Аннотация: Мои победители Конкурса "Философии Я" Весна 2012г.
Поэзия - штука субъективная. По себе знаю, если автор вызывает антипатию, вряд ли его стихотворение понравится. И наоборот, знакомому, любимому поэту готов простить многие ошибки. Напомню прописную истину. Есть два главных вопроса для поэта: 1. Зачем писать (цель); и 2. Для кого? (аудитория). У меня есть один знакомый автор (не самиздатовец), который пишет интересные статьи и очерки. Случайно я узнал, что он еще пишет стихи, но нигде их не публикует. И даже читать не любит. Кое-как упросил его прочитать. И услышал следующее:
Ясное небо, ветер в спину. Спина - как парус.
Морозно и радостно.
Лыжи шарк - шарк, палки чпок - чпок.
Прогулка в лесу.
На моё недоумение он ответил:
- Вот поэтому и не печатаю и не читаю. Пишу исключительно для себя. Мне важно было напомнить себе ощущения зимнего дня и лыжной прогулки, вызвать понятный мне ассоциативный ряд. С этой задачей для себя я справился. Для меня, как читателя, стихи получились гениальные. Но я понимаю, что с точки зрения литературы это бред. У меня нет задачи, в данном случае, донести свое настроение до читателя. Поэтому и не публикую нигде.
Думаю, можно порадоваться такой трезвой оценке своего творчества. На мой взгляд, именно этого и не хватает многим авторам самиздата.
Рекордное число обзоров конкурса все растет и вряд ли имеет смысл добавлять еще один обзор участников финала. Тем более что вместо ожидаемого совпадения моего мнения на 60-70% с судьями первого этапа в итоге получилось менее 50. Единственный выход вижу в том, чтобы огласить свой список и разобрать стихотворения обойденные вниманием. Само понятие соревнования в искусстве достаточно условно. В каком-то смысле каждый написанный и прочитанный текст - уже победитель. Чтобы избежать лишних вопросов определю критерии моего восприятия художественного произведения. На мой взгляд, поэтическое творчество переживает сейчас определенный период стагнации, причем сильно затянувшейся. Вычурные формы и оригинальные рифмы давно перестали служить гарантом хорошего стихотворения. Более того, практически все, так называемые, "оригинальные" рифмы использованы помногу десятков, а то и тысяч, раз разными авторами. Выдумать неизвестную рифму практически нереально. С другой стороны избитые, однокоренные рифмы регулярно встречаются у большинства авторов и до сих пор не потеряли своей актуальности. Исходя из этого, техническая сторона стиха для меня второстепенна. Думаю, главные слагающие удачного стихотворения следующие:
1. Чувство (эмоции). Насколько точно и захватывающе они переданы.
2. Мысль. Сюжет, связанность и доступность изложения для читателя.
3. Самобытность. Индивидуальность и оригинальность.
4. Техника стихосложения.
5. Новизна. Сюжета, мысли, формы и т.д. Это тот пункт, которым можно пренебречь.
Кроме того, я считаю, что поэзия теснейшим образом связана не только с эстетикой, но и с этикой. Соответственно прекрасно исполненное стихотворение, пропагандирующее некие "новые моральные ценности" (убийство, педофилию и т.п.) даже не считаю нужным обсуждать. На данном конкурсе таких откровенных стихов не наблюдал, однако позицию некоторых авторов не разделяю. Ну и, кроме того, поскольку конкурс тематический, должно быть соответствие теме.
Ну вот, после такого предисловия многие вопросы должны отпасть сами собой. Если кого-то заинтересует мое мнение по поводу стихотворения не представленного в моем списке готов ответить в коммах или лично.
Итак, мой список, в котором, на мой взгляд, сложно определить безусловных фаворитов. Независимо от итоговых мест в конкурсе все перечисленные ниже стихи - победители.
Вначале работы, совпавшие с выбором судей 1-го этапа:
1. Марцев Я.Ф. Один против всех
2. Key K. 2b
3. Клеандрова И.А. Зеркало
4. Ивченко Е. Мне нечего...
5. Чваков Д. Ледолом
6. Запросто Ж. на рыночной площади
7. Эзрас Э. Зёрна (Диптих)
8. Овчинников П.Г. Размышления О Смерти
9. Воронина Т. Синичий аэродром
10. Качур В.И. учились
11. Рубцова Д. Огни
12. Зуев-Горьковский А.Л. Конченый
13. Тулина Ф.А. Украшатель Мира
14. Андрощук И.К. Мост
Теперь мои личные предпочтения:
15. Новиков В.Н. Что-то не так?
16. Карсы Б. в лодке
17.Jacqueline D.G. Credo
18. Abz Хорошо быть как все - восхитительно
20.Лернер З.Д. Честь
21. Просто Я. Был снег
22. Шереверов В.И. Кто же за всех?
23. Аннов Ф.И. Начало вечности
24. Власов И.Е. Станционный Вальс (адаптирован для конкурса Философия)
25.Дурасов А. Как быстро годы пролетают
26.Кирпичев Падал снег
Еще работы, которые, на мой взгляд, достойны финала, но не по теме конкурса:
Волков В.А. Было - не было?
