Воеводин Игорь Александрович : другие произведения.

О пророках и пророчицах. Интервью с писателем Юрием Азаровым

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Журналист: То, что нас вдохновляет - делает нас сильнее... Это так? Юрий Азаров: Снова Вы Ницше перефразировали. Но, по сути, верно. Надо быть влюбленным в свои достоинства, те которые есть и те, которые в потенциале развернутся. Книга как жизнь. Пишется, как дышится. По мере написания романа мои герои диктовали мне: как поступать, как слышать их лучше. Я веду бесконечный диалог с моими героями. Даже после окончания романа. Они живые люди для меня...


О пророках и пророчицах

интервью с писателем Юрием Азаровым

главного редактора интернет-журнала "Хитзона"

Игоря Воеводина

  
   В издательстве "Русский мир" вышла книга "Пророки и пророчицы" (2007 г.), которую критики уже назвали трансцендентальным романом-откровением. Ее автор Юрий Азаров - писатель, художник, ученый с мировым именем, классик антиавторитарной педагогики, основанной на идеалах Любви и Свободы. Одна из его книг так и называется "Педагогика Любви и Свободы".
   Новый роман - это высокая трагедия, произведение высокого стиля, соединившее неповторимым образом и живопись, и литературное творчество, и педагогику высших ценностей, и философию, впитавшую в себя лучшие достижения отечественной и западной гуманистической мысли.
"Пророки и пророчицы" - книга о любви, а значит... о вечности. Книга, написанная автором с любовью. И чуткому читательскому сердцу по невидимым нитям передается от автора его праведная вера в справедливость, слезы отчаяния и кровь сердца и души, огонь духа, отстаивающего свободу ценой унижений, гонений и немыслимых бедствий.
   Писатель встречает меня на пороге мастерской, расположенной в небольшой комнате обычной городской квартиры, со стен которой смотрят герои картин и книг. Ощущение, что автор только что вышел из мира одной из своих картин, прервав ради нашего интервью спор с Николаем Бердяевым или Антихристом, Николло Макиавелли или Марией Магдалиной. Тщательно приготовленные вопросы мгновенно забываются, как незначимые с точки зрения вечности. И рождаются вопросы, которые долго опасался задать даже себе, чтобы не солгать, утопив в полуправде чувство стыда.
  
   - Одна из Ваших книг называется "Педагогика Любви и Свободы", и в новом романе "Пророки и пророчицы" эта тема доминантная. Можно ли отказаться от свободы ради любви и быть счастливым?
  
   - Это все равно, что отказаться от любви. Вы можете отдать свое сердце и быть Игорем Воеводиным? Свобода живет только в любви. Свобода - образ жизни, присущий любви. Весь мир основывается на любви и живет только благодаря любви. Отсутствие любви есть смерть. Духовная смерть, прежде всего.
  
   - Но Ницше ради свободы отрекается от любви...
  
   - У Ницше свобода бесконечная, ущербная, демоническая. Свобода Антихриста. Антихрист - не демон, это человек, сформированный в обществе. Он признает существование Бога, Христа, нравственных заповедей. Но он отказывается сознательно от идеалов - Свободы, Любви, Социальной справедливости. Свобода у Антихриста извращенная. Это свобода удовлетворять свои низшие потребности. Низменная ущербная свобода. Духовная часть заменена изобилием еды, никчемными развлечениями, свободой для желудка.
  
   - Но философ Николай Бердяев пишет, что в свободе ницшеанской есть дерзновение, утверждение ценности свободы перед законом власти, государства, церкви. Ницще отстаивает свободу любой ценой...
  
   - Свобода должна быть дерзновенной, но не в отрыве от любви. Дерзновение - не дерзость. Это отвага утверждать высшие духовные ценности. Гордость, с которой Ницше отстаивает свободу, пожирает его изнутри. В свободе Ницше нет любви ни к себе, ни к другим.
  
   - Вас предавали друзья, близкие, ученики? Можете ли Вы простить предавшего, если он попросил прощение?
  
   - Безусловно, я прощаю. И не только пришедших со словами покаяния, но и всех. Всех, кто желал и творил мне и моим близким зло. Я убежден: надо прощать всех, кто обидел. Чем иначе победить зло? Любовью или ненавистью? Силой или насилием? Если насилием, то оно всегда порождает, как снежный ком, новую волну насилия. Такова природа зла. Бороться можно только при помощи любви, утверждающей себя средствами духовных сил.
  
