вышеперечисленных публикаций Конаном Дойлом было напечатано в различных СМИ около 200 статей, в которых упоминается спиритизм, чаще всего называемый писателем спиритуализмом.
  
  В "Новом откровении" Дойл кратко излагает историю своих собственных воззрений и сомнений, начиная со студенческого материализма и телепатических опытов с архитектором Боллом, и описывает "автоматическое письмо", "вращающиеся столы" и другие методы достижения "спиритического откровения". При этом напрочь отвергает обвинения со стороны церковных служащих в адрес тех, кто верит и занимается спиритуализмом, - в "связях с дьяволом" и иными "тёмными силами.
  
  Дойл пытается доказать читателям, что его "Новое откровение" не противостоит мировым религиям и всем верующими людьми, какой бы веры они ни придерживались. И что оно, это "Послание" должно восприниматься как исключительно могучий союзник, а не опасный недруг и "порождение дьявола". Пиатель утверждает, что он лично не отдает никакого предпочтения одной религии перед другой, а граждане, отошедшие в мир иной, какова бы ни была их прежняя вера, оказываются там в одинаковом положении.
  
  В "Жизненном послании" Конан Дойл основное внимание уделяет моральной стороне психических явлений спиритизма, утверждая, что причины бед человеческих, в том числе и войн, следует искать не в политических интересах отдельных государств и группировок , а в ином, - в том, что Первая мировая война была очень серьёзным предупреждением, своего рода репетицией Страшного суда.
  
  Дойл пишет: "...Необходимо было пробудить человечество от сплетен за чаем, от боязливого преклонения перед мечом, субботнего пьянства, эгоистичного политиканства, теологической болтовни... ". Писатель не щадит свой собственный и другие народы, отмечая эгоизм и слепоту британцев, алчность немцев, зверства бельгийцев в Конго и перуанцев Путумайо... О России он отзывается следующим образом: "...Подумайте о России того времени, с её грубой аристократией и её пьяной демократией, с насилием и убийствами с обеих сторон, с еврейскими погромами и коррупцией...".
  
  Досталось от Дойла не только народам, но и христианской религии, её Ветхому и Новому Заветам. По мнению писателя, противоречие между этими двумя текстами, механически объединенными под одной обложкой, является одной из главных причин того, что официальная христианская религия изжила себя. Ветхий Завет, - с его восхвалением жестокости и мстительности, - с точки зрения Конан Дойла приносит лишь вред; однако Новый Завет есть подлинно христианская книга. Но и её клерикалы толкуют формалистически-буквально, выхолащивая из нее главное - дух Христа и его личность. Писатель также полагает, что и Евангелие не стоит воспринимать чересчур буквально, ибо это всего лишь записи, сделанные биографами.
  
  Подобные "откровения" Конан Дойла не могли не вызвать возмущение со стороны священнослужителей. В 1918-м священник Бернард Воэн, выступая на конференции Общества католической молодежи, уличил Дойла в связах с дьяволом; в 1919-м преподобный Мейджи на конгрессе церковных лидеров в Лейчестере сказал, что Конан Дойл "подрывает нравственные устои общества".
  
  Однако эти и иные, но подобные обвинения, писатель напрочь отвергал. К примеру, в статье "Наш ответ церковной прессе" Конан Дойл утверждал, что спиритуализм является единственным союзником церкви в борьбе с атеизмом и только ограниченные люди могут такого союзника отталкивать. И что, мол, во все времена в религиозных разногласиях каждая сторона стремилась доказать, что её противники связаны с дьяволом. Высшим примером тому может служить обвинение, выдвинутое фарисеями самому Христу, который ответил им, что видно будет по плодам. Конан Дойлу был не понятен ход рассуждения тех, кто связывает с дьяволом желание доказать существование жизни после смерти
  
  По утверждению многих биографов и исследователей жизни и творчества Конан Дойла, писателю ни разу, начиная с самых первых экспериментов в Саутси, не удалось наладить общение с миром духов без помощи медиумов. В "Истории спиритизма" писатель так поясняет этот, неприятный для себя, факт:
  
  "...Все мы, или почти все, выделяем определенные вещества из своего тела, причем эти вещества имеют особые свойства. У большинства из нас, как доказал Кроуфорд, содержание эктоплазмы незначительно и только у одного из ста тысяч оно достаточно велико. Именно этот человек и становится медиумом. Он или она являются тем "сырьем", которое используют невидимые внешние силы. <...> Установлено, что между физическим медиумизмом и моралью существует не больше связи, чем между последней и утонченным музыкальным слухом. Оба эти явления относятся к разряду физического дара...".
  
