Воробьев Георгий Иосифович : другие произведения.

Пионерский Козёл Отпущения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Смешные и не очень истории из жизни городских мальчишек и девчонок.

  Вот, кто может вспомнить что-нибудь интересное, связанное со своим октябрятским, пионерским или комсомольским прошлым? Наверное, немногие. А я могу. И, именно, с пионерским. То, что связано напрямую и запомнилось. Ну, ладно, начну с самого начала. Или примерно с начала, как я запомнил.
  
  Приняли меня в пионеры в третьем классе, в первой группе. Ну с классом понятно. А что такое первая группа?
  
  А это то, что не всех в третьем классе сразу в пионеры принимали. Некоторых и в четверном принимали, а может и в пятом. А в третьем, на день рождения Ленина, принимали только самых лучших из всех третьих классов школы. А у нас таких третьих класса в школе было три - 3А, 3Б и 3В. Я учился в В. Из нашего класса в первую группу счастливчиков попали шесть человек . По успехам в учебе. Ну, мальчишек только двое и я был одним из них. Конкретно, из приема в пионеры я ничего не запомнил, кроме того, что происходило это в городском музее Ленина, было очень нудно, скучно и жарко. Да, из родных там присутствовал мой дедушка. Мой дедушка - это, тоже, целая история: он был из старых идейных большевиков, репрессированный задолго до войны, восстановленный в правах во время войны, несогласный с происходившим в нашей стране и мечтавший о всеобщем счастье, и т.п. - короче, неисправимый идеалист.
  
  Я дедушку в музее не видел, но точно знал, что он там. А сам я только мечтал, чтобы дедушка поскорее забрал меня из музея и мы пошли на рыбалку вечером... Но это, тоже, были только мечты - вечером меня ждал ужин в кругу семьи и поздравления. Т.е. сам прием в пионеры мои ожидания не оправдал. Хотя я всегда задумывался, что должна же быть от пионерства какая-то практическая польза. Ну, пионерские лагеря. Но, ведь, это же только летом. Да и то раз на раз не приходился. Хотя, тоже, как на это посмотреть - бывали и там интересные истории... Но сейчас речь не о них.
  
  А, вот, под конец моего пионерства, классе в шестом, я сумел воспользоваться этим пионерством в личных корыстных целях с привлечением к делу пионеров-героев.
  
  Да, да - было такое понятие "пионер-герой". Конечно, речь шла не о нас, простых советских пионерах. Пионеры-герои - это были пионеры из предвоенных или военных лет времен Великой Отечественной войны: они разные подвиги совершали и, естественно, нам, детям очень далеким от этих военных и предвоенных лет, пример во всем подавали. Например, юный партизан Валя Котик. Или самый юный летчик(да, да - летчик) Аркадий Каманин.
  
  В общем, таких пионеров-героев было немало. А в каждой советской школе была пионерская дружина, включавшая всех пионеров школы. И каждой дружине было присвоено имя какого-нибудь советского выдающегося героя. Наша дружина носила имя кого-то из молодогвардейцев. Кого не помню да и дело не в этом. А в каждом классе пионерского возраста был пионерский отряд. Тоже, с именем героя. Имя нашего отряда я не помню, хотя и был его бессменным Председателем Совета Отряда. ПСО сокращенно. Меня этим ПСО выбирали каждый год единогласно: первый год меня выбрали из двух кандидатов мальчиков-пионеров нашего класса. Я и победил то на выборах без борьбы потому, что предварительно решили, что выбирать будут из мальчишек, т.к. нас было в классе всего двое пионеров. Понятное дело, что шесть девчонок сразу же бы разобиделись друг на друга, если бы из всех пионеров класса выбирали. А так, решили из двух мальчишек - ну, подерутся в крайнем случае, а потом и помирятся. Но, на мое счастье, и драться не пришлось: за день до этих ответственных выборов мой оппонент заболел и в день выборов единственным реальным кандидатом остался я один. Меня и выбрали единогласно - шесть девочек "за" и никого "против". А все потому, что к этому времени я уже (или еще) ни с кем из девчонок не дружил. Кстати, это стоит взять на заметку: когда нет друзей, то нет и врагов...
  
