Волознев Игорь Валентинович
Снежная фея

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Снежная фея". Пьеса. Драматическая феерия в двух действиях. Время действия: новогодняя ночь, современность.

  Игорь Волознев
  
  
  
  
  
  
  
  
  Снежная фея
  
  Драматическая феерия в двух действиях
  
  
  
  
  Наше счастье юное так зыбко
  В этот зимний, в этот тихий час,
  Словно Диккенс с грустною улыбкой
  У камина рассказал о нас.
  
  С.К.
  
  
  
  
  Лица:
  
  Алексей Ракитин, 23 года, киноактёр.
  Полина, 21 год, его подруга.
  Кирилл, 21 год, знакомый Полины, друг детства.
  Незнакомка, молодая девушка, вся в воздушно-белом. Она же Снежная фея.
  Михаил Витальевич Терновский, 55 лет, режиссёр.
  Виолетта Вадимовна, 30 лет, ассистентка режиссёра.
  Раиса Яковлевна, 40 лет, киноактриса.
  Эдуард Сичин, 28 лет, киноактёр.
  Аделия Провоторова, 25 лет, киноактриса.
  Николай Омельченко, 30 лет, участник вечеринки, разбирается в электричестве.
  Дарья Максимовна Шаганова, 45 лет, женщина со связями.
  Роман Павлович, 60 лет, сторож дачного кооператива.
  Николай, 40 лет, работает на экскаваторе.
  Аркадий Маркович Ровнер, продюсер. Владелец дома, в котором проводится вечеринка. На сцене не появляется.
  Давид Осипович Вартанов, заведует ночным развлекательным заведением в Москве, оно же - полулегальное агентство по оказанию эскорт-услуг. На сцене не появляется.
  Участники вечеринки - киноактёры, киноактрисы, их друзья и подруги, всего около двадцати человек.
  Работники специальной службы.
  
  Примечание 1. Полину и Снежную фею играет одна и та же актриса. На первой встрече с Ракитиным фея лишь немного похожа на Полину; на второй встрече сходства больше; на третьей - почти она.
  
  Примечание 2. В пьесе звучит вальс. Музыка должна быть напряжённой, драматичной, с оттенком мистики. Как, например, в мюзикле "Шахматы".
  
  
  
  ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
  
  
  Новогодняя вечеринка в элитном подмосковном особняке.
  
  Сцена представляет собой большую, неярко освещённую гостиную. В её глубине находятся: стенные часы, которые показывают восьмой час вечера, новогодняя ёлка, погасший камин. Огней на ёлке пока не зажигали. Справа - окна и дверь на веранду. Из веранды можно выйти на автостоянку и в сад. Слева - дверь в смежное помещение и на лестницу. Эта дверь всегда распахнута. За ней слышны ритмичная музыка и голоса, иногда - взрывы смеха. Из неё в гостиную вливается яркий свет, в котором временами показываются участники вечеринки.
  Гостиная обставлена без изысков: три мягких кресла, три дивана, стулья, стол, уставленный бутылками, тарелками с закусками, стаканами, банками с пивом и энергетиками. Одно пустующее кресло стоит на авансцене, обращено к зрителям. В гостиной участники вечеринки прохаживаются, стоят или сидят, закусывают у стола, играют в карты, негромко разговаривают по мобильному телефону или друг с другом.
  
  
  Реплики участников вечеринки:
  
  Я думала, он уже приехал, а он в теннис играет...
  Ничего подписывать не буду, однажды подписал на свою голову...
  Не знаю, как пойдут дела. Может, через неделю...
  Я такая, сижу, думаю: чой-то он всё ко мне, да ко мне...
  Сейчас работаю на подтанцовках. До чего надоело...
  Ты послушай, что было. Он мне уже через пять минут звонит...
  Я забыл уже, когда последний раз стоял на сцене. Только съёмки...
  Она третий год болтает, что едет в Англию, а всё трётся в своей конуре в Подольске...
  Прикинь, все съёмки просидел в смокинге и делал вид, что пью коньяк...
  Да, меня отчислили из Щуки, ну и что? Это не повод, чтобы так относиться ко мне...
  Он вообще ничего не сказал, а она всё равно обиделась. Мечтала, что он женится на ней. Как же, держи карман...
  
  
  По оконным стёклам промахивает свет автомобильных фар. Участники вечеринки в волнении подбегают к окнам, вглядываются в темноту.
  
  Голоса:
  
  Михаил Витальевич приехал!
  Наконец-то!
  Сейчас всё узнаем. Он обещал сказать.
  Опять скажет, что съёмки откладываются. Как это всё надоело.
  Смотрите, он с Виолеттой Вадимовной! Если и она приехала, значит, дело сдвинулось!
  
  Некоторые из присутствующих уходят на веранду, чтобы встретить Терновского. Возвращаются в гостиную с ним и с Виолеттой Вадимовной. Виолетта Вадимовна держит в руках папку.
  
  Терновский (ко всем). Ну, вы тут как, уже навеселе?
  Голоса. Что вы, Михаил Витальевич. У нас полный порядок. Только вас и ждём.
  
  Терновского обступают.
  
  Сичин. Михаил Витальевич, до Мальдив дозвонились? Съёмки будут?
  Терновский. Будут. Сегодня полчаса говорил об этом с Ровнером.
  Голос. Ну и как там погода на Мальдивах?
  Терновский (игнорируя вопрос). Насилу уболтал его. Но ведь сценарий-то хорош!
  Другой голос. Отличный сценарий!
  Терновский. Сериал по такому сценарию каналы будут с руками отрывать!
  Третий голос. Ясное дело!
  Голоса. Наконец-то будут съёмки! А то ждём, не дождёмся!
  
  Терновский берёт у Виолетты Вадимовны папку. Раскрывает её. Все затихают. Из левой двери в гостиную входят остальные участники вечеринки. Музыка смолкает.
  
  Терновский. Роли расписаны и распечатаны ещё неделю назад, но я, конечно, не сообщал вам об этом. Не хотел зря обнадёживать. Зато теперь, когда вопрос решён положительно, осталось только раздать их вам, мои дорогие, что я и сделаю сейчас с большим удовольствием.
  Провоторова. А я ещё вчера, как объявили о вечеринке, поняла, что съёмки начнутся. Если Ровнер нам свой коттедж на Новый год отдал, значит, и денег на съёмки даст. Это и дураку понятно.
  Терновский (достаёт из папки листы с ролью). Ты у нас, Аделечка, самая догадливая. Получай за это роль Анны.
  Провоторова (визжит от восторга). Я так и знала, так и знала! Она словно для меня написана!
  
  Все в волнении придвигаются к Терновскому.
  
  Терновский. Наташа, тебе роль Маргариты (передаёт ей роль). Соня, тебе Аглаю (передаёт роль). Вам, Раиса Яковлевна, Марью Андреевну. Она только для вас. Светочка, тебе Дашу Цимлянскую. Роль сложная, играть придётся в полную силу. Геннадий, а ты у нас - Ваня Лопатин... Где Геннадий? Наверху? Зовите его быстро, а то другому отдам.
  
  Из толпы выталкивают Геннадия.
  
  Голоса. Вот же он, тут.
  Терновский (передаёт ему роль). В эту чудесную новогоднюю ночь, друзья мои, в этой интимной дружеской обстановке я чувствую себя Дедом Морозом, раздающим подарки. Для полноты картины не хватает белой бороды и красной шубы... Толик, это тебе... А это тебе, Галочка... Савушкин, ты у нас лучше всех играешь пьяных. Тебе роль Феди Протасова. Хоть он и хронический алкоголик, но роль ответственная.
  Ракитин. Михаил Витальевич, не томите. Кто Станислав?
  Терновский. А Станиславом будет незаменимый наш Эдуард Дмитриевич (передаёт роль Сичину).
  Ракитин (в сторону). Эдуард? Ему отдали? Как же так вышло? Почему? Шаганова Станислава мне обещала!
  Голоса участников вечеринки. А мне есть что-нибудь? А мне?
  Терновский. Роли остались только второго плана. Но ничего, не отчаивайтесь. Начиная с третьей серии появятся новые персонажи и новые хорошие роли. Пока же придётся довольствоваться тем, что есть.
  Голоса (разочарованно). Опять второй план. Сколько можно?
  Терновский. Должен сразу предупредить, что условия нам выставлены жёсткие. Денег дали в обрез, только на шесть съёмочных дней. Через шесть дней две первые пилотные серии должны быть отсняты и представлены на просмотр. Тогда будет вынесено решение насчёт всего сериала.
  Голос. Опять гнать будем?
  Терновский. Не гнать, а работать. Усиленно работать. Поэтому никаких праздников. Завтра ещё отдохнёте, проспитесь, а второго числа, в понедельник, все собираемся в полдень на Красносельской, и без суеты, с чувством, с пониманием материала, приступаем к съёмкам. (Просматривает листы в папке). Вероника, это тебе (даёт ей листки).
  Вероника (недовольно). Да тут пять фраз только!
  Терновский. Зато важных. (Раздаёт листки).
  Кто-то из актрис. Очень уж короткие роли, Михаил Витальевич. Слов мало.
  Терновский. Это только в двух первых сериях. Дальше будет больше и лучше.
  
