Волощук Мария Евгеньевна: другие произведения.

О пользе свежего воздуха и французского шоколада

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!
Конкурсы романов на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Земное. Путевые заметки


   О пользе свежего воздуха и французского шоколада.
  
   - Мне всё равно какая у нас программа. Я сюда приехала смотреть, и буду смотреть столько, сколько мне понадобится! - ответила белокурая старушка в панаме на предложение экскурсовода поторопится с осмотром замка, потому что автобус попал в пробку из-за чего группа выбилась из графика. - Пробок много, а жизнь у меня одна, и, судя по последним годам, не такая уж долгая. Я буду смотреть, ждите.
   Сказала и ушла фотографировать клумбы замка Амбуаз* на свой старенький телефон.
   - Ну что ж, будем ждать. Можете тоже пофотографироваться пока Елизавета Тихоновна не вернётся, - скомандовала гид группе.
   - И что потом? - зашумели все, опасаясь расходиться. Экскурсионная группа заграницей сродни группе детского сада - лучше к воспитательнице поближе, и слушаться.
   - А потом я попробую договориться, чтобы нам обед перенесли на более позднее время.
   - Так может быть не будем ждать её? Сколько можно уже терпеть эти старушечьи капризы! Пусть остается здесь, с Леонардо рядышком. Воздух тут свежий, на пользу ей пойдет, глядишь мозгом чуток поправится, и замок для принцессы, и усыпальница, опять же, по случаю пригодится, - интересы грузного мужчины в жилете и старушки в панаме расходились уже не раз. В автобусе их перепалки стали привычным сопровождением пути, а в вопросах своевременного принятия пищи мужчина оказался особенно щепетильным и от угрозы переноса обеда разгневался не на шутку.
   Впервые они схлестнулись еще на выезде из Парижа. Мужчина в жилетке сидел позади старушки. Он был велик, ему было жарко, и он требовал включить кондиционер. Ей, щупленькой, всё время холодно, и она требовала отключить кондиционер. Она доставала из сумочки заранее припасенный алюминиевый крючок, цепляла его за боковую ручку сидения и вешала свой светлый плащ родом из семидесятых годов XX века в проходе. Мужчина его пару раз уронил, не со зла, а потому что плохо помещался в отведенном ему пространстве, и потому что крючок вряд ли был предназначен для этой цели вообще. Она, регулируя спинку сидения, ему всё время мешала - каждый сантиметр был у него на счету, он же якобы всё время пинал её в спину. Она пристроила удобно, как ей казалось, свой мусорный пакетик, практически ему на колени. Они ругались, ругались, ругались.
   - Ну что вы говорите, ей-богу! - гид была расстроена. - Разве можно так, она ведь человек, а не вещь. Это старый шкаф можно оставить, а её я не оставлю.
   - Да ладно вам, красота какая! Восторг! Побыть тут лишних десять минут никому не повредит, - вступился за старушку один из канадцев.
   Всего их в группе двое, эмигрантов из Канады, которые купили тур с русской группой по замкам специально, чтобы побыть телом во Франции, и в России душой одновременно. Сами гиду хвастались, теперь весь автобус об этом знает. Поселялись они всегда в один номер на двоих, но вели себя очень прилично, и разве что по слишком долгим взглядам глаза в глаза можно было догадаться, почему они путешествуют вместе. Понял это и грузный мужчина в жилете, и плевал на чистые дорожки замков каждый раз, когда оказывался с канадцами рядом. Вот и сейчас плюнул, и отошел в сторону.
   Гид убеждала кого-то по телефону, красиво по-французски грассируя просила, даже умоляла, но с досадой опустила руки.
   - Моя группа, мои "Медведи", подойдите ко мне на минуту. Время обеда нам перенести не удалось - у них очень плотный график сегодня, группа за группой, поэтому, наш дальнейший план меняется. Сейчас у нас с вами сорок минут свободного времени. Вы можете погулять здесь в замке, или выйти на площадь пред замком, там есть магазинчики с сувенирами, и особо обратите внимание на шоколадную лавку - такого шоколада вы точно никогда и нигде не найдете! Только не наедайтесь, потому что потом мы быстро обедаем и идём пешком в Замок Клу**, где жил в последние годы, творил и умер великий Леонардо.
   - А куда мы сувениры-то денем, если их накупим? В автобус можно положить? Пусть подъедет ненадолго.
   - Автобус стоит на стоянке примерно в километре отсюда. Ему нельзя двинуться с места, потому что водитель сейчас должен отдыхать четыре часа, или система слежения автоматически отключит его и не даст нам ехать дальше.
   - Итить вашу бабулечку по самое не балуйся! Всю программу нам сегодня поломала! - не удержался от комментариев грузный мужчина. Группа неодобрительно загудела, вспоминая бабушку недобрым словом.
   - Елизавета Тихоновна здесь ни при чём, пробки во Франции похуже чем в России бывают, вы же видели. Не волнуйтесь, вся программа будет выполнена.
   - А можно будет в Клу не ходить и подождать вас где-нибудь, - поинтересовался заботливый молодой человек, девушка которого в кровь стерла ноги.
   - Конечно! Мы оставим вас на лужайке, или на лавке, и дадим вам пакеты с сувенирами на сохранение, а сами пойдём в Клу. Хорошо? Ну вот и договорились.
   - А до Клу далеко? ...
   Выход найден, грозовые тучи конфликта рассеялись, группа принялась строить обычные туристические планы.
  
