Аннотация: Совершенно левые комментарии к некоторым текстам конкурса "Хищные вещи" (портал Mars-x). Рассказы 1, 3, 7, 9, 12, 19, 25, 27, 31, 34, 38, 39, 49, 53, 54, 55, 58, 62, 65, 67. Добавлено: 14
Комментарии к некоторым рассказам конкурса "Хищные вещи", проводимого журналом "Шалтай-Болтай" (портал Mars-x).
Предисловие.
Первая и последняя попытка привести во вменяемый вид впечатления от чужих текстов. Никто, кроме авторов, ничего не поймет.
Стихотворение: Жестокость - привилегия людей
"извернули"? Чем хуже "вывернули"?
Парадоксальный текст, замыленная идея, вывернутая наизнанку, приобрела забавное и грустное звучание (сама не поняла, что сказала).
Понравилось, что вещи - проекция человеческой души на материальный мир. Действительно, неча на вещи пенять, коли... ну, все меня поняли.
Короче, идейная содержабельность текста на уровне.
С исполнением сложнее. Мне кажется, поэзия должна быть построена на образах. Образ - единица поэтического текста. В то время как единица текста прозаического все-таки мысль. Хотя бы одна на роман.:)
Здесь мне катастрофически этих образов не хватало. Свежих, осязаемых, авторских. По форме текст - стихотворение. Тогда как, по сути, он - проза, рифмованная и "заразмеренная" мысль. Рифма, кстати, тоже иногда того... :)
И опять мне пафос кругом мерещится...
Но в целом текст понравился. Иначе я бы не стала столько тут распинаться. :)
1Мышеловка
Претензии первого рода.
Они относятся к неведомому планетоиду. Как человек далекий от техники не могу упиваться описанием разнообразных исследовательских манипуляций, приведенных ради них самих.
Планетоид был поначалу воспринят мной с энтузиазмом, ибо представлял собой загадку. Автор щедрой рукой набросал зацепок и закорючек (земной воздух, черная кнопка, завеса, которая пропускала в одну сторону и т.п.), а потом взял и ничего не объяснил. Герой просто поспал и вышел обратно. Что за планетоид, кто его создал, если он искусственный - осталось загадкой. Если загадка не разгадана, зачем ее задавать?
Претензии второго рода относятся к самой истории. Впрочем, может, это такой литературный прием, типа "глядь - пред ним опять разбитое корыто". Но меня лично как читателя это не устраивает. Ведь вы с чего начали, к тому и пришли. Спрашивается: стоило ли огород городить? Хоть бы зацепку какую по динамике развития событий кинули напоследок в качестве кости.
Ну, может, я просто не поняла чего по своей научно-технической дремучести.
Отношения с котом - самая сильная часть текста.
3Желание
В начале возникло нехорошее ощущение, что верхние все наркоманы. Потом вроде ситуация прояснилась, но подозрение осталось.
Ах да, можно еще такую мораль вывести: возлюби, и мир покажется раем. И что? И ничего. Милый рассказ, который мне совершенно не понравился.
7Биосейф
Конец просвечивает с самого начала.
Укоротить и сделать анекдот.
9 Снежка
Одного не поняла: чего такого великого сделали с роботом ГГ и Снежка? Заработать, что ли хотели, судясь с его хозяевами?
Пожалуй, первый рассказ который мне приглянулся. Автору - успехов.
12Хищная любовь
Что бы вы хотели от меня услышать, уважаемый автор рассказа? Что бы ни хотели, услышите правду (субъективную, как иначе?).
Начало текста пестрит штампами.
Ладно, читаем дальше. О! Литературная находка, ноу-хау текста: долго и с удовольствием цитировать Конституцию.
Интересно, почему за всю адвокатскую практику было всего пять случаев "безотдачной" любви? Все такие юридически подкованные? Или любовь безответная перевелась?
Упс, опять штамп: "до боли, до крика".
