Была глубокая ночь. Звёзды тускло блестели над верхушками деревьев, едва пробиваясь сквозь облака. Очнувшись,Сергей понял,что лежит на траве в лесу. Рядом был булыжник. Видимо, об него он ударился головой, выпрыгнув на ходу из своей легковушки. Сергей с трудом встал на ноги. Огляделся. Кругом - лес. Машины нигде не было видно. Только след от неё остался на лесной дороге. До Могилёвского шоссе было километров семь. В другой стороне должна была быть деревня, куда пассажпры заказывали поездку...
Это были два парня. Один из них только освободился из заключения по амнистии, а может быть, просто беглый. А второй - его дружок, недавно отслуживший в армии. В Минске возле железнодорожного вокзала их привёл к Сергею, стоящему в ожидании пассажиров, таксист и попросил обслужить ребят, так как у него самого заканчивается рабочее время. Было двенадцать часов ночи. Простаивать без работы не хотелось. Тем более, что один парень показал военный билет, убедительно объяснив необходимость увидеться с родителями его другу, освободившемуся из заключения. Сергей согласился. Маршрут был простой: автострада Минск - Могилёв. Не доезжая сорок километров до Могилёва, свернуть направо на лесную дорогу, которая через девять километров приведёт в деревню. Вот и всё. Пробег оплачивается за оба направления: туда и обратно.
В начале пути всё шло хорошо. Но когда проехали поворот на город Гомель, друзья, сидевшие на заднем сидении, начили пить водку прямо из горлышка бутылки, не закусывая. Попытки Сергея запретить употребление спиртного не принесли успеха, а только обозлили клиентов. Понеслась матерщина с намёками на угрозы. Сергей терпел, скрепя зубами...
Наконец, свернули на лесную дорогу, которая позволяла ехать только на третьей передаче. Лесной массив и пустошь "давили" на психику, усиливая тревогу.
- Ещё далеко до деревни? - спросил Сергей.
- Нет. Но нам надо дальше. На кладбище, к родителям на поклон. - Ответил зэк.
- На кладбище не поеду. Не договаривались. - Заявил Сергей.
- Ах, ты, сука! Ты что меня за падло держешь? Да я тебя на шнурок кину! - Крикнул зэк, и набросил ремешок на шею Сергея.
Сергей выхватил спрятаный в сидении машины нож и полоснул им по руке нападающего. Ремешок соскользнул с шеи. Другой рукой Сергей открыл дверь и выпрыгнул из машины....
Окончательно прийдя в себя, Сергей пошёл по дороге в сторону деревни. Примерно через киломенр пути он увидел впереди свет фонаря. А вот и сама деревня, посредине которой на столбе горела электрическая лампочка под металлическим колпаком. На площади никого не было, но на противоположной стороне улицы он увидел свою машину. Её бросили с открытой передней дверью и с включённым зажиганием.Бампер и переднее левое крыло были помяты, стекло фары - разбито. Сергей тщательно осмотрел машину, монтировкой отогнул часть повреждённого крыла от колеса и попробовал запустить двигатель. Машина не сразу, но завелась. На душе стало легче. После того, что он пережил, опять появилась уверенность в себе. Надо было бы поспать немного перед возвращением в Минск, но Сергей нашол силы в себе побороть это желание и тронулся в обратный путь.
Да, не всегда коту масленица! В этот раз заработать не удалось. Видимо тот таксист в Минске не просто так предложил Сергею этих "молодчиков". Конкуренция началась с самого начала образования кооператива "Гарантия" по транспортному обслуживанию населения города Минска.
Таксисты откровенно недолюблпвали членов этого кооператива, обслуживающих пассажиров более качественно,а зачастую и дешевле. Сергей уже три года работал частным предпринемателем в кооперативе "Гарантия" и на себе испытал "прелести" этой конкуренции.Методы борьбы были разные, но одинаковые по гнусности. Это прокалывание шин при подборе пассажиров на "элитных" стоянках. Откровенный удар кулаком в лицо водителю через открытое окно дверцы машины. Откручивание болтов крепления задних колёс для создания аварийной ситуации или повреждение лобового стекла. А самым безобидным приёмом была передача невыгодного или опасного маршрута обслуживания членам кооператива "Гарантия". Так однажды Сергею пришлось зимой ехать в Московскую больницу Склифасовского за трупиком умершей девочки, причём в оба конца в ночное время суток. В этой поездке он чудом избежал крупнейшей аварии под городом Вязьмой. Эти случаи Сергей перебирал в памяти по дороге, возвращаясь в Минск.
Тем не менее дело всё же было прибыльное.В последне время он успел на извозе заработать и скопить деньги на приобретение новой машины ВАЗ 2106. Оставалось сдать свои старенькие "Жигули" первой модели,а взамен получить справку на приобретение новой машины без очереди. Такую услугу предоставляли населению в автомагазине "Лада" по улице Серова города Минска.
Возвратившись в Минск, Сергей приступил к осущестлению операции по замене машины.А через определённое время он стал счастливым владельцем автомобиля ВАЗ 2106. Работать стало легче. На новую машину пассажиры шли охотнее.
Как-то поздно вечером возле ресторана "Каменный Цветок" к машине подошла компания иностранцев с просьбой довезти до гостиницы "Белорусь".На переднее сидение сел мужчина, а на заднее - женщины.Они весело переговаривались, обсуждая что-то на английском языке. Сергей точно не мог разобрать то, о чём они говорят. Но два слова он уловил: "виза" и "Америка". Когда смех и разговоры среди них утихли, Сергей спросил у мужчины:
- Вы американцы?
- Да. А Что? - был ответ.
- Просто интересно встретиться с людьми из страны загнивающего капитализма.
- И какое впечатление о нас остаётся у вас?
- Весёлое и жизнерадостное.
Все хором засмеялись.
- Вот - вот. Это вам не показалось, - ответил американец, продолжая смеяться.
- Что-то не верится в то, что у вас всегда такая радостная жизнь, - гнул своё Сергей.
- Конечно, это надо видеть. Кстати, как ваше имя?
- Сергей.
- А меня зовут Майкл. Предлагаю вам, Сергей, подойти в консульство США, которое только что открылось в Минске на Старовиленской улице. Пока ещё там никакой очереди нет. Попытайтесь получить визу в США. Тогда будет у вас возможность всё увидеть своими глазами.
- Спасибо. Я подумаю, - ответил Сергей.
Так они и расстались. Однако, не надолго.Ради интереса Сергей всё же решил зайти в это консульство.
И когда пришёл, то в приёмной они опять встретились. Майкл узнал Сергея и предложил ему заполнить форму-анкету.Во время инрвью, отвечая на вопросы,Сергей сказал, что особого желания ехать в Америку не испытывает, разве только что, как турист, в познавательных целях. Ему,действительно, не хотелось уезжать куда-то на край света.И, хотя визу всё же открыли, покидать Белоруссию он не спешил.
Кроме извоза Сергей работал механиком в обществе ограниченной ответственности "АвтоДинамо"по подготовке к продаже подержаных автомобилей. Работа была интересная и не сложная. Главное - поддерживать товарный внешний вид автомобиля и надёжный запуск двигателя.В продаже были почти новые реэкспортные ВАЗ 2109 и иномарки различных моделей.Все машины были исправны. Иногда требовалось подзарядить аккамулятор,подкачать колёса,протереть кузова после дождя или устранить какую-нибудь мелкую неисправность. Сергей любил машины, к своей работе относился добросовестно и не собирался её бросать.Но покинуть эту работу всё же пришлось. В связи с ликвидацией ООО "АвтоДинамо" машины передали в другое общество, а штатных работников уволили. Найти новую работу было очень сложно. Продолжать дальше заниматься извозом столо не безопасно. Участились происки мошенников и попытки завладеть автомобилем криминальными элементами. Вот здесь Сергей и задумался над реализацией визы США.
В конце концов он продал свой ВАЗ 2106 и купил авиабилеты в Нью-Йорк - туда и обратно. Волновало одно: куда пойти и где остановиться по прибытии в Нью-Йорк. Обнадёживало то, что есть билет в обратную сторону.
