Аннотация: "Снежная фея". Пьеса. Драматическая феерия в двух действиях. Время действия: новогодняя ночь, современность.
Игорь Волознев
Снежная фея
Драматическая феерия в двух действиях
Наше счастье юное так зыбко
В этот зимний, в этот тихий час,
Словно Диккенс с грустною улыбкой
У камина рассказал о нас.
С.К.
Лица:
Алексей Ракитин, 23 года, киноактёр.
Полина, 21 год, его подруга.
Кирилл, 21 год, знакомый Полины, друг детства.
Незнакомка, молодая девушка, вся в воздушно-белом. Она же Снежная фея.
Михаил Витальевич Терновский, 55 лет, режиссёр.
Виолетта Вадимовна, 30 лет, ассистентка режиссёра.
Раиса Яковлевна, 40 лет, киноактриса.
Эдуард Сичин, 28 лет, киноактёр.
Аделия Провоторова, 25 лет, киноактриса.
Николай Омельченко, 30 лет, участник вечеринки, разбирается в электричестве.
Дарья Максимовна Шаганова, 45 лет, женщина со связями.
Роман Павлович, 60 лет, сторож дачного кооператива.
Николай, 40 лет, работает на экскаваторе.
Аркадий Маркович Ровнер, продюсер. Владелец дома, в котором проводится вечеринка. На сцене не появляется.
Давид Осипович Вартанов, заведует ночным развлекательным заведением в Москве, оно же - полулегальное агентство по оказанию эскорт-услуг. На сцене не появляется.
Участники вечеринки - киноактёры, киноактрисы, их друзья и подруги, всего около двадцати человек.
Работники специальной службы.
Примечание 1. Полину и Снежную фею играет одна и та же актриса. На первой встрече с Ракитиным фея лишь немного похожа на Полину; на второй встрече сходства больше; на третьей - почти она.
Примечание 2. В пьесе звучит вальс. Музыка должна быть напряжённой, драматичной, с оттенком мистики. Как, например, в мюзикле "Шахматы".
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
Новогодняя вечеринка в элитном подмосковном особняке.
Сцена представляет собой большую, неярко освещённую гостиную. В её глубине находятся: стенные часы, которые показывают восьмой час вечера, новогодняя ёлка, погасший камин. Огней на ёлке пока не зажигали. Справа - окна и дверь на веранду. Из веранды можно выйти на автостоянку и в сад. Слева - дверь в смежное помещение и на лестницу. Эта дверь всегда распахнута. За ней слышны ритмичная музыка и голоса, иногда - взрывы смеха. Из неё в гостиную вливается яркий свет, в котором временами показываются участники вечеринки.
Гостиная обставлена без изысков: три мягких кресла, три дивана, стулья, стол, уставленный бутылками, тарелками с закусками, стаканами, банками с пивом и энергетиками. Одно пустующее кресло стоит на авансцене, обращено к зрителям. В гостиной участники вечеринки прохаживаются, стоят или сидят, закусывают у стола, играют в карты, негромко разговаривают по мобильному телефону или друг с другом.
Реплики участников вечеринки:
Я думала, он уже приехал, а он в теннис играет...
Ничего подписывать не буду, однажды подписал на свою голову...
Не знаю, как пойдут дела. Может, через неделю...
Я такая, сижу, думаю: чой-то он всё ко мне, да ко мне...
Сейчас работаю на подтанцовках. До чего надоело...
Ты послушай, что было. Он мне уже через пять минут звонит...
Я забыл уже, когда последний раз стоял на сцене. Только съёмки...
Она третий год болтает, что едет в Англию, а всё трётся в своей конуре в Подольске...
Прикинь, все съёмки просидел в смокинге и делал вид, что пью коньяк...
Да, меня отчислили из Щуки, ну и что? Это не повод, чтобы так относиться ко мне...
Он вообще ничего не сказал, а она всё равно обиделась. Мечтала, что он женится на ней. Как же, держи карман...
По оконным стёклам промахивает свет автомобильных фар. Участники вечеринки в волнении подбегают к окнам, вглядываются в темноту.
Голоса:
Михаил Витальевич приехал!
Наконец-то!
Сейчас всё узнаем. Он обещал сказать.
Опять скажет, что съёмки откладываются. Как это всё надоело.