  Это так было в первый год. А в остальные пионерские годы меня выбирали ПСО по привычке, да и желающих больше не было: ведь ПСО должен был и за стенгазету отвечать, и на заседания совета общешкольной пионерской дружины после уроков оставаться. Короче, такой пионерский козел отпущения. Сократим, для ясности, до ПКО. Так, вот, быть этим ПКО мне совсем не нравилось, но и свалить это на кого-нибудь другого я не решался.
  
  И, вот однажды, произошло необычное событие: моя мама ехала в командировку в Москву и взяла меня с собою - столицу посмотреть. Ну, посмотреть мы посмотрели только Красную площадь и Третьяковку: на остальное у мамы не хватило времени и сил, а у меня - желания. Даже до Мавзолея не дошли - во-первых очередь там огромная, а во-вторых, зачем же великого вождя беспокоить? А, чтобы я маме и на работе не мешал, мама отвезла меня на пару дней к родственникам в маленький подмосковный городок. А там у меня две сестры троюродные оказались. Ну, одна малявка - на целых три года меня младше и говорить с ней было не о чем. А вторая - на пять лет старше: она школу в том году закончила, в институт поступила и была в своей школе суперактивистской. Я с ней, по дурости, и связался - щегольнуть хотел перед старшей столичной сестрой. А щеголять то нечем было... Вот я и стал ей рассказывать, какой я бессменный ПСО, да какая у нас в школе пионерская дружина.
  
  Сестра сразу определила, что ей попался пионерский козел отпущения: наверное, активистки на таких ПКО были натасканы хорошо. И она меня, прямо среди лета, в свою школу потащила.
  
  Школа то закрыта на лето почти вся, а при школе был еще и музей пионеров-героев. Так сестра мне этот музей показала, а потом куда-то в подсобку нырнула. И вынырнула из подсобки... с настоящим боевым снарядом. Медный такой, большой и надпись на нем: "Земля героического Подмосковья". Сестра, значит, мне снаряд вручает и говорит: - "Это подарок в вашу пионерскую комнату. Отдай снаряд в своей школе. А от нас ты получаешь задание - собрать сведения о пионерах-героях в своем городе".
  
  Ну, я сразу же и возгордился: ведь не всякий может в школу с таким снарядом заявиться. Пусть снаряд и не боевой, а с землей, но все же - снаряд. И только потом подумал, что в очередной раз проявился во мне этот самый ПКО, т.е. козел отпущения. Хоть и мы у себя не лыком шиты, и город наш тоже город-герой, но где же мне там искать этих пионеров-героев? Я об этом у сестры прямо и спросил. А она в ответ: -" У нас все предусмотрено: вот тебе бланки анкет о пионерах-героях. Ты эти бланки по разным школам раздай и со старшими пионервожатыми поговори - пусть они этих пионеров-героев ищут и бланки заполняют. А ты потом бланки собери и нам отправь".
  
  Ну, думаю, умная нашлась - моими руками пионеров-героев из нашего города загребать. Нет уж - я этот снаряд себе оставлю и ни с кем связываться не буду. А снарядом перед друзьями хвастаться буду...
  
  Так и увез я этот снаряд домой и на книжную полку дома поставил. И родителям сказал, что это подарок от сестры из Подмосковья. Ведь так оно и было.
  
  А похвастаться снарядом я не успел: буквально, в первую же неделю занятий в школе, я получил письмо из Подмосковья от сестры. Признаться честно, я раньше ни от кого и никогда писем не получал и, даже, не поверил сразу, что письмо мне. Но мама вручила письмо именно мне и поинтересовалась, какие это у меня общие интересы появились с сестрой, которая намного меня старше. Пришлось маме письмо показать и про снаряд все до конца рассказать.
  
  И тут уж деваться мне было некуда: отнес я снаряд в школу, в пионерскую комнату вместе с анкетами и там все это нашей старшей пионервожатой вручил. А она и обрадовалась - ей, наверное, какую-то инициативу или активность пионерскую придумать надо было, а тут эта инициатива сама в руки пришла. Ну, пионервожатая этот снаряд и завучу, и директору показала. Наверное и про анкеты упомянула. В итоге, на общешкольной пионерской линейке, наш отряд при всех поблагодарили и поручили нам собирать сведения о пионерах-героях. Даже сам директор пообещал нам в другие школы позвонить и имена пионервожатых из этих школ для нас узнать. И еще, сказал директор, прямо на линейке, чтобы и учителя нам всячески помогали.... А, после линейки, наша классная ко мне подошла и говорит: - "Если для такого благородного дела тебе во время уроков отлучиться потребуется, то ты от моего имени любому учителю скажи и можешь спокойно идти, анкеты заполнять".
  
