Касьянов Владимир: другие произведения.

1. Г.А. Анджапаридзе о "Застенчивой Королеве" детектива

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурс LitRPG-фэнтези, приз 5000$
Конкурсы романов на Author.Today
 Ваша оценка:

  На сайте "Детективный метод", посвящённый истории детектива в кино и литературе (http://detectivemethod.ru/english/mysteries-of-agatha-christie/) можно прочитать статью "Тайны Агаты Кристи", автором которой является Г. А. Анджапаридзе (1943 -2005) - советский и российский переводчик, литературный критик, литературовед, кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры РСФСР.
  
  Статья начинается с необычной истории:
  
  "В середине 80-х годов на общеевропейском культурном форуме в Будапеште академик Борис Борисович Пиотровский, тогдашний директор Ленинградского Эрмитажа, рассказал мне, как однажды обедал в Лондоне у своего коллеги, директора Британского музея, сэра Макса Мэллоуэна. Мужчины, как обычно бывает в таких случаях, говорили о делах. Хозяйка дома в беседе практически участия не принимала. Впрочем, заботливо следя, чтобы тарелки присутствующих не пустовали. На прощание она вручила гостю небольшой, аккуратно завернутый пакет. "Там книжка, которую я написала", - всего лишь сказала леди Мэллоуэн. Только в гостинице академик, развернув подарок, увидел на обложке имя автора: "Агата Кристи". Он был искренне раздосадован, поскольку любил книги Кристи и вовсе не по своей вине упустил возможность лично сообщить писательнице об этом. Но более всего Пиотровский был потрясен скромностью супруги своего коллеги: "Вы можете представить себе какую-нибудь нашу знаменитость, способную не проронить ни слова о себе и о своем творчестве?..".
  
  И далее Анджапаридзе уточняет: мол, Агата Кристи в те годы уже была в зените славы, которая, как ни удивительно, была ей совершенно не нужна. Поэтому, совершенно не случайно её такое откровенное признание: "... когда я заполняла анкету и добралась до графы "Род занятий", мне и в голову не приходило написать что бы то ни было, кроме освященного веками: "Замужняя дама". Я была замужней дамой, таков был мой статус и род занятий. Попутно я писала книжки, но никогда не относилась к своему писательству как к чему-то, что торжественно величают "делом жизни" - было бы смешно". К тому времени, Агату Кристи по праву уже называли "королевой" не только английской, но и всей мировой детективной литературы, и автор статьи высказывает мысль о том, что не только творчество Агаты Кристи, но и ее собственный образ стали неотъемлемой частью культурной мифологии ушедшего века.
  
  Г. Анджапаридзе напоминает читателям и о том, что Агата Кристи является не только автором замечательных детективов, но и великолепным драматургом:
  
  "...вот уже пятьдесят первый год каждый вечер (!) идет пьеса "Мышеловка", побившая все мыслимые рекорды в истории мирового театра. В автобиографии писательница не без свойственного ей мягкого юмора рассказывает свою версию этого небывалого в истории театра долголетия. Сначала была написана короткая радиопьеса, называвшаяся "Три слепые мышки", позже она стала основой произведения для театра. Пытаясь понять неожиданный, прежде всего для нее самой, успех, Кристи полагает, что помимо чистой "удачи" и точно выверенной драматургической коллизии, в пьесе есть необходимый баланс напряженности действия и юмора. Но, несмотря на это, писательница вполне самокритично считала, что "Мышеловка" продержится на сцене месяцев восемь. Ее знакомый театральный деятель, которому пьеса понравилась, был более щедрым и предсказал четырнадцать месяцев. Но оба они ошиблись - вот уже шестое десятилетие каждый вечер подряд пансион "Монксуэлл-мэнор" принимает своих первых посетителей, которые очень скоро оказываются отрезанными от остального мира небывалым снегопадом...".
  