  Свой листок получает Ракитин. Отходит с ним в сторону.
  
  Ракитин. Да они издеваются! Я - официант, таскаю на подносе шампанское и вызываю такси! (Читает вслух). "Шампанское, пожалуйста", "А вы не хотите?", "Прошу вас", "Такси уже ждёт", "Доброй ночи, Марья Андреевна", "Доброй ночи, Владислав Андреевич. Счастливо добраться". Ну прямо мальчик на побегушках!
  
  Останавливается у кресла на авансцене. Достаёт телефон. Сцена темнеет. Справа небольшая часть сцены освещается жёлтым светом. В пятне света - торшер и кровать. На кровати Шаганова в нижнем белье. Готовится лечь.
  
  Шаганова (в телефон). Алло, Алексей, слушаю тебя. Как вечеринка?
  Ракитин (раздражённо). Какая ещё вечеринка! Тут Терновский роли распределил. Ты что мне обещала?
  Шаганова. Я не смогла дозвониться до Ровнера.
  Ракитин. Терновский дозвонился, а ты не смогла? Хватит. Мне надоели твои отмазки. За целый год ни одной путной роли, одни обещания.
  Шаганова. Алёша, у меня всё было на мази, но тут такой расклад получился. Я действовала через Ольгу, но решение по сериалу постоянно откладывалось, всё решилось только в самый последний день, когда Ровнер был в отъезде, а Ольга оставалась в Москве. И не сработало...
  Ракитин. У тебя всё время не срабатывает.
  Шаганова. Завтра с вечеринки приезжай ко мне. Скучаю без тебя.
  Ракитин. А мне по фиг, что ты скучаешь.
  Шаганова. Ты пьян, я чувствую по голосу. Успокойся и будь благоразумным. У меня масса идей насчёт тебя. Приезжай, обсудим их в постели.
  Ракитин. У тебя каждый день идеи. А в итоге шиш с маслом. Хватит, сыт по горло! Звони своему Вартанову, пусть подыскивает тебе другого парня. Только не актёра. Будешь просто платить ему деньги, и всё. И никаких с ним идей!
  Шаганова. Алексей, прекрати говорить со мной в таком тоне.
  Ракитин. А в каком тоне с тобой говорить?
  Шаганова. Ты пьян. Иди проспись, а потом приезжай ко мне. Мы всё обсудим.
  Ракитин. Мы весь год только тем и занимаемся, что обсуждаем.
  Шаганова. Хочу протолкнуть тебя на телевидение.
  Ракитин. Я сто раз это слышал. Меня больше не жди. Нет у меня на тебя времени.
  Шаганова. А на Полину есть?
  Ракитин. Что-что? Ты откуда узнала про Полину?
  Шаганова. С моими связями это легко.
  Ракитин. Ну и уйду к ней. А ты проваливай. Исчезни.
  Шаганова. Думаешь, она тебе деньги будет давать? Это я, дура, даю тебе деньги. Ведь у тебя ничего нет. Ты нищим приехал в Москву из Чухломы, по углам мыкался. Скажи спасибо Вартанову, что сделал из тебя хоть что-то...
  Ракитин. Большей сволочи, чем Вартанов, в жизни не видел!
  Шаганова. Ну и вернёшься опять в Чухлому!
  Ракитин. Да меня уже весь шоу-бизнес знает! Я в клубе "Три саксофона" свой человек!
  Шаганова. Знаю, какой ты свой. Вернёшься к Вартанову, никуда не денешься.
  Ракитин. Плевал я на тебя и на твоего Вартанова!
  Шаганова. Вернёшься к нему как миленький, и я снова тебя куплю!
  Ракитин. Чего? Чего ты сказала, дура?
  Шаганова (кричит). Я - дура? А ты шантрапа с пустыми карманами! Скотина неблагодарная!
  Ракитин. Проваливай к Вартанову! Там тебя ждут! Прямо мечтают о тебе!
  Шаганова. Скотина! И в постели ты скотина!
  Ракитин. Мне тоже с тобой мерзко. Всё, больше не звони.
  
  Желтый свет гаснет. Шаганова пропадает. Освещается сцена. Актёры ходят или сидят, пролистывают роли. Кто-то уже начал репетировать.
  
  Терновский. В понедельник съёмки начнём с пятой сцены. Интерьер, квартира Цимлянских. Она у вас помечена красным фломастером. Потом снимаем седьмую и сразу восьмую. Это жёлтый фломастер. А вечером одиннадцатую и двенадцатую, интерьер, ресторан. Зелёный фломастер. К понедельнику помеченные места надо знать наизусть.
  Голос. А сколько всего сцен в первой серии?
  Терновский. Девятнадцать. Во второй - двадцать шесть. Обе серии надо отснять до вечера субботы, чтоб успеть смонтировать и к одиннадцатому числу представить на просмотр. Так что, работать придётся быстро. Но без брака. Всё должно быть на уровне. Впрочем, кому я это говорю. Вы профессионалы, знаете всё не хуже меня. Пятую сцену можно прямо сейчас начать репетировать, чтоб не терять времени. Эдуард, Аделия, давайте-ка прогоним диалог Владислава и Анны. Вот здесь укромное местечко (идёт к креслу на авансцене). Здесь тихо, спокойно, никто не помешает (садится в кресло).
  
  Сичин и Провоторова перед ним.
  
  Терновский. Съёмка крупным планом, поэтому лица делайте. Давайте, начинайте. Можете смотреть в текст.
  Провоторова (читает по бумаге). "Ах, кстати, не поедешь ли ты с нами в Минеральные воды? Там очень красивая природа и старинная архитектура. Мы все едем на две недели..."
  Терновский (хлопает в ладоши). Плохо! Это не просто просьба поехать в Минводы. Решается её судьба! Вся её жизнь! Анна напряжена, она ждёт ответа. Адель, ты должна это выразить. Владислав вступает.
  Сичин. "Видишь ли, я каждую зиму катаюсь на велосипеде по югу Франции с другом. Иногда заезжаем в Италию..."
  Терновский. Стоп! Эдик, пойми, это не просто ответ, это - отказ. Владислав любит её, но вынужден отказать. Вложи в эту фразу всю любовь, всё отчаяние.
  Сичин (прочувствованно, с рукой на груди). "Видишь ли, я каждую зиму катаюсь..."
  Терновский. Руку убери!
  Сичин (убирая руку). "Видишь ли, я каждую зиму катаюсь на велосипеде..."
  Терновский. Да не верю я в твою любовь! Не верю! Давайте сначала.
  
  Ракитин и ещё несколько участников вечеринки наблюдают за репетицией. Ракитин скептически улыбается.
  
  Сичин. "Видишь ли, я каждое лето катаюсь на велосипеде..."
  Терновский. Смотри ей в глаза. Ты, Адель, тоже смотри ему в глаза. Помните, здесь идут крупные планы. Адель, твоя реплика.
  Провоторова. "Лучше путешествовать по своей родной земле, чем по Франции".
  Терновский. Ты говоришь это в последней надежде. Самой последней. Ты умоляешь его... Владислав.
  Сичин. "В пути я изучаю иностранные языки..."
  Терновский. Эдик, имей в виду, что эта реплика про иностранные языки - окончательный отказ. Адель, твоя Анна должна как-то выразить реакцию. Схватись за кресло, что ли.
  Виолетта Вадимовна. Пусть она вскрикнет и достанет платок.
  Терновский. Про платок неплохо.
  Провоторова. Может, мне за сердце взяться?
  Терновский. И это попробуй. Эдик, ещё раз фразу про иностранные языки. Потупь взгляд. Схватись за лоб, как будто голова болит.
  Сичин (слабым голосом). "В пути я изучаю иностранные языки..."
  Провоторова (ахая и отшатываясь). Мне плохо...
  Терновский. "Мне плохо" в сценарии нет.
  Виолетта Вадимовна. Лучше тут паузу сделать. А Анна с платком у рта пусть отойдёт к окну.
  Терновский. Да, и у окна пусть скажет... Что там она должна сказать?
  Виолетта Вадимовна (читает по сценарию). "Ты совсем не знаешь родную страну, её природу и историю".
  Терновский. Да, именно так. Она в отчаянии. Она уже не надеется ни на что.
  
  Появляется сторож Роман Павлович. Он в зимней неуклюжей китайской куртке, в вязаной шапке. В руках держит охапку дров.
  
  Роман Павлович (громко). Всех с наступающим! Дровишки вам принёс!
  Раиса Яковлевна. А, Роман Павлович! Здрасьте, здрасьте. Давненько я вас не видела. Всё сторожите?
  Роман Павлович. А как же, сторожим. Такая у нас работа. Сейчас, вот, по домам дровишки разношу. А то мало ли что случится.
  Виолетта Вадимовна. Да что может случиться? Батареи греют, в доме тепло, светло.
  Роман Павлович. Это сейчас они греют, а малость подождать - и кто их знает. Они же на электричестве, а электричество, особенно зимой, - это такая штука. Оно в любой момент отключиться может. Вот тогда дровишки и понадобятся.
  Виолетта Вадимовна. Почему оно может отключиться?
  Роман Павлович. Этого мы не знаем. У электриков надо спрашивать, а их сейчас нет. Так что - на всякий случай дровишки.
  Терновский. Правильно, дрова нужны, особенно на даче.
  Роман Павлович. В случае чего - камин растопите. Хоть какое-то тепло.
  Терновский (подходит к Роману Павловичу). Вас как по имени-отчеству?
  Роман Павлович. Роман Павлович.
  Терновский. Вы здесь сторож, я так понимаю?
  Роман Павлович. Да.
  Терновский. Очень приятно. А я - Михаил Витальевич.
  Роман Павлович. Так я дрова у камина положу.
  Терновский. Во, там им самое место. Не хотите стопочку винца?
  Роман Павлович. Весьма благодарен (складывает дрова у камина, снимает шапку, подходит с Терновским к столу).
  