  Вот тут то меня и осенило - можно же и с неинтересного урока уйти. С ботаники, например. И те только с ботаники...
  
  Идея хорошая и на первой же ботанике я ее и проверил. Училка по ботанике меня даже похвалила, когда я сказал ей, куда мне с ее урока отлучиться нужно. Конечно, я пошел в ближайшую же от нас школу. Никакой пионервожатой там не нашел, оставил анкеты секретарше директора и еле успел вернуться в школу к следующему уроку.
  
  А надо сказать, что были у меня в школе два приятеля - Федя и Илья. Именно не друзья, а приятели. Илья был хорошист, т.е.учился на твердые четверки, а Федя был круглым и отпетым двоечником. Т.е. двоечником-профессионалом: он был совсем не глупым и материал уроков часто знал на отлично, но считал долгом чести получать двойки. Конечно, к концу четверти он их шутя исправлял на тройки - чтобы родители не приставали. А родители у него были из очень квалифицированных заводских трудяг, много работали - зарабатывали на кооператив. И тройки сына их вполне устраивали. Дружил я с Федей на почве совместного посещения бассейна: поскольку его мама всегда была занята, то по вечерам из бассейна нас забирала моя мама. А с Ильей мы, просто, жили в одном доме - тоже неплохое основание для дружбы...
  
  Так, вот, после моего первого похода за пионерами-героями, Илья сразу же, по дороге домой из школы, поинтересовался, как мне удалось с ботаники улизнуть. Ну, я и рассказал.
  
  - А меня с собою взять можешь?, - поинтересовался Илья.
  
  Ну, чего мне отказываться? Может вдвоем и поход успешнее будет: одна голова хорошо, а две - лучше. Так мы и решили - через неделю уйти с ботаники вдвоем. А на следующий день, в бассейне, я поделился нашим планом и с Федей. А Федя и разобиделся: " Идешь на дело, а лучшего друга не берешь? Не даешь мне проявить мою пионерскую смекалку! ". Ну, по жизни в смекалке Феде отказать было невозможно. Но какая же смекалка с этими анкетами? Но Феде отказать я не мог и через неделю мы решили отправиться в очередную школу втроем... А, в день похода, Федя, действительно проявил смекалку. Во-первых, мы ушли не после третьего урока, а после первого - Федя объяснил, что мы можем не успеть выполнить нашу пионерскую миссию. Во-вторых, мы не пошли собирать готовые анкеты в ту школу, где я их уже оставил. Федя, цитируя великих, сказал: "Есть время разбрасывать камни и есть время собирать камни". При чем тут камни мы с Ильей не очень поняли, но Федя добавил, что надо людям дать время, чтобы они хорошо и спокойно заполнили анкеты. Иными словами, в ближайшие походы мы будем только раздавать анкеты в новых школах... А собирать анкеты мы начнем через пару месяцев - пояснил Федя. Ну и, в-третьих, заявил Федя: "Каждому - по труду". Ведь, пока остальные дети сидят спокойно в классе, мы ходим по школам, разговариваем, объясняем. А это - труд и он, этот труд, должен быть вознагражден... походом в кино.
  