  Будучи известным теоретиком жанра детективной литературы, автор публикации откровенно признаётся, что не один десяток лет, читая и перечитывая произведения Кристи и немало написав о ее творчестве, он так и не разгадал тайну буквально универсального успеха Агаты Кристи. И предлагает читателям провести такой эксперимент:
  
  "Попробуйте отложить начатый роман Кристи и, к примеру, лечь спать. Боюсь, что у вас это не выйдет. Пока не дочитаете до конца, вряд ли заснете. A вот с точки зрения канонов изящной словесности проза Кристи не производит особого впечатления, заметно уступая таким признанным стилистам детективного жанра, как Хэммет, Чандлер, Марджори Аллингем и др. На страницах ее романов и новелл не встретишь ни колоритного обмена репликами-репризами, ни эффектных описаний, ни авторских отступлений с афористическими характеристиками лиц и положений данного сюжета. Стиль Агаты Кристи нейтрален, характеристики скупы, описания сведены до минимума... И Пуаро, и мисс Марпл достигают успеха исключительно с помощью "дедукции", аналитических способностей мышления. Но в пределах этой внешней достаточно простой формулы писательница проявила поразительное умение варьировать, тасовать обязательные компоненты и держать читателя в напряжении до самых последних страниц, где очередной герой-расследователь одерживает закономерную победу над хитроумным преступником, выводя на чистую воду того, чья абсолютная невинность вроде бы была по ходу всего повествования самоочевидной... ".
  
  По мнению Григория Андреевича, Агата Кристи всегда упрямо избегала того, что называется "паблисити", терпеть не могла давать интервью, страшилась публичных выступлений и вообще старательно охраняла свою частную жизнь от любых посягательств. Только после смерти ее, когда была опубликована автобиография и несколько биографических книжек, загадочный образ "первой леди" детектива начал приобретать определенные очертания. В своей автобиографии знаменитая писательница была предельно откровенна перед читателями: "Я отважилась написать детектив; написала; его приняли и собирались издать. Этим, насколько я понимала, дело и ограничивалось. В тот момент я, разумеется, не помышляла продолжать писать книги... Для меня писательство служило развлечением...".
  
  В автобиографии Агаты Кристи имеются и такие строчки: "...Могу признать, что добродушна, жизнерадостна, немного малахольна, забывчива, робка, чувствительна, на редкость не уверена в себе, в меру бескорыстна... Но благородна? Нет, на это я не согласна... Из двух событий в жизни, приведших меня в наивысшее волнение, одним была покупка автомобиля, моего любимого "морриса каули" с носом бутылочкой. Второй раз я испытала такой же восторг сорок лет спустя, будучи приглашенной самой королевой на ужин в Букингемский дворец!..".
  
  И хотя Агата Кристи прожила долгую жизнь, исчисляемую 86 годами (1890-1976 гг), но её жизнь, по мнению Г.А. Анджапаридзе, была сугубо частной жизнью. "Королева" детективной литературы:
  
  -не была социально активной личностью;
  
  - не занималась общественной деятельностью;
  
  - не изучала и не собирала "материал";
  
  - не ездила в творческие командировки;
  
  -не сталкивалась ни с полицией, ни с преступниками;
  
  - не занималась криминологией, юриспруденцией и всем комплексом дисциплин, связанных с правонарушением.
  
  Однако всё вышеперечисленное не помешало Агате Кристи создать собственный тип детективного романа, который признан эталонным и даже классическим, и которым зачитывается уже не одно поколение людей во многих странах мира.
  
  В 1954 году, 64-летняя Агата Кристи, отвечая на шуточную анкету под названием "Исповедь", свое любимое занятие определила следующим образом: "Сидеть на солнце и ничего не делать". И такое "ничего-неделание" позволило ей за период своего почти 60-летнего творчества написать и издать 68 романов, более сотни рассказов и 17 пьес. Произведения Агаты Кристи переведены на 103 иностранных языка.
  