  Сичин с Провоторовой уходят вглубь гостиной и присоединяются к другим участникам вечеринки.
  
  Раиса Яковлевна. Мне Аркадий Маркович тоже говорил, что в посёлке иногда отключается электричество.
  Роман Павлович. А вот в прошлом году случай был. Прямо здесь, в этом доме. Тоже в новогоднюю ночь. Народу полно, веселятся, и вдруг - бац! - электричество вырубилось. Оно во всём посёлке вырубилось. Ну, в других домах никого нет, а здесь - полно.
  Голос. И что же, замёрзли, что ль, все?
  Терновский (любезно подаёт Роману Павловичу бокал с вином). Будем надеяться, что сегодня ничего подобного не случится.
  
  Роман Павлович пьёт.
  
  Раиса Яковлевна. Вот бутербродики (придвигает ему тарелку с маленькими, величиной с напёрсток, бутербродами, насаженными на палочку). Тут есть с рыбкой, ветчинкой, колбаской. Закусывайте, не стесняйтесь.
  Роман Павлович (берёт насаженный на палочку бутерброд, смеётся). Хорош бутерброд!
  Раиса Яковлевна. Вы, наверное, к таким не привыкли.
  Роман Павлович (отправляет бутерброд в рот). Да уж, непривычно.
  Раиса Яковлевна. Нормальные бутерброды у нас тоже были, но они закончились. Их съели уже. Только такие остались.
  Роман Павлович. Ясно, что съели. У вас тут народ, я смотрю, молодой, а значит, голодный. Актёры, небось?
  Раиса Яковлевна (кивает). Актёры.
  Роман Павлович. Так и знал. Каждый Новый год хозяин тут чего-то актёров собирает... (Берёт ещё бутерброд). Я вот что хотел сказать. В прошлом году, тоже на Новый год, тут человек замёрз. Вышел подышать свежим воздухом, и не вернулся. И никто не хватился, потому что все были выпивши. А когда хватились, он уже окоченел.
  Терновский. Нет, у нас такого быть не может. У нас народ серьёзный, сознательный... Ну, Роман Павлович, мы вас больше не задерживаем.
  Роман Павлович. А который тут с рыбкой?
  Раиса Яковлевна. Вот здесь.
  
  Ракитин подходит к креслу на авансцене.
  
  Ракитин. Разве он что-нибудь понимает, этот их Эдик? И это так он представляет Владислава? (Пародирует). "Видишь ли, я катаюсь на велосипеде..." Как будто жвачку жуёт. (Встаёт у кресла на колени). "Анна, почему все слова, которые я хочу тебе сказать, кажутся мне такими тусклыми и холодными? Не потому ли, что нет слова достаточно нежного, чтоб им назвать тебя..."
  
  В доме отключается электричество. Несколько секунд, потрескивая, мигают лампы в глубине гостиной. Гаснут и они. Всё погружается в темноту.
  
  Роман Павлович. Так и знал. Это где-то на линии.
  
  Свет снова включается. Все испускают облегчённый вздох.
  
  Терновский. Ну и дела. Как раз к вашему приходу. Мистика какая-то.
  Виолетта Вадимовна. И часто у вас такое бывает?
  Роман Павлович. Да нет, редко. В основном зимой, когда мороз. Поэтому и принёс дровишки.
  
  В кресле, только что пустовавшем, сидит незнакомая девушка в воздушно-белом платье какого-то необычного, балетного фасона.
  
  Ракитин (в сторону). Откуда она взялась? Она, наверное, слышала, как я читал монолог Владислава... (Незнакомке). А ты шустрая. Не успел оглянуться, а ты уже села.
  Незнакомка. Я заняла твоё место?
  Ракитин. Что ты, сиди.
  
  В глубине гостиной:
  
  Терновский. Доброй ночи, Роман Павлович.
  Виолетта Вадимовна. Доброй ночи.
  Роман Павлович. Доброй ночи. (Уходит.)
  
  Ракитин. Мне кажется, я тебя где-то видел. Ты, наверное, учишься в Щуке? (В сторону:) А она очень даже ничего. На Полину похожа. Вот бы с ней замутить...
  Незнакомка (с улыбкой). Да, я там училась когда-то. Но это было давно.
  Ракитин (в сторону:) Она улыбается! Наверняка я ей нравлюсь! (Незнакомке:) Я тоже там учился. (В сторону:) Вру, не учился я там, но ерунда, может, прокатит... (Незнакомке:) Значит, там я тебя и видел. Тебя невозможно не запомнить. Меня ещё тогда поразили твои глаза. И знаешь, у меня было такое приятное чувство... По-моему, я его снова ощутил.
  Незнакомка. Правда?
  Ракитин. Ну да. Уж таким чувствительным я родился. Только ты не подумай, что я просто так это говорю. Это, в общем-то, серьёзно... Кажется, я несу глупости...
  Незнакомка. Почему же глупости.
  Ракитин. Просто в голову не приходит ничего толкового... Все слова кажутся тусклыми и холодными... А нежных слов, которые хочется говорить тебе без конца, у меня... (В сторону:) Что там дальше в монологе он говорит? Чёрт, забыл... (В его кармане звонит телефон). О, вовремя. (Незнакомке:) Погоди минуту, важный звонок. Всего одну минуту.
  
  Сцена темнеет. Справа появляется световое пятно. Внутренность легковой машины. За рулём Кирилл, рядом Полина с телефоном.
  
  Ракитин. Поля, ты откуда звонишь?
  Полина. Еду к тебе. Мы с Кириллом едем. Ориентируемся по карте Гугла. Кирилл говорит, что приедем через пятнадцать минут.
  Ракитин. Рад до ужаса. (Отходит от кресла, рукой зажимает микрофон) Она едет с Кириллом, чтоб он провалился. Этот Кирилл меня уже достал! Почему он всё время с ней?...
  Полина. Алло, алло. Что ты говоришь? Здесь связь плохая, прерывается.
  Ракитин (снова в телефон). Говорю, рад, что ты едешь, а то я уже скучаю...
  Полина. Кирилл не хотел, чтобы я тебе звонила. Хотел, чтобы наше появление стало сюрпризом...
  Ракитин (в сторону). Да уж, сюрприз так сюрприз. Она едет сюда, а здесь... Здесь... (Косится на кресло.) Не спросил, как её зовут...
  Полина. Что слышно насчёт твоего сериала? Будут снимать?
  Ракитин. Будут.
  Полина. А роль тебе дали?
  Ракитин. Дали, но не ту, которую хотел.
  Полина. Ты расстроен, я по голосу чувствую.
  Ракитин. Я не расстроен. Для меня это обычное состояние. Я привык, что мне дают не те роли.
  Полина. Нет, ты расстроен. Мы знакомы всего два месяца, а я тебя уже знаю лучше, чем ты сам.
  Ракитин (с обидой). У меня нет таланта, вот и всё. Внутри пустота.
  Полина. Тётя Таня говорит, что талант у тебя есть. Александр Арсеньевич тоже говорит, что есть. И я с ними полностью согласна.
  Ракитин. Откуда они знают.
  Полина. Смотрели "Деревенских чудиков".
  Ракитин. У меня там роль всего на десять минут.
  Полина. Этого им хватило, чтобы понять, что ты талант. Когда мы будем вместе, я не потерплю в тебе этой пустоты. Я заполню её, и ты знаешь - чем.
  Ракитин. А всё же очень досадно.
  Полина. Ну, не огорчайся, мой бедненький. Я сейчас приеду.
  Ракитин. Жду. Минуты считаю.
  Полина. Не слышу... Опять плохая связь... Я ещё позвоню...
  
  Световое пятно с Полиной пропадает. Сцена освещается.
  
  Ракитин. Полина едет сюда. Вот дела... А как быть с... (Оборачивается к креслу. В нём никого нет.) Ушла. Ничего себе. А я ещё не начал разговор. Надо было хотя бы номер её телефона взять...
  
  Быстро обходит гостиную, всматривается в окружающих. Не найдя незнакомки в гостиной, уходит в левую дверь.
  
  Терновский (громко). Пятую, седьмую и восьмую сцены надо выучить к понедельнику. И не просто выучить, а понять. Свою роль понять. Особенно это касается Владислава, Анны и Маргариты. Ну и всех остальных тоже. Эдик, сегодня не перебирай. Завтра ты должен зубрить роль. У кого есть вопросы?
  Одна из участниц вечеринки. Когда ёлку зажгут?
  Терновский. По сценарию вопросы!
  Виолетта Вадимовна. Я думаю, в сценарии ничего особенно сложного нет, кроме диалога Анны с Владиславом в пятой сцене. Прекрасно всё отснимем.
  Голос. Смотрите, снег пошёл!
  