Нет, не стану дальше разбирать. Я прочитала текст до конца, идея любви-вещи довольно любопытна. Но то, что вокруг нее наверчено, не впечатляет никак. Единственное приличное место: "Я никогда не забуду, как расширились ее глаза - в безжизненном недоумении, потом в полном шоке, а затем: в рвущей преграды радости. Я видел только ее глаза, я не видел ничего и никого в этом мире... Который совершенно неожиданно снова стал моим."
Какой-то посыл здесь есть... Остальное - увы.
Скучновато.
14Представитель Земли.
Действующее лицо - студент, второй после Профессора по популярности герой рассказов начинающих авторов.
"интересуемое помещение находилось" - какое?
"Ну и ну! Неплохо устроился уважаемый ректор" - Веня же был здесь днем, чему удивляться?
"Сегодня днём, во время очередной гневной "лекции" ректора в его адрес, Веня умудрился сломать на этом окне защёлки, пока уважаемый "муж" отвлёкся на разговор по телефону, - и если не поставили новых... Так и есть: обхватив правой рукой мокрую трубу, левой Веня слегка толкнул стекло, и оно бесшумно приоткрылось" - кто чего с кем сделал? Трудно понять. Перегруженное действием первое предложение, заканчивающееся к тому же двоеточием, накладывается на второе последействием. В результате предложения сливаются в одного бессмысленного монстра.
Помнится, на первом моем Марсианском конкурсе Григорий за подобную манеру выражаться буквально размазал по бутерброду г. Кожухова. Последний, надо заметить, внял и стал изъясняться гораздо понятнее.
Ректор вызвал студента побеседовать насчет курсовой? Может, он еще проверяет, чистые ли у студентов уши?
"... В том, что это психи, Веня не сомневался - странное появление он списал на иллюзию зрения, в темноте, бывает, и не такое мерещится... " - на месте Вени обычный человек решил бы, что это он сам свихнулся. Впрочем, Веня оказался не обычным человеком, а студентом психологом. Студенты-психологи, как известно, принимают за психов кого угодно, только не себя. :)
Психологически поведение всей компании, включая студента, выглядит довольно странно. В полутемной комнате парень неожиданно встречает незнакомца, которого там быть не должно. Потом из воздуха появляются новые незнакомцы-представители разных планет, представляются Вене, тот определяет их как шизофреников (их! не себя! хорош студент-психолог), и все дружно начинают биться над решением спасения Земли от медного таза. Бред.
Рассказ, несмотря ни на что, интересный. Шевеление мысли имеется. Но лучше было бы переписать текст более литературным языком.
19На дне
Не понравилось. Хотела даже поиздеваться построчно, наслаждаясь ЖПшными штампами, но передумала - женский день на носу. Будем считать, что текст попросту "не мой".
Замечу лишь, что рассказывать столь невыигрышную в плане оригинальности историю нужно хотя бы свежим языком.
25Человек - это звучит гордо.
Кто, вы думаете, встречает любопытствующего читателя в первом же абзаце данной нетленки? Гоша-мелиоратор, Настя-многостаночница, Петька-дурак? Как у вас мозги повернулись вообразить подобную ерунду!
Конечно же, это он - лучший друг писателя-сетевика, бессменный герой любого опуса, великий и умный... нет? Не догадались?
Профессор Федман Акуш (Мицлав Зайкевичус, Антон Крузенштернов и др.)!
И уже через пару предложений на томимого плохими предчувствиями читателя набрасывается Она - Идея с Большой Буквы. Положение несчастного осложняется тем, что Идея Великая.
Дальше пошел сюр: "Не поворачивайте головы, господин Акуш. Это я - Тремс. Вчера расстреляли Цугву". Фраза "Все дело в шести шариковых авторучках, которые нашли в столе в его кабинете" добила меня окончательно.
Я заржала, аки конь. И стало вдруг интересно: почему шесть ручек столь пагубно подействовали на судьбу неведомого Цугвы?
Но вспыхнувший новорожденный интерес столкнулся с грубой реальностью, собственно Великой Идеей, коюю автор, не стесняясь, выложил прямым текстом в пяти объемных абзацах. Надо добавить, правда, довольно иронично выложил.