Воображение рисовало сказочный полёт над городом Нью-Йорк. Интереснейший вид сверху на побережье Атлантического океана, устье реки Гудзона.Остров со Статуей Свободы. Манхэттен с его пронумеровннными улицами , высотными зданиями и другими достопримечательностями. На самом деле ничего этого Сергею увидеть не пршлось. Самолет в Нью-Йорк прилетел поздно вечером и сверху были видны только огни большого города. По прибытии, как ни станно, таможенная проверка прошла очень быстро.Контролёр ничего не спрашивая, поставил штамп в паспорте, разрешающий находиться в США в течение шести месяцев. В зале встреч и ожидания мониторы и справочные установки работали только на английском языке. Спрашивать у встречающих что-либо тоже было бесполезно. Сергей вышел на улицу и подошёл к стоянке такси. Подъехала машина.Сергей промямлил что-то по-английски через окно водителю, на что тот сказал:
- Говори по-русски. Куда тебе ехать?
- Сам не знаю. Туда, где можно переночевать или остановиться за разумную цену.
- Садись... Есть такой отель "Малибо" на Бродвее в Манхэттене. Правда, там идёт ремонт, зато можно найти место по цене 15 или 20 долларов за сутки. Годится?
- Да. Поехали. А на будущее что-нибудь дешевле можно найти?
- Можно за 300 долларов в месяц снять комнату по объявлению в газете "Русская Реклама".
- А далеко эта гостиница?
- Смотря, как ехать. Она находится на пересечении Бродвея и 102-ой стрит. Миль 15-20 будет. Долларов тридцать натикает.
Машина долго петляла по бесчисленным дорогам территории аэропорта и, наконец, взяла курс на Манхэттен.
- А ещё каким транспортом можно добраться в Манхэттен из аэропорта? - спросил Сергей для того, чтобы не молчать.
- Здесь есть станция Сабвея - так называется здесь метро. Трейны маршрута "А" идут через весь Манхэттен вплоть до 207-ой стрит. А до Сабвея от каждого терминала аэропорта ходит автобус.
Сражённый усталостью, Сергей стал засыпать. Ему так и не удалось на этот раз посмотреть ночной Нью-Йорк. К сожалению, проспал всю ожидаемую и вынашиваемую в себе романтическую встречу с великим городом - столицей мира...
Когда подъехали к отелю, шофер такси сказал Сергею:
- Здесь ремонтными работами гостиницы занимается мастер Зига. Попробуй поговогить с ним. Может он найдёт тебе работу. На первое время пригодится. Ну, бывай! Удачи тебе!
- Спасибо, - поблагодарил Сергей таксиста.
Отель "Малибо" размещался в небольшом ( по меркам Нью-Йорка) доме. Дом был построен лет сто назад.Бросарись в глаза тесные коридоры с крутыми лестничками. Стены были обиты тёмнокоричневыми деревянными щитами - отличное убежеще для мышей и тараканов. Сергей снял небольшой одиночный номер за 20 долларов, предпочетая быть одному, и тут же лёг спать.
Утром первое, что сделал Сергей, так это пошёл на улицу и в первом же магазине купил газету "Русская Реклама". Газета была объёмной по количеству листов и содержала несколько интересных статей, а остальное - рекламные объявления на все случаи жизни. Телефон в номере был неисправен. Пришлось выбрать подходящие объявления и пойти к администратору для того, чтобы прозвонить их с его телефона. К двенадцати часам дня Сергею , наконец, повезло договориться с хозяйкой арендовать комнату в районе моста Джоржа Вашингтона. Надо было подъехать к шести часам вечера и посмотреть комнату. Следующей задачей для Сергея было разыскать мастера Зигу. Он нашёл его в другом корпусе отеля, который находился на углу Бродвея и 101-ой стрит. Это был крепкого телосложения поляк. Зига не только руководил работой бригады, но и сам выполнял самые сложные и ответственные работы по реставрации помещений дома. Зига сказал, что сможет встретиться с Сергеем после семи часов вечера в номере отеля, где он проживает.
Комната, которую Сергей съездил посмотреть, ему понравилась.Она была изолированная и неплохо обснавлена: большой шкаф, диван-кровать, стол и цветы на окне.Сергей договорился с хозяйкой, что завтра утром он переедет. При встрече с Зигой Сергей досдал бутылку беловежской настойки и закуску, привезенные с собой из Минска. Зиге очень понравились маринованые белые грибы с салом. В итоге он пообещал поговорить с босом о допуске к работать Сергея на период ремонта полов в комнатах отеля. Единственным условием было - это приобрести свои инструменты: молоток, отвёртку, нож, рулетку, уровень и дрель.Отработав здесь ровно месяц, Сергей получил зарплату 1200 долларов без налогов.
Итак, самый страшный и непредсказуемый период адаптации и внедрения в американский образ жизни неожиданно для Сергея завершился успешно.
Лерой-стрит
Эта небольшая и грязная улица города Нью-Йорка находится в центре Манхэттена. Если ехать на трейне "А" сабвея из Верхнего города до остановки Вест-4, а затем пройти строго на запад к Гудзону, то никак нельзя миновать Лерой-стрит.
Улица упирается в Вест-стрит, по ту сторону, которой затаился старый в отставке пирс номер 40. Мрачная пустынность причала особенно заметна на фоне весёлых высотных зданий города и оживлённого движения транспорта. Здесь же расположилась Car-Wash, включающая в себя мелкий ремонт, замену масла и мойку автомашин. Моечный комплекс работает с полной нагрузкой, принося владельцу и обслуживающему персоналу хороший заработок.
За день Сергей проходил Лерой-стрит дважды, - приходя на работу к 7 часам утра и уходя с работы в 19.15. Всю смену - 12 часов без перерыва - он проводил на мойке, пропуская через свои руки до трёхсот машин. Обычно в смене работали восемь рабочих. Трое - на приёме машин в начале конвейера, четверо - на выходе и один - на смене масла. Каждую машину надо было почистить пылесосом внутри, помыть снаружи и вытереть насухо. Затем отогнать на стоянку и сдать хозяину, устранив при необходимости недостатки. Работа была напряжённая и небезопасная. Однако получить её было непросто. При приёме устраивался испытательный конкурс. Босс платил немного: 3,5 доллара за час. И если бы не типы (чаевые), которые дополняли заработок примерно на треть, то вряд ли можно было бы существовать на эти гроши. Но для нелегалов, проживавших в Америке без права на труд, такая работа была основным источником существования.
Вся жизнь автомойки была пронизана мелкими интригами. Например, было, за что бороться при составлении графика работы, в котором отражались выходные дни и ночные смены; имело значение, с какого борта машины лучше стать для работы. Право сесть за руль и отогнать машину на стоянку или на смотровую яму особенно привлекало рабочих. Водитель получал минуту отдыха и комфорта, которая позволяла расслабиться. Такие минуты особенно нравились Сергею. Забравшись в машину, он будто попадал в другой мир, в другую жизнь. Тепло, уют, музыка, нежные запахи отвлекали от жесткой действительности, напоминали о том, что и тебе ничто человеческое не чуждо.
Разнообразие машин поражало. Практически не было автомобилей, похожих друг на друга. Все машины, даже одного типа, хоть чем-то, да отличались. Лимузины, джипы, минивены, кабриолеты, спортивные, полицейские, антикварные...
Они непрерывным потоком проходят по моечному конвейеру. И хотя людей в машинах нет, двигатели включены, рычаг автомата стоит в положении "Парковка".
Конвейер должен работать постоянно. Это - бизнес. Поэтому готовые машины надо убирать быстро, чтобы не допустить столкновений.