  Писатель жаждал общения с духом Кингсли и другими близкими и родными ему людьми. И 7 сентября 1919 года медиуму Эвану Пауэллу "удалось" установить этот желанный контакт. В письме к Лоджу, Конан Дойл так описывает своё первое общение с духом сына: "Это ты, мой мальчик?" Он сказал тихим шепотом: "Отец..."" и после паузы добавил: "Прости меня..." - "Мне не за что прощать тебя. Ты самый лучший сын", - ответил я. Потом я ощутил на своем лбу дуновение поцелуя. "Скажи, ты счастлив?!" - воскликнул я. И услышал в ответ очень мягкое: "Я так счастлив...".
  
  
  ***
  В 2015-ом году ООО издательство "Эксмо" выпустило книгу Конан Дойла "История спиритизма. Исследование духовного мира", написанную им в 1926-ом году и неоднократно издававшуюся на многих языках мира. Эпиграфом к книге писатель взял такое утверждение Жана де Лабрюйера: "Надо стараться лишь думать и говорить в соответствии с истиной, не стремясь к тому, чтобы другие разделяли наши вкусы и чувства; дело это и так громадное".
  В этой книге, значительной по объёму, сэр Артур объединил в единое целое различные сведения о спиритизме, имеющиеся к тому времени, а также ознакомил читателей с собственным пониманием тех положений этого учения, которые считал самыми существенными. По утверждению Конан Дойла: " В любую эпоху можно найти признаки общения человека с духами, и истинность этих явлений, хотя и с запозданием, признавалась вовсе времена. От современного движения эти ранние эпизоды отличаются лишь тем, что тогда это считалось встречей с "заблудшими странниками из потустороннего мира", то в настоящее время Спиритизм как явление рассматривается с другой позиции: мир духов организованно и целенаправленно вторгается в человеческую судьбу...".
  
  Начиная с 1920 года роль посредника между духами умерших и Конан Дойлом, время от времени начала исполнять Джин, которая, по признанию самого Дойла, до этого, не разделала увлечение мужа до этого: "...Моя жена всегда неодобрительно относилась к моим исследованиям в области спиритуализма, считая этот предмет неприятным и опасным. В скором времени ее собственный опыт убедил ее в обратном...".
  
  По утверждению Максима Чертанова - автора обстоятельной книги о Конан Дойле, вышедшей в 2008-ом году: "До сих пор неясно - и вряд ли когда-нибудь станет ясно,- в какой степени Джин Дойл разделяла веру мужа, а в какой подыгрывала ему, руководимая жалостью и любовью; вполне возможно, смешивалось то и другое. Существует и такая точка зрения, что тщеславной женщине было попросту приятно выступать со сцены, привлекая всеобщее внимание...". По мнению автора книги "Конан Дойл", вторая жена писателя всегда была "от мира сего" - практичная, честолюбивая, общительная... И трудно сказать, что на самом деле водило её рукой, когда она записывала на бумаге послание от Малкольма - вера, надежда или жалость?
  
  Максим Чертанов пишет: "...С другой стороны, доктор и сам был честолюбив, энергичен и (умеренно) практичен - а стал бескорыстным проповедником. Так или иначе, попытки Джин выступать в роли медиума публично ни к чему хорошему не привели: получалось у нее плохо и она, сама того не желая, мужу изрядно навредила...".
  