   - Одна наша юная читательница написала Вам письмо. Я его передаю сегодня Вам. Она мечтает написать роман, верит, что напишет лучше, чем Набоков. Она говорит: "Если я не буду стремиться "обскакать" всех гениальных предшественников, то грош мне цена. А если кто-то не согласен, то пусть идет в вишневый сад". Она права?
  
   - Абсолютно верный подход. Только вера в свои трансцендентные способности, безусловная вера в свой дар, божественные внутренние силы может помочь человеку творить свободно и талантливо. Это одна из способностей гениев: иметь миссию, выходящую за пределы собственной личности, идентичности. Общая черта у всех гениев: они видели свою работу как нечто такое, что служит чему-то большому, чем они сами. Леонардо Да Винчи смело заметил: "Я хочу делать чудеса". Гарсиа Маркес: "Я хочу писать лучше, чем Толстой и Достоевский". Эйнштейн кричал: "Я хочу знать мысли Бога, все остальное - детали". Тесла настолько развил свой дар визуализации, что мог совершать экскурсии за пределы мира, как он сам признавался.
  
   - Что Вы пожелали бы этой девушке и всем начинающим литераторам?
  
   - Чтобы написать роман вам надо поверить в себя, в свой талант, что вы непременно создадите гениальное сочинение.
   Глубоко верить в развитие своих творческих способностей, присущих каждому без исключения. В каждом живет Божественность. С чего начать работу над книгой? Надо разработать фабулу, основные ценности заложить в роман, которые ты будешь развивать, отстаивать, за которые твои герои будут умирать, любить и бороться. Без ценностей не создать художественное произведение. Пусть это будут эстетические ценности, как у Набокова. Или нравственные ценности, как у Достоевского. Или духовно-правовые, как в моем романе "Пророки и пророчицы".
   Надо вдохновиться. Писать в состоянии упоения. Поверить, что напишите то, чего никогда не было. Заложить эмоциональную ситуацию в роман. Писать о том, что вас трогает, над чем вы плачете или смеетесь. Дать слово вашим героям. Они будут жить своей жизнью, общаться с Вами, между собой. До и после работы над книгой.
   Ставить перед собой систему сверхзадач, т.е. брать ношу больше, чем берем в обыденности. Считать своей главной способностью - способность СОЗЕРЦАТЬ. Это умение видеть продукт решения, себя в решении своих задач и окончательный результат деятельности. Развивать свой литературный и иные таланты, преодолевая страх, негативное отношение окружающих. Верить в величественность высших доминантных духовных ценностей - Любовь, Свободу, Красоту, Справедливость. Заложить систему ценностей в роман. Любить себя, свои нынешние творческие и духовные достоинства, так и потенциальные, те божественные способности, заложенные глубоко внутри. Только с помощью любви к себе можно их пробудить.
  
   - Чтение Вашего романа "Паразитарий" меня потрясло.... Шепоты и крики героев звучали в моей голове. Это настолько глубинная психологическое произведение, что оно затрагивает потаенные струны души. Метафорически и оригинально развертываются самые острые социальные и мировоззренческие проблемы современности. И в то же время Вы словно пробуравливаете толщу веков и, как бусинки на нитке, сверкают исторические события и личности, повлиявшие на ход все цивилизации. Когда Вы писали антиутопию "Паразитарий", представляли мысленно план книги? Знали, чем завершится роман?
  
   - Знаете, Игорь... всегда настороженно относился к хвалебным отзывам. Так получалось, что часто люди с улыбкой на устах обнимали меня, пели панегирики... а потом с не менее сладчайшей улыбкой вонзали и в спину и в сердце кинжалы. Если вспомнить, то одна и та же толпа сначала боготворила Иисуса, а потом эти же люди бросали в него камни и со злорадством одевали на распятого спасителя терновый венок с надписью: "Царь. Царь иудейский". А сейчас думаю: "Пусть говорят лестные слова, лучше, чем проклинают". А "Паразитарий" для меня особая глава в жизни. Она писалась в состоянии совершенно непонятном мне. Ощущение, что прикасаешься к чему-то Высокому. И жар сердца рождает искрометную быстроту. Тайну этого состояния приоткрыл Лев Толстой в двух откровениях. Писать надо так, чтобы между тобой и Богом не было перегородки, посредников. Писать о том, в чем стыдно признаться даже себе: рассказывать о других только хорошее, а о себе - скверное. Эти правила давали крылья моему подсознательному миру, руководили мной. Рождалось особое состояние упоения, вдохновения... Но роман был выше меня, моего сознания, таланта, вдохновения.
  
   - То, что нас вдохновляет - делает нас сильнее... Это так?
  