Смотрите, он с Виолеттой Вадимовной! Если и она приехала, значит, дело сдвинулось!
Некоторые из присутствующих уходят на веранду, чтобы встретить Терновского. Возвращаются в гостиную с ним и с Виолеттой Вадимовной. Виолетта Вадимовна держит в руках папку.
Терновский (ко всем). Ну, вы тут как, уже навеселе?
Голоса. Что вы, Михаил Витальевич. У нас полный порядок. Только вас и ждём.
Терновского обступают.
Сичин. Михаил Витальевич, до Мальдив дозвонились? Съёмки будут?
Терновский. Будут. Сегодня полчаса говорил об этом с Ровнером.
Голос. Ну и как там погода на Мальдивах?
Терновский (игнорируя вопрос). Насилу уболтал его. Но ведь сценарий-то хорош!
Другой голос. Отличный сценарий!
Терновский. Сериал по такому сценарию каналы будут с руками отрывать!
Третий голос. Ясное дело!
Голоса. Наконец-то будут съёмки! А то ждём, не дождёмся!
Терновский берёт у Виолетты Вадимовны папку. Раскрывает её. Все затихают. Из левой двери в гостиную входят остальные участники вечеринки. Музыка смолкает.
Терновский. Роли расписаны и распечатаны ещё неделю назад, но я, конечно, не сообщал вам об этом. Не хотел зря обнадёживать. Зато теперь, когда вопрос решён положительно, осталось только раздать их вам, мои дорогие, что я и сделаю сейчас с большим удовольствием.
Провоторова. А я ещё вчера, как объявили о вечеринке, поняла, что съёмки начнутся. Если Ровнер нам свой коттедж на Новый год отдал, значит, и денег на съёмки даст. Это и дураку понятно.
Терновский (достаёт из папки листы с ролью). Ты у нас, Аделечка, самая догадливая. Получай за это роль Анны.
Провоторова (визжит от восторга). Я так и знала, так и знала! Она словно для меня написана!
Все в волнении придвигаются к Терновскому.
Терновский. Наташа, тебе роль Маргариты (передаёт ей роль). Соня, тебе Аглаю (передаёт роль). Вам, Раиса Яковлевна, Марью Андреевну. Она только для вас. Светочка, тебе Дашу Цимлянскую. Роль сложная, играть придётся в полную силу. Геннадий, а ты у нас - Ваня Лопатин... Где Геннадий? Наверху? Зовите его быстро, а то другому отдам.
Из толпы выталкивают Геннадия.
Голоса. Вот же он, тут.
Терновский (передаёт ему роль). В эту чудесную новогоднюю ночь, друзья мои, в этой интимной дружеской обстановке я чувствую себя Дедом Морозом, раздающим подарки. Для полноты картины не хватает белой бороды и красной шубы... Толик, это тебе... А это тебе, Галочка... Савушкин, ты у нас лучше всех играешь пьяных. Тебе роль Феди Протасова. Хоть он и хронический алкоголик, но роль ответственная.
Ракитин. Михаил Витальевич, не томите. Кто Станислав?
Терновский. А Станиславом будет незаменимый наш Эдуард Дмитриевич (передаёт роль Сичину).
Ракитин (в сторону). Эдуард? Ему отдали? Как же так вышло? Почему? Шаганова Станислава мне обещала!
Голоса участников вечеринки. А мне есть что-нибудь? А мне?
Терновский. Роли остались только второго плана. Но ничего, не отчаивайтесь. Начиная с третьей серии появятся новые персонажи и новые хорошие роли. Пока же придётся довольствоваться тем, что есть.
Голоса (разочарованно). Опять второй план. Сколько можно?
Терновский. Должен сразу предупредить, что условия нам выставлены жёсткие. Денег дали в обрез, только на шесть съёмочных дней. Через шесть дней две первые пилотные серии должны быть отсняты и представлены на просмотр. Тогда будет вынесено решение насчёт всего сериала.
Голос. Опять гнать будем?
Терновский. Не гнать, а работать. Усиленно работать. Поэтому никаких праздников. Завтра ещё отдохнёте, проспитесь, а второго числа, в понедельник, все собираемся в полдень на Красносельской, и без суеты, с чувством, с пониманием материала, приступаем к съёмкам. (Просматривает листы в папке). Вероника, это тебе (даёт ей листки).