  Г. Анджапаридзе пишет: "...Повествуя о многих деталях быта, условностях английской жизни и так далее, она показывает их глазами "человека со стороны", которому иногда приходится растолковывать правила и условности, без подсказки понятные английскому буржуа. В уста своего героя-сыщика Агата Кристи вкладывает иронические и критические замечания об английском обществе. К примеру, он замечает: "На собственном опыте многие англичане убеждены в том, что сказанное иностранцу можно не принимать всерьез" ("Глупость мертвеца"). Пуаро известно, что значительно больше убийств, нежели можно предположить, совершено, чтобы сохранить внешнюю респектабельность ("Мисс Макгинти мертва"). Для Пуаро поиски преступника - необходимость морального порядка: он должен покарать зло и восстановить справедливость. В этом смысле он, конечно же, выражает позицию самой писательницы, видевшей в детективной литературе ее нравственный аспект. "Детектив был рассказом о преследовании и расследовании, а также рассказом с моралью... Как и все, кто писал и читал эти книги, я была против преступника и за невинную жертву", - писала она в автобиографии. Можно сказать, что все книги Кристи объединяет наивная и неистребимая гуманистическая вера в то, что добро всегда победит, а порок будет наказан...".
  
  В своих произведениях Агата Кристи всегда избегает живописать детали преступления, удовлетворяясь сухой и необходимой информацией. Нередко жертвы преступления в ее романах столь же несимпатичны, как и преступники (Роджер Экройд, капитан Тревильян), но можно быть всегда уверенным, что преступник у нее никогда не вызовет сочувствия. Кристи резко отрицательно относилась к тем детективным произведениям, авторы которых преступали моральные нормы: "Никому в голову прийти не могло, что наступит время, когда детективы будут читаться из-за описываемых в них сцен насилия, ради получения садистского удовольствия от жестокости ради жестокости", - пишет она в автобиографии.
  
  Анджапаридзе категорически не согласен с мнением тех читателей, кто воспринимает произведения Агаты Кристи как добротное, но чисто развлекательное чтение, своего рода "гимнастику ума". Автор "Тайн Агаты Кристи" не согласен и с Джулианом Саймоном - наследовавшим после Кристи пост президента Клуба детективистов, - который полагал, что именно книги Агаты Кристи придали детективному жанру характер "сложной головоломки", в которой интерес читателя к судьбам героев почти угасает, ибо он "не только не нужен, но и не желателен". Агата Кристи действительно умела загадать читателю трудно разрешимую без помощи Пуаро или мисс Марпл загадку, но она не только великолепный конструктор загадок. По мнению Анджапаридзе:
  
  "Агата Кристи - точный и иронический летописец нравов достаточно обширной прослойки современного ей английского общества. Писательница чутко откликалась на изменения, происходившие в Англии. Если в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, в ее романах чаще всего действует преступая организация, по структуре и влиятельности очень напоминающая гигантскую межнациональную корпорацию. Таким образом, книги Кристи, очевидно, не только развлекательное чтение, а правдивые документы эпохи. Заложенная в них разнообразная информация подтверждает мысль Р.Уинкса о том, что хотя бы "историк должен ценить детективную литературу". Кристи не претендовала на славу выдающегося мастера психологической прозы. Но созданные ею образы соотечественников - священников, докторов, адвокатов, провинциальных кумушек, небогатых землевладельцев и рантье, девиц с большими амбициями, но со скромными средствами и особенно отставных военных с колониальным прошлым - можно сказать, совершенны до хрестоматийности...".
  
   Агата Кристи никогда не была теоретиком литературы, и к писательству сначала относилась как к удовольствию и развлечению, а потом, как к приятному ремеслу, приносившему немалый доход. Подобный взгляд на литературу в корне противоречит русской традиции, где писатель, если и не Борец, то обязательно Учитель, несущий почтительна склонившей перед ним главу аудитории свое заветное Слово.
  