   - Снова Вы Ницше перефразировали. Но, по сути, верно. Надо быть влюбленным в свои достоинства, те которые есть и те, которые в потенциале развернутся. Книга как жизнь. Пишется, как дышится. По мере написания романа мои герои диктовали мне: как поступать, как слышать их лучше. Я веду бесконечный диалог с моими героями. Даже после окончания романа. Они живые люди для меня.
  
   - На обложке Вашей новой книги "Пророки и пророчицы" изображен святой Иоанн. Известно, что "Апокалипсис" от Иоанна суров и беспощаден. Вы верите, что мир спасет любовь?
  
   - Да, я верю в спасение мира. Женщины и дети спасут мир. Но не просто спасут, а создадут то совершенство мира, которое предсказал святой Иоанн: "видел я новое небо, и новую землю увидел, и новых счастливых людей увидел...". В России есть молодые талантливые люди. Им не страшны ни гонения, ни унижения, ни клевета, ни садистские преследования сильных мира сего. Изменился режим, а зло приспособилось. Оно лишь видоизменилось, будто облекшись в псевдосвободу и псевдодемократию. Зло процветает. И его девиз: "Потушить гения во младенчестве! Любыми силами потушить, сделать, как все!" И я вместе со своими единомышленниками создал программу реиделогизации. Я знаю: этой проблемой занимаются и наш Президент, и Президент США. Основная цель Манифеста реидеологизации - это создание системы поддержки талантливых людей во всех сферах. В ее основе заповеди духовного согласия и примирения. Эта программа призвана сохранить наше главное достояние - наш народ, наших талантливых людей. Сохранить правдолюбцев, талантливых и бескорыстных подвижников. Только с их помощью духовно и экономически возродится Россия.
  
   - Что бы Вы пожелали нашим читателям?
  
   - Глубоко верить в развитие своих творческих способностей, присущих каждому. Без исключения. Люди живут под властью паттернов. Это устойчивые элементы в человеческом поведении. Монотонные, как движение карусели, действия ума и сердца, души и тела. Человек задыхается и засыпает от этой серой однообразности. Эти устаревшие паттерны шепчут: "Я не могу творить! Я не способен! У меня нет дарований и талантов!" Я всегда говорю: "Мы зажжем в Ваших душах вдохновение! Возникнет новый паттерн, сметающий все пограничные столбы на пути личности. В ваших сердцах родятся чудесные слова:"Я талантлив! Если другие смогли творить, значит - и я смогу!''". Я желаю читателям обрести веру в себя, в свои творческие силы и никогда не предавать себя, не поддаваться бесам сомнения!
  
   - Над чем Вы сейчас работаете?
  
   - На моем столе две завершенные книги "Спасение" и "Нежность", а рядом с пишущей машинкой - первая глава нового романа "Поединок". Эти три романа объединяет одна удивительная деталь: их главные герои - современные декабристы. Это люди будущего, вобравшие в себя все, что было присуще Спасителю. Они способны ради убеждений пойти на любые жертвы. Они понимают, что у нас есть два пути: либо процветание и мессианская роль России, либо агония, смерть и кровавый бунт, сметающий все на своем пути. И я верю: такие люди есть среди нас.
  
   - "Нежность" - это книга о любви?
  
   - Нежность - космогонична: она вбирает в себя вселенский потенциал красоты и добра, тончайшие чувства любви ко всему живому, благоухание природы с ее клейкими листочками, ароматную чистоту младенцев, целомудренное совершенство влюбленных, силу самопожертвования, готовность к героическим свершениям, ликующую радость духовно-творческих порывов.
   Я далеко не сентиментальный человек. Но когда я писал роман "Нежность", какие-то непонятные слезы сами выкатывались из моей души. Я даже одну главу назвал так: "Я слезу лью - мне слезы в утешенье". Это Пушкин, который был и сильной, и мужественной личностью.
   Я размышлял о том, почему мы часто стыдимся и своих добрых чувств, и своих слез, и своей нежности. А может быть, в этой стыдливости и таится тайна богочеловечности?
   Я вспоминаю: лучшие мгновения моего общения с детьми так или иначе связаны с такими состояниями, когда стремительность волнений достигала последних вершин, когда дети и взрослые с трудом сдерживали рыдания, и моя сокровенная нежность распахивала свои волшебные врата. Нет, это были не минуты слабости. Это была сияющая трансцендентность. Откровение. Выражение Любви и Нежности.
  
   Автор: Игорь Воеводин
   Москва, 14 марта 2007 года
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   5
  
  
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"