Вероника (недовольно). Да тут пять фраз только!
Терновский. Зато важных. (Раздаёт листки).
Кто-то из актрис. Очень уж короткие роли, Михаил Витальевич. Слов мало.
Терновский. Это только в двух первых сериях. Дальше будет больше и лучше.
Свой листок получает Ракитин. Отходит с ним в сторону.
Ракитин. Да они издеваются! Я - официант, таскаю на подносе шампанское и вызываю такси! (Читает вслух). "Шампанское, пожалуйста", "А вы не хотите?", "Прошу вас", "Такси уже ждёт", "Доброй ночи, Марья Андреевна", "Доброй ночи, Владислав Андреевич. Счастливо добраться". Ну прямо мальчик на побегушках!
Останавливается у кресла на авансцене. Достаёт телефон. Сцена темнеет. Справа небольшая часть сцены освещается жёлтым светом. В пятне света - торшер и кровать. На кровати Шаганова в нижнем белье. Готовится лечь.
Шаганова (в телефон). Алло, Алексей, слушаю тебя. Как вечеринка?
Ракитин (раздражённо). Какая ещё вечеринка! Тут Терновский роли распределил. Ты что мне обещала?
Шаганова. Я не смогла дозвониться до Ровнера.
Ракитин. Терновский дозвонился, а ты не смогла? Хватит. Мне надоели твои отмазки. За целый год ни одной путной роли, одни обещания.
Шаганова. Алёша, у меня всё было на мази, но тут такой расклад получился. Я действовала через Ольгу, но решение по сериалу постоянно откладывалось, всё решилось только в самый последний день, когда Ровнер был в отъезде, а Ольга оставалась в Москве. И не сработало...
Ракитин. У тебя всё время не срабатывает.
Шаганова. Завтра с вечеринки приезжай ко мне. Скучаю без тебя.
Ракитин. А мне по фиг, что ты скучаешь.
Шаганова. Ты пьян, я чувствую по голосу. Успокойся и будь благоразумным. У меня масса идей насчёт тебя. Приезжай, обсудим их в постели.
Ракитин. У тебя каждый день идеи. А в итоге шиш с маслом. Хватит, сыт по горло! Звони своему Вартанову, пусть подыскивает тебе другого парня. Только не актёра. Будешь просто платить ему деньги, и всё. И никаких с ним идей!
Шаганова. Алексей, прекрати говорить со мной в таком тоне.
Ракитин. А в каком тоне с тобой говорить?
Шаганова. Ты пьян. Иди проспись, а потом приезжай ко мне. Мы всё обсудим.
Ракитин. Мы весь год только тем и занимаемся, что обсуждаем.
Шаганова. Хочу протолкнуть тебя на телевидение.
Ракитин. Я сто раз это слышал. Меня больше не жди. Нет у меня на тебя времени.
Шаганова. А на Полину есть?
Ракитин. Что-что? Ты откуда узнала про Полину?
Шаганова. С моими связями это легко.
Ракитин. Ну и уйду к ней. А ты проваливай. Исчезни.
Шаганова. Думаешь, она тебе деньги будет давать? Это я, дура, даю тебе деньги. Ведь у тебя ничего нет. Ты нищим приехал в Москву из Чухломы, по углам мыкался. Скажи спасибо Вартанову, что сделал из тебя хоть что-то...
Ракитин. Большей сволочи, чем Вартанов, в жизни не видел!
Шаганова. Ну и вернёшься опять в Чухлому!
Ракитин. Да меня уже весь шоу-бизнес знает! Я в клубе "Три саксофона" свой человек!
Шаганова. Знаю, какой ты свой. Вернёшься к Вартанову, никуда не денешься.
Ракитин. Плевал я на тебя и на твоего Вартанова!
Шаганова. Вернёшься к нему как миленький, и я снова тебя куплю!
Ракитин. Чего? Чего ты сказала, дура?
Шаганова (кричит). Я - дура? А ты шантрапа с пустыми карманами! Скотина неблагодарная!
Ракитин. Проваливай к Вартанову! Там тебя ждут! Прямо мечтают о тебе!
Шаганова. Скотина! И в постели ты скотина!
Ракитин. Мне тоже с тобой мерзко. Всё, больше не звони.
