Власова Евгения Дмитриевна : другие произведения.

Слово читателя. Второй и третий разделы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вторая и третья группы конкурса "Черный Единорог". Давайте поговорим о текстах - в конце концов, мы все здесь именно для этого. Здесь не слово критика, ибо я не критик, и не слово писателя - тому место в рассказах. Это отзыв читателя, который я бы очень хотела и для себя тоже. Это такой толстый беспринципный намек.

  Аккаунт я себе создала сравнительно недавно, и теперь, вкусив радостей конкурса, по нескольку раз в день заглядываю на страничку с мыслью - ну как оно там?.. Практика показывает, что особо никак. Лежит себе, никого не трогает. Все комментируют многострадальную вторую группу. Откомментирую и я, поскольку я за нее голосовала - это будет на порядок логичнее, чем комментировать, к примеру, четвертую группу, голосующую за меня) А там, может, двинусь и дальше по часовой стрелке.
  Не то чтобы я внезапно жажду поучать, а исключительно в рамках категорического императива. Все мы здесь для того, чтобы узнать, как оценивают наш текст и мир внутри него посторонние люди - а еще для того, чтобы поговорить о своих текстах. Мне интересно, как воспринимают мой текст - значит, было бы логично поделиться своим восприятием чужих. Более детальным, чем "Ну, начало нудновато, конец слабоват, а вообще ничего так, ничего...", когда хочется одновременно:
  - отругиваться, потому что текст родной и милый;
  - благодарить, что вообще зашли и прочитали;
  - переделать - потому что и правда можно лучше.
  Это не критика. Это отзыв читателя, причем довольно невзыскательного: всевозможные ляпы я замечаю лишь если меня приложит оными по голове в какой-либо красивой знаковой сцене, а готикой морально готова считать все, несущее элемент печали или мрака беспросветного (и то необязательно, если рассказ хорош). Еще у меня есть свои предпочтения, от качества текста не зависящие: так человек может любить не блюда от шефа, а исключительно солененькое... Так вот.
  
  Кодекс Единорога
  
  В случае с плохим рассказом вовсе не можешь ответить на вопрос "О чем это?", в случае с хорошим не можешь ответить на него однозначно. Этот текст - о религиях, о мучениках и фанатиках. О вырождении, о том, что в борьбе за идею погибают лучшие, а потом выжившие и оставшиеся у руля в корне меняют суть. О неприглядном будущем утопий. Многое осталось за кадром: например, момент, когда умирающие за идею сменяются убивающими за идею. Но это достоверно и зримо. Оно достраивается в голове и логически непротиворечиво.
  Персонажи - убедительны. Эльфийка из настоящего противная, эльфийка из прошлого достаточно хороша, чтобы оправдать обращение орка в новую веру. Даже странно, что есть в этом мире такие разные эльфийки.
  А есть ли у этого рассказа слабые места? Некоторые вопросы, конечно, все равно остаются. Куда и зачем шел старый орк? Если бы он вместо того, чтобы сразу бить по голове, заявил "Да я воевал с твоими предками!..", что бы ему ответила противная эльфийка и как бы это повлияло на итог?.. Возможно, поводов для убийства у спокойного, смирного орка стало бы больше, чем "она же дура" и "дракон голодный". Это, впрочем, размышления по тексту. "Серебро от времени чернеет" - вывод слишком простой для описанной картины.
  Возможно, в конце мне не хватило чего-то жесткого, закрывающего гештальт окончательно. Драконов карателей, которые летят снимать с обоих шкуру, на горизонте. Некого новоявленного общества черного единорога. Хотя это, наверное, слишком примитивно.
  Рассказ чудесный. По мне так лучший в группе и один из лучших на конкурсе.
  