  Многие участники вечеринки подходят к окнам.
  
  Другой голос. И какой крупный!
  Третий голос (женский). А мне нравится, когда идёт снег.
  Терновский. Снег - это для нас очень неплохо. Как раз для натурных сцен.
  Виолетта Вадимовна. Надо бы поскорее отснять эти натурные сцены, а то может растаять. По прогнозу оттепель обещали. Хорошо бы завтра отснять сцены в парке и на мосту.
  Терновский. Не успеем подготовить. Только в понедельник. Мост можно отснять в понедельник с утра.
  Женский голос. Так зажгут ёлку или нет?
  Мужской голос. Ёлку зажигают в полночь.
  Снова женский голос. Ничего подобного. Когда стемнеет, тогда и зажигают.
  Терновский. Ну зажгите уж наконец, что с вами делать. Раиса Яковлевна, вы знаете, как она зажигается?
  Раиса Яковлевна. Омельченко знает. Эдик, сходи за ним, он наверху.
  
  Сичин уходит. Все стоят у окон, смотрят на снег. Падает густо, крупными хлопьями.
  
  Голоса: Красиво сыплет. Хорошо, когда на Новый год идёт снег. Значит, весь год будет хорошим. Эх, снег, снежок, белая метелица...
  Терновский (негромко). Раиса Яковлевна, а что там за случай был, в прошлый Новый год? Правда, что ль, кто-то замёрз?
  Раиса Яковлевна. Никто не замёрз. Девчонка какая-то от передозировки умерла. Об этом случае Аркадий Маркович велел не распространяться особо, всё-таки на его даче...
  Виолетта Вадимовна. В прошлом году здесь отмечала Новый год группа Прашкевича. Это когда они снимали "Ночные кошмары".
  Раиса Яковлевна. Сериал провальный. Его даже Пятый канал не взял.
  Терновский. Видел его. Галиматья страшная.
  Виолетта Вадимовна. У Прашкевича всегда очень сомнительная публика собирается. Поэтому я не особенно удивлена...
  Голоса. А вот и Омельченко явился! Коля, зажги нам скорее ёлку!
  Омельченко. Один момент! (Заходит за ёлку). Внимание!
  Голоса (хором): Раз, два, три! Ёлочка, гори!
  
  Лампы на ёлке загораются. Шум, аплодисменты.
  
  Виолетта Вадимовна (Терновскому). Нам с вами лучше бы прямо сейчас ехать в Москву, не откладывая. А то на дорогах могут быть пробки. Снег-то какой валит. До Нового года можем не успеть.
  Терновский. Да-да, Новый год мы встречаем в клубе у Асмолова. Опаздывать крайне нежелательно.
  Виолетта Вадимовна. Тогда едемте. У нас три часа всего.
  Терновский (громко). Друзья мои, я вынужден вас оставить. У меня срочные дела в Москве.
  Голоса. Как, вы уже едете?
  Терновский. Вынужден, к сожалению. Вы тут располагайтесь, ешьте, пейте, веселитесь. И не забывайте о предстоящих съёмках.
  Провоторова. Михаил Витальевич, я с вами поеду. Мне тоже надо в Москву.
  Голоса. И мне, и мне.
  Терновский. Возьму всех, сколько хватит места.
  Сичин. Я на машине, могу тоже кого-нибудь подбросить до метро.
  Голоса. Эдик, меня подбрось. И меня.
  Омельченко. Я на джипе, могу взять пятерых.
  Терновский. Вы все хотите уехать?
  Голоса. Я лично остаюсь. Я тоже остаюсь.
  
  Из левой двери выходят люди.
  
  Голоса. Тут кто-то хочет ехать в Москву? А меня не подбросите?
  Терновский. Я так понял, у нас половина вечеринки уезжает.
  Омельченко. Ничего, в трёх машинах поместимся. Но придётся потесниться.
  Раиса Яковлевна. Я, конечно, остаюсь.
  Ракитин. Я тоже. (В сторону:) Тем более Поля должна прибыть с минуты на минуту...
  
  Толпа отъезжающих уходит на веранду.
  
  Терновский (задерживается в дверях). Раиса Яковлевна, оставляю вас за старшую. Надеюсь, никаких происшествий не будет.
  Раиса Яковлевна. Да какие происшествия. Народ у нас спокойный, непьющий.
  Терновский (всем, громко). Встречаемся в понедельник. Готовьтесь, друзья мои. Только от вас зависит, состоится наш сериал или нет. (Уходит.)
  
  Оставшиеся участники вечеринки смотрят в окна, как Терновский и остальные садятся в машины. По окнам проходит свет фар, высвечивая медленно летящие крупные хлопья.
  
  Голос. Уехали. Ну, теперь можно выпить.
  Другой голос. Ты, смотри, не напейся до Нового года. Мы ещё шампанское будем открывать.
  Третий голос. Это у меня одного телефон забарахлил? Что-то связь пропала.
  
  Лампы на ёлке трещат, мигают и гаснут. В доме снова гаснет свет. Проносится неизвестно откуда взявшийся аккорд вальса и замирает вдали. Некоторые участники вечеринки светят экранами мобильных телефонов.
  
  Мужской голос. Ничего себе, подарочек от Деда Мороза!
  Женский голос (обиженно). Мне надо было тоже уехать в Москву.
  
  Свет неожиданно включается. Зажигается ёлка.
  
  Голоса. Потрясающе! И так всю ночь будет? Надо телефон подзарядить, пока свет есть.
  
  В кресле - незнакомка. Она как будто и не вставала.
  
  Ракитин. Где ты пряталась? Я тебя повсюду искал.
  Незнакомка. Всё равно не поверишь. Искал-то зачем?
  Ракитин. Да просто. Пообщаться хотел. Да, забыл представиться. Ракитин Алексей. Снимаюсь в кино и сериалах.
  Незнакомка. Подумать только, я тоже когда-то снималась в сериалах.
  Ракитин. Выпить тебе принести? Или, может, кофе? Ты похожа на одну мою знакомую...
  Незнакомка. На твою девушку.
  Ракитин. Да. Как угадала?
  Незнакомка. Так всегда со мной. То есть, я всегда на кого-то похожа. Но ты не верь первому впечатлению. Оно обманчиво. На самом деле я другая.
  Ракитин. А какая ты?
  Незнакомка (пожимает плечами). Разная. Чаще всего такая, какой меня хотят видеть. Тебе ведь хочется, чтобы я была похожа на твою девушку?
  Ракитин. И в мыслях не было... (В сторону:) Она, и правда, похожа на Полю! (Незнакомке). Значит, ты снималась в сериалах?
  Незнакомка. Эта страница моей жизни перевёрнута навсегда.
  Ракитин. С твоей внешностью ты могла бы сниматься. Стать известной.
  Незнакомка. Наверное, это не для меня. Жизнь любого человека можно выразить несколькими словами. В моей жизни нет слов "кино" и "известность". И никогда не было. А были, например, такие: "привлекательность", "влюблённость", "фиалки", "море", "виды с балконов"...
  Ракитин. Почему "были"? А сейчас?
  Незнакомка. Сейчас только ночь и снег. И ещё этот дом.
  Ракитин. Что-то мрачновато. (В кармане звонит телефон. Достаёт его). Извини, опять важный звонок. Подожди пару минут, не исчезай. С тобой интересно разговаривать...
  
  Сцена темнеет. Справа загорается жёлтое пятно, в нём - Полина. Она по-прежнему в машине.
  
  Полина. Алёша, тут всё время почему-то пропадает связь.
  Ракитин. У нас та же история. Пропадает и связь, и свет... Поля, тебе долго ещё ехать?
  Полина. В том-то и дело, что мы никуда не едем! Это кошмар! Снег такой, что мы остановились посреди дороги! Перед нами сугроб намело! Кирилл говорит, что если б не снег, то до вас можно доехать за восемь минут. Но мы уже не доедем ни за восемь минут, ни за восемь часов.
  Ракитин. А пешком нельзя дойти? Дай трубку Кириллу.
  Полина. Его нет. Он сказал, что по карте здесь рядом какой-то посёлок, и пошёл туда. Сказал, что скоро вернётся. Не торчать же нам всю ночь в этой машине! В ней отопление не работает!
  Ракитин. Слушай, только что Терновский с большой компанией поехал в Москву. Они должны проехать мимо тебя... Алло! Связь пропадает... Ты меня слышишь?
  Полина. Плохо.
  Ракитин. Сейчас мимо тебя Терновский проедет!
  Полина. Я здесь одна, здесь холодно... Я в ужасе...
  Ракитин. Алло, алло! Чёрт, нет связи...
  
  Сцена снова освещается. Жёлтое пятно с Полиной пропадает. Ракитин, говоря: "Алло, алло", идёт к креслу. Незнакомки нет.
  