Желтый свет гаснет. Шаганова пропадает. Освещается сцена. Актёры ходят или сидят, пролистывают роли. Кто-то уже начал репетировать.
Терновский. В понедельник съёмки начнём с пятой сцены. Интерьер, квартира Цимлянских. Она у вас помечена красным фломастером. Потом снимаем седьмую и сразу восьмую. Это жёлтый фломастер. А вечером одиннадцатую и двенадцатую, интерьер, ресторан. Зелёный фломастер. К понедельнику помеченные места надо знать наизусть.
Голос. А сколько всего сцен в первой серии?
Терновский. Девятнадцать. Во второй - двадцать шесть. Обе серии надо отснять до вечера субботы, чтоб успеть смонтировать и к одиннадцатому числу представить на просмотр. Так что, работать придётся быстро. Но без брака. Всё должно быть на уровне. Впрочем, кому я это говорю. Вы профессионалы, знаете всё не хуже меня. Пятую сцену можно прямо сейчас начать репетировать, чтоб не терять времени. Эдуард, Аделия, давайте-ка прогоним диалог Владислава и Анны. Вот здесь укромное местечко (идёт к креслу на авансцене). Здесь тихо, спокойно, никто не помешает (садится в кресло).
Сичин и Провоторова перед ним.
Терновский. Съёмка крупным планом, поэтому лица делайте. Давайте, начинайте. Можете смотреть в текст.
Провоторова (читает по бумаге). "Ах, кстати, не поедешь ли ты с нами в Минеральные воды? Там очень красивая природа и старинная архитектура. Мы все едем на две недели..."
Терновский (хлопает в ладоши). Плохо! Это не просто просьба поехать в Минводы. Решается её судьба! Вся её жизнь! Анна напряжена, она ждёт ответа. Адель, ты должна это выразить. Владислав вступает.
Сичин. "Видишь ли, я каждую зиму катаюсь на велосипеде по югу Франции с другом. Иногда заезжаем в Италию..."
Терновский. Стоп! Эдик, пойми, это не просто ответ, это - отказ. Владислав любит её, но вынужден отказать. Вложи в эту фразу всю любовь, всё отчаяние.
Сичин (прочувствованно, с рукой на груди). "Видишь ли, я каждую зиму катаюсь..."
Терновский. Руку убери!
Сичин (убирая руку). "Видишь ли, я каждую зиму катаюсь на велосипеде..."
Терновский. Да не верю я в твою любовь! Не верю! Давайте сначала.
Ракитин и ещё несколько участников вечеринки наблюдают за репетицией. Ракитин скептически улыбается.
Сичин. "Видишь ли, я каждое лето катаюсь на велосипеде..."
Терновский. Смотри ей в глаза. Ты, Адель, тоже смотри ему в глаза. Помните, здесь идут крупные планы. Адель, твоя реплика.
Провоторова. "Лучше путешествовать по своей родной земле, чем по Франции".
Терновский. Ты говоришь это в последней надежде. Самой последней. Ты умоляешь его... Владислав.
Сичин. "В пути я изучаю иностранные языки..."
Терновский. Эдик, имей в виду, что эта реплика про иностранные языки - окончательный отказ. Адель, твоя Анна должна как-то выразить реакцию. Схватись за кресло, что ли.
Виолетта Вадимовна. Пусть она вскрикнет и достанет платок.
Терновский. Про платок неплохо.
Провоторова. Может, мне за сердце взяться?
Терновский. И это попробуй. Эдик, ещё раз фразу про иностранные языки. Потупь взгляд. Схватись за лоб, как будто голова болит.
Сичин (слабым голосом). "В пути я изучаю иностранные языки..."
Провоторова (ахая и отшатываясь). Мне плохо...
Терновский. "Мне плохо" в сценарии нет.
Виолетта Вадимовна. Лучше тут паузу сделать. А Анна с платком у рта пусть отойдёт к окну.
Терновский. Да, и у окна пусть скажет... Что там она должна сказать?
Виолетта Вадимовна (читает по сценарию). "Ты совсем не знаешь родную страну, её природу и историю".
Терновский. Да, именно так. Она в отчаянии. Она уже не надеется ни на что.
Появляется сторож Роман Павлович. Он в зимней неуклюжей китайской куртке, в вязаной шапке. В руках держит охапку дров.
Роман Павлович (громко). Всех с наступающим! Дровишки вам принёс!