  
  Тринадцатый остров
  
  В моем рейтинге - второй в группе по качеству рассказ.
  Вопросов возникает гораздо больше. Этот рассказ похож на часть некого целого, но не все можно достроить исходя из имеющихся данных. Что это за свет, который служит жестоким, несправедливым и откровенно неприятным паладинам и сжигает невинных? Тут, впрочем, понимаешь, что свет и тьма Тринадцатого Острова не имеют к добру и злу практически никакого отношения, и это делает описываемый мир на порядок интереснее. Почему эти игры света и тьмы не распространяются на заморские земли? Отчего гибель одного отряда штурмующих сходу подчинила все острова - ведь на оставшихся двенадцати вовсю сражались на аренах со случайными девчонками, набранными по принципу "лишь бы найти врага", другие вполне дееспособные паладины? Что за сила преобразила тринадцатый остров? - одно дело возвращенное солнце, другое - откуда вдруг блистательный замок?.. Или это некая трансформация реальности, за которой стоит борьба света и тьмы, в которой никогда не будет победителя...
  Но, читая, понимаешь, что это частности. Это не рассказ-логическая структура, это рассказ-переживание, и в таком качестве он убедителен. Цепляет. В нем есть красивый, нестандартный и притягательный образ ведьм - хотелось бы узнать о них больше. Хотелось бы узнать больше и о паладинах - были ли действительно убежденные носители силы, сражающиеся за право людей жить под солнцем и готовить пищу на нормальном огне... А, раз хочется продолжения, значит, мир и текст удались.
  Финал хорош. Он неожиданный и в то же время не пришитый невесть как, а верный. Пока Ванесса не берет в руки иголку, в голову не приходит никакое "Ууу, она явно станет ведьмой в конце!" - а плохое исполнение подобного сюжетного хода представить несложно.
  Надо было пристроить два первых рассказа в конец группы. Это было бы гуманнее.
  
  
  Конский праздник
  
  О чем этот рассказ? К Марине приходила живность. Откуда она бралась и почему именно ко вдове - ответа нет. Живности скопилось на целый колхоз, на который у руководства района есть смутные планы - определенно коварные, но в чем именно они выражаются, тоже не очень понятно. Допустим, деревня мешает добывать уголь, и надо ее ликвидировать. Но причем тут скот? Отчего бы просто не переселить? - в историческом прошлом это едва ли представляло собой проблему. Появляется симпатичный татарин Рашид, призывает деревенских к порядку. Руководство недовольно - порядок им, очевидно, невыгоден. Кто из них, Рашид или Марина, источник и причина того странного, что происходит вначале и в конце?.. Руководство приезжает выбирать лошадь, и нетрезвые малосимпатичные селяне, подученные советником, бросаются грубо резать скотину. При виде этого Марина теряет остатки верноподданнической кротости - а дальше идут элементы советской мистики с экологическим хэппи-эндом.
  В самом деле интересно, откуда брались коровы-лошади. Если бы оказалось, что они спасаются с боен, было бы интересно, но нет на то авторских указаний. Рассказ идеально выдержан в определенном стиле, и единственная претензия к рассказу и к стилю - они едва ли относятся к готическому фэнтези. В тексте нет темных настроений, и даже жертвоприношение отдает свежим мясом, то есть доброй пищей. Коровок жалко, коней было бы еще жальче. Но это не мрак, не отчаяние и не печаль. Тоска Марины - это здоровая тоска здоровой бабы, проистекающая из конкретных причин. Вот, появились лошади и Рашид, тоска прошла. Да и изложение довольно отстраненное, горе Марины не становится горем читателя. Колхозно-фермерская тема сама по себе слишком материалистична, слишком жизненна для готики.
  
  
  Пора домой.
  