  Ракитин. Ну вот, опять. (Разыскивая незнакомку, обходит гостиную). Никто не видел тут деваху в белом платье?
  Участница вечеринки (отрываясь от мобильного телефона). Одна такая здесь была. Она уехала в Москву.
  Ракитин. Не могла она уехать. Я с ней минуту назад разговаривал.
  Участница вечеринки. Ну, не знаю.
  Ракитин (спрашивает у других). Деваха в белом платье! Кто-нибудь видел? Никто?... И ещё Поля застряла... Ничего, Терновский её подберёт. Надо позвонить Омельченке, он тоже поехал... Чёрт, связи нет...
  
  Уходит в левую дверь.
  
  Одна из участниц вечеринки (стоя у окна). Машин на стоянке уже не видать. Чувствую, завтра их придётся откапывать...
  Участник. Машины - это полбеды. Связи нет, вот что хреново!
  Другой участник. Скоро и свет отключится надолго.
  Раиса Яковлевна. На кухне в шкафу есть свечи. Пожалуй, принесу их на всякий случай.
  
  Уходит в левую дверь.
  
  Голос. Свет точно вырубится. Видите, как мигает? А с ним и батареи. Не зря же мужик принёс дрова.
  
  По окнам проходят полосы света.
  
  Голоса. Что там? Кто приехал? Терновский вернулся? Ну да, это он! Раиса Яковлевна, Михаил Витальевич вернулся!
  
  На крики из левой двери выходят участники вечеринки. Кто-то уходит на веранду. Оттуда доносится голос Терновского: "Ну, друзья, вот так приключение!"
  
  Терновский входит в гостиную, снимая с себя заснеженное пальто и кепку. За ним входят Виолетта Вадимовна и другие.
  
  Голос. А если и завтра, и послезавтра такая погода продержится?
  Другой голос. Тогда съёмки к чертям!
  Третий голос. Почему - к чертям? В юридическом смысле это обстоятельство непреодолимой силы! Должны компенсировать!
  Терновский. Не беспокойтесь, друзья мои. Завтра утром нас всех эвакуируют отсюда на вертолёте.
  
  Смех. Появляется Раиса Яковлевна со свечами.
  
  Раиса Яковлевна. Это кто вам сказал про вертолёт?
  Терновский. А как ещё отсюда можно выбраться?
  Ракитин (ворчливо). Сначала надо дозвониться хоть до кого-то, а связи нет.
  Терновский. Нет связи? (достаёт телефон) Только что была... Действительно, нет. (Виолетте Вадимовне:) Как хотите, а мне это совсем не нравится. У нас ведь сроки. Мы должны уложиться за неделю.
  Сичин. Если завтра нас вывезут, то мы уложимся.
  
  Ракитин отводит Омельченко в сторону.
  
  Ракитин. Николай, вы, когда ехали, не видели на дороге машину?
  Омельченко. Мы вообще ничего не видели, кроме снега. С включёнными фарами ехали, а видимость - два метра, не больше. Снег стеной валит. Хорошо, что вовремя догадались дать задний ход, а то бы там и остались. Дорогу засыпало. Ни пройти, ни проехать.
  
  Ракитин (ходит с телефоном по гостиной, мычит от досады). Связи нет, и тут ещё девчонка в белом куда-то пропала... Куда она могла пропасть? Она, наверно, играет со мной...
  
  Лампы трещат, мигают и гаснут. Гаснет ёлка. Гостиная снова в темноте. Огоньки мобильных телефонов.
  
  Терновский. Раиса Яковлевна, в доме должны быть свечи, насколько я знаю.
  Раиса Яковлевна. Уже принесла.
  Терновский. Тогда зажигайте быстрее. Я своих рук не вижу.
  
  Свет снова включается. На сцене оживление.
  
  Терновский. Впрочем, погодите со свечами. Будем надеяться, что обойдётся.
  Омельченко. При таком снегопаде вряд ли обойдётся.
  Терновский. А ты починить никак не сможешь?
  Омельченко. В доме с проводкой всё в порядке. Это где-то снаружи. Тут разбираться только днём надо, и только когда снег перестанет.
  Терновский. Н-да. Ситуация.
  Провоторова. Здесь что-то холодно. Я, пожалуй, надену пальто.
  Другая участница вечеринки. Я тоже.
  Раиса Яковлевна. Надо разжечь камин, тем более есть дрова.
  Омельченко. Сейчас займусь.
  Раиса Яковлевна. На кухне есть спички. Принести?
  Омельченко. Обойдусь зажигалкой. Принесите какой-нибудь бумаги.
  Голос. Наверху книги есть.
  Омельченко. Тащи сюда.
  Виолетта Вадимовна (потирая замёрзшие руки). И правда, отчего так быстро похолодало? Когда мы уезжали, в доме было тепло.
  Терновский (громко). Так! Слушайте меня! Всем одеться!
  Сичин. И пропустить что-нибудь горячительное. Для дам можно открыть шампанское.
  Другой голос. Шампанское открывать рано. До Нового года ещё целый час.
  Сичин. Здесь уже не до Нового года. Как бы не закоченеть совсем.
  Участник вечеринки (с книгой, выходит из левой двери). Во, нашёл! Пастернак!
  Второй участник. Ничего другого не мог взять?
  Первый участник. Мог. Книг много.
  Второй участник. Другое тащи, а Пастернака оставь.
  Третий участник. И Пушкина не трогай!
  
  Первый участник скрывается.
  
  Терновский. Я считаю, что шампанское можно открыть прямо сейчас. Исключительно для дам.
  Раиса Яковлевна. Но всё не выпивать, а чтобы было с чем встретить Новый год.
  Терновский (Ракитину). А ты что тут ходишь из угла в угол как неприкаянный? Ролью недоволен?
  Ракитин. Вообще-то, недоволен, Михаил Витальевич.
  Терновский. Пару крупных планов тебе дам. Вся страна увидит твою лучезарную улыбку. Ты должен понять, что твой официант - прекрасная, выигрышная роль. Если, конечно, ты себя подашь. Но ты же хороший актёр, ты сможешь себя подать.
  Ракитин (со вздохом, без энтузиазма). Смогу, конечно.
  Терновский. Открою тебе секрет, чтобы ты не слишком дулся. В третьей серии, если она, конечно, будет, твоя роль одна из основных. Но это секрет. Молчок.
  
  Участник вечеринки появляется с двумя толстыми книгами.
  
  Участник. Демьян Бедный! Два тома! Сойдёт?
  Омельченко. Сойдёт. Давай их сюда.
  Участница. А может, не надо Бедного? Он и так бедный, и ещё сжигать его. Жалко.
  Другой участник. Это Демьян-то бедный? Он был советским миллионером! В печку его!
  
  Омельченко разжигает камин.
  
  Ракитин (почти кричит). Связь! Связь появилась!
  Терновский. Ну, слава богу.
  
  Оживление среди участников. Многие достают телефоны.
  
  Ракитин (с телефоном, отходит в сторону). Алло, алло... Поля, как там у тебя? Кирилл вернулся?
  Голос Полины (издалека). Нет... Машину засыпало всю... Я сойду с ума...
  Ракитин. Поля, держись! Сейчас звоню спасателям! Алло, алло... Ну что такое! Опять связи нет!
  
  Дом снова в темноте. Омельченко рвёт книгу и бросает листы в камин. Пламя понемногу разгорается. Раиса Яковлевна зажигает свечи. Вскоре свечи горят по всей гостиной. На стенах и окнах колеблющиеся жёлтые отблески.
  
  Терновский. Новый год мы всё-таки встретим. Со свечами и с шампанским.
  Одна из участниц (с иронией). Очень романтично.
  Сичин. А что, действительно романтично. Я, например, доволен.
  Другой голос. Только бы тепла побольше.
  Третий голос. Егор, тащи сверху шампанское! Всё, какое есть!
  Четвёртый голос. Я тоже иду за шампанским!
  Раиса Яковлевна. Из кухни бокалы принесите!
  
  Несколько участников вечеринки со свечами уходят в левую дверь.
  
  Виолетта Вадимовна. До Нового года всего полчаса. Можно бы и потерпеть с шампанским.
  Терновский. Ничего. Пока откупорят, пока разольют по бокалам, вот и полчаса пролетели. Кстати, эти часы отбивают время или нет?
  Раиса Яковлевна. Двенадцать вроде бы должны отбить.
  
  Появляются мужчины с бутылками. Женщины убирают стол, расставляют бокалы.
  
  Раиса Яковлевна. В кладовке есть пледы. Может, раздать?
  Голоса. Не надо! Сейчас огонь разгорится, будет тепло!
  Терновский. Встретим Новый год, и тогда раздадим.
  Раиса Яковлевна. Надо бы их заранее принести.
  Провоторова (у окна). Всё замело... Ничего не видно...
  Участник вечеринки. Настоящий буран.
  Терновский. Это самый необычный Новый год в моей жизни.
  Раиса Яковлевна. Да, он нам всем запомнится.
  
  Из левой двери выходит Ракитин. Заглядывает за кресла и диваны.
  
  Ракитин. Но это действительно мистика. Куда она пропала?
  Виолетта Вадимовна. Алексей Денисович, вы кого-то ищете?
  Участница вечеринки. Он ищет девушку в белом платье.
  Виолетта Вадимовна. Это правда?
  Ракитин. Да. Только её нигде нет.
  Раиса Яковлевна. А вот у нас Вика в белом платье. Вика, иди сюда, покажись.
  