  Т.е. Федя уже подготовил список школ, находящихся поблизости от кинотеатров. С этих школ мы и должны были начать наш трудовой подвиг. Ну, и конечно, сверяясь с репертуаром кинотеатров. Конечно, на "Фантомаса" мы уже не пойдем - фильм старый. А, вот, "Неуловимые мстители" - в самый раз и тематика патриотическая. Короче, начали мы с утреннего сеанса в "Кинопанораме" - это кинотеатр такой. Понятное дело, что сначала - в кинотеатр, а уж потом - в очередную школу: ведь билеты на первый сеанс дешевле. Кстати, и занести анкеты мы успели, и к себе в школу к концу уроков вернулись.... Постепенно мы и тактику таких походов отработали: мы сами разносили анкеты раз в две недели и в те школы, где кинотеатры неподалеку... А в те недели, что мы не ходили, я посылал в соседние школы девчонок-отличниц из нашего класса - они эти анкеты собирать пытались. Ох и неприятное же это было занятие - собирать анкеты у пионервожатых. Но девчонки старались... Не любили они ходить на такие сборы анкет, но они ведь отличницы: поднывали, но ходили. Им, видно, и в голову не приходило, что это время можно провести иначе... Ну и я с Ильей да Федей, тоже, возвращались "с дела" уставшие и на жизнь жаловались... Короче, наш пионерский отряд продолжал геройствовать. А, еще, научил нас Федя правильно зайцем в троллейбусах и трамваях ездить: главное было верно у разных дверей стоять и смотреть, откуда контроллер заходит. А, увидев контроллера, подавать другим сигнал, через какую дверь можно немедленно спокойно выйти. Это срабатывало почти всегда при одном контроллере. А, вот, если контроллеров было два и они заходили в разные двери или в помощь к контроллеру присоединялся водитель, то Федя применял другую тактику - он шел прямо на контроллера. А, подойдя к контроллеру, он отдавал рукой пионерский салют и на весь салон говорил: "Товарищ контроллер! Мы, пионеры из нс-кой школы выполняем пионерское задание по поиску пионеров-героев нашего города. Не подскажете ли вы, на какой остановке нам лучше выйти, чтобы попасть в такую-то школу?" . Тут уж контроллеры и про билеты забывали, и пассажиры нам советы давали... И все шло гладко, на ура.
  
  Правда, один раз в школе неприятный прокол случился. Федя, в ту неделю, что девчонки по школам ходили, отхватил положенную двойку по математике. А в нашу неделю, да в тот день, что мы для "Чингачгука -великого Змея" наметили, математика, как раз, вторым уроком оказалась. Ну, я как обычно перед уроком, к училке по математике подошел и ситуацию объяснил: " Мол мы втроем информацию идем собирать о пионерах-героях". А училка молодая была да непартийная, видно. Она мне в ответ: "Вот ты с Ильей и иди. А Федя пусть сначала двойку свою исправит, а потом уж и других героев ищет". Конечно, Федька мог и в самом начале урока руку протянуть и свою двойку исправить, а потом спокойно с нами пойти. Но, ведь, он был двоечник идейный, а не просто так.... Поэтому, сказав :" Великий Змей не сдается", он отправил меня с Ильей в кинотеатр за билетами, а сам обещал подойти минут через 15-20. Мы с Ильей и пошли прямо в кинотеатр. Но Федьки так и не дождались, сами посмотрели "Чингачгука", сами посетили очередную школу и вернулись в свою школу к концу уроков. Но Феди и в школе не было: мы застали только его портфель в классе и рассказ одноклассников о том, что Федю прямо из школы увезла "Скорая помощь". Не было Феди в этот день и на плавании.... Только на следующий день узнал весь наш класс грустную Федину историю...
  
  А дело было так. Примерно через пять минут после начала урока математики, в классе послышались стоны, которые усиливались с каждой секундой. Стонал, держась за живот, Федя. Натурально стонал. Жалобно... Математичка, хоть и непартийная, но перепугалась не на шутку за ученика и сама, подхватив Федю под руку, спустилась с ним в школьный медпункт. А медпунктом у нас в школе заведовала женщина-врач предпенсионного возраста. Если бы Федя просто сказал ей, что очень болит голова, то она наверняка бы дала Феде таблетку и отпустила с уроков. Она всегда так делала... Но в этот раз сам Федя перестарался: очень уж натурально у него " болел живот"... Но дело было не только в этом: за день до этих событий в медпункты всех школ города поступило сообщение, что несколько человек отравились школьными обедами. А, т.к. полуфабрикаты для таких обедов доставлялись в школы централизованно, то все школьные медпункты были предупреждены, чтобы в случае жалоб на боли в животе у детей, шум и панику не поднимать, самолечением не заниматься, а тихо вызывать Скорую Помощь. А Скорая уже разберется, что делать... Вот Феде сразу же Скорую врачиха и вызвала, предварительно лишь чуть-чуть Федю опросив. А Скорая Помощь уже готова была: врачи со Скорой, прямо в школьном медпункте, Феде живот прощупали да опросили о боли уже хорошенько и профессионально. А Федя, увидев Скорую, почему-то решил, что ему аппендикс вырезать приехали. Почему? Он и сам ответить не мог - говорил, что в книжке прочитал про аппендикс и по этой же книжке и притворялся... Но увидев врачей из Скорой, Федя от всех болей в животе отказался. Ну, врачи со Скорой, прямо в школьном мед кабинете Феде, для профилактики, промывание желудка сделали. И все эти прощупывания да промывание - прямо при училке. А потом Скорая Федю домой отвезла - пусть отдыхает. Такая вот история.
  