Неожиданно читателя знакомят с новыми героями, полицейскими. Они ведут пространную беседу, излагая Еще Одну Идею.
Что, думаете вы, ждет нас дальше? Еще Одна Идея, неуклюже замаскировавшаяся под воспоминания профессора!
И еще одна, и еще...
Рассказ, между тем, местами забавный, с включением идиотских деталек, характеризующих жизнь "того" мира.
И Великая Идея названа так вполне себе иронически. Может, и профессор взят для придания тексту пародийного оттенка?
Все равно - средне.
27Люди
Начиналось хорошо. Живо, с энтузиазмом. А потом автора вдруг на лекцию потянуло. Я даже засомневалась: не статья ли попалась?
Действие начинается на пятой странице семистраничного текста. Нет, я не фанатка сюжета. Но что-то в тексте должно быть, кроме прокламаций?
Ничего никому не советую. НО ЗДЕСЬ НАДО ВЫКИНУТЬ страницы с первой по четвертую включительно! Или сократить до разумных пределов. Живая, динамичная, остроумная последняя часть убивается, заглушается заумным, безобразно написанным началом.
31Боль
Сразу видно, автор читал Стругацких. Чересчур усердно. Можно было и подальше от канонического текста отступить.:)
Вспомнился бородатый анекдот про племя аборигенов-людоедов, которые взяли в плен руского, американца и немца. Необходимо было доставить аборигенам величайшее удовольствие, иначе - смерть. Русский выиграл: накормил селедкой, напоил и не давал помочиться пару дней. Допущенные, наконец, до кустиков аборигены были просто счастливы.
В рассказе тоже используется принцип вычитания: чтобы почувствовать счастье отсутствия боли (душевной или физической), надо сначала эту боль заиметь.
И что? И ничего. Написано прилично. Работа мысли агента не впечатлила.
34 "На круги своя"
"- Я пришел спасти вас. - Ответил он на каком-то языке" - круть несусветная!
Нет, ради языка, которым написан рассказ, я бы не стала жертвовать жизнью.
Запятым предоставлена полная свобода.
Идея тоже довольно сомнительная. Некие силы (властные человеки) насильно-добровольно заставили мир говорить исключительно по-английски. Видимо, в целях его консолидации (припомнив ссору при строительстве Вавилонской башни).
Так как в рассказе язык не просто средство общения, а основная часть культуры и даже мистическая сущность, то вследствие этого изначально англоязычные страны получали хорошую фору. Китайцам и русским удалось сохранить нации. Далее в рассказе появляются некий (русский? китайский?) мессия (не стану величать его с большой буквы) и, конечно, Понтий Пилат, в смысле, судья. Что между ними происходит, читатель знает из классики. Мессия убеждает судью в своей правоте (я бы таким словам не поверила, но сейчас мы не об этом). Оказывается, Бог дал людям разные языки не в качестве наказания, а чтобы обогатить их, дать индивидуальность каждому народу. Пытаясь вновь устроить на земле единоязычие и объединиться, люди бросили вызов Богу. Момент непонятен: Бог все-таки наказал людей, разделив их, или одарил? Вы сами себе противоречите. Вообще, аргументация в рассказе очень странная. Например:
-Богов люди не волнуют.
-Его волнуют. Ради него он пожертвовал своим единственным сыном.
-Почему?
-Потому что Он есть Альфа и Омега, начало и конец, он есть любовь.
При чем тут любовь, ясно, но причем начало и конец? Для красивости?