  Это ситуационная зарисовка, грамотная по изложению и структуре, выписанная красивыми красками: пламенно-рыжеволосая суккуба, белая шерсть волчицы, лунный свет, черные волосы ведьмы... Но из этого рассказа не сделаешь каких-то глобальных, экзистенциальных выводов. "Не связывайся с суккубами" или "Не трогай мужа ведьмы" - едва ли. Безликий маг не пытается бороться с наваждением, ведьма не сомневается в победе и не боится поражения, не сравнивает себя с соперницей и не делает выводов из этого сравнения, гибель суккуба - а это, видно, была гибель - оставляет равнодушным. Герои не делают для себя никаких выводов, не принимают знаковых решений, требующих от них неких усилий: ведьма защищает свое, демонесса отбирает приглянувшееся, маг ожидает результата и получает удовольствие. Но рассказ хорошо выстроен структурно, финал логичен. Это можно сказать далеко не о всех рассказах конкурса.
  
  
  Последнее желание
  
  Стиль изложения замечательный, он затягивает в текст и тащит по нему дальше. Не так интересен мир, как развитие сюжета. Что дальше будет с Кымом, что дальше будет с Гедом? О какой цене говорил мертвый бог и кто будет ее платить?.. Быть может, я тупая, но мне непонятно. Это похоже на интригующее начало интересного романа, который мне бы хотелось прочитать полностью, но в качестве рассказа внушает некую здоровую озлобленность. Открытые финалы - зло, и мы, примитивные читатели, их ненавидим. Как и интересные вопросы без ответов.
  
  
  Здесь тихо и темно
  
  Единственный случай в группе, когда стиль изложения, мягко говоря, мешает восприятию текста. Например, "От страха и внезапности сложившейся ситуации Вилвир не заметил даже, что в такой темноте он может хотя бы различать своего друга по несчастью в лице цветка и уже привычный глазу серовато-белый туман". Много, очень много лишних слов, криво построенные предложения. "Заостренные глазки" звезд, "фигура споткнулась, не отпечатавшись всем телом...". "Девушка с еще большим рвением продолжала лобызать розу, обливаясь слезами" - это натуральная сатира на готику. Рвение в лобызании, ага.
  Хорош образ призрачных влюбленных, обреченных в неком сумрачном мире быть вечно разделенными слоями реальности. Виден эмоциональный настрой. Остальное хуже, и средства выражения оставляют желать лучшего. Мораль про надежду, которая должна быть, из текста не вытекает. Что это за воин, как и от чего его спасает неведомый спутник, с которым они друг другу, как и мне, малоприятны и не слишком интересны? Какого черта этот авторский кирпич упал именно на главгероя? Что это вообще было и зачем?..
  Автор, вы уже умеете складывать слова в предложения, примерно представляя, что хотите получить на выходе. Пора двигаться дальше.
  
  
  Тринадцатая страница
  
  Хохо, вот напишу сейчас гадость, а мне потом тоже литературно отомстят!) Всем, включая любопытствующих и сочувствующих, будет очень интересно.
  Страшный король захотел найти себе в жены девственницу путем применения единорога - судя по заколдованности подхода, жениться он не очень спешит. Главного героя посылают в леса в компании третьестепенных негативчиков. Выглядит это настолько возмутительно, что наступает конец света.
  Стилистически безупречно. В противовес другому обзору: латынь и бестиарий - безусловное благо, очень стильно, но лично я не понимаю, зачем к этому рассказу прикручен конец света. Идет плотное, насыщенное событийное изложение, король-отравление-девственницы-вдова-охота... И тут внезапно все вышли из лесов, чтобы пожрать человеков. Что переполнило чашу, неужели этот фарс с девственницей?.. - и, раз медики вполне справляются с констатацией, для чего козе боян, то есть, простите, королю единорог? Ну да последнее уже придирка.
  По описанию леса ожидаешь некого мрачного чуда, которое разрешит происходящее, но такой финал сметает фигуры с шахматной доски - а комбинация была интересной.
  Главный герой не успел стать достаточно симпатичным, чтобы хотелось вместе с ним наблюдать с балкона за концом существующего порядка, хотя именно в этом отстраненном взгляде эмоциональный посыл финала. Зато проблеме короля невольно начинаешь сочувствовать... Придумать для него остроумную развязку в стиле было бы интереснее - и сложнее.
  