Садясь в машину, Сергей быстро разобрался в управлении. Это был "Ягуар" с рычагом автомата внизу. Машина плавно тронулась и выкатилась на мостовую Лерой-стрит. Пропустив проезжающих по улице, Сергей развернулся и въехал в соседние ворота на смотровую яму. Протерев лобовое стекло, переднюю панель, приборы и открыв капот, он вышел из машины и пошёл назад к конвейеру. Месяц назад Сергей получил письмо из города Олбани - прислали водительские права профессионала штата Нью-Йорк. Это давало ему преимущество перед другими ребятами, которые не имели прав, - спокойно садиться за руль любой машины. Конечно, сдавать на права в Нью-Йорке было непросто. Но и не труднее, чем дома - в Беларуси. Дорожных знаков здесь оказалось в два раза меньше, а одностороннее движение вообще упрощало вождение. На подготовку и сдачу пермита (теории движения) Сергей затратил около трёх часов, а для сдачи роуд теста пришлось арендовать автомобиль дважды. Сдача прошла относительно гладко. Но драйвес мэньюэл и департамент мотовиклс.
апомнились ему надолго. Запомнились простотой и чёткой организацией.
- Что это ты так медленно идёшь? - услышал Сергей возмущённый голос Жоржа. - Мы не успеваем вытирать. Иди, становись на моё место.
Жорж приехал из Западной Украины год назад и работал на мойке уже десять месяцев.
- Хорошо. Мне всё равно, где работать. А тебе не мешало бы получить водительские права, - парировал Сергей и занял рабочее место по правому борту "Тойоты".
Работали махровыми полотенцами. Тут же стояли стиральные машины, в которых полотенца мылись и сушились.
Жорж сел за руль и резко тронул машину вперёд. А за ней уже надвигался голубой полицейский "Шевроле". Особенность полицейских машин в том, что на них установлены сигнальные фонари, которые затрудняют вытирание крыши. Полицейские в Нью-Йорке - это обычно славные ребята. Они никогда не ругаются и никого не унижают.
Жорж не стал выводить эту машину, и за руль сел Виталик.
- Ты зря рискуешь, - сказал Сергей Жоржу, кивнув на "Тойоту". - В Америке без прав садиться за руль считается преступлением.
- Да пошёл ты!- махнул рукой Жорж и шагнул к приближающемуся "Додж каравану".
Все дружно набросились на минивен.
К обеду поток машин увеличился. Разговаривать стало некогда. Каждый превратился в автомат, дополняющий конвейер. В конце смены вскрыли шкатулку с типами. Каждому досталось по двадцать долларов. День был трудный, но уже закончился. Позади остались мокрый конвейер, Лерой-стрит, сабвей, 175-я стрит...
И вот он, наконец, - мост Вашингтона. Недалеко от моста Сергей снимал комнату за триста долларов в месяц. Здесь его ждали короткие часы отдыха и ужин, который надо было ещё приготовить. Сергей приехал в Нью-Йорк четыре месяца назад из Минска, где, увы, не мог найти работу. Виза в Америку была открыта давно - около года назад. И вот, наконец, он решился на поездку. Трудно было привыкнуть к этой загадочной и интересной стране.
На следующий день Сергей, придя в раздевалку, застал всех ребят на месте. Сегодня с ним в смене были Юзек, Жорж и Виталик. Все они приехали в США по гостевой визе, без права на работу. Виталик с женой - с Украины. Его пригласил и одолжил ему денег на авиабилеты Юзек, который находился здесь несколько лет и должен был скоро получить гринкарту (документ для постоянного проживания в Америке). Поэтому Виталику, как никогда, нужны были деньги, и работал он не щадя себя, оставаясь иногда и на вторую смену.
Переодевшись в комбинезоны, ребята вышли менять ночную смену, которая в это время делила типы. Досталось каждому из парней по пятнадцать долларов. Это говорило о том, что спать им ночью было некогда. Юзек пошёл вдоль конвейера - контролировать его техническое состояние. Жорж осматривал территорию со стороны Лерой-стрит и находящиеся там контейнеры для мусора. А Сергей с Виталиком начали протирать подкравшийся к этому времени "Крайслер". Машина была старая, неуклюжая, с огромными буферами. Она не шла ни в какое сравнение с новой конструкцией "Крайслера" и выглядела, пожалуй, нелепо. Хозяин машины был негр; сверкнув глазами и зубами, он поблагодарил за работу и укатил.
Начальство приходило к 9 часам утра. Менеджером по обслуживанию и ремонту автомобилей был поляк Янек. Он подобрал себе в помощники нескольких поляков. Это били Войтех, Юзек и Пауль. Они занимались ремонтом машин в глубине помещений автосервиса и иногда приходили помогать вытирать машины; заодно контролировали качество моечных работ. Они же занимались ремонтом конвейера, который требовал к себе большого внимания.
Ответственным за готовность конвейера к работе был Юзек. Он неожиданно вышел из-за появившейся машины и сказал:
- Очень слабый отток воды из сливной ямы. Видно, нужно будет ставить насос для откачки воды.
Очередным клиентом был сверкающий чёрной краской лимузин. Лимузины в Нью-Йорке представляют собой особый вид такси для элиты. Они оборудованы радио - связью, иногда имеют удлинённый корпус и выполняют только заявки своей компании. Водители этих машин зарабатывают до тысячи долларов в неделю. Чтобы быть принятым на эту работу, надо иметь свой лимузин типа "Линкольн" в возрасти до пяти лет, владеть Английским языком и знать хорошо город. А так как у Сергея ничего этого не было и в помине, то оставалось только усердно натирать блестящие бока чужого авто.
В 9 часов утра появился Янек. Он осмотрел сливную яму и приказал установить насос для откачки воды.
- Сегодня должен приехать босс. Будьте внимательны, - сказал Янек и удалился в офис.
Босса боялись все. Он сам вникал во все мелочи жизни автомойки. Когда ему что-нибудь не нравилось, он тут же принимал жёсткие меры - вплоть до освобождения виновного от работы. Происходил он из семьи русских евреев более ранней иммиграции. Бизнес достался ему по наследству.
Сергей продолжал работать по правой стороне, изредка садился за руль, когда все были заняты, и некому больше было отогнать машину на стоянку. Одновременно он контролировал стиральные машины, пополняя запас сухих полотенец. Работа спорилась, и ничто не предвещало неприятностей.
Но вот к воротам автомойки подъехал новенький тёмно-зелёный джип "Блейзер". Из машины вышел молодой человек и спросил на хорошем английском языке, может ли он увидеть менеджера. Сергей сказал ему, менеджера зовут Янек и что найти его можно в офисе, и указал на дверь в углу помещения. Незнакомец ушёл. На обтирочную площадку, ослепительно сверкая белой краской, грациозно выплывал из-за занавесок- брызгоотражателей красавец-джип "Гранд чероки". Протирая стёкла, Сергей обратил внимание на рычаги переключения коробки передач и усилителя джипа. Подавляющее большинство автомобилей в США оборудованы автоматической трансмиссией. Поэтому коробки передач и педаль сцепления кажутся уже анахронизмом. Закончив вытирать капот, Сергей отошёл к стиральным машинам, чтобы их перезагрузить. В это время джип "Гранд чероки" вдруг рванулся с места и, набирая скорость, помчался к зелёному "Блейзеру". Глухой звук столкновения машин был заключительным аккордом этого движения. Произошло всё так неожиданно и быстро, что те, кто видел эту картину, замерли. Из белого джипа вывалился взволнованный Жорж. Он вскочил на ноги и побежал прочь. Как выяснилось позже, Жорж перепутал педали тормоза и сцепления, что ему дорого стоило. Передняя правая дверь "Блейзера" была глубоко вмята внутрь. У "Грант чероки" были повреждены правая фара и бампер.
Возле машин появились оба водителя и Янек. Работа была временно приостановлена. Каждый владелец требовал новую машину, отказываясь от ремонта повреждённой. Янек под предлогом освобождения моечной площадки уговорил их убрать машины в глубь помещения автомойки. Конвейер возобновил работу. Жоржа заменил Войтех, который пришёл из мастерской.
Хозяин одной машины попросил Сергея оттереть тёмное масляное пятно на капоте. Сергей с помощью растворителя удалил пятно и потому не успел протереть нижнюю часть передней дверцы, машина отъехала. Тут к Сергею подошёл Войтех и сделал замечание: он, дескать, медленно работает и оставляет места на машине мокрыми. Возражения Сергея не были приняты во внимание.