Или вот: "Мужчина рассмеялся, хотя лицо его исказила гримаса боли. Судья посмотрел на него в недоумении - он никогда не сталкивался с такими звуками" - до этого момента нигде в рассказе не говорилось, что люди потеряли эмоциональность. Да и с чего им ее терять? Животное тоже сердится и радуется, несмотря на отсутствие языка. А, вот она, идея, думала, не доползу: Люди " лишились языка и культуры и вместе с ними лишились человечности, эмоций, надежд". И надо, значит, снова языки ввести в оборот, чтобы все обратно получить. Сделать это, видимо, придется обращенному судье, каким образом, не объясняется. Наверное, чудесным. Кстати говоря, фраза "Затем загрузите в мою память все языки мира", сама по себе довольно странная, в контексте рассказа звучит еще более дико. Язык - не столько набор слов, сколько общепринятая в конкретном социуме система понятий, выражаемая в символах. Если на земле к тому времени существует лишь один язык, то он или должен будет включить в себя всю понятийную систему мировых языков (и тогда люди ничего не потеряют, отказавшись от них), либо носитель этого языка будет не в состоянии воспринять символы других языков. Ферштейн? Вы не сможете объяснить на суахили, который именно из трехсот оттенков снега увидел чукча за дверью чума. Это разные миры. Разные культуры, как вы сами же и пытаетесь доказать. Можно попытаться передать смысл слова художественным путем, с помощью образа, эмоции. Но ваши люди неэмоциональны, они не поймут. Сейчас придут филологи и настучат мне по макушке за это псевдо-литературоведческое эссе.
Ну и ладно. Короче, автор. Я честно пыталась разобраться, что же вы такого мне поведали в своем рассказе. И только сильней запуталась и даже разозлилась слегка. Почетче сформулируйте идею. И в следующий раз делайте это не в комментариях, а в рассказе.
Ужас. Никогда не писала таких длинных комментариев. И ведь это еще я грамматических, пунктуационных и стилистических ошибок не касалась...
36Комичный коммунизм или Козла из моря на измор не возьмёшь.
Пример талантливо и мастеровито написанного текста, совершенно, однако же, мне не понравившегося. Я люблю словесные заморочки. Абажаю. Сюр - это прекрасно, решила я много лет тому назад и с тех пор точки зрения не поменяла. Текст "Комичный коммунизм..." просто брызжет во все стороны и первой, и второй краской. "Какой стиль, какие кульбиты!" - восхищалась я первые несколько абзацев. К середине вдруг поняла, что текст меня утомил, а, закончив чтение, и вовсе вздохнула с облегчением.
Удивившись подобной реакции со своей стороны, стала думать. "Думала она два дня и две ночи", и вот к чему пришла.
Знаете, чем отличается картина художника-профессионала от работ мастеровитых любителей, висящих в галереях по темным углам? На картине мастера ясно вычленяется центр композиции, он кричит, зовет, а остальные планы лишь оттеняют его. В работах любителей все планы одинаково орут.
В "Комичном коммунизме..." все планы прописаны одинаково ярко. Обилие стилистических выкрутасов раздергивает текст, растаскивает его в стороны. Не дает вычленить главное и цепко за него схватиться. Непонятно, где здесь фигура, где фон. "Прекрасно, скажет кто-нибудь менее искушенный, может, такова великая задумка автора! "Ужасно", - вздохну я и с сожалением повешу картину в темный угол галереи.
Но в чулан не закину! :)
38Мишутка.
Умеренно трогательный текст.
Непонятки: что за всезнающий Гоша достался ребятам в соседи? Почему ему сразу поверили, когда он объяснил, что талисманы больше не опасны?
Нормальный человек на всякий случай выкинул бы странные вещи на помойку, а не оставил на прежнем месте. Что, если они снова накопят противоположную энергию?
И еще. Если уж ребята так дружили с соседями, почему они не знали, что у тех есть сын? Странно все.
История не вызывает особого доверия. Но она на то и не претендует, кажется.
Активно не понравилась фраза "Вещи - это лишь то, что в них вкладывают хозяева." Разве можно так "в лоб" моралью кидаться?
Доверия история не вызывает. Но она на то и не претендует, кажется.
Лично мне там чего-то не хватает. Побольше страху напустить, что ли?
И однозначно не хватает глубины. Прыг, прыг, прыг - приехали. Слезы героя в конце - кукольные, как у героев манги.
Несмотря (вопреки?) на, текст хороший.
39 "Афтерп"
Местоимения с Большой Буквы, шеренги восклицательных знаков - автор явно молод.
Кровищи много, не отнимешь. Однако, все как-то однообразно-мясисто. Хочется разбавить красно-черное другими цветами.