  Знаменитая писательница высказалась следующим образом о творчестве вообще: "К тому времени у меня уже выработалась привычка писать рассказы, сменившая вышивание подушечек или копирование рисунков дрезденского фарфора. Если кому-то покажется, что тем самым я принижаю писательское дело, я никогда не соглашусь с этим. Жажда творчества может проявиться в любой сфере: будь то вышивание, приготовление изысканных блюд, живопись, рисунок, скульптура, сочинение музыки или стремление писать романы и рассказы. Другое дело, что в каком-то из этих искусств вы оказываетесь сильнее... Начав писать детективы, я совершенно не была расположена оценивать события, в них происходящие, или серьезно размышлять над проблемами преступности. Детектив - рассказ о погоне; в значительной мере это моралите - нравоучительная сказка: порок в нем всегда повержен, добро торжествует. Во времена, относящиеся к войне 1914 года злодей не считался героем: враг был плохой, герой - хороший, именно так - грубо и просто. Тогда не было принято окунаться в психологические бездны. Я, как и всякий, кто пишет или читает книги, была против преступника, за невинную жертву".
  
  По мнению автора статьи, Агата Кристи, развлекая читателя, последовательно защищала Устои и в этом была писательницей социальной. Сегодня, когда в книгах наших отечественных авторов сплошь и рядом встречаются герои-преступники, хладнокровно "мочащие" своих мнимых и реальных противников, тем более злободневно звучит голос признанной "Королевы" детектива:
  
  "...Только невиновность имеет значение, а не вина. Не стану много рассуждать об убийцах; просто я считаю, что для общества они - зло, они не несут ничего, кроме ненависти, и только она - их орудие. Хочу верить, что так уж они созданы, от рождения лишены чего-то, наверное, их следует пожалеть, но все равно щадить их нельзя, как, увы! - нельзя было в средние века щадить человека, спасшегося из охваченной эпидемией чумы деревни, ибо он представлял угрозу для невинных и здоровых детей в соседних селениях. Невиновный должен быть защищен; он должен иметь возможность жить в мире и согласии с окружающими".
  
  Агата Кристи воплощала в своих произведениях моральную традицию, в которой была воспитана и четко различала, где Добро, а где Зло, однако с некоторой наивностью полагала, что Зло обязательно должно быть наказано. Она никогда не считала себя "богоданным гением", но ей был дан нечастый дар в одном небольшом абзаце создать великолепный и выразительный портрет человека, который "обладал замечательным свойством - он умел производить впечатление".
  
  Свою статью Г.А. Анджапаридзе завершает такими строками:
  
  "...В детской у маленькой Агаты Миллер висела грамота, полученная ей в награду за победу в соревнованиях по метанию мячиков. Надпись на этой грамоте гласила: "Не можешь водить паровоз - стань кочегаром". Писательница считала, что "лучшего жизненного девиза не сыскать". Уверен, что с вечной своей скромностью она откровенно преуменьшала свои достижения. На протяжении более чем пяти десятилетий она блистательно вела "паровоз" детективного жанра, будучи его самым популярным "машинистом". Сегодня ЭТО уже непреложный факт. Долгая история человечества свидетельствует о том, что королевы бывают разные. Эта была застенчивая...".
  
  
  
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  Н.Самсонова "Предавая любовь" (Любовная фантастика) | | Д.Дэвлин, "Жаркий отпуск для ведьмы" (Попаданцы в другие миры) | | О.Чекменёва "Спаситель под личиной, или Неправильный орк" (Приключенческое фэнтези) | | Я.Безликая "Мой развратный босс" (Современный любовный роман) | | У.Соболева "Чужая женщина" (Короткий любовный роман) | | А.Платунова "Искры огня. Академия Пяти Стихий" (Приключенческое фэнтези) | | Р.Ехидна "Мама из другого мира. Делу - время, забавам - час" (Попаданцы в другие миры) | | Л.Каминская "Как приручить рыцаря: инструкция для дракона" (Современная проза) | | С.Александра, "Демонов вызывали? или Когда твоя пара - ведьма!" (Любовное фэнтези) | | Е.Лабрус "Заноза Его Величества" (Любовное фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
А.Гулевич "Император поневоле" П.Керлис "Антилия.Полное попадание" Е.Сафонова "Лунный ветер" С.Бакшеев "Чужими руками"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"