Сергей неплохо разбирался в автомобилях, любил технику и уже успел поработать пару недель в авторемонтной мастерской "У Арона и Наума" в Бруклине. Если учесть ещё наличие водительских прав штата Нью-Йорк, то он представлял собой весьма перспективного работника для автосервиса. И это быстро поняли польские ребята Войтех, Пауль, да и тот же Жорж. Они увидели в Сергее возможного соперника. В жизни всякое случается, а тут под рукой готовая замена, и босс может безболезненно выгнать за какую-нибудь провинность хоть Войтеха, хоть Пауля. Тем более что заработная плата у них была почти в два раза больше, чем у остальных. Сергей до таких мыслей ещё был далёк и поэтому не понимал некоторых нюансов во взаимоотношениях между коллегами. Он продолжал работать с большим интересом и желанием.
Неожиданно появился босс. Это был высокий, стройный, со вкусом одетый человек. Он внимательно осмотрел рабочих и пошёл внутрь помещения. Его сопровождал Янек и снабженец. Остаток дня прошёл спокойно.
Перед окончанием смены явился Янек:
- С завтрашнего дня за руль могут садиться только те, у кого есть водительские права. Здесь выгонять машины могут Пауль, Сергей и механик по замене масла. Войтех завтра в восемь утра вместе со снабженцем поедет на джонку. Жорж переводится на участок подготовки машин к мойке и на чистку сливной ямы.
Из разговора в раздевалке выяснилось, что Жоржа не выгнали только потому, что у него нет денег на ремонт разбитых машин. Парня оставили работать - пока он не рассчитается. Ремонт будут делать своими силами, и обойдётся он в шестьсот долларов. Это был отличный вариант в пользу Жоржа. Видно было, что кто-то поручился за него перед боссом.
Все последующие дни Сергей работал в приподнятом настроении. Работа стала разнообразнее и интереснее. Он опробовал все виды автомобилей. Вступил в прямой контакт с клиентурой. Он получил возможность общаться с людьми, используя свой скудный словарный запас и таким образом пополняя его. Сергею были доверены кнопки "Стоп" и "Пуск" конвейера. И главное, он получил возможность постоянно выезжать на улицу Лерой-стрит, где светило солнце и шла своим чередом жизнь. Была и обратная сторона медали - некоторый риск. Об этом Сергей помнил, был постоянно бдительным и предусмотрительным. Всё шло хорошо.
По графику Сергей имел два выходных в неделю. Это были среда и четверг. В эти дни он ходил на занятия по английскому языку, которые проходили на пятом этаже углового здания 7-ой авеню и 27-ой стрит. Занятия проводили студенты старших курсов университетов. Это была их преддипломная практика. Сорокачасовый месячный курс по два часа ежедневно стоил тридцать пять долларов.
Особенностью таких курсов являлось то, что перед группой, состоящей из людей разных национальностей (поляков, китайцев, кубинцев, вьетнамцев, испанцев и др.), преподаватель вел занятие на английском языке, и все его понимали.
К сожалению, Сергей мог посещать занятия только по выходным. Это было не очень эффективно, но зато давало возможность познакомиться как с коренными американцами, так и с теми, кто недавно приехал в США. На занятиях завязывались знакомства с представителями многих народов мира. Новые знакомые оказывались, как правило, простыми людьми, которые не признавали межнациональных барьеров. Английский язык этих людей объединял.
За два месяца занятий Сергей не встретил ни одного человека из республик бывшего Советского Союза. Зато большой неожиданностью для него явилось искреннее внимание американских студентов-преподавателей к нему лично. Это внимание заметно выделяло его из среды слушателей. Особую заботу и интерес к Сергею проявляла тёмнокожая Сандра. Она отличалась от других преподавателей наиболее чёткой методикой проведения занятий. Постепенно Сергей понял, что простые американцы относятся к русским не только с интересом, но и с большим уважением.
Большинство слушателей, посещающих занятия английского языка, были поляки.
Вообще поляки обладают удивительной способностью проникать во все сферы жизни города Нью-Йорка. Однако Сергей не встречал их на низкооплачиваемой работе (ниже шести долларов в час). Жить они предпочитали в Квинсе. Там же в районе Гринпойта Сергей как-то имел дело с агентством по трудоустройству, принадлежащим полякам. Сотрудники агентства "Морис и Роберт" за услуги предоставить работу взяли у Сергея двести долларов. Три недели любезно обещали работу, а потом агентство ликвидировалось. Остался только телефон, автоответчик которого постоянно сообщал, что сотрудники ушли в отпуск. И это был не единственный случай в жизни у Сергея, когда поляки любезно и много обещали, но практически ничего не делали. Впрочем, любезность всегда привлекала Сергея и даже располагала к себе. Тем более что Польша - соседка Беларуси, и казалось, ближе и роднее поляков в Америке у Сергея никого не было...
Со станции сабвея "28-ая стрит" Сергей на трейне ? 1 через полчаса добрался до 181-ой стрит. Это был Испанский район. Здесь жили смуглые, шумные, подвижные и весёлые люди. В месте пересечения улицы с Бродвеем детвора вихрем носилась на роликовых коньках и велосипедов, а подростки тут же на проезжей части мастерски демонстрировали игру в баскетбол. Отовсюду доносилась ритмичная испанская музыка. Пройдя по Бродвею и свернув на 178-ую стрит к мосту Вашингтона, Сергей оказался у своего дома. В почтовом ящике он обнаружил письмо из Лос-Анджелеса, в котором Регистрационная компания Гринкарт предлагала для дальнейшего участия в розыгрыше лотереи срочно прислать фотографию и свои данные с подписью. Два месяца назад Сергей послал в эту компанию свои данные и маниордер на семьдесят пять долларов.
Теперь вот понадобилась фотография. Не исключая очередного мошенничества, которое не редкость в Нью-Йорке, Сергей всё же преодолел подозрение и пошёл на почту, где успел до закрытия сдать письмо.
Наконец-то Сергей оказался дома. Он подогрел еду, перекусил. Затем принял душ, постирал бельё и, перелистав записи и учебник по английскому языку, отошёл ко сну. Завтра его ждал очередной трудный рабочий день.
Поднялся Сергей утром, как всегда, в 5.30. Полчаса ушло на сборы и завтрак. Благо, станция сабвея рядом с домом. Через сорок минут Сергей был уже в Гринвиледже и направился к Лерой-стрит.
Погода за ночь испортилась. Ветер гнал с океана тёмные облака, и уже появлялись первые брызги дождя. Сергей зашёл в офис и отметил в карточке время начала работы. Не спеша, переоделся, вышел к мойке. Машин не было. Конвейер стоял. По прогнозу погоды в Нью-Йорке на весь день - дождь. А метеослужба здесь никогда не ошибалась.
Подъехал таксист на жёлтой машине с пуленепробиваемой перегородкой внутри салона. Потом появился вен-работяга. Машины вымыли и проводили в путь-дорогу. Начался дождь, и конвейер стал. К сливной яме подошёл Жорж, начал собирать инструменты и специальные принадлежности для её чистки.
В девять часов появился Янек и распорядился ввиду отсутствия работы начать чистку сливной ямы. В помощь Жоржу он выделил до 12 часов Сергея и Виталика.
Жорж, стоя в яме, набирал лопатой и загружал в вёдра жидкую грязь с примесью смолы и масла, а Сергей и Виталик таскали вёдра на улицу и выливали грязь в металлические контейнеры. Стандартные двадцатилитровые вёдра были тяжёлые, и ребята вскоре приспособили тележки для перевозки этих вёдер. Но погрузка и разгрузка тележек делалась вручную. Такую работёнку поляки не любили и старались её избежать. Ну а остальные переносили её спокойно.
Ровно в двенадцать часов Сергей с Виталиком прекратили работу, оставив Жоржа одного. Грязные комбинезоны сняли и сунули в стиральную машину, умылись, съели свой ланч. Рабочий день был для них закончен.