"Темная сторона Силы"? До тошноты пафосно и, одновременно, вроде как искренне. Странное сочетание.
Автору впору писать памфлеты.
45Диплом
Рассказ с интересной и правильной идеей, проваленной исполнением.
Сказать больше нечего. Скорблю.
49Город Д...
Сначала хотела сильно ругаться, а потом затянуло. Сделано слабовато, ошибок куча, голову бы автора да в умелые руки. Но очень странный рассказ, с тоской. Это хорошо. Красиво.
53Ледяной закат
Нет, ну что за жизнь? То шлак ведрами валится, то хорошие рассказы косяками...
Дома-симбиоты, дома-друзья, - это круто. Дома-разумные машины, дома-враги человечества - тоже неплохо.
Интересное решение темы. Отличный юмор. Неожиданно грустный конец. Трагикомедия.
Немного невнятная развязка: предпоследняя беседа с домом логически не стыкуется с тем, что произошло потом.
Удачи.:)
54 Лето сушит день, лето сушит ночь
Этот текст читала не с начала. Я читала его с названия, таскалась с ним сутки, гоняя в голове с извилины на извилину и глупо улыбаясь. Обалденная фраза.
В сам текст забираться боялась. Что, если он ужасен? Если убьет дивное название, ляжет сверху серой бесталанной тушей - и удавит? Но любопытство победило, я принялась за чтение.
Сразу скажу, рассказ не так хорош, как можно было бы сделать.
О том, что от войны не уйти, она везде достанет (я так поняла).
Немного по сюжету. Герой - мальчик 13 лет. В некой республике вспыхнула Гражданская война. После того, как соседнюю деревню "хмурые люди" вырезали подчистую, его семья собрала вещички и уехала на юг, в приморский город. Там светло и ярко, море и зелень.
Днем. А ночью Сашке снятся кошмары: его преследуют безликие манекены с автоматами. Ему пока удается скрыться, но утром пропадают его друзья, находят их мертвыми.
"Город был живым. Он дышал, улыбался, мечтал. Он оказался мягким, податливым, словно пластилин в руках.
Но Город вел себя подло."
Тема живого Города (ну и пускай с Большой Буквы!;) ) меня волнует. Может, кто другой ничего в рассказе не найдет. А мне понравился и язык, простой, без выпендрежа (с ошибками, увы!), но, в то же время, эмоциональный и образный, отлично передающий состояние мальчика. Понравилась и сама жутковатая история, недаром автор взял псевдоним Негритенок. По прочтении текста напрашивается мысль: в какой город переехал мальчик? Может, "хмурые люди" вырезали и его село? И его "жизнь" в городе - ничто иное, как нахождение между мирами, в чистилище, например. Тогда последний поступок Сашки не выглядит столь уж трагично.
Хоть он и последний негритенок.:)
Ирония эпиграфа оттеняет трагизм истории, придает глубину, убивает возможный пафос.
Что раздражает на протяжении всего текста, так это то, что автор именует тринадцатилетнего пацана малышом. Ладно, хоть не с Большой Буквы.
55То Чего Нет.
Мне нечего сказать автору. Технически он пишет лучше меня.
Резануло: искусственная вставка в начале, привязывающая рассказ к теме, речуга девицы на эту же тему, и недостаточно концентрированные диалоги. Хотелось бы, что б они были ёмче.:)
Также у меня не получилось привязать название к содержанию.
В целом - приятный рассказ.
58Исповедь хищника.
Сначала поверила автору. Он просто и правдиво описал детство лирического героя, особенно момент находки собаки. Но дальше пошли сказки. Замкнутый кабинетный мальчик - и вдруг " часто ходил в ночные клубы, знакомился с девушками, проводил с ними долгие бессонные ночи. Я начал общаться со сверстниками, вошел в доверие к некоторым людям". С какой радости? Его что-то должно было вышибить из прежнего состояния. Без толчка он бы так и продолжал сидеть дома, конструируя собственные миры.