  
  Ангельё и Демоньё
  
  Тут много писать не буду. В классической литературе уже одно безумное чаепитие, и оно мне не нравится. Этот стиль не в моем вкусе как таковой, при всем уважении. Идея выдержана до конца и логично вытекает из текста. Мне не хватало картинки: схематичных портретов главных героев, которые позволили бы представить себе Судьбу и понять, что есть Фея... Каких-то комментариев, которые достроили бы общий план: что это за отряд, какова его численность и кому он служит... В общем, ясности мне не хватило, но ее отсутствие - особенности стиля, у которого есть множество других поклонников.
  
  
  Красное вино Хранителя
  
  Тоже рассказ-впечатление с идеей, ясной с первых абзацев.
  Для меня - слишком плавный и отстраненный, хотя разбираться в тексте интересно. Никто не вызывает сочувствия: ни Хранитель, запутавшийся в своих чувствах и желаниях, ни женщина, получившая свою вечную ночь любви. Интересна линия взаимоотношений с дьяволом в разных обличьях, цель которого - заставить усомниться в принятом решении, в том, чтобы Хранитель не получил от продажи души того счастья, на которое рассчитывал. Цель выполняется успешно - решение-то довольно сомнительное, и к концу рассказа обжалованию оно все равно не подлежит. Отношения Хранителя и женщины едва тронуты автором (отчего он каждый раз уходит? Что думает и чувствует при этом?), а отношения Хранителя и дьявола не имеют логического завершения. Мы знаем только, что дьявол приходит все чаще, и взаимодействие с ним вызывает в Хранителе эмоции, пожалуй, более интересные, чем однообразие любовных сцен. Мне не хватило некого логического завершения истории в целом. И знания, что такое эта кровь дьявола и зачем она нужна.
  
  
  Отражение
  
  Есть идея, структура, логичное объяснение происходящего. Рассказ качественный и интересный, за ним угадывается мир - твари, передатчик, охотники... Но для меня слишком холодный и отстраненный - простите, дело личных предпочтений. Майор и полковник решают логическую задачу, и решение их не бесспорно. Попытаться поговорить с девочкой, увезти ее из дома для чего-то более интересного и посмотреть, что из этого получится?..
  И мне непонятно: зеркало или картина? Если "в зеркале видно лишь то, что есть на самом деле", почему росла борода? Больше похоже на другую реальность картины, меняющейся в соответствии с фантазией автора и исчезающей, когда объект фантазии становится неприятен и пропадает из фокуса.
  
  
  Зима
  
  Автор, пожалуйста, пишите толстую книжку. Даже если все в конце поженятся, это тоже будет неплохо, честно.
  В этом есть законченная идея для рассказа: можно позаимствовать у соседей идею дружбы и взаимовыручки, с символическим сожалением отложить в сторону дружбу и оставить чистую выгоду. Но множество хвостов идут вовне текста, в будущее и прошлое мира и персонажей... нельзя оставлять это так!
  Пожалуй, самые живые, зримые персонажи из всех, хотя полностью раскрыты два с половиной. Для меня персонажи - это 70 процентов успеха. Богатая эмоциональная палитра для читателей-сопереживальщиков. А образы, данные намеками: катакомбы с уровнями, ледяные демоны, человеческая магия со славянским уклоном...
  Здоровущий потенциал.
  
  
  Кровь в ночи
  
  Этот рассказ - сюжетная схема. Малосимпатичный хозяин рабыни спер камень чернокнижника. За ним без промедления (ни тебе выдержанного страха, ни попыток скрыться...) пришел демон и убил его. А потом и демона убил еще какой-то "не такой подонок", с которым рабыня напросилась в светлое будущее. Ну, во всяком случае, более светлое, чем безрадостное настоящее. Аспарзио получился неприятный, девушке по-женски сочувствуешь, слегка.
  Написано неплохо, красочно, эмоционально. Но для чего?
  