  Однако... Следует отметить, что М.Чертанов сам является искусным мастером интриги и различных неожиданностей, причём не только на страницах своих книг, но и в реальной жизни. В 2005 году издательством "Амфора" (Санкт-Петербург) был издан его плутовской роман "Правда", написанный в соавторстве с Дмитирем Быковым. В 2006 году то же издательство выпустило его книгу "Код Онегина", но уже под псевдонимом "Брейн Даун". В период с 2008-го по 2012 год издательство "Молодая гвардия" издало такие книги М.Чертанова: "Конан Дойл" (2008), "Хемингуэй" (2010), "Герберт Уэллс" (2010) и "Марк Твен" (2012).
  
  И... Лишь 21 ноября 2013-го года, на церемонии вручения писателю премии "Просветитель", вдруг выяснилось, что никакого Максима Чертанова не существует, а есть, вместо него, Мария Кузнецова - молодая, красивая и талантливая писательница, которая в последующие два года написала и такие книги: "Дарвин" (2013), "Дюма" (2014), а также "Степан Разин", "Эйнштейн" и "Диккенс", вышедшие в 2015-ом году.
  
  Многие биографы писателя, в том числе и Мария Кузнецова, в своих работах пишут о том, что Конан Дойл не только предлагал своим почитателям ознакомиться с содержанием его взглядов и умозаключений, изложенных в вышеперечисленных работах о спиритизме, но и потратил немало времени и финансовых средств, чтобы в личных встречах с гражданами различных стран, довести до их сведения основные положения оккульного учения, в которое он окончательно уверовал "до глубины души".
  
  С осени 1918-го по весну 1919-го) года писатель провел не менее 60 встреч со своими почитателями в различных городах Великобритании, а начиная с 1920-го объехал с лекциями полмира. По утверждению некоторых биографов, Конан Дойл потратил на пропаганду спиритуалистического учения более 250 000 фунтов стерлингов (огромная сумма по тому времени) и более 12 лет собственной жизни.
  
  В сентябре 1920-го 60-летний Конан Дойл отправился почти всей семьёй в пропагандистское турне по Австралии. Его сопровождали Джин - вторая жена писателя, майор Вуд - его секретарь, а также дети: 7-летняя Джин-младшая, 10-летний Адриан и11-летний Деннис. Писатель прочитал лекции о спиритизме почти во всех крупных городах страны, объехав Австралию с юга на север. Австралийцы охотно посещали его лекции не только для того, чтобы узнать новые откровения писателя о спиритизме, но и потому, что хотели лично увидеть автора книг о знаменитом на весь мир Шерлоке Холмсе.
  
  Конан Дойл был не только замечательным писателем, но и талантливым оратором, умеющим завладеть вниманием слушателей. В своих лекциях он рассказывал об истории становления и сущности спиритизма, а также демонстрировал множество фотографий и слайдов, на которых были запечатлены "духи" и различные паранормальные явления.
  
  Турне по Австалии позволило писателю окупить личные расходы на поездку и передать спиритическим обществам Австралии 5 000 долларов (по нынешнему курсу соответствуют примерно 60 000 современных долларов). Однако, оппоненты писателя со стороны официальной церкви Австралии и других стран, всё-таки продолжали упрекать Дойла за деньги, взятые за пропаганду собственной веры в спиритизм. Но многие современники писателя понимали, что дело не в "личной корысти" писателя, которая отсутствовала и были, наоборот, существенные материальные затраты с его стороны, компенсируемые гонораром за книги о Шерлоке Холмсе, публикуемые во многих странах мира.
  
  В начале 1921-го года Конан Дойл возвращается в Великобританию, но вскоре отправляется в Париж, где также выступает с лекциями о сущности спиритизма и правомочности его права на существование. Однако приём Дойла во Франции, избалованной посещением множества выдающихся личностей мира, оказался более чем сдержанным.
  
  В апреле 1922 года семья писателя отправляется в лекционное турне по США, причём в том же составе, что и в Австралию. В "Истории спиритизма", сэр Артур называет эту страну родиной современных спиритуалистических учений, и даже посвятил отдельную главу, в которой подробно описал историю сестёр Фокс", которая в начале была мощным катализатором для становления американского спиритизма, но через годы существенно опорочила это оккульное учение.
  