Скаредов А.С. Дурень
Неуважай-Корыто В. Атлантида
Флорова В. Вторые сутки колдуют духи
Воробьев М.З. Монолог неприметного
Ванке В.А. В цирке
Пентегов Д.А. Философы в пивной
Если бы стихотворение " Вторые сутки колдуют духи" Фроловой заявить на идущий сейчас конкурс "Поэтический куб", то оно вполне может там претендовать на победу.
За неимением времени разберу только работы, не совпавшие с выбором судей. Про финалистов написано много и хорошего и разного, вряд ли добавлю что-то особенное.
Новиков В.Н. Что-то не так?
Перечисление признаков надвигающейся старости и неизбежной смерти точно и образно. Создается впечатление неотвратимости и беспомощности человека.
Мысль выражена точно логично. Повторы подчеркивают ритм и усиливают впечатление. Последняя строка бросает вызов предыдущей безысходности и говорит о смелости и самостоятельности автора не побоявшегося нарушить ритм и размер, для усиления своей мысли.
Карсы Б. в лодке
Лодка затерявшаяся в океане с одиноким гребцом которому не на что и не на кого надеяться кроме самого себя и Бога. Аллегория жизни и судьбы. Казалось бы избитое сравнение, в данном стихотворении оживает. Вспоминается Одиссей. И далее весь ассоциативный ряд по списку. Парус под ногами ввиду ненужности. Небольшие неточности или спорные моменты: (искринки водят дикий хоровод, ... Не растерял (хоть выражение избито) не портят впечатления. Очень самобытно. Это стоит многого.
Jacqueline D.G. Credo
Динамично и позитивно. Мысль выражена четко и последовательно, хотя я с ней не согласен. Но за счет многоплановости неоднозначно.
Abz Хорошо быть как все - восхитительно
Ядовитый, язвительный юмор. Одновременно крик о несогласии с такой жизнью, где все - по шаблону, и человек лишь винтик. Накал язвительности столь высок, что многих, видимо, задел за живое. Думается автор именно этого и добивался.
Ивченко Е. Мне нечего...
Хотя и вошло в шорт-лист, все-равно прокомментирую. Задумчиво - исповедальная интонация. Лирический герой опустошен пережитым горем. Ничего хорошего от людей не ждет, и поэтому скрывается от них за черными очками. Очень точное описание пережившего горе и предательство человека. Замечательно!
Лернер З.Д. Честь
Посвящено редкому сейчас достоинству - чести. Гражданская позиция выражена предельно откровенно, при этом и лирический герой виден. Он (ЛГ) ни на какие компромиссы не согласен, при этом есть определенная доля иронии, по отношению к конформистам и властям.
Просто Я. Был снег
Совершенно особенное и замечательное стихотворение! Вызов мещанству и обыденности.
Вроде все есть, живи - чего тебе не хватает? Но душа жаждет чего-то большего, чем просто заурядное существование. Помните у Шекспира, Гамлет:
- Дания - тюрьма!
- Тогда весь мир тюрьма!
- И превосходная. Со множеством темниц и подземелий....(Данная цитата может быть неточной по форме, но точной по смыслу). Пока рождаются такие стихи надежда не умирает.
Шереверов В.И. Кто же за всех?
Еще одно саркастическое стихотворение. Рваный ритм хорошо передает ощущение суеты мегаполиса и современной жизни. Последняя строчка выводит на новый уровень понимания текста. Уже не только философский, но и религиозный.
Аннов Ф.И. Начало вечности
Философско-религиозное стихотворение. Образно-точное раскрытие самой сути христианского понимания страдания и воскресения. Ассоциация вечера с наступлением ночи-смерти. Стремление к свету и красоте, которое не останавливается перед самопожертвованием. Смерть - как начало новой вечной жизни.
Власов И.Е. Станционный Вальс (адаптирован для конкурса Философия)
Философия дороги, человека в пути. Думаю, что зря автора критиковали за слово паровоз, в народе все равно так называют локомотив независимо от того тепловоз это или электровоз. Стихотворение для вдумчивого чтения. Автор предлагает читателю самому дополнять данную картину, используя свои личные ассоциации и мысли. Многие этого не любят. Соответственно этому и разница в оценках.
Дурасов А. Как быстро годы пролетают
Этот стих - своеобразный тест на незамыленность восприятия. Горькая философия жизни и личности здесь подана прямо и искренно. Любые изыски и вычурность рифмы испортили бы текст и не выразили мысли. Среди критиков образовался некий штамп: если рифмы простые, да еще и однокоренные - мол полный отстой. Данный текст опровергает сложившееся мнение. Если вам кажется, что он слишком прост и не оригинален, значит, пора пересмотреть свое представление о поэзии. Она всегда больше, чем наши представления о ней.
Кирпичев Падал снег
Еще одно иронично-шутливое стихотворение. Тем не менее, несмотря на отдельные неточности, (хотелось бы доработки в 1-й и 3-ей строфах) образ лирического героя раскрыт полностью. По интонации немного напомнило Н.Рубцова.