  
  Эпизод из охоты на ведьм
  
  Тут мне было сложнее. Чтобы сформировать и подать идею, такого объема достаточно, чтобы проникнуться миром и ощущением - нет. Динамика событий даже главной героине не оставляет времени на размышления и рефлексию, и читатель в моем лице обиженно бормочет: как же без рефлексии-то?.. Это что, уже все?..
  Есть картинка. Виден выбор главной героини: умереть вместе с последней родственницей, а не ждать, пока та сама себя убьет (если еще убьет) заради молодой жизни и выполнения миссии, и это чуть ли не единственный выбор в рассказах группы. Хоть и не видим мы той идеи, которая ведет Ксению к убийству и смерти. Идет война? Хорошо. Родители погибли? Допустим. Но вот есть тетка Женя, которая черного колдовства зримо не творит, разве что тихо избавляется от неблагонадежных ведьм - за что и ее?.. Или, может, и творит. Но то, по какой наводке Ксению прислали в деревню, тоже остается за кадром.
  Что это за спецслужба, что четыре года тренирует бойца с редким даром - а потом бросает на задание, где тот устраивает самоподрыв с результатом 1/1? Это неэффективная тактика, если целью не является уничтожить ведьм вовсе, государственных об негосударственных - но это уже мое воображение, пришпоренное увлекательным началом и пролетевшее конец, ударяется в конспирологию. Почему Силу нужно истреблять под корень, если вполне можно поставить ее на службу государства? Почему в мире, где в ассоциациях мелькает ядерное оружие, на ведьм охотятся так? Снова чувство незавершенности.
  
  За сим все. Если не останусь под грудой ответных тапок, могу добраться и до следующей группы.
  А сейчас я и до третьей группы доберусь! Хотя рассказы второй были мне ближе. Там все-таки больше было рассказов-событий с насыщенным сюжетом... Зато в третьей группе вовсе нет рассказов некачественных, написанных безэмоционально и плохо.
  
  Нечисть
  
  Персонажи не кажутся мне достоверными. Одиннадцатилетняя девочка, воспитанная на воздушных замках, с ходу решает заманивать себе питание обнаженным телом. Неадекватный несостоятельный отец, инфантильная мамаша, по неизвестной причине убивающаяся об рассвет и оставляющая ребенка на попечение такого вот... Или же они и должны были получиться малосимпатичными? Образ педофила самый живой, пожалуй. И выбор тот в самом деле предоставлял - пожалуй, отвел бы и правда в милицию, но раз уж сама пошла в руки...
  Есть идея и концепт. Автор поставил себе задачу - автор ее выполнил. Хотя получается не совсем 'среди людей есть еще большая нечисть', а 'нечисть да пожрет друг друга' - вампирское семейство изображено так, что сочувствия, включая девочку, не вызывает.
  
  
  Пусти меня к себе - пусти в себя
  
  Красивая, атмосферная и качественная зарисовка. Есть картинка, есть краски, которыми пользуется автор. Интересны вампиры, скрытые до поры в телах людей. Интересно их разделение - кому-то для продолжения жизни нужна кровь, кому-то любовь.
  Но не открывает каких-либо новых горизонтов, нет конфликта: даже для персонажа это лишь повторение уже происходившей с ним истории, когда чувство к источнику пищи оказалось сильнее, чем следовало. В этот раз он немного благодарнее. Вампирам свойственна любовь и благодарность. Рассказ - одна ночь, с эмоциями и атмосферой. Интересно, что поняла Устинья утром. Увидела героя в человеческом теле?
  