Далее. Не верится, что простому солдату-новобранцу доверили сопровождать "человека с черным чемоданом". Последующим чудесным приключениям на поле боя не верится тоже. "Как это ни удивительно, мне хватило пяти патронов" - а почему не одного? " Во время службы в войсках я написал еще около трех книг" - во время войны? Кем он служил, интересно? И так далее.
Тема убийцы-автора многажды использована другими писателями.
Почистить местоимения.
Автор или страшно далек от реальности, или страшно далек от умения переносить ее на бумагу.
62Зеркало души.
Чтобы наши гости с дружественного портала не обвиняли марсиан в игнорировании их произведений, отругаю их рассказ по полной программе.
Приступим. Авторы с ходу, с помощью псевдо старорусского стиля дают понять, что история, поведанная в рассказе - дела давно минувших дней. Зачем они сделали врезку про школяров - непонятно. В дальнейшем школяры никакой роли не играют. Игра слов интересной не показалась.
Третор подошёл к невероятно красивой девушке в скромном голубом платьеигалантно предложил ей руку.
И закружился с девушкой в искрящемся водовороте праздничного вальса.
Вслед за Великолепным вышли танцевать все гости - благо, зал это позволял: Третор ещё за полгода приказал переделать старое крыло дворца.
Король посмотрел в глаза девушки - океан обожания, восхищения! - извините, что процитировала довольно большой кусок, но хотелось дать понятие возможным читателям о стиле. Этим штампованным стилем, сладеньким в первой части и грубоватым во второй, но одинаково невыразительным, написан весь текст. Может, авторы хотели, чтобы читатель не отвлекался на изыски языка и с головой погрузился в сюжет?
Но сюжет тоже радует не слишком.
Ни порнографии, ни эротики, о которых говорили предыдущие ораторы, я не заметила. И та и другая должны вызывать чувство. Здесь этого не происходит. Есть, к примеру, сцена, когда хозяин заехал эльфийке кулаком и сорвал одежду, но она, увы, тоже кукольная какая-то. И вообще герои картонные. Вроде ходят, кулаками машут, мучают кого-то - и при этом не живут.
Курсивная врезка написана лучше.
Кстати, что все-таки высматривала Мирэль в воде? Так и не поняла.
Не поняла также, зачем маг наврал Валгору про Зеркало. Человечеству лучше от этого не стало, а потомкам Валгора и вовсе счастье привалило. Они процветали, уверенные в своей избранности и безнаказанности, и культивировали собственные пороки.
Псевдо древнерусский стиль куда-то исчез. Наверное, авторам надоело им писать. Пуританское описание садистских секс-утех прискучивает. Если делаете на них такой упор, фактически строите на этом рассказ, пишите жестче и честней. Возьмите какую-нибудь мерзкую деталь крупным планом и ткните читателя носом, пусть вымажется и запомнит.
Кроме нетрадиционного секса папочке с дочкой ничего больше в голову не пришло выкинуть? Бедное у них воображение.
Лишь поняв, что дело не в зеркале, а в них самих, герои раскрепостились и захулиганили, наконец, по полной.
Момент, когда Мирэль узнает, что Зеркало не волшебное, можно было бы и поярче выделить. А то не волшебное - и фиг с ним. Пакостим дальше. Чего, спрашивается, тогда столько вокруг него наворотили?
Вы хотели узнать мое мнение - я ответила. Я не читаю русское фэнтези. Может, его именно так и нужно писать. Извините, если что не так.
Блохи:
"Наказание ещё и пользу приносить должно. Посему наказываю..."
"...жертвовать собой ради чести. И неважно, какой именно чести. Чести государства, чести дамы сердца или чести самого себя" - чьей чести?
Дальше смотреть было лень.
65Лапти.
Очень милая байка. Если не брать во внимание описанную в рассказе безболезненную остановку вращения Земли.
Сказать практически нечего. Прочитано с удовольствием - это плюс. Через полчаса забудется навсегда - это минус.
67Технопарк.
Хороший рассказ. Долго читать одни диалоги было бы тяжело, а две с половиной страницы - нормально. И идея забавная.