   Гулять по замкам не простое занятие. Всё время приходится куда-то подниматься и куда-то спускаться. Возможно королям и Леонардо это было привычно, тренировались каждый день, группа же, нагулявшись под лазурным небом Амбуаза, гружёная шоколадом, магнитами, мечами и рыцарями с трудом забиралась в автобус. Все радостно гнездились по своим местам, раскладывали добычу, готовились к перекличке. Гид сразу определила, кого не хватает в автобусе.
   - Кто-нибудь видел Елизавету Тихоновну?
   - Да шла, вроде, чуть позади всех к автобусу, - отвечали откуда-то сзади.
   - Да, да была бабушка, - подтвердили канадцы.
   Гид выпрыгнула из автобуса и принялась звать старушку по имени. Потом стала бегать по стоянке, нашла пропажу в чужом автобусе тоже с русской группой. Бабушка уверяла всех, что автобус её, и это они всё перепутали, и уже чуть было не выставила всю группу из их автобуса. Потеряли на приключении ещё минут двадцать.
   - Вот вы скажите, вы специально это делаете? - не удержался от колкости мужичина в жилетке, когда автобус наконец тронулся в полном составе, и гид сообщила что ужинать будем не раньше девяти вечера теперь. - Вам обязательно нужно, чтобы все вас ждали, чтобы все вас звали, все вас знали? Вы ведь извели тут уже всех, люди просто вам сказать об этом стесняются! Внимания вам не хватает?
   - Уж поверьте мне, молодой человек, в моей жизни было столько внимания, что вам и не снилось! Я - артистка балета, пол жизни своей провела на сцене Государственного Академического Мариинского театра***, - гордо парировала старушка с небольшой задержкой. Дело в том, что она никогда не обедала и не ужинала вместе с группой, зато успевала обегать все окрестные улочки, и сфотографировать каждый куст на своем пути. В кульке возила с собой завёрнутое в фольгу нарезанное яблочко, немного орехов, ими и перекусывала по дороге, и вернувшись на свое место голодная сразу стала трапезничать, чего сзади, конечно же, не видел грузный мужчина. Пришлось дожевать перед ответом.
   - Так вот оно что! Балерина! Заслужённая небось какая-нибудь?
   - Нет, обычная, и горжусь этим. Кто-то ведь должен танцевать простых лебедей и служанок. Это тоже немалый труд! Прима одна, а ролей много, - старушка сняла панаму, гордо выпрямилась, и не оборачиваясь, глядя в спинку перед собой и сжимая кулёк с едой в руках, уверенно продолжала, - Мне семьдесят три года, вы мне в сыновья годитесь. Как вам не совестно так разговаривать со старшими, и тем более с женщиной?!
   - Я тоже давно уже не мальчик, мне под шестьдесят, и эту поездку сам себе заработал честным трудом, хоть и не балетным, так что портить мне её не позволено ни одной заслужённой балерине! Будьте добры являться вовремя, следовать дисциплине и уважать остальных, коих здесь без малого тридцать человек.
   - Тридцать семь, - поправила гид.
   - Тем более - без малого сорок человек, ждущих вас на каждой остановке и выслушивающих ваши капризы. Если ваши близкие готовы терпеть такие артистические выходки, то нас от них избавьте, мы сюда отдыхать приехали.
   Твердый взгляд Елизаветы Тихоновны потух, она ссутулилась, опустила плечи и из её выцветших глаз по белоснежной натянутой на худых скулах коже водопадом покатились слёзы, настоящие, не наигранные живые слёзы. Она достала из сумочки белоснежный платок и тихонько приложила к глазам. Её никто не видел, кроме канадцев, гида и соседей сбоку - она сидела на втором ряду, и остальные путешественники располагались позади, но все-все в автобусе поняли, что она плачет. Гид попросила водителя остановиться, он притормозил у обочины, она заботливо взяла старушку под руку и пересадила к себе на первый ряд, укрыла пледом. Все молчали, и слышно было как Елизавета Тихоновна вполголоса говорит сквозь слезы:
   - Как же он прав! Как же он ужасно прав! Я всю жизнь отдала театру, всю, без остатка! Не рожала детей, не устраивала свою жизнь - только балет, балет, балет, и всё что у меня было, это моё тело. Гибкое, сильное, статное тело, над которым я работала день и ночь. Моему телу, а не мне, аплодировала публика. Моему телу, а не мне, несли цветы поклонники, а потом вдруг пришла старость, без цветов и приглашений заявилась, грубиянка. Это так страшно! Старость пришла и забрала у меня всё, что у меня было, забрала моё тело! Я балерина, мне нельзя было стареть, а я постарела, понимаете, деточка. Мне бы лучше умереть, а я, глупая, постарела. И теперь я никому не нужная ворчливая сутулая старуха...
   - Как же вы никому не нужны, Елизавета Тихоновна! Вы мне нужны, дорогая моя! Ну не расстраивайтесь так, пожалуйста!
   Канадец достал из рюкзака красивую деревянную коробку в подарочной упаковке с красным бантом и принялся аккуратно развязывать ленту.
   - Что ты делаешь, Андре, это же подарок, он стоит 50 евро! Зачем он тебе сейчас, мы ведь договорились отвезти его ... - заговорил по-французски его друг.
   - Молчи, бездушный ты человек, не расстраивай меня сейчас, молчи! Не порть наше маленькое французское счастье своей жадностью. Это всего лишь шоколад и всего лишь 50 евро, - ответил тоже по-французски канадец, и уже по-русски обратился к старушке:
   - Елизавета Тихоновна, мы тут решили попробовать знаменитый шоколад из Амбуаза. Угощайтесь, пожалуйста!
   - Ну что вы, какой же мне шоколад, я ведь балерина, мне фигуру держать нужно, диета, - отнекивалась старушка.
   - Только одну, попробовать, от одной ничего не будет, поверьте!
   - Вы так думаете?
   - Конечно. Я уверен!
   Русская балерина престала плакать, взяла конфету, завернула её в фольгу от яблока и ещё несколько дней потом откусывала от неё крошечные кусочки.
  