  Правда, недели через две мы опять свои походы возобновили, но Федя уже на счастливый случай не надеялся и к таким походам все свои двойки исправлял. Вроде как, даже и хорошо получилось. Как сам Федя заметил потом:
  
   -Нет худа без добра....
  
  Так, за этот учебный год, мы все новые кинофильмы пересмотрели. А сколько пионеров-героев обнаружили! Мы и на следующий год уже планы строили - комсомольцев-героев искать. Но на следующий год, уже в седьмом классе, наш пионерский отряд распустили и наша активность заглохла.
  
  Плаванье мы с Федей, тоже, забросили: он переключился на водное поло, в я - на теннис. И, после восьмого класса, Федя ушел учиться в техникум - по следам родителей. И его след пропал.
  
  А с Ильей я дружил еще несколько лет и мы вдвоем стали заядлыми рыболовами. Но это уже отдельная история про рыбалку в пионерском лагере... Правда, к десятому классу и Илья уехал в другой город - его отца, полковника авиации, перевели служить в другое место...
  
  Только через много лет я повстречался с Федей.... В это время я, уже после армии и института, работал на одном очень технологически-современном предприятии и, однажды в профсоюзном комитете, мне выделили путевку за границу. Не далеко - в Болгарию. Но, все равно, перед такой поездкой полагалось пройти инструктаж в одном из райкомов партии.
  
  Вот, сидим мы, группа туристов в приемной райкома и ждем, пока к нам выйдет инструктор райкома. Минут двадцать уже ждем и стал я от скуки таблички на кабинетах райкома читать. Привлекла меня одна табличка "Фомин Ф.Н. Второй секретарь".
  
  Я сразу Федьку вспомнил - его фамилия Фомин. Отчество я и не знал да и не думал, что Федька в райкоме работает. Но потянуло меня что-то взглянуть - а вдруг это Федька в кабинете сидит. Я на секретаршу в "предбаннике" взглянул - она занята, пишет что-то в журнале. Тогда я тихонько дверь, кожею обтянутую, приоткрыл и вижу - он! Конечно изменился очень, солиднее стал и поседел даже. Я в кабинет шаг сделал и на Федю смотрю, а он голову на шум из двери приподнял и на меня уставился. А, тут, сзади в дверь секретарша с криком влетает.
  
  - Сюда посторонним без записи нельзя!'.
  
  Вдруг Федька как заорет:
  
  - Да какой же это посторонний? Это же Юрка!
  
  Секретарша и ретировалась тихонько. А мы с Федькой разговорились. Да, это он - второй секретарь райкома Фомин Федор Николаевич.
  
  А после техникума он на завод пошел, там в партию вступил, потом институт закончил.
  
   - Там, - говорит Федька - мне опыт наш пионерский пригодился: понял я, что в жизни разные возможности необычные бывают и ими воспользоваться можно. Главное - с умом к делу подходить, свое не упускать и о других людях, тоже, думать. А герои в нашей жизни всегда есть и совсем не обязательно для этого пионером быть - вот и решил Федька таких героев находить и другим о них сообщать, опытом героев труда делиться. И пошел карьеру свою строить по партийной линии. Так, постепенно, и до второго секретаря дорос. Теперь планировал в горком перебраться. А что? Тоже специальность.
  
  Да, и еще сказал мне Федька, что и про Илью в газете читал: тот по стопам отца пошел - стал летчиком. Героя в Афгане получил. Тоже, как бы, связь с пионерами-героями продолжил.
  
  Опять, так уж вышло, что только я один из нас троих совсем уж никакого отношения к героям не имею. Пашу себе во славу Родины. Даже за эту путевку в Болгарию сам заплатил, хоть и дали мне ее в торжественной обстановке, как лучшему работнику предприятия. Вот так....
   Опять лопухнулся. Ну, ПКО он и есть ПКО!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"