  Ли Кидик - организатор турне писателя по США, устроил ему пресс-конференцию, после которой в "Нью-Йорк таймс" вышла статья, автор которой иронизировал над верой писателя в спиритизм. Однако Конан Дойл на первой же своей лекции в Карнеги-холле ощутил доброжелательное к себе отношение слушателей и большой их интерес к содержанию выступления.
  
  Вскоре сменилась и тональность американских СМИ. В "Нью-Йорк уорлд" отмечалось, что впечатляющий эффект от выступления знаменитого писателя "достигается благодаря тому, что, несмотря на странность его воззрений, он производит впечатление абсолютно искреннего человека". На всех 7 лекциях, которые прочитал Дойл в Нью-Йорк, был аншлаг. Интерес американцев к демонстрациям писателем фотографий духов (при соответствующем музыкальном сопровождении) был даже более высоким, чем в Австралии. После лекций Дойла, как правило, окружали множество людей, выражая свою благодарность и задавая множество вопросов о мире духах. Выступления писателя стали транслировать по радио и печатать в СМИ полностью или с незначительными сокращениями.
  
  Однако... Имели место и неожиданные результаты от лекций Дойла. Наиболее внушаемые зрители, верящие в спиритизм, нередко погружались в особое состояние сознания, вставали и бегали по проходам, смеялись и рыдали, начинали громко призывать духов своих умерших близких...Вскоре стали происходить и печальные события. Некая Моди Фанчер, услышав по радио выступление Дойла, отравила лизолом себя и своего ребёнка, сообщив в прощальном письме о своём страстном желании немедленно оказаться в мире ином. Некоему Фрэнку Алексу, после лекции Дойла, стало казаться, что за ним увязался "злой дух", требующий убить жену. И Фрэнк не смог противостоять воле духа... Один бедный студент, имевший задолженность за квартиру, покончил с собой, надеясь, что в мире ином у него не будет проблем, которые постоянно преследовали его в земной жизни...
  
  Конан Дойл, читая в СМИ об этих и иных трагических событиях, приходил в ужас и пытался объяснить журналистам и слушателям, что психически неуравновешенные люди совершенно неправильно восприняли его лекции, и что все люди должны пройти весь жизненный путь своего пребывания на Земле. Но в американских СМИ вновь появились публикации, критикующие пропаганду спиритизма Дойлом. Однако американские медиумы продолжали наперебой приглашать знаменитого писателя к себе, для участия в спиритических сеансах. И хотя большинство этих приглашений преследовали корыстную цель использовать имя писателя в коммерческих интересах, Конан Дойл, как правило, посещал сеансы.
  
  Однажды, на спиритическом сеансе у Евы и Уильяма Томпсон, -профессиональных американских медиумов, - писателю явился дух Мэри Дойл. Конан Дойл пришёл в восторг от спиритического контакта с родной матерью. Однако, через два дня супруги Томпсон были арестованы и обвинены в мошенничестве. При обыске у них обнаружили парики и краски, светящиеся в темноте, а также иной "спиритический реквизит". Газета "Нью-Йорк санди америкэн" обвинила Дойла в пособничестве мошенникам. Однако это и иные обвинения нисколько не поколебали незыблемую веру сэра Артура в спиритизм.
  
  Из Нью-Йорка Конан Дойл вместе с семьёй отправился с выступлениями по Новой Англии и Среднему Западу; посетил Торонто в Канаде. Он продолжал активно посещать спиритические сеансы и памятные места, связанные с теми или иными событиями истории спиритизма. В городе Рочестере он посетил дом семьи Фокс, в котором временно жили сёстры Кейт и Маргарет Фокс, прославившиеся тем, что ещё в 1848 году установили спиритическую связь с "духом убитого разносчика-торговца. Однако в 1888 году Маргарет Фокс публично объявила о своём многолетнем обмане на спиритических сеансах.
  