   Махоша 2018.
   __________________________________________________
   *Могильная плита с именем Леонардо да Вични находится в готической часовне замка Амбуаз в городе Амбуазе, Франция.
   ** В начале 1516 г. Леонардо да Винчи принял приглашение короля Франциска I и поселился во Франции, в замке Клу (Кло-Люссе) близ королевского замка Амбуаз, где прожил до конца свои дней. Сегодня в Кло-Люсе организован музей Леонардо да Винчи.
   *** Государственный академический Мариинский театр (в 1935--1992 годах -- Ленинградский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова) -- театр оперы и балета в Санкт-Петербурге, один из ведущих музыкальных театров России и мира.

 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  Н.Любимка "Пятый факультет" (Боевое фэнтези) | | П.Эдуард "Квази Эпсилон 5. Хищник" (ЛитРПГ) | | П.Гриневич "Сегодня, завтра и навсегда" (Антиутопия) | | О.Обская "Приговорён любить, или Надежда короля Эрланда" (Любовное фэнтези) | | Д.Сугралинов "Дисгардиум. Угроза А-класса" (ЛитРПГ) | | Л.Брус "Код Гериона: Осиротевшая Земля" (Научная фантастика) | | А.Емельянов "Мир Карика 6. Сердце мира" (ЛитРПГ) | | П.Эдуард "Кибер I. Гражданин" (ЛитРПГ) | | Е.Вострова "Мой муж - дракон" (Любовное фэнтези) | | Л.Ситникова "Книга третья. 1: Соглядатай - Демиург" (Киберпанк) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
П.Керлис "Антилия.Охота за неприятностями" С.Лыжина "Время дракона" А.Вильгоцкий "Пастырь мертвецов" И.Шевченко "Демоны ее прошлого" Н.Капитонов "Шлак" Б.Кригер "В бездне"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"