Сергей решил сходить сегодня на занятия по английскому языку, а вечером написать письма родным и изучить рекламные объявления в русских газетах "Курьер" и "Русская реклама", которые вчера успел купить. Обычно Сергей брал газеты с собой, чтобы читать их в вагоне сабвея. Через месяц заканчивался срок пребывания Сергея в Соединённых Штатах. Но основная цель поездки - что-нибудь заработать - не была достигнута. Предстояло принять меры для продления визы ещё на полгода.
Характерно для Нью-Йорка то, что необходимую информацию получить здесь не так-то просто. Её можно подслушать в случайном разговоре среди русских или выудить в рекламных объявлениях в газете.
Сергей думал об этом, пока шёл по 7-ой авеню на курсы по английскому языку. Занятия прошли, как всегда, интересно и весело. Остаток дня Сергей провёл, как планировал.
За ночь погода не улучшилась. Накрапывал дождь. Американцы - народ практичный. В дождливую погоду они машины не моют. Хотя работы не ожидалось, Сергей приехал на автомойку вовремя. Переодевшись, рабочие собрались у конвейера. Дождь усилился. Машин не было. Болтали о разном. Но в первую очередь - о трудностях в повседневной жизни. В последнее время выросли цены на транспорт и продукты питания. Билеты на автобус и метро стали стоить полтора доллара, самый дешёвый хлеб - больше доллара за буханку. Вспомнили о предсказаниях землетрясения в Нью-Йорке, которое якобы должно превратить город в руины в 2000 году. Но, несмотря на это, никто даже не заикался о том, чтобы вернуться назад, на Родину. У всех давно созрело решение остаться в США.
Наконец пришёл Янек и всех рабочих отправил по домам, оставив только своих помощников.
Сергею нужно было съездить в эмиграционное агентство, адрес которого он вычитал в "Русской рекламе". Агентство находилось на Кингз Хайвэй в Бруклине. Принял Сергея молодой человек по имени Дима, который сказал, что они смогут продлить визу ещё на полгода, но нужно заплатить сто двадцать пять долларов. Получив необходимые документы и деньги за услугу, Дима попросил Сергея позвонить ему недельки через три.
В Бруклине овощи и фрукты были всегда дешевле, чем в других районах Нью-Йорка. Поэтому Сергей решил, несмотря на дождь, заехать на Брайтон Бич и закупить продукты на неделю.
Проезжая мимо ресторана "Россия", Сергей вспомнил фильм: "На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон Бич опять идут дожди", съёмки которого проходили и в этом ресторане. Конечно, улицы Дерибасовская и Брайтон Бич абсолютно не похожи друг на друга. А вот люди - люди были те же. Сергею казалось, всё население Одессы перекочевало на Брайтон Бич. Закупив продукты, Сергей на трейне "D" поехал к себе домой в Манхэттен.
Манхэттен - один из пяти районов города Нью-Йорка. Остров омывается водами трёх рек: Гудзона, Гарлема и Иста, которые текут в Атлантический океан. Целая сеть мостов и туннелей связывает Манхэттен с другими частями города. Почти все мосты в Нью-Йорке - это настоящие образцы инженерного искусства, красота и гордость нации.
Мост Джордж Вашингтон Бридж, к которому ехал Сергей, считается наиболее могучим и высоким. Он не только соединяет между собой два штата Америки - штат Нью-Йорк и штат Нью-Джерси,- но одновременно является западным окном города Нью-Йорка в огромные просторы континента. Непрерывные, в несколько рядов, гудящие автомобильные потоки в обоих направлениях и на двух ярусах моста оставляют впечатление функционирования какого-то мощного организма.
Сергею нравилось совершать прогулки по этому мосту, нравилось смотреть с пешеходной дорожки моста через перила вниз - на реку Гудзон. Высота моста завораживала, а просторы реки, уходящие в необозримый океан, волновали воображение.
В начале XX столетия, в один из осенних дней здесь, у перил моста, стоял молодой человек и с решимостью отчаяния всматривался в тёмную глубину Гудзона. Душа вырывалась наружу. Жить совсем не хотелось. Судьба жестоко над ним пошутила. Совсем недавно он, получив наследство, стал богатейшим человеком в Ирландии. И вот за короткое время остался ни с чем. "Друзья", женщины, вино и карты сделали своё дело: наследство растаяло в пьяном угаре. С трудом вспоминался какой-то пароход. И, наконец, этот чужой город, эта чужая страна. Куда идти? Что делать? Ответ, показалось, лежал внизу, на дне Гудзона. И только молодой человек рванулся вперёд, как чья-то сильная рука удержала его за плечо. Он оглянулся. Перед ним стоял крепкий седой мужчина. Глаза его сияли и излучали тепло.
- Не торопись, у тебя всё впереди. Займись делом, - чётко произнёс он и... исчез.
Молодой человек не поверил своим глазам и ушам, но, тем не менее, послушался совета и вскоре открыл мясную лавку на Йорк-авеню в Манхэттене...
Эту историю о своём деде рассказал Сергею Дэвис Эдвардс, пригласив его в гости на Кристмас. Дед оставил в наследство своим потомкам наказ: никогда не отказывать в поддержке честному человеку, попавшему в трудное положение, а в придачу - мясной магазин и несколько небольших жилых домов, которые они успешно сдавали в аренду. В одном из таких домов Сергей и снимал комнату в двухбедрумной квартире. Дэвис родился и вырос в Нью-Йорке. Он одолел все ступени американского образования и был до корней волос бизнесменом, убеждённым в том, что каждый доллар должен быть честно заработанным.
Дэвис однажды уже помог Сергею, предоставив ему работу на пару недель в своей системе. Это была доставка заказов на дом из его магазина "Субарбан Мит". Магазин славился отборными, высочайшего качества мясными продуктами. Побывать в квартирах и посмотреть на быт истинных американцев было очень интересно. У Сергея осталось впечатление, что дома и квартиры у американцев - очень удобные, безопасные и просторные. Для дорогого жилья были характерны идеальная чистота, освещение в коридорах и лифтах, озеленение, вентиляция и кондиционирование воздуха, использование видеокамер, средств связи, сигнализации, не говоря уже о скоростных лифтах и бдительных дорменах. Однако ничего подобного не было в доме, в котором снимал комнату Сергей...
Сделав пересадку на остановке "125-я стрит" на трейн "А", Сергей, наконец, добрался до своего дома...
В воскресный день погода резко изменилась. Утро выдалось безоблачное, и Сергей с хорошим настроением прибыл на работу. Но никого из рабочих почему-то на месте не оказалось. Конвейер работал. Машин было немного, и Сергей начал трудиться один, едва успевая протирать кузова и убирать машины с конвейера.
К восьми часам появился Войтех. Он привёл нового рабочего - Марека. Сергей начал работать с ним в паре.
- Водительские права у тебя есть? - спросил Сергей у Марека.
- Нет, не маю. Я есть танкист. Могу ездить на самоходе, - ответил Марек. - Это очень интересно. Только в Нью-Йорке никто на танках не ездит, - пояснил Сергей.
Постепенно собрались все рабочие. Оказывается, накануне была большая пьянка, а будильник поставили неправильно. Этим объяснялось массовое опоздание на работу. Янек быстро разобрался с проблемой и объявил:
- Впредь за опоздание больше, чем на пятнадцать минут виновные будут уволены.
Когда подключились к работе Юзек и Виталик, Сергей почувствовал облегчение, но и интенсивность нагрузки конвейера возросла. Работали молча. Ни у кого не было желания разговаривать. Один раз только, ожидая очередную машину у стола с сухими полотенцами, Виталик бросил Сергею:
- Будь внимательнее. Войтех с Жоржем что-то против тебя замышляют.
- А что они против меня имеют? - удивился Сергей.
- Откуда мне знать?
Вскоре после ланча Юзек с Виталиком почему-то засуетились, подошли к Янеку, и след их простыл. Никто не пришёл их подменить. Янек тоже куда-то исчез. Сергей с Мареком продолжали работать вдвоём. После нескольких напряжённых часов работы наступило долгожданное затишье. Сергей остановил контейнер кнопкой "Стоп", сходил в туалет и вернулся к стиральным машинам. Марека нигде не было видно.