  Мария Кузнецова в книге "Конан Дойл" пишет по этому поводу следующее:
  
  "... Она стала ездить по всей Америке, выступая с разоблачениями, и на этом опять зарабатывала. Дойл был убежден, что именно это обстоятельство - несмотря на то, что раньше она зарабатывала и на спиритических сеансах, - доказывает ее неискренность. Потом обе сестры неоднократно то признавались в мистификациях, то брали свои слова обратно и окончательно всех запутали. Дойл считал, что все это - побочные издержки профессии: "Опасности подстерегают слабовольных, измотанных непрерывными сеансами медиумов. Многие из них пытались снять напряжение с помощью алкоголя или прибегнуть к мошенничеству, когда ослабевали собственные психические силы. <...> Способ борьбы с перечисленными опасностями заключается в определении истинных медиумов, выплате им заработной платы, сокращении количества сеансов". Медиумы должны создать профсоюз, получать твердый оклад (и, наверное, пенсию по выслуге лет) - тогда им не придется жульничать. Печальная судьба сестер Фокс волновала и огорчала доктора Дойла. Он считал, что им не воздали должного, сравнивал бедняжек с первыми христианскими мученицами и даже ставил их выше: "Первые женщины-последовательницы заповедей христианства исполнили свой долг с истинным благородством; они жили как святые и умирали как мученицы, однако среди них не было проповедниц или миссионеров". Немедленно по приезде в Штаты он написал статью в газету "Прогрессив синкер", где предложил воздвигнуть монумент в память двух сестер. Идея была с энтузиазмом воспринята спиритической общественностью. Памятник, правда, так и не поставили, зато построили спиритическую церковь - Дойл оказал строительству солидную финансовую помощь...".
  
  В книге М.Кузнецовой также утверждается, что всю свою "выручку за лекции в США Дойл передал американским спиритическим обществам.
  
  После возвращения сэра Артура в Великобританию неожиданно разразился очередной скандал, - комиссия Общества психических исследований публично изобличила фотографа Уильяма Хоупа в фальсификации его фотографий "духов", которые пользовались большой популярностью не только у американских, но и у английских спиритов. Даже в те времена, справедливо считалось, что , в отличии от людей, фотокамеры обмануть невозможно, так как они фиксируют, - в отличие от органов чувств и сознания людей, - "настоящую реальность".
  
  Однако Дойл, одаривший Шерлока Холмса своим знаменитым "дедуктивным методом" расследования детективных историй, в реальной жизни часто проявлял поразительную внушаемость, которая заставляла его отвергать даже самые очевидные и бесспорные факты и события. И когда оппоненты писателя пытались ему доказать, что на фотоснимках он видит не "реальных духов", а искусственные изображения, полученные с помощью ретуширования, сознательного затемнения или, наоборот, чрезмерного осветления, фотографированию кукол, манекенов и специально загримированных людей - писатель, как правило, игнорировал такие объяснения и утверждения. Его не убедило даже то, что журналист Гарри Прайс , с которым он был в дружеских отношениях, разоблачил "плутовство" многих медиумов, в том числе и Хоупа. Прайсу удалось доказать, что образы "духов" есть не что иное, как заранее сфотографированные картинки из книг и семейных альбомов.
  
  В апреле 1923 года Дойл повторил турне по США и Канаде, посетив более 30 городов. На этот раз к его лекциям и демонстрациям не проявлялась прежняя восторженность. Резко уменьшилось и число желающих посетить его лекции. После посещения Солт-Лейк-Сити, - где жили мормоны, о которых писатель негативно написал в "Этюде в багровых тонах",- епископ Нибли высказал такое мнение о писателе: "...Мы не проявили нетерпимости и позволили ему выступить, благодаря чему сэр Артур положил в свой карман несколько тысяч долларов. Приятно ли ему было принимать деньги от мормонов после того, как он вылил на них столько грязи в своей книге?..". Некий Хиггинс - иной житель Солт-Лейк-Сити, потребовал публичных извинений от писателя за то, что тот опорочил мормонскую церковь.
  
