30 ноября на общероссийском гражданском форуме господин Кудрин произносил странные фразы.
Например, он утверждал, что в существующем экономическом режиме Россия продержится не более двадцати лет. Потом произойдёт нечто, что "Не позволит нам удержать эту огромную территорию, как единую".
В принципе ничего нового он не сказал. Развал государства Российского в настоящий момент очень вероятен. Просто невероятно вероятен. И все это прекрасно понимают. Но странно слышать это от такого "зубра перестройки", как Кудрин.
И я задумался. Перед нами два варианта развития событий.
Россия развалится, или Россия не развалится.
На самом деле решение этого вопроса строится на материальной выгоде заинтересованных лиц. Заинтересованные лица, это руководители регионов, главы администраций республик, краёв и областей.
Сегодня к этим ребятам относятся очень бережно, судя по тому, как наказывают явно проворовавшихся губернаторов. Их холят и лелеют. Наворовавших миллиарды осуждают на срок максимум четыре года, а через два года заключения выпускают на УДО. И штрафуют на "страшные" суммы в пятьсот тысяч.
Тех ребят, которые уж совсем явно завалили регион и явно не способны руководить чем бы то ни было, переводят в члены Федерального Собрания. Как, например, бывшего губернатора Омской области - Незарова.
Получается, что работа главы субъекта РФ чрезвычайно выгодна. Прибыль от применения коррупционных схем, "нецелевого использования" бюджетных средств и прочих злоупотреблений очевидно превышает "издержки профессии".
Хапнуть четыре миллиарда, а после отсидеть пару лет и выплатить пятьсот тысяч штрафа, а потом смотаться на Карибы. Кто откажется? Ну, конечно, при отсутствии совести.
А если не справился с работой, развалил дело, то тебе уготовано тёпленькое местечко в Думе или в Федеральном Собрании.
Почему такое ласковое, почти отеческое отношение?
А вот представьте себе ситуацию, где главы субъекта РФ несут полную ответственность за свои дела (или делишки). Как, в таком случае удерживать страну в кулаке? Как удержать губернаторов от пагубного для страны решения - отделить подведомственную территорию от империи?
Ну, действительно.
Одно дело губернатор.
Совсем другое дело президент хоть маленькой, но страны. Это другие материальные возможности и другой уровень реализации амбиций. Да и размер полученной страны мал только относительно. Небольшая Омская область по размерам больше чем Греция, Болгария или Португалия.
А некоторые края и автономные округа России больше самой крупной Европейской страны - Франции. Той самой Франции, которую мы вот-вот догоним по валовому производству молока.
По примеру Беловежского соглашения может возникнуть какое-нибудь Екатеринбургское, или Оренбургское соглашение, о разделе РФ на самостоятельные и независимые государства.
Бросить Московский центр через э... Короче послать его подальше и перестать материально зависеть от далёкого и, в принципе, бесполезного правительства. Весьма здравомысленная идея.
Конечно же центр будет всеми силами стремиться не допустить выхода из под контроля объектов высасывания материальных ресурсов. Очень вероятна гражданская война.
Ну, представьте себе, Тюменская область - основной поставщик нефти и газа. А это главные элементы экспорта России и обогащения олигархов и власти.
А Омская область владеет одним из трёх самых крупных Российских нефтеперерабатывающих заводов.
Тяжело будет потерять столь лакомые кусочки империи. За них можно народишко отправить на бойню, мотивируя чувством патриотизма и сохранения целостности многовековых скрепов.
Короче - умоемся кровью, при таком направлении развития истории.
Это крайне нежелательный сценарий развития событий. По крайней мере, для меня. У меня дети, внуки и другие дорогие для меня люди...
Но есть и положительные стороны предполагаемого распада России.
Мне часто бросают упрёки в инертности и политической неактивности сибирских городов.
Я всегда говорю: - Ребята, протестовать против Престольного правительства, находясь в Сибири? Это высшая степень глупости. Это как протестовать против председателя колхоза, стоя с плакатом в глухой тайге, за марьиным болотом. Ага.
Вот например, у меня много высокопоставленных знакомых, да что там говорить, - друзей. Организовав которых я могу повлиять на состав правительства Омской области, на региональное законодательство и на некоторые другие аспекты жизни родного края.
Есть ли смысл в таких усилиях, если на местах нет возможности изменить главное - федеральные законы, федеральную власть и федеральную зависимость бюджета региона. Сколько не меняй губернаторов и местное законодательство, мало что изменится.
Да, конечно, изменить к лучшему хоть что-то, уже благо. Но это благо сравнимо с подкрашиванием рассыпающегося от ржавчины и заводского брака жигулёнка, когда давно ясно, что авто надо менять.
Демонстрировать в глухомани, что ты "не согласен", это как-то по детски. Да и не действенно.
Ехать же за три тысячи километров, чтобы поучаствовать в серьёзном мероприятии... Да и столь уж серьёзны эти демонстрации несогласия? Некоторые факты заставляют меня сомневаться в значимости и необходимости подобных акций.
А вот ограниченное по площади государство позволяет намного легче решать многие вопросы. Например, вопрос изменения законодательства или социальной политики по давлением общественности. Или, в конце-концов вопрос смещения правительства.
Тут, как во всём. Есть и хорошие стороны и плохие.