Опять заработал конвейер. Из мойки показался новенький "Мерседес". Краска была до того хороша, что капли воды почти не задерживались на её поверхности. Сергей быстро протёр машину с обеих сторон и сел за руль. Салон радовал глаз. Плавно тронувшись, Сергей вырулил на стоянку, где машину уже ожидал хозяин. Это был европеец, который неплохо говорил по-русски. Он попросил протереть пластмассовые элементы оформления салона и смазать резину колёс специальным раствором. Сергей пообещал это сделать и тут же увидел на обтирочной площадке белый "БМВ". Он бросился к машине. Сзади конвейер уже накатывал на "БМВ" минивен. Ни в коем случае нельзя было допустить столкновения машин. Сергей метнулся к кнопке "Стоп" и нажал её. Минивен в метре от "БМВ" остановился. Сергей прыгнул за руль "БМВ", перевёл рычаг коробки передач с нейтрального в первое положение, но машина с места не тронулась. Не работал двигатель. Сергей повернул ключ зажигания. Двигатель не запускался. Кто-то тем временем пустил конвейер. Машина сзади снова ожила. И тут Сергей вспомнил, что в некоторых немецких машинах двигатель не запускается до тех пор, пока не нажмёшь педаль тормоза. И только он это сделал, как мотор заработал. "БМВ" рывком ушёл вперёд. Сергей хотел уже расслабиться, как в зеркале заднего вида заметил огромный старый вен, который, грозно покачиваясь, следовал в двух метрах позади минивена.
Оставив "БМВ" на стоянке рядом с "Мерседесом", Сергей побежал к минивену. Он не стал останавливать конвейер, а юркнул в минивен. Двигатель работал. Сергей снял рычаг автомата с положения "Парковка" и тронул машину вперёд. Сзади только мелькнул огромный облезлый корпус вена. Отогнав минивен на противоположную сторону Лерой-стрит, Сергей вернулся к вену и начал вытирать его.
Откуда ни возьмись, появился Марек.
- О, Марек! Ты как раз кстати, - обрадовался Сергей, - иди к "Мерседесу", намажь ваксой колёса и натри панели внутри салона. А я пока вытру этот танк.
- Почему танк? - удивился Марек.
- Спроси об этом у Войтеха, - Сергей уже догадался о том, что замышляли против него Войтех с Жоржем.
Работая на участке подготовки машин к мойке, они тщательно спланировали операцию по созданию обстановки, близкой к аварийной, и провели её.
Стоило Сергею немного задержаться при обслуживании "Мерседеса", и минивен подтолкнул бы на обтирочной площадке "БМВ", который дальше сам покатился бы под уклон - на проезжую часть Лерой-стрит. А огромный вен должен был завершить дело, вытеснив теперь уже минивен вслед за "БМВ". Ответственность за последствия легла бы на Сергея. Стало понятно, что началась необъявленная война. По своей природе Сергей был миролюбивым человеком, и воевать ни с кем не собирался. Поэтому он решил заняться поиском другой работы и вовремя уйти отсюда.
Выехав на улицу и остановив вен у тротуара, Сергей осмотрелся. В небе сияло яркое весеннее солнце. А на единственном здесь уже зелёном дереве сидел соловей и пел. И так пел, так пел, как в родной Беларуси. И никакого языкового барьера для него не существовало.
"Одобряет! - подумал Сергей. - Значит, всё О"кей".
От Флориды до Лонг-Айленда.
Нью-йоркская "Биржа труда" представляла собой перекресток 39-й стрит и 14-й авеню в Боро-Парке. Название "Биржа труда" носило чисто символический характер. Никакого офиса и тем более организации занимающейся трудоустройством безработных здесь не существовало. Был только перекресток двух улиц, на углах которого собирались желающие подработать. Проезжающие мимо машина останавливались, и их хозяева предлагали собравшимся работу. При обоюдном согласии работник уезжал с подвернувшейся машиной. Перекресток был в стороне от шумных магистралей и центра города. Местные власти не вникали в этот стихийный процесс рынка труда. Но полиция периодически наезжала сюда, разгоняя собравшихся нелегалов.
В поисках работы Сергей возлагал большие надежды на "Биржу труда". После того, как ушел с карвоша на Лерой-стрит, он уже на следующий день собрался ехать в Боро-Парк. На трейне "В" он доехал до станции Форт Гамильтон и, пройдя по 39-й стрит несколько блоков*, оказался на нужном перекрестке. С раннего утра людей собралось здесь много, но предложений было мало. Толпа бросалась к каждой остановившейся машине, и в этой давке тяжело было оказаться первым. Протолкавшись бестолку до трех часов дня, Сергей ни с чем уехал домой. Просмотр объявлений в газетах никакого результата не дал. Кое-что было подходящее, но после уточнения по телефону выяснялось, что работники нужны, но с документами, дающими право на работу. Последующая поездка на "Биржу труда" была также безуспешной, если не считать того, что Сергея попросили помочь перенести мебель из гаража в дом. Это заняло всего одни час работы, за что заплатили шесть долларов. Вернувшись домой, Сергей начал изучать свежие газеты. Два объявления заинтересовали его.
В одн ом предлагалась работа в гостиницах Флориды. За услугу здесь нужно заплатить 100 долларов и за свой счет выехать на автобусе во Флориду, где должен был встречать представитель работодателя. Во втором объявлении требовался одинокий водитель вена для продолжительных поездок на большие расстояния. В обоих случаях платили по шесть долларов за час, и достаточно было иметь в качестве айди* драйвер лайсенс*. Это устраивало Сергея. Он тут же позвонил по указанным в объявлениях номерам телефонов. Оказалось что работники, действительно, нужны там и там. О встрече и уточнении некоторых подробностей договорились перезвонить на следующий день. Настроение у Сергея поднялось, и он решил съездить на занятия по английскому языку. Ему понравились оба варианта предложенной работы, так как в обоих случаях ожидались поездки по стране. А это для него была не только работа, но и интересные познавательные путешествия. На занятия он пришел с опозданием, но здесь обычно на опоздавших никто не обращал внимания. Сел рядом с кубинцем, ко торый ввел его в курс дела и задания. Шла подготовка к несложному диалогу. После подготовки Сергею пришлось отрабатывать диалог с этим же кубинцем. Оказалось, что зовут его Луисом. В Нью-Йорк он приехал из Майами в надежде на то, что здесь легче найти работу. Сергей показал ему объявление в газете, где требовались рабочие во Флориде. Тот покачал головой и на всякий случай дал Сергею номер телефона своего друга в Майями.
Во второй половине занятия преподаватели организовали чай с шоколадными конфетами. Чаепитие сблизило людей. Разговорились. Ближе других к Сергею оказался один словак, который неплохо говорил по-русски. Он был хорошим электриком и работал в строительной компании. Сергей показал ему оба объявления. Тот почитал их и произнес:
- Насчет Флориды ничего сказать не могу, а вот про одинокого водителя для дальних поездок слышал, что был случай, когда один парень просто пропал без вести. Его никто больше не встречал.
- Так, может быть, переехал?
- Нет, говорят, что это работают джеки*, которые занимаются добычей "запасных частей" человеческого тела. Так что можно стать жертвой во спасение других.
- Да.... Эта информация очень ценная для меня. Спасибо, друг.
- Не стоит благодарности. Буду рад, если все окажется не так.
После занятий весь вечер Сергея не покидали мысли о предстоящей работе. Возникало много неясностей. В первом случае волновали вопросы об устройстве на новом месте. Тем более, что надо сначала вложить деньги. Удастся ли их потом не только отработать, но и что-либо заработать? Во втором случае риска в этом отношении не было. Да и машина есть машина. Это все же крыша над головой и больше свободы. А если попадается хорошая машина, так это будет не работа, а интересное путешествие на грани отдыха. Две дороги. Два пути. По какому из них пойти? Оказывается, и самому можно выбрать судьбу свою, конечно, на отдельном участке жизни. С такими мыслями Сергей лег спать. Утром он позвонил по обоим номерам телефонов. Первый номер не ответил, по второму - ответили сразу же и подтвердили, что водитель требуется. Необходимо было обратиться к менеджеру автомагазина на 83-й стрит.