  Вика, смущаясь, выходит вперёд.
  
  Ракитин. Но это не то белое платье. То было как в балете...
  Сичин. В первый раз слышу, чтоб кто-то сегодня был в балетном платье.
  Провоторова. Я тоже такого не видела.
  Голос. Ему показалось впотьмах.
  Раиса Яковлевна. Алёша, тебе лучше лечь и полежать.
  Сичин. Пусть выпьет бутылку шампанского. Это точно поможет.
  Провоторова (зевает). У меня уже судороги начинаются от холода.
  Терновский. Принесите пледы!
  Раиса Яковлевна. Молодые люди, пойдёмте со мной за пледами.
  
  Она и несколько участников вечеринки уходят в левую дверь.
  
  Сичин. По-моему, пора открывать бутылки.
  
  В гостиной суета. Большинство участников, в основном мужчины, столпились у стола. Хлопают пробки. Шампанское шипит и льётся по бокалам.
  
  Голос. Будем ждать Новый год, или сразу начнём?
  Виолетта Вадимовна. Пить будем в двенадцать часов! Ни минутой раньше!
  Терновский. Да уж, если играть, то по всем правилам. Хорошо бы, чтоб и часы ещё пробили.
  Раиса Яковлевна. После двенадцати оденемся потеплее, накроемся пледами и ляжем спать.
  Голос. А я за то, чтоб и после двенадцати продолжить вечеринку.
  Другой голос. Конечно, продолжить! Пива ещё много!
  Раиса Яковлевна. Кто хочет продолжить, пусть идёт наверх. А здесь люди будут спать.
  Сичин. Но сначала выпьем шампанского!
  Провоторова (с дивана, зевая). Я уже сплю. И не надо мне никакого шампанского.
  Раиса Яковлевна (укрывает её пледом). Спи, Аделечка. Всё будет хорошо.
  
  Другие участницы вечеринки тоже начинают зевать.
  
  Одна из участниц. Что-то в сон клонит. Наверно, это от холода.
  Другие участницы. И меня... И меня тоже...
  Раиса Яковлевна. Кстати, в кладовке есть матрацы.
  Терновский. Надо же, даже матрацы есть!
  Раиса Яковлевна. И матрацы, и подушки, и пледы. Даже, вон, дрова принесли. У Ровнера всё продумано. Тут ведь постоянно вечеринки...
  Сичин. Надо выпить за Аркадия Марковича. Чтоб ему там, на Мальдивах, грелось как в Сахаре.
  Терновский. Меня тоже что-то тянет в сон. Б-рр... (Поводит плечами.) Снаружи, наверное, минус сорок.
  Голос. Надо, чтоб нас замело по самую крышу. Тогда тут потеплеет.
  Виолетта Вадимовна. До Нового года пятнадцать минут. Ничего, продержимся. А как встретим, сразу идём за матрацами.
  
  Участница вечеринки, кутаясь в плед, усаживается на пол возле дивана.
  
  Участница (зевая). Надо прямо сейчас идти за матрацами, и сразу спать.
  Сичин. А Новый год кто встречать будет?
  Женский голос (сонно, с дальнего дивана). Кто хочет, тот пусть и встречает.
  Сичин. Дамы, но ведь шампанское уже в бокалах. Сейчас будут бить часы. Раиса Яковлевна, эти часы отбивают двенадцать?
  Раиса Яковлевна (зевая). Не могу сказать с уверенностью.
  Терновский (тоже зевает). Я, пожалуй, прилягу. Вот здесь, в кресле устроюсь. Если засну, то за минуту до двенадцати разбудите. Я должен непременно присутствовать на такой необыкновенной встрече Нового... (Не договорив, засыпает).
  
  Мечутся огоньки свечей. Где-то вдали проносятся аккорды вальса и замирают. Участники вечеринки, охваченные сном, ложатся кто где. Засыпают все. У камина заснул Омельченко. Сичин растянулся под столом. Повсюду дрожащие блики. Из левой двери выходит Ракитин.
  
  Ракитин. Это что тут такое? Неужели все спят? На столе полные бокалы, а все спят. И Новый год никто не встречает. Прямо удивительно. (Наклоняется к одному из участников, трясёт за плечо). Вставай, приятель. Новый год. Пошли шампанское пить.
  
  Участник мычит что-то невразумительное, отворачивается и продолжает спать.
  
  Ракитин (трясёт другого участника). Эй, а ты что спишь? Новый год уже! (Никакого толку). Эй, люди! Тут есть, кто не спит? Кто шампанское пить будет?
  
  Тишина. Ракитин достаёт мобильный телефон.
  
  Ракитин. Со связью глухо, как в танке. И все спят.
  
  Из темноты появляется незнакомка.
  
  Ракитин (увидев её). Поля! (Идёт к ней, останавливается). Ой, нет, ошибся. Это ты...
  Незнакомка. Принял меня за свою девушку?
  Ракитин. Перепутал. Ты похожа на неё в темноте.
  Незнакомка. Она уже приехала?
  Ракитин. Она едет, но не знаю, доедет ли. Скорее всего, нет.
  Незнакомка. Ты её ждёшь?
  Ракитин. Конечно. И очень волнуюсь.
  Незнакомка (мечтательно). Это необыкновенное ощущение - ждать любимого человека и волноваться. Как давно я его не испытывала.
  Ракитин. Не огорчайся. Ещё испытаешь.
  Незнакомка. Ты сегодня остался без девушки, а я - без фиалок. Мы оба остались без чего-то любимого.
  Ракитин. Можно поинтересоваться, где ты была всё это время?
  Незнакомка. Здесь, в доме. Я всегда здесь, но это не имеет значения.
  
  Настенные часы отбивают полночь.
  
  Ракитин. С Новым годом тебя! А вот и шампанское (подаёт бокал). Похоже, мы с тобой тут единственные, кто его встречает.
  
  Пьют. Звучит вальс.
  
  Ракитин. Это наверху включили. Тогда, значит, мы не единственные.
  Незнакомка (ставит бокал). Я хочу, чтобы ты потанцевал со мной.
  
  Ракитин берёт незнакомку в объятия и движется с ней в вальсе.
  
  Ракитин (вальсируя). Можно нескромный вопрос? У тебя были парни?
  Незнакомка. Да, но в их глазах я не видела того отражения, какое вижу в твоих...
  Ракитин. Какого отражения?
  Незнакомка. Отражения чистой белоснежки... нет, снежной феи... конечно, феи - наивной, нежной и беззащитной перед жизнью...
  Ракитин. Это такое отражение ты видишь в моих глазах?
  Незнакомка. Да.
  Ракитин. Нет, честно?
  Незнакомка. Честно.
  
  Ракитин останавливается, прижимает её к себе и целует в губы. Она отстраняется.
  
  Незнакомка. Ты не должен был этого делать. У тебя очень жаркие губы.
  Ракитин. Я не мог. (Снова ведёт её в вальсе). А я и вправду вижу тебя такой. Наивной и нежной. И немного таинственной. Ты, наверно, местная? Живёшь в этом посёлке?
  Незнакомка. Я живу в этом доме.
  Ракитин. Увезу тебя в Москву. У меня есть идея перейти в модельный бизнес. Уже есть предложения.
  Незнакомка. А что, у тебя красивое лицо. И очень красивая линия подбородка. Говорю это как профессиональная художница. В прошлом художница, к сожалению.
  Ракитин. Тогда почему ты не хочешь, чтобы я тебя целовал? Что тебя смущает?
  Незнакомка. Ты здесь случайно. Завтра тебя здесь не будет, а я останусь. Останусь одна, без фиалок.
  Ракитин. Будут тебе фиалки. И потом, я же сказал, что я тебя увезу.
  Незнакомка. Это невозможно.
  Ракитин. Почему?
  Незнакомка. Потому что я навсегда прикована к этому дому.
  Ракитин. Как это - прикована? Так не бывает.
  
  Музыка внезапно обрывается.
  
  Незнакомка. Значит, бывает.
  Ракитин. Сбегаю наверх, узнаю, почему остановили музыку. Только ты никуда не исчезай.
  Незнакомка. Не уходи. Если уйдёшь - я тоже уйду и больше не вернусь.
  Ракитин. Не уйду никогда. (Прижимает её к себе и целует.) Ты моя фея.
  Незнакомка. Прекрати. Ты не должен этого делать.
  Ракитин (в сторону). Как она похожа на Полю! Но почему она такая холодная? Губы как лёд! (Незнакомке:) Ты замёрзла. Иди ко мне, я тебя согрею.
  Незнакомка. Не надо.
  Ракитин. Я хочу ещё раз! И ещё! И ещё!
  
  Пытается её поцеловать. Она отстраняется, берёт со стола бокал.
  
  Незнакомка. Пью за твою девушку, которая сейчас едет к тебе.
  Ракитин. А я пью за твои фиалки.
  
  Пьют. Снова музыка. Ракитин подхватывает незнакомку, и они кружатся в вальсе.
  