  В Канаде Конан Дойла ожидал более дружелюбный, чем в США, приём - как со стороны посетителей его лекций, так и со стороны прессы. Местная газета Калгари взяла у писателя интервью, в котором было и такое признание Дойла: "...Он сказал,- что иногда у него возникает ощущение, что его физические силы уже изменили ему, но его поддерживает некая высшая сила, и поэтому по завершении утомительной поездки, в ходе которой ему удалось донести до людей свои убеждения, он порой чувствует себя даже лучше, чем до нее...".
  
  Через 2,5 месяца путешествия по Канаде, семья Дойлов в августе вернулась в США. В начале сентября писатель опубликовал в "Нью-Йорк таймс" статью, в которой поведал о впечатляющих успехах спиритизма по всему миру: мол, в Мюнхене доктор Шренк-Нотцинг демонстрировал эктоплазму ста ученым; Рише - французский физиолог и психолог, лауреат Нобелевской премии, а также Фламмарион - астроном, автор книги "Множественность обитаемых миров" и сэр Оливер Лодж - доказали существование телекинеза и других спиритических явлений.
  
  По этому поводу Мария Кузнецова в книге "Конан Дойл" пишет следующее:
  
  "... Было, правда, в Европе еще множество ученых, не менее выдающихся, чем Рише и Лодж, которые спиритизм отрицали, но ведь они не ходили по спиритическим сеансам! Как можно отрицать то, чего не видел? Факты и только факты! Все по сей день удивляются: как все-таки Дойл мог быть таким легковерным? А что, если он легковерным вовсе не был? Если он, напротив, был предельно недоверчив? Не доверял никому и ничему, чего не видел лично (или - в крайнем случае - не видели лично несколько уважаемых джентльменов безупречного поведения); если не мог постичь сам какого-то секрета - не верил тому, кто якобы его постиг. Допустим, у доктора исчез бумажник - это факт. Доктор не смог догадаться, как это было сделано, - значит, произошло чудо. Пусть другие сколько угодно рассказывают о ловком карманнике - это домыслы, ведь его никто за руку не поймал, факта нет! Одни гипотезы! Дойл отвергал возможность обобщения - вот в чем его проблема; певец дедуктивного метода мышления, он полностью отрицал индуктивный, восходящий от общего к частному. Если доказано, что преступник убил 99 человек, - отсюда вовсе не следует автоматически, что именно он убил сотого: доказывать фактами необходимо Каждое преступление. Если медиума ловили на жульничестве 99 раз, но в сотый раз не сумели поймать, - значит, в этот сотый раз он был невиновен и творил чудо! Разве не осуждают у нас невинных?! Никому нельзя верить на слово - ни полицейским, обвинившим Слейтера, ни самому Слейтеру, а только фактам!..".
  
  По утверждению М.Кузнецовой: "...Вернувшись домой летом 1923 года, Дойл подсчитал, что к этому времени он с проповедью спиритического учения проехал примерно 80 тысяч километров, а это то же самое, что дважды объехать Землю по экватору. Его лекции посетили 250 тысяч слушателей. Он получал более трехсот писем в день. Он потратил на пропаганду спиритизма в Британии и за границей около 150 тысяч фунтов стерлингов (что приблизительно составляет 4 миллиона 500 тысяч (!) современных фунтов). Ему было 64 года. Он очень устал и решил на год прервать поездки за границу. После этого он планировал поехать в Скандинавские страны...".
  
  Планировал, несмотря на то, что признался в следующем, о чём говорили его дети:
  
  "...Мальчики говорят мне, что никто больше не хочет с ними разговаривать! Неправда, неправда: есть по крайней мере один человек, который хочет, и будет, и разговаривает постоянно, и никогда не бросит их одних там, в стране туманов, и всему свету объяснит, как это жестоко - похоронить, смириться, отречься, забыть, не говорить, не звать, не отвечать на вопросы!..".
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Палагин "Земля Ксанфа"(Научная фантастика) А.Вичурин "Байт I. Ловушка для творца"(Киберпанк) Д.Куликов "Пчелиный Рой. Уплаченный долг"(Постапокалипсис) Д.Хант "(не)случайная невеста"(Любовное фэнтези) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2"(Антиутопия) М.Атаманов "Искажающие реальность-5"(ЛитРПГ) П.Роман "Искатель ветра"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"