  
  Холодный дом
  
  Не все любят классические любовные романы. Я вот - люблю, и не испытываю неловкости, признаваясь в этом. И, в моем представлении, немного Тайного Искусства и кровавый ритуал в конце без отрыва от общей сюжетной линии любой такой роман оптимизируют. Мне понравилось, но бросились в глаза несоответствия именно этого жанра.
  По мелочи: когда вначале героиня кажется герою страшной, глупой и жеманной, непременно должен быть момент, когда он осознает глубину своего заблуждения и почувствует себя идиотом, а читательницы захлопают в ладоши. Этого момента мне не хватило. Не только осознания, что она симпатичная, но и того, что ее поведение он трактовал в корне неверно.
  А теперь по сути. У меня выстроилась своя трактовка характеров и финала.
  Герой, который может спокойно (ну или, допустим, немного внутренне терзаясь), резать свою любимую, дабы в конце убить и принести в жертву ее душу - это уже не герой. Ну, он дал ей возможность сбежать - скорее для себя же, чтобы впоследствии не очень мучила совесть. Едва ли это обусловлено чувством к ней (см. далее), возможно, еще чувством вины перед погибшей сестрой (а сестру он явственно считает мертвой необратимо)... Когда возможностью она не воспользовалась, он чувствует не злость, не отчаяние и не боль - презрение к ней. К ее глупости, очевидно?.. Тоже чувство, с любовью несовместное.
  Как-то... грустно смотреть, как рэй пытается вымучить из себя и из Мэриэт необходимую для ритуала привязанность. Ну давай же, обнаружь хоть какие-то признаки ума и душевной красоты, чтобы ты стала мне хотя бы слегка симпатичной и я смог потом использовать тебя в качестве жертвы. Похоже на то, что Винсенту особо не дорог в этом мире никто - ни брат, являющийся источником беспокойства, ни сестра, лишенная души и раздражающая вечным напоминанием о неудаче. В этом смысле малейшей привязанности может хватить: приносит в жертву сильнейшее из имеющегося, а что невелика потеря - не обессудьте... За спиной у него - признак потери контроля и души, это мощный стимул.
  Тонкая связь, которая в любой момент может оборваться, где с одной стороны необходимость и презрение - не совсем любовь, преодолевающая все преграды. Зато с другой стороны любовь, и Мэриэт меняет ритуал под себя, своей волей перехватывает контроль.
  Теперь Винсент, похоже, принадлежит не камню, а Мэриэт. Тип, готовый убить ее ради своих интересов - девушке с птицей в груди. И теперь никакая необходимость вести себя с ней прилично его не сдерживает - или, напротив, возникла новая необходимость...
  Это грустно.
  
  
  Битва черного носорога
  
  Не девочковое, совершенно не девочковое. Если в тексте одна эфирная сущность отстреливается от других эфирных сущностей сгустками эфирной плазмы, то невзыскательный, но ленивый читатель, который ждет от текста, что ему тут покажут интересно и сделают хорошо, понимает - он не совсем по адресу. Это разные миры или только разные планы одного мира, на одном из которых студент с экспериментальной установкой, а с другой - дракон-носорог Тумарон? Самостоятельно ли открытие Андрея - или он стал только проводником для красных драконов? Это рассказ-схема. Она относится к мироустройству, но это не о людях. И к готике оно тоже не относится. Гибель мира возможна, да, но больно конструктивное к ней отношение...
  
  
  Тот, о ком говорил Апокалипсис
  
  Тяжелый рассказ. Гнетущее впечатление. Значит, написано качественно. Главный герой живет идеей мести, и не справедливой, а типа 'навредившие мне будут страдать вечно!'. У него есть учитель со схожей позицией. Они близки, но это ничего не значит, когда приходит догадка - это, к слову, даже странно. Отчего бы не попытаться найти себе другого учителя и не грохнуть его, а с этим, нежно любимым, после обсудить прогресс?.. 'Чёрное Дело - не тупое мочилово, а убийство доверившегося тебе человека, человека любящего и преданного...' - а эта мысль приходит к герою как-то поздновато. И суть, как объясняет автор, не в убийстве того, кого ты любишь сам (как в Холодном Доме), а в том, кто любит тебя. Двойное предательство двух личностей, имеющих немалый 'темный вес' и некогда преданных другими - возможно, весьма условно преданных... Неужели не было в мире более Черных Дел? Пророчество же допускает исключительно вольное толкование...
  