  Ракитин. Ты очаровательна.
  Незнакомка. А ты умеешь говорить комплименты.
  Ракитин. Это не комплименты, а истинная правда.
  Незнакомка. Ты и своей девушке то же самое говоришь?
  Ракитин. Причём здесь моя девушка. Просто у меня привычка всех девушек находить очаровательными.
  Незнакомка (смеясь). Ты счастливый человек. Очень счастливый.
  Ракитин. И сейчас я счастлив так, как никто на свете.
  Незнакомка. И я счастлива. Как давно я не кружилась в вальсе!
  Ракитин. Женюсь на тебе. Сделаю из тебя очаровательную жену.
  Незнакомка. Несбыточные мечты.
  Ракитин. А если нельзя жениться, сделаю из тебя очаровательную любовницу.
  
  Ракитин останавливает её и целует в губы.
  
  Незнакомка. Опять!
  Ракитин. Но я люблю. Люблю и хочу тебя.
  Незнакомка. А тебя не останавливает лёд, который ты чувствуешь на моих губах?
  Ракитин. Нет никакого льда. Твои губы мягкие и тёплые.
  Незнакомка (с испугом). Это правда?
  Ракитин. Да, да! (Целует.)
  Незнакомка (в сторону). О, ужас. Если это правда, то он должен быть особенно осторожен со мной... (Ракитину:) Давай прекратим эти танцы. Ты слишком тесно прижимаешься ко мне.
  Ракитин. Никто не видит. Все спят.
  Незнакомка. Я не об этом. Ты не представляешь, как это страшно.
  Ракитин. Мне не страшно. Пусть думают, что хотят. Ты будешь принадлежать мне, а я - тебе.
  
  Она отшатывается от него. Музыка смолкает.
  
  Незнакомка. Со мной иногда происходят странные вещи. Мне представляется, что я выхожу на улицу, знакомую с детства. Идёт снег, и у меня кружится голова. Из снегопада навстречу мне идут не пешеходы, а силуэты пешеходов. Они не сворачивают, когда подходят ко мне, а идут сквозь меня.
  Ракитин. Когда мы будем вместе, тебе не будут сниться такие сны.
  Незнакомка. Но это не сны! Ты ничего не понимаешь. Я иду им навстречу, и из снегопада вырастает дом, которого на этой улице никогда не было. Вот этот самый дом, где мы сейчас находимся. Он смотрит на меня. Он притягивает меня к себе, и я безоружна перед его жутким взглядом.
  Ракитин. Тебе надо рассеяться, уехать, сменить обстановку. Поедем на юг.
  Незнакомка. Невозможно.
  Ракитин. Когда любишь, нет ничего невозможного. Ты меня любишь?
  
  Пауза. Снова аккорды вальса.
  
  Ракитин. Да я вижу, что любишь. Давай танцевать. (Обнимает незнакомку и ведёт в вальсе.)
  Незнакомка. Ты должен уйти. Сейчас же.
  Ракитин. Некуда мне идти, нас засыпало со всех сторон. И не хочу я уходить.
  Незнакомка. Не знаю, что со мной, но я тоже не хочу.
  Ракитин (целует её). Ты тёплая. (Снова целует.) Да ты вся горишь!
  Незнакомка. Я так и знала!
  Ракитин. Ты, наверное, заболела. Мне что-то тоже жарко...
  Незнакомка. Мы навсегда останемся в этом доме... Ты и я...
  
  Огоньки свечей мечутся и гаснут один за другим. Незнакомка исчезает во мраке. Аккорды вальса замирают.
  
  Ракитин (бросается за незнакомкой, кричит:) Поля! Поля! Ты где? Не уходи! Я знаю, ты здесь! (Ищет незнакомку в темноте, спотыкается, бьётся о стены.) Как же здесь жарко... Прямо невозможно... Поля, не уходи! Боже, как жарко... (Скрывается за дверью на веранду. Слышен его затихающий голос:) О, снег, прохлада... Поля, ты здесь?... Снег... Какое счастье...
  
  Гаснет последняя свеча. Гостиная погружается в темноту.
  
  
  
  ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
  
  
  Обстановка первого действия.
  
  Участники вечеринки спят. В окнах рассвет. Часы на стене показывают десятый час утра. Слышится тарахтение экскаватора. Неожиданно в доме включается свет. Зажигается ёлка. Спящие начинают просыпаться.
  
  Сичин (зевая и потягиваясь). Это что, уже утро?
  Провоторова. Я не помню, встретили мы Новый год, или нет.
  Голос. Шампанское не выпито - значит, не встретили.
  Другой голос. Связь заработала!
  
  На веранде хлопает дверь, слышен топот. Кто-то стряхивает снег с обуви.
  
  Роман Павлович (с веранды). Эй, есть тут кто живой? (Входит.) Что, разбудил, значит?
  Терновский. Уважаемый... э-э...
  Раиса Яковлевна (подсказывает). Роман Павлович.
  Терновский. Роман Павлович. Вчера под самый Новый год мы попали в страшный снегопад.
  Роман Павлович. Кончился он давно. Тогда же, в Новый год, и кончился.
  Голос. А сегодня мы уедем отсюда, как вы думаете?
  Роман Павлович. Уедете, не волнуйтесь. Только у меня для вас плохие новости.
  Виолетта Вадимовна. Ах ты, господи, что ещё случилось?
  Роман Павлович. Там, в снегу, у крыльца, человек лежит.
  
  Наступает тишина.
  
  Раиса Яковлевна. Так его надо скорее внести в дом.
  Роман Павлович. Сейчас Николай подойдёт, и внесём. Вы бы хоть пошли, взглянули на него.
  Терновский. Что-то у меня дурные предчувствия.
  Раиса Яковлевна. Я схожу.
  
  Раиса Яковлевна и Роман Павлович уходят. Все приникают к окнам.
  
  Голоса. Там правда кто-то лежит. Кто это? Что-то не видать. Надо бы тоже выйти посмотреть. В дверь вносят... Лицо тёмное... Ой, мамочки...
  Терновский. Надо вызвать "Скорую"!
  
  Роман Павлович и Николай вносят труп Ракитина. Кладут на пол у дальней стены. Раиса Яковлевна накрывает его пледом.
  
  Виолетта Вадимовна. Как же это произошло?
  Николай (хмуро). Это у вас надо спросить. (Уходит.)
  Роман Павлович. Да ясно, как. Напился, вышел подышать, присел на снег и замёрз. В том году то же самое было, только с женщиной.
  Голос. Это Ракитин.
  Другой голос. Точно, Ракитин. Его и не узнать. Почернел весь.
  Роман Павлович. "Скорую" вызывать нет смысла, да она и не проедет по этим сугробам. А в полицию я уже позвонил. Должна прибыть труповозка, только неизвестно когда.
  Виолетта Вадимовна. Раиса Яковлевна, надо связаться с его родными. И придётся, видимо, похлопотать о похоронах.
  Терновский. Погасите ёлку. Николай, погаси её.
  
  Омельченко скрывается за ёлкой. Ёлка гаснет.
  
  Терновский (обращается ко всем). Друзья. Произошла страшная трагедия. Один из нас погиб. Видимо, по своей беспечности. Это Ракитин Алёша. Нас собрат по ремеслу. Он был хорошим товарищем и неплохим актёром. Давайте почтим его память минутой молчания.
  
  Все замолкают. В тишине слышно, как снаружи тарахтит экскаватор.
  
  Терновский. Спасибо. Вечеринку придётся прекратить.
  Провоторова. Мне надо в Москву.
  Другая участница. Мне тоже.
  Сичин. (Роману Павловичу:) А с машинами как быть?
  Роман Павлович. Сначала Николай дорогу прокопает, а потом машинами вашими займёмся.
  Сичин. И когда это будет?
  Роман Павлович. Машинами, наверное, займёмся после обеда.
  Сичин. Заниматься долго будете?
  Роман Павлович. Долгонько. Кроме нас с Николаем никого нет, а сугробы, сами видите, какие. Может, вы поможете? Лопаты есть.
  Сичин. Лопаты-то есть, а времени нет. Мне надо срочно в Москву.
  Терновский. Я лично не могу ждать до вечера.
  Голоса. И мне надо в Москву. И мне...
  Провоторова. Я ни секунды не могу оставаться в одном доме с покойником! Я боюсь мертвецов!
  Роман Павлович. Кому надо срочно, то, пожалуйте, пешечком по колее.
  Голос. Идти-то долго?
  Роман Павлович. Нет, не долго. Дойдёте до дороги, ещё немного пройдёте, и станция. Электричка будет в четверть одиннадцатого. Как раз успеете, если поспешите.
  Голос. А станцию снегом не завалило?
  Роман Павлович. Ничего не завалило. Снегопад только тут был.
  Терновский (качает головой). Повезло нам.
  
  Все торопливо собираются и выходят из дома. Многие выходят, разговаривая по мобильному телефону.
  
  Терновский (Виолетте Вадимовне:) Придётся искать другого парня на роль официанта.
  Один из участников. Я могу взять эту роль. Там и играть-то нечего.
  Терновский. Это сейчас нечего. А в третьей серии на красивого официанта положила глаз очень богатая дама, и его роль усложняется и начинает сверкать. Ракитин стал бы у нас чуть ли не главным героем.
  Другой участник. А я не подойду?
  Терновский. Не подойдёшь. И ты не подойдёшь. Тут нужен действительно красивый парень. Не зря же я дал эту роль Ракитину.
  Раиса Яковлевна. А он был так недоволен!
  Терновский. Я не стал его обнадёживать, потому что ещё ничего неизвестно насчёт третьей серии. Может, съёмки прекратят, и не будет никакой третьей серии...
  Виолетта Вадимовна. Красивого официанта надо найти срочно. Он уже в понедельник должен быть задействован.
  Терновский. И где его искать? Тем более в праздники? Вот проблема-то навалилась на нашу голову...
  