Раиса Яковлевна. А, Роман Павлович! Здрасьте, здрасьте. Давненько я вас не видела. Всё сторожите?
Роман Павлович. А как же, сторожим. Такая у нас работа. Сейчас, вот, по домам дровишки разношу. А то мало ли что случится.
Виолетта Вадимовна. Да что может случиться? Батареи греют, в доме тепло, светло.
Роман Павлович. Это сейчас они греют, а малость подождать - и кто их знает. Они же на электричестве, а электричество, особенно зимой, - это такая штука. Оно в любой момент отключиться может. Вот тогда дровишки и понадобятся.
Виолетта Вадимовна. Почему оно может отключиться?
Роман Павлович. Этого мы не знаем. У электриков надо спрашивать, а их сейчас нет. Так что - на всякий случай дровишки.
Терновский. Правильно, дрова нужны, особенно на даче.
Роман Павлович. В случае чего - камин растопите. Хоть какое-то тепло.
Терновский (подходит к Роману Павловичу). Вас как по имени-отчеству?
Роман Павлович. Роман Павлович.
Терновский. Вы здесь сторож, я так понимаю?
Роман Павлович. Да.
Терновский. Очень приятно. А я - Михаил Витальевич.
Роман Павлович. Так я дрова у камина положу.
Терновский. Во, там им самое место. Не хотите стопочку винца?
Роман Павлович. Весьма благодарен (складывает дрова у камина, снимает шапку, подходит с Терновским к столу).
Сичин с Провоторовой уходят вглубь гостиной и присоединяются к другим участникам вечеринки.
Раиса Яковлевна. Мне Аркадий Маркович тоже говорил, что в посёлке иногда отключается электричество.
Роман Павлович. А вот в прошлом году случай был. Прямо здесь, в этом доме. Тоже в новогоднюю ночь. Народу полно, веселятся, и вдруг - бац! - электричество вырубилось. Оно во всём посёлке вырубилось. Ну, в других домах никого нет, а здесь - полно.
Голос. И что же, замёрзли, что ль, все?
Терновский (любезно подаёт Роману Павловичу бокал с вином). Будем надеяться, что сегодня ничего подобного не случится.
Роман Павлович пьёт.
Раиса Яковлевна. Вот бутербродики (придвигает ему тарелку с маленькими, величиной с напёрсток, бутербродами, насаженными на палочку). Тут есть с рыбкой, ветчинкой, колбаской. Закусывайте, не стесняйтесь.
Роман Павлович (берёт насаженный на палочку бутерброд, смеётся). Хорош бутерброд!
Раиса Яковлевна. Вы, наверное, к таким не привыкли.
Роман Павлович (отправляет бутерброд в рот). Да уж, непривычно.
Раиса Яковлевна. Нормальные бутерброды у нас тоже были, но они закончились. Их съели уже. Только такие остались.
Роман Павлович. Ясно, что съели. У вас тут народ, я смотрю, молодой, а значит, голодный. Актёры, небось?
Раиса Яковлевна (кивает). Актёры.
Роман Павлович. Так и знал. Каждый Новый год хозяин тут чего-то актёров собирает... (Берёт ещё бутерброд). Я вот что хотел сказать. В прошлом году, тоже на Новый год, тут человек замёрз. Вышел подышать свежим воздухом, и не вернулся. И никто не хватился, потому что все были выпивши. А когда хватились, он уже окоченел.
Терновский. Нет, у нас такого быть не может. У нас народ серьёзный, сознательный... Ну, Роман Павлович, мы вас больше не задерживаем.
Роман Павлович. А который тут с рыбкой?
Раиса Яковлевна. Вот здесь.
Ракитин подходит к креслу на авансцене.
Ракитин. Разве он что-нибудь понимает, этот их Эдик? И это так он представляет Владислава? (Пародирует). "Видишь ли, я катаюсь на велосипеде..." Как будто жвачку жуёт. (Встаёт у кресла на колени). "Анна, почему все слова, которые я хочу тебе сказать, кажутся мне такими тусклыми и холодными? Не потому ли, что нет слова достаточно нежного, чтоб им назвать тебя..."
В доме отключается электричество. Несколько секунд, потрескивая, мигают лампы в глубине гостиной. Гаснут и они. Всё погружается в темноту.