  
  Последняя песня Регины
  
  Абсолютно законченный рассказ. Даже то, что женщина, научившая Регину этой песне, осталась за кадром, этому не мешает.
  Песня Регине не нравится. Но она соглашается петь ее и будить сердца людей, потому что неизвестная женщина (Ангел? Бывший ангел?) была права насчет ее желания иметь над сердцами слушателей высшую власть, какую может иметь исполнитель... Интересно, каждый ли запоминает слова сразу и целиком. И что будет с миром, в который выпустили такое... Хотя, вероятно, когда-нибудь текст будет забыт. Услышать - не значит исполнить и другим тоже. Регина и сама согласилась на это не сразу и только из некого творческого тщеславия. С другой стороны, это рассказ о конкретном происшествии. Читателю тут нечего проецировать на себя, размышляя: а какой выбор я бы сделал?..
  
  
  Самум
  
  Хороший рассказ. И конец логичный - освобожденный джинн выполняет одно желание девушки, просто так - зато самое заветное.
  Согласна с замечанием предыдущего оратора: если есть интересно описанный персонаж, хотелось бы увидеть его в действии, а то получаются статичные картинки вместо движущихся. Мы знаем, сколько и каких девушек было вокруг и что означают их имена. Это увлекательно и интересно - может, чуть больше поведения и характеров, чтобы стало ясно, что Айше выбрана ифритами не случайно?
  Это тоже красочное, подробное и качественное описание конкретного события. Но героиня как вначале, так и в конце лишена выбора.
  
  
  Чёрная невеста
  
  Это красиво, это хорошо написано (в другом обзоре увидела подходящее 'эстетично'). Но, когда я полезла читать комментарии, то поняла, что прочитала совсем не о том. Слишком широкое толкование допускает текст.
  Если на горизонте Черный Замок - отчего героиня прощалась со своими призраками, думала я. С призраками ли она прощалась - или символически с друзьями? Раз это ее мрачные чудеса входят в жизнь семинариста, а вовсе не она отрекается от всего сверхъестественного... Рассуждения о приманке и ловце - не семинариста ли выманивали, чтобы через него, после свадьбы произошло некое проникновение реальностей в финале?..
  Мне понравилось, и как раз это - чуть ли не единственная на конкурсе полновесная готика, которую при этом приятно читать. Но все же я слишком люблю конкретизации...
  
  
  Не просить у Синеглазой
  
  Очень атмосферный, сильный рассказ. Сильный персонажами, сюжетом, ситуационными зарисовками, в которые неизбежно подставляешь себя. Мне он больше всех понравился в группе. Первый, который я вообще прочитала на конкурсе, и после этого поняла: тут будет интересно. Не поняла только, отчего Арви не хочет взять кровь кого-то из измененных. Это ведь не принятие помощи, а что-то, насколько я поняла, вроде эксперимента - посмотреть, какие произошли изменения в составе, а не то чтобы единственный недостающий ингредиент, без которого никак. И немного не хватило самой Синеглазой - хоть легкого намека на то, что за силы стоят за ней и для чего будут потом использованы измененные горожане или то, чего она их лишает... Ну да это снова излишняя любовь автора обзора к конкретике.
  Получается частично открытый финал: болезнь в частном случае излечена, но загадка Синеглазой остается таковой. Откуда она пришла, да еще так своевременно? Что будет делать в дальнейшем? Что она такое?..
  