  Уходят. Голос Терновского доносится с веранды. В доме остаётся только Роман Павлович.
  
  Роман Павлович (вслед Терновскому). Вам бы надо до Аркадия Марковича дозвониться, сообщить ему, что ли.
  Терновский (с веранды). Хорошо-хорошо...
  
  Голоса уходящих стихают. Тишина. Роман Павлович подходит к столу.
  
  Роман Павлович. Вино не выпили. Разлили по бокалам, и не выпили... А это что тут? (Берёт наполовину выпитую банку энергетика, рассматривает её.) Не по-нашему написано... (Нюхает). Фу, гадость. И это они пьют. Лучше б водку пили, и то полезнее... Шампанского выпью. (С бокалом поворачивается к покойнику, смотрит на него задумчиво.) И как же тебя угораздило? Совсем молодой парень... Ну, земля тебе пухом... (Пьёт залпом.) Фу, (морщится) не люблю шампанское. Не вино, а лимонад сладкий. Гадость. Надо бы пойти вздремнуть.
  
  Уходит в левую дверь, поднимается наверх. На лестнице слышны его шаги.
  
  Всё стихает. Рассвет в окнах разгорается. Входит Шаганова. Она в распахнутой шубе, запыхалась.
  
  Шаганова. Кто здесь есть? (Оглядывается.) Никого? Странно. Ёлка, бокалы с шампанским, а никого нет. Значит, все сбежали. Трусливо сбежали... Он должен быть где-то здесь, если уже не увезли... А, вот он! (Подходит к трупу, откидывает с его головы плед, и тут же снова накрывает.) Как это могло случиться? Он ведь совсем не пьёт... (Ходит по гостиной, снова подходит к трупу, откидывает плед.) Алёша... (Садится на ближайший стул, смотрит на покойника). Ой, плохо... Плохо мне... Никого так не любила, как его, никого... Что делать теперь...
  
  Сидит неподвижно, смотрит на труп. На лестнице шаги. Из левой двери выходит, зевая и почёсываясь, Роман Павлович.
  
  Роман Павлович. Вы, гражданка, родственница его?
  Шаганова (с отсутствующим видом). Я по поручению Ровнера. Он попросил меня лично разобраться в ситуации.
  Роман Павлович. А что тут разбираться. Напился, вышел на мороз и замёрз.
  
  Пауза.
  
  Шаганова. Аркадий Маркович сказал, что это последняя вечеринка в его доме. Больше не будет.
  Роман Павлович. И правильно. А то от актёров одни неприятности.
  
  Пауза.
  Шаганова тяжело поднимается, подходит к покойнику, накрывает его голову пледом. Потом подходит к столу, берёт бокал, пьёт залпом.
  
  Шаганова. Думаю, это самоубийство. Вчера вечером я созванивалась с ним. Он был сильно не в себе. (Выпивает ещё один бокал.)
  Роман Павлович. Да, неприятность.
  Шаганова. Я сразу поняла по его голосу, что он что-то задумал. Теперь ясно - что. Дурак. (Пьёт.)
  Роман Павлович. Молодёжь, что с неё взять...
  
  Появляется Кирилл.
  
  Кирилл. Здравствуйте. (Идёт по гостиной, оглядывается.) Значит, я опоздал. Вечеринка кончилась, все уехали.
  Шаганова. А вы, собственно, кто такой?
  Кирилл. Прибыл по просьбе Полины Григорьевны. Я Кирилл Дмитриевич, её знакомый. Мы с ней вчера ехали сюда, и не доехали. Застряли в снегопаде. Я вылез из машины и пошёл в посёлок, а она осталась. Хорошо хоть, снег скоро кончился, и добрые люди нашлись, помогли вернуться к машине. Полина уже почти без сознания лежала. Но ничего, перенесли её в дом, отпоили, обтёрли. В больницу отвезли утром. Вы не беспокойтесь, с ней всё хорошо.
  Шаганова. Рада, что всё хорошо. (В сторону:) Это та самая Полина!
  Кирилл. Она в бреду всё время говорила об Алексее. А когда пришла в себя, сразу отправила меня сюда. Она сказала, что Алексей, наверное, очень беспокоится о ней. Вчера ночью она успела сообщить ему, что мы застряли в сугробе. Теперь она считает, что он с ума сходит от беспокойства. И дозвониться мы до него не можем. Он не отвечает. Короче, я послан передать ему, что с ней всё хорошо. Но, я смотрю, все уже уехали. И Алексей тоже...
  Шаганова. Он не уехал. Понимаете, тут произошло несчастье.
  Роман Павлович. Большое несчастье. Он замёрз.
  Кирилл (испуганно). Кто замёрз?
  Шаганова. Алексей.
  Роман Павлович. Вышел из дома ночью легко одетый и замёрз. Да вон он лежит. Можете сами посмотреть на него.
  
  Кирилл испуганно оборачивается. Подходит к телу. Не решается отвести плед. Плед отводит Роман Павлович. Кирилл шарахается.
  
  Шаганова. Мы все скорбим. Он был очень талантлив.
  Кирилл. Очень, очень талантлив. Поля мне много рассказывала о нём. Она говорила, что его ждёт большое будущее.
  Шаганова. Да, наверное. Как это всё печально.
  Кирилл. Я не смогу сказать Полине, что он умер. Это будет страшным ударом для неё. Понимаете, она ещё очень слаба. Не знаю, как она перенесёт такую новость.
  Шаганова. Ну и не говорите.
  Кирилл. Да, может быть, потом скажу, когда она окрепнет. А сейчас что ей сказать?
  Шаганова. Скажите, что к вашему приезду вечеринка закончилась и все уехали в Москву. Алексей, наверное, занят на съёмках.
  Роман Павлович. Правильно. Скажите ей, что никого не застали. И никакого трупа не видели, потому что труповозка уже увезла его.
  Кирилл (в ужасе). Труповозка?
  Роман Павлович. Ну, про труповозку лучше вообще не говорите.
  Кирилл. Вы тоже не говорите Полине ни слова, умоляю вас! Это для неё такой удар! Она не вынесет! Я с ума сойду!
  
  Кирилл убегает.
  
  Роман Павлович. Вот так история. Слышали? С ума сойдёт... (Берёт бокал). Терпеть не могу шампанское, а такой случай, что надо выпить.
  
  Пьёт. Шаганова тоже пьёт.
  
  Шаганова. Да вздор, никто с ума не сойдёт. Только панику наводит. Сейчас не тургеневские времена.
  Роман Павлович. Пойду, гляну. Машина сюда не доедет, но они пешком дойдут. Должны прибыть скоро.
  Шаганова. Что-то я не пойму. Кто куда дойдёт?
  Роман Павлович. Люди с труповозки. Тут и идти-то нечего.
  
  Роман Павлович уходит.
  
  Шаганова (достаёт телефон). Хорошо, что я заранее побеспокоилась узнать её номер. Я как чувствовала, что пригодится. Алло, это Полина? Вам звонят со съёмочной студии Терновского. Вы, наверное, уже знаете о несчастье, которое произошло с Ракитиным. Не знаете? Он умер во время вечеринки. Выпил лишнего, вышел из дома и замёрз в сугробе. Утром нашли... Алло, вы слышите меня? Алло, алло... Куда вы пропали? Не слышит. Ну и ладно. (Сбрасывает звонок.) Я так полагаю, что эта дамочка своё получила... (Берёт бокал, пьёт.) А Ракитину туда и дорога. Всё равно он меня не любил. Бросил бы, и деньги мои ему не нужны. Ничего. Ничего, я-то с собой справлюсь, без мужика не останусь. (Решительно садится в кресло, набирает номер.) Давида Осиповича позовите, пожалуйста. Это Шаганова. Давид Осипович? Я не рано? Да-да, я как раз по этому делу. Нужен. Но вы ведь знаете, я женщина разборчивая, мне нравятся молодые...
  
  Из правой двери в гостиную входят Роман Павлович и двое с носилками.
  
  Шаганова (оборачивается на них). О господи, как не вовремя... (В трубку:) Секундочку, Давид Осипович, я только вошла в квартиру, сейчас сниму шарф... (Встаёт с кресла, идёт, шатаясь, к левой двери, продолжает говорить по телефону). Высокий, с крепкими бёдрами? А на лицо как? Итальянский типаж?
  
  Шаганова смеётся пьяным смехом. Скрывается за дверью. Её голос становится неразборчивым, слышится только смех.
  Аккорды вальса. Проносится тёмный силуэт танцующей пары.
  Слышен хохот Шагановой.
  Видение призраков длится несколько мгновений. Замирает музыка.
  Работники специальной службы укладывают труп на носилки.
  
  
  
  Занавес.
  
  
  Конец.
  
  
  
  
  2025 год.
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"