Открытое письмо немецкому бизнесмену, набравшегося опыта в России, опубликованное в "Business in Russland"
Дорогой друг!
Ты, прожив несколько вполне счастливых лет в России, недавно вдруг обнаружил, что характер и логика русских людей и сегодня ставят тебя в тупик. Ты говоришь, что "лицо" российского бизнеса для тебя по-прежнему интригующая загадка. Ну что ж, давай попытаемся вместе решить этот "кейс".
Начнем с того, что:
Изучение характера русского человека и русского бизнеса - дело стрессовое, забавное и увлекательное.
Стрессовое - потому что так часто все мы, гордые достижениями - своими личными и профессиональными, а также культурой страны и бизнеса, которые мы представляем, пытаемся щедро преподнести их в дар другим. Ожидая позитивных результатов и благодарности. А в реальности получаем стресс. Почему?
Да всё потому, что в основе критериев "хорошее" и "подходящее" у разных народов лежат совершенно разные представления. Возьмем для наглядности парочку жизненных примеров. Приехала какая-нибудь симпатичная русская Ольга или Наташа за границу и решила порадовать своих зарубежных друзей. Кухню с хлоркой до блеска помыла, котлет гигантских жирных нажарила. Сидит и ждет восторженного удивления. А хозяева почему-то испытали шок. Живущие по законам эко культуры, они не поняли этих "странностей" своей гостьи.
Вот и в бизнесе так же - сплошь и рядом. Именно поэтому были грустные показатели у многих западных фирм, которые пытались предлагать по бескрайним просторам России "большими тиражами" обезжиренные и не очень сладкие йогурты, обувь, сшитую в соответствии с температурными режимами и антропологическими особенностями жителей жаркой Италии, карамельные романы о счастливой любви бедных героинь с респектабельными баронами. Печальная участь часто ждала и тех, кто попытался организовать логистику и производственные процессы по "чисто западному образцу".
Забавное - потому что, понятные "даже коту" логические раскладки и, казалось бы, надёжно отлаженные модели бизнеса в России почему-то могут дать серьезный сбой и привести к банкротству. А фирмы, обречённые на гарантированный провал, с точки зрения западных аналитиков, не только "выживали", но и получали хорошую прибыль.
И увлекательное - потому что для тех, кто сумеет терпеливо пройти по "лабиринту" российского менталитета до конца и разгадать замысловатый "русский характер", жизнь наполнится яркими эмоциями, удивительными открытиями и подарит ощущение победителя.
Психологи утверждают, что "зеркалом" менталитета нации является язык и "ключевые слова". У англичан - шутят лингвисты, этим словом является "достоинство", у немцев - "порядок", а у русских - "авось да небось" и "пофигизм". И еще - слово "свобода" и "скачок в неизведанное". К ним, справедливости ради, стоит добавить и "метод тыка". Все они в совокупности рождают ту логику действий - в "бытовой" жизни и в бизнесе, которая превращается в "игру без правил". Скучно нам жить только по жёстким и "спущенным сверху" правилам, да и результат, порой "не тот". Поэтому в ситуациях, когда появляются трудности и есть, казалось бы, невыполнимые задачи - ради спортивного азарта, ради любви "к красоте", в России решаются нерешаемые задачи - на грани фантастики.