  
  Последние псы
  
  Еще один хороший, качественный рассказ. Достоверно, картинка рисуется. Смотрим, думаем. Как бы хорошо не была описана боевая часть, кульминация все равно позже, на поле.
  Псы из Седьмого отделения сражаются с нечистью. Цыгане примерно представляют себе, кто они. Оружие, обеспечение, номерное отделение - государственная структура? Перед началом войны все было не так плохо, чтобы агенты, которые были наперечет, могли спокойно взять и исчезнуть...
  Слишком легко уходит младший. У него ведь личный интерес - и было бы логичнее, если бы он уходил в другом направлении. Не абстрактно от войны и молчания начальства куда-нибудь туда, а, к примеру, поднимать страну, делать революцию... Не думая об оставленной мирной жизни, не увидев чего-либо такого, что работа осточертеет окончательно - просто уходит. Мне немного не хватило мотивации. И еще одно несоответствие: раз цыгане достаточно хорошо знают, что такое эта нечисть, чтобы от нее защищаться - чего они так пытаются не выдавать информацию?.. 'Своих не бросаем' тут не аргумент, существо, которое вскоре попробует их на зуб - не 'свой'...
  
  
  Краса русалья
  
  Нечисть как она есть - равнодушная, отстраненная. Повествование о нечисти типичной, классической, любовью или интересом к человеческому роду не наделенной. Такая она, собственно, и есть на самом деле. Грустный и страшный рассказ. На фоне гуманных и влюбленных вампиров - неплохое напоминание.
  
  
  Пестрые птицы
  
  Туманный рассказ. Жаль, слово 'зыбкий' не я первая использую. Из тумана пришел герой, не имеющий имени, в тумане исчезли его преследователи и вся прежняя жизнь, туманом окутано происхождение птиц. Остров с домом сам по себе является кусочком другой реальности: иное течение времени жизни, иные законы для материи...
  Моя личная любовь к конкретике позволила оценить качество написанного и проникнуться настроением, но после потребовала хотя бы отголосков знания: что такое птицы, сколько они живут, откуда они, отчего их не любили за пределами острова?.. Хоть это все и частности. Выбор кажется безальтернативным, как в компьютерной игре с жестким сюжетом. Нет у этого безымянного человека альтернативы, не думает он об альтернативе: прыгнуть в воду, перебросить записку на берег... Зачем, ведь ему нечего делать на том берегу: прошлое его исчезло, как отрезанное. Размышления о душе, которые ненадолго его задержали, так же бесплотны, как и все остальное в рассказе. Он не попытался выяснить, что такое птицы и потеряет ли он душу. Просто подождал - и согласился. И не пожалел об этом.
  
  
  Надежда для монстра
  
  Рассказ имеет свое настроение, насыщен переживаниями одного-единственного персонажа, но событийная часть довольно коротка. Главному герою в руки упала еда, он начал питаться, питался-питался, а жертва не умерла. Не очень понятно, почему: вначале есть информация о бесконечном запасе энергии, который ощутил главный герой уже после того, как девушка должна была погибнуть, а затем он пришел к выводу, что смог остановиться сам (это могло быть и насыщением, и некой реакцией инстинкта самосохранения - прервать контакт!). Фактически - не смог, пожалуй.
  В этом случае главный герой обходится ну совершенно без любви - насколько это соотносится с природой эмпиров?.. Могут ли эмпиры насытиться? - было сказано, что в араччи в десять раз больше энергии, нежели в людях и оборотнях. Если насыщение приходит раньше, отчего бы не остановиться? И не было ли более простого, быстрого и безболезненного способа умереть, уничтожив телесную оболочку? Этот рассказ - театр одного актера. Сюжетная и логическая составляющая вызывают вопросы.
  
  
  Звезды лгут
  
  Мне понравилось. Это тоже зарисовка с открытым финалом, но создает некое ощущение законченности. Стиль предполагает краткость, он таков, что нехватки текста с объяснениями не ощущается. Расширение и объяснения ее бы испортили. От фактурности описаний я в восторге. Мир теней и света звезд, лишь притворяющихся таковыми. Одурманенный ими Странник, которого по старой дружбе пока щадят Тени - вскоре он станет уничтожать их. Линии его ладоней, кричащие о беде... Резанувшая опечатка - 'тускло, призывно мерцала утренняя зАря'. И немного лишних запятых. Текст невелик по размеру и они заметны.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"