Наконец, и по первому номеру телефона ответила женщина с сочным голосом. Она предложила подойти в офис, расположенный на 7-м этаже Импайер Стэйт Билдинга. Это угол 33-й стрит и 5-й авеню и спросить Ларису.
Сергей быстро собрался, сориентировался по карте Сабвея, на чем ехать, и вскоре был на 83-й стрит. В автомагазине ему помогли найти менеджера. Это был среднего роста человек европейского происхождения. Сергей показал объявление и сказал, что он хотел бы получить эту работу. Менеджер неожиданно произнес на русском языке:
- Мое имя есть Пятро. Я хотел бы посмотреть, какие вы имеете документы. Сергей показал ему драйвер лайсенс и карточку Ситибанка. Менеджер внимательно рассмотрел обе карточки и сказал:
- Документы правильные, не фальшивые. А какой вы имеете опыт вождения автомобиля?
- В своей стране, в Беларуси, я работал таксистом, а здесь в Манхеттене пару недель развозил деливери*.
- На какой машине?
- Минивен "Додж Караван".
- Кто у вас есть здесь из родственников?
- Никого. А это очень важно?
- Да. Для нас очень важно, чтобы вы не старались побыстрее вернуться из дальней поездки домой. А спокойно работали там, где нам нужно.
- А в какие дальние края придется ездить? - спросил Сергей.
- Это города Буффало, Детройт, Чикаго, Ценциннати и дальше до Флориды. Места интересные. Один только Няйагара Фолс** что стоит - фантастика!
- Какие грузы планируется перевозить, где стоянки, ночлеги, места отдыха?
- Все, что связано с рекламациями и гарантиями автомобилей. Это запчасти и специалисты по ремонту и контрактным обязательствам. Для стоянок, ночлегов и отдых используются кемпинги, отели и базовые точки компании. На базовых точках - ланч бесплатно.
Зазвонил телефон. Менеджер поднял трубку. После принятых приветствий на английском языке Сергею показалось, что он услышал вопрос "Кто следующий?", на что Пятро тут же ответил, что перезвонит позже, и бросил трубку. Он отснял на ксероксе копии документов Сергея и вернул их ему. Затем предложил посмотреть машину. Они вышли из офиса и прошли во двор. Здесь стоял восьмиместный минивен цвета серебристый металлик, совсем как новый. Это был "Форд Винд Стар", американская новая модель.
- Какой возраст этой машины? - спросил Сергей.
- В эксплуатации - два года, - ответил Пятро, - задние сидения при необходимости снимаются. Оба передних сидения оборудованы подушками безопасности.
Сергей нутром почувствовал, что машина очень хорошая. Он сел за руль. Приборы и рукоятки выглядели просто и элегантно. На спидометре было всего около тридцати тысяч миль. Запуск двигателя прошел с пол-оборота. Двигатель в 220 лошадиных сил под капотом чуть слышно урчал. Бортовой компьютер указывал на исправность всех систем и приборов. Сергей подумал, что неплохо было бы записать государственный номер автомобиля. Он пошарил у себя по карманам, но бумаги нигде не было. Тогда он выключил мотор, открыл дверь и спрыгнул на землю. В кармане обшивки двери он увидел клочок бумаги, взял его, записал на нем номер машины и сунул в карман. Подошел Пятро.
- Как машина? - поинтересовался он.
- Хороша машина. Мечта самурая! - ответил Сергей.
- Ну, самураи сейчас тоже научились делать отличные машины. Но ответ твой одобряю.
- И когда в дорогу?
- Если ничто не держит, то пускай завтрашний день будет для отдыха и на сборы, а послезавтра к девяти часам утра приходи сюда и сразу же поедешь на Буффало. А там скажут, куда и когда. Согласен?
- Да, сэр. Спасибо.
- Тогда до свидания.
- До свидания, мистер Пятро, - и Сергей пошел на станцию сабвея. Теперь ему предстояло еще одно свидание с леди из Импайер Стэйт Билдинга. Это здание, построенное еще до Второй Мировой войны долгое время было самым высоким не только в Америке, но и во всем мире. Однако после строительства Мирового Торгового центра оно уступило приоритет по высоте башням Близнецам. Однако от этого ниже не стало. На станции "81-ая стрит" Сергей сел в трейн "В", на котором предстояло ему доехать до остановки "34-ая стрит". В его распоряжении было минут 20 для того, чтобы обдумать детали визита в автомагазин. Он сунул руку в карман и наткнулся на клочок бумаги. Вынул его, вновь прочитал государственный номер минивена, перевернул листок и вдруг на обратной стороне прочел надпись:
" Ты - следующий".
"Чтобы это значило? - подумал Сергей. Это случайность или предупреждение? И действительно, что-то есть странное в этом заманчивом предложении. Слишком простые требования при трудоустройстве. У него не спросили даже основной документ в Америке - Сошел Секьюрити Намба**. Не является ли этот прекрасный автомобиль приманкой?"
- Тридцать четвертая стрит! - объявили по радио остановку.
Сергей вышел из вагона, выбрался из подземки и, подойдя два блока, оказался перед входом в знаменитый билдинг. Выбрав нужный лифт, он поднялся на 7-й этаж. В коридоре этажа было три двери. Первая дверь была заперта. Вторая дверь - открыта, и Сергей вошел внутрь комнаты. Это был большой кабинет, отделанный под чери*. Слева стоял длинный министерский стол персон на двадцать, а прямо возле окна за небольшим компьютерным столом сидела плотного телосложения с черными пышными волосами ярко накрашенная женщина. Сергей сделал два шага вперед и спросил:
- Извините, могу ли я видеть Ларису?
- Да, конечно, Лариса - это я. - Ответила женщина.
- Я утром звонил вам по поводу объявления в газете.
- И что вы решили? Документы с вами?
- Документы есть, - сказал Сергей, протягивая ей карточки. - Но меня интересуют некоторые подробности. Вы не могли бы рассказать об условиях работы и месте пребывания?
- Как у вас с английским?
- Учу.
- Значит, так, - сказала Лариса своим твердым голосом. - Сначала надо оплатить услуги, купить билет на автобус до города Майами и сообщить мне номер места и время отправления автобуса. Для того, чтобы вас встретили, я позвоню в Майами. А работа может быть любая. Требуются ночные уборки в супермаркете, обслуживание и охрана в гостиницах, грузчики, водители и так далее. Там, когда встретят, тогда скажут точнее. Для проживания есть место в общежитии или отдельная комната. Разница только в цене.
- Как я узнаю тех, кто меня будет встречать?
- Они сами вас найдут. Что еще?
- Когда можно выехать?
- Завтра. Автобус - 10.30 утра. Билеты есть. Может сейчас рассчитаться со мной. Потом пойдете на автобусную станцию, здесь рядом, купите билет, позвоните мне и сообщите номер места.
Сергей задумался. Наконец, надо было выбирать из двух предложений одно. Конечно, на счете в банке у него были кое-какие деньги. Но на них особо рассчитывать не приходилось. Неизвестно еще, что его ждет впереди. Однако, деньги - дело наживное. С этими мыслями Сергей вынул из кармана 100 долларов и положил на стол. Лариса взяла деньги, выписала ресит* и вместе с документами отдала его Сергею.
- Теперь все. Звони. И счастливого пути! - сказала Лариса.
Сергей попрощался и вышел из офиса. Автобусная станция находилась на углу 8-ой авеню и 41-ой стрит. Через полчаса Сергей стоял уже возле кассы и с трудом объяснялся с кассиршей. Когда она все поняла, он получил билет с номером места "13" на автобус, отправляющийся в город Майами завтра в 10.30 утра. С телефона - автомата Сергей позвонил в офис Ларисе и сообщил ей номер места в автобусе.
- О, номер 13 - это счастливый номер, - сказал Лариса.
- Может быть, для американцев, - ответил Сергей, - а для гостей это число счастья не приносит.
Сергей повесил трубку и отправился на площадь Тайм Сквер - самое красивое и популярное у американских кинорежиссеров место Манхеттена. Ему хотелось насладиться блеском сверкающих реклам, а заодно воспользоваться станцией сабвея для того, чтобы уехать к себе домой на 181-ю стрит. Надо было собираться в дорогу.
В почтовом ящике Сергей обнаружил письма из г. Олбани. Отдел Иммиграции и Натурализации сообщал, что ему продлили срок пребывания в Америке еще на шесть месяцев. Это были хорошие новости. Теперь надо было собрать вещи. Учитывая , что во Флориде гораздо теплее, чем в Нью-Йорке, теплые вещи Сергей решил не брать. Поэтому все необходимое должно уместиться в сумке. Остальные вещи он решил сложить в чемодан и оставить в шкафу. Комната оплачена была до конца месяца. Хозяйке можно не говорить об отъезде, а позвонить ей тогда, когда все устроится. Вечером Сергей сходил в русский магазин и купил продукты на дорогу. Затем приготовил ужин, вымылся под душем и лег спать. Уснул он быстро. Ночью ему снился сон: будто он все время ехал на минивене, но куда ехал и зачем, было неизвестно, и вообще оказалось, что ехал он не туда, а нужно было ехать в обратную сторону. Наконец, сон он проснулся. Как раз пора уже было собираться и ехать на автобусный терминал*.
Когда Сергей подошел к посадочной площадке, автобус уже стоял, и пассажиры занимали места. Это был высокий трехосный неоплан красно-белой раскраски с уютным салоном, оборудованным телевидеоаппаратурой. Экипаж автобуса состоял из двух водителей, доминиканцев по происхождению и черной бортпроводницы. Рядом с Сергеем села смуглая девица лет двадцати пяти с черными кудрявыми волосами и правильными чертами лица. Оказалось, зовут ее Ирина, и приехала она в США из Азербайджана четыре года назад как беженка. Сергею она сразу же понравилась.
Наконец, посадка закончилась, бортпроводница объявила маршрут и время движения. Расстояние до Майами 1300 миль автобус преодолеет за 30 часов, пройдя по территории девяти штатов. Первая остановка будет в Вашингтоне. В городе Джексонвилл маршрут отклонится от побережья Атлантического океана, и автобус пройдет вдоль береговой черты Мексиканского залива через города Тампа и Санкт-Петербург. Автобус уже катился по лабиринту улиц Манхеттена, пытаясь вырваться из этой паутины на широкие просторы хайвэя. Сергей представился Ирине и угостил ее апельсином. В ответ она поблагодарила его добрым дружеским взглядом, таким взглядом, какой появляется у людей с родственными душами.
Сергей улыбнулся:
- Ирина, ты по родине не скучаешь?
- Не знаю, что и сказать. Ведь родины у меня уже нет. Последнее время в Баку нашу семью начали преследовать. Приходили какие-то люди, угрожали и требовали от нас покинуть квартиру. После распада СССР в городе творился настоящий беспредел. Обращаться за помощью было не к кому. Хорошо, что успели хоть по дешевке, но продать квартиру. Все бросили и уехали в Москву, где потом удалось оформить документы для выезда в США как беженцам. Конечно, здесь тоже нелегко, но жить можно.
- А какой состав вашей семьи и за счет чего вы существуете?- Поинтересовался Сергей.
- Живем мы втроем: мама, шестилетняя Кристина - моя дочка и я. Мама и дочь получают бенифит* по программе велфер**. А я подрабатываю, где придется.
- Ирина, а ты не могла бы подробнее разъяснить, что такое велфер?
- Да, пожалуйста. - Ответила Ирина, - Велфер - это программа помощи остро нуждающимся иммигрантам Америки.
- А какой порядок оформления этой помощи и что в нее входит?
- Вообще-то эта процедура унизительная. Она включает в себя фотографирование, снятие отпечатков палец и занесение всех данных о тебе в компьютер. Кроме того, тебя все время контролируют, чтобы ты не устроился на работу или к тебе кто-нибудь не приехал или сам куда-нибудь не уехал. Но зато, когда все пройдешь, то тебе дают две карточки айди. По одной ты получаешь фуд стэпмы*** и деньги, а по другой - медицинскую помощь. Подошла бортпроводница и предложила кофе. Кофе оказался кстати. Душистый и в меру горячий он хорошо согрел душу и освежил голову. За окном мелькали стоянки самолетов аэропорта в Нью-Джерси. Светило теплое весеннее солнце, и дорога вела прямо в лето. Не пройдет и суток, как можно будет наслаждаться видами на вечнозеленые растения, среди которых живут настоящие крокодилы и фламинго...
- Ирина, а хватает ли на месяц этого пособия для проживания вашей семьи? - решил возобновить разговор Сергей.
- Хватает для того, чтобы только свести концы с концами. На месяц мама с Кристиной получают по карточке около 200 фуд стемпов и 208 долларов. За рент простенькой однобедрумной квартиры мы платим 400 долларов в месяц. Хорошо, что 50 процентов за квартиру оплачивается за счет велфера. Так что на жилье и продукты пособия хватает. А на одежду и прочие услуги надо дополнительно зарабатывать. Вот я для этого и работаю. Надо учесть еще то, что нам нельзя жить, вместе, так как я приношу дополнительный инком** в семью. За это лишают пособия. Поэтому я живу и работаю отдельно, а к своим приезжаю изредка в гости. В Нью-Йорке я работаю в одном заведении, и снимаем на двоих с одной женщиной комнату за 350 долларов в месяц. Вот теперь, Сережа, ты обо мне знаешь все.
- Нет не все. Ты мне еще не рассказала, где и как ты работаешь.
- Моя работа не очень интересная и распространяться о ней не желательно.
- Что-нибудь секретное?
- Да нет. Просто работа необычная с точки зрения морали в отношениях мужчины и женщины.
- Если это связано с эротикой, то обязательно расскажи, - настоял Сергей.
- Хорошо. Ты, наверное, слышал о французской писательнице Арсан Эммануэль и ее одноименных романах? - спросила Ирина.
- Я читал ее роман и смотрел кинофильм.
- Значит, ты прекрасно представляешь, какие заведения посещала Эммануэль. Вот одно из них и является моей работой. Есть такая тихая заводь на 29-й стрит. Сюда к 8 часам вечера съезжаются на дорогих автомобилях посетители. Входной билет стоит 70 долларов. Одиночек не пропускают. Обязательно должна быть пара, иногда приходят даже супружеские пары. Первая комната - это раздевалка. Затем душевая, бассейн, буфет с легкими винами, соками и фруктами. Дальше расположены залы для групповых игр и комнаты для одиночных забав. Естественно все участники игр должны быть в обнаженном виде и подбирают себе партнеров по своему вкусу. Доступ в помещение и обслуживание клиентов не прекращается всю ночь до 8 часов утра. Хотя многие посетители не выдерживают нагрузки и покидают этот клуб раньше, чем наступает утро.
- А ты что там делаешь? Случайно не массовик-затейник? - не удержался от вопроса Сергей.
- Нет, - улыбнулась Ирина. - Я там работаю уборщицей. И я не имею никакого отношения к ночным оргиям. Мы работаем в дневное время с 9 часов утра до 7 часов вечера в две смены, по 5 часов каждая. В смену входят две уборщицы, прачка и сантехник-электрик. Работать надо быстро и качественно, без перерывов. За эти 5 часов так намотаешься, что больше уже ничего не хочется. Скорей бы добраться домой. Правда, в неделю имеешь два выходных дня по графику, и платят сравнительно хорошо - 10 долларов в час без налогов.
- А в свободное время, чем занимаешься?
- Тоже подрабатываю на уборках в других местах, хожу на уроки английского языка. Благо, что для беженцев организуют бесплатные курсы. Ну, и навещаю своих близких, как сейчас.