Лещенко Владимир: другие произведения.

Череп реконструктора

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Моя статья об одном старом литературном проекте

  ЧЕРЕП РЕКОНСТРУКТОРА.
  
  (Мысли по поводу одного литературного сериала).
  
   Речь пойдет об имеющем уже солидную историю и известность литературном проекте -серии "Боярская сотня" издательства "Северо-запад".
  Сериал, пожалуй даже более успешный, нежели два предыдущих крупных питерских проекта "Мир Волкодава" (как-то сошедший на нет сам собой) и провалившийся и уже полузабытый "Мир Владигора".
  Сериалу этому уже больше трех лет. Первая книга -"Земля мертвых", вышла в 2001, потом как из рога изобилия пошли продолжения: "Череп епископа", "Дикое поле", "Слово шамана"... Вот недавно вышли еще два -- "Ядовитая боярыня" и "Поход атамана".
  Сюжет в принципе традиционный, восходящий к "Янки при дворе..." Марка Твена: наши современники в прошлом (т.н. "хроноопера")
  . Исходный посыл - группа современных российских реконструкторов, и любителей ролевых игр, проваливается в прошлое, и начинает устраиваться там.
  Герои принимаются организовывать себе комфортную жизнь, попутно приращивая могущество российского государства.
  Надо сказать, весьма забавно читать, как эти обитатели прозападного европейского Питера, проникаются нехитрой мыслью о благости и величии Иоанна Грозного и сугубой правильности его политики, о пользе опричнины и прочая и прочая. Единственное --заводится среди них злодей Тирц - еврей, или немец, поклонник Запада и рыцарства, герой настолько же отвратительный, насколько неудачный и неубедительный.
  Как прокомментировал один критик, видимо, к концу сериала предполагалось, что герои будут вводить опричнину где-нибудь в Испании.
  Но в дальнейшем видать, г-н Прозоров охладел к проекту, и занялся сочинением книг, где выходцы из нашего времени сражаются со злом уже на далекой планете, на континенте Авалон. Но затея не погибла -- в дело включились иные авторы и авторессы. Сюжет, правда, полностью рассыпался - появились тамплиеры, вытащившие из нашего времени бывших разведчиков и милиционеров, интеллигентные бомжи, рассуждающие о злых большевиках (видать, не разрешавших им бомжевать), Ермак Тимофеевич и прочие персонажи. Действие прыгает то на остров Одина что вне времени и пространства, то вообще в современную Индонезию (???)...
  Идейных пластов можно выделить немало.
   Тут и попытка реабилитировать Иоанна Грозного и опричнину - не первая и наверное не последняя. И кондовый даже не старомосковский, а этакий северорусский патриотизм -тоже не удивительно: сейчас кое-кто даже древнюю столицу Руси нашел не в Киеве, а в Старой Ладоге(?!). И еще многое другое. Но, пожалуй главное направление - - это насмешка над современным человеком, деградировавшим в сравнении с великими предками эпохи лучины и сохи. Таким жалким, таким беспомощным без всех этих костылей современной цивилизации. Без компьютеров, без автоматов (не игровых), без машин и теплых туалетов. Без сникерсов и извините за натурализм -тампаксов.
  Но, как бы то ни было, сериал живет, помирать вроде не собирается, и поэтому есть смысл поговорить о нем, "без гнева но с пристрастием".
  
  1.
   "Я прочитал и огорчился - зачем я грамоте учился?"
   Пословица.
  
  Что касается фентезийной части, а именно -идеи о наличии в прошлом в большом количестве нечистой силы, ныне отсутствующей --видать, не способной существовать в мире канализации и компьютеризации -тут возразить ничего нельзя. Гипотеза уже не раз обыгранная, да к тому же ничем не хуже прочих.
   Перейдем к тому, что касается реальности.
  Прежде всего, об ошибках элементарно исторических. Причем не мелких, вроде способов заточки сабель, или неправильного расположения орудий на давно забытых британских крейсерах (как у Звягинцева).
  На это уже обращали внимание, но все же кое-чего коснусь.
   Вот например -- действие происходит в то 1553 году, то вдруг переноситься в 1558, причем, и та и эта дата - объявляется кануном Ливонской войны.
  Еще по мелочам -- маршал Тюренн (годы жизни 1611-1675) каким-то образом оказывающийся в 1572 (видать, тоже перекинуло бедолагу, как и главных героев). Или смерть Густава Вазы на четыре года раньше реальной. Или вот -в 1552 году в Англии оказывается, правит Елизавета I, хотя достаточно открыть энциклопедию, чтобы убедится, в том, что на троне сидел ее брат Эдуард VI (И ждать "королеве-девственнице" своей очереди еще шесть лет).
  А вот ошибка уже куда более серьезная -можно сказать, убойная.
   Итак - на дворе 1557 год (предположим), а вовсю упоминается Стефан Баторий. Причем как уже без пяти минут король Речи Посполитой, готовый слить воедино Литву и Польшу, и уже даже "многие рыцари скачут в свите Стефана Батория", "литвины в нем души не чают" и т.д.
  В 1557 году трансильванский господарь Штефан Батори мирно сидел в своей Трансильвании, платил дань турецкому султану, и не помышлял о чем-то другом.
   Даже не мечтал - чем-чем, а маниловщиной этот человек не страдал. Авантюрист, фанатичный католик, презиравший славян (что для мадьяра не удивительно) -но никак не фантазер.
  Да скажи тогдашнему шляхтичу, что какой-то османский холоп займет престол третьего по размерам европейского государства -тот бы за саблю пожалуй, схватился!
  Тем более, что здравствовал и не собирался умирать король польский и великий князь литовский Сигизмунд-Август Ягеллон, про которого г-н Прозоров --отец-основатель "Боярской сотни" умудрился не упомянуть ни разу (!).
  И будет он царствовать и править (насколько это мог польский монарх) еще целых четырнадцать лет.
   Даже если это не наше прошлое, а параллельная реальность, где еще не старый и вполне здоровый последний Ягеллон вдруг помер - что с того? Хватало и куда более авторитетных кандидатов на "элекцию" - начиная от принца Франции Генриха, и заканчивая Иоанном Васильевичем, царем и великим князем московским. А был еще и шведский королевский дом, и многочисленная родня императора Максимиллиана Австрийского...
  Впрочем, в одной из следующих книг Сигизмунд-Август появляется, чтобы быть загрызенным некоей мистической росомахой.
  Не в курсе -обитал ли сей сугубо северный зверь в Речи Посполитой даже в XVII веке. По науке это вообще-то животное живущее "в тайге и лесотундре Евразии и Северной Америке" -цитирую по энциклопедии.
  Далее -что уже ни в какие ворота не лезет.
  Откуда-то появляются опричники в черных рясах, с собачьими головами (не на плечах, а у седел) - между тем до опричнины не три и не пять, не "несколько" (по выражению Прозорова) лет - до нее почти десятилетие.
  Видимо, среди дарований боярина Зализы есть еще и способность прогнозировать будущее.
  Еще - то, что наверняка мало кто оценил. То, во что авторы превратили суд "Феме", ставший почему-то "Фемой" (хорошо хоть не "Фомой"!).
  Так вот - "Феме" был организацией сугубо антифеодальной, возникшей именно для того, чтобы карать высокопоставленных преступников, которых нельзя было "достать" обычным путем. Славян он не терроризировал никогда, за отсутствием таковых в северной Германии, а в Ливонии так вообще никогда замечен не был. Но даже заведись он там, то скорее нашел бы общий язык с Иоанном Грозным, нежели с его врагами.
  Есть еще один, не исторический, а скорее, моральный изъян -отношение к проигравшим, к "Изборной Раде". Лепить из них заведомых предателей, рабски взирающих на Запад, не только неправильно, но и непорядочно.
  Может, Курбского со всеми натяжками и можно определить в старинные генералы Власовы (по крайней мере, это понятно). Но превратить в гнусных изменников, например, братьев Адашевых, честно выполнявших свой долг на не нравящейся им войне, и замученных по вздорным обвинениям - извините, нехорошо.
  И не считали Курбский с Адашевым ливонцев непобедимыми - уж кем-кем, а идиотами они не были. Просто, в отличие от коронованного (их же стараниями) юнца понимали, что на такой лакомый кус как Ливония, найдутся и другие охотники. И ведь история блестяще подтвердила их опасения, точно так же как та же самая история доказала неправоту Иоанна.
  И это далеко не все, о чем хотелось бы сказать по поводу истории в сериале "Боярская сотня", но как говориться, нельзя объять необъятное.
  
  
  
  2.
  
  
  
   Мы идем на чужую войну,
   Проливать на ней свою кровь,
  
   \ Л.Торвальдс
  
   Ну хорошо, автор в конце концов хозяин своего мира. Тем более, что все подобные возражения легко отметаются аргументом вроде "Да это не наше прошлое, а параллельный мир".
  Итак, допустим эти люди (наши современники), осмотревшись, решили отдать все силы на службу царю-батюшке и покровителю-опричнику: благородному и мудрому боярину Семену Зализе. Что ж, понятно и даже похвально. Но вот как они это делают...
  К примеру, они малость подумав, приходят к выводу, что все их технические и научные знания бесполезны, и ничего лучше чем уже пользуются мудрые и храбрые опричники и деловитые смерды они не изобретут.
   Даже оружейная мастерская и то - по их мнению -утопия.
  Простите, не понимаю.
  Это ведь не просто компания туристов (которые при встрече с медведем превращаются в "завтрак туриста"). И даже не только ролевики с деревянными мечами (пожалуй, участь "Моргульского легиона" потерявшего всего десяток бойцов в драке со шведскими ландскнехтами была бы много печальней).
  Это во первых -реконструкторы. То есть люди, априори очень много знающие насчет того же оружия, и оружейных технологий различных времен.
   Во вторых - среди них есть инженеры и бывшие профессиональные военные (целый майор-танкист), медики и химики, люди еще с советской подготовкой и образованием, и так далее и тому подобное.
  И если они сумели без труда построить бумажную мастерскую и лесопилку, то почему оружейная - нечто невозможное? Не "Стингеры" же делать предстоит?
  Между прочим, всего через сто с небольшим лет смерти после Иоанна Грозного -и практически с теми же инструментами, англичанин Ньюкомб построил свою первую паровую машину.
  Но пусть к примеру, паровая машина была бы в самом деле преждевременной -ну, на первом этапе по крайней мере (и не столько из-за технических трудностей, сколько из за психологии местных обитателей).
  Уж хоть один из реконструкторов да вспомнил бы, что очень хорошие кремневые винтовки почти серийно производились в деревенских кузницах -- "кентуккийские винтовки" в США, и их аналоги в Сибири (из них стреляли еще в нашу Гражданскую); и даже в Чечне во времена Кавказской войны.
  Кто-то -хоть бывший майор, мог бы вспомнить, что непревзойденные единороги -- пушки, поднявшие русскую артиллерию середины XVIII века на недосягаемую высоту отливались почти по той же технологии, что и в веке XVI. Ведь только одно их появление сделало бы войско Ивана Грозного непобедимым!
   (Ах, товарищ танкист не знал, как устроен "единорог"? Он, видать, соответствующую лекцию в училище в самоволке прогулял, с девочками...)
  А разве трудно изготовить напалм?
  Чего проще -спирт, нефть (купить в принципе не проблема) плюс сваренное из костей жидкое мыло. И на шведском флоте можно ставить жирный крест.
   Можно было усовершенствовать местную металлургию -пусть не радикально, но очень и очень значительно.
  Произведенный в бояре Костя Росин вот пытался, но оказывается, наладить доменное производство ему мешают... татары. (Плохому металлургу татары мешают?)
  А медицина? Вот хотя бы повязки из плесени -коль скоро для получения пенициллина потребовалась бы для начала алхимическая лаборатория и несколько лет работы. Антисептика, хирургия, анастезия... Да любой воевода от радости запрыгнул бы на крышу терема, получив в свои полки хотя бы наскоро обученных медичкой пришельцев военфельдшеров - сколько бы раненых воинов вернулось сразу в строй.
  Или вот - почему бы им не отправится на недавно присоединенные уральские земли, и не наладить там, скажем, добычу и выплавку меди, которую Россия ввозила из столь нелюбимой и "опускаемой" сочинителями серии Европы?
  А есть еще изумруды в нынешней Свердловской области, золото, ну и прочие "сокровища недр". Карт пришельцы конечно с собой не захватили, да и геологов среди них вроде нет, но по крайней мере, они хотя бы примерно знают - где и что искать.
  Или почему не сделать хотя бы попытку устроить первый русский университет, опережающий современные европейские буквально на века?
  Идея кстати, вполне возможно вызвала бы живой интерес у молодого и не до конца сбрендившего Иоанна Грозного - он все-таки был, как ни странно, для своего времени человеком весьма образованным. (Образованность впрочем, не мешала ему искренне считать Геракла - "богом блуда").
  Одним словом, сделать эти люди могли очень и очень многое. И для себя, и прошу прощения за пафос -для Отечества.
  Вместо этого они предпочли стать обычными солдатами у заурядного боярина.
  Причем солдатами в войне, о которой им заранее известно, что она будет проиграна вчистую, и Россия потеряет даже то, чем владела к ее началу.
  И вот тут переходим к тому, что не менее важно.
  
  3.
  
  
   Шагают бараны в ряд,
   Бьют в барабаны,
   Шкуру на них дают,
   Сами бараны...
  
   Б.Брехт
  
  
   С одной стороны - авторы серии постарались снять все моральные вопросы.
  Идет война с проклятыми западниками и латинянами, а значит, нужно не рассуждать, а защищать родную землю. Вроде все нормально...
  Но!
  Повторюсь --среди участников событий есть ведь не одни только знатоки "Влияния Саурона на становление гоблинской государственности в Мглистых горах", и не одни придурковатые экс-скинхэды.
  Там полно людей историей всерьез интересовавшихся и любивших ее, наконец, затесалась и пара профессиональных историков. То есть людей, имеющих представление хотя бы о том, что Великое Княжество Литовское населяли такие же русские люди, как и царство Московское, и уже поэтому с ним было бы лучше не воевать... Как и то, что без Ливонской войны скорее всего не состоялась бы Люблинская уния, Речь Посполитая так и осталась бы слабой конфедерацией, и Стефан Баторий не попал бы на краковский трон.
  Да, в конце концов -- всякий, кто хоть что-то помнит из школьной программы, должен вроде знать -войну Московская Русь проиграет, страна будет разорена дотла. Крымский хан будет жечь поля и угонять в полон десятки тысяч и без всяких подсказок со стороны подлых интеллигентов -русофобов, а под конец - вообще спалит Москву.
  Князя Воротынского -последнего из толковых русских полководцев, спасшего Русь от татар, казнят как изменника...
  Одним словом, выражаясь мужественным сленгом героев - "полный абзац".
  И что же?
  А ничего!
  Все дружно соглашаются участвовать в войне бессмысленной и безнадежной.
  То есть - с вероятностью восемь из десяти -сложить голову.
  Так же соглашаются с перспективой быть казненными за измену без всякой вины, как это водилось у Ивана IV.
  Да - ведь на очереди - полный разгром Новгорода и окрестных земель!
  Может быть, они надеются на покровительство опричника? Может быть, не знают -сколько коллег боярина Зализы погибло в собственных застенках? Ведь вроде не могут не знать -не идиоты в самом деле.
  Тем не менее, ведая на перед: что их ждет, наши современники не только не пытаются что-то изменить, но с какой-то бараньей тупостью подчиняются неизбежному.
  Они, так кичащиеся своим патриотизмом, смиряются с ждущей Московское царство неизбежной катастрофой.
  Легко, и без особых моральных проблем втягиваются в бессмысленную резню (хотя, еще и еще подчеркну, конечный результат им отлично известен). Приобретают вполне первобытный вкус к убийствам. Спокойно жгут мирные деревеньки. Проворачивают интриги местечкового масштаба, чем безумно гордятся. Становятся рабовладельцами, и тащат в койку холопок. Превращаются в рыцарей-разбойников. Пашут на тамплиеров за чемодан с баксами.
  Ет цетера, ет цетера...
  Пожалуй, получился не гимн истинно русскому человеку, как задумывалось, а нечто вполне клеветническое и циничное. Дескать, мир дерьмо, история -дерьмо, и ничего вы братцы не измените -хоть в прошлом, хоть в настоящем. И уж тем более -в будущем.
  Впрочем, где-то на заднем плане повествования мелькает довольно занятная и нетривиальная мысль. Обычно в "хронооперах" герои и автор решают два вопроса: можно ли что-то изменить в прошлом, и есть ли у кого бы то ни было право на это?
  А Прозоров энд Ко просто говорят - да не нужно ничего менять, там и так, что называется, все на высшем уровне. И вообще -- современным людям у предков (например у Ивана Грозного) еще учиться, учиться и еще раз учиться.
  
  
  4. (Вместо эпитафии сериалу)
  
   А между прочим, задумка была весьма и весьма перспективная, и показать -даже в рамках избранной парадигмы, можно было бы очень и очень многое.
  Ну, например, показать, как изобретателя напалма, благодаря которому шведы лишаться флота, обмазывают этой самой "мудростью огненною" и Малюта Скуратов, посмеиваясь, высекает огонь.
  Как человека, обеспечившего русское войско непревзойденными единорогами, привязывают к стволу оного единорога, обвинив в продаже секрета чудо-пушки "басурманам".
  Как медика, исцеливший монарха от многочисленных благоприобретенных хворей и остановившего чумную эпидемию, живьем изжаривают в железной клетке под одобрительные возгласы коронованного пациента.
   (Именно так погиб царский врач Елисей Бомелий, виновный лишь в том, что вылечил Иоанна IV от застарелого сифилиса).
  Как спутницы ролевиков, растоптанные, униженные, сломленные, служат утехой потерявшим человеческий облик опричникам.
  Как...
  Впрочем, есть более сильный ход.
  Например, вот как можно было бы завершить последнюю книгу сериала.
  Конец 80х прошлого века. Раскопки тогда еще ленинградских археологов в деревне, где по глухим упоминаниям в летописи находилась одна из первых на Руси бумажных мастерских.
  И вот один из них, случайно, среди истлевших бревен и расколотых жерновов, обнаруживает разрубленный саблей череп, берет его в руки, и дурашливо восклицает что-то вроде "Бедный Юрик, бедный Юрик!".
  И не знает, что держит в руках свой собственный череп, ибо спустя почти два десятка лет предстоит перенестись в прошлое, прожить там не очень долгую, но тяжелую и кровавую жизнь